Значок «чек» на панели приборов авто: что это означает


Практически все новые автомобили оборудованы электронной системой управления двигателем, которая нередко выдает на панель приборов ошибку Check engine (чек энджин). В переводе с английского, чек — это проверка, а энджин — двигатель. Поэтому несложно догадаться, что аварийная лампочка указывает на какую-нибудь проблему в работе силовой установки и необходимость проведения диагностики.

Общая информация

Причин, из-за которых загорается «чек» двигателя, очень много. Ошибка появляется на панели приборов внезапно и без предупреждений, а определить, что к этому привело, непросто. И даже если в транспортном средстве предусмотрены средства автоматической диагностики как, например, в BMW, Porsche, VW или Audi, выполняющие сканирование систем машины на предмет сбоев, найти источник такой ошибки без технического осмотра невозможно.

Рядовому автомобилисту надпись Check engine совершенно ничего не говорит, поэтому нужно как можно быстрее посетить сервисный центр и проверить двигатель. Однако в некоторых случаях найти источник ошибки и устранить ее можно и в домашних условиях. Для этого нужно разбираться с ключевыми причинами возникновения уведомления и способами их решения. Своевременная диагностика — это хороший способ вернуть машине прежнюю работоспособность, сэкономив денежные средства.

Популярные мифы


Разновидности

Кто-то специально избавляется от катализатора, другие намеренно игнорируют забитый агрегат. Все это стало причиной распространения мифов.

  1. Убрав его, двигатель прибавляет в мощности. Заблуждение, которое возникло неизвестно по каким причинам.
  2. Двигатель из-за катализатора не может нормально «дышать». Абсурд. Он вполне хорошо функционирует, если сам кат находится в рабочем состоянии.
  3. Забитый элемент обеспечивает более экологичную езду. Очередной миф, о возникновении которого остается только догадываться. Скорее наоборот, забитое устройство еще больше вредит природе и вашему автомобилю.

Потому следите за состоянием катализатора на ВАЗ 2114, проверяйте его функциональное состояние, а при необходимости меняйте на новый или заменяйте пламегасителем. Оба варианта показали свою эффективность.

Сегодня мы поговорим про признаки неисправности катализаторов. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но к сожалению это далеко не так. Но обо всем по порядку.

Замена датчика кислорода

К появлению надписи «чек авто» может привести повреждение или неправильная работа датчика кислорода (лямбда-зонда). Этот элемент является важной частью системы отработки выхлопных газов, который следит за объемами оставшегося кислорода после сгорания топливно-воздушной смеси. При выходе из строя лямбда-зонда электронный блок управления получает неверную информацию, что приводит к следующим проблемам:

  • Внезапное повышение расходов топлива.
  • Снижение мощности силовой установки.

Современные автомобили оборудованы двумя или четырьмя датчиками кислорода, поэтому для определения поврежденной детали придется задействовать сканер ошибок. Если в гараже имеется такой прибор, то проверка двигателя будет простой.

Существует масса причин, вызывающих повреждение или неправильную работу этого датчика. Одной из самых распространенных является покрытие детали масленой сажей, что препятствует нормальному снятию показателей. В результате расход топлива начинает расти, а выхлопная система выделяет большое количество вредных веществ CO2.

Столкнувшись с такими проблемами, нужно незамедлительно поменять кислородный датчик, иначе из строя может выйти другой узел — катализатор. Ремонт последнего более дорогой, что обусловлено наличием в его составе драгоценных сплавов. А если в машине установлено сразу несколько катализаторов, то суммарная стоимость ремонта может достигнуть 90 000 рублей. Таких внушительных затрат можно избежать, если вовремя провести замену датчика.

Новый элемент тоже недешевый, но его покупка обойдется в сотни раз дешевле, чем ремонт всей системы нейтрализатора выхлопных газов. Реализовать замену элемента несложно своими руками. Для этого достаточно определить, где находится лямбда-зонд и изъять его для установки нового.

Будет также интересно: Из какого материала выбрать автоковрики

Как решить проблему малой эффективности работы катализатора

Поскольку чаще всего ошибка P0420 выскакивает при отслужившим свое катализаторе, скорее всего, проблему малой эффективности работы системы каталитического нейтрализатора ниже порогового уровня, придется решать путем замены на рабой или перепрошивки ECM на другую норму токсичности (под EURO2).

Самым дорогим (около 40 000 р.) методом ремонта будет замена катализатора на новый оригинальный.

В разы дешевле (5-6 тыс. руб) – заменить на универсальный катализатор. Его эффективность работы несколько хуже (оригинал керамический, а такой часто из железа), ресурс всего лишь около 30-50 тыс. км, и не все автомобили к такому изменению положительно отнесутся. Зато вам не придется делать каких-то программных изменений. Приблизительно в столько же обойдется покупка б/у оригинала на разборке.

Когда нормы токсичности вам не важны, то относительно недорогим вариантом станет установка пламегасителя. Такое решение предусматривает вырезание банки катализатора и установки обманки второй лямбды.

Бюджетный вариант, включающий перепрошивку и установку обманки (механической или электронной), – перевод автомобиля на пониженную норму токсичности. Такое решение проблем, появившихся с кодом р0420, не только устранит неисправность, но и позволить «дышать двигателю полной грудью», ведь все эти нормы здорово урезают мощностные возможности ради соответствия экологическим стандартам. Данный метод предусматривает удаление катализатора из выхлопной системы, а установка двухканального эмулятора даст возможность точно настраивать параметры времени отклика, скорость сигнала и его смещение.

А если пропускная способность каталитического нейтрализатора еще в пределах нормы (0,21 кг/см² при 2000 об/мин), поскольку сигнал о потребности замены катализатора может появляться даже при 70% работоспособности, то можно временно поставить проставку под лямбда-зонд. Такое решение самое дешевое, но не панацея и подходит далеко не всем.

Надеюсь, вам помогут все вышеописанные методы решения неисправности, связанной с кодом P0420, и у вас больше не возникнет вопросов типа: «почему появилась ошибка р0420 и как её устранить», а полученными знаниями вы поделитесь в соцсетях с друзьями. Нам же напишите отзыв, получилось ли устранить проблему, сколько это стоило, и какой именно метод помог разобраться с причиной слабой эффективности катализатора.

Всем привет. Сегодня хотим не много внести ясности о том как работает катализатор, как диагностируется, почему не горит ошибка при забитом катализаторе и многое другое.

Для каталитического нейтрализатора существует несколько вариантов, когда можно сделать вывод что катализатор пришел в негодность.

Начнём с первого примера — это слабая пропускная способность катализатор, в следствие сильного нагара на сотах катализатора. Обычно это происходит из-за не качественного топлива (присадок в нём), или же обильного попадания масла или антифриза в камеру сгорания. В этом случае керамика покрывается обильным слоем нагара, и в прямом смысле этого слова, соты катализатора зарастают. Это обычно сопровождается снижением тяги после активной езды по городу или простою в пробках, особенно в жаркое время года.Так же снижение тяги можно заметить при езде по трассе, спустя некоторое время езды по трассе, машина начинает сложнее набирать скорость, иногда вовсе не может развить скорость выше 100 км ч, если дать машине остыть, она снова начинает хорошо ехать. Если не принять никаких мер по ремонту катализатора, ситуация усугубляется, машина на холодную едет хорошо, ну после прогрева так же начинает тупить, уже не важно в пробке вы стоите или едите по трассе. В совсем запущенных случаях, машина просто заглохнет и больше не заведётся. Параллельно этим симптомам, поднимается расход топлива на несколько литров, начинает плавать холостой ход, в некоторых случаях приходится дольше крутить стартером для запуска мотора. При этом обращаю внимание, при этой неисправности, ЧЕК НЕ ЗАГОРАЕТСЯ

, так как в бензиновом автомобиле пропускная способность катализатора ничем не контролируется.

Проверка крышки топливного бака

Пытаясь понять, почему горит чек двигателя, владельцы авто рассматривают худшие сценарии, но не уделяют внимание незначительным поломкам. В их числе — потеря герметизации топливной системы по причине деформации или неправильной фиксации крышки горловины бака. При таком дефекте значок ошибки может загореться внезапно. При недостаточной герметизации системы из-за проникновения воздуха через крышку расход топлива будет увеличен, а на приборной панели появится уведомление Check engine.

Если после загорания индикации автомобиль не теряет прежней мощности, а любые звуковые изменения в работе силовой установки отсутствуют (стук, гул, скрип), необходимо выполнить такие действия:

  • Проверить герметичность бензобака. Если крышка горловины была повреждена, ее нужно заменить.
  • Проверить надежность фиксации крышки. При недостаточном затягивании крышки в топливную систему будет попадать воздух, что приведет к загоранию индикатора. Достаточно затянуть ее до конца, а затем продолжить езду. Если сделать все правильно, через какое-то время ошибка исчезнет.

Замена на 16-клапанном двигателе

В случае с 16-клапанным силовым агрегатом, катализатор входит в конструкцию с выходным коллектором. Потому ищите его за блоком цилиндров непосредственно в подкапотном пространстве.

Нюанс демонтажа с 16-клапанника заключается в наличии двух лямбд.

  • Первая располагается непосредственно на катализаторе. Она служит для настройки топливной смеси;
  • Вторая находится на фланце уже после устройства. Ее называют экологической. Если данной лямбды не окажется на месте, датчик сразу выдаст ошибку, впрыск перестанет работать должным образом, увеличится тяга и повысится расход топлива.

Решить этот вопрос можно двумя способами:

  1. Если вы купили паука на один регулятор, электронный блок управления может быть прошит на Евро 2 с текущего Евро 3. Но у такого паука есть серьезный недочет — единственная резьба для лямбды находится на фланце. Чтобы впрысковую лямбду туда монтировать, придется собрать удлинитель из провода и двух разъемов, именуемых мама-папа.
  2. Если это паук на два регулятора, впрысковая лямбда монтируется в штатное гнездо. Резьбу для второго датчика глушат или ставят на ее место обманку для электронного блока управления. Во второй ситуации перепрошивать ЭБУ не нужно.

Обслуживание катализатора выхлопных газов

Задача автомобильного катализатора заключается в очистке выхлопных газов от токсических примесей, что предусмотрено экологическими нормами. Элемент выполняет преобразование окиси углерода и других опасных веществ в безвредные соединения, поэтому выхлоп становится более чистым. И если в работе катализатора произошел сбой или он вообще был выведен из строя, это будет отображено на панели приборов в виде индикации Check engine. Также поломка может сопровождаться снижением мощности транспортного средства примерно в 2 раза, что ухудшит прежнюю динамику разгона.

Причины поломки катализатора бывают разными. К наиболее распространенным можно отнести следующие:

  • Отсутствие регулярного техосмотра.
  • Повреждение датчика кислорода и несвоевременная установка нового.
  • Износ свечей зажигания.

Если из строя выходят два последних элемента, смесь окиси углерода остается вредной, переполненной токсическими примесями. Такой состав приводит к сильному перегреву, а затем и к повреждению катализатора.

Если деталь станет неисправной, придется приостановить езду на автомобиле, т. к. мотор не сможет нормально функционировать и на приборной панели появится соответствующее уведомление. К тому же износ катализатора вызовет повышение расхода топлива и снизит нормальную тягу силовой установки.

Покупка нового катализатора является дорогим капиталовложением, но она неизбежна. Существуют и альтернативные решения в виде установки пламегасителя, однако такой вариант не сможет заменить вышедший из строя узел и у него есть недостатки. Не имея опыта в проведении ремонта, лучше не начинать его самостоятельно. Вместо этого, задачу следует поручить профессиональному автомеханику.

Будет также интересно: Что нужно знать о работе вакуумного усилителя тормозов

Информационные знаки панели приборов

Информационные значки указывают на наличие или активацию какой-либо системы автомобиля. Например, при включении фар дальнего света часто загорается синий значок в виде круга с горизонтальными полосами. Информационные индикаторы обычно обладают синим или зеленым цветом, хотя при невозможности запустить необходимую систему они могут менять цвет на желтый или красный.

Значок лампочки панели приборов

Имеет вид зеленой или синей лампочки с перевернутым цоколем, от которой исходят лучи света. Индикатор указывает на включение наружного освещения транспортного средства (кроме фар дальнего и ближнего света – под них есть отдельные значки). Если загорелась желтая лампочка с восклицательным знаком, то это указывает на поломку осветительных приборов. Характер поломки может быть различными, поэтому действовать нужно так:

  1. Осмотрите все наружные осветительные приборы. Если нашли неработающий элемент, разберите его и проведите полноценную диагностику.
  2. Если осветительный прибор не работает, то просто купите новый и поставьте его на место старого. Если же лампа работает, то необходимо осмотреть проводку и заменить поврежденные провода.
  3. Если все светильники работают, а по проводке нет обрывов, то дело может быть в старом аккумуляторе, который быстро разряжается из-за истечения срока годности. Устройство нужно заменить.

Если все дело в аккумуляторе, то есть большой шанс, что зажжется желтая или красная лампочка с батареей на панели приборов.

Дальний/ближний свет

Два значка синего или желтого цвета:

  • Значок в виде слегка приплюснутой окружности, слева от которой расположено пять горизонтальных полос – указывает на активацию дальнего света.
  • Значок в виде слегка приплюснутой окружности, слева от которой расположено пять наклоненных вниз горизонтальных полос – указывает на активацию ближнего света.
  • Иногда по знаком может загораться надпись AUTO – это указывает, что на машине запущена автоматическая система включения/выключения фар.

Если вы включили дальний/ближний свет, а фары не зажглись, то на панели отобразится аналогичный значок. Однако он будет окрашен в желтый цвет, а полосы будут перерезана вертикальной волнистой линией. Наличие такого индикатора указывает на поломку фар либо выход из строя электрических кабелей питания. В любом случае необходимо осмотреть фары и выполнить ремонт.

Индикатор поворота (“поворотники”)

Имеет вид зеленой, синей или желтой стрелки, которая направлена вправо или влево. Значок активируется после включения внешнего поворотника, который активируется с помощью рычага на руле. В зависимости от того, куда именно вы решили повернуть (вправо или влево), активируется соответстующая стрелка (правая или левая).

Если стрелка-поворотник горит постоянно, а вы не дергали поворотный рычаг, то это указывает на поломку реле разворота.

Оптимальный вариантом будет замена этого устройства, поскольку починить его крайне сложно:

  1. На большинстве современных транспортных средств реле находится в монтажном блоке под капотом. Перед заменой устройства обязательно обесточьте аккумулятор.
  2. После отключения питания под капотом откройте крышку монтажного блока и найдите поворотное реле – оно имеет вид небольшого черного куба с электрическим разъемом.
  3. Поставьте новый прибор на место старого, закройте крышку, восстановите электропитание на аккумуляторе.

Снежинка

Имеет вид снежинки с шестью или восемью лучами, а может окрашиваться в желтый или красный цвет. Является чисто информационным индикатором, который сигнализирует водителю, что на дороге есть риск гололедицы, поэтому двигаться нужно аккуратно. Окрас снежинки указывает на уровень температуры за бортом:

  • Активация желтой снежинки гласит, что температура на улице находится в пределах от 0 до +4 градусов.
  • Красная снежинка указывает, что температура опустилась до отметки в пределах от -4 до 0 градусов.
  • В случае более холодной температура значок не активируется (предполагается, что наличие гололеда очевидно).

Режим экологического вождения и экономии топлива ECO

Имеет вид красного круга, внутри которого большими буквами выведено слово ECO. Альтернативный внешний вид – черные буквы ECO на фоне зеленого листа. Активация этого знака происходит при включении экологического режима работы двигателя, который характерен снижением расходов топлива (хотя скорость при этом тоже снижается). Индикатор будет гореть до тех пор, пока водитель не отключит экономный режим либо пока не остановит транспортное средство.

Датчики полного привода

Полный привод – это разновидность трансмиссии, при которой ведущими являются все четыре колеса транспортного средства. Полный привод может быть активен всегда либо подключаться вручную или автоматически в зависимости от обстоятельств движения. На автомобилях с полным приводом могут загораться следующими датчики:

  • Черная надпись “4 x 4 AUTO” на зеленом фоне. Индикатор загорается на автомобилях, которые работают по модели полного привода с автоподключением по требованию. Знак означает, что на машине по умолчанию работает только один привод (передний или задний), а в случае недостатка вращательного движения автоматически включается дополнительный привод, что улучшает качество управления.
  • Черная надпись “4 x 4 HIGH” на зеленом или желтом фоне. Ситуация аналогична предыдущему сценарию с той разницей, что полный привод запускается только на повышенных оборотах двигателя (при желании его можно включить вручную). Режим отлично подходит для движения по глубокому снегу или песку, а также по наклонным поверхностям. А вот на обычной асфальтовой дороге активировать режим не рекомендуется.
  • Черная надпись “4 x 4 LOW” на зеленом или желтом фоне. Ситуация также аналогична первому сценарию, но полный привод запускается только на пониженных оборотах двигателя (хотя его также можно включить вручную). Режим подойдет при езде по очень плохим дорогам и по полному бездорожью. Для движения по обычным хорошим дорогам его использовать также не рекомендуется.

Активация круиз-контроля

Круиз-контроль – это вспомогательная система, которая позволяет автоматически зафиксировать скорость движения транспортного средства. Для активации круиз-контроля используются кнопки, которые расположены на левой стороне руля или рядом с прикуривателем. При включении системы активируется датчик круиз-контроля на панели приборов. Он имеет вид зеленого спидометра со стрелкой. Он будет гореть до тех пор, пока вы не вылючите круиз-контроль или не оставноите транспортное средство.

Знак “низкий уровень топлива”

Имеет вид заправочной колонки, которая может быть окрашена в желтый или красный цвет. Знак активируется в том случае, когда топливо подходит к концу. Настройка датчика может отличаться в зависимости от марки и модели машины, но чаще всего используется следующий подход:

  • Желтая колонка указывает, что уровень топлива в бензобаке находится на уровне 5-15%. Поэтому автомобилю рекомендуется сделать заправку, но это не слишком срочно.
  • Красная колонка указывает, что бензина/дизеля в баке осталось совсем мало – 0-5%. Поэтому заправку нужно выполнить как можно быстрее.

В редких случаях активация знака может указывать на повреждение бензобака (частая проблема, которая возникает при серьезном ДТП). В таком случае нужно поставить автомобиль на эстакаду, слить остатки топлива, демонтировать старый бак и поставить новый. Сделать это новичку будет достаточно проблематично, поэтому оптимальным вариантом будет обращение за помощью в автосервис.

Свечи зажигания

Загорание надписи «чек» на панели приборов случается и при износе свечей зажигания или высоковольтных проводов. Без этих элементов процесс воспламенения топливной смеси станет невозможным, т. к. свеча не сможет подавать нормальную искру. О повреждении этого элемента могут сигнализировать следующие проблемы:

  • Отсутствие искры.
  • Неестественный интервал подачи искры.

Такие сбои приводят к неправильной работе силовой установки, что будет ощущаться при ускорении с места. Средний срок службы свечей зажигания в современных автомобилях составляет 150 тыс. км. Модели, выпущенные до 1996 года, нуждаются в замене через каждые 25—30 тыс. км. Однако установленный эксплуатационный срок может снижаться под воздействием разных факторов. В первую очередь этому способствует низкое качество топлива и стиль вождения водителя.

Если замена свечей давно не проводилась, а в работе двигателя ощущаются серьезные сбои, нужно максимально быстро поменять их. Важно не откладывать такую работу на далекое будущее, т. к. это повлечет за собой неоправданные финансовые расходы. Новые свечи стоят недорого, а заменить их можно самостоятельно.

После такого несложного ремонта качество работы двигателя существенно улучшится, а расход топлива будет возвращен к нормальному значению. Чтобы поменять деталь, достаточно открыть капот и открутить старые свечи обычным свечным ключом.

Помимо этих элементов, из строя могут выходить и высоковольтные провода, которые осуществляют подачу искры к свечам зажигания. Поэтому они тоже нуждаются в замене и техническом обслуживании. Правильная и своевременная замена свечей продлит срок службы важных узлов автомобиля и сделает их работу слаженной, надежной и качественной.

Поломки и их признаки

Обычно данный элемент начинает «чудить», когда проходит около 150 тысяч километров. То есть это скорее возрастная проблема машины.


Стандартный и модифицированный

Характерные признаки того, что катализатор забился, это:

  • Динамика автомобиля существенно и заметно ухудшается;
  • Запуск двигателя происходит с проблемами;
  • В салоне наблюдается характерный запах серы;
  • Двигатель работает нестабильно на холостых оборотах.

Если автомобиль перестает нормально ехать, желательно сразу проверить состояние данного устройства. Увы, в гаражных условиях не всегда это можно сделать, поскольку требуется специальное оборудование, приборы. Но два способа все же имеется.

  1. Установить на место лямбда зонда манометр. Включайте в работу мотор и проверяйте давление. Если оно составляет более 0,5 атмосфер, дела плохи.
  2. Во втором случае вам потребуется дистанционный пирометр. Если катализатор работает нормально, температура трубы до него будет выше, чем после него. Но при одинаковой температуре это говорит о разрушении сот и нарушении функции гашения пламени.

Второй метод позволяет получить косвенные данные, потому давление проверить нужно обязательно в любом случае. Если обнаружена поломка, катализатор подлежит обязательной замене.

Другие причины

Появление надписи Check engine часто случается после недавней заправки топлива на АЗС. В таком случае двигатель теряет обороты и работает со сбоями без каких-либо намеков на серьезную поломку. Виновником неприятного явления может стать низкокачественное топливо или его несоответствие конкретному типу двигателя.

Столкнувшись с такой проблемой, электронный блок управления зафиксирует появление детонации и разные нарушения при сгорании смеси, что будет отображено в виде ошибки Check engine. Решается такая проблема очень просто: достаточно добавить к залитому в бак топливу высококачественный бензин или солярку и ошибка исчезнет сама по себе.

Но если качество топлива критически низкое, возможно придется сливать его, прочищая всю систему питания. Если ошибка не исчезает даже после таких радикальных решений, приходится сбрасывать ее программным методом, используя специальное оборудование.

Также к загоранию индикатора может приводить перегрев силовой установки или снижение содержания масла в двигателе внутреннего сгорания. В таком случае нужно оценить текущую температуру мотора. Если любые признаки перегрева отсутствуют, достаточно проверить уровень моторного масла и его состояние. При нормальном уровне смеси мотор будет работать без сторонних стуков и звуков, причем как на холостом ходу, так и при активной нагрузке.

Будет также интересно: Что значит атмосферный двигатель и как устроен атмосферник

Рассматривая причины появления надписи «чек», нельзя не упомянуть о троении двигателя. Проблема развивается на фоне повреждения свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки и других элементов из этой системы. Также она может проявиться при неправильном впрыске топлива в один из цилиндров.

Как проверить катализатор на забитость своими руками не снимая

Как проверить катализатор на забитость своими руками не снимая? Никак!

Почему? Потому что придется либо снимать и смотреть его состояние на забитость вживую, либо ехать в автосервис и делать проверку антидавления.

Мужик хотел сдать «копейку» в чермет из-за непонятной неисправности двигателя (искали всем автосервисом, и, нашли неисправность)

Катализатор может выйти из строя от времени. Ведь, каким бы качественным топливом вы не заправлялись, всё равно в нём могут оказаться всевозможные примеси. Поэтому с годами данный элемент может забиться отходами и перестать выполнять свою функцию.

Кроме того, каталитический нейтрализатор часто ломается от некачественного топлива. Поэтому так важно заправляться на проверенных заправках и заливать в бак только тот бензин, который рекомендован автопроизводителем.

Советы водителю

Список причин, вызывающих загорание индикатора Check engine очень обширный. Если составить один общий список, то он будет включать в себя следующие пункты:

  1. Низкое качество топливной смеси. Решается проблема слитием топлива или разбавлением более качественным продуктом.
  2. Повреждение или износ свечей зажигания, ненормальный зазор между боковым и центральным электродом. При такой поломке необходимо провести проверку и очистку элементов или же заменить комплект свечей.
  3. Дефекты высоковольтных проводов. Если в этих элементах случается пробой изоляции или повреждаются контакты, подача искры будет приостановлена. Придется заменить свечные провода.
  4. Проблемы с катушкой зажигания. Этот узел тоже нуждается в тщательной проверке на предмет наличия каких-либо неполадок.
  5. Нарушения в работе топливных форсунок. Проблема приводит к плохой подаче топлива, что мешает двигателю работать в нормальном режиме.
  6. Выход из строя бензонасоса. Повреждение этого элемента сопровождается недостаточным давлением топлива. Проблему вызывает загрязнение сеточки насоса и ухудшение пропускных способностей фильтра.
  7. Проблемы с катализатором и лямбда-зондом. Если один из указанных узлов перестает справляться со своими задачами, на панели приборов обязательно появится соответствующее уведомление об ошибке. На отдельных моделях авто можно изъять эти элементы, но на других приходится покупать новые. Такой ремонт является недешевой услугой, но он неизбежен.
  8. Неправильная работа важных датчиков. Если отдельные элементы ЭСУД перестают нормально функционировать, это будет сопровождаться появлением ошибки на панели индикаций. Речь идет о датчике положение распредвала, датчике скорости, ДМРВ и других.

В общей сложности, понять причину загорания лампочки Check engine можно и в домашних условиях. Порой она является незначительной и практически не влияет на работу силовой установки, но иногда сопровождается серьезными неисправностями двигателя в виде потери мощности или внезапной остановке машины.

Тем не менее причиной появления ошибки может стать и сам ЭБУ, который был выведен из строя. Устранить такую поломку самостоятельно нельзя, придется показывать авто сотруднику мастерской. И чем быстрее это будет сделано, тем успешнее и дешевле окажется восстановление машины.

Предупреждающие значки панели приборов – расшифровка

Большую часть индикаторов на приборной панели составляют предупреждающие значки. Они загораются при активации какой-либо системы автомобиля (например, гидроусилителя руля). Также они предупреждают о возникновении неисправностей (обычно некритических). Бывают разного цвета.

  • Зеленый или синий цвет

Индикатор информирует водителя об активации или подключении какой-либо системы транспортного средства, а также указывает на то, что эта система функционирует нормально. Например, зеленая иконка в виде спидометра указывает на то, что водитель активировал круиз-контроль, который будет удерживать постоянную скорость транспортного средства во время движения.

  • Желтый цвет

Указывает на наличие неисправностей, по которым требуются действия водителя. При этом “желтые” неисправности обычно не являются критическими, поэтому водителю не нужно останавливать автомобиль и срочно проводить диагностику и ремонт. Например, желтый значок в виде заправочной колонки обычно указывает, что в бензобаке осталось мало топлива (обычно менее 15% объема бака) и в скором времени понадобится заправка транспортного средства.

  • Красный цвет

Указывает на возникновение критической неисправности, которую водителю необходимо устранить как можно быстрее. Например, красная масленка может указывать на критический уровень падения моторного масла, что может привести к быстрому перегреву двигателя. Активация красных значков часто переводит автомобиля в аварийный режим, чтобы водитель смог безопасна добраться до гаража или автосервиса, чтобы выполнить ремонт.

  • Отсутствующий” окрас.

Если на панели приборов есть место для значка, но он не загорается, то это значит, что соответствующая система автомобиля (например, гидроусилитель) не активирована либо по ней отсутствуют проблемы. Отсутствующих окрас также может быть связан с умышленными действиями водителя (скажем, он отключил ГУР-систему через бортовой компьютер), а также в редких случаях – с наличием скрытой поломки (например, датчик температуры вышел из строя, компьютер его не видит, поэтому индикатор не загорается).

Check Engine

Значок имеет вид желтого двигателя, который может дополняться молниями и надписями “Check” или “Check engine”. Он сигнализирует, что на машине произошла поломка средней тяжести, по которой необходима дополнительная диагностика. Причины активации индикатора могут быть различными:

  • Износ или механическое повреждение двигателя.
  • Подсос воздуха в топливной системе.
  • Выход из строя лямбда-зонда.
  • Загрязнение катализатора выхлопных газов.
  • Грязные форсунки.
  • Недостаток смазочных материалов.
  • Проблемы со свечами зажигания.
  • Повреждение бензонасоса.

Чтобы выполнить полноценную диагностику:

  • Подключите автосканер в специальный разъем на автомобиле;
  • Подключитесь к устройству по беспроводному каналу связи через телефон;
  • Посмотрите код ошибки и узнайте, что означает этот код (база данным по ошибкам обычно входит в состав программы).

После этого нужно действовать в соответствии с тем, чем именно вызвана поломка. Если проблема в сломавшемся лямбда-зонда, нужно заменить его; если наблюдается недостаток смазки, то ее нужно влить в систему и так далее. Оптимальным вариантом будет посещение автомобильной мастерской, где все необходимые работы проведет мастер.

Индикатор руля

Имеет вид автомобильного руля, окрашенного в желтый или красный цвет, а его активация означает наличие поломки с рулевой системой:

  • Желтый руль.

Указывает на некорректную калибровку датчика поворота руля в системе ГУР или ЭУР. На современных авто эта проблема решается проста – нужно активировать режим калибровки через бортовой компьютер, а потом выкрутить руль до упора поочередно в правую и левую стороны. На более старых авто калибровка делается на дороге с помощью бортового компьютера или внешнего управляющего устройства. Если не смогли самостоятельно решить эту проблему, то обязательно посетите автомастерскую для калибровки.

  • Красный руль.

Указывает на полный или частичный выход из строя ГУР или ЭУР рулевой системы. Большой вероятностью появление этого индикатора сопровождается серьезным ухудшением работы руля (плохо проворачивается, вращение идет рывками и так далее). Поломка может указывать на выход из строя насоса, регулятора давления, бачка, гидроцилиндра, электронного блока ЭУР и так далее. Для починки рекомендуется выполнить полный осмотр ГУР/ЭУР и заменить сломавшуюся деталь либо весь механизм целиком. Если у Вас нет опыта в этой сфере, рекомендуется обратится за помощью в автомастерскую.

Датчик тормоза

Имеет вид красного кружка, внутри которого есть буква P. В нормальной ситуации датчик загорается при поднятии рычага ручного тормоза – если его опустить, то знак исчезает. Если же водитель не поднимал рычаг, а значок все же загорелся, то это может указывать на наличие проблемы средней тяжести:

  • Износились колодки. Для диагностики снимите защитную крышку колеса, найдите колодки и проведите осмотр – если имеется черный налет, то это указывает на износ. Для замены колодок рекомендуется обратится в сервисный центр, поскольку это сложная техническая задача.
  • Подходит к концу тормозная жидкость. Для диагностики используйте тест-полоски, которые можно купить в любой автомастерской. В моторном отсеке аккуратно найдите тормозной бак, открутите его пробку, поместите полоску на 30-60 секунд в жидкость, а потом сравните ее таблице на упаковке. Если жидкости недостаточно, купите в магазине любую жидкость класса DOT 4 и залейте ее бак.
  • Сбои в работе концевого датчика. Эта проблема может появится только в том случае, если вы используете тормозную систему с электронным управлением. Оптимальным вариантом диагностики будет метод исключения – если на колодках нет налета, а тестеры показывают нормальный уровень масла, то дело в датчике. Для починки рекомендуется обратится в сервисный центр, поскольку ремонт датчика – тоже сложная задача.

Не путайте тормозной значок (буква P в красном круге) с аварийным тормозным значком (восклицательный знак в красном круге или треугольнике). В первом варианте по дорогам можно ездить на небольшой скорости – во втором случае передвижение не рекомендуется, поскольку есть большой риск аварии.

Индикаторы охлаждающей жидкости

Бывают двух видов:

  • Красный знак в виде волн и вертикального градусника

Указывает на перегрев двигателя транспортного средства. При появлении индикатора нужно снизить скорость и посмотреть, что произойдет. Если индикатор исчез, то все дело было в высоких нагрузках транспорта и неисправности здесь нет. Если значок остался, то это указывает на поломку системы охлаждения. Причины могут быть различны – от нарушения герметичности до выхода из строя регулятора. Оптимальным вариантом решения проблемы будет посещение мастерской.

  • Желтый знак в виде прямоугольника с волнами

Указывает на низкий уровень охладителя в системе. Чтобы избавиться от проблемы, нужно слить старый и залить новый охладитель в транспортное средство. Заливка обычно осуществляется через горловину, которая расположена на радиаторе охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости обычно применяется антифриз.

Датчик иммобилайзера

Иммобилайзер – это противоугонная система автомобиля, которая блокирует двигатель транспортного средства при попытке взлома. Устройство обычно состоит из специального замка, магнитной панели или небольшого разъема. Активировать его можно с помощью ключа, магнита или специальной пластины, которая есть только у водителя. В случае некорректной активации двигатель блокируется.

При активации иммобилайзера на панели приборов зажигается датчик, а в зависимости от марки и модели авто он разный:

  • Зеленый ключ, внутри которого расположена небольшая горизонтальная линия с вертикальный засечками.
  • Красный легковой автомобиль, внутри которого горит небольшой черный ключ.
  • Красный легковой автомобиль, рядом с которым изображен крупный дверной замок.
  • Желтая легковушка, у которой заднее колесо имеет вид небольшого ключа.

Если водитель корректно проходит идентификацию (например, подносит нужный магнит), то иммобилайзер тухнет на панели. Повторно он возникнет после того, как водитель выйдет из машины и поставит ее на сигнализацию. Если авто захочет взломать злоумышленник, то активируется сигнализация, а датчик останется без изменений или будет быстро мигать.

Датчик ремней безопасности

Знак имеет строго красный окрас. Он имеет вид человека, который сидит в кресле, а справа налево по диагонали он перечеркнут прямой линией. Индикатор указывает, что водитель не пристегнулся и будет подвергать себя опасности во время движения. Чтобы индикатор исчез, человеку необходимо пристегнуться. В редких случаях возможна ситуация, когда водитель не пристегнулся, а индикатор не сработал – это указывает на поломку замка ремня безопасности. Оптимальным вариантом будет полная замена ремня.

Выхлопные газы

Значок окрашен в желтый цвет и имеет вид выхлопных газов. Он указывает на неисправность в системе очистки отработанных газов, которые образуются при сгорании топлива в двигателе. Проблема возникает в трех основных ситуациях:

  • Заправка некачественным топливом. В случае заправки слишком грязным топливом вредные газы при сгорании топлива будут образовываться в увеличенных количествах, поэтому будет загораться желтый датчик выхлопных газов. Чтобы решить проблему, нужно израсходовать плохое топливо либо залить сразу новое – после этого индикатор выключится.
  • Неисправность лямбда-зонда. В случае поломки лямбда-зонда на состояние выхлопных газов не отслеживается, что и будет приводит к активации знака. Чтобы решить проблему, нужно поднять автомобиль на платформу, обесточить машину, выкрутить старый датчик и поставить новый.
  • Неисправность катализатора. Если на автомобиле стоит два лямбда-зонда, то желтым знак с выхлопными газами может указывать за неисправность катализатора (например, на его избыточную загрязненность). Для устранения проблемы нужно промыть или поставить новый катализатор.

Если проблема в лямбда-зонде или катализаторе, то с большой вероятностью на панели приборов дополнительно активируется знак Check Engine.

Значок гаечный ключ на панели приборов

Имеет вид гаечного ключа, окрашенного в желтый, красный или серый цвет. Активируется он обычно программными способом и не связан с поломкой транспорта:

  • Блоки управления многих современных машин запрограммированы таким образом, чтобы напоминать водителю о важности профилактического технического осмотра. Чаще всего устанавливается норма в 10-20 тысяч километров пробега – после преодоления такого расстояния загорается значок в виде гаечного ключа.
  • Чтобы избавится от назойливного знака, нужно перезапустить бортовой компьютер, что обнулит данные по пробегу. Либо можете посетить сервисный центр – после профилактического техобслуживания перезапуск выполнил мастер.

Каталитический нейтрализатор – зачем он?

Конструкторы автомобилей все больше внимания обращают на снижение вредных выбросов.

Для этого модернизируются системы питания силовых установок, чтобы добиться как можно меньшего потребления топлива, при этом не оказывая влияния на мощностные показатели.

Также все больше автомобилей укомплектовываются каталитическими нейтрализаторами, установленными в систему отвода выхлопных газов.

Суть работы катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.

Состоит каталитический нейтрализатор из корпуса, внутри которого помещен активные катализаторы, так называемые бобины.

Сейчас эти бобины зачастую изготавливаются из керамики, но есть и сделанные из металла.

В бобине сделано большое количество сот, через которые и проходят выхлопные газы.

Но керамика в химическую реакцию не вступает, для этого поверхность сотов покрыта слоем благородных металлов – платиной, иридия. Благодаря этим металлам и происходит реакция, в результате которой снижается вредность выбросов авто.

Эффективность работы данного устройства зависит от температуры – оптимальной считается от 300 град., поэтому внутри корпуса имеется также теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается как можно ближе к выхлопному коллектору.

Более подробно о конструктивных особенностях каталитического нейтрализатора, а также о принципе его работы можно почитать здесь.

Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его сравнительно недолгий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. км, после чего он становится не рабочим.

Последствия несвоевременной диагностики и ремонта

Какие же могут возникать последствия несвоевременного устранения Check Engine? Здесь список может быть достаточно долгим. Распишем основные из причины и проблемы:

  • Неисправность одного элемента, может привести к цепной реакции, которая повлечет более сложные последствия.
  • Возникновения эффекта троения, плохого пуска, отказа систем, повышения расхода и прочих похожих неисправностей.
  • Перегрев силового агрегата, и как следствие деформация ГБЦ. Потом только последует капитальный ремонт.
  • Получение ЭБУ недостоверных данных, а соответственно некорректная работа остальных основных и вспомогательных систем.
  • Прочие последствия.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]