Когда сломается вазовский вариатор — разбор эксперта


Гибридный вариатор Jatco JF015E предназначен для установки на автомобили, оборудованные двигателями внутреннего сгорания объемом до 1800 см³ (крутящий момент до 180 Н*м). В конструкцию агрегата введен 2-ступенчатый планетарный редуктор, позволивший уменьшить габариты картера коробки. Оборудование появилось в производственной программе завода в 2010 г.

Вариатор Jatco JF015E.

Где применяется

Коробка встречается в следующих автомобилях:

  1. Nissan Juke, Micra и Note, оснащенных моторами рабочим объемом от 0,9 до 1,6 л. Монтируется на машины Qashqai, Sentra и Tiida, оборудованные бензиновыми моторами объемом до 1,8 л.
  2. Renault Kaptur и Fluence с мотором 1,6 л.
  3. Mitsubishi Lancer 10-го поколения с двигателями объемом 1,5 и 1,6 л.
  4. Малогабаритных машинах Suzuki Swift, Wagon R, Spacia и Chevrolet Spark с бензиновыми силовыми агрегатами объемом до 1,4 л.
  5. Автомашинах Lada XRAY с мотором объемом 1600 см³.

На каких машинах установлен вариатор JF011E

Пик популярности коробки JF011E пришелся на 2005 год, когда трансмиссия и появилась на рынке. Она широко использовалась различными концернами и встречалась в конструкции таких моделей:

  • Nissan: Qashqai, X-Trail, Tiida, Juke и другие;
  • Mitsubishi Outlander и ASX;
  • Peugeot: 4007 и 4008;
  • Suzuki SX4 и Kizashi;
  • Citroen C-Crosser;
  • Dodge Caliber.

Вопреки ошибочному мнению, на автомобилях Toyota и Mercedes-Benz коробки этой модели не устанавливались, как и на Renault Megane. Узнать, установлен ли такой вариатор на вашей машине, можно в руководстве по эксплуатации от производителя либо же на одном из тематических сайтов.

Конструкция и ресурс

Трансмиссия оснащена клиноременным механизмом, состоящим из регулируемых конических шкивов и пластинчатого ремня. За счет синхронного изменения диаметров шкивов обеспечивается плавная корректировка передаточного отношения. В коробке устанавливается ремень толкающего типа, между мотором и коробкой располагается гидравлическая муфта. Для обеспечения циркуляции рабочей жидкости в вариаторе используется роторный насос высокого давления.


Конструктор jatco jf015e.

В конструкцию коробки введен 2-скоростной гидромеханический автомат, необходимый при движении автомобиля на скорости свыше 100 км/ч. Введение дополнительного редуктора позволило избежать работы вариатора в неблагоприятных режимах (при размещении пластинчатого ремня у внешней кромки конусов). Переключение на передачу заднего хода выполняется в гидромеханической части коробки, вариатор не задействован при этом. С помощью агрегата водитель переключает передаточные отношения в ручном режиме (из ряда фиксированных значений).

Завод-изготовитель оценивает ресурс коробки в 120-150 тыс. км пробега. Заявленная цифра достигается при регулярной замене масла (каждые 30 тыс. км) и щадящем режиме эксплуатации (прогрев перед началом движения, плавные разгоны и движение со скоростями до 100-110 км/ч). Коробки, выпущенные до 2014 г., отличаются пониженным ресурсом из-за ряда узлов. Последующие серии коробок имеют доработанный насос и подшипниковые опоры, а также модернизированную версию программного обеспечения.

Особенности АКПП Jatco Джатко

Итак, фирма Jatco – крупнейший производитель автоматических коробок передач (АКПП) и вариаторных коробок передач (CVT). Сегодня контрольный пакет акций принадлежит Nissan, то есть Jatco фактически является дочерней компанией данного японского автопроизводителя.

Не удивительно, что Ниссан повсеместно устанавливает автоматические коробки передач Jatco на свои автомобили. Также после слияния с Renault (альянс Renault-Nissan), автоматические трансмиссии Jatco также появились на моделях Renault. Еще следует добавить, что Jatco также поставляет свои коробки на конвейер Mitsubishi, Honda, Suzuki, GM и даже АвтоВАЗ.

Как видно, автомат Джатко можно встретить на многих популярных моделях. Сам производитель трансмиссий специализируется на разработке и изготовлении компактных и недорогих АКПП для установки на автомобили малого и среднего класса.

Другими словами, автоматы Jatco повсеместно встречаются как на бюджетных малолитражках, так и на седанах класса C/D, городских паркетниках и т.д. Например, на отечеcтвенной модели Lada Granta стоит 4-х ступенчатая АКПП Jatco JF 414E, на популярном Daewoo Matiz или Kia Picanto установлена коробка Jatco JF 402/405E и т.д.

На практике АКПП данного производителя отличают компактные размеры, относительная простота и надежность конструкции. Многие коробки Джатко дополнительно имеют функцию ручного переключения передач Типтроник. Специалисты отмечают, что АКПП Джатко достаточно просто обслуживать, в случае ремонта не возникает особых проблем с запчастями.

Также, даже с учетом компактных размеров, инженерам Jatco удалось добиться повышенной надежности трансмиссии благодаря целому ряду уникальных технических решений и собственных технологических наработок. Это значит, что коробки Джатко имеют большой ресурс, а также данные агрегаты хорошо подготовлены для тяжелых режимов эксплуатации.

При этом производитель предлагает свои коробки автомат по доступной цене, в результате чего снижена конечная стоимость автомобиля с АКПП. Однако более доступная цена не означает, что автоматы Jatco являются удешевленным вариантом.

АКПП этой фирмы являются высокотехнологичными, оснащаются сложной системой электронного управления, имеют усовершенствованные гидроблоки, усиленные пакеты фрикционов и т.д. В результате агрегат плавно переключает передачи, что позволяет добиться высокого уровня комфорта при езде, свойственного гидромеханической коробке автомат.

Одновременно с этим разработчики повысили КПД трансмиссии и добились улучшенных показателей топливной экономичности. Также постоянно совершенствуется программное обеспечение, используются уникальные алгоритмы работы электронного блока.

Также в автоматических коробках Jatco применяются соленоиды, которые менее требовательны к качеству трансмиссионной жидкости ATF, имеют лучшие характеристики по сравнению с многими аналогами. Данное решение позволяет менять масло в коробке автомат реже, то есть на практике удалось увеличить срок службы жидкости и фильтров АКПП.

Как указывает сам производитель, в АКПП Jatco трансмиссионное масло нужно менять каждые 60-80 тыс. км. пробега, параллельно меняется фильтр АКПП. При этом в рамках сервисного обслуживания не требуется каких-либо других дополнительных действий.

Обслуживание Jatco JF015E

Нельзя начинать движение в зимнее время на холодной коробке. Для прогрева рабочей жидкости используется теплообменник, подключенный к системе охлаждения двигателя. Начинать движение следует плавно, избегая резких рывков. Рабочая жидкость проверяется через 6 месяцев эксплуатации, нормальным считается прозрачное масло. При обнаружении помутнения жидкость меняется вместе с фильтрующим элементом тонкой очистки (расположен на картере коробки). Для продления срока службы рекомендуется ежегодная профилактическая замена масла и фильтра.


Обслуживание Jatco JF015E.

В конструкции машины есть радиатор, подключенный к коробке. Соты теплообменника забиваются пылью и пухом, что приводит к перегреву масла. Необходимо ежегодно промывать радиаторы в специализированном сервисе.

Если в конструкции нет теплообменника коробки, то можно установить узел самостоятельно (вместе с термостатом, регулирующим интенсивность потока масла через охлаждающий блок).

Основные преимущества, недостатки и проблемы коробки JF011E

Один из ключевых плюсов рассматриваемой модели CVT – высокая надежность. Поклонники ряда японских авто сходятся в едином мнении, что JF011E получился если не самым хорошим, то одним из лучших вариаторов в линейке вообще. Но у него есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

легко найти и установить неоригинальные запчасти без проблем с совместимостью – ремни, клапаны насоса, подшипники, гидроблоки;

большой ассортимент «доноров» на вторичном рынке, если понадобится замена в сборе, с этим не возникнет никаких затруднений;

коробка хорошо изучена в автомобильных сервисах России, мастера умеют с ней работать, так что форс-мажоров с ремонтом не будет.

Минусы

ремень вариатора при приближении к 100 тысяч километров пробега может сильно растянуться, из-за чего его придется менять;

нередко водители отмечают гул подшипников во время движения;

в конструкции трансмиссии установлены не самые лучшие соленоиды и датчики, поэтому с ними тоже могут происходить проблемы.

Если правильно эксплуатировать и вовремя обслуживать коробку, с поломками вы вряд ли столкнетесь.

Проблемы данной модели

Недостатком коробки является загрязнение масла частицами металла, образующимися при истирании конусов и толкающего ремня. Заклинившие клапаны нарушают нормальную циркуляцию рабочей жидкости, что приводит к обездвиживанию автомобиля. Дополнительной проблемой являются подшипники качения, которые повреждаются металлической стружкой. При появлении неполадок, связанных с вариатором, запрещается дальнейшее движение. Автомашина доставляется в место проведения ремонта при помощи эвакуатора, движения на буксире не допускается.

Отказ от переключений

В конструкции коробки применен гидравлический блок с соленоидами, который находится в нижней части картера. При попадании в клапаны стружки нарушается подача рабочей жидкости, коробка работает в аварийном режиме с фиксированным передаточным отношением. Двигаться на машине запрещено, поскольку существует риск необратимого повреждения конусов ремнем.

Грязное масло

Загрязнение масла в коробке происходит из-за износа ремня и конических шкивов. Частицы улавливаются магнитными вставками и фильтрами, но при засорении элементов грязь остается в рабочей жидкости. Загрязняется гидравлический блок, что приводит к рывкам при движении машины. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с деградировавшим маслом приводит к фатальному повреждению клапанов блока и компонентов клиноременной передачи.


Загрязнение масла.

Поломка подшипника

Износ подшипниковых опор первичного и вторичного валов вариатора встречается редко. При повреждении тел качения или беговых дорожек нарушается взаимное положение валов, что может вызвать перекос ремня и появление шума при работе. При дальнейшей работе коробки нарастает объем металлической стружки, которая дополнительно изнашивает поверхности трения и выводит из строя перепускные клапаны масляного насоса и гидравлический блок.

Поломка насоса

В коробке передач используется роторный насос, унифицированный с узлом от предыдущей модели вариатора 011E. Попадание частичек металла или грязи в редукционный клапан может привести к заклиниванию узла. В этом случае вариатор работает в аварийном режиме с фиксированным передаточным отношением. Дефект наблюдается на коробках первых лет выпуска, позднее производитель доработал конструкцию клапана.

Поломка солнечной шестерни

Разрушение солнечной шестерни, которая находится в гидромеханическом узле, происходит из-за резких разгонов и длительного движения на скорости выше 140-150 км/ч. Повреждение шестерни — следствие вибрационных нагрузок, возникающих в момент резкого ускорения. При разрушении зубчатого колеса движение автомашины вперед невозможно, задняя передача остается работоспособной.


Cолнечная шестерня.

Бесступенчатые КПП Ниссан (Jatco)

Автомобильный концерн Ниссан разработал коробки Jatco, которые стали ставится не только на модели бренда, но и на авто других производителей. На российском автомобильном рынке (вторичном) довольно много машин с вариатором фирмы Jatco, поэтому получить информацию о надежности КПП и их ресурсе несложно.


Вариатор Ниссан

Статистика официальных и независимых сервисных центров позволяет оценить надежность и ресурс вариаторов, стоимость и целесообразность ремонтных работ, доступность запасных частей.

При рассмотрении коробок упор будет сделан на CVT Ниссан Кашкай, другие модели также попадут в поле зрения. Это позволит ответить на вопрос о том, надежен ли вариатор Ниссан.

CVT Nissan Qashqai j10, X-trail T31 (T32), Murano (Z50 и Z51), Teana

Модели Jatco JF010E и JF011E представляют собой второе поколение бесступенчатых коробок. Вторая сочетается с бензиновыми ДВС на 2 и 2,5 литра, первая идет с мотором на 3,5 л. По конструкции отличий нет, на первом вариаторе лишь усилены элементы в расчете на более высокий крутящий момент.


Jatco JF010E

Вариатор JF011E ставился на кроссоверы Кашкай и Икс-Трейл предпоследнего поколения, а также на автомобиль Mitsubishi Outlander (две последние генерации). JF010E шел на кроссовер Мурано (Z50 и Z51) и седан Теана.

Надежность вариатора Кашкай не вызывает сомнений, поскольку рассматриваемое семейство КПП не отличается наличием характерных болячек. Ресурс составляет порядка 150-200 тыс. км. Как только срок службы CVT Nissan подходит к концу, его элементы уже имеют критический износ.

Плюс CVT заключается в их ремонтопригодности. Стоимость последнего составляет 150-180 тыс. рублей. Концерн выдает на рынок запчастей гидроблок или вариатор в сборе. Найти некоторые запчасти можно на рынке, другие поддаются ремонту. Новая бесступенчатая КПП стоит 200-230 тысяч. Если ресурс позволяет, нужно выбирать этот вариант.


Jatco JF011E

При сравнении с коробками первого поколения оказывается, что новая генерация уступает по ресурсу почти в два раза. Экономия на производстве и упрощение играют свою роль, что сказывается на надежности последних версий трансмиссий.

Вариатор Ниссан (Рено) для моторов малого объема

Атмосферные ДВС с малым объемом получили силовую передачу JF015E. Указанный CVT ставился на кроссоверы Кашкай, Каптюр, а также на Рено Флюенс с мотором на 1,6 литра. Конструктивная особенность вариаторов для ДВС малого объема – двухступенчатая планетарная передача. Уменьшенные в размере конусы были хороши в теоретическом смысле, на деле получилась конструкция, которая снижает собственный ресурс и сказывается на надежности.


Jatco JF015E

Отвечая на вопрос о том, сколько ходит вариатор Ниссан этого семейства, стоит отметить, что естественный износ элементов в силу непродуманности технических решений наступает раньше запланированного. Ресурс вариатора – до 120000 км пробега.

Ремонт коробки сводится к шлифовке ведущего и ведомого валов. Требования к оборудованию для шлифования и к опыту мастера высоки, поэтому жизнь отремонтированной детали может оказаться не долгой.


Вариатор Jatco JF15

Масляного насоса здесь такой же, как и на версиях JF010E и JF011E. В целом, можно сказать, что бесступенчатая коробка для малолитражных авто не блещет надежностью, имеет невысокий ресурс и склонна к поломкам.

CVT8 для Qashqai j11, Х-Trail T32

Серия CVT8 сменила десятое семейство вариаторов Jatco. Модели JF016E и JF017E имеют в качестве конструктивной базы технические решения своих предшественников. Унаследованными оказались и сочетания с моторами: коробка вариатор Х-Трейл и Кашкай – JF016E. На Мурано и Патфайндер пошла модель JF017E.


Jatco JF017E

По конструкции представители серии приобрели отличия. Коробкам под объемные двигатели понадобился штифтовый ремень, для авто с меньшим объемом было решено оставить прежний вариант – пластинчатый.

Неисправности вариатора Ниссан связаны с усложнением управляющей системы в тандеме с «железом» старой базы. Ресурс агрегатов снизился, надежность их встала под большой вопрос. Плюс конструкции – в ее ремонтопригодности. Восстановление работоспособности стоит 150000 рублей, что дешевле, чем это было раньше. Суть ремонтных работ аналогична той, что была характерна для вариаторов десятого семейства. Схожесть используемых насосов позволяет заменить вышедший из строя редукционный клапан.


Jatco JF015E

Диагностика устройства

Первичная диагностика трансмиссии производится при помощи компьютера, подключенного к разъему на автомашине. Методика позволяет выяснить неполадки, связанные с масляным насосом и пробуксовкой ремня по шкивам. Для определения состояния деталей требуется слить масло, а затем отделить поддон картера.

Если на установленных в поддоне магнитах обнаруживается слой стружки, то вариатор нуждается в переборке. Нужно учитывать, что при поломке солнечной шестерни дополнительная стружка не образуется.

Какое масло заливать в вариатор JF011?

Масло Nissan CVT Fluid NS2 код — KLE52-00004

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J1

: код
S0001401
— бочка 20 л код
S0001610
— канистра 4 л код
MZ313973
— канистра 1 л

Масло Mitsubishi DIA QUEEN CVTF-J4

: код
MZ320185
, емкость 1 л код
MZ320261
, емкость 1 л Genuine CVT Fluid Eco J4 код
MZ320262
, емкость 4 л Genuine CVT Fluid Eco J4

Масло Nissan NS-3

, вариаторного типа, CVT NS-3, минеральное (для машин 2013- по н.в. г.в.) Nissan
NS-3
вышло на замену
NS-2
и по характеристикам соответствует
DIA QUEEN CVTF-J4
. Масло одинаковое и взаимозаменяемое. (По информации) код
KLE53-00004
, емкость 4 л код
999MP-NS300P
, емкость 1 л код
KLE53-00002
, емкость 20 л

Масло ELF ELFMATIC CVT

Масло MOPAR CVTF + 4

фасовка 0, 946 л (кварта), артикул
05191184AA
, фасовка 3, 785 л (галлон), артикул
05191185AA
, фасовка 1 л, артикул
68004937EA
, фасовка 4 л, артикул
68004942EA
При проведении сервисных работ рекомендуется использовать оригинальные запчасти и смазочные составы, которые одобрены заводом изготовителем. Попытки сэкономить на качестве масла неизменно приведут к проблемам при эксплуатации автомобиля.

Ремонт вариатора

При капитальном ремонте вариатора JF015E производится обслуживание гидравлического трансформатора с заменой прокладок и сальников. Штатный теплообменник имеет уменьшенный объем, внутренние каналы засоряются грязью. Если владелец автомашины жалуется на перегревы коробки, то вместо теплообменника вставляется переходник, позволяющий смонтировать радиатор. Для проверки температурного режима работы практикуется нанесение специальных наклеек, меняющих цвет при прогреве до 120°С.

Для переборки коробки требуется приобрести комплект прокладок и сальников и набор фрикционов. Совместно с фрикционными блоками часто меняется клапан насоса (на оригинальный или ремонтный) и устанавливаются новые подшипники первичного вала. Для коробки используются ремни с 8 или 9 лентами, допускается применение элемента от вариаторов Honda (Bosch 901064), который оснащен 12 лентами. Если при вскрытии коробки обнаруживается повреждение рабочих поверхностей конусов, то элементы меняются на детали, заимствованные с разобранного вариатора с пробегом.

Советы опытных мастеров по правильной эксплуатации вариатора Джатко

Несмотря на характеристику коробки Jf011e CVT как «неубиваемый вариатор», механизм нуждается в правильном уходе и техобслуживании. В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • один раз в год или после каждых 30 000 км пройденного пути нужно менять наружный масляный фильтр-картридж (основные загрязнения трансмиссионная жидкость получает от фрагментов сгоревших фрикционов, которые засоряют каналы гидросистемы);
  • не рекомендуется быстро, агрессивно ускоряться без прогрева вариатора, особенно в зимний период при минусовых температурах окружающей среды, нормальной считается рабочая температура масла +65°С;
  • на морозе холодный ремень пробуксовывает при ускорении автомобиля, в результате чего происходит истирание хонингованных поверхностей конусов металлическими элементами ремня;
  • необходимо постоянно отслеживать, в каком состоянии находится ATF масло: температура, цвет, степень прозрачности, отсутствие запаха гари, металлические включения, взвеси продуктов износа фрикционов и пр.;
  • при подозрении на ускоренное старение смазочного материала, нужно срочно произвести его замену на новый свежий состав;
  • не рекомендуется часто разгоняться более 150 км/час, т. к при этом снижается эксплуатационный ресурс ремня, конусов, подшипников и других дорогостоящих запчастей вариатора.

При частых поездках по городским улицам с напряженными условиями дорожного движения, остановками на светофорах, пробками рекомендуется установить дополнительный радиатор охлаждения в комплекте с термомстатом, т. к. перегретая либо недостаточно разогретая смазка одинаково вредна для работающего вариатора.

Покупать ли б/у и сколько он стоит

Подержанным считается вариатор JF011E от 50 тыс. км. Трансмиссии поставляются организациями, осуществляющими разборку поврежденных или списанных автомашин. Часть коробок привозится под заказ с территории Японии и государств Юго-Восточной Азии. Если владелец автомобиля приобретает коробку Jatco с небольшим пробегом (30-40 тыс. км), то цена агрегата возрастает до 100-120 тыс. руб.

При покупке подержанного агрегата существует риск получить коробку, которая эксплуатировалась в жестких режимах. Визуально проверить состояние узлов трансмиссии невозможно, поэтому приходится ориентироваться только на заявленный продавцом пробег. Для желающих перестраховаться предлагаются агрегаты, прошедшие восстановительный ремонт. Новые вариаторы JF011E поставляются только под заказ, стоимость узла превышает 300 тыс. руб.

Источник

Отзывы о плюсах и минусах вариатора JF015E

Если изучить отзывы о популярной японской CVT, можно сформировать объективное мнение о коробке. Пользователи отмечают такие плюсы, как относительно невысокая цена, если сравнивать со старшими версиями, ассортимент запчастей и «доноров» на вторичном рынке.

Отрицательные отзывы о трансмиссии JF015E встречаются регулярно и содержат ряд претензий к ее надежности. Автовладельцы отмечают недостаточно высокий ресурс вариатора и необходимость частой замены масла. Люди часто жалуются на проблему с гулом подшипников.

Валерий: «Для 1,6 двигателя нормальная коробка, у меня уже 150 тыс. километров набегала. Не думаю, что движок отходит в разы больше, поэтому и повода переживать не вижу. Вот уже на 2,0 вопросы будут, ибо там моторы и по 500 тыс. ходят при должном уходе, и три раза за этот срок вариатор менять – ну такое.»

Сергей: «У меня на Рено стоит JF015E, слабоватая коробка конечно, прежний Ниссан с JF011E – другое дело. Ну, хотя бы не пинается и не воет, как всякие автоматы, собранные на коленке, уже хорошо.»

Возможно, на вашем авто тоже стоит JF015E, поделитесь своими впечатлениями о его работе в комментариях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]