А вы греете вариатор? Нет? Зря — ремонт встанет дороже


В холодное время года в прогревании нуждаются не только ДВС и АКПП, но и бесступенчатая трансмиссия. Без прогрева коробки, вариатор может выйти из строя раньше срока. Из-за низких температур снижается эластичность ремня и уплотнителей, а вязкость масла растет, что приводит к повышенной нагрузке на привод насоса и росту давления, из-за которого могут быть повреждены уплотнительные элементы и клапаны гидроблока.

В результате ухудшения рабочих свойств смазки также растет крутящий момент, а на поверхности конусных шкивов и ремня из-за проскальзывания появляются задиры. Чтобы предотвратить преждевременный износ и дорогостоящий ремонт коробки, нужно знать, как прогревать машину с вариатором. Об этом подробно расскажет наша статья.

Нужно ли прогревать вариатор и для чего?

Сам узел трансмиссии во время стоянки почти не вырабатывает тепло, поэтому прогрев вариатора в мороз происходит в основном через теплообменник от ДВС. При этом, вследствие переохлаждения внутри агрегата возникают негативные явления:

При холодной рабочей жидкости сильно изнашиваются торцевые поверхности ремня или цепи вариатора, что значительно снижает его ресурс.

  • растет вязкость трансмиссионного масла, из-за чего ухудшается его циркуляция, снижаются смазывающие свойства;
  • подвергается перегрузкам масляный насос, гидроблок, сальники и другие уплотнители из-за большой густоты масла;
  • снижается эластичность резиновых и полимерных деталей, таких как ремень, уплотнительные кольца, сальники и т. п.;
  • растут зазоры в сопряжениях подвижных элементов, таких как подшипники, шестерни, из-за чего возрастают ударные нагрузки, что особо нежелательно при недостатке смазки (см. выше);
  • увеличивается толщина масляного клина, из-за чего ремень или цепь проскальзывает по конусным шкивам, порождая задиры;
  • снижается максимальный крутящий момент, который способна передавать трансмиссия, из-за чего динамика и скорость авто падают, а расход топлива – растет.

Прогревать вариатор зимой и летом нужно в первую очередь для того, чтобы рабочая жидкость достигла необходимой вязкости. Об особенностях процессов, происходящих в вариаторной трансмиссии при различных температурах, подробно рассказано ниже.

Конструктивные особенности

В этом типе трансмиссии нет шестерней разного диаметра. Внутри коробки размещаются два шкива, которые соединены ремнем или цепью. С их помощью крутящий момент двигателя передается колесам. Форма шкивов V-образная, поэтому при смене их взаимного расположения меняется радиус вращающихся поверхностей. Благодаря этому и происходит смена передач. Такой механизм обеспечивает максимально плавное переключение без рывков и толчков.

Процесс переключения передач управляется электроникой, а функцию сцепления выполняет гидротрансформатор или диски, находящиеся в трансмиссионной жидкости.

Что происходит с вариатором на морозе

Рабочая температура вариатора находится в диапазоне +50…+100 °C (точные значения нормы зависят от конкретной модели). Если не выполнить прогрев вариатора перед поездкой, это негативно отразится на его работе и приведет к повышенной нагрузке на узлы бесступенчатой коробки.

Что происходит с вариатором авто при низких температурах, рассмотрено в таблице.

Температура, °CЧто происходит с вариатором
-10Вязкость масла увеличивается на порядок относительно нормальных величин. Передаваемый крутящий момент снижается, увеличивается нагрузка на маслонасос и гидроблок. Риск проскальзывания цепи/ремня остается даже при небольших нагрузках.
-20Масло очень вязкое (на два и более порядка выше нормы), эластичность резиновых и полимерных элементов гораздо ниже нормы, а зазоры в парах трения – выходят за пределы заводских допусков. Нормальное функционирование агрегата без прогрева невозможно. Если резко нагрузить его – проскальзывание, задиры, протечки и другие неисправности почти гарантированы.
-30При температурах -30°C и ниже даже прогрев не способен в полной мере избавить от негативных явлений, поскольку выход трансмиссии на нормальный температурный режим становится затруднителен. Не рекомендуется эксплуатация автомобиля с CVT без острой на то необходимости.

Чтобы предотвратить преждевременный износ трансмиссии и ее выход из строя, необходимо обеспечить ей плавный выход на нормальный температурный режим. Как в мороз прогревать вариатор и сколько займет этот процесс – зависит от погодных условий: чем ниже температура окружающей среды – тем более щадящей должна быть процедура и тем больше времени она потребует.

Не очевидные, но важные датчики

Правильная работа CVT обеспечивается комплексом датчиков. Главными из которых являются датчики уровня и давления масла. Проблемы вариатора часто связаны с выходом из строя датчика скорости. Это сопровождается автоматическим переводом ремня трансмиссии в среднее аварийное положение, что приводит к экстренному торможению силового агрегата. Указанная процедура осуществляется электронным блоком управления. В результате торможения, в особенности при поломке датчика скорости на больших скоростях, велика вероятность деформации и даже разрыва ремня.


Датчик скорости Ниссан

Всем автолюбителям, приобретающим машину Ниссан с пробегом и CVT, рекомендуется осуществить замену датчика скорости. При этом лучше купить оригинальную запчасть.

Сколько прогревать вариатор

Сколько времени займет оптимальный прогрев вариатора – зависит от конструктивных особенностей и внешних условий. Лучше всего ориентироваться на показания температуры CVT. Начинать движение можно, когда этот параметр достигнет примерно +30 °C.

Если бортовой компьютер не умеет выводить температуру масла вариатора на приборную панель, можно использовать диагностический адаптер ELM327 и диагностическое ПО для него, вроде Torque или OpenDiag. Параметр температуры CVT в таком случае контролируется через смартфон, магнитолу, планшет или другой гаджет на Android.

Сколько нужно прогревать вариатор: видео

При отсутствии возможности программного контроля, косвенно определить, сколько прогревать вариатор зимой, можно по температуре окружающей среды. Чем холоднее на улице – тем больше требуется времени. Примерные временные ориентиры указаны в размещенной ниже таблице.

Наиболее щадящий режим прогрева вариатора – сочетание начального прогрева на стоянке с последующим плавным разогревом в движении. Поэтому значения, указанные в 3 и 4 столбцах таблицы, не являются взаимозаменяемыми альтернативами (или/или), а дополняют друг друга. То есть желательно выполнить оба условия!

Сколько нужно прогревать вариатор: зависимость времени от температуры

Температура на улице, градусов ЦельсияСколько нужно времени вариатору, чтобы прогреться
При стоянкеНа ходу
+10Специальный прогрев не обязателен.Рекомендуется избегать резких ускорений и замедлений в первые 5 минут езды.
0В первые 5-10 минут езды избегать резких ускорений, замедлений, пробуксовок, езды на высоких оборотах (более 2000-3000 об/мин).
-5Около 5 минут. Достаточно прогреть двигатель перед движением.
-105-10 минут5-10 минут
-2010-15 минут15-20 минут
-3020-30 минут20-30 минут
Рекомендуется соблюдение предосторожностей все время поездки.
-40Эксплуатация авто с CVT при температурах ниже -30-40 °C крайне нежелательна. При отсутствии предпускового подогревателя или утепленного гаража (отапливаемой закрытой стоянки) выезжать не рекомендуется.

Сколько времени прогревать вариатор – зависит также от модели автомобиля и его трансмиссии. На авто с теплонагруженными моторами (бензиновые атмосферные большого объема) происходит это быстрее, чем на тихоходных и «холодных» (объемистые дизели и турбомоторы).

Самое важное для вариатора — хорошее масло


Масло для вариатора Ниссан, есть еще NS-3 и NS-1
Главные неисправности вариатора Ниссан проявляются из-за слабого контроля за уровнем и качеством масла в коробке передач. Правильне масло и его своевременная замена увеличат период беспроблемного использования CVT. Масло обладает свойствами, которые обеспечивают смазку и предотвращает проскальзывание трущихся элементов.

При замене масла лучше использовать оригинальные смазочные материалы, которые допускаются заводом изготовителем вариатора Ниссан конкретной модификации. Менять масло требуется каждые шестьдесят тысяч километров пробега.

Как правильно прогревать вариатор зимой

Температура вариатора в диагностической программе для Андроид CVTz50

Прогревать вариатор можно на стоянке и в движении. При температуре от 0 до +10 °C греть его на стоянке не обязательно, но желательно. Правильный прогрев вариатора в морозы включает обе эти стадии.

Ведь если греть только на парковке, то процесс будет долгим, а при движении условия работы CVT будут неоптимальными, что ускорит износ.

Инструкция как правильно прогревать вариатор зимой:

  1. Запустить двигатель и дать ему поработать на ХХ. Ориентируйтесь на временные интервалы, указанные в таблице выше, или показатели температуры CVT – минимальный порог около +20 °C.
  2. На автомобиле с CVT, подключенной через гидротрансформатор (Renault, Nissan) переключить селектор КПП в режим D или R, при включенном стояночном тормозе (ручнике), и проводить прогрев в таком режиме. На авто, где момент на КПП передается через фрикционный механизм (автоматическое сцепление), эта манипуляция может быть бессмысленной.
  3. Когда температура масла в вариаторе достигнет значения +20 °C или пройдет примерное время прогрева, указанное в таблице, можно начинать движение. Трогаться следует плавно, не допуская пробуксовок, срывов, раскрутки мотора более 2 тыс. об/мин. Если стоянка и дорога заснежены, а селектор имеет положение L (пониженный режим) – лучше включить его, чтобы момент дозировался плавнее и колеса не срывались в пробуксовку. Стартовать нужно плавно, не допуская резких нажатий на педаль.
  4. После начала движения нужно проехать первые 10-15 км в щадящем режиме, исключая раскрутку ДВС более 2000 об/мин, резкие ускорения и замедления, пробуксовки. Если температура воздуха составляет ниже -25 °C, то эти предосторожности следует соблюдать на протяжении всей поездки, поскольку вариатор может вообще не выйти на оптимальный режим.

Как правильно и сколько по времени прогревать вариатор в положении P (паркинг): видео

Ускоренный прогрев вариатора с включением селектора в положение D (драйв): видео

В холодных климатических зонах, где морозы ниже -10-15 °C являются обычной зимней температурой, можно дополнительно утеплить моторный отсек. Для этого используются специальные огнестойкие одеяла, завесы радиаторной решетки и другие подобные приспособления. Чтобы ускорить прогрев именно вариатора, можно утеплить его масляный радиатор. А вот корпус КПП укутывать в изолирующие материалы не стоит.

При утеплении масляного радиатора КПП нужно следить за ее температурами. Важно удерживать их рабочем диапазоне, не допуская перегрева, и вовремя снять утеплитель при потеплении.

Менять на зиму масло вариатора для его лучшего прогрева (если не подошел регламентированный срок замены) не рекомендуется, особенно если речь идет о его замене на менее вязкое. Во-первых, ресурс трансмиссии сохраняется только при использовании жидкостей, регламентированных допусками производителя. Неподходящим маслом можно вывести агрегат из строя. Во-вторых, квалифицированная замена трансмиссионной жидкости на новую выполняется с полным удалением остатков старой. Если смешать два сорта масла – возможно ухудшение свойств смазывающей жидкости и сокращение ресурса КПП.

Как прогреть механическую коробку передач в мороз

Механическая коробка переключения передач известна со времен первого автомобиля. Сейчас она не боится ни лютых морозов, ни знойной жары и считается самой надежной коробкой передач из всех. Масло в нее заливается для экстремальных условий эксплуатации, оно рассчитано на весь период службы авто. Такое масло меньше густеет на морозе, чем в других видах КПП.

После запуска двигателя производители рекомендуют не ждать полного прогрева, а сразу отправляться в дорогу, без сильных перегазовок и дрифта. По мере возрастания температуры можно увеличивать и темп движения.

Как не нужно прогревать вариатор

Нельзя прогревать вариатор, ориентируясь на рекомендации для классической гидротрансформаторной АКПП. Несмотря на то, что общий принцип работы трансмиссии, а особенно при наличии гидроблока, схож, некоторые советы могут оказаться бесполезными и даже вредными.

Что будет, если не прогреть вариатор: видео

К основным противопоказаниям для бесступенчатой трансмиссии относятся:

  • резкие старты с места;
  • раскрутка мотора более чем до 3000 об/мин;
  • движение на непрогретой трансмиссии в гору;
  • резкие торможения двигателем;
  • динамичные обгоны и перестроения;
  • преодоление сильно заснеженных и обледенелых участков.

Отдельно стоит рассмотреть некоторые распространенные мифы, касающиеся бесступенчатых трансмиссий:

  • Миф 1: вариатор прогревается на ходу, поэтому движение можно начинать сразу. Если подать нагрузку на трансмиссию, когда ее масло еще не достигло рабочей температуры, то нагрузка на узел увеличится, а риск пробуксовки существенно повышается, что чревато задирами и поломками. Начинать движение сразу после запуска ДВС можно лишь при температурах выше 0 °C.
  • Миф 2: вариатор нужно прогревать во всех положениях селектора АКПП, как классический «автомат». Переключение селектора, равно как и прогрев в режиме D или R, имеет смысл только для CVT с гидротрансформатором. На моделях CVT с фрикционным подключением (через сцепление) прогрев таким образом не ускорить.
  • Миф 3: в холодную погоду прогреть вариатор полностью невозможно. Несмотря на медленный рост температуры, прогреть вариатор реально даже в мороз. Разве что при температурах ниже -10 °C вряд ли удастся достичь рабочих значений температуры только за счет прогрева на ХХ. Прогреть вариатор почти нереально, только если мороз на улице – ниже -30–40 °C.
  • Миф 4: вариатор можно не греть, если установлен предпусковой подогреватель двигателя. Предпусковой подогреватель двигателя избавляет от необходимости прогревать вариатор на стоянке, если морозы не опускаются ниже -10–15 °C. В таком случае можно сразу трогаться, соблюдая изложенные выше меры предосторожности. В сильные морозы отказываться от прогрева CVT не стоит даже с подогревателем двигателя.
  • Миф 5: на зимний период можно заменить масло в вариаторе, после чего его можно не прогревать. Замена трансмиссионной жидкости возможна только в рамках допусков, предусмотренных производителем. Например, для холодных климатических условий приемлема смена Toyota CVT Fluid TC на CVT Fluid FE, но даже при использовании оптимизированной для холодной погоды смазки прогрев вариатора необходим.

Щадящая эксплуатация вариатора является залогом его длительной работы. Расчетный срок службы такой трансмиссии составляет 150–200 тыс. км, которых вполне реально добиться, если не перегружать ее и следить за состоянием. При неосторожном обращении и игнорировании рекомендаций, изложенных выше, CVT может не проработать и 100 тыс. км, выйдя из строя гораздо раньше.

Нужно ли прогревать машину с АКПП летом?

Учитывая то, что автоматическая коробка передач – устройство сложное и также работает благодаря маслу (жидкость для коробок-автомат ATF), вопрос о том, нужно

ли
летом прогревать АКПП
, как и зимой, отпадает сам по себе. Для нормальной и долговечной работы этого узла прогрев просто необходим.

Интересные материалы:

Как оплатить Эпл Мьюзик с карты? Как оплатить картой платную дорогу? Как оплатить карту тройка банковской картой? Как оплатить пригородную электричку картой тройка? Как оплатить с карты мир в интернете? Как оплатить виртуальной картой киви в магазине? Как оставить чаевые при оплате картой? Как оставлять чаевые при оплате картой? Как отформатировать карту памяти которая не форматируется? Как отформатировать карту памяти которую не видит комп?

Часто задаваемые вопросы

  • Как прогревать вариатор летом?

    При положительных температурах специфический прогрев вариатора не требуется. Достаточно плавно тронуться, избегая резких ускорений и пробуксовок, и первые 5–10 минут езды не нагружать трансмиссию. Оптимальные обороты мотора, при этом, составляют около 2000 об/мин.

  • Как долго надо прогревать вариатор?

    Сколько нужно прогревать вариатор – зависит от температуры окружающей среды. Рекомендуется для начала дать ему поработать на ХХ от 5 (околонулевая температура) до 20–30 (морозы ниже -20 °C) минут, а затем – провести столько же времени в движении, не нагружая мотор и трансмиссию.

  • Как ездить на вариаторе зимой?

    В зимний период вариатор рекомендуется беречь от перепадов нагрузок, таких как резкие ускорения и замедления. Преодолевать скользкие и заснеженные участки лучше медленно, в режиме L, не допуская резкого выжима педали газа, чтобы исключить пробуксовки. В морозы порядка -30–40 °C и ниже желательно вообще отказаться от эксплуатации машины, если она стоит на улице или в неотапливаемом гараже.

Методики прогрева

Прогрев в движении

Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора. За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.). Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

Особенности эксплуатации вариатора в разных режимах

Для движения вперед в подавляющем большинстве случаев используется режим “D”. Передаточное отношение выбирается автоматически и не требует от водителя какого-либо вмешательства. Многие вариаторы оснащены дополнительными режимами для движения вперед: спортивным, экономным, зимним. В соответствующих ситуациях лучше выбирать наиболее подходящие режимы.

Нейтральная передача используется при запуске двигателя. Также ее рекомендуется включать при длительном простое в пробках, но каждый раз при кратковременной остановке этот режим включать не следует.

Режим “Р” используется только при полной остановке автомобиля. Переведение селектора в это положение препятствует самопроизвольному передвижению автомобиля. Об этом не нужно забывать, когда вы поставили автомобиль на стоянку.

При необходимости можно воспользоваться ручным режимом. Как таковых передач у вариатора нет, но можно включить повышенную или пониженную передачу.

Прогрев коробки DSG (робот-автомат)

Это самый сложный и эффективный вариант КПП среди автоматов. Существует два вида таких коробок: с сухим и масляным сцеплением. «Мокрое» сцепление устанавливают на более мощные двигатели, так как часть энергии затрачивается на преодоление сопротивления масляной ванны. Как правило, это DSG6, то есть шестиступенчатая DSG. На двигателях меньшей мощности используют DSG7. В отличии от вида такой коробки, прогрев будет отличаться.

КПП с сухим сцеплением можно эксплуатировать как механику: запускаем двигатель, ждем как обороты падают и можем переключать в режим «D» и отправляться в путь. Но сухое сцепление лучше не портить долгим стоянием на тормозе, в особенности после холодного запуска. Если после старта вы попали в пробку, то первое время надо переводить селектор в положение «N», чтобы избежать быстрого износа дисков сцепления.

КПП с масляным сцеплением необходимо прогревать дольше, иначе из-за загустевшего масла почувствуете неприятные толчки. Такое сцепление можно разогреть кратковременным стоянием в режиме «D», но усердствовать не стоит, так как долго находиться в таком режиме непрогретому роботу нельзя из-за отсутствия гидротрансформатора.

Обеим коробкам не рекомендуется активная езда сразу после начала движения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]