Как визуально отличить вариатор от коробки-автомата, есть ли разница


— Каждый водитель понимает, чем механическая трансмиссия отличается от автоматической, однако термин «вариатор» начали использовать сравнительно недавно, поэтому для многих он все еще до конца не понятен. Сколько передач у вариатора? Чем хорош вариатор? Как отличить автомат от вариатора? Об этом и о многом другом вы узнаете из сегодняшней статьи.

— Вариатор представляет собой устройство, которое передает тягу от двигателя к колесам, способное достаточно плавно менять скорость, с которой вращаются ведомый и ведущий диски. Вариаторы нашли широкое применение в различных скутерах, снежных и водных мотоциклах. Однако в автомобилях вариатор начали активно использовать лишь несколько лет назад

— Прежде чем ответить на вопрос о том, что лучше – вариатор или автомат, нужно сказать, что вариатор обеспечивает более плавное движение транспортного средства. Во время разгона слышен только легкий шум, который постоянно нарастает. Машина с вариатором в большинстве случаев разгоняется быстрее по сравнению с моделями, оснащенными АКПП и «механикой», так как не расходуется время на переключение скоростей. Если говорить о том, кто сможет быстрее достичь определенного уровня оборотов, автомат или вариатор, последний уверенно лидирует.

— Чем хорош вариатор по сравнению с иными видами трансмиссии – машина с такой коробкой не будет глохнуть в самый неподходящий момент. Кроме этого, вы не будете катиться вниз при подъеме, поэтому данный вариант может стать оптимальным для водителей-новичков.

— Некоторым автолюбителям не нравится то, что вариатор издает специфический звук во время работы, причем он не зависит от режима работы силового агрегата. Кроме этого, многие автовладельцы предпочитают наличие спортивного «рыка», поэтому вопрос о том, что выбрать – вариатор или автомат, для них неактуален. Однако данный момент сложно назвать существенным «минусом» вариатора, так как он не сказывается на скоростных показателях машины.

— Данное отличие вариатора от автомата можно даже назвать преимуществом, так как электроника оптимизирует функционирование мотора, выбирая оптимальный вариант его работы. Если же вам очень нравятся обычные коробки передач, рекомендуем выбрать опцию в виде «типтроника». Это своеобразный эмулятор переключения передач. Также вариаторы оснащаются опцией, которая позволяет быстро изменить передаточное число двигателя в результате резкого нажатия педали акселератора.

— Эта информация должна помочь вам понять, чем отличается вариатор от автомата. Но, нередко бывает очень сложно определиться, что лучше автомат или вариатор в вашем случае. Конечно же, машина с вариатором имеет серьезные преимущества.

+ Итак, чем хорош вариатор:
• лучший разгон; • продление срока эксплуатации двигателя, за счет оптимизации нагрузки; • экономное потребление топлива; меньший показатель вредных выбросов в атмосферу; • менее шумная работа по сравнению с иными КПП.
— Складывается впечатление, что вопрос «автомат или вариатор» даже не стоит обсуждать, однако на самом деле у данного вида трансмиссии есть также определенные «минусы», которые также нужно брать во внимание.

— Недостатки или «минусы» вариатора:

1: Вариатор, как правило, не устанавливают на автомобиль с мощными моторами. 2: Если аккумуляторная батарея отключена в течение около 100 км, выполняется автоматическая калибровка вариатора, которая нужна для его нормального функционирования. 3: Еще одно отличие вариатора от автомата состоит в том, что в него заливают жидкость, стоимость которого существенно превышает стоимость стандартного трансмиссионного масла. Его нельзя заменить аналогом от иной модели машины. 4: Ремонт вариатора – недешевая процедура, которую могут выполнить исключительно опытные мастера. 5: Есть определенные ограничения, касающиеся буксировки машины с такой трансмиссией. 6: Вариатор может функционировать правильно лишь в том случае, если разные датчики будут показывать нормальные значения. Если хотя бы один из этих датчиков сломается, возникнет немало трудностей, одна из которых – неправильная работа вариатора.

Что такое автоматическая коробка передач (АКПП)?

Такая коробка передач принадлежит к ступенчатым планетарным моделям, которые подключаются к силовой установке при помощи гидротрансформатора. При этом процесс выбора и переключения передачи осуществляется гидромеханическим способом.

В современных моделях это осуществляется при помощи электроники. Именно она определяет скорость, на которой должна работать коробка в тот или иной момент. При этом количество ступеней все время нарастает. Если до этого стандартным решением был четырехступенчатый агрегат, то сейчас производят автомобили с моделями, имеющими 9 ступеней.

К основным плюсам АКПП относят следующее:

  • плавная смена передач;
  • высокая степень надежности;
  • комфортное управление автомобилем;
  • щадящее использование двигателя и коробки передач.

При этом автоматическая коробка имеет такие недостатки:

  • высокая стоимость;
  • большой расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • необходимость в большем количестве времени для разгона;
  • небольшой срок эксплуатации;
  • невозможность заведения «с толкача».

Современные автоматические коробки передач значительно усовершенствованы. Существуют модели, которые характеризуются высокой реактивностью. Они оснащены разными режимами работы – зимним, спортивным, экономичным. К тому же АКПП может иметь до 8 передач.

Особенности вариаторной езды

Вариаторная коробка передач обозначается латинской аббревиатурой CVT. По своим функциональным возможностям она мало чем отличается от прочих КПП, но принцип работы у них совершенно разный. Толчков при смене передач не ощущается.

Это происходит потому, что диаметральная плоскость ведомого и ведущего дисков откорректирована, и разгон машины происходит плавно, без толчков. Водителю нет необходимости отвлекаться на переключение скоростного режима. Благодаря автоматической системе время разгона сокращается, горючее расходуется более экономно. Наиболее оптимальный режим двигательной системы также выбирается автоматически.

Даже в случае полного «утопления» акселератора звук, который обычно издают спорткары, водитель не услышит. Лишняя нагрузка на агрегат убирается при помощи умной электронной системы.

Что такое вариатор?

Под вариатором тоже понимают автоматическую коробку передач, однако принцип ее работы заключается в плавном и непрерывном изменении передаточного числа. Важно учитывать, что бесступенчатый вариатор не имеет классического переключения скоростей, которые имеются у обыкновенного автомата.

Как следствие, основным отличием для водителя считается зависание оборотов двигателя, которое сопровождается постепенным набором скоростей. Тут вообще нет толчков в процессе старта с места и во время разгона.

К плюсам вариаторов относят:

  • эффективность при использовании мощности двигателя;
  • экономия топлива;
  • комфортное управление и само движение автомобиля;
  • плавный ход авто;
  • невысокая нагрузка на двигатель;
  • экологичность;
  • ровный разгон и быстрое наращивание скорости;
  • высокий коэффициент полезного действия.

При этом вариатор отличается такими недостатками:

  • сложность конструкции и ремонта;
  • ограниченное количество сервисов, которые способны ремонтировать такую коробку;
  • быстрое изнашивание при движении по бездорожью;
  • специфические звуки при работе;
  • ограниченный период эксплуатации;
  • невозможность установить на мощные авто.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Опытные автолюбители и автослесари не советуют покупать старые машины с вариатором. Если же покупка была сделана, важно вовремя менять масла и следить за уровнем топлива.

Нельзя буксировать

Агрегат может получить серьезные повреждения, если автомобиль с CVT будет буксировать другое транспортное средство. Кстати, при пробуксовывании также возможно возникновение определенных проблем.

В инструкции по эксплуатации автомобиля предусмотрен вариант буксировки другого автомобиля. Если обойтись без этого не получится, то буксировку следует осуществлять в точном соответствии с инструкцией. Но даже в этом случае полностью вариант возникновения поломок исключать нельзя. Особенно это касается автомобилей, имеющих значительный пробег.

Пробуксовка также может быть опасной. Если машина застряла в грязи, лучше оставить попытки выбраться самостоятельно, иначе это может привести к износу шлицевых соединений. Ресурс шестеренок также будет значительно сокращен. А ведь ремонт данного узла может сильно ударить по карману.

Как визуально отличить вариатор от автомата?

Даже опытные автомобилисты не всегда понимают, какая коробка передач установлена в машине. Чтобы визуально определить ее тип, требуется соблюдать целый ряд рекомендаций:

  1. Перед осмотром авто собрать максимум сведений о вариантах трансмиссии на определенной модели. Это можно сделать в Интернете или воспользоваться технической литературой и каталогами.
  2. Изучить документы на авто и проанализировать маркировочные таблицы на кузове и агрегатах. Обычно машины с коробкой-автоматом дополнены обозначением «А» или «АТ». Если используется вариатор, присутствует аббревиатура «CVT».
  3. Визуально осмотреть рычаг КПП. На вариаторах часто присутствует обозначение «CVT». Также стоит обратить внимание на режимы около селектора переключения коробки. У обыкновенного автомата, помимо стандартных режимов P-R-N-D, присутствуют дополнительные – «L», «2», а иногда и «3». При этом вариаторы оснащают только режимом «L».

При этом многие современные автоматические коробки передач так же, как и вариаторы, могут не иметь перечисленных опций. Это означает, что их дополняют режимами P-R-N-D и М – ручным режимом типтроником. Это несколько осложняет задачу. Потому на следующем этапе проверок стоит оценить АКПП в движении, или проанализировать функции трансмиссии на ходу.

Для этого после запуска двигателя требуется динамично разогнать авто с места в стандартном режиме D. Если во время разгона ощутимое переключение передач отсутствует, а двигатель одинаково работает на одних и тех же оборотах, это говорит об использовании вариатора. В случае с АКПП авто разгоняется примерно так же, как при использовании МКПП. Это означает, что вначале двигатель раскручивается, затем переходит на повышенную передачу, после чего обороты падают.

В чем разница между вариатором и автоматом?

Отличия между автоматом и вариатором затрагивают много особенностей. Они касаются конструктивных нюансов, принципа работы и других параметров.

Конструкция

Автоматическая коробка передач представляет собой стандартный гидротрансформатор, который был придуман еще в начале двадцатого века. В современные модели входят такие составляющие:

  1. Гидромуфты – требуются для обеспечения передачи и преобразования крутящего момента, который идет от двигателя к редуктору. Этот элемент находится на маховике силовой установки.
  2. Планетарный редуктор – отвечает за переключение передач и скорость движения авто.
  3. Механизм гидравлического управления – контролирует правильность работы планетарного редуктора.


Главными элементами вариатора считаются следующие составляющие:
  1. Устройство, которое отвечает за отсоединение коленвала и трансмиссии.
  2. Гидротрансформатор.
  3. Блок управления – его задача заключается в контроле передачи момента и процесса ускорения авто.
  4. Механизм автоматического сцепления.
  5. Особый агрегат заднего хода и планетарный редуктор, которые требуются для того, чтобы машина могла двигаться назад.

Принцип работы

Работа автоматической коробки передач осуществляется по принципу передачи крутящего момента, который поступает от коленвала на другие механизмы трансмиссии. Все давление в такой трансмиссии обеспечивает гидронасос. Отличительной чертой вариатора считается отсутствие зубчатых шестерней. Потому четкое количество передач отсутствует.

Надежность

Классический автомат считается более надежным вариантом. Он больше подходит для движения на высокой скорости, езды по бездорожью, агрессивного стиля вождения. При этом слабым местом вариатора считается ремень. CVT подходит только для плавной и аккуратной езды.

Ремонтопригодность

Ремонтировать обычный автомат значительно проще и дешевле. При выходе из строя вариатора придется потратить много средств. К тому же далеко не каждый мастер возьмется за такую работу.

Стоимость

Автомобили с вариатором имеют более доступную стоимость, чем машины, в которых используется автоматическая коробка передач.

Не нужно сильно нагружать

При использовании автомобиля с вариатором крайне не рекомендуется резко повышать нагрузки — повышение должно быть только плавным, иначе визита на СТО избежать не получится. Это существенный минус данного механизма, и эта проблема до сих пор остается нерешенной. На холоде вариатор обязательно нужно прогревать, так как остывшее масло будет очень плохо расходиться по системе, из-за чего некоторые детали могут остаться без смазывания.

Проделывать эту операцию нужно следующим образом: автомобиль на некоторое время ставится на «нейтралку» (хватит и 4-5 секунд). Это поможет слегка прогреть сцепление. Трогаться можно только тогда, когда машина будет полностью прогрета. В этот момент еще не произошел полный прогрев всех элементов КПП, поэтому еще как минимум километр после начала движения резко повышать скорость не стоит. Пускай при этом расход топлива будет немного завышен, зато водитель сможет сэкономить на замене КПП, ведь вариаторная модель — достаточно капризная штука и легко может сломаться при некорректной эксплуатации.

Время прогрева коробки напрямую зависит от температуры воздуха — чем она ниже, тем дольше следует осуществлять прогрев.

Специалисты рекомендуют вообще не эксплуатировать автомобили с МКПП, когда температура понижается до минус 35 градусов. Но не всегда это возможно. Если случилось отправиться в поездку на морозе, то прогревать его нужно не менее получаса, а сама езда должна происходить в щадящем режиме.

Как известно, в Финляндии почти всегда холодно, наверное поэтому именно там был изобретен альтернативный способ прогрева машин с МКПП. Там некоторые модели автомобилей снабжаются специальными штепсельными вилками, посредством которых происходит их соединение с электрической сетью. Таким образом происходит быстрое прогревание автомобиля. У таких машин имеются характерные вырезы на бамперах.

Сравнительная таблица

Главные отличия рассматриваемых устройств сведены в таблицу:

КритерийАвтоматВариатор
Количество режимовСодержит больше режимов.Используется меньше режимов – как правило, «P», «N», «D», «R».
Обозначение«АТ»«CVT»
Поведение авто при движенииПрисутствуют рывки и точки.Движение является более плавным.
Поведение машины при подъеме на горкуЕсли затормозить и убрать ногу с педали газа, авто продолжит плавное движение вперед, не делая отката.При торможении при движении вверх авто сделает откат назад и не будет двигаться вперед на холостых оборотах.

Подведем итог

Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.

Вариатор или автомат? Выбор за вами. И он будет зависеть от характеристик устройств, являющихся для вас приоритетными. Любите плавную городскую езду на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор – CVT. Если же вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом – тогда вам лучше подойдет автомат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]