Плотность бензина и другого топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема.
Плотность топлива во многом зависит от плотности нефти из которой оно получено. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 плотность топлива при температуре +15 °С должна быть в пределах 0,820-0,845 г/см3, а по ГОСТ 305-82 не должна превышать 0,860 (при 20°С)
Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность нефтепродукта снижается и наоборот – при снижении температуры плотность увеличивается. Существуют специальные таблицы для пересчета плотности топлива в зависимости от температуры. Для дизельного топлива температурная поправка изменения плотности составляет, в среднем 0,0007 г/см3 на 1°С.
Также смотрите таблицу плотность жидкостей
Государственные стандарты, применяемые к бензинам
До конца девяностых годов производство нефтепродуктов в России, в частности производство бензина, регулировалось стандартом ГОСТ 2084 и ТУ 38.001165. Эти стандарты регулировали производство бензинов марок от А 76 до АИ 96 на основе их октанового числа. В те времена мировая топливная промышленность бурно развивалась, автомобили имели мощные двигатели, а вопросы экологии и охраны окружающей среды только начинали подниматься отдельными странами. Соответственно и экологическим стандартам топлива не уделялось большого внимания.
Позднее на смену устаревшим ГОСТ, вместе с техническим прогрессом, пришли более новые стандарты качества, соответствующие современным требованиям к экологичности. Так в 1999 году был внедрен ГОСТ Р 51105-97, регламентирующий соответствие бензинов требованиям стандарта ЕВРО 2. Однако в Европе в это время все более актуальным становился вопрос защиты окружающей среды. Уже в 2000 году в Европе был введен более современный экологический стандарт качества ЕВРО 3, значительно снижающий допустимые нормы содержания в бензине соединений металлов, в том числе тяжелых металлов.
Вслед за европейскими экологическими, в России с 1 июля 2002 года был принят новый стандарт ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004). Этот стандарт уже распространял свое действие на марки высококачественных высокооктановых бензинов Премиум Евро 95 и Супер Евро 98, а также на их виды.
Еще через несколько лет в Евросоюзе на смену стандарту ЕВРО 3 пришел новый экологический стандарт ЕВРО 4. Вслед за этим, в России с 1 января 2015 года принят ГОСТ 32513-2013 и ТУ 0251-001-12150839-2015. Оба эти документы устанавливают стандарты качества современных бензинов, с октановым числом не ниже 80 по исследовательскому методу.
После введения в действие нового стандарта ЕВРО 5, экологические требования к качеству топлива значительно ужесточились. В России стандарт ЕВРО 5 принят с 1 января 2016 года. Фактически, в настоящее время все импортные автомобили, ввозимые в Россию и производимое топливо соответствуют этому стандарту. На сегодняшний день технический регламент регулирует более двадцати характеристик бензина, в том числе доли бензола, который повышает октановое число бензина, но наносит значительный вред окружающей среде. Кроме того, в соответствии с требованиями ЕВРО 5, в составе бензина не допускается содержание металлосодержащих компонентов, образующих ядовитые соединения и серьезным образом влияющих на окружающую среду.
Это интересно: Как правильно рассчитать норму расхода топлива
Плотность дизельного топлива: таблица
Для удобства приводим сравнительную таблицу основных свойств различных типов горючего, включая удельную плотность дизельного топлива кг/м3.
Таблица 1
Плотность дизельного топлива: основные значения
Наименование | Температура окружающей среды, С | Температура застывания, С | Температура вспышки, С | Максимальная плотность, кг/м3 |
Летний дизель | От 0 и выше | -5 | 62 | 860 |
Зимний дизель | До -25 | -35 | 40 | 840 |
Арктический дизель | До -50 | -55 | 35 | 830 |
Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры — таблица для определения плотности нефтепродуктов универсального назначения. Приводим ее в полном виде.
Таблица 2
Плотность дизельного топлива: полные значения
+1 С | +2 С | +3 С | +4 С | +5 С | +6 С | +7 С | +8 С | +9 С | +10 С | +11 С | +12 С | +13 С | +14 С | +15 С | +16 С | +17 С | +18 С | +19 С | +20 С | |
A | 690 | 690,9 | 691,8 | 692,7 | 693,4 | 694,6 | 695,5 | 696,4 | 697,3 | 698,2 | 699,1 | 700 | 700,9 | 701,8 | 702,7 | 703,6 | 704,5 | 705,4 | 706,3 | 707,2 |
B | 708,1 | 709 | 709,9 | 710,8 | 711,6 | 712,5 | 713,4 | 714,3 | 715,2 | 716,1 | 716,9 | 717,6 | 718,7 | 719,6 | 720,5 | 721,4 | 722,2 | 723,1 | 724 | 724,8 |
C | 725,7 | 726,6 | 727,4 | 728,3 | 729,2 | 730,1 | 730,9 | 731,8 | 732,6 | 733,5 | 734,3 | 735,2 | 736,1 | 736,9 | 737,8 | 738,6 | 739,5 | 740,3 | 741,2 | 742,01 |
D | 742,9 | 743,7 | 744,5 | 745,4 | 746,2 | 747,1 | 747,9 | 748,8 | 749,6 | 750,5 | 751,3 | 752,1 | 753 | 753,8 | 754,6 | 755,5 | 756,3 | 757,1 | 757,9 | 758,8 |
E | 759,6 | 760,4 | 761,3 | 762,1 | 762,9 | 763,7 | 764,5 | 765,3 | 766,2 | 767 | 767,8 | 768,6 | 769,4 | 770,3 | 771,1 | 771,9 | 772,7 | 773,5 | 774,3 | 775,1 |
F | 775,9 | 776,7 | 777,5 | 778,3 | 779,1 | 779,9 | 780,7 | 781,5 | 782,3 | 783,1 | 783,9 | 784,7 | 785,5 | 786,3 | 787 | 787,8 | 788,6 | 789,4 | 790,2 | 791 |
G | 791,8 | 792,5 | 793,3 | 794,1 | 794,9 | 795,7 | 796,4 | 797,2 | 798 | 798,8 | 799,5 | 800,3 | 801,1 | 801,9 | 802,6 | 803,4 | 804,2 | 804,9 | 805,7 | 806,4 |
H | 807,2 | 808 | 808,7 | 809,5 | 810,3 | 811 | 811,8 | 812,5 | 813,3 | 814 | 814,8 | 815,5 | 816,3 | 817 | 817,8 | 818,5 | 819,3 | 820 | 820,8 | 821,5 |
I | 822,3 | 823 | 823,7 | 824,5 | 825,4 | 826 | 826,7 | 827,4 | 828,2 | 828,9 | 829,6 | 830,4 | 831,1 | 831,8 | 832,6 | 833,3 | 834 | 834,7 | 835,5 | 836,2 |
J | 836,9 | 837,6 | 838,4 | 839,1 | 839,8 | 840,5 | 841,2 | 841,9 | 842,7 | 843,4 | 844,1 | 844,8 | 845,5 | 846,2 | 846,9 | 847,6 | 848,3 | 849,1 | 849,8 | 850,5 |
K | 851,2 | 851,9 | 852,6 | 853,3 | 854 | 854,7 | 855,4 | 856,1 | 856,8 | 857,5 | 858,2 | 858,9 | 859,6 | 860,3 | 861 | 861,6 | 862,3 | 863 | 863,7 | 864,4 |
L | 865,1 | 865,8 | 866,6 | 867,1 | 867,8 | 868,5 | 869,2 | 869,9 | 870,5 | 871,2 | 871,9 | 872,6 | 873,2 | 873,9 | 874,6 | 875,3 | 875,9 | 876,6 | 877,3 | 877,9 |
M | 878,6 | 879,3 | 880 | 880,6 | 881,3 | 881,9 | 882,6 | 883,3 | 883,9 | 884,6 | 885,2 | 885,9 | 886,6 | 887,2 | 887,9 | 888,5 | 889,2 | 889,9 | 890,5 | 891,1 |
N | 891,8 | 892,5 | 893,1 | 893,8 | 894,4 | 895 | 895,7 | 896,3 | 897 | 897,6 | 898,3 | 898,9 | 899,6 | 900,2 | 900,9 | 901,5 | 902,1 | 902,8 | 903,6 | 904 |
O | 904,7 | 905,3 | 905,9 | 906,6 | 907,2 | 907,9 | 908,4 | 909,1 | 909,7 | 910,3 | 911 | 911,6 | 912,2 | 912,8 | 913,4 | 914,1 | 914,7 | 915,3 | 915,9 | 916,5 |
P | 917,2 | 917,8 | 918,4 | 919 | 919,6 | 920,3 | 920,9 | 921,5 | 922,1 | 922,7 | 923,3 | 923,9 | 924,5 | 925,1 | 925,7 | 926,3 | 926,9 | 927,5 | 928,1 | 928,8 |
Q | 929,4 | 930 | 930,6 | 931,2 | 931,7 | 932,3 | 932,9 | 933,5 | 934,1 | 934,7 | 935,3 | 935,9 | 936,5 | 937,1 | 937,7 | 938,3 | 938,9 | 939,5 | 940,1 | 940,6 |
R | 941,2 | 941,8 | 942,4 | 943 | 943,6 | 944,1 | 944,7 | 945,3 | 945,9 | 946,5 | 947 | 947,6 | 948,2 | 948,8 | 949,4 | 949,9 | 950,5 | 951,1 | 951,6 | 952,2 |
S | 952,8 | 953,3 | 953,9 | 954,5 | 955 | 955,6 | 956,2 | 956,7 | 957,3 | 957,9 | 958,4 | 959 | 959,6 | 960,1 | 960,7 | 961,3 | 961,8 | 962,4 | 962,9 | 963,5 |
T | 964 | 964,6 | 965,1 | 965,7 | 966,2 | 966,8 | 967,4 | 967,9 | 968,5 | 969 | 969,6 | 970,1 | 970,7 | 971,2 | 971,7 | 972,3 | 972,8 | 973,4 | 973,9 | 974,4 |
U | 975 | 975,5 | 976,1 | 976,6 | 977,2 | 977,7 | 978,2 | 978,8 | 979,3 | 979,9 | 980,4 | 980,9 | 981,4 | 982 | 982,5 | 983 | 983,6 | 984,1 | 984,6 | 985,1 |
V | 985,7 | 986,2 | 986,7 | 987,3 | 987,8 | 988,3 | 988,8 | 989,4 | 989,9 | 990,4 | 990,9 | 991,4 | 992,2 | 992,5 | 993 | 993,5 | 994 | 994,5 | 995 | 995,5 |
Она используется в случаях, когда измерение плотности происходит при отклонении от стандартной температуры. Определив плотность вещества в текущий момент времени, необходимо провести горизонтальную параллель до столба с температурой в +20 градусов – это и будет реальная плотность состава.
Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры
Температурное воздействие имеет значение и для дизельного топлива. Поэтому для получения корректных данных при измерении должна быть установлена стандартная температура. Относительно дизеля значение составляет +20 градусов по Цельсию.
Чем выше температура состава, тем больше его плотность. Дизель, являясь продуктом переработки нефти, определяется теми физическими свойствами, которые имеет оригинальное сырье. Это значит, что термическую зависимость данного вида горючего изначально нельзя нивелировать. Именно поэтому в продаже имеется летнее и зимнее дизельное топливо, максимально адаптированное под соответствующие климатические условия. При этом расход жидкого продукта с меньшей плотностью будет больше.
Расчет плотности нефтепродуктов
Для того чтобы определить при помощи этой таблицы плотность нефтепродукта при данной температуре, необходимо:
а) найти по паспорту плотность нефтепродукта при +20oС; б) измерить среднюю температуру груза в цистерне; в) определить разность между +20oС и средней температурой груза; г) в Таблице 1 по графе температурной поправки найти поправку на 1oС, соответствующую плотность данного продукта при +20oС; д) умножить температурную поправку плотности на разность температур; е) полученное в п. «д» произведение вычесть из значения плотности при +20oС, если средняя температура нефтепродукта в цистерне выше +20oС, или прибавить это произведение, если температура продукта ниже +20oС.
Таблица 1 Средние температурные поправки плотности нефтепродуктов
Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС | Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС |
0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
0,680-0,689 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
0,6900-0,6999 | 0,000910 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,000660 |
0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
0,7200-0,7299 | 0,000870 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,000620 |
0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
0,8200-0,8299 | 0,000738 |
Примеры.
- Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта 0,8240. Температура нефтепродукта в цистерне +23oС. Определить плотность нефтепродукта при этой температуре. Находим: а) разность температур 23o — 20o =3o; б) температурную поправку на 1oС по Таблице 1 для плотности 0,8240, составляющую 0,000738; в) температурную поправку на 3o: 0,000738*3=0,002214, или округленно 0,0022; г) искомую плотность нефтепродукта при температуре +23oС (поправку нужно вычесть, так как температура груза в цистерне выше +20oС), равную 0,8240-0,0022=0,8218, или округленно 0,8220.
- Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта, 0,7520. Температура груза в цистерне -12oС. Определить плотность нефтепродукта при этой температуре. Находим: а) разность температур +20oС — (-12oС)=32oС; б) температурную поправку на 1oС по таблице для плотности 0,7520, составляющую 0,000831; в) температурную поправку на 32o, равную 0,000831*32=0,026592, или округленно 0,0266; г) искомую плотность нефтепродукта при температуре -12oС (поправку нужно прибавить, так как температура груза в цистерне ниже +20oС), равную 0,7520+0,0266=0,7786, или округленно 0,7785.
Для корректной работы портала и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с порталом, Вы разрешаете использование cookie — файлов. Вы всегда можете отключить их в настройках Вашего браузера. ОК! ПОНЯТНО!
Это интересно: Какое масло заливать в рено логан 1 6 8 клапанов
Плотность дизельного топлива при 20 градусах
Удельная плотность дизельного горючего при 20 градусах является точной и действительной величиной. Именно в таком состоянии жидкости числовое выражение удельной плотности будет максимально адекватным. Также при +20 градусов возможно объективно оценить качественные свойства продукта. Хороший показатель плотности свидетельствует о том, что в составе ДТ отсутствуют лишние водяные пары и тяжелые фракционные углеводороды, препятствующие быстрому воспламенению жидкости при зажигании и увеличивающие расход топлива на ходу.
#Дизельное топливо