Те, кто ездит на бензиновых двигателях в умеренно холодном климате, не думают о температурных проблемах с топливом. Но дизель – другое дело. Если пренебречь сезонной заменой солярки, то при наступлении холодов можно быстро и надолго обездвижить автомобиль.
Дизтопливо при отрицательной температуре перестанет прокачиваться и плотно закупорит все каналы топливной аппаратуры.
Особенности летней солярки
Буквально несколько градусов ниже нуля превратит летнюю солярку в вязкую субстанцию, из которой начнут выпадать парафины.
Теоретически, если топливо соответствует стандартам, оно должно проходить через фильтр до -8 градусов. Но на практике оно будет почти непригодным и начнёт забивать его поры уже при -5 . Для летних составов это нормальное явление, но оно губительно для работоспособности мотора.
Первым пострадает фильтр. Уже этого достаточно для остановки двигателя. Но аналогичные отложения будут по всей магистрали, в баке, трубках, насосах и форсунках.
Даже просто отогреть систему для оживления мотора и замены солярки будет очень непросто. Для холода, вне зависимости от климатических особенностей региона, следует использовать зимнее дизтопливо. Проблема возникнет без предупреждения, поэтому позаботиться о моторе надо заранее.
Температура замерзания
Точный состав дизельного топлива разного сезонного назначения не нормируется. Различаются они косвенно по густоте (вязкости) при определённой температуре. Зимние сорта примерно в полтора-два раза менее вязкие.
Летняя солярка
Летнее топливо лучше и дешевле всех прочих, но только при условии применения в погодных условиях с положительной температурой. Густеет оно до порога фильтруемости при -5 градусах.
Даже с приближением к этому показателю топливо уже помутнеет и начнёт образовывать осадок. В современных системах питания, когда всё заточено под идеально чистое горючее со строго нормированными физическими показателями, недопустимо даже малейшее появление твёрдых или гелеобразных нерастворимых примесей.
Речь даже не идёт о замерзании. Если двигатель остановился по причине нарушения состава смеси, то солярка однозначно непригодна, поэтому о полном превращении в твёрдую фазу говорить бессмысленно.
Это интересно: На каких дисках лучше ездить зимой
Тем более, что состав горючего по фракциям сильно зависит от исходного сырья и технологий производителя, а последствия пугающие, поэтому при около нулевых температурах этот сорт использовать категорически недопустимо. Даже подогрев через обратные магистрали не спасёт, тепловыделение там небольшое, а масса солярки в баке велика.
Демисезонное топливо
Промежуточный сорт, называемый по ГОСТ межсезонным, допускает охлаждение по порогу фильтруемости до -15 градусов. При этом сохраняются полезные характеристики летней солярки, в частности, цетановое число, важное для смягчения рабочего цикла нагруженных турбированных дизелей с высокими показателями наполнения и удельной мощности.
Показатели товарных сортов обычно выполняются с некоторым запасом, но надеяться на это не стоит. Условно говоря, это топливо для южных регионов с их мягкой, но не всегда предсказуемой зимой.
Например, там днём может наблюдаться высокая температура, когда желательно кормить дизель качественным горючим, но есть опасность помутнения его с образованием осадком и порчей фильтров при незначительных ночных морозах.
Зимнее дизтопливо
Зимние сорта уверенно себя чувствуют при низких температурах до минус 25-30 градусов, но обязательно следует учитывать конкретное исполнение продукта.
Не исключено, что один загустеет до прекращения работы фильтра при -25, а другие перенесут и -35. Обычно конкретный порог применения указывается в маркировке данного вида топлива, он должен быть точно известен водителю из сертификата.
Если предполагается использование дизельного автомобиля в совсем экстремальных морозных условиях, то заправляться предстоит исключительно арктическим дизтопливом. Оно фильтруется в зависимости от марки до -40 и даже ниже.
Может случиться, что локальное похолодание превысит все разумные пределы, но обычно в автомобильной технике для подобных условий применяются специальные меры по подогреву бака и топливной системы, а моторы зимой не глушатся.
Итоги
Летнее дизельное топливо представляет собой разновидность солярки, применяемой в теплое время года при положительной температуре окружающей среды. Автовладельцы в отзывах о дизельном топливе отмечают его эффективность, неплохую вязкость и плотность, благодаря которым повышаются мягкость хода и плавность работы двигателя. Единственными нюансами являются правильный выбор марки горючего — многие продавцы разбавляют горючее, из-за чего оно теряет свои свойства и может привести к неполадкам топливной системы. Поскольку минимальная температура замерзания летнего дизельного топлива составляет -5 о С, его необходимо использовать только при положительной температуре окружающей среды.
Как правильно выбрать и использовать солярку круглый год
О летнем топливе можно не беспокоиться, а вот зимой лучше выбирать солярку исключительно на заправках крупных брендов. Опыт автомобилистов показывает, что товарное зимнее дизтопливо известных компаний выдерживает требования ГОСТа с большим запасом.
До -25 проблем не возникает с любым продуктом, если указано, что он для зимнего применения. Ниже следует пользоваться исключительно арктической соляркой, она до -35 даже не помутнеет.
У мелких распространителей покупать горючее зимой не стоит, поскольку его свойства могут непредсказуемо измениться в процессе хранения и при смешивании в цистернах с остатками летнего.
Измерение удельного веса
Плотность топлива измеряется при помощи ареометров. Плотность дизтоплива измеряется ареометрами для нефтепродуктов, названия которых начинаются с букв АН, к примеру, таких как АНТ-1 или АНТ-2. Чем больший процент дизтоплива приходится на углеводороды, имеющие высокий удельный вес, тем больше плотность этой солярки. С одной стороны, при сгорании такого дизтоплива выделяется больше энергии, с другой, оно хуже испаряется, тяжелее поджигается и не сгорает в цилиндрах без остатка. Так как летом испарение и воспламенение происходит проще у летней солярки, удельный вес выше, чем у зимнего дизельного топлива.
Поскольку ГОСТ предписывает измерять плотность ДТ при температуре 20 ◦C, для правильного определения плотности нужно принести емкость с соляркой домой и дождаться, чтобы зимой она прогрелась, а летом остыла до +20 ◦C. Если же вам некогда ждать, можно измерить интересующий вас параметр и температуру ДТ, а после пересчитать каков будет результат при 20 ◦С. Для этого нужно знать, что уменьшение температуры солярки на 1 ◦C увеличивает ее удельный вес в среднем на 0,0007 г/см3. А увеличение температуры соответственно уменьшает плотность на туже величину.
Можно ли ездить зимой на летнем дизельном топливе
При сильных морозах такие эксперименты над собственным дорогостоящим мотором недопустимы. Но в самых крайних случаях и небольшой отрицательной температуре можно добавить в бак специальные составы, снижающие температурный порог.
Такие антигели допускают изменение его на несколько градусов, но не более того. Предварительно надо изучить конкретные характеристики и порядок применения по данным производителя. И помнить, что это лишь временная мера.
Разбавлять топливо керосином и тем более бензином, как это делали старые водители на устаревших двигателях, сейчас недопустимо. На таких смесях мотор долго не проживёт, слишком велики его удельные характеристики, там и так всё работает близко к пределу прочности.
Отогреть пробку
Если мотор не заводится после добавления присадок, то решить проблему можно отогреванием. Как правило, летняя солярка при околонулевых температурах образует парафиновую пробку на фильтре тонкой очистки.
Необходимо найти топливный фильтр и прогреть его. Как правило, он находится внутри моторного отсека. Его можно отогреть с помощью теплой, но не горячей воды. Если лить ее из термоса прямо на кожух фильтра, то он быстро нагреется, после чего парафиновый налет растворится.
Еще нагревать фильтр можно переносным феном, работающим от аккумулятора, но в этом случае есть риск разрядить автомобильную батарею.
Как распознать поддельный бензин? Есть пять способов Подробнее
Признаки замерзания топлива в автомобиле
Первым и основным признаком превышения предела стойкости топлива к морозу будет отказ мотора запускаться. Он просто не получит нужного количества дизтоплива для воспламенения и устойчивой работы.
Если замерзание началось на ходу, то дизель потеряет тягу, начнёт троить и не сможет раскручиваться до номинальных оборотов.
Визуально будет заметно помутнение обычно прозрачной солярки, затем выпадение осадков и кристаллизация. Фильтр, на котором пытались запустить двигатель с таким топливом придёт в негодность и подлежит замене. Езда на неотфильтрованном горючем недопустима.
Что такое парафинизация, и чем она плоха для дизельного автомобиля?
Дизельные воски, всегда находящиеся в солярке, представляют собой длинноцепочечные углеводороды, которые при пониженных температурах склонны к кристаллообразованию. Эти кристаллические тромбоциты блокируют фильтры в настоящих «восковых» цепочках. Объединённые длинноцепочечные углеводороды резко увеличивают вязкость дизельного топлива, что плохо как для двигателя, так и для топливного насоса. Наличие воды в достаточно большом количестве вызывает другую проблему — образование кристалликов льда. Это происходит при температуре замерзания дизельного топлива. Проблема в том, что: а) вода не растворяется в любых жидких углеводородах; б) эти кристаллы при определённых температурах являются уже твёрдыми веществом, в отличие от парафина, всё ещё жидкого.
В обоих случаях солярка снова начнёт течь только при её нагревании выше температуры кристаллизации.
Проблему, как казалось, можно решить путём добавления в солярку определённого количества (от 7 до 10%) биодизеля. Однако, во-первых, биодизельное топливо дорогое, а, во-вторых, при этом иногда образовывается густое вещество, которое вызывает вспенивание чистой солярки, не содержащей добавок.
В отличие от парафинов (когда кристаллы объединённых молекул разрываются с повышенной температурой), смесь солярки с биодизелем становится мутной, и не спешит вновь превращаться в обычное топливо.
Мутные взвеси, появление которых происходит в процессе парафинизации, забивают фильтры, чем сильно перегружают работу топливного насоса. Как следствие, теряются зазоры в подвижных деталях и начинаются процессы сухого трения. Поскольку температуры и давления высоки, частицы отслоившегося металла довольно быстро превращаются в металлическую пудру, которая вначале коагулирует, а потом спекается. И насосу – конец.
Для того, что подобного не произошло, к биодизельным смесям необходимо использовать соответствующие добавки. Кроме того, в солярке должна отсутствовать вода, которая также блокирует фильтры.
Как разморозить солярку
Применять антигели или иные размораживающие вещества, когда в топливе уже выпал осадок, оно не фильтруется и мотор не запускается, бесполезно. Они просто не попадут в места, забитые парафинами.
Можно попытаться обогреть самое узкое место в топливной системе – фильтр. Пробка в первую очередь возникает именно там. Но подогревать придётся и все прочие участки, включая топливный бак. Поэтому кардинальным решением будет установка машины в отапливаемое помещение.
Многое зависит от сложности и современности автомобиля. Старые грузовики разогревали не только феном, но даже и паяльной лампой. Сейчас такое недопустимо.
Из народных методов можно отметить создание над автомобилем подобия теплицы из пластиковой плёнки. По неё нагнетается горячий воздух из тепловой пушки. При небольших морозах способ вполне работает, но придётся потратить время и значительное количество электроэнергии.
Плёнка обладает хорошей теплопроводностью, хотя и не пропускает воздух, поэтому сооружать укрытие лучше в несколько слоёв.