Представьте, на сколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно.
У производителей авто принято «хвастаться» другим показателем: скоростью разгона до 100 км/час. Разумеется, это тоже важно. Но было бы неплохо знать, на сколько метров растянется тормозной путь. Ведь у разных автомобилей он отличается.
В этой статье мы расскажем о том, что нужно знать о тормозном пути каждому водителю, чтобы обезопасить себя на дороге. Пристегивайтесь, и поехали!
Что такое тормозной путь автомобиля?
Тормозным путем считается расстояние, которое проедет машина после активации тормозной системы до полной остановки. Это лишь технический параметр, по которому в сочетании с другими факторами определяется безопасность автомобиля. В этот параметр не входит скорость реакции водителя.
Совокупность реакции автомобилиста на экстренную ситуацию и расстояния от начала торможения (водитель нажал на педаль) до полной остановки транспортного средства называется остановочный путь.
В правилах дорожного движения указываются критические параметры, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. Максимальные пределы составляют:
Тип транспорта: | Тормозной путь, м. |
Мотоцикл/мопед | 7,5 |
Легковой автомобиль | 14,7 |
Автобус/грузовик массой до 12 тонн | 18,3 |
Грузовой автомобиль массой выше 12 тонн | 19,5 |
Так как величина тормозного пути напрямую зависит от скорости ТС, критическим показателем считается упомянутое выше расстояние, пройденное транспортом при снижении скорости с 30 км/ч. (для мототранспорта) и 40 км/ч. (для легкового авто и автобуса) до нуля.
Слишком медленная реакция тормозной системы всегда приводит к повреждению транспорта и нередко к травмам тех, кто в нем находится. Для наглядности: машина, движущаяся со скоростью 35 км/ч., столкнется с препятствием с силой, идентичной удару при падении с пятиметровой высоты. Если скорость авто при столкновении с препятствием достигла 55 км/ч, то сила удара будет идентична при падении с третьего этажа (90 км/ч – падение с 9 этажа, или с высоты в 30 метров).
Данные результаты исследований показывают, насколько важно автомобилисту следить за состоянием тормозной системы автомобиля, а также за износом покрышек.
Тормозная система и ее особенности
У каждого транспортного средства свое время до остановки. Тормозная система в разделах автомобилей работает практически одинаково, разница лишь в состоянии тормозных колодок.
Определенное транспортное средство сможет остановиться за:
- Легковые автомобили – 12-13 секунд.
- Автобусы до 5 тонн – 13-14 секунд.
- Автобусы свыше 5 тонн – 16-17 секунд.
- Грузовые тс до 3,5 тонн – 15-16 секунд.
- Грузовые тс от 3,5 до 12 тонн – 17-18 секунд.
- Грузовые тс массой более 12 тонн – 17-18 секунд.
- Двухколесные мопеды или мотоциклы – 7-8 секунд.
- Мотоцикл оснащенный прицепом – 8-9 секунд.
- Легковые автомобили с прицепом – 13-14 секунд.
Что такое формула тормозного пути?
Существуют специальные формулы, которые помогают водителю просчитать длину тормозного пути при экстренном и нормальном торможении. Разумеется, они усредненные.
Итак, нормальное торможение предусматривает мягкое нажатие на педаль тормоза, к примеру на светофоре. В таком случае ориентируемся по формуле:
(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) = длина тормозного пути в метрах
То есть, если вы двигаетесь со скоростью 50 км/ч, длина тормозного пути будет примерно 25 метров. Считаем так: 50/10 * 50/10 = 5*5 = 25.
При экстренном торможении, полученное значение делится еще на два. Формула выглядит следующим образом.
(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) / 2
Посчитаем на конкретном примере. Допустим, вы вновь двигаетесь со скоростью 50 км/ч и произошла ситуация, при которой вам нужно срочно затормозить. Считаем тормозной путь так: 50/10 * 50/10 / 2 = 5*5/2 = 12,5 метров.
Вы можете сказать, что в экстренной ситуации нет времени считать и нужно действовать. Да, вы абсолютно правы. Но есть одно «но». Каждый водитель двигается по городу примерно с одинаковой скоростью. Поэтому, вы можете заранее выучить нужное значение и отталкиваться от него когда нужно. Такой нехитрый лайфхак может однажды спасти чью-то жизнь. Поэтому берите его на заметку.
Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?
Как мы уже отмечали выше, водителю нужно время для того, чтобы принять решение о торможении. То есть — среагировать. Плюс, время уходит на то, чтобы переместить ногу с педали газа на педаль тормоза и на то, чтобы на это действие отреагировала сама машина.
Существует формула, которая усредненно считает путь реакции водителя. Вот она:
(Скорость в км/ч : 10) * 3 = путь реакции в метрах
Представим ту же ситуацию. Вы едете со скоростью 50 км/ч и решили плавно затормозить. Пока вы принимаете решение, машина проедет 50/10*3 = 15 метров. Второе значение (длину реального тормозного пути) мы считали выше — 25 метров. В результате, 15+25 = 40. Это расстояние, которое преодолеет ваш автомобиль, пока вы полностью не остановитесь.
Дистанция
- Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
- Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время.
- Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.
Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Скорость
Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.
Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.
Дорожные обстоятельства
Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.
Шины
Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием. Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой.
Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться.
В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):
60км/ч. | 80 км/ч. | 90 км/ч. | |
Сухой асфальт, м. | 20,2 | 35,9 | 45,5 |
Мокрый асфальт, м. | 35,4 | 62,9 | 79,7 |
Заснеженная дорога, м. | 70,8 | 125,9 | 159,4 |
Гололед, м. | 141,7 | 251,9 | 318,8 |
Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины.
Техническое состояние машины
Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.
Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.
Отвлечение внимания на дороге
Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.
Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:
- оценка дорожной ситуации;
- принятие решения – тормозить или маневрировать;
- реагирование на ситуацию.
В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.
Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:
Скорость автомобиля, км/ч. | Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м. |
60 | 17 |
80 | 22 |
100 | 28 |
Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».
Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:
- мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
- рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
- пристегивание ремня безопасности;
- употребление пищи за рулем;
- падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
- выяснение отношений водителя и пассажира.
На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.
Состояние алкогольного или наркотического опьянения
Законодательство большинства стран мира запрещает вождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это не потому что водителям запрещается получать радость от жизни в полной мере. От этого состояния зависит тормозной путь автомобиля.
Когда человек находится под воздействием наркотиков или алкоголя, его реакция снижается (это зависит от степени опьянения, но реакция в любом случае будет замедленной). Даже если автомобиль оснащен самыми передовыми системами и помощниками торможения, запоздалое нажатие на педаль тормоза в экстренной ситуации приведет к аварии. Помимо торможения пьяный водитель медленней реагирует на необходимость выполнить маневр.
Каков тормозной путь на скорости 50, 80 и 110 км/час.
Как видно, из-за множества переменных невозможно создать четкую таблицу, описывающую точный тормозной путь отдельного автомобиля. На это влияют и техническое состояние автомобиля, и качество дорожного покрытия.
Средние данные тормозного пути легкового автомобиля при исправной системе, качественных покрышках и нормальной реакции водителя:
Скорость, км/ч. | Приблизительный тормозной путь, м. |
50 | 28 (или шесть корпусов авто) |
80 | 53 (или 13 корпусов авто) |
110 | 96 (или 24 корпуса) |
Следующая условная ситуация показывает, почему важно придерживаться скоростного режима и не полагаться на «идеальные» тормоза. Чтобы остановиться перед пешеходным переходом со скорости в 50 км/ч до нуля автомобилю потребуется расстояние почти в 30 метров. Если водитель нарушит скоростной режим и будет двигаться со скоростью в 80 км/ч, то при реакции на расстоянии в 30 метров до перехода, авто собьет пешехода. При этом скорость авто будет около 60 км/ч.
Как видно, никогда не следует рассчитывать на надежность своей машины, а правильно будет придерживаться рекомендаций, потому что они взяты из реальных ситуаций.
Правила дорожного движения и скорость
Для того, чтобы тормозной путь был как можно меньше и соответствовал таблице, расположенной выше, следует придерживаться правилам дорожного движения и рекомендуемой скорости.
- Так, в населенных пунктах не стоит превышать скорость более 60 километров в час, а во дворах и жилых зонах – не стоит ехать более двадцати километров в час.
- Для автобусов перевозящих детей есть ограничение по всем дорогам – шестьдесят километров в час.
- Такие же условия скорости нужно соблюдать транспорту, у которого в кузове на специальных лавках сидят люди. Автобусам, будь то междугородними или маломестными, а так же мотоциклам разрешено ехать не более 90 километров в час.
- Всем остальным автобусам, а так же автомобилям категории «в» которые буксируют прицеп – на автомагистралях можно ездить не более 90 километров в час.
- Те же правила касаются и грузовиков с полуприцепами. А вот по остальным дорогам эти транспортные средства могут ехать не более чем 70 километров в час.
- Легковым и грузовым авто (если полная масса не превышает трех с половиной тонн) по автомагистралям можно ездить со скоростью 110 километров в час, а по всем остальным дорогам – не более 90километров в час.
От чего зависит средний тормозной путь любого автомобиля
Подытоживая, видим, что тормозной путь любого автомобиля зависит от совокупности таких факторов:
- скорость транспортного средства;
- вес машины;
- исправность тормозных механизмов;
- коэффициент сцепления покрышек;
- качество дорожного покрытия.
На остановочный путь автомобиля влияет еще и реакция водителя.
Учитывая, что в экстренной ситуации мозгу водителя нужно обработать много информации, придерживаться скоростного режима – это самая первая заповедь, о важности которой никогда не перестанут говорить.
Когда и как производится замер
Расчеты тормозного пути понадобятся, когда проводится экспертиза транспортного средства после серьезного ДТП (криминалистическая экспертиза), в процессе технических испытаний машины, а также после модернизации тормозной системы.
Существуют разные онлайн-калькуляторы, с помощью которых водитель может самостоятельно может проверить данные параметры своего автомобиля. Пример такого калькулятора находится по этой ссылке. Воспользоваться таким калькулятором можно прямо на дороге. Главное, чтобы был доступ в интернет. Немного позже мы рассмотрим, с помощью каких формул можно рассчитать данный параметр.
Как увеличить интенсивность замедления
В первую очередь эффективность замедления зависит от внимательности водителя. Даже самая лучшая тормозная система и полный набор электронных ассистентов не способны изменять физические законы. Поэтому ни в коем случае нельзя отвлекаться от вождения авто на звонки по телефону (даже если используется система hand-free, реакция некоторых водителей может существенно замедляться), переписку по смс и рассматривание красивых пейзажей.
Не менее важным фактором является способность водителя предвидеть аварийную ситуацию. Например, приближаясь к перекрестку, даже если к главной дороге прилегает второстепенная, и на ней установлен знак «Уступи дорогу», водителю нужно быть более сконцентрированным. Причина в том, что существуют автомобилисты, которые уверены, что размеры их автомобиля дает преимущество на дороге, независимо от знаков. В таких ситуациях лучше быть готовым к экстренному торможению, чем потом выяснять, кто кому должен уступать.
Повороты и маневры на дороге необходимо выполнять с не меньшей концентрацией, особенно учитывая слепые зоны. В любом случае, на время реакции и, как следствие, на замедление машины, влияет сосредоточенность водителя. Но не менее важным является техническое состояние транспортного средства, а также наличие дополнительных систем, повышающих эффективность торможения.
Также если водитель выбирает безопасную скорость, это может в значительной степени сократить тормозной путь автомобиля. Это что касается действий водителя.
Дополнительно необходимо учитывать загрузку машины, а также способности тормозной системы. То есть техническую часть транспортного средства. Многие современные модели автомобилей оснащаются разными усилителями и дополнительными системами, которые в значительной степени сокращают путь реакции и время полной остановки авто. К таким механизмам относятся тормозные усилители, система ABS, а также электронные ассистенты, предотвращающие фронтальное столкновение. Также значительно сокращает тормозной путь установка улучшенных тормозных колодок и дисков.
Но какой бы «самостоятельной» ни была электроника машины или надежными исполнительные механизмы тормозной системы, никто не отменял внимательность водителя. Помимо перечисленного, крайне важно следить за исправностью механизмов и своевременно проводить плановое техническое обслуживание.
Остановочный и тормозной путь автомобиля: в чем разница
Под тормозным путем подразумевается расстояние, которое преодолеет машина, с момента, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Начало этого пути – это момент активации тормозной системы, а конец – полная остановка транспортного средства.
Эта величина всегда зависит от скорости транспортного средства. Причем она всегда квадратична. Это значит, что тормозной путь всегда пропорционален увеличению скорости автомобиля. Если скорость транспорта в два раза превышает допустимую норму, то машина полностью остановится на расстоянии, в четыре раза превышающее средний показатель.
Также на эту величину влияет вес транспорта, состояние тормозной системы, качество дорожного покрытия, а также износ протектора на колесах.
Но процессы, влияющие на полную остановку машины, включают намного больший промежуток времени, чем время срабатывания тормозной системы. Еще одно не менее важное понятие, влияющее на замедление авто, это время реакции водителя. Это промежуток времени, за который водитель реагирует на обнаруженное препятствие. У среднестатистического автомобилиста между обнаружением препятствия и нажатием на педаль тормоза проходит около одной секунды. У кого-то этот процесс занимает всего 0.5сек, а кто-то реагирует намного дольше, и он активирует тормозную систему только лишь спустя две секунды.
Путь реакции всегда прямо пропорциональный скорости авто. Время реакции у конкретного человека может не меняться, но в зависимости от скорости за это время машина преодолеет свое расстояние. Эти две величины: тормозной путь и путь реакции в сумме образуют остановочный путь машины.
Вывод автомобиля из заноса
Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.
Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:
- Резким торможением;
- Резким разгоном с пробуксовкой колес;
- Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.
Важно знать! Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.
После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.
Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.
Важно знать! Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.
На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.
На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.
На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.
Как рассчитать полное время остановки и итоговый остановочный путь?
Невозможно провести точные расчеты на абстрактном автомобиле. Часто тормозной путь рассчитывается по тому, какой была эта величина у конкретной машины на определенной скорости. Как мы уже говорили, рост тормозного пути квадратичен увеличению скорости транспорта.
Но существуют также и среднестатистические цифры. Принято, что легковая машина средней величины при скорости в 10км/ч обладает тормозным путем в 0.4м. Если брать за основу это соотношение, то можно рассчитать тормозной путь для транспорта, движущегося со скоростью 20км/ч (величина составляет 1.6м) или 50км/ч (показатель составляет 10 метров) и так далее.
Чтобы точнее рассчитать тормозной путь, нужно воспользоваться дополнительной информацией. Например, если учесть степень сопротивления покрышек (коэффициент трения для сухого асфальта составляет 0.8, а для ледяной дороги – 0.1). Этот параметр подставляется в следующую формулу. Тормозной путь = квадрат скорости (в километрах/час) разделить на коэффициент трения, умноженный на 250. Если машина движется со скоростью в 50км/ч, то по данной формуле тормозной путь составляет уже 12.5 метров.
Для получения конкретной цифры пути реакции водителя существует другая формула. Вычисления следующие. Путь реакции = скорость машины разделить на 10, затем результат умножить на 3. Если подставить в эту формулу все тот же автомобиль, движущийся на скорости в 50км/ч, то путь реакции будет составлять 15 метров.
Полная остановка автомобиля (та же скорость в 50 километров в час) произойдет через 12.5+15=27.5 метров. Но и это не самые точные расчеты.
Так, время полной остановки транспортного средства высчитывается по формуле:
Р(полная остановка)= (множитель коэффициента эффективности торможения и начальной скорости торможения разделить на множитель ускорения свободного падения и коэффициента продольного сцепления покрышек с асфальтом)+время реакции водителя+период срабатывания привода тормозной системы+множитель времени нарастания тормозных усилий на 0.5.
Итак, как видно, на определение полной остановки авто влияет много факторов, которые могут быть совершенно разными в зависимости от обстановки на дороге. По этой причине еще раз: водитель должен всегда контролировать, что происходит на дороге.
Разные условия для торможения
Рассмотрим такие условия:
- мокрый асфальт, снег, лёд,
- сухой асфальт.
Сухой асфальт
На сухом асфальте коэффициент сцепления шины составляет 0,7–0,8. Это отличный показатель.
Мокрый асфальт, лёд, снег
На мокром асфальте коэффициент сцепления составляет 0,4–0,5.
Определение скорости авто с помощью тормозного пути
Проводить расчёт по формуле достаточно сложно. Для определения скорости машины можете воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами. Найти такой онлайн-калькулятор можно в поисковой системе.
Онлайн-калькуляторы разработаны с учётом всех требований. В них учтены все данные и формулы.
Вам нужно только вести такие данные:
- длина следа торможения,
- вид дорожного покрытия,
- степень загрузки транспортного средства,
- тип автомобиля,
- скорость движения.
Далее, всю работу за вас сделает онлайн-калькулятор.
А теперь рассмотрим формулу для определения скорости движения. Формула: 0.5 х t3 х j + √2Sю х j.
Описание:
- Sю — это длина следа,
- j — этот символ обозначает замедление транспортного средства при торможении,
- t3 — это нарастание замедления машины,
- Va — начальная скорость машины.
Как увеличить интенсивность замедления
Чтобы максимально снизить тормозной путь в разных обстоятельствах, водитель может воспользоваться одним из двух способов. Лучше всего было бы сочетание этих способов:
- Предусмотрительность водителя. Этот метод подразумевает способность самого водителя предвидеть опасные ситуации и выбирать безопасный скоростной режим и корректную дистанцию. Например, на ровной и сухой трассе «Москвич» можно и разогнать, но если дорога скользкая и извилистая с большим потоком машин, то в данном случае лучше было бы снизить скорость. Такой автомобиль затормозит менее эффективно, чем современная иномарка. Также стоит обратить внимание на то, какую методику торможения использует водитель. Например, в машине, не оснащенной никакой вспомогательной системой, например ABS, резкое нажатие тормоза до упора часто приводит к потере сцепления с дорогой. Чтобы машина не пошла юзом на нестабильной дороге, необходимо использовать торможение двигателем на пониженной передаче и прерывистое нажатие на педаль тормоза.
- Модификация автомобиля. Если автовладелец оборудует свое транспортное средство более эффективными элементами, от которых зависит торможение, то ему удастся увеличить интенсивность замедления своего авто. Например, повысить эффективность торможения можно, установив более качественные тормозные колодки и диски, а также хорошую резину. Если автомобиль позволяет установить на него дополнительные механизмы или даже вспомогательные системы (антиблокировочная, помощник при торможении), то это также снизит тормозной путь.
Экономия топлива
При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:
- Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
- Заправляйтесь качественным топливом;
- Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
- Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
- Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
- Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.
Важно знать! Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю. Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.