Представьте, на сколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно.
У производителей авто принято «хвастаться» другим показателем: скоростью разгона до 100 км/час. Разумеется, это тоже важно. Но было бы неплохо знать, на сколько метров растянется тормозной путь. Ведь у разных автомобилей он отличается.
В этой статье мы расскажем о том, что нужно знать о тормозном пути каждому водителю, чтобы обезопасить себя на дороге. Пристегивайтесь, и поехали!
Что такое тормозной путь автомобиля?
Тормозным путем считается расстояние, которое проедет машина после активации тормозной системы до полной остановки. Это лишь технический параметр, по которому в сочетании с другими факторами определяется безопасность автомобиля. В этот параметр не входит скорость реакции водителя.
Совокупность реакции автомобилиста на экстренную ситуацию и расстояния от начала торможения (водитель нажал на педаль) до полной остановки транспортного средства называется остановочный путь.
В правилах дорожного движения указываются критические параметры, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. Максимальные пределы составляют:
Тип транспорта: | Тормозной путь, м. |
Мотоцикл/мопед | 7,5 |
Легковой автомобиль | 14,7 |
Автобус/грузовик массой до 12 тонн | 18,3 |
Грузовой автомобиль массой выше 12 тонн | 19,5 |
Так как величина тормозного пути напрямую зависит от скорости ТС, критическим показателем считается упомянутое выше расстояние, пройденное транспортом при снижении скорости с 30 км/ч. (для мототранспорта) и 40 км/ч. (для легкового авто и автобуса) до нуля.
Слишком медленная реакция тормозной системы всегда приводит к повреждению транспорта и нередко к травмам тех, кто в нем находится. Для наглядности: машина, движущаяся со скоростью 35 км/ч., столкнется с препятствием с силой, идентичной удару при падении с пятиметровой высоты. Если скорость авто при столкновении с препятствием достигла 55 км/ч, то сила удара будет идентична при падении с третьего этажа (90 км/ч – падение с 9 этажа, или с высоты в 30 метров).
Данные результаты исследований показывают, насколько важно автомобилисту следить за состоянием тормозной системы автомобиля, а также за износом покрышек.
Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?
В тех случаях, когда затормозить вовремя всё же не удалось, необходимо определить, с какой скоростью двигался транспорт на момент начала торможения. Общая формула вычисления “стартовой” скорости торможения выглядит так — V = 0,5*t3*j + √2*S*j. В данном случае, роль играют следующие факторы:
- tЗ — время нарастания замедления машины. Измеряется в секундах;
- j — замедление автомобиля при торможении. Измеряется в м/с2. По ГОСТу на сухой трассе j=6,8 м;
- с2, а на мокрой — 5 м/с2;
- S — длина тормозного следа.
Возьмём условия, в которых tЗ=0,3 секунды, тормозной след 20 метров, а трасса сухая. Тогда скорость равна 0,5*0,3*6,8 + √2*20*6,8 = 1,02 + 19,22 = 20,24 м/с = 72,86 км/ч.
В основном для определения скорости в начале торможения используются три способа:
- Определение по тормозному пути.
- Определение по закону сохранения количества движения.
- Определение по деформации автомобиля.
Преимущества первого метода — простота и скорость, большое количество исследований, точный результат. Второй метод хорош тем, что его можно использовать при отсутствии следов торможения, он даёт точный результат и полезен при столкновении с неподвижными машинами. Третий отличается тем, что учитывает энергозатраты на деформацию машины.
Минусы у каждого метода также свои. В первом случае это невозможность использования при отсутствии следов шин. Во втором — громоздкие вычисления, а в третьем — большие объёмы того, что нужно учесть, и невысокая точность вычислений.
Что такое формула тормозного пути?
Существуют специальные формулы, которые помогают водителю просчитать длину тормозного пути при экстренном и нормальном торможении. Разумеется, они усредненные.
Итак, нормальное торможение предусматривает мягкое нажатие на педаль тормоза, к примеру на светофоре. В таком случае ориентируемся по формуле:
(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) = длина тормозного пути в метрах
То есть, если вы двигаетесь со скоростью 50 км/ч, длина тормозного пути будет примерно 25 метров. Считаем так: 50/10 * 50/10 = 5*5 = 25.
При экстренном торможении, полученное значение делится еще на два. Формула выглядит следующим образом.
(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) / 2
Посчитаем на конкретном примере. Допустим, вы вновь двигаетесь со скоростью 50 км/ч и произошла ситуация, при которой вам нужно срочно затормозить. Считаем тормозной путь так: 50/10 * 50/10 / 2 = 5*5/2 = 12,5 метров.
Вы можете сказать, что в экстренной ситуации нет времени считать и нужно действовать. Да, вы абсолютно правы. Но есть одно «но». Каждый водитель двигается по городу примерно с одинаковой скоростью. Поэтому, вы можете заранее выучить нужное значение и отталкиваться от него когда нужно. Такой нехитрый лайфхак может однажды спасти чью-то жизнь. Поэтому берите его на заметку.
Факт
Согласно утверждениям ученых, реакция водителя на препятствие равняется одной секунде. За это время машина со скоростью 60 километров в час проедет 16 метров. Сам тормозной путь с этой скорости потребует еще минимум 16 метров (по законам физики). Поэтому самое минимальное расстояние составит 32 метра. Но все же, расчеты — это одно, а практика — это другое.
В обыденной жизни в реальных условиях почти нереально добиться столь эффективного торможения. Однако можно. Тем более, все расчеты производятся таким образом, что водитель смотрит внимательно на дорогу и по сторонам. А если вы при экстренной ситуации курите, болтаете по телефону или переключаете радио — об этом речь идти не может. В таких случаях тормозной путь критический, и во многих случаях вы просто не остановитесь, или же сделаете это после того, как собьете кого-то.
Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?
Как мы уже отмечали выше, водителю нужно время для того, чтобы принять решение о торможении. То есть — среагировать. Плюс, время уходит на то, чтобы переместить ногу с педали газа на педаль тормоза и на то, чтобы на это действие отреагировала сама машина.
Существует формула, которая усредненно считает путь реакции водителя. Вот она:
(Скорость в км/ч : 10) * 3 = путь реакции в метрах
Представим ту же ситуацию. Вы едете со скоростью 50 км/ч и решили плавно затормозить. Пока вы принимаете решение, машина проедет 50/10*3 = 15 метров. Второе значение (длину реального тормозного пути) мы считали выше — 25 метров. В результате, 15+25 = 40. Это расстояние, которое преодолеет ваш автомобиль, пока вы полностью не остановитесь.
Экстренное торможение
Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.
Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».
Симптомы заблокированных колес во время торможения:
- появление вибрации колес;
- уменьшение торможения автомобиля;
- появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
- у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.
ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.
Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Скорость
Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.
Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.
Дорожные обстоятельства
Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.
Шины
Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием. Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой.
Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться.
В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):
60км/ч. | 80 км/ч. | 90 км/ч. | |
Сухой асфальт, м. | 20,2 | 35,9 | 45,5 |
Мокрый асфальт, м. | 35,4 | 62,9 | 79,7 |
Заснеженная дорога, м. | 70,8 | 125,9 | 159,4 |
Гололед, м. | 141,7 | 251,9 | 318,8 |
Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины.
Техническое состояние машины
Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.
Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.
Отвлечение внимания на дороге
Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.
Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:
- оценка дорожной ситуации;
- принятие решения – тормозить или маневрировать;
- реагирование на ситуацию.
В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.
Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:
Скорость автомобиля, км/ч. | Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м. |
60 | 17 |
80 | 22 |
100 | 28 |
Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».
Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:
- мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
- рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
- пристегивание ремня безопасности;
- употребление пищи за рулем;
- падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
- выяснение отношений водителя и пассажира.
На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.
Состояние алкогольного или наркотического опьянения
Законодательство большинства стран мира запрещает вождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это не потому что водителям запрещается получать радость от жизни в полной мере. От этого состояния зависит тормозной путь автомобиля.
Когда человек находится под воздействием наркотиков или алкоголя, его реакция снижается (это зависит от степени опьянения, но реакция в любом случае будет замедленной). Даже если автомобиль оснащен самыми передовыми системами и помощниками торможения, запоздалое нажатие на педаль тормоза в экстренной ситуации приведет к аварии. Помимо торможения пьяный водитель медленней реагирует на необходимость выполнить маневр.
Как тормозить на мотоцикле?
Правильно тормозить на мотоцикле задача довольно сложная. Можно тормозить задним колесом, передним, либо двумя, юзом или двигателем. При неправильном торможении на больших скоростях можно потерять равновесие. Для того, чтобы рассчитать тормозной путь мотоцикла на 60 км/ч также подставляют данные в формулу. Учитывая при этом другой тормозной коэффициент и коэффициент трения.
Тормозной путь мотоциклов
Сухой асфальт: 23 — 33 метра
- Мокрый асфальт: 35 — 46 метра
- Грязь и снег: 70 — 95 метра
- Гололед: 95 — 128 метра
Второй показатель – тормозной путь при торможении мотоцикла юзом.
Длину тормозного пути должен знать и уметь рассчитать любой владелец транспортного средства, и лучше это делать визуально.
Следует помнить, что при возникновении дорожно-транспортного происшествия по длине юза, который останется на дорожном покрытии, можно определить скорость движения транспортного средства перед столкновением с препятствием, что может констатировать превышение допустимой скорости водителем и сделать из него виновника происшествия.
Факторы влияющие на тормозной путь и время реакции водителя:
Факторы влияющие на время реакции водителя | — Погодные условия — Условия видимости (недостаточная видимость, ночь, или яркое солнце) — Состояние водителя (усталость, опьянения) — Индивидуальный опыт водителя |
Факторы влияющие на длину тормозного пути | — Исправность тормозной системы (очевидно) — Состояние шин (высота протектора, давление воздуха) — Производитель, марка и вид шин (зима, лето, липучка) — Массы автомобиля (легковой, грузовой, пустой, загруженный) — Наличие ABS и других современных вспомогательных систем — Скорость движения (один из основных факторов) |
Экстренное торможение
Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.
Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».
Симптомы заблокированных колес во время торможения:
- появление вибрации колес;
- уменьшение торможения автомобиля;
- появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
- у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.
ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.
Типы экстренного торможения
1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.
В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.
Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.
2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.
В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.
3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач — нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.
В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.
4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач — одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.
При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.
ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.
Таблица тормозной путь автомобиля
В таблице приведены примерные средние размеры тормозного пути на горизонтальном участке дороги для легковых автомобилей, для разных дорожных покрытий и их состояния (сухое, мокрое, снег, гололед), при различных скоростях движения от 10 до 120 км/ч.
Тип дорожного покрытия | Состояние покрытия | Скорость движения автомобиля, км/ч | |||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | ||
Тормозной путь автомобиля, м | |||||||
Асфальтобетон | Сухое | 0.57—0.49 | 2.25—1.95 | 5—4.4 | 9—7.85 | 14.1—12.3 | 20.3—17.8 |
Мокрое | 1.3—0.99 | 5.25—3.95 | 11.8—8.9 | 21—15.7 | 33—24.5 | 47.4—35.5 | |
Щебеночное шоссе | Сухое | 0.66—0.57 | 2.7—2.25 | 5.9—5 | 10.4—9 | 16.5—14 | 23.6—20.3 |
Мокрое | 1.3—0.99 | 5.25—3.95 | 11.8—8.9 | 21—15.7 | 33—24.5 | 47.4—35.5 | |
Каменные торцы | Сухое | 0,99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Мокрое | 1.3—1.1 | 5.25—4.5 | 11.8—10 | 21—18 | 33—28 | 47.4—40.5 | |
Грунтовзя дорога, глина | Сухое | 0.99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.7 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Мокрое | 1,97—1.3 | 7.85—3.95 | 17.6—8.8 | 31.4—15.7 | 49.4—24.5 | 70.6—35.5 | |
Песок | Сухое | 1.3—0.99 | 3.95—3.15 | 8.9—7.1 | 15.7—12.5 | 24.5—19.7 | 35.5—28.4 |
Мокрое | 0.99—0,66 | 3.15—2.17 | 7,1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 | |
Утрамбованный шлак | Сухое | 0.99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Уплотненный снег | — | 1.97—1.3 | 7.85—5.25 | 17.6—11.8 | 31.4—21 | 49.4—33 | 70.6—47.4 |
Обледенелая дорога | — | 4.9—3.9 | 19.7—15.7 | 44—35.4 | 79—63 | 123—98 | 177—142 |
Тип дорожного покрытия | Состояние покрытия | Скорость движения автомобиля, км/ч | |||||
70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | ||
Тормозной путь автомобиля, м | |||||||
Асфальтобетон | Сухое | 25.6—24.2 | 37—31.5 | 45.7—40 | 56.3—49.3 | 63.2—59,9 | 81.4—71.4 |
Мокрое | 64.5—48.5 | 83.8—63 | 106—80 | 131.5—97.5 | 158.5—118.5 | 188.5—141.5 | |
Щебеночное шоссе | Сухое | 32.2—27.6 | 42—36 | 53.3—45.5 | 65.6—56.4 | 79.5—67 | 94.5—81 |
Мокрое | 64.5—43.5 | 83.8—63 | 106—80 | 131.5—97.5 | 158.5—118.5 | 188.5—141.5 | |
Каменные торцы | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Мокрое | 64.4—55.2 | 83.8—71.7 | 106—91.3 | 131.5—113 | 158.5—136 | 188.5—161,5 | |
Грунтовяя дорога, глина | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Мокрое | 97—48.5 | 125.5—63 | 159—80 | 197—97.5 | 237—118.5 | 284—141.5 | |
Песок | Сухое | 48.5—38.6 | 63—50.3 | 80—64 | 97.5—78.7 | 111.5—95 | 141.5—113 |
Мокрое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65 6 | 95—79.5 | 113—94.5 | |
Утромбованный шлак | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 73.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Уплотненный снег | — | 97—64,5 | 125.5—83.8 | 159—106 | 197—78.7 | 237—158.5 | 284—183.5 |
Обледенелая дорога | — | 240—193 | 315—252 | 398—316 | 494—394 | 593—475 | 706—575 |
На графике ниже показан тормозной путь автомобиля на зимних шинах разных производителей и марок, на мокром и сухом асфальте.
Каков тормозной путь на скорости 50, 80 и 110 км/час.
Как видно, из-за множества переменных невозможно создать четкую таблицу, описывающую точный тормозной путь отдельного автомобиля. На это влияют и техническое состояние автомобиля, и качество дорожного покрытия.
Средние данные тормозного пути легкового автомобиля при исправной системе, качественных покрышках и нормальной реакции водителя:
Скорость, км/ч. | Приблизительный тормозной путь, м. |
50 | 28 (или шесть корпусов авто) |
80 | 53 (или 13 корпусов авто) |
110 | 96 (или 24 корпуса) |
Следующая условная ситуация показывает, почему важно придерживаться скоростного режима и не полагаться на «идеальные» тормоза. Чтобы остановиться перед пешеходным переходом со скорости в 50 км/ч до нуля автомобилю потребуется расстояние почти в 30 метров. Если водитель нарушит скоростной режим и будет двигаться со скоростью в 80 км/ч, то при реакции на расстоянии в 30 метров до перехода, авто собьет пешехода. При этом скорость авто будет около 60 км/ч.
Как видно, никогда не следует рассчитывать на надежность своей машины, а правильно будет придерживаться рекомендаций, потому что они взяты из реальных ситуаций.
Дистанция
- Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
- Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время.
- Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.
От чего зависит средний тормозной путь любого автомобиля
Подытоживая, видим, что тормозной путь любого автомобиля зависит от совокупности таких факторов:
- скорость транспортного средства;
- вес машины;
- исправность тормозных механизмов;
- коэффициент сцепления покрышек;
- качество дорожного покрытия.
На остановочный путь автомобиля влияет еще и реакция водителя.
Учитывая, что в экстренной ситуации мозгу водителя нужно обработать много информации, придерживаться скоростного режима – это самая первая заповедь, о важности которой никогда не перестанут говорить.
Дорожные условия.
Также необходимо знать и о том, что на мокрой или обледенелой дороге тормозной путь конечно же увеличивается. Дело в том, что на скользкой поверхности сцепление автомобиля с дорогой сильно снижается, что и приводит в случае торможения к увеличению тормозного пути.
Например, в гололед тормозной путь любого автомобиля может увеличиться в десятки раз!
Когда и как производится замер
Расчеты тормозного пути понадобятся, когда проводится экспертиза транспортного средства после серьезного ДТП (криминалистическая экспертиза), в процессе технических испытаний машины, а также после модернизации тормозной системы.
Существуют разные онлайн-калькуляторы, с помощью которых водитель может самостоятельно может проверить данные параметры своего автомобиля. Пример такого калькулятора находится по этой ссылке. Воспользоваться таким калькулятором можно прямо на дороге. Главное, чтобы был доступ в интернет. Немного позже мы рассмотрим, с помощью каких формул можно рассчитать данный параметр.
Шины.
Шины авто также являются важным фактором, который влияет на итоговый тормозной путь автомобиля. Во-первых, такая длина тормозного пути зависит от степени износа протектора резины, а также и от марки покрышек. Естественно, чем дороже марка и модель резины, тем больше и надежней она обеспечивает автомобилю сцепление с дорогой. Кроме того, на мокрой дороге тормозной путь зависит еще и от состояния протектора резины и от самой ее спецификации. Если резина в достаточной степени изношена, то глубина протектора шины будет небольшой, что приведет к недостаточному отводу воды с покрышек. В результате чего уменьшиться сцепление с дорогой, а это в свою очередь повлияет на тормозной путь машины при торможении.
Первый большой обзор нового универсала 2022 Мерседес Е-Класс в России
В том числе не стоит забывать и о давлении в шинах, которое необходимо поддерживать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Помните друзья, что низкое давление в шинах (или слишком высокое) приведет к увеличению тормозного пути на любой впринципе дороге. Поэтому очень важно не только следить за самим состоянием покрышек, но и вовремя менять их на новые, проверяя периодически давление в них.
Как увеличить интенсивность замедления
В первую очередь эффективность замедления зависит от внимательности водителя. Даже самая лучшая тормозная система и полный набор электронных ассистентов не способны изменять физические законы. Поэтому ни в коем случае нельзя отвлекаться от вождения авто на звонки по телефону (даже если используется система hand-free, реакция некоторых водителей может существенно замедляться), переписку по смс и рассматривание красивых пейзажей.
Не менее важным фактором является способность водителя предвидеть аварийную ситуацию. Например, приближаясь к перекрестку, даже если к главной дороге прилегает второстепенная, и на ней установлен знак «Уступи дорогу», водителю нужно быть более сконцентрированным. Причина в том, что существуют автомобилисты, которые уверены, что размеры их автомобиля дает преимущество на дороге, независимо от знаков. В таких ситуациях лучше быть готовым к экстренному торможению, чем потом выяснять, кто кому должен уступать.
Повороты и маневры на дороге необходимо выполнять с не меньшей концентрацией, особенно учитывая слепые зоны. В любом случае, на время реакции и, как следствие, на замедление машины, влияет сосредоточенность водителя. Но не менее важным является техническое состояние транспортного средства, а также наличие дополнительных систем, повышающих эффективность торможения.
Также если водитель выбирает безопасную скорость, это может в значительной степени сократить тормозной путь автомобиля. Это что касается действий водителя.
Дополнительно необходимо учитывать загрузку машины, а также способности тормозной системы. То есть техническую часть транспортного средства. Многие современные модели автомобилей оснащаются разными усилителями и дополнительными системами, которые в значительной степени сокращают путь реакции и время полной остановки авто. К таким механизмам относятся тормозные усилители, система ABS, а также электронные ассистенты, предотвращающие фронтальное столкновение. Также значительно сокращает тормозной путь установка улучшенных тормозных колодок и дисков.
Но какой бы «самостоятельной» ни была электроника машины или надежными исполнительные механизмы тормозной системы, никто не отменял внимательность водителя. Помимо перечисленного, крайне важно следить за исправностью механизмов и своевременно проводить плановое техническое обслуживание.
Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на самом деле тоже влияет на итоговый тормозной путь машины. Дело в том, что алкоголь или наркотики снижают и замедляют скорость реакции водителя в несколько раз. Соответственно все движения за рулем будут осуществляться медленнее. Хотя это может быть и не заметным со стороны, но на самом деле реакция пьяного водителя при торможении (и не только) действительно будет снижена. А на дороге, как мы с вами знаем, все решают обычно какие-то миллисекунды. Именно поэтому водитель в пьяном состоянии за рулем очень опасен. Ведь в случае экстренного торможения водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при необходимости нажмет на педаль тормоза с запоздалой реакцией. В итоге автомобиль, прежде чем начнет останавливаться, проедет дополнительно еще какое-то приличное расстояние, что в конечном итоге добавит к тормозному пути еще лишних метров.
Остановочный и тормозной путь автомобиля: в чем разница
Под тормозным путем подразумевается расстояние, которое преодолеет машина, с момента, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Начало этого пути – это момент активации тормозной системы, а конец – полная остановка транспортного средства.
Эта величина всегда зависит от скорости транспортного средства. Причем она всегда квадратична. Это значит, что тормозной путь всегда пропорционален увеличению скорости автомобиля. Если скорость транспорта в два раза превышает допустимую норму, то машина полностью остановится на расстоянии, в четыре раза превышающее средний показатель.
Также на эту величину влияет вес транспорта, состояние тормозной системы, качество дорожного покрытия, а также износ протектора на колесах.
Но процессы, влияющие на полную остановку машины, включают намного больший промежуток времени, чем время срабатывания тормозной системы. Еще одно не менее важное понятие, влияющее на замедление авто, это время реакции водителя. Это промежуток времени, за который водитель реагирует на обнаруженное препятствие. У среднестатистического автомобилиста между обнаружением препятствия и нажатием на педаль тормоза проходит около одной секунды. У кого-то этот процесс занимает всего 0.5сек, а кто-то реагирует намного дольше, и он активирует тормозную систему только лишь спустя две секунды.
Путь реакции всегда прямо пропорциональный скорости авто. Время реакции у конкретного человека может не меняться, но в зависимости от скорости за это время машина преодолеет свое расстояние. Эти две величины: тормозной путь и путь реакции в сумме образуют остановочный путь машины.
Безопасная дистанция между автомобилями
Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.
Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.
При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.
Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля — 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.
Как рассчитать полное время остановки и итоговый остановочный путь?
Невозможно провести точные расчеты на абстрактном автомобиле. Часто тормозной путь рассчитывается по тому, какой была эта величина у конкретной машины на определенной скорости. Как мы уже говорили, рост тормозного пути квадратичен увеличению скорости транспорта.
Но существуют также и среднестатистические цифры. Принято, что легковая машина средней величины при скорости в 10км/ч обладает тормозным путем в 0.4м. Если брать за основу это соотношение, то можно рассчитать тормозной путь для транспорта, движущегося со скоростью 20км/ч (величина составляет 1.6м) или 50км/ч (показатель составляет 10 метров) и так далее.
Чтобы точнее рассчитать тормозной путь, нужно воспользоваться дополнительной информацией. Например, если учесть степень сопротивления покрышек (коэффициент трения для сухого асфальта составляет 0.8, а для ледяной дороги – 0.1). Этот параметр подставляется в следующую формулу. Тормозной путь = квадрат скорости (в километрах/час) разделить на коэффициент трения, умноженный на 250. Если машина движется со скоростью в 50км/ч, то по данной формуле тормозной путь составляет уже 12.5 метров.
Для получения конкретной цифры пути реакции водителя существует другая формула. Вычисления следующие. Путь реакции = скорость машины разделить на 10, затем результат умножить на 3. Если подставить в эту формулу все тот же автомобиль, движущийся на скорости в 50км/ч, то путь реакции будет составлять 15 метров.
Полная остановка автомобиля (та же скорость в 50 километров в час) произойдет через 12.5+15=27.5 метров. Но и это не самые точные расчеты.
Так, время полной остановки транспортного средства высчитывается по формуле:
Р(полная остановка)= (множитель коэффициента эффективности торможения и начальной скорости торможения разделить на множитель ускорения свободного падения и коэффициента продольного сцепления покрышек с асфальтом)+время реакции водителя+период срабатывания привода тормозной системы+множитель времени нарастания тормозных усилий на 0.5.
Итак, как видно, на определение полной остановки авто влияет много факторов, которые могут быть совершенно разными в зависимости от обстановки на дороге. По этой причине еще раз: водитель должен всегда контролировать, что происходит на дороге.
Торможение в разных условиях
Длина тормозного пути обратно пропорциональна коэффициенту сцепления с трассой. Проще говоря — чем хуже “держит” дорога, тем дольше машина тормозит. Посмотрим на изменения коэффициента (Фс) подробнее:
- при сухом асфальте — 0,7;
- на мокром асфальте — 0,4;
- если укатан снег — 0,2;
- обледеневшая дорога — 0,1.
Эти цифры позволяют нам увидеть, как изменится тормозной путь в зависимости от условий. Как уже говорилось, при скорости 60 км/ч на сухой дороге автомобиль будет тормозить 20,25 метра, а на льду — 141,7. На мокрой трассе дистанция торможения составит 35,4 метра, а на заснеженной — 70,8.
Как увеличить интенсивность замедления
Чтобы максимально снизить тормозной путь в разных обстоятельствах, водитель может воспользоваться одним из двух способов. Лучше всего было бы сочетание этих способов:
- Предусмотрительность водителя. Этот метод подразумевает способность самого водителя предвидеть опасные ситуации и выбирать безопасный скоростной режим и корректную дистанцию. Например, на ровной и сухой трассе «Москвич» можно и разогнать, но если дорога скользкая и извилистая с большим потоком машин, то в данном случае лучше было бы снизить скорость. Такой автомобиль затормозит менее эффективно, чем современная иномарка. Также стоит обратить внимание на то, какую методику торможения использует водитель. Например, в машине, не оснащенной никакой вспомогательной системой, например ABS, резкое нажатие тормоза до упора часто приводит к потере сцепления с дорогой. Чтобы машина не пошла юзом на нестабильной дороге, необходимо использовать торможение двигателем на пониженной передаче и прерывистое нажатие на педаль тормоза.
- Модификация автомобиля. Если автовладелец оборудует свое транспортное средство более эффективными элементами, от которых зависит торможение, то ему удастся увеличить интенсивность замедления своего авто. Например, повысить эффективность торможения можно, установив более качественные тормозные колодки и диски, а также хорошую резину. Если автомобиль позволяет установить на него дополнительные механизмы или даже вспомогательные системы (антиблокировочная, помощник при торможении), то это также снизит тормозной путь.
Типы торможения
Стоит также учитывать, что большую роль играет способ торможения:
- Резкое нажатие может отправить автомобиль в неконтролируемый занос.
- Постепенное нажатие на педаль сработает при хорошей видимости и запасе времени, но его не применить в экстренной ситуации.
- Прерывистое торможение с несколькими нажатием на педаль до упора позволит быстро остановить машину, но также чревато потерей контроля.
- Ступенчатое нажатие позволит блокировать колёса, не потеряв контакт с педалью.
В зимних условиях ABS увеличит тормозной путь на 15-30 метров при движении по снегу или льду. При этом система оставит водителю контроль над машиной, что может быть критически важно при движении по гололёду.
Таблица трения при разных скоростях
Помните, слабых места ABS — раскисшая земля и глина. На них тормозной путь также может стать дольше, чем при полностью “ручном” торможении. Но и контроль над машиной также останется.
Техническое состояние транспортного средства.
Конечно же, любой автомобиль должен выезжать на дорогу только в приемлемом исправном техническом состоянии. Для этого необходимо периодически проводить плановую диагностику всех важных систем автомобиля, а также заодно вовремя проводить техническое обслуживание и необходимый ремонт.
Помните пожалуйста о том, что техническое состояние автомобиля напрямую влияет на ее тормозной путь в случае экстренного торможения.
Например, плохие тормозные колодки, тормозные диски или барабаны, а также старая тормозная жидкость могут привести к увеличению тормозного пути автомобиля в два раза.
Помните также и о том, что помимо технического состояния транспортного средства вы должны содержать машину в чистом виде. Например, грязное лобовое стекло может стать причиной тому, что вы можете не увидеть (или не вовремя заметите) на дороге препятствие и слишком поздно нажмете на педаль тормоза. В итоге тормозной путь машины может существенно увеличиться, что естественно может привести к аварии.
В том числе и грязные передние фары могут недостаточно освещать дорогу в темное время суток. В таком случае вы друзья рискуете по-просту не заметить вовремя опасность на дороге и среагируете на нее слишком поздно, увеличив тем самым тормозной путь своего автомобиля.
Отвлечение внимания на дороге
Когда мы за рулем мы должны быть максимально внимательны и сосредоточены на дороге. Но к сожалению, нас часто многое отвлекает на дороге, в результате чего наша реакция за рулем снижается, что приводит часто к ДТП.
Например, главный враг водителя- это мобильный телефон, смартфон и планшет. Согласно действующему законодательству в нашей стране действует запрет на использование мобильных устройств во время движения за рулем автомобиля. Но к сожалению этот закон мало кто соблюдает в России.
Но этот запрет на самом деле сделан неспроста. Дело в том, что согласно исследованиям, разговоры по сотовому телефону за рулем автомобиля отвлекают водителя и снижают внимание. В том числе из-за мобильного телефона реакция водителя сильно падает. Например, официально установлено что водитель ведущий разговоры по мобильному телефону во время движения начинает себя вести так как водитель управляющий автомобилем в состоянии легкого алкогольного опьянения. Почему так происходит? Все дело в том, что наш мозг не безграничен и не может обрабатывать слишком много информации одновременно. В итоге, когда мы разговариваем по телефону за рулем наша реакция, снижается в несколько раз, что часто и становится причиной аварии. Например, из-за того, что водитель не вовремя начал тормозить, что в итоге привело к увеличению тормозного пути.
Все вышеуказанные факторы напрямую влияют на итоговый тормозной путь в случае торможения автомобиля. Ведь все эти вещи приводят к увеличению времени для полной остановки, что в конечном итоге ведет к более длинному тормозному пути.
Конечно в нашей статье мы указали не все причины, по которым может увеличиться тормозной путь. На самом деле их существует огромное количество. Но мы указали самые важные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на тормозной путь любого транспортного средства.
84% российских водителей не умеют рассчитывать тормозной путь в зависимости от скорости, и всего 12% автовладельцев могут правильно оценивают ситуацию. Такие выводы можно сделать из результатов опроса, проведенного на сайте ГИБДД.