Саморазряд и токи утечки
Когда перезаряжаемая литиевая аккумуляторная батарея используется в качестве компонента накопителя для сбора энергии в помещении, ток утечки батареи нельзя игнорировать, особенно в приложениях со сверхнизким энергопотреблением. Обычно считается, что ток утечки в литиевой батарее находится в диапазоне малых мкА.
Предложен экспериментальный метод его измерения путем подачи заряда в мкА на стабилизированную батарею с постзарядкой для наблюдения за изменением напряжения на клеммах. Когда приложенный зарядный ток больше тока утечки, может наблюдаться положительный знак (увеличение напряжения на клеммах). В противном случае – отрицательный. При постепенном изменении тока заряда, использовании алгоритма поиска в последовательном приближении ток утечки наконец сойдется с приложенным зарядным током.
Схождение происходит после смены знака в двух последовательных процедурах поиска, демонстрируя, что зарядные токи приближаются к току утечки в обоих направлениях. Точность аппроксимации может быть улучшена путем настройки количества смен знака в алгоритме поиска последовательного приближения. Предложенный способ позволяет использовать полную емкость перезаряжаемой литиевой батарейки в сверхнизком энергопотреблении.
Устройство и разновидности АКБ
Бурное развитие технологий коснулось и сферы автомобильных аккумуляторов. Времена, когда в наличии были только сурьмянистые обслуживаемые батареи, ушли в прошлое. Сегодня при необходимости замены аккумулятора у водителей есть из чего выбирать:
- Свинцово-кислотные источники питания. Классический тип АКБ, состоящий из корпуса, в котором установлены свинцовые электроды и залита электрохимическая жидкость. Электролит вступает в реакцию с электродами при подаче на клеммы тока от вешнего источника питания и при подключении нагрузки. Средний срок службы такой разновидности аккумуляторных батарей составляет около 5 лет.
- Аккумуляторы типа AGM представляют собой усовершенствованный вариант свинцово-кислотных АКБ. Основное отличие заключается в наличии стекловолоконной обёртки электродов, предотвращающей их осыпание. Изготавливаются по необслуживаемой технологии, устанавливаются преимущественно в автомобили на электрической тяге.
- Гелевые аккумуляторы используют вместо жидкого электролита желеобразный, у которого текучесть на порядок меньше. Это позволяет эксплуатировать батарею в наклонном положении, вплоть до вертикального, без риска вытекания электролитической жидкости.
- Тяговые батареи отличаются от перечисленных аналогов большей мощностью (токами до 1000 А и напряжением до 96 В), что позволяет использовать их в качестве долговременного источника питания транспортных средств.
Техника безопасности при снятии АКБ с машины
Первое, что нужно сделать неопытному автолюбителю, – найти под капотом аккумулятор. Это довольно большая коробка с двумя металлическими разъемами, один из которых, скорее всего, закрыт пластиковой крышкой. Перед началом работ обязательно выключите двигатель. Проверьте, нет ли утечки из батареи. Чтобы защититься от серной кислоты, всегда надевайте защитные очки и резиновые перчатки. Если вы заметили признаки сильной утечки и коррозии, было бы разумно обратиться к профессионалу.
Важно!
Он подключен к кузову автомобиля, и если вы сначала выберете положительный провод и случайно коснетесь любой металлической детали, вы закоротите аккумулятор (не говоря о потоке искр).
Приступайте к отключению кабелей. Это должно быть сделано с осторожностью, иначе вас может ждать неприятный «сюрприз». Есть два кабеля: положительный и отрицательный. Всегда сначала удаляйте отрицательный.
При отключенном отрицательном кабеле перейдите к положительному. Как правило, он обычно красный, а отрицательный – черный. Тем не менее, лучше проверить маркировку батареи, чтобы быть в безопасности. Теперь можно вынуть батарею с ее места. Имейте в виду, что аккумулятор довольно тяжелый. Если вы устанавливаете новый, то прежний стоит отнести в авторизованный центр по утилизации. Однако если вы планируете просто процесс перезарядки, можете воспользоваться возможностью и почистить клеммы с помощью проволочной щетки. То же самое сделайте и с кабелямТ.
Теперь настало время вернуть новую батарею или старую, перезаряженную, на место.
Хорошим последним штрихом было бы нанести специальную смазку на клеммы, чтобы предотвратить дальнейшую коррозию. Теперь нужно запустить двигатель, чтобы убедиться, что все в порядке.
Внимание! Придется все связывать в обратном порядке: поместив аккумулятор на место и закрепив его, сначала присоедините положительный кабель, а затем отрицательный.
Чем грозит неправильная очерёдность снятия клемм
Как уже отмечалось ранее, нарушение очерёдности снятия клемм с АКБ способно привести к короткому замыканию. При этом может не только нарушиться работа всей электроники автомобиля, но и произойти возгорание транспортного средства. Кроме того, и человек, осуществляющий отключение клемм, в этом случае может серьёзно пострадать.
Следовательно, чтобы избежать трагедии, надо не только знать, как правильно снимать клеммы с аккумулятора, но и всегда строго придерживаться установленного порядка действий.
Избегаем замыкания
Однако есть мнение, что всегда нужно сначала отсоединять положительный вывод батареи, чтобы не допустить утечки электричества из батареи. Рассмотрим случай из жизни. Это история о том, что случилось с профессиональным стоматологом, который иногда любит сам чинить свой спорткар. Он решил снять аккумулятор с автомобиля, используя торцевой гаечный ключ, чтобы ослабить его зажимы. Ключ соприкасался с обручальным кольцом мужчины, а кольцо в свою очередь задело прижим аккумулятора. Массивное короткое замыкание приварило кольцо к прижиму и гаечному ключу, который в свою очередь был приварен к положительной клемме.
Автомобильные аккумуляторы накапливают огромное количество энергии, они оптимизированы для ее доставки в очень короткий период времени. Закоротивший аккумулятор может легко выдать несколько сотен ампер — больше, чем аппарат для дуговой сварки. В течение секунды обручальное кольцо стало почти раскаленным, и только быстрая реакция его другой руки на разрыв соединения нажатием на гаечный ключ не позволила кольцу начать плавиться прямо на пальце. Украшение срезали с пальца в отделении неотложной помощи, и прошло больше месяца, прежде чем незадачливый автолюбитель удостоверился, что он не потеряет палец.
Итог:
- При работе с инструментами снимите все украшения.
- Всегда отсоединяйте заземляющий зажим аккумулятора, прежде чем ослаблять положительный. Если вы удалите отрицательный и непреднамеренно завершите замыкание на землю, ток не будет течь, потому что зажим уже заземлен. Последующее закорачивание положительного контакта к земле не приведет к протеканию тока, поскольку ток не имеет обратного пути к отрицательному полюсу.
- Подключайте землю последней.
Если клеммы окислились
Окисление на клеммных выводах происходит:
- из-за негерметичного корпуса батареи;
- из-за неисправного генератора, дающего перезарядку.
Окисел образуется в виде беловатого налета, похожего на соль, он свидетельствует о том, что необходимо срочно принимать какие-то меры, устранять этот дефект. Если налет скопился на аккумуляторных клеммах, снять с них провода будет непросто, и прежде чем раскручивать гайки с болтами, необходимо сначала образовавшийся окисел удалить.
Проще всего очистить аккумулятор от налета удается с помощью раствора пищевой соды, его необходимо нанести на окислившуюся поверхность и некоторое время подождать. После того, как нарост растворится, его остатки нужно будет основательно удалить с помощью чистой ветоши, и только после этого можно будет приступать к снятию проводов.
Рекомендуем: Замена колец и маслосъемных колпачков: инструкция с фото и видео
Еще важный момент – окислившийся налет скапливается на внутренней поверхности клемм аккумуляторных проводов. Его необходимо счищать, иначе теряется контакт, двигатель начинает запускаться с проблемами, провода греются.
Зачистить окисленные участки можно с помощью:
- наждачной бумаги;
- WD-40;
- обыкновенной воды и ветоши.
Кстати, тряпкой, обильно смоченной водой, налет очищается эффективно, нужно только не жалеть жидкости, повторить действие несколько раз. Металлической щеткой, наоборот, лучше не пользоваться – на мягком металле образуются глубокие царапины, в которых скапливается грязь, отчего контакт ухудшается.
Порядок снятия аккумулятора с автомобиля
Независимо от того, насколько хорошо вы относитесь к своему автомобилю, автомобильные аккумуляторы все равно расходуются каждые несколько лет и требуют замены. Это только один из пунктов регулярного технического обслуживания, с которыми имеют дело владельцы автомобилей. К счастью, установка новой батареи – простая работа, которую рекомендуется выполнять самостоятельно.
Как отсоединить автомобильный аккумулятор и установить новый:
- Определите местоположение аккумулятора вашего автомобиля, можно для этого воспользоваться руководством к авто. В современных автомобилях все значимые детали располагаются под капотом. Но иногда батареи могут быть в багажнике, под паркетной доской или даже спрятаны вне поля зрения под колесной нишей.
- Определите положительные и отрицательные клеммы и соответствующие кабели, прикрепленные к каждой. Положительный столб может иметь красную пластиковую крышку, а кабель, подключенный к нему, тоже красный. Также рядом с положительным постом должен быть символ «+».
- С помощью гаечного ключа ослабьте гайку или болт, который крепит отрицательный вывод и кабель к аналогичному полюсу аккумулятора.
- Как только вы ослабите болт, сначала используйте съемник клемм, чтобы снять кабель и клемму с отрицательного полюса батареи. Сделайте то же самое с положительным терминалом.
- Снимите зажим или удерживающую систему, удерживающую аккумулятор на месте, и отведите части и крепежные элементы в сторону, чтобы избежать их проливания или неправильного размещения.
- Аккуратно поднимите батарею (будьте готовы к ее тяжести). Если стойки расположены сверху аккумулятора, а не сбоку, вы можете использовать ремень для переноски.
Внимание! Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить одновременного контакта металлических предметов с обоими полюсами аккумулятора, и не позволяйте ключу одновременно касаться положительного полюса, а также корпуса или крыла.
Очередность действий при подключении аккумулятора
При установке АКБ нужно обратить внимание на плюсовой и минусовой контакты, чтобы не установить батарею наоборот плюс к минусу. Те автолюбители, которые не видят разницы, какую клемму одевать первой на аккумулятор, могут причинить вред своему авто.
Какую клемму надо одевать первой на аккумулятор
Первой одевается плюсовая клемма
Устанавливают АКБ в следующем порядке:
- установить и закрепить батарею на ее положенном месте в автомобиле;
- надеть плюсовую клемму на соответствующий контакт, порядок подключения клемм аккумулятора происходит в обратной последовательности;
- затянуть крепежную гайку с помощью ключа № 10 или гайкой-барашком;
- затем надеть минусовую клемму и затянуть гайку.
Инструкция по дальнейшим действиям
После установки аккумулятора нужно проверить работу бортовой электроники. Когда аккумулятор снимается все параметры автоматически сбрасываются. Возникает проблема, что при правильном снятии и обратной установке батареи, не обеспечивается функционирование автомобиля.
Чтобы настроить данные системы, многолетний опыт автомобилистов предлагает следующие действия:
- при запуске двигателя, довести его работу до обычной температуры;
- заглушить двигатель;
- отсоединить минусовой контакт, через 5 минут вернуть его на место;
- проделать такой же вариант с плюсовой клеммой;
- завести двигатель на 15 минут, именно за это время компьютер восстановит все данные;
- после его выключения вся информация сохранится;
- для проверки, еще раз в тестированном режиме запустить двигатель;
- отключить зажигание, через несколько минут система запишет все параметры.
Чтобы автомобиль был всегда на ходу, нужно знать причины разрядки аккумулятора, как снять клеммы с аккумулятора, какую клемму нужно снимать первой с аккумулятора, в какой последовательности подключать клеммы аккумулятора. Проведение диагностики батареи поможет избежать поломок авто. При правильном обслуживании акб прослужит не один год.
Установка аккумулятора обратно в машину
Пошаговая инструкция:
- Осмотрите клеммы, прикрепленные к концам кабелей батареи, чтобы убедиться, что они чистые и не подвержены коррозии. Если это не так, приведите их в порядок с помощью инструмента для очистки терминала. В продаже есть специальный инструмент, одевающийся на стойку, с другой щеткой, которая вставляется в зажим. В его отсутствие крепкая проволочная щетка может сделать эту работу. Чем чище зажимы, тем лучше соединение.
- Примерьте аккумулятор так, чтобы красный положительный контакт совпадал с положительным выводом и расположением кабеля.
- Вставьте батарею на место. Закрепите ее снятым ранее зажимом или удерживающей системой.
- Снимите пластиковые крышки, которые закрывают клеммы аккумулятора, и установите на них антикоррозийные шайбы.
- Нанесите тонкий слой смазки на клеммы перед первым подключением положительной клеммы. Можно приобрести специальную антикоррозийную смазку для предотвращения образования пушистой зеленовато-белой коррозии, которая может фактически препятствовать зарядке батареи. В крайнем случае используйте обычный вазелин. Гаечным ключом затяните разъем до упора. Затем повторите те же шаги для отрицательного поста и терминала.
- Попробуйте слегка раскачивать батарею. Если она движется, затяните зажим или удерживающую систему. Вы закончили установку автомобильного аккумулятора.
Уход за батареей
Правильные уход и эксплуатация продлевают срок службы АКБ. Для обслуживания батареи нужно протирать её корпус сухой чистой тряпкой, чтобы убрать влагу и удалить грязь и пыль с вентиляционных отверстий. Если батарея обслуживаемая, то регулярно проводить замер уровня электролита и его плотности. Следить за состоянием контактов, производить чистку клемм и обрабатывать их специальным антикоррозийным составом.
Последовательность монтажа — очень важна при установке АКБ. Главное, помнить, что подсоединять надо сначала плюс, а потом минус. Если всё сделано правильно, и бортовой компьютер настроен, то можно рассчитывать на безотказную работу автомобиля. Также рекомендуем ознакомиться с устройством трансформатора.
Можно ли отключить одну клемму аккумулятора при длительном хранении автомобиля
Это возможно, но сперва нужно обесточить аккумулятор и позаботиться о средствах безопасности, иначе ключ будет моментально приварен к батарее. Желательно, чтобы такие операции выполнял специалист в СТО, иначе придётся менять аккумулятор, а это долго и дорого.
Дело в том, что при съёме минуса внутри системы будут циркулировать остаточные токи, которые не позволят нормально оперировать с агрегатом. Если снять плюс, может произойти короткое замыкание, которое не лучшим образом скажется на дальнейшей работе аккумулятора. Оптимальным решением будет снять сразу обе клемы или отключить батарею от источника питания напрямую. Остальные варианты слишком рискованны, чтобы жертвовать такой дорогой частью автомобиля.
Утилизация старого автомобильного аккумулятора
Вышедшие из строя агрегаты не устанавливаются в автомобиль. Они подлежат утилизации, поскольку для их подготовки использованы токсичные, вредные материалы.
Полную или частичную утилизацию проводят специальные организации. Они действуют по проверенной схеме:
- Слив и нейтрализацию отработанного электролита.
- Измельчение корпуса на специальных станках.
- Удаление из свинцово-кислотной смеси обломков, остатков металла.
- Отделение и очистку свинца.
- Повторную подготовку изделий из очищенного свинца.
Снять клемму, чтобы скинуть ошибку
При съёме клеммы может возникнуть другая ошибка, которая создаст ещё больше проблем. Есть более безопасные способы сбросить настройки без дополнительных неприятностей. Можно снять одну клему (плюс), чтобы вызвать замыкание. Если аккумулятор новый, скорее всего, ничего не произойдёт. Но этот способ всё равно не рекомендуется, так как в случае поломки сбрасывать уже будет нечего.
Если есть возможность разрядить аккумулятор в ноль, лучше сделать так, а потом уже разобраться в центре техобслуживания.
Какие инструменты нужны
Для снятия и установки клемм на выводы АКБ нужен рожковый гаечный ключ 10х12. Дополнительно может понадобиться отвёртка с плоским жалом, ключ для снятия кронштейна крепления аккумулятора в отсеке. Производители часто используют гайки-барашки, но встречаются и обычные гайки.
Вместо простого рожкового ключа удобнее пользоваться тонкой головкой или трубчатым ключом. Под головку желательно иметь переходник с карданчиком и ключ с храповиком. Можно купить ключ с храповиком и шарнирной головкой. Такой инструмент пригодится не только для установки клемм, но и для доступа к гайкам в узких местах.
Помимо инструментов, будут нужны некоторые материалы: токопроводящая консистентная смазка, ветошь, прокладочный материал.
Восстановление бортовых настроек автомобиля
Алгоритм действий зависит от марки авто и модели бортовой аппаратуры. Рассмотрим на примере нескольких траспортных средств. Обнуление компьютера Mazda Familia, Mazda 626, Mazda 323, Mazda Protege:
- Остановить двигатель. Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Сесть в машину и нажать на педаль тормоза.
- Держать не менее 20 секунд.
- Поставить клемму аккумулятора на место.
- После обнуления компьютера нужно производить обучение, особенно если машина с АКПП.
При самостоятельном ремоне и съёме нужно соблюдать технику безопасности и помнить про алгоритм правильного отсоединения клеммы. Главные правила:
- использовать средства защиты;
- досконально изучить инструкцию и спецификацию к автомобилю;
- отсоединять сначала клемму с плюсом (+);
- не использовать съем клеммы для сброса настроек на аппаратуре.
Если нет опыта в данном деле, лучше заручиться помощью специалистов, так как покупка и установка аккумулятора – сложная задача.
Какую клемму снимать с аккумулятора первой: последовательность действий
Несмотря на разность мнений, информация о правильном снятии клемм находится в открытом доступе и в каждом руководстве на автомобиль. Последовательность действий несложна, а в случае ее несоблюдения можно спалить все электрооборудование, случайно оставив ключ в зажигании внутри авто при заблокированных дверях и т. д.
Шаг 1. В первую очередь необходимо обесточить приборы бортовой сети:
- музыкальный центр;
- фары;
- габариты;
- ходовые огни;
- осветительные приборы в салоне и багажнике.
Шаг 2. После проверки выключите зажигание, вытащите ключ и обязательно возьмите его с собой. Если ключ окажется внутри авто при его блокировке, ситуация сильно осложнится. Это происходит потому, что система безопасности автомобиля распознает снятие клемм как взлом.
Шаг 3. Приступаем к непосредственному съему клеммы. На вопрос, какую клемму снимать первой, эксперты советуют для максимальной сохранности заряда начинать с минусовой.
Здесь очень внимательно действуем по алгоритму:
- Ослабить затяжку минусовой клеммы.
- Снять ее, вывести в сторону, зафиксировав в снятом положении.
- После этого можно снимать вторую клемму. Нет необходимости полностью откручивать крепления, достаточно их ослабить и аккуратно снять.
Обратите внимание! Если клемма окислилась, ее можно почистить щеткой с WD-40. Ни в коем случае не пытайтесь с усилием снять клемму – это может повредить контакты. Лучше подождать, пока она сама «промаслится».
АКБ: практические советы
Аккумуляторная батарея — сложное устройство. Внешне АКБ выглядит как целостное, надежно защищенное от различных негативных факторов монолитное оборудование, но по факту это хрупкое устройство, содержащее множество деталей. Удары, сотрясения и падения способны вывести АКБ из строя, поэтому она требует бережного обращения.
Демонтаж АКБ нужно проводить с учетом всех правил безопасности:
- Проводить любые работы с АКБ разрешается только при заглушенном двигателе. В противном случае можно повредить электронику автомобиля. Когда мотор работает, то запущен генератор, вырабатывающий электроэнергию. Снятие АКБ в таком случае приведет к резкому увеличению напряжения в бортовой сети, что может вызвать поломки электроприборов и даже возгорание.
- Стандартные АКБ генерируют по несколько сотен ампер. Ни в коем случае не нужно проверять остаток заряда, прикасаясь металлическими предметами к клеммам. Заряда хватит на то, чтобы испортить инструмент и навредить здоровью.
- Следите за настройками сигнализации. Перед началом демонтажа аккумулятора рекомендуется ознакомиться с мануалом к сигнализации. Многие системы при обесточивании машины сразу блокируют двери.
- В некоторых марках автомобилей система с подушками безопасности активна на протяжении еще 3–5 минут, поэтому демонтаж АКБ рекомендуется проводить спустя это время.
- Проводить работы рекомендуется на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, что поможет снизить негативное влияние испарений и опасность от токсичных веществ.
- Чтобы зарядить АКБ, не обязательно вытаскивать ее из авто. Для этого были разработаны портативные зарядные устройства. Портативное ЗУ способно с «крокодилами» запустить авто при полностью севшей АКБ.
- Сливать электролит из банок следует только в специально подготовленных местах, поскольку в нем содержится более 30 % серной кислоты.
- Зимой разряженный аккумулятор ни в коем случае нельзя оставлять на морозе. Он просто может замерзнуть, что в половине случаев приводит к оседанию активной массы.
Если вы начинающий автолюбитель, который еще не слишком разбирается в механизмах и бортовой системе машины, то лучше доверить снятие и обслуживание аккумулятора профессионалам. Большинство современных марок имеют сложные электросистемы, и риск вывести из строя электроприборы при неправильном снятии АКБ очень велик.