Зачем ручник на АКПП и нужно ли на него ставить машину с автоматической коробкой

Начинающие водители автомобилей часто спрашивают опытных механиков или автовладельцев о том – нужно ли ставить на ручник машину с коробкой автомат. Споры идут с тех пор, как было установлено автоматическое устройство переключения скоростей на транспортное средство. Производители АКПП утверждают, что все-таки нужен стояночный тормоз. Все дело в том, какой тормоз лучше использовать и что стопорит автомобиль на стоянке.

Ручной тормоз в машине с АКПП: как работает

Принцип действия одинаков для всех гражданских автомобилей. Поднимая рычаг, привод (механический или гидравлический) расклинивает колодки и стопорит колеса.

Передача момента в зависимости от разновидности системы, бывает механическая – устанавливается трос или жесткая тяга, либо гидравлическая, аналогичная основной тормозной магистрали.
О типе конструкции устройства в конкретном авто, можно узнать из сервисной документации.

Не использовать в мороз или при вероятности заморозков

При наступлении зимы очень не рекомендуется использовать ручник, особенно во время резких скачков температуры на улице.

Использование механизма во время морозов повышает возможность примерзания тормозных колодок к барабанам или диску. Результат – полностью заклинившие колеса. Тогда придется выждать время, пока все не оттает во избежание срыва механизма.

Если уж такое случилось, можно попробовать использовать горячую воду, но не у всех этот метод срабатывает. Поэтому лучше не рисковать.

Как правильно ставить на ручник автомат: последовательность

Оборудована машина механическим или гидравлическим вариантом, не имеет значения – процедура использования всегда идентична.

  1. Останавливаясь на стоянке или в другом месте, АКПП переводится в положение «P» — паркинг.
  2. Глушится двигатель.
  3. Поднимается рычаг ручного тормоза.

Если авто комплектуется электронным устройством, его нужно активировать до выключения зажигания.

Как пользоваться на горке и заметном уклоне

Использовать ручник обязательно. Инструкция применения описаны пунктом выше.

При автозапуске

Нужно выполнить требования заводской инструкции. Здесь будет указано, потребность применения ручника. В зависимости от конструкции агрегата, подобное может не понадобится.

Ставить ли на ручник автомат на ровной поверхности

Стоянка на горизонтальной площади использовать элемент не обязывает. В подобной ситуации, нагрузка на блокировочный механизм АКПП минимальна, и система самостоятельно справится с нагрузкой.

В режиме паркинг

Автомат при парковке блокируется специальным штырем, заклинивающим ведущую шестерню. Следовательно, в положении «Р», зафиксированы только приводные колеса.

Если условия предполагают возможность отката авто, ручником пользоваться обязательно.

Нужен ли при прохождении техосмотра

Если предусмотрен конструкцией автомобиля, на техосмотре он должен быть и исправно функционировать.

Когда система повреждена, работает недостаточно эффективно, либо вовсе отсутствует – это является весомой причиной для отказа в прохождении процедуры.

При сдаче экзамена

Инспектор в обязательном порядке будет смотреть использование ручника кандидатом. Неправильное применение, отказ от использования грозит провалом экзамена.

Что будет, если все время ставить машину на паркинг на уклоне

Многим автолюбителям логика подсказывает, что механизму коробки передач автомата придется претерпевать нагрузки от постоянной парковки на уклоне. Это приведет к тому, что штырек не выдержит. Машина покатится вниз.

Внимание! Мануалы по эксплуатации автомобилей с коробкой автомат подсказывают неопытным автовладельца не забывать пользоваться ручником на склонах или на покатой местности.

Да и на ровных стоянках желательно использовать стояночный тормоз. Если в автомашину на стоянке, оставленную без ручника, врежется другой, то придется ремонтировать не только бампер, но и коробку автомат полностью.

Можно ли дергать ручник зимой на АКПП


Это не лучшая идея, независимо от типа трансмиссии. Обычно ручник блокирует только заднюю ось машины, и в переднеприводных модификациях не возникает никакой связи между системами. Отсюда можно сделать вывод, что АКПП ничего не будет, но водитель должен быть готовым к заносу.
С полно или заднеприводными версиями все сложнее. Рывок ручника может вызвать удар по трансмиссии и нанести ей ущерб.

Рекомендации опытных автовладельцев и механиков

Вопрос. Хозяин автомобиля так и не понял, как правильно использовать EPB автомата.

Ответ. Не надо его чрезмерно нагружать, ставя на стояночный тормоз машину даже во время парковки возле магазина. Но и не нужно давать ему «заржаветь».

Вопрос. Автовладелец не понимает, что такое Hill Start Assist, установленная на многих современных автомобилях с коробкой автомат, и зачем он нужен.

Ответ. Hill Start Assist – это система помощника включения стояночного тормоза. Она автоматически приводит в действие задние тормозные колодки транспортного средства, когда последнее останавливается на склоне горы или холма.

Вопрос. Как еще можно использовать электронный ручник в автомобилях с коробкой автомат.

Ответ. Электронная тормозная система коробки автомат может использоваться как аварийный тормоз. Если удерживать кнопку в надавленном положении, то транспортное средство автоматически начинает аварийное торможение. Единственный минус – не все автомобили оснащены данным преимуществом.

Вопрос. Говорят, что не отключенный стояночный тормоз во время технического обслуживания может привести к травмам. Так ли это?

Ответ. Да. EPB должен быть переведен в сервисный режим, когда сотрудник СТО трудится над ремонтом автомата или любой другой детали автомобиля. Нечаянно нажатый EPB на автомате может повредить не только человека, но и сломать некоторые детали транспортного средства.

Двигатель

Говоря о том, что будет машине, если ехать на ручнике, нельзя забывать про такой важный элемент системы, как двигатель. Силовая установка будет воспринимать большие нагрузки при трогании с места при заблокированных колесах. Автомобиль будет трясти, и двигателю потребуется гораздо больше мощности для того, чтобы сдвинуться с места. Часто во время включенного ручника водители вообще не могут тронуться с места из-за того, что двигатель банально не вытягивает нагрузку и захлебывается. Это достаточно серьезные испытания для мотора, поэтому подобного лучше не допускать. Конечно, испортить мотор таким образом навряд ли получится, но он точно будет подвергаться большим нагрузкам.

Почему примерзают тормозные колодки

Часто это случается после намокания колодок. Так, если погода переменчива и плюс быстро сменяется минусом, машины часто проезжают по лужам и мокрому снегу. Если водяная преграда была довольно глубокой, или автомобиль много раз за сутки сталкивался с влагой, она попадает в тормозную систему. Когда же температура падает ниже нуля, стояночный тормоз замерзает, и тормозные колодки остаются прижатыми к тормозному диску.

Во влажном воздухе при перепадах температур в системе также может накапливаться конденсат. Он осаждается на тормозных колодках и в случае долгой стоянки на морозе замерзает между колодками и диском, крепко сцепляя их.

Ситуации усугубляются, если автомобиль продолжительное время находится на морозе. Особенно, если за те несколько дней, что машина была под открытым небом, были сильные перепады температур и осадки.

Почему следует затягивать ручник

Ручной тормоз – это рычаг, соединённый с тормозными колодками специальным гибким тросиком. Давайте разберём несколько моментов, почему автомобилистам стоит им пользоваться, даже если у вас автоматическая коробка передач.

Надёжность фиксации автомобиля

Даже если никаких внешних воздействий не возникнет, знайте, что основная масса машины будет приходиться на стопор и шестерёнки, и они быстрее износятся. Ещё «за компанию» вы можете испортить механический привод блокиратора. Через какое время произойдут эти поломки – вопрос дискуссионный, но всё же лучше предупредить возможный ремонт и затянуть ручник на стоянке. Имейте в виду: чтобы поменять стопор, придётся полностью снимать коробку передач, вскрывать её и менять элемент.

Назначение устройства стояночного тормоза

Стояночный тормоз (также он называется ручной тормоз или, короче, просто ручник) — важный элемент тормозного управления вашего авто. Основная система используется непосредственно во время движения. Но работа стояночного тормоза иная: он удержит автомобиль на месте, если оно стоит на поверхности, имеющей уклон. Он помогает осуществлять резкие повороты на спорткарах. Использование ручника бывает и вынужденным: если основная система тормозов откажет, ручной тормоз вы примените, чтобы остановить машину в экстренном, аварийном порядке.

Это интересно: Сколько кубов в газ 53

Использовать в гору и не поднимать на спуске

Когда ручник поднят, то на панели приборов загорается лампочка. Неспроста.

Перманентная езда на ручнике служит причиной перегрева тормозных барабанов или дисков, когда колодки прижаты. В таком случает тормозные механизмы рано или поздно деформируются и придут в полную непригодность.

Нужно стараться использовать ручник, только если автомобиль едет в гору, а при спуске тормоз поднимать не стоит. При передвижении по ровной местности авто должно быть снято с ручника.

Камень под колесом

Если возникла необходимость оставить машину на склоне, а ручной тормоз работает на всегда хорошо, то можно подстраховаться с помощью нехитрых приспособлений.

При паркинге у бордюра можно вывернуть колеса таким образом, чтобы при начале скатывания они упирались в ограничивающий движение бордюр.

Если автомобиль паркуется носом вниз, то руль надо повернуть вправо. При паркинге кормой вниз и при возможном скатывании назад колеса выворачиваются влево, чтобы они так же упирались в бордюрный камень.

Если же уклоны настолько велики, что автомобиль буквально висит на «ручнике», а бордюрного камня нет, то под колеса лучше подложить какие-нибудь предметы. Ими могут быть кусок кирпича, деревянный брусок, или специально сконструированный «башмак» с упором. Такие удерживающие «башмаки» могут фиксировать автомобиль на уклоне в 20-30%.

Торможение мотором не помогает

На современных машинах ручной тормоз должен использоваться всегда. Это касается не только машин с роботами, у которых нет в трансмиссии положения «P», но и автомобилей с механическими коробками, а также с автоматами и вариаторами. Конструкция механических коробок изменилась, и их уже нельзя блокировать включенной передачей. При остановке на уклоне, при заглушенном двигателе, при включенной первой ступени (без использования ручного тормоза) автомобиль начинает медленно, рывками скатываться вниз. Примерно через каждые 12-18 секунд происходит откат примерно на 1/6 оборота колеса, затем пауза, и опять новый цикл скатывания. Скатываются с горки даже новые автомобили, у которых все в порядке с силовым агрегатом и с трансмиссией.

Дело в том, что новые турбированные моторы не рассчитаны удерживать вес 1, 2-тонной машины, отчего под нагрузкой допускают проворот коленвала. Однако подобный процесс запросто приводит к поломке. На вал через ремень ГРМ задействован клапанный механизм, у которого при вращении могут сбиться настройки, а это в свою очередь во время запуска мотора грозит повреждением клапанов.

Поэтому удерживать автомобили с механическими коробками с помощью первой или задней передачи сейчас нельзя. Обязательно нужно затягивать «ручник».


Без паники. Как остановить автомобиль с отказавшими тормозами? Подробнее

Двигатель

Говоря о том, что будет машине, если ехать на ручнике, нельзя забывать про такой важный элемент системы, как двигатель. Силовая установка будет воспринимать большие нагрузки при трогании с места при заблокированных колесах. Автомобиль будет трясти, и двигателю потребуется гораздо больше мощности для того, чтобы сдвинуться с места. Часто во время включенного ручника водители вообще не могут тронуться с места из-за того, что двигатель банально не вытягивает нагрузку и захлебывается. Это достаточно серьезные испытания для мотора, поэтому подобного лучше не допускать. Конечно, испортить мотор таким образом навряд ли получится, но он точно будет подвергаться большим нагрузкам.

Также страдают и другие элементы системы автомобиля, включая подвеску, трансмиссию и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]