Как доливать электролит в аккумулятор и когда нужно это делать


Бортовая сеть автомобиля питается от свинцово-кислотной аккумуляторной батареи с густым или жидким наполнителем. На работоспособность АКБ влияет как обычный износ, так и негативные факторы, в частности, снижается уровень, плотность тех. жидкости. При понижении уровня электролита требуется добавить жидкость, в зависимости от результатов замеров. Это позволит восстановить ёмкость, продлить срок использования АКБ.

Долив электролита в аккумулятор необходим при снижении его уровня.

Для чего нужно доливать электролит в аккумулятор

Существуют нормативы, определяющие нормальную плотность электролита. На показатель влияет сезон, температура окружающей среды, возраст батареи. Например, для средней полосы Российской Федерации нормальной считается плотность 1,25-1,3 г/см3. Если батарея перемёрзла, перегрелась, скорее всего, изменится плотность, в результате аккумулятор будет быстрее разряжаться, в итоге автомобиль может просто не завестись утром, не заряжаться от генератора автомобиля.

Если правильно долить электролит в аккумулятор, проблема будет решена, если только причина не кроется в естественном износе пластин батареи, проблемах в бортовой сети транспортного средства.

Если плотность упала

Что заливать в аккумулятор? В таком случае нельзя добавлять воду. Это лишь усугубит ситуацию. Единственное правильное решение – заливка электролита. Перед операцией следует обязательно произвести контрольный замер. Производится он тем же ареометром. Если полученное значение составляет 1,25 грамма на кубический сантиметр или ниже, стоит повысить его путем использования нового электролита. Плотность последнего должна быть около 1,27 грамма. Какой объем использовать? С помощью спринцовки нужно выкачать по максимуму старую жидкость из первой банки и вылить ее в мерный стаканчик или пробирку. Нам важно узнать, сколько раствора было изъято из первой банки. Этот объем нужно записать где-нибудь в блокноте. Объем нового раствора должен быть вдвое меньше, чем тот, что мы изъяли.

Проверка уровня жидкости


Насечки для проверки уровня электролита.
Понять, нужна ли доливка электролита в АКБ, можно по контрольным меткам, нанесённым на корпусе

батареи. Отметки располагаются внутри или снаружи корпуса. На некоторых моделях аккумуляторов предусмотрено смотровое окошко из прозрачного материала. Насечки определяют минимальный и предельный уровень тех. жидкости. При нормальной эксплуатации значение находится посередине. Производители запрещают использовать аккумулятор с ненормальным уровнем электролита.

Если насечки отсутствуют, не позволяют точно определить, можно доливать электролит в аккумулятор или нет, для замеров потребуется стеклянная трубка. Для тестирования необходимо очистить АКБ от грязи, пыли, открутить пробки, вставить трубку до упора. Далее, другая сторона зажимается пальцем, таким образом, чтобы жидкость осталась внутри трубки.

В качестве альтернативы для замеров можно использовать свёрнутый лист бумаги, определяя уровень по увлажнённой части.

Уровень определяется визуально. Данный метод не позволяет получить точные результаты, но его достаточно для обеспечения работоспособности АКБ. Если жидкость ниже нормы, необходимо добавлять дистиллированную воду или электролит, если выше – откачать излишки «грушей».

Необслуживаемый аккумулятор имеет герметичный корпус, где не предусмотрен доступ к банкам. Соответственно, для проверки объёма электролита потребуется засверлить отверстия, что крайне не рекомендуется делать.

Выбор дистиллята

Если заправить аккумулятор обычной водой (в том числе и собранной дождевой), активная масса пластин очень быстро придет в негодность. Чтобы продлить срок эксплуатации аккумулятора, используйте только качественную дистиллированную воду. Для проверки качества учитывайте простейшие характеристики дистиллята:

  • электропроводность. Дистиллированная вода, в отличие от обычной, не проводит электрический ток. Проверить воду можно путем измерения сопротивления с помощью мультиметра – у дистиллята оно будет равно бесконечности;
  • отсутствие следов после вскипания. Для теста капните воду на чистый лист А4 либо нагрейте ее на стеклянной поверхности/кусочке фольги. После испарения дистиллята на поверхности не должно остаться ореолов и пятен.

Видео:КАК ДОЛИВАТЬ ЭЛЕКТРОЛИТ ИЛИ ВОДУ В АККУМУЛЯТОР | ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Что можно долить в АКБ

Для определения, что доливать в АКБ, необходим специальный измерительный прибор – ареометр. Это стеклянная трубка с грушей, внутри которой расположен поплавок. На внешнюю стенку нанесена шкала, определяющая плотность.

Алгоритм проверки:


Проверка уровня электролита ареометром.

  1. Зарядить аккумулятор до 100%.
  2. После полной зарядки подождать 3-5 часов для нормализации химической реакции внутри банок.
  3. Выкрутить пробки (если аккумулятор необслуживаемый – просверлить отверстия в корпусе).
  4. Погрузить ареометр в банку, набрать электролит грушей.
  5. Поочередно провести замеры в каждой секции.

Когда доливать в электролит, а когда воду

При нормальных условиях шкала ареометра показывает 1,27-1,30 г/см3. Если плотность меньше – значит в батарее недостаток серной кислоты, если больше дистиллированной воды. При стандартном сценарии эксплуатации серная кислота из электролита практически не расходуется, поэтому чаще в банки заливается дистиллированная вода.

Не рекомендуется заливать излишнюю жидкость, выше уровня – это может привести к выбросу кислоты в моторный отсек.

Чистый электролит используется как для поднятия плотности, так и при полной замене технологической жидкости в банках аккумуляторной батареи – объём заправки зависит от модели АКБ.

Применение серной кислоты и её сорта

Вообще, в качестве электролита в некоторых видах автомобильных аккумуляторов может использоваться щёлочь. Например, никель-кадмиевый или никель-железный тип АКБ. Есть ещё группа гелевых аккумуляторов AGM и GEL, где электролит находится в связанном состоянии. Но это тот же раствор серной кислоты. Просто он либо переведён в гелеобразное состояние с помощью добавок (GEL), либо им пропитано стекловолокно (AGM). Наиболее распространёнными на сегодняшний день остаются свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы с жидким электролитом. Поэтому речь пойдёт именно о водном растворе серной кислоты, предназначенном для заливки в АКБ.

Электролит

Дистиллированная вода

Серная кислота используется в самых разных отраслях народного хозяйства. К примеру, с её помощью очищается поверхность металла перед нанесением покрытия, она используется при приготовлении различных синтетических красителей. Кроме того, серная кислота востребована в сфере производства удобрений, взрывчатки, фармакологической промышленности, переработке нефти.

Серная кислота нашла широкое применение при производстве свинцово-кислотных аккумуляторов для автомобилей. Концентрация кислоты в электролите составляет 30-35 процентов (вес.). Остальное дистиллированная вода. Использовать обычную водопроводную воду нельзя, поскольку в ней содержатся соли различных металлов. Их попадание в аккумулятор автомобиля значительно сократит срок его службы.

В бытовой сфере концентрации Н2SO4 в 30 процентов достаточно, но в сфере производства часто используется серная кислота более высокой концентрации. Концентрированную серную кислоту получают в две стадии. На первой стадии концентрация доводится до 70 процентов, а затем увеличивают до 98 процентов. Серная кислота такой концентрации наиболее пригодна для последующего хранения. Возможно, получение концентрации 99 процентов, но в дальнейшем из-за потери SO3 она снижается до 98,3 процента. Существуют основные сорта серной кислоты, которые перечислены ниже:

  • Башенная или нитрозная. Концентрация 75 процентов. Плотность этого сорта составляет 1,67 гр/см3. Название этот сорт получил из-за метода производства в футерованных башнях нитрозным способом. Обжиговый газ с двуокисью серы (SO2) обрабатывается нитрозой (H2SO4 с добавками оксидов азота). В ходе химической реакции получается оксиды азота и кислота. При этом оксиды постоянно циркулируют в производственном цикле;
  • Контактная. Концентрация от 92,5 до 98 процентов. Плотность сорта составляет 1,837 гр/см3. Этот сорт также производится из обжигового газа, в котором содержится двуокись SO2. В ходе реакции происходит ее окисление до SO3 при контакте с твёрдым катализатором из ванадия;
  • Сорт Олеум. Концентрация 104,5 процента. Плотность составляет 1,897 гр/см3. Сорт представляет собой раствор SO3 в серной кислоте (H2SO4). Соотношение SO3 — 20 процентов, H2SO4 — 104,5 процента;
  • Высокопроцентный олеум. Концентрация 114,6 процента, а плотность 2,002 гр/см3;
  • Аккумуляторная. Концентрация от 92 до 94 процента, а плотность 1,835 гр/см3.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

Большинство аккумуляторов, представленных в продаже, относятся к необслуживаемому типу. Такое решение имеет как положительные, так и негативные стороны. В частности, если возникла необходимость долить электролит в банки, потребуется сверлить корпус батареи, что нарушает герметичность, автоматически лишает заводской гарантии. Каналы проделываются острым шилом вплоть до упора в свинцовые электроды. Ширина отверстия должна быть достаточной, чтобы внутрь можно было вставить трубку ареометра, который необходимо для определения плотности электролита, какую жидкость заливать внутрь необслуживаемого аккумулятора.

Если плотность в норме, но необходимо изменить уровень, потребуется груша или шприц. Доливать, в зависимости от показаний ареометра необходимо дистиллированную воду или чистый электролит. Для обеспечения нормальной работы элемента питания, уровень тех. жидкости должен находиться на 10-15 мм выше кромки электрода. Таким образом, он будет полностью погружен в жидкость, даже когда автомобиль стоит под уклоном, в результате обеспечивается нормальная эксплуатация, исключается вероятность окисления пластин, связанных с контактом с воздухом.


Долив электролита в необслуживаемый аккумулятор.

По завершении процедуры долива в каждый резервуар АКБ, рекомендуется покачать батарею, ускорив таким образом смешивание кислоты и дистиллированной воды. Трясти ИП следует аккуратно, ни в коем случае не переворачивать на бок – это приводит к попаданию шлама между электродами, что снижает ресурс. Следующий этап – контрольный замер уровня и плотности электролита. Если жидкости недостаточно, производится повторный долив до нормального значения.

Последний шаг – заделать отверстия герметиком, полностью зарядить аккумулятор.

Полная замена электролита

Для полной замены электролита в аккумуляторной батарее потребуется пройти несколько этапов:


Пробки аккумулятора можно выкрутить монеткой.

  1. Установить автомобиль на ровной площадке, перед отключением питания убедиться, что у водителя есть сервисные коды от магнитолы, другого оборудования, необходимые для их разблокировки.
  2. Открыть капот, снять крышку крепления, демонтировать клеммы, протереть корпус от грязи, пыли, остатков электролита.
  3. Открутить банки (для необслуживаемого аккумулятора – просверлить отверстия).
  4. Для откачки жидкости взять медицинский шприц или резиновую грушу, на которую надет наконечник-удлинитель. Во время процедуры нельзя переворачивать аккумулятор – это исключит попадание шлама в пластины, как результат, вероятность короткого замыкания.
  5. При сливе допускает наклон на угол до 45°, что упростит полную откачку электролита.
  6. Чтобы полностью избавиться от остатков старой жидкости, необходимо несколько раз промыть банки дистиллированной водой. Допускается лёгкое покачивание аккумулятора. Полностью вымыть банки не получиться – раствор всё равно останется в полостях между электродами.
  7. Налить новый чистый электролит: уровень – выше верхней кромки электродов.
  8. Дать аккумулятору отстояться 5-6 часов.
  9. Полностью зарядить аккумулятор током силой до 0,1 А. Длительность процедуры – 18-20 часов. Для полного восстановления ёмкости потребуется выполнить 2-3 цикла заряда малым током.
  10. Провести окончательную зарядку током с силой в 10% от номинальной ёмкости аккумуляторной батареи.
  11. Проверить уровень, плотность электролита, при необходимости довести значения до нормальных.
  12. Установить АКБ на автомобиль, подключить его к бортовой сети.

Долив электролита в аккумулятор нормализует работу батареи, позволяет восстановить ёмкость, снижает вероятность сульфатации пластин, исключает преждевременный выход из строя. Выполнить процедуру можно самостоятельно в домашних условиях, для этого не требуется специального оборудования, знаний.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]