Поделиться:
Моменты затяжки гбц ВАЗ 8 и 16 клапанов — тема этой статьи. В ней приведен момент затяжки болтов гбц ваз различных автомобилей. Выложены схемы затяжки болтов гбц ВАЗ разных моделей. Описана последовательность выполнения затяжки болтов головки блока цилиндров для каждого двигателя автомобилей ВАЗ. Выложены марки болтов, соединяющих гбц с блоком движка.
Момент затяжки гбц ВАЗ — это размер усилия затяжки крепежа головы блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ, при котором не срывается резьба метизов и не портится тело головы блока.
Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2101
Затяжку болтов марки 2101-1003271 и 1/60441/30 головы блока цилиндров необходимо выполнять за 2 раза, в очередности, указанной на изображении.
В качестве инструмента используется голова на 19, голова на 13, ворот и штанга или трещетка
Моменты затяжки болтов гбц ваз 2101 с 1 по 10:
- 1 раз — 34 ÷ 42 Н/м;
- 2 раз — 100 ÷ 120 Н/м.
Усилие закручивания болтиков головы под № 11:
- Первичный момент — 14 ÷ 16 Н/м;
- Окончательное усилие — 32 ÷ 40 Н/м.
Процедура замены
Процесс замены происходит следующим образом:
- Сначала нужно отключить аккумулятор, для этого снимается минусовая клемма.
- Нужно отсоединить приёмную трубу глушителя.
- Демонтируем карбюратор.
- Далее нужно отсоединить все клеммы датчиков, а от свечей отсоединяются все провода.
- Следующим этапом станет отсоединение вакуумного усилителя от впускного коллектора.
- Отсоединяется датчик-распределитель.
- Отсоединяем высоковольтные провода.
- Откручиваем гайки и снимаем датчик.
- Демонтируется топливный насос и корпус вспомогательных устройств.
Снимается ролик и ремень ГРМ.
- Демонтируется шкив, после чего нужно снять крышку ГРМ.
- Отсоединяем шланги и выкручиваем гайки крышки.
После этого останется открутить болты и снять голову блока. После снятия старой прокладки, нужно тщательно осмотреть поверхности соприкосновения головы и блока цилиндров. На них не должно быть грязи или остатков от старой прокладки. Вся явные признаки загрязнений нужно устранить.
Моменты затяжки головы блока цилиндров двигателя ВАЗ 2102
Закручивание крепежа гбц нужно исполнять за 2 приема, по последовательности, указанной на чертеже внизу.
Для закручивания используем головку на 19 и 13, а так же динамометрический ключ.
Усилие завинчивания крепления гбц с 1 по 10:
- Начальное — 3,4 ÷ 4,2 кгс/м;
- Окончательное — 10 ÷ 12 кгс/м.
Усилие завинчивания болтиков головы блока № 11:
- Первый раз — 1,4 ÷ 1,6 кгс/м;
- Второй — 3,2 ÷ 4,0 кгс/м.
Общие правила выполнения работ, используемые методы
Есть ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при установке головки блока:
- Важно строго соблюдать усилие затяжки. Для этих целей используется специальный инструмент – динамометрический ключ. Выполнять эту операцию обычными ключами не рекомендуется;
- Болты головки необходимо тянуть плавно, рывки не допускаются. Поскольку усилие затяжки на последних подходах значительно, упростить процедуру и обеспечить плавное равномерное затягивание позволяет наращивание плеча ключа трубой;
- Перед установкой болтов внимательно нужно осмотреть состояние резьбы на них. Никакой грязи и сторонних частиц на витках быть не должно.
- Резьбу крепежных элементов перед закручиванием следует смазать моторным маслом. А вот заливать смазку в отверстия под болты не следует (особенно это касается «глухих» отверстий), поскольку в дальнейшем она не даст полноценно затянуть крепежи.
Несмотря на то, что у каждого двигателя имеются свои особенности затяжки головки блока, общая технология этой операции – одинакова. В целом, для затягивания крепежей применяется два метода:
- В несколько подходов доведением усилия затяжки до требуемого значения;
- Затягивание крепежей до определенного усилия (в один или несколько подходов), а затем – двойное доворачивание болтов на определенный угол.
Метод затягивания выбирается исходя из типа болтов.
Первый способ применяется при использовании не растягивающихся болтов (сейчас такие не используются, но их можно встретить на старых авто). Но нередко этот тип крепежей требует дотяжки после определенного периода эксплуатации двигателя, чтобы компенсировать усадку прокладки ГБЦ. Зато такие крепежные элементы допускаются для повторного использования, причем неоднократно.
Второй метод затяжки блока является актуальным для большинства современных авто. И все из-за использования растягивающихся болтов (так называемый тип TTY).
Такие крепежи за счет упругой деформации способны компенсировать тепловые расширения головки и усадку прокладки, но для этого их необходимо вывести в режим деформации (по сути, просто немного растянуть).
Для этого и необходимо двойное доворачивание болтов на определенный угол. На одних авто этот угол составляет 45 град., на других – 90 град.
Но после вывода элементов в режим упругой деформации, они уже будут не способны вернуться в исходное состояние, поэтому и не допускается их повторное использование из-за высокой вероятности разрушения.
Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2104
Затяжку головы блока нужно выполнять за 2 раза, в последовательности, согласно ниже приведенной схеме.
Для этого используется следующий инструмент: голова на 19 и 13, удлиннитель и измерительная трещетка
Момент затяжки болтов гбц ваз 2104 с 1 по 10 выполняется за два раза:
- раз затягиваем болты моментом — 34 ÷ 42 Н/м;
- раз закручиваем болты моментом — 100 ÷ 120 Н/м.
Момент затяжки болта гбц № 11 выполняется за два раза:
- раз затягивается болт моментом — 14 ÷ 16 Н/м;
- раз закручивается моментом — 32 ÷ 40 Н/м.
Правильная работа с динамометрическим ключом
Полезно будет разобрать принцип работы с динамометрическим ключом, так как использовать его необходимо с большой аккуратностью и осторожностью. Механизм точный и его достаточно легко сбить с настроек.
Последовательность затяжки этим ключом выглядит примерно так:
- Устанавливаем держатель в положение ноль.
- Надеваем ключ на болт и начинаем плавное вращение, при этом следим за его показателями.
- Бывает, начиная вращение ключа, показания на нем не изменяются. Это говорит о небольшом внутреннем растяжении элементов, явление абсолютно нормальное и вращение стоит продолжать.
- При достижении нужных показателей затяжку необходимо прекратить.
Если вам требуется точная затяжка с нужным усилием, не стоит пытаться это сделать с помощью обычной трещотки. Точную и плавную затяжку можно обеспечить только с помощью подходящего инструмента.
Моменты затяжки гбц ВАЗ 2106 и ВАЗ 2121
Затяжка болтов головы блока производится за 2 подхода, по схеме, представленной внизу.
Для этого применяем головку на 19 и 13, а так же динамометрический ключ
Модель двигателя | Номер болта гбц | Моменты затяжки болтов гбц ВАЗ, Н/м | |
Начальный | Окончательный | ||
ВАЗ 2106 | с 1 по 10 | 34 ÷ 4,2 | 10 ÷ 12 |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 | |
ВАЗ 2121 | с 1 по 10 | 34 ÷ 4,2 | 10 ÷ 12 |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 |
Советы по затяжке и распространенные ошибки
- Нельзя тянуть болты ГБЦ рывками. Затягивание должно проводиться плавно.
- Устанавливая болты ГБЦ (особенно старые) внимательно изучите их состояние — никаких повреждений резьбы быть не должно. Точно так же как и внутри места установки.
- При необходимости деталь нужно очистить от загрязнений.
- Резьбу лучше смазать маслом, но заливать в крепежные отверстия не рекомендуется. Если колодцы глухие, то наносить смазку нужно очень аккуратно. Жидкости не сжимаются и избыток смазки не даст вам закрутить болт до конца.
- Отказ от использования динамометрического ключа чревата неточными моментами затяжки и некорректной работой прокладки или повреждением ГБЦ.
Моменты затяжки головки блока цилиндров ВАЗ 21073, 21213, 21214, 21214-10
Закручивание болтов с 1 ÷ 10, модели 21213-1003271 и 1/60441/30 выполняется за 4 подхода в очередности, представленной на картинка.
В качестве инструмента используется голова на 12, голова на 13, изогнутый драшпиль и удлинитель или трещетка.
Модель двигателя | Номер болта гбц | Момент затяжки болтов гбц ВАЗ, Н/м | |||
Начальный | Второй раз | Третий раз | Окончательный | ||
ВАЗ 21073 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 50 ÷ 70 | поворачивается на 90о ÷ 110о | поворачивается на 90о ÷ 110о |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 | — | — | |
ВАЗ 21213 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 50 ÷ 70 | поворачивается на 90о ÷ 110о | поворачивается на 90о ÷ 110о |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 | — | — | |
ВАЗ 21214 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 50 ÷ 70 | поворачивается на 90о ÷ 110о | поворачивается на 90о ÷ 110о |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 | — | — | |
ВАЗ 21214-10 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 50 ÷ 70 | поворачивается на 90о ÷ 110о | поворачивается на 90о ÷ 110о |
11 | 14 ÷ 16 | 32 ÷ 40 | — | — |
Полезно ! Моменты затяжки ВАЗ 2107
Выполнение операции без динамометрического ключа
Поскольку на всех указанных автомобилях усилие точно указано, то без динамометрического ключа при посадке ГБЦ не обойтись. Но на некоторых авто вполне можно обойтись без него и использовать для затягивания обычные ключи и удлиняющей насадкой.
Сразу отметим, что выполнение работ без спец. инструмента допускается только на «старых» двигателях («Москвич», ВАЗ первых моделей).
Особенностью затяжки головки блока без динамометрического ключа является необходимость «чувствовать» прилагаемое усилие. В остальном же общая методика работ такая же, как и с использованием спец. инструмента:
- Заворачиваем «от руки» все болты;
- Делаем 1-й подход, прилагая среднее усилие (при этом стараемся тянуть все болты с одинаковым усилием, плавно и без рывков). Обязательно следуем порядку затяжки;
- Выполняем второй подход, повысив усилие (чтобы более точно «ощущать» усилие, ключ с наращенным плечом следует тянуть «на себя», а не толкать «от себя»);
- Третий подход делаем с высоким усилием (проворачиваем до момента, когда болт остановиться).
Одним из вариантов затяжки без динамометрического ключа является двойное доворачивание крепежей после выполнения 2-го подхода.
Поскольку без навыков «чувствовать» прикладываемое усилие удается далеко не всем, метод без динамометрического ключа лучше не использовать, ведь последствия неправильной затяжки головки блока – достаточно серьезны и могут привести к очень серьезным поломкам.
Поэтому перед ремонтом двигателя, связанным со снятием головки блока следует запастись специальным инструментом, тем более что лишним он не будет и применение ему найдется всегда.
Моменты затяжки головы блока ВАЗ 2109
Затяжку болтов гбц нужно производить в четыри приема, в последовательности, представленной на схемевнизу
Смонтируйте гбц на блок. Перед этим проконтролируйте, что коленвал и распредвал расположены в ВМТ (все клапана 1-го горшка обязаны быть закрыты). Заверните болты головы в следующей очередности, за 4 приема:
1 | моментом 2 кгс-м; |
2 | моментом 7,1 — 8,7 кгс-м; |
3 | завернуть на 90o; |
4 | закрутить на 90o. |
Признаки пробитой прокладки
Узнать, что герметизация соединения нарушена, можно по следующим причинам:
- В выхлопных газах появляется белый пар.
- В тосоле можно заметить масляные пятна.
- Течь в соединениях ГБЦ.
- В поддоне находится большое количество масла.
- Вокруг заливной крышки можно заметить пену.
Хотя, кажется, что пары в тосоле заметить очень сложно, это можно сделать, надев пакет на горловину открытого расширительного бачка. Если в тосоле присутствуют газы, то пакет надуется.
Момент затяжки гбц ВАЗ 2108 — 21083, 2110, 2111
Затяжка болтов гбц ВАЗ 2108 — 21083, 2110, 2111 выполняется за 4 раза в очередности, показанной на изображении
Для заворачивания используется следующий инструмент: переход 67.7812-9543 для болтов марки 2108-1003271, ключик ТЛ-98-110 с параметрами Е14 для болтов марки 2108-1003271-01, изгиб и удлинитель или электроинструмент марки ИП – 3111.
Момент затяжки болтов гбц ваз 2108 — 21083 производится в 4 приема:
- раз болты закручиваем моментом — 18 — 22 Н/м (1.8 — 2.2 кгс/м);
- раз затягиваем болты моментом — 70 — 85 Н/м (7.0 — 8.5 кгс/м);
- раз поварачиваем на 90о;
- раз доварачиваем болты на 90о.
Модель двигателя | Номер болта гбц | Момент затяжки болтов гбц ВАЗ, Н/м | |||
Начальный | Второй раз | Третий раз | Окончательный | ||
ВАЗ 2110 | с 1 по 10 | 18 ÷ 22 | 70 ÷ 85 | довернуть на 90о | завернуть на 90о |
ВАЗ 2111 | с 1 по 10 | 18 ÷ 22 | 70 ÷ 85 | довернуть на 90о | завернуть на 90о |
Полезно ! Моменты затяжки ВАЗ 2108
Артикулы
Прежде чем приступать к замене прокладки, следует эту прокладку приобрести. Хотя в любой автомобильном магазине вам подберут подходящую запчасть, лучше знать её артикул. Наиболее подходящие прокладки для ВАЗ-2110 это:
- Оригинальная прокладка ВАТИ, которая имеет артикул 21083100302020.
- Деталь VICTOR REINZ. Данная деталь более качественная, чем оригинал. Её артикул 613666000.
- Прокладки TRIALLI, которые имеют артикул GZ.
Лучше сразу купить более качественную запчасть, чем возиться потом с разборкой ещё раз.
Моменты затяжки гбц ВАЗ 2112
Затягивание болтиков выполнять за три раза в очередности, представленной на изображении
Для закручивания болтиков необходимо применять переход 67.7812-9543, ворот и штангу или электроинструмент модели ИП – 3111..
Момент затягивания болтов гбц составляет:
- Первый раз — 18 ÷ 22 Н.м (1,8 ÷ 2,2 кгс.м);
- Второй раз — доворачиваем на 90о;
- Трейтий раз — закручиваем на 90о.
Полезно ! Моменты затяжки ВАЗ 2112
Моменты затяжки головы блока ВАЗ 2113, 2114, 2115
Затягивание болтиков выполнять в четыре приема, в очередности, представленной на изображении
Для завинчивания болтиков необходимо применять торцевой ключ Torx Е14..
Предупреждения ! Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 135,5 мм
Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов.
Важно ! Болты длиной более 135,5 мм заменяем.
Болты M12XI.25 крепления гбц закручиваем за 4 раза:
- Начальное усилие — 2 кгс/м;
- Второй раз — 7 ÷ 8,6 кгс/м ;
- Третий раз — докручиваем на 90°;
- Четвертый раз — докручиваем болтики на 90°.
Остальные моменты затяжки болтов и гаек всех резьбовых соединений автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 можно посмотреть Здесь
Последствия неправильной установки ГБЦ
Правильная затяжка головки блока очень важна, поскольку от этого напрямую зависит работоспособность мотора. ГБЦ выполняет роль крышки цилиндров, и любые нарушения в ее посадке сказываются на процессах, происходящих внутри силового агрегата.
Недостаточная затяжка головки приводит к падению компрессии из-за потери герметичности в месте стыка ГБЦ с блоком цилиндров, прогоранию прокладки, прорыву рабочих газов из цилиндров и попадание их в каналы систем смазки или охлаждения, проникновению в камеры сгорания технических жидкостей, что в свою очередь негативно сказывается на функционировании силового агрегата и может стать причиной очень серьезных поломок.
Чрезмерная затяжка тоже ничего хорошего не несет, в этом случае нередко происходит повреждение головки — появляются трещины, или разрушаются крепежи – разрыв болтов, срыв резьбы т.д.
Неравномерная или неправильная затяжка зачастую становиться причиной коробления головки, из-за которого в местах стыка ее с блоком появляются зазоры, что приводит к тем же последствиям, что и недостаточное затягивание.
Моменты затяжки гбц ВАЗ 21114
Затяжку болтов головки блока цилиндров выполнять в четыри приема по схеме, приведенной внизу на рисунке:
Для закручивания болтиков необходимо применять переходник типа 02 15 12 10 ф. «Stahlwille», 234 N 10L ф. «USAG», IN 30L10 ф. «GEDORE», S09H410 ф. «JONNESWAY» для метизов 2108-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 для болтов 2108-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП — 3111, ключ моментный.
Момент затягивания болтов гбц составляет:
- Первый прием — 18 ÷ 22 Н.м (1,8 ÷ 2,2 кгс.м);
- Второй прием — 70 ÷ 85 Н.м (7,0 ÷ 8,5 кгс.м);
- Третий прием — доворачиваем на 90о;
- Четвертый прием — закручиваем на 90о.
Установка новой детали
Новая деталь, которую планируется установить, должна быть неповреждённой, сухой и чистой.
При установке нужно проконтролировать, чтобы отверстие, предназначенное для прохождения масла, находилось между третьим и четвёртым цилиндрами.
Перед установкой ГБЦ нужно обязательно проследить, чтобы клапаны первого цилиндра были закрыты. Болты нужно закручивать по определенной схеме, в четыре этапа.
Моменты затяжки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 11183
Закручивание метизов гбц исполнять за четыри раза по чертежу, показанному внизу:
Для затяжки болтиков нужно использовать переходник типа 02 15, 12 10 ф. «Stahlwille», 234 N 10L ф. «USAG», IN 30L10 ф. «GEDORE», S09H410 ф. «JONNESWAY» для нагелей 2108-1003271, голова сменяемая 14, ключ ТЛ-98-110 размеров Е14. Для болтов 2108-1003271-01 — ворот и штанга или гайковерт типа ИП — 3111, ключ динамометрический.
Моменты затяжки болтиков головы блока имеют следующие параметры:
- 1 раз — 18 ÷ 22 Н.м (1,8 ÷ 2,2 кгс.м);
- 2 раз — 70 ÷ 85 Н.м (7,0 ÷ 8,5 кгс.м);
- 3 раз — поворачиваем на 90о;
- 4 раз — докручиваем на 90о.
Моменты затяжки гбц двигателя ВАЗ 21124
Затяжку болтов производить за 4 этапа в очередности, показанной на рисунке внизу:
Для затяжки болтов необходимо использовать следующие инструменты: переходник типа 02 15 12 10 ф.»Stahlwille», 234 N 10L ф. «USAG», IN 30L 10 ф. «GEDORE», S09H410 ф.»JONNESWAY»для болтов 2112-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ 98-110 размера Е14 для болтов 2112-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный ..
Момент затяжки болтов гбц составляет:
- 1 этап — 12 ÷ 20 Н.м (1,2 ÷ 2,0 кгс.м);
- 2 этап — 26 ÷ 34 Н.м (2,6 ÷ 3,4 кгс.м);
- 3 этап — доворот на 90о;
- 4 этап — доворот на 90о.
Некоторые нюансы
Момент затяжки – один из основных факторов нормальной посадки головки блока. Но на этот критерий влияет не только прилагаемое усилие, а и сами крепежи:
- Общее состояние болтов – новые или б/у;
- Наличие смазки на резьбовой части;
- Состояние резьбы.
Тип силовой установки (бензиновый, дизельный), а также количество клапанов на технологию затягивания ГБЦ не влияет. Но это не значит, что усилие и порядок затяжки для всех моторов идентичен и перед посадкой головки обязательно следует изучить условия выполнения операции и все ее особенности.
Моменты затяжки головы блока двигателя ВАЗ 21126, 11194
Закручивание метизов исполнять за 4 раза в последовательности, представленной внизу на изображении:
Для завинчивания необходимо применять следующий инструмент: переходник 67.7812-9543 для болтиков модели 2108-1003271, ключ ТЛ-98-110 с размером Е14 для болтов марки 2108-1003271-01, изгиб и штангу или электроинструмент модели ИП – 3111.
Модель двигателя | Номер болта гбц | Момент затяжки гбц ВАЗ, Н/м | |||
1 раз | 2 раз | 3 раз | 4 раз | ||
ВАЗ 21126 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 26 ÷ 34 | довернуть на 90о | завернуть на 90о |
ВАЗ 11194 | с 1 по 10 | 12 ÷ 20 | 26 ÷ 34 | довернуть на 90о | завернуть на 90о |
Необходимый для работы набор инструментов
Чтобы в ответственные моменты замены прокладки на ВАЗ (или собственно затяжки) не тратить время на поиски того или иного инструмента, лучше все подготовить заблаговременно.
Вам точно потребуется:
- вороток с головками и удлинителем;
- набор отверток;
- динамометрический ключ;
- новая прокладка;
- герметик.
Автомашину лучше поставить на ровную площадку, включив ручной тормоз, и дополнительно зафиксировать упорами.