Недостаточно заряженный аккумулятор является распространённой проблемой, с которой сталкиваются многие автолюбители. Если ничего не предпринять в сложившейся ситуации, в скором времени единственным решением станет замена АКБ.
Ошибочно считать, что недозаряд связан исключительно с завершением срока службы батареи, либо с её браком. Порой вина лежит на самом автомобилисте, который не соблюдает правила эксплуатации. Кроме того, частым виновником оказывается генератор машины. И тут следует разобраться, почему генератор может не давать зарядку, и как действовать в той или иной ситуации.
Что указывает на неполадки
Автовладельцу будет полезно знать, по каким признакам можно определить, что генератор на авто не даёт зарядку на аккумулятор. Это позволит своевременно обнаружить проблему и принять ряд мер для её устранения.
В случае с современными автомобилями, которые буквально переполнены всевозможной электроникой, удивляться проблемам в электросистеме не приходится. Даже если речь идёт о моделях премиум сегмента.
Если водителя интересует, как понять, что его генератор не заряжает, либо плохо подзаряжает аккумулятор, то здесь можно дать сразу несколько ответов.
Выделяют следующие характерные симптомы подобных неполадок:
- на приборной панели загорается лампочка с изображением АКБ;
- электролит выкипает, появляются его следы на корпусе;
- даже после длительной поездки батарея всё равно показывает низкий уровень заряда;
- в ходе эксплуатации авто меняется интенсивность работы освещения;
- со стороны генератора наблюдаются нехарактерные звуки.
Если вы столкнулись с подобными симптомами, есть высокая вероятность, что некорректная работа автомобиля связана именно с недозарядом АКБ со стороны установленного генератора.
Если аккумулятор не заряжается от зарядного устройства
Наиболее распространенная причина – АКБ полностью посажен и не может «раскачаться» маленьким током в режиме обычной зарядки. Чаще это встречается на батареях, которые долго не использовались. Здесь можно попробовать увеличить ток зарядки и «толкнуть» аккумулятор более экстремальным способом заряда. В большинстве случаев это срабатывает, и АКБ постепенно восстанавливает свои свойства.
При попытках заряжать нерабочим ЗУ аккумулятор тоже никак не будет реагировать. Тогда стоит проверить устройство при помощи мультиметра либо тестера, или просто подключить аккумулятор к рабочему ЗУ. Если же и в этом случае батарея не заряжается, значит причина кроется внутри нее. К автомобильному аккумулятору всегда стоит относиться бережно и не оставлять его без присмотра во время зарядки. Особенно если вы заряжаете его большим током.
Оценка работоспособности генератора
Если есть подозрения, что генератор на авто не заряжает аккумулятор, либо делает это недостаточно эффективно, тогда узел рекомендуется проверить на работоспособность. Сделать это можно и своими руками, не привлекая к работе сторонних специалистов.
Но тут вполне логично спросить, как проверить самостоятельно текущую зарядку от генератора, необходимую для аккумулятора.
Начинать лучше всего с косвенных признаков. Взгляните на приборную панель, где наверняка присутствует контрольная лампочка. Если проблем в системе электропитания нет, лампочка АКБ гореть не должна. Если же она постоянно активная, тогда высока вероятность, что на батарею от генератора не поступает заряд, либо он очень слабый.
Разумеется, подобный признак точного ответа не даст. Потому правильнее будет проверить генератор универсальным прибором мультиметром. Он точно позволит понять, заряжает ли аккумулятор, либо имеются определённые проблемы в системе.
Для этого нужно подключить щупы измерительного прибора к источнику питания, запустив при этом двигатель, чтобы генератор работал. Если в режиме измерения напряжения прибор показывает около 13,6–14,6 В, то всё хорошо, заряд поступает. Если же на устройстве отображается около 12 В или даже ничего, батарея не получает нужный заряд. Следует искать причины и устранять их.
Контроль остальных элементов системы зарядки
Чтобы определить, почему генератор дает перезаряд или не заряжает АКБ в принципе, может потребоваться мультиметр. С помощью тестера можно замерить напряжение на батареи в двух режимах. При отключенном двигателе параметр заряда должен составлять в диапазоне 12.5-12.7 вольт, при заведенном моторе — 13.5-14 вольт. Если на включенном ДВС эти показатели меньше, это может свидетельствовать о проблемах в работе диодного моста или щеточного узла. Кстати, щетки могут стереться, поэтому их нужно периодически менять.
Если причиной перезаряда или отсутствия заряда является реле, ее можно устранить в результате замены либо перепайки диодов. Если диоды будут перепаиваться, необходимо подобрать устройства наиболее приближенные по техническим характеристикам. В противном случае они могут перегреваться.
Какой заряд идёт от генератора на АКБ
Также следует разобраться с напряжением с генератора, идущим на аккумулятор автотранспортного средства.
Чтобы делать какие-то выводы касательно работоспособности, нужны исходные данные, показатели, считающиеся нормой. Первоочередная задача заключается в том, чтобы узнать, какая зарядка вообще должна в норме быть от генератора на питание аккумулятора.
Часто автомобилисты допускают одну и ту же распространённую ошибку. Они меняют АКБ на более мощную батарею, параметры которой выходят за рамки рекомендуемых автопроизводителем. Но вместе с тем оставляют работать старый генератор. Последний, в свою очередь, с увеличенной нагрузкой банально может не справляться. То есть он не даёт необходимую зарядку.
Теперь к вопросу о том, сколько в норме выдаёт штатный генератор под капотом автомобиля для зарядки установленного аккумулятора. Нормой принято считать напряжение от 13,5 до 14,5 В. Именно столько генератор передаёт на стартерную батарею, чтобы последняя могла восполнить свой утраченный заряд.
Чтобы не возникало подобных проблем недозаряда, лучше заранее свериться с рекомендациями автопроизводителя, и подбирать комплектующие, исходя из этих данных.
Понимая теперь, какую зарядку в норме должен выдавать генератор на аккумулятор, можно дать один полезный совет. Чтобы с запуском авто сложностей не происходило, причём даже зимой, ориентируйтесь на генераторы, способные выдавать ток зарядка примерно номиналом 10% от ёмкости АКБ. Условно говоря, если у вас под капотом АКБ на 75 Ач, тогда генератор должен подавать 7,5 А. Но не забывайте, что кроме самого аккумулятора, у генератора есть ещё ряд потребителей, которые он также обязан питать. И устройство не должно работать на пределе возможностей. То есть приобретать узел следует с определённым запасом по мощности. Автопроизводитель изначально это просчитывает, а потому параметров заводского генератора обычно хватает. Его лучше поменять в том случае, если меняется АКБ на более мощную, а также ставятся дополнительные мощные потребители, не предусмотренные в штатной комплектации машины.
Недостаточный контакт
Обратите внимание на то, что в том случае, если происходит замасливание или загрязнение щеток, а также колец на роторе, может пропадать кратковременно или постоянно контакт. Не исключено, что в щеткодержателе испортились пружины. С их помощью щетки придавливаются к кольцам на роторе. Следовательно, повышается сопротивление общее обмотки возбуждения, либо же полностью разрывается электрическая цепь. При этом генератор дает слабую зарядку либо вообще перестает работать. Чтобы избавиться от этой неисправности, иногда можно просто протереть щетки безворсовой тряпкой. Желательно смочить ее в растворителе или бензине. Конечно же, если щетки сильно износились, их нужно заменить. В том случае, если произошло окисление колец, необходимо произвести очистку при помощи стеклянной шкурки.
Как проверить напряжение
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, как можно проверить текущее напряжение генератора на аккумуляторе транспортного средства. Диагностика возможна 2 способами. Непосредственно на самом генераторе, либо же через АКБ.
Для прямой связи между аккумулятором и генерирующим устройством используется провод с толстым сечением, что позволяет осуществлять проверку разности потенциалом прямо на АКБ. Тут можно воспользоваться 3 измерительными приборами:
- мультиметр;
- вольтметр;
- нагрузочная вилка.
Вольтметр и мультиметр соединяются щупами с АКБ. Причём в их случае соблюдать полярность необязательно. Если же используется нагрузочная вилка, тогда плюс идёт на плюс, а минус строго на минус. Нарушать полярность категорически запрещено.
Нормальным напряжением сети считается около 12 В. Если включить двигатель на холостом ходу, но не включать электроприборы, тогда нормой будет от 13,5 до 14 В. Если напряжение падает до 13,3–13,8 В, это всё равно считается нормой.
Тестером в виде омметра либо мультиметра в режиме измерения сопротивления можно проверить статор, ротор и диодный мост генератора. При сопротивлении на роторе около 2,3–5,1 Ом, оборудование считается исправным. На обмотке потребление тока должно находиться в пределах от 3,0 до 4,5 А, а сопротивление порядка 0,2 Ом.
Диодный мост тестируется путём определения наличия или отсутствия у него сопротивления. Конкретные цифры значения особого не имеют. Важно лишь, чтобы сопротивление не оказалось нулевым.
Не забывайте о том, что для нормальной подзарядки стартерной батареи со стороны генератора должно поступать напряжение в диапазоне от 13,5 до 14,5 В.
Теория вопроса
Во время движения автомобиля севшая АКБ получает напряжение заряда 13,6 до 14,2 В. Для правильной и стабильной работы всех систем в машине эти напряжения должны поддерживаться, пока двигатель не запустится и коленчатый вал не будет вращаться. Вместе с мотором крутящий момент через приводной ремень подается и на генератор. В этот момент вырабатывается такое количество энергии, которого будет достаточно для стабильного функционирования всех систем и для поддержания заряда на аккумуляторе.
Если генератор не дает зарядки, то в большинстве случае причины нужно искать в цепях возбуждения, а также в схемах выходного напряжения от генератора к батарее. Но не всегда это так. Иногда неполадки связаны с самим генератором.
Когда водитель поворачивает ключ в замке, одновременно с этим запускается и реле в системе зажигания. «Плюс» протекает через реле и предохранитель в монтажном блоке. Далее напряжение проходит по бортовой сети, попадая на лампу заряда аккумулятора и на датчики заряда. Затем оно проходит через диоды, реле, элементы в монтажном блоке и наконец – на разъем в генераторе. Там электричество приходит на реле-регулятор и, проходя через щетки и контактные кольца, попадает на возбуждающую обмотку.
Количество ампер от генератора на АКБ
Также многих интересует вопрос, сколько же ампер в норме выдаёт автомобильный генератор на штатный аккумулятор. Тут важно понимать, что для каждой электросистемы машины сила тока индивидуальная. Она напрямую связана с тем, сколько потребителей энергии в авто, и сколько её нужно для полноценной работы. Дополнительно силы тока должно хватать для зарядки АКБ.
Амперы появляются лишь при условии, что в электросистеме образуется нагрузка и идёт зарядка АКБ. Когда был совершён пуск двигателя, сила тока составляет в среднем от 6 до 10 Ампер. Но постепенно этот показатель будет падать, поскольку протекает процесс зарядки АКБ, которая берёт на себя основное энергопотребление. Если включить фары, аудиосистему, подогрев кресел или зеркал, тогда параметры зарядного тока начнут увеличиваться.
Несколько советов по продлению срока службы аккумулятора
Сохранить аккумулятор в рабочем состоянии, не доводя до того, что она перестает заряжаться можно при строгом соблюдении правил эксплуатации. Обязательно проводите своевременную подзарядку и содержите устройство в чистоте. После приобретения новой батареи у владельцев возникает много вопросов относительно длительности зарядки и условий его использования. Иногда автолюбители не знают, как подготавливается источник питания к установке на автомобиль и стоит ли вообще это делать.
Любой аккумулятор требует тщательного ухода и своевременного обслуживания. Это поможет продлить его эксплуатационный срок минимум на пару лет, а также снизить перебои в работе бортовой электроники.
Вот 8 простых действий:
- Поддерживайте чистоту АКБ и его клемм. Без должного ухода батарея за месяц покроется достаточно толстым слоем пыли и грязи. А это одна из главных проблем быстрого саморазряда. Корпус можно вымыть водным раствором соды, а после промыть чистой водой. Очистить сульфаты или окисление с клемм можно мелкой наждачной бумагой.
- Контролируйте уровень заряда. Это поможет вам узнать достаточно ли он заряжается от генератора и когда его нужно ставить на стационарное зарядное устройство. Проверить можно тремя способами: по показаниям индикатора на самой батарее, путем замера плотности электролита, либо мультиметром.
- Правильно заряжайте аккумулятор. В большинстве случаев зарядка от стационарных устройств не требуется, вполне достаточно генератора автомобиля. Если же по каким-либо причинам аккумуляторная батарея разрядилась на 65-70% смело ставьте ее на зарядку. К тому же рекомендуется хотя бы один раз в месяц заряжать АКБ на 100%.
- Контролируйте утечки тока. Они могут быть как полезными (работа сигнализации, видеорегистратора и т.п.), так и Вредными (забытые включенными приборы, повреждения проводки, неправильное подключение, загрязнение или намокание и др.). Естественно их нужно искать и немедленно устранять.
- Облегчайте процесс запуска мотора. Чем труднее прокручивается двигатель, тем больше на это затрачивается энергии аккумулятора. Зависит от многих факторов: качества топлива, как налажена система зажигания, система питания, температура воздуха и многого другого.
- Проводите профилактические тренировки. Очень полезно, особенно если аккумулятор работал в жестких условиях. Принцип заключается в принудительном контролируемом разряде при помощи специального устройства, с последующей его зарядкой большим током.
- Зимой в морозы проводите предпусковую зарядку аккумуляторной батареи. Это особенно важно сделать, если АКБ во время простоя разрядился больше, чем наполовину. В результате нагрузка на него уменьшится, а срок службы увеличится.
Как видите ничего нового или необычного. Эти восемь пунктов легко запомнить и также просто выполнить. Но при этом польза от них неоспорима – срок службы аккумулятора увеличивается в два, а то и в три раза. Возможно многие и так соблюдают эти правила.
Почему возникают неполадки и как их исправить
Отдельного стоит рассмотреть, почему генератор не даёт зарядку на автомобильный аккумулятор, и что нужно делать в той или иной ситуации.
Оставлять без внимания эту проблему нельзя. Даже при условии, что у вас есть хорошее зарядное устройство и потенциально компенсировать недостаточный заряд АКБ можно с помощью ЗУ. Но ведь параллельно могут быть проблемы с самим генерирующим устройством. А его неполадки непосредственно влияют на работу всей электросистемы транспортного средства, а не только на аккумуляторную батарею.
Есть несколько причин, из-за которых потенциально не идёт зарядка на автомобильный аккумулятор со стороны генератора. Они могут быть связаны с:
- клеммами;
- ремнём генератора;
- состоянием АКБ;
- перегрузкой генерирующего устройства;
- контактами;
- обмоткой;
- механическими проблемами;
- предохранителями;
- диодным мостом;
- замыканием.
Поскольку причины разнообразные, нужно отдельно их рассмотреть и понять, почему генератор в итоге не заряжает автомобильный аккумулятор. Соответственно, будут представлены рекомендации для устранения той или иной проблемы.
АКБ
Нелишним будет оценить текущее внутреннее состояние АКБ, так как при сильном износе батареи генератор может не выполнять свою работу в полной мере.
Чаще всего автомобилисты сталкиваются с сульфатацией и её негативными последствиями. При покрытии деталей устройства слоем сульфата свинца зарядка нарушается, и эффективность работы АКБ падает.
При незначительной сульфатации можно попробовать восстановить батарею с помощью десульфатора, специальных режимов зарядных устройств. Но если сульфатация сильно охватила поверхности пластин, тогда наиболее разумным решением станет замена АКБ.
Клеммы
Ещё посмотрите, в каком состоянии находятся клеммы АКБ, соединяющие батарею с генератором.
Если вы заметили, что после проезда ухабистого участка дороги вдруг загорелась лампочка батареи на приборной панели, не исключено, что из-за тряски и вибраций крепление клеммы ослабло. Её нужно поправить.
Ещё на нарушение качества соединений клемм может влиять окисление и механический износ. Проверьте состояние, протрите, удалите следы окислов. Наждачку используйте только в крайнем случае.
Ремень генератора
Чтобы преобразовывать механическую энергию в электрическую, генератор через ремень соединяется с коленвалом. Именно ремень генератора может стать причиной возникновения рассматриваемой проблемы недозарядки аккумуляторной батареи.
Случается так, что ослабляется натяжение ремня, либо он банально изнашивается со временем. Тогда не только АКБ будет недополучать заряд, но и общие проблемы в электросистеме станут очевидными и наглядными.
Проверять состояние ремня генератора нужно исключительно при заглушённом моторе. Иногда помогает простая подтяжка ремня. При износе профиля решить проблему можно лишь путём замены элемента.
В более редких случаях ремень проскальзывает по шкиву из-за попавшего на поверхность масла или другой жидкости. Потому тут есть смысл попробовать удалить загрязнения и всё просушить.
Проблема перегрузки
Есть и несколько иные ситуации, когда зарядка всё же идёт со стороны генератора, но выдаваемого напряжения оказывается недостаточно. Это говорит о том, что генератор работает, но в полной мере компенсировать заряд аккумуляторной батареи он не способен.
Вероятнее всего, это последние перегрузки генератора, что обусловлено установкой дополнительного нештатного оборудования на транспортное средство. В машине появились новые потребители, и текущая электросистема авто уже с такой нагрузкой не справляется. Попробуйте отключить недавно установленный узел. Если после этого генератор начал нормально заряжать АКБ, то причина определена.
Тут есть 2 варианта. Первый заключается в том, чтобы поставить генератор более высокой мощности. Но это может повлечь за собой достаточно сложную работу по переделке всей электросистемы. Второй вариант основан на отказе от дополнительного внештатного оборудования.
Решение за автовладельцем. Если вашей мечтой было поставить мощную акустику, тогда выбора нет. Придётся вносить серьёзные изменения в авто.
Неполадки с контактами
Чаще всего специалисты и простые автолюбители обнаруживают в машине плохой или слабый контакт, из-за которого и возникают все ранее описанные симптомы.
Нарушение контактов обычно связано с загрязнениями, окислениями, попаданием на их поверхности масла, различных технических жидкостей.
Для начала стоит попробовать очистить все контакты с помощью ветоши, смоченной в бензине. Применять мелкозернистую наждачку следует крайне аккуратно и только при острой необходимости.
Если налицо сильный износ элементов, тогда выбора нет. Придётся менять контакты.
Обмотка
Нельзя исключать и обрывы в обмотке, с которыми также порой приходится сталкиваться автомобилистам.
В такой ситуации можно наблюдать характерные симптомы. Генератор не будет выдавать необходимую зарядку, и параллельно его температура начнёт сильно повышаться.
Для точного определения неисправности от щётки можно отсоединить конец обмотки возбуждения и подключить к клемме генератора. Затем подключается мультиметр через АКБ. При наличии обрыва на мультиметре будут нули. Если это тестерная лампочка, она гореть не будет.
Чтобы отыскать неисправную катушку, к каждой из них поочерёдно подключается провод от АКБ. Если в катушке есть внутренний обрыв, придётся её поменять. Внешние нарушения целостности можно устранить с помощью паяльника.
Проблема замыкания
Такая неисправность как замыкание генератора может проявляться в нескольких вариантах. А именно:
- замыкает на корпус ротора;
- замыкание на статоре;
- замыкание статора на корпус;
- нарушение плюса на корпус.
С этой неисправностью самостоятельно автолюбитель без соответствующих знаний справиться вряд ли сможет. Потому правильным решением будет обратиться за помощью к профильным специалистам.
Неисправности механического характера
Исключать механические поломки точно нельзя. Они не так редко становятся причиной конфликта между генератором и аккумуляторной батареей.
К механическим неисправностям можно отнести растяжение, разрыв ремня, поломку клемм, обрыв проводов и многое другое, что можно устранить путём ремонта либо замены.
Вина со стороны предохранителя
А бывает и так, что причина лежит на поверхности, но автомобилист почему-то упускает её из виду и проводит сложные диагностические работы.
На самом деле правильнее будет начать с поиска причин в блоке предохранителей. Ведь если сгорел предохранитель, тогда устранить неполадку потенциально очень легко. Для этого извлекается старый элемент, и на его место устанавливается новый.
Только тут следует учесть, что сгорание предохранителя может быть последствием случайного скачка напряжения. Если же имеются проблемы в проводке, неполадки со стороны генератора или АКБ, тогда замена предохранителя не решит ситуацию. Пока не будет устранена причина перегорания, если она есть, каждый новый установленный предохранитель ждёт та же судьба.
Неполадки диодного моста
Если вышел из строя диодный мост автомобильного генератора, то нормально заряжать АКБ он не сможет.
Диагностировать такую проблему обычно удаётся по изменению интенсивности свечения фар по мере увеличения или уменьшения оборотов двигателя. Потенциально опытный автоэлектрик может восстановить работу старого диодного моста. Но объективно правильным решением в такой ситуации станет его замена.
Есть много причин, из-за которых АКБ может не заряжаться от генератора. Учитывайте симптомы и опирайтесь на свои возможности и знания. Если сомневаетесь, обратитесь к специалистам.
Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и рассказывайте о нас своим друзьям!
Возможные причины неисправностей
Износ щеток
Если генератор не дает зарядку аккумулятору, то первое, что приходит в голову на автомобилях с достаточным пробегом – это износ щеток. В генераторах мало чисто механических узлов, которые влияют на его работоспособность – а щетки, постоянно трущиеся о коллектор, стираются.
По мере износа контакт ухудшается, соответственно падает и ток в обмотке ротора. Сначала генератор дает мало зарядки на низких оборотах, «просыпаясь» после перегазовки, затем отказывает полностью. Сами по себе щетки могут быть как отдельным узлом, так и сблокированным с реле-регулятором.
Извлекая щеточный узел из генератора, можно легко ощутить, насколько его можно выдвинуть, чтобы перестала ощущаться упругость пружин – это и будет остаточная рабочая длина самой длинной щетки. Обратите внимание, что чаще щетки изнашиваются неравномерно: со стороны крышки, где скапливается грязь и продукты износа щеток, щетка стирается быстрее. Это заметно и по наличию канавки на одном из колец.
Сама по себе канавка не так страшна, если протерта ровно. Вот волнообразная, с резкими перепадами диаметра – прямое указание на замену контактных колец или ротора в сборе. На зарубежных генераторах встречается моноблочная конструкция, когда и диодный мост, и реле-регулятор, и щеточный узел – одно целое. Замена такого моноблока – дело недешевое, да и глупо это делать при износе одних щеток. Поэтому их перепаивают, подбирая подходящие от отечественных генераторов или электроинструмента.
Обрыв
В роторе же, помимо износа контактных колец, вероятных причин неисправности немного – сравнительно малые токи не дают обмотке сгорать, гораздо чаще происходит обрыв провода в месте соединения с коллектором. Проверяется ротор тестером: сначала измеряется сопротивление между кольцами коллектора, затем – между кольцами и «массой». В первом случае сопротивление составляет несколько ом, во втором – «бесконечное» (нет короткого замыкания обмотки на корпус).
Статор и диодный мост
Еще одной из причин по которым генератор не дает зарядку — это наиболее нагруженные узлы: статор и диодный мост. При постоянных перегрузках они перегреваются, что для статора чревато разрушением изоляции, коротким замыканием на корпус и возгоранием обмотки, а для диодного моста – отказом или пробоем диодов. Внешне симптомы похожи – падает мощность генератора (не работает одна или две фазы), либо генератор отказывает полностью.
Статор оценивается в первую очередь внешне – не должно быть видно потемнений изоляции и запаха горелого. Затем с помощью тестера проверяется сопротивление каждой фазной обмотки и отсутствие ее замыканий на корпус.
Диодный мост лучше проверять с помощью аккумулятора и контрольной лампы – в тестерах напряжение при контроле невелико, и пробитый диод таким образом можно пропустить. 12-вольтовая лампочка на 40-60 Вт и аккумулятор в этом плане надежнее. Проверочная цепь проста: «минус» от аккумулятора подключаем к силовой клемме диодного моста, «плюс» через лампу поочередно подключаем к каждому выводу моста, к которым подключались обмотки статора. Если на одной из фаз лампочка не горит – диоды выгорели. Далее меняем полярность подключения – в этом случае лампочка ни на одной фазе не загорается, иначе это укажет на пробой диодов в мосту. Повторяем процедуру, подключив «массу» уже к «подкове» диодного моста – лампа не загорается. При обратном подключении должна гореть на всех фазах. Дополнительные диоды проверяются от статорных входов до клеммы, идущей на реле-регулятор.
При этом неисправности статора и диодного моста тесно связаны: пробитые силовые диоды приведут к перегреву обмотки в соответствующей фазе, так как она оказывается замкнута накоротко.
Проблема с реле-регулятором
Процедура проверки реле-регулятора зависит от конструкции. Внешние (как на старых «Жигулях») при отсутствии зарядки проверить просто – убедившись, что на щеточный узел после включения зажигания поступает ток (включив амперметр в цепь между клеммой 67 реле-регулятора и щеточным узлом). Нет тока – меняйте «шоколадку».
Если реле-регулятор объединено со щеточным узлом, то можно померить напряжение на щетках после включения зажигания: оно может быть меньше бортового, но быть обязано. Не проверяйте реле-регуляторы без нагрузки: напряжение на выходе в этом случае может быть, но при подаче нагрузки на неисправное реле-регулятор оно резко упадет, и исправный узел придется признать дефектным.
Отсутствие тока в обмотке статора необязательно станет следствием неисправности самого реле-регулятора. Вспомните, что мы писали выше о схемах питания реле. В генераторах с дополнительными диодами оно идет от самого генератора, на неработающем моторе же идет на реле-регулятор только ток через контрольную лампу. Такие генераторы просто отличить – к ним подходит только одна слаботочная клемма от контрольной лампы. Реле признается дефектным, если дополнительные диоды в мосту исправны.
В генераторах со внешним возбуждением обязательны хотя бы два слаботочных входа – один от контрольной лампы, второй – «плюс» зажигания. Это очень распространенная схема на азиатских генераторах, где распиновку слаботочного разъема легко расшифровать по маркировке (L – контрольная лампа, IG – зажигание). В генераторах такого типа после включения зажигания напряжение на клемме IG присутствует обязательно, иначе возбуждения генератора не произойдет.
Ещё кое-что полезное для Вас: