Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после запуска мотора бортовой компьютер или один из приборов начинает показывать, что происходит перезаряд аккумулятора.
Последствия такой ситуации самые разные и зависят от того, насколько напряжение в бортовой сети превышает номинальное.
Незначительно повышенные параметры негативно скажутся только на аккумуляторе (закипание электролита с последующим его испарением), а вот если напряжение, идущее от генератора, будет превышать норму сильно, то могут выйти из строя электропотребители.
В любом случае перезаряд – явление, которое необходимо устранить, иначе оно не лучшим образом скажется на сроке службы аккумулятора и электроприборах.
Дальше мы разберем почему генератор выдает большее напряжение на 16, 17 вольт в бортовую сеть автомобиля, причина по которым U прыгает и как их устранить.
Какие автомобили подвержены проблеме
Естественно, вероятность получения аккумулятором избыточного заряда на новых иномарках существенно ниже, чем на изделиях с солидным пробегом от отечественного автопрома. Тем не менее есть ряд моделей, перезаряд на которых считается распространенной проблемой.
Речь идет об автомобилях ВАЗ в классическом исполнении. Среди «классики» данная неисправность чаще всего встречается на «шестерке» (ВАЗ 2106).
Грузовые авто и некоторые модели УАЗ оборудуются датчиками бортового напряжения и порой, эти датчики начинают сигнализировать о повышении зарядного тока между генератором и АКБ (18V и более). Это не нормально и может привести к скорому перезаряду. Однако часто проблема в самих датчиках, которые показывают неверную информацию.
Особенности работы цепи или почему может прыгать напряжение генератора
Выше общая схема подключения, без подробностей, но ее достаточно, чтобы понять, как все это работает. Теперь об особенностях зарядки аккумулятора.
Генератор не может самостоятельно регулировать параметры вырабатываемой электроэнергии, поэтому выходное напряжение с него варьируется (скачет) и в значительном диапазоне зависит от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки в бортовой цепи.
То есть перегрузка батареи, по сути, постоянно присутствует, пока генератор вырабатывает энергию.
Чтобы аккумулятор мог принимать заряд, необходимо приложить напряжение, немного превышающее номинальное значение аккумулятора. На разных автомобилях входное напряжение на АКБ разное, но в целом этот показатель составляет от 13,9 до 14,5 В.
именно при таком напряжении аккумулятор может «брать» заряд. Если напряжение ниже, будет недозаряд АКБ, а выше — перезаряд. Обе ситуации негативно влияют на аккумулятор.
Генератор же выдает напряжение с высоким значением, и чтобы поддерживать его в цепи в требуемых пределах, в схему включается реле-регулятор.
На некоторых моделях этот элемент входит в конструкцию генератора и совмещен с щеточной группой (наиболее распространенная конструкция) или представляет собой отдельную группу (встречается, например, на ВАЗах классического семейства).
Ведь реле-регулятор — единственный элемент, отвечающий за то, чтобы напряжение в бортовой сети соответствовало норме и не возникало перегрузок, и за учет нагрузки, создаваемой в бортовой сети при коммутации электрических потребителей на.
Можно ли зарядить полный АКБ
Причины разрядки аккумулятора ВАЗ 2110
Многим автолюбителям известно такое явление, как перезаряд аккумулятора. Он возникает, когда по каким-то причинам, регулятор напряжения начинает работать неправильно, поэтому напряжение на выходе генератора превышает 14,5 Вольт. Оптимальное напряжение полностью заряженного аккумулятора – 14 Вольт. Когда разница напряжений генератора и аккумулятора превышает один Вольт, последний начинает впитывать дополнительную энергию, что приводит к закипанию и испарению электролита, а также разрушению свинцовых пластин. В результате сначала снижается уровень электролита, затем падает емкость аккумулятора. Через небольшое время (зависит от напряжения генератора), падение емкости становится необратимым и ее невозможно восстановить доливкой дистиллированной воды.
Если же регулятор напряжения генератора работает нормально, то напряжение поддерживается на уровне 14 – 14,5 Вольт, благодаря чему аккумулятор избегает перезаряда. Все это в полной мере относится и к стационарной зарядке аккумулятора, которую проводят с применением специального зарядного устройства. Если напряжение на выходе устройства не превышает 14,5 Вольт, то аккумулятор возьмет такое количество электричества, которое необходимо для изменения плотности электролита. Когда напряжение генератора и зарядного устройства сравняются, скорость впитывания электроэнергии упадет настолько, что дальнейший заряд потеряет смысл. Даже если аккумулятор простоит на зарядном устройстве двое суток, его емкость и заряд не изменятся. Если же напряжение на выходе зарядного устройства превышает 14,5 – 15 Вольт, то начнется перезаряд, который приведет к снижению емкости аккумулятора.
Если вы используете зарядное устройство, которое отображает ток зарядки, но не показывает напряжения, то учитывайте следующее. Ток зарядки полностью заряженного аккумулятора не должен превышать 1 процента его емкости. Как только ток зарядки упал до 1-2 процентов, необходимо отключать аккумулятор от зарядного устройства, чтобы избежать его повреждения. Не заряжайте аккумулятор от зарядного устройства без индикатора напряжения, если ток зарядки меньше 5 процентов от емкости. Это продлит срок службы аккумулятора и сохранит его от преждевременного повреждения.
Схема подзарядки АКБ
Для общего понимания причин перезаряда сначала рассмотрим схему цепи зарядки аккумулятора. И хоть на разных авто она конструктивно отличается, но общий принцип построения одинаков.
Эта цепь в себя включает:
- Генератор;
- Выпрямительный блок (диодный мост);
- Реле-регулятор;
- Блок предохранителей;
- Замок зажигания;
- Контрольная лампа заряда;
- АКБ.
Работает система подзарядки на примере ВАЗ 2106 и других автомобилей из серии «ВАЗ классика» итак: после запуска силовой установки, посредством ременной передачи коленчатый вал начинает вращать ротор генератора, в результате чего этот узел начинает вырабатывать электроэнергию.
Неисправности автомобильного аккумулятора
Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Срок службы автомобильной батареи, зависит от того как ее эксплуатируют.
Вот некоторые причины, по которым автомобильный аккумулятор может садиться:
- аккумуляторные пластины подверглись коррозии
- активное покрытие аккумуляторных пластин обеднело
- электролит аккумулятора истощился
В случае плохого ухода за аккумуляторной батареей тоже могут возникнуть ряд неисправностей, например таких:
- Аккумуляторные пластины покроются сульфатом свинца.
- Будет происходить быстрый саморазряд аккумулятора.
- Внутри аккумулятора произойдет замыкание между аккумуляторными пластинами.
- Будет вытекать электролит через трещины бака аккумулятора.
- Окислятся полюсные штыри аккумулятора.
Сульфатация пластин — это образование на аккумуляторных пластинах налета из крупных белых кристаллов сернокислого свинца, которые еще называют сульфатом.
Аккумуляторные пластины, покрытые сульфатом, перестают участвовать в происходящих в аккумуляторе реакциях.
Когда в аккумуляторной батарее появляются сульфатированные пластины, тогда емкость батареи уменьшается. Аккумуляторная батарея становится непригодной к эксплуатации.
Характерный признак, что произошла частичная сульфатация пластин — быстрый разряд аккумулятора при включенной нагрузке.
Причины вызывающие сульфатацию пластин следующие:
- Систематический недозаряд аккумулятора.
- Аккумулятор хранился в не полностью заряженном состоянии или же не со слитым электролитом.
- Зарядка аккумулятора велась меньше допустимого предела.
- В банках аккумулятора низкий уровень электролита.
- Электролит в аккумуляторе большой плотности.
Естественный саморазряд имеется у любого аккумулятора. Саморазряд происходит по различным причинам.
Например, решетка пластин и активная масса, которой покрыта она, уже составляют гальваническую пару и в ней тоже течет местный ток.
Когда аккумулятор исправен, саморазряд не превышает двух процентов в сутки от емкости аккумулятора.
Саморазряд аккумулятора может увеличиться, если при приготовлении электролита использовать загрязненную примесями серную кислоту или воду (например, недистиллированную).
В аккумуляторе могут образовываться еще и дополнительные пары, когда вовнутрь попадет что-то постороннее.
При саморазряде аккумулятора из-за грязного электролита надо слить его, промыть аккумулятор. И залить новый хороший электролит.
Саморазряд аккумуляторов увеличивается и от высокой температуры, и от грязи, воды и электролита на крышке и так далее.
Саморазряд аккумулятора может происходить и от окислившихся штырей и клемм.
Окислившиеся клеммы и штыри аккумулятора надо зачищать.
Во время эксплуатации аккумулятора в нем, естественно постепенно:
- Разрушаются сепараторы.
- Из решеток пластин выпадает активная масса.
- Причиной, которая вызывает выпадение из пластин активной массы, может быть продолжительная перезарядка аккумулятора, вибрация, недостаточное крепление пластин, и т.д.
- При увеличении зарядного тока аккумуляторные пластины коробятся.
Коробятся пластины и при коротком замыкании в цепях, и если понизился уровень электролита, и при продолжительном и частом включении стартера — в это время аккумулятор нагружается большой силы разрядным током.
Коробление пластин приводит к соприкосновению их, то есть к короткому замыканию внутри самого аккумулятора и работа аккумулятора прекращается.
Признаки неисправности генератора
В современных машинах поломки электрической системы — одни из распространённых. Большое количество электроники обязывает особо тщательно контролировать работу и состояние генератора и аккумулятора, потому что их выход из строя может обездвижить автомобиль. Самыми популярными признаками неисправности генератора являются:
- световая индикация аккумуляторной батареи на панели приборов;
- нестабильная работа АКБ (её выкипание или недозаряд);
- различная интенсивность света фар;
- посторонние звуки со стороны генератора.
Если вы заметили некорректную работу автомобиля, то, возможно, ток зарядки аккумулятора от генератора недостаточен.
Все неисправности электротехнического оборудования, к которому относится генерирующее энергию устройство автомобиля, являются механическими (деформация или поломка креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ремня привода и др.) или электрическими (обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание или износ щёток, замыкания между витками, пробои и пр.).
Не стоит списывать неработающий генератор со счетов: узнайте, есть ли ремкомплекты и запасные части. По возможности замените их. Если вы не можете самостоятельно осуществить ремонтные работы, то отдайте генератор в мастерскую. Многие умельцы сумеют восстановить агрегат без лишних затрат и в кратчайшее время.
Однако отдельные поломки требуют покупки нового устройства, генерирующего электроэнергию. Например, выходящий из строя подшипник, который впаян в корпус генератора не подлежит восстановлению или замене в большинстве случаев.
Помните, что поломка этого узла может быть вызвана не только износом и коррозией, но и плохим качеством элементов, комплектующих; чрезмерная нагрузка; внешнее воздействие солей, жидкостей, температур.
К чему может привести постоянный перезаряд
- Во время перезаряда кипит электролит, при этом он частично вытекает через газоотводные отверстия и заглушки банок. Если процесс продолжается достаточно долго, то вытекший раствор серной кислоты окажется на радиаторе, проводах, шлангах охлаждения и кузове. Концентрация кислоты не велика, но с течением времени она разъест часть перечисленного выше.
- При незначительном перезаряде электролит выпадает на корпусе АКБ в виде конденсата на клеммах, от чего они окисляются и покрываются зеленым налетом.
- Испарение электролита приводит к понижению его уровня в банках, оголяется часть электродов, пластины перегреваются и с них осыпается активная масса. Это грозит замыканием банок и окончательным выходом аккумулятора из строя.
- Перезаряд на финальной стадии сопровождается значительным перегревом, в ходе которого вода электролита распадается на кислород и водород. Образовавшаяся смесь газов может взорваться, при этом кислота окажется на узлах подкапотного пространства.
- Перегорают предохранители, лампочки на приборной панели и в салоне, перестает работать другая бортовая электроника (предел напряжения, которые они выдерживают не превышает 17V). В некоторых случаях возможно оплавление и возгорание проводов бортовой сети.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать, как применять
AGM-батареи особенно чувствительны к перезаряду. Электроды таких АКБ разделены стекло-матовыми сепараторами. Нагреваясь, электролит быстро испаряется из пористого стекловолокна, оставляя пластины сухими. В результате осыпается активная смесь, и аккумулятор становится непригодным к использованию.
Не меньше страдают гелевые аккумуляторы. У них при постоянном перезаряде может осесть гель оголив верхнюю часть пластин, которые тут же замкнутся. После этого батарея сразу придет в негодность.
Ремонт и устранение неисправностей
Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.
А вот все электрические проблемы с генератором нужно решать вследствие проверки, как других элементов цепи (в частности АКБ), так и непосредственно его деталей и выходного напряжения. Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:
- увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;
- пробой одного из диодов на диодном мосте;
- выход из строя регулятора напряжения;
- проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)
- плохой контакт массового провода на генераторе;
- короткое замыкание;
- просаженный аккумулятор.
Приветствую, форумчане!Проблема заключается в следующем: на холостых оборотах заряд 13,6-14 В. На оборотах 16 В, при этом включен дальний свет, печки, музыка. После сбрасывания оборотов напряжение на холостом ходу остается 15.8 В.Диодный мост целый, генератора два уже поменял, перед установкой на автомобиль — проверял их на стенде, оба выдавали 14,3 В.Они заведомо оба исправные. Поставил 3-х уровневый регулятор напраяжения от ваз-2110.Ситуация поменялась: на холостом ходу стабильно выдает 13,6 В (на регуляторе и выставил 13,6 В), но на оборотах теперь выдает со всеми включенными потребителями 15,2 В.Почему вырастает напряжение?
Первое техническое обслуживание важный момент для батареи
Многие неисправности аккумулятора автомобиля являются следствием неправильного технического обслуживания, и в частности самого первого из них. Чтобы неисправности АКБ не стали причиной постоянных стрессов и дополнительных материальных затрат, первое обслуживание необходимо выполнить правильно:
- Очистка корпуса АКБ от грязи, масла, электролита.
- Проверка и подтягивание креплений батареи в моторном отсеке.
- Аккуратная, но тщательная очистка отверстий для отвода газа в пробках. Для этого удобно использовать зубочистку или толстую иглу.
- Проверка состояния наконечников проводов, идущих к выводам АКБ, оценка надежности их крепления. При обнаружении признаков окисления на выводах они тщательно очищаются при помощи металлической щетки и наждачной бумаги.
- Уровень электролита контролируется при помощи стеклянной трубки. При необходимости долива, используют лишь дистиллированную воду.
Важно! При втором и последующих проверках к вышеуказанному добавляется измерение плотности электролита и его коррекция.
В чём опасность перезаряда АКБ и как его предотвратить
Автомобилисты справедливо поддержат утверждение о том, что при использовании качественной батареи и при её разумной эксплуатации, АКБ не создаёт никаких особых проблем в течение всего эксплуатационного срока. Некоторые аккумуляторы служат столько же, сколько и машина, то есть необходимость в их замене возникает не так часто.
Но иногда АКБ оказывается под влиянием повышенных нагрузок, эксплуатируется в экстремальных условиях. Одним из наиболее опасных явлений считается перезаряд.
Не все автолюбители знают, что это такое и в чём реальная угроза. Этот пробел в знаниях обязательно нужно заполнить, дополнительно разобравшись в том, как правильно действовать при возникновении такой ситуации.
Перезаряд — батарея
Перезаряды батареи ( признаки: повышенное газообразование, напряжения элементов — выше 2 35 — 2 4 в) или недозаряды ( понижение плотности на 0 01 — 0 02 и напряжения элементов ниже 2 1 в) не должны допускаться.
Перезаряд батареи может проводиться непосредственно за обыкновенным полным зарядом один раз в три месяца.
Производят специальный перезаряд батареи слабым током, равным 1 / 10 максимального зарядного тока ( или 0 25 / ю), до наступления интенсивного газообразования на пластинах обеих полярностей и достижения нормальной плотности.
Во избежание перезаряда батареи ( основных элементов) следует подбирать для подзаряда добавочных элементов ток, равный току нагрузки. Кроме того, для поддержания на шинах постоянного напряжения нужно снизить число элементов путем перевода рычага двойного элементного коммутатора в соответствующее положение.
Основной причиной перезаряда батареи является высокое напряжение, поддерживаемое реле-регулятором в системе электрооборудования автомобиля. Наряду с периодическими проверками регулируемого напряжения при появлении признаков перезаряда необходимо произвести внеочередную проверку и в случае необходимости подрегулировать реле-регулятор.
Поэтому во избежание перезаряда батареи необходимо снижать величину регулируемого напряжения генератора.
Преждевременное разрушение пластин наступает при длительном перезаряде батареи, повышенной плотности электролита, слабом креплении батареи на автомобиле, замерзании воды в электролите.
Разрушение активной массы пластин происходит из-за перезаряда батареи или из-за заряда ее слишком большим током, а также в результате замерзания электролита в батарее. Работоспособность батареи восстанавливают заменой пластин.
Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком перезаряда батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.
Вследствие меньшей прочности активной массы положительных пластин она при перезаряде батареи разрушается газами быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.
Ввиду меньшей механической прочности активная масса поло-жительных пластин при перезаряде батареи разрушается газами гораздо быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.
Ток заряда и емкость аккумуляторов типа СП ( СПК. |
Уравнительные заряды батареи с панцирными пластинами производятся в тех же случаях, что и перезаряды батареи с поверхностными пластинами.
Постоянное поддержание аккумуляторной батареи в состоянии полного заряда требует повышенных значений регулируемого напряжения, что в ряде режимов работы приводит к перезаряду батареи и к сокращению срока ее службы. Время полного заряда аккумуляторной батареи зависит от начальной температуры электролита, температуры окружающей среды, значения регулируемого напряжения, регулировки ограничителя тока, тока нагрузки.
Короткое замыкание в элементе аккумуляторной батареи вызывается следующими причинами: короблением пластин, повреждениями сепараторов, образованием дендритов ( наростов) на пластинах, переполнением осыпающейся с пластин активной массой канавок на дне аккумуляторного бака и образования по этой причине токопроводящих мостиков между пластинами разной полярности. Иногда при перезаряде батареи обильное газообразование в электролите заставляет всплывать на поверхность осыпавшиеся частицы активной массы, которые образуют токопроводящие мостики.
Другие причины низкого напряжения
Не всегда малая разность потенциалов в системе связана с поломкой генератора или плохим аккумулятором. Если диагностика этих элементов не выявила никаких неполадок, то стоит обратить своё внимание на следующее:
- состояние клемм аккумулятора — плотность примыкания и оксидация;
- проблемы электропроводки — окисление, нарушение её целостности;
- выходные контакты к электроприборам;
- правильно подобранные энергопотребители.
Каждый контакт должен быть плотно примыкающим и целостным, то есть необходимо отсутствие образований (например, сульфации), которые будут нарушать прохождение тока. Неправильное соединение контактов приводит к ускоренному разряду батареи даже на незаведенной машине.
Распространенные неисправности аккумулятора
Как правило, автомобилисты сталкиваются со следующими неисправностями АКБ:
- повреждение пластин (химическое либо механическое);
- короткое замыкание пластин или электродов аккумулятора;
- повреждения корпуса АКБ, из-за которых банки батареи теряют герметичность;
- химическое окисление клемм на выводе АКБ.
В большинстве случаев неисправности аккумулятора возникают по таким причинам:
- Неправильная эксплуатация аккумуляторной батареи.
- Окончание срока использования АКБ.
- Заводской брак.
Пришло время перейти непосредственно к генератору автомобиля. Поломки генератора встречаются гораздо чаще, что вызвано более сложной конструкцией этого элемента. Да и обнаружить проблемы бывает намного труднее.
Специалисты часто имеют дело с такими неисправностями генератора:
- поломка регулятора напряжения;
- повреждение диодного моста (он же выпрямитель);
- изнашивание токосъемных щеток;
- дефекты проводов зарядной цепи;
- повреждение либо эксплуатационный износ шкива;
- износ токосъемных колец или коллектора;
- замыкание отдельных витков на обмотке статора;
- выход из строя подшипника.
Каждый уважающий себя автолюбитель должен понимать, какие причины неисправностей генератора встречаются наиболее часто, и как с ними можно бороться. Необходимо также не забывать о том, что избежать серьезных проблем помогает своевременная профилактика. Ближе к концу статьи мы рассмотрим и некоторые советы, которые помогут вам узнать, как проверить генератор самостоятельно. Но давайте сначала узнаем о внутреннем устройстве узла.
Существуют генераторы постоянного и переменного тока. В наше время легковые автомобили комплектуются устройствами переменного тока с интегрированным выпрямителем, который также называю диодным мостом. Именно эта деталь обеспечивает превращение переменного тока в постоянный, который необходим для функционирования электрических устройств в машине. В большинстве случаев диодный мост расположен в корпусе либо крышке генератора. Как правило, он встроен в одну из этих деталей.
Электрическое оборудование современного автомобиля может работать лишь в заданном диапазоне токов по напряжению. Очень часто рабочим считается напряжение от 13,8 до 14,7 Вольт. Поскольку генератор соединен с коленвалом мотора с помощью специального ремня, его работа напрямую зависит от скорости движения транспортного средства и текущих оборотов двигателя.
С целью сглаживания получаемого тока используется реле-регулятор напряжения. По сути, он используется как стабилизатор и помогает выровнять рабочее напряжение, в котором не должно быть провалов и скачков. Многие автомобильные генераторы комплектуются регуляторами напряжения интегрального типа, которые автомобилисты называют «таблетками» или «шоколадками».
Почему идет перезарядка аккумулятора
Перезаряд аккумулятора от зарядного устройства является следствием неверного выбора времени зарядки, напряжения и тока в ручном режиме или неисправности самой зарядной установки. Кратковременная перезарядка от ЗУ менее опасна, чем от генератора, так как обычно не успевает привести к необратимым последствиям.
Причины перезаряда аккумулятора автомобиля на борту на 90% кроются именно в неисправном генераторе. Поэтому именно его нужно осматривать и проверять в первую очередь. Реже причина перезарядки аккумулятора кроется в неисправностях проводки. Конкретные причины повышенного напряжения и их последствия перечислены в таблице.
Таблица причин перезарядки аккумулятора автомобиля:
Причины | Из-за чего происходит перезаряд? |
Проблемы с реле генератора | Реле работает некорректно, напряжение в бортсети завышено или наблюдаются скачки вольтажа. |
Неисправный генератор | Генератор из-за КЗ в обмотках, пробоя в диодном мосту или по другим причинам не может поддерживать рабочее напряжение. |
Выход из строя реле регулятора | Реле-регулятор напряжения («таблетка», «шоколадка») не функционирует, из-за чего напряжение на выходе значительно превышает допустимое. |
Слабый контакт клеммы реле-регулятора | Из-за отсутствия контакта на реле поступает заниженное напряжение, в результате чего не вырабатывается компенсирующее воздействие. |
Последствия тюнинга генератора | Для повышения напряжения на старых моделях (например, ВАЗ 2108-099), между клеммой и реле-регулятором умельцы ставят диод, который занижает напряжение на 0,5–1 В, чтобы обмануть регулятор. Если диод изначально подобран неверно или падение увеличилось из-за его деградации – напряжение в сети повышается сверх допустимого. |
Слабый контакт в проводке | При окислении и отходе контактов на соединительных колодках напряжение на них падает, регулятор расценивает это как просадку и повышает выдаваемое напряжение. |
На некоторых автомобилях перезаряд аккумулятора от генератора является характерной проблемой, вызванной конструкционными недостатками. Размещенная ниже таблица поможет выяснить, в каких моделях идет перезаряд аккумулятора, и в чем его причина.
Таблица с причинами «врожденных недостатков» на некоторых авто, которые влекут за собой перезаряд аккумулятора:
Марка автомобиля | Причина перезаряда АКБ от генератора |
УАЗ | Перезарядка часто идет из-за плохого контакта реле регулятора. Часто возникает на «буханках», но и на Патриотах тоже бывает. При этом родной вольтметр еще не показатель перезаряда, так как может зашкаливать и без причины. Проверять перезаряд нужно только заведомо точным прибором! |
ВАЗ 2103/06/7 (классика) | Плохой контакт в контактной группе замка (клеммы 30/1 и 15), на контактах реле-регулятора, а также из-за плохого контакта массы между регулятором и кузовом машины. Поэтому, перед заменой «шоколадки» нужно зачистить все эти контакты. |
Хендай и Киа | На Hyundai Accent, Elantra и других моделях, а также на некоторых KIA, из строя часто выходит блок регулятора напряжения на генераторе (каталожный номер 37370-22650). |
Газель, Соболь, Волга | Плохой контакт замка зажигания и/или разъема блока предохранителей. |
Лада Приора | Падение напряжения на контакте генератора L или 61. Если оно ниже более чем на 0,5 В, чем на АКБ – нужно прозванивать проводку и искать место просадки. |
Форд Фокус (1,2,3) | Просадка напряжения на разъеме регулятора генератора (красный провод). Часто из строя выходит сам регулятор. |
Митсубиси Лансер (9, 10) | Окисление или обрыв в фишке генератора контакта S (обычно оранжевый, бывает и синий), из-за чего РР выдает повышенное напряжение. |
Шевроле Круз | Напряжение бортсети немного выше 15 В является нормой! ЭБУ анализирует состояние батареи и с помощью ШИМ регулирует подаваемый на нее вольтаж в диапазоне 11–16 В. |
Дэу Ланос и Нексия | На Daewoo Lanos (с моторами GM), Nexia и других авто GM с «родственными» моторами причина перезаряда почти всегда кроется в неисправности регулятора. Проблема его замены осложняется трудностью демонтажа генератора для ремонта. |
Проверка генератора своими руками
Простейший вариант для тех, кто не знает, как проверить генератор, заключается в осмотре предохранителя. Если элемент работает, переходим к самому генератору. Необходимо убедиться в том, что ремень не порван, ротор вращается беспрепятственно, а корпус не имеет повреждений. Далее осуществляется диагностика контактных колец и щеток. Щетки периодически нужно менять. Если вы заметили слишком сильное искрение, это свидетельствует о необходимости покупки новых щеток генератора. Иногда неисправности автогенератора вызваны выходом из строя статора.
Специалисты отмечают, что чаще всего из механических компонентов генератора ломаются подшипники. Определить их износ можно по характерному свистящему звуку во время работы генератора. Изношенные подшипники надо менять в обязательном порядке. Иногда генератор работает недостаточно эффективно из-за слишком слабого натяжения ремня привода. Очень часто такой свист появляется во время разгона авто.
Диагностика обмотки возбуждения ротора выполняется с помощью мультиметра. На приборе следует выбрать режим определения сопротивления и подключить его к контактным кольцам агрегата. Сопротивление должно составлять в пределах 1,8-5 Ом. Если вы видите более низкие показатели, в витках произошло короткое замыкание. Если же показатели выше упомянутых значений, произошел обрыв обмотки.
Чтобы проверить обмотки статора генератора на «пробой на массу», отключаем их от выпрямительного блока. Если мультиметр отображает показания сопротивления с бесконечно большими параметрами, отсутствует нормальный контакт обмоток с корпусом (т.е. «массой»).
Диоды в выпрямительном блоке тестируются также с помощью мультиметра (предварительно отключаем от обмоток статора). Выбираем рабочий режим «проверка диодов». Красный щуп следует подключить к «+» либо «-»выпрямителя, а вот черный щуп (минусовой) соединяется с выводом фазы.
Затем щупы следует поменять местами. Если при выполнении такой процедуры показания прибора значительно отличаются от прежних, диод работает нормально. Если же отличий нет, диод вышел из строя. Неисправность диодного моста генератора подтверждает и окисление контактов в результате перегрева радиатора.
Ремонт генератора и устранение неисправностей
Поломки механического типа «лечатся» банальной заменой неработоспособных компонентов на новые либо рабочие. На старых генераторах нередко протачивают контактные кольца. Ремни привода генератора следует менять при разрыве, чрезмерном растяжении или наличии видимых дефектов. Роторы и статоры, обмотки которых получили повреждение, рекомендуется менять, так как перемоткой уже практически никто не занимается.
Как проверить работу генератора
Аккумулятор в автомобиле — важный элемент системы, который отвечает за обеспечение бортовой сети машины электричеством. Генератор используется для зарядки АКБ во время её активности. Нестабильная работа устройства, генерирующего электроэнергию, становится причиной просадки напряжения в сети и отсутствия восстановления ёмкости источника питания.
Под нормальной производительностью генератора понимается своевременное и полноценное восполнение уровня заряда аккумуляторной батареи, который под нагрузкой уменьшается. Проверка величины зарядки аккумулятора от генератора проста и может быть выполнена владельцем авто самостоятельно.
Диагностика автомобильного устройства, генерирующего энергию, включает в себя визуальный осмотр агрегата, его элементов и сопутствующих деталей, а также осуществление замеров напряжения и силы тока. Как минимум два раза в год следует проверять натяжение ремня приводов, чрезмерное ослабление которого приводит к уменьшению работоспособности генератора, а иногда может повлечь за собой и поломку устройства. Раз в год можно осуществлять проверку элементов оборудования — креплений, диодного моста, регулятора напряжения и других. Гарантией отсутствия проблем будет и своевременное обслуживание аккумулятора — чистка клемм, добавление дистиллированной воды.
Диагностика таких показателей, как напряжение, сила тока, сопротивление, необходима также два раза в год. Для её осуществления вам понадобятся специальные приборы — вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.
Проверка уровня электролита в аккумуляторе.
Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.
Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.
Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.
В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.
Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.
Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.
Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.
Какой генератор установлен на ВАЗ 2114?
Разобравшись с тем, какое напряжение должен выдавать генератор на ВАЗ 2114, стоит понять, что за устройство его вырабатывает. На этом отечественном хэтчбеке установлен с завода трёхфазный генератор типа 94.3701. Он состоит из неподвижной обмотки или статора, ротора, подшипников ротора, крыльчатки, шкива для надевания ремня. Также у него есть диодный мост или выпрямитель, регулятор напряжения и корпус.
С завода на машину ставили устройства российского производства марки КЗАТЕ. Также на некоторых авто последних годов выпуска можно встретить штатные немецкие Bosch. Несмотря на то, что отечественные генераторы при должном уходе могут эксплуатироваться сравнительно долго, более надёжными считаются детали зарубежного производства. Поэтому при замене многие владельцы покупают изделия этого или иного иностранного бренда. Кроме того, иногда ставятся более мощные генераторы. Их приобретают, например, любители автозвука, так как заводские не рассчитаны на столь серьёзную нагрузку.Перезаряд — аккумулятор
Перезаряд аккумуляторов сопровождается повышением напряжения свыше 2 02 — 2 1 в и приводит к сокращению срока службы аккумуляторов, поэтому он не рекомендуется.
Для снижения перезаряда аккумуляторов ТН-450 устанавливается пониженное на 2 — 3 В напряжение вспомогательного генератора. Аналогично поступают и в отношении аккумуляторов ТПЖНК-250 и ТПЖН-550, перезаряд которых сопровождается выкипанием электролита, повышением температуры, вымыванием активной массы.
Совершенно другое значение получает окисление целлофана в случае перезаряда аккумулятора, когда напряжение на клеммах превышает величину 2 05 — 2 1 в. В этом случае переход серебра в раствор усиливается, начинается заметное выделение кислорода на электроде, целлофан быстро теряет прочность, образуются разрывы и дыры, и аккумулятор выходит из строя. Перезаряд опасен и с точки зрения усиления прорастания дендритов цинка. Пока раствор в порах цинкового электрода насыщен цинкатом, кристаллизация цинка при заряде идет главным образом внутри пор.
Отношение Q3 / Qp 1 ( в %) характеризует процент перезаряда аккумулятора.
Отношение Qa / Qp 1 ( в %) характеризует процент перезаряда аккумулятора.
Коробчатая пластина.| Панцирная ( трубчатая пластина. |
Аккумулятор закрыт крышкой с отверстиями для штырей-токовыводов и для съемных вентиляционных пробок. Вентиляционная пробка обеспечивает выход газов при саморазряде и небольшом перезаряде аккумулятора и обеспечивает сохранность ( невыливаемость) электролита при небольших наклонах во время эксплуатации. Отверстием для пробки пользуются при доливке электролита, измерении его уровня и концентрации; оно также служит для выхода газов в конце заряда.
Кислород взаимодействует с кадмием отрицательной пластины и не может вызвать опасного повышения давления в аккумуляторе. Вместе с тем окисление кадмия кислородом исключает возможность выделения на нем водорода даже при перезаряде аккумулятора.
Другие газы в нормальных условиях отсутствуют. Однако при наличии в электролите определенных вредных примесей возможно выделение и других газов. Харингом и Комптоном обнаружены, в частности, небольшие количества сурьмянистого водорода, выделяющегося при перезаряде аккумулятора.
В измерительную диагональ моста включен показыающнй прибор последовательно с переменным резистором. При сгорании на чувствительном элементе пробы газовоздушной смеси измерительный мост разбалансируется и в его диагонали появляется напряжение постоянного тока, пропорциональное по величине концентрации контролируемых веществ. Если при нажатии кнопки световод не загорится, сигнализатор необходимо отправить на перезаряд аккумулятора.
Какой генератор лучше поставить на ВАЗ-2114 инжектор
Каждому автомобилисту, который интересуется устройством своего железного коня, известно, что основным источником электроэнергии в электрооборудовании любого автомобиля является энергетическая установка, в которую входит аккумуляторная батарея, генератор и реле-регулятор. Аккумулятор является основным в этой тройке. Он питает всю бортовую сеть автомобиля, а генератор с реле-регулятором, по мере своей возможности и необходимости, подпитывают АКБ и следят за тем, чтобы бортовая сеть автомобиля не превышала заданного напряжения (для автомобилей с 12-вольтовым оборудованием это напряжение составляет 14—14,6 В, а для 24-вольтового — 27—28,8 В). И хотя генераторы в автомобиле являются предметами «долгоиграющими», все же и они порой выходят из строя. Давайте посмотрим, что предлагает нам российский рынок для замены вышедшего из строя генератора, а заодно протестируем предложенные модели в нашей испытательной лаборатории.
Для начала небольшой ликбез. Генератор необходим для бесперебойного заряда постоянно разряжаемой АКБ электроприборами, включенными в бортовую сеть автомобиля. На современные машины устанавливаются генераторы переменного тока. Они в наибольшей степени отвечают требованиям, которые предъявляются для одного из важнейших энергоузлов автомобиля.
Генератор преобразует механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую. Регулятор напряжения (в подавляющем большинстве современных автомобилей — составная часть генератора, за редким исключением, когда регулятор является «выносным», то есть выносится в моторный отсек, отдельно от генератора) поддерживает напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах при изменении электрической нагрузки, частоты вращения ротора генератора и температуры окружающей среды.
Перезаряд
Перезаряд вызывает коррозию решеток положительных пластин и чрезмерное газообразование, разрушающее активный материал пластин. Перезаряд повышает температуру электролита, которая становится разрушительной для пластин и сепараторов. Эпизодически перезаряд действует благоприятно, но когда он становится обычным, уменьшается срок службы батарей.
Перезаряд вызывает коррозию решеток положительных пластин и чрезмерное газообразование, разрушающее активный материал пластин. Перезаряд повышает также температуру электролита, которая становится разрушительной для пластин и сепараторов. Эпизодический перезаряд действует благоприятно, но когда он становится обычным, то уменьшает срок службы батарей.
Перезаряд вызывает коррозию решеток положительных пластин и чрезмерное газообразование, разрушающее активный материал пластин. Перезаряд повышает температуру электролита, которая становится разрушительной для пластин и сепараторов. Эпизодически перезаряд действует благоприятно, но когда он становится обычным, уменьшается срок службы батарей.
Перезаряд служит для устранения сульфата свинца внутри активной массы пластин и на их поверхности.
Перезаряды ведутся током десятичасового режима. Длительные перезаряды сокращают срок службы батареи, поэтому ими следует пользоваться лишь изредка и по возможности избегать.
Перезаряд вызывает коррозию решеток положительных пластин и чрезмерное газообразование, разрушающее активный материал пластин, в особенности положительных.
Перезаряд повышает также температуру батареи, которая может вырасти до такой степени, что она становится разрушительной как для пластин, так и для сепараторов. Отдельные случаи коробления пластин также могут быть отнесены за счет перезаряда, хотя последний и не является единственной причиной коробления.
Перезаряд, сопровождаемый чрезмерным выделением газов, вызывает бесполезную потерю воды, требуя постоянного наблюдения за тем, чтобы электролит поддерживался в элементе на должном уровне.
Перезаряд для щелочных аккумуляторов не вреден. Показателем окончания зарядки является наличие определенного напряжения на клеммах аккумулятора. Для железо-никелевого аккумулятора оно равно 1 8 — 1 9 в, а для кадмиево-никелевого-1 75 — 1 85 в. При низких температурах это напряжение может быть выше указанного.
Перезаряды, сопровождающиеся повышенным газовыделением, нагревом элементов, также нежелательны.
Тренировочный перезаряд проводят 1 раз в месяц, а уравнительный — 1 раз в 3 мес.
Частый перезаряд аккумуляюрсз вреден, так как разрушается активная масса пластин.
Перезаряда будет находиться в насыщении, а диод Д2 закрыт падением напряжения на резисторе Rz, которое выше напряжения питания. Когда напряжение на конденсаторе С уменьшится почти до нуля, падение напряжения на R2 станет меньше напряжения питания, диод Д2 откроется и базовый ток транзистора Т3 резко уменьшится, что приведет к его запиранию. Постоянная времени перезаряда конденсатора С, равная ( R Rz) С, обычно намного больше постоянной заряда RSC и выбирается таким образом, чтобы время от начала заряда конденсатора до момента закрывания транзистора Т3 было больше максимального периода повторения входных импульсов. Так как заряд конденсатора происходит регенеративно, то каждый последующий импульс, амплитуда которого превышает порог срабатывания реле, независимо от его формы и длительности, приводит к полному восстановлению напряжения на конденсаторе к началу момента перезаряда. Поэтому на выходе реле всегда получается постоянный сигнал без пропусков. Реле отпускает только при уменьшении входных импульсов ниже порога срабатывания.
Помехи в разветвленной цепи за счет перезаряда паразитных емкостей. |
Чтобы перезаряд Сп не возникал на фронте и спаде импульса, необходимо соблюдать определенный порядок замыкания ключей: сначала замкнуть Къ. Порядок при размыкании должен быть обратным.
Мотор не тянет: основные причины снижения мощности двигателя
Итак, если никаких других симптомов, кроме потери тяги, не обнаружено, тогда сразу необходимо обратить внимание на качество топлива, исправность работы системы зажигания и питания. Как показывает практика, больше половины случаев снижения отдачи от ДВС связаны с горючим
Двигатель не тянет по причине того, что в бак может быть залито некачественное или неподходящее для данного типа мотора топливо (например, 92-й бензин вместо 95-го)
Как показывает практика, больше половины случаев снижения отдачи от ДВС связаны с горючим. Двигатель не тянет по причине того, что в бак может быть залито некачественное или неподходящее для данного типа мотора топливо (например, 92-й бензин вместо 95-го).
Обычно такие манипуляции необходимы тогда, когда параллельно потере тяги отмечена неустойчивая работа ДВС, обороты скачут или плавают на ХХ и под нагрузкой, двигатель плохо заводится, на панели горит «чек» и т.д.
Также владельцы бензиновых моторов могут самостоятельно определить качество бензина по свечам зажигания и их внешнему виду. Для проверки свечи нужно выкрутить из двигателя. Нарушение процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, а также наличие примесей в горючем можно выявить по нагару на свечах зажигания и его цвету.
Например, если в топливе много сторонних металлсодержащих присадок и добавок, тогда юбка и электроды могут покрываться красноватым нагаром (кирпичного цвета). Черный нагар укажет на то, что топливо сгорает неполноценно и т.д. В любом случае, сбои в процессе сгорания рабочей смеси приводят к тому, что двигатель перестает тянуть.
Следующим шагом при диагностике становится проверка свечей зажигания. Снижение эффективности работы данных элементов также сопровождается падением мощности силового агрегата.
Особенно это заметно при резких ускорениях, причем когда автомобиль уже движется на высокой скорости. Другими словами, у мотора не остается «запаса» для дальнейшего ускорения.
Свечи могут оказаться грязными, также не следует исключать того, что их ресурс подошел к концу. Чтобы устранить данную проблему, можно произвести чистку свечей или сразу заменить весь комплект на новый.
Если со свечами все в порядке, тогда необходимо проверить состояние топливного и воздушного фильтра. В первом случае недостаточная пропускная способность может приводить к тому, что в цилиндры не подается нужного количества топлива для приготовления так называемой «мощностной» смеси.
Последствия
Как я уже писал сверху, несколько раз глубоко разрядили и все! АКБ можно выкидывать! Плюсовые пластины полностью покроются солями, плотность электролита упадет, и не будет расти. Даже если вы замените электролит на новый нужной плотности, он не смоет образованные соли.
Как заверяют многие производители батарей, максимальное пороговое значение равняется 15 – 20 циклам. Но по опыту знаю, что уже после 10 циклов, зимой такая батарея не справляется со своими обязанностями, для лета еще сгодится.
Мораль басни такова – не допускайте таких глубочайших параметров разряда. Это реально убивает ваш АКБ, с каждым разом отнимаете около 3% от емкости.
Основные причины с двигателями других авто
Далее пройдемся по другим автомобилям, причем указывать будем самые часто возникающие проблемы, которые приводят к падению мощности.
Так, на автомобиле Митсубиси Лансер 9 чаще всего проблема возникает с системой отвода выхлопных газов. На этом авто используется двойной катализатор, который сравнительно быстро забивается нагаром.
Поэтому многие владельцы этого авто при падении мощности рекомендуют в первую очередь обратить внимание именно на эту систему. А вот в двигателях ЗМЗ-406 и 405, которыми комплектуются автомобили «ГАЗель», «Волга», падение мощности зачастую происходит из-за:
А вот в двигателях ЗМЗ-406 и 405, которыми комплектуются автомобили «ГАЗель», «Волга», падение мощности зачастую происходит из-за:
- Неисправностей катушек зажигания;
- Потерь в высоковольтных проводах;
- Неработающих свечей;
- Поломки датчиков (в первую очередь – ДПКВ).
Но не стоит забывать и о других указанных выше элементах систем питания, зажигания, а также ГРМ и ЦПГ.
У автомобилей Форд Фокус в целом проблемы с потерей тяги возникают из-за неисправностей датчиков, а также элементов системы питания – особенно топливного модуля, который включает в себя и бензонасос, и фильтр, объединенных в единую конструкцию.
Примерно то же касается и такого автомобиля, как Renault Megane. В этой машине падение мощности может произойти из-за:
- Износа крышки трамблера;
- Неисправных свечей и проводов высокого напряжения;
- Слабой пропускной способности выхлопной системы;
- Изношенного бензонасоса и загрязненных фильтрующих элементов;
- Поврежденных датчиков инжектора.
В общем, в первую очередь следует искать причину в системах питания и зажигания, а уже потом переходить к ГРМ и ЦПГ.
Зарядка аккумуляторной батареи
Но если всё-таки батарея подвела вас, то необходимо первым делом её зарядить, прежде чем бежать в магазин за новой. Обычно даже вполне уставший аккумулятор после зарядки может походить еще неделю-другую без проблем и покрутить ваш стартер несколько десятков раз.
Основные ошибки автовладельцев при зарядке АКБ Очень часто даже опытные водители забывают про некоторые важные моменты при зарядке, хотя об этом написано и сказано уже сотни статей и даже в инструкции по эксплуатации батареи всё отражено подробно.
Проведение данной процедуры в доме или квартире.
Запрещается выполнять зарядку АКБ в помещении, которое не проветривается, и жилое помещение не самое лучшее место для этого. Во-первых, устраивать сквозняки здесь не так просто, а во-вторых случаи взрыва батарей исключать нельзя, хоть это бывает не так часто.
2. Курить или использовать открытый огонь рядом с батареей.
Если при выделении паров электролита вблизи аккумулятора будет открытый огонь или даже искра от сигареты, вы рискуете взорвать АКБ. Запомните этот важный момент и никогда не курите и не используйте огонь рядом.
Подключение аккумулятора к устройству под напряжением.
Очень часто новички совершают подобные ошибки и могут поплатиться своим здоровьем. Запомните: подсоединять зарядку к клеммам стоит только при отключенном от сети устройстве. Почему? Это может привести к искрению при подсоединении к клеммам. А о последствиях искр читайте предыдущий пункт и всё станет понятно.
Оставлять пробки в банках закрытыми.
Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то каждая банка имеет свою пробку, либо же все они накрыты одной общей. Их обязательно необходимо открыть и если этого не сделать, то при достаточно высоком токе зарядка корпус АКБ может быть поврежден в результате взрыва паров электролита. Если же батарея необслуживаемая, то в ней есть одна заглушка в канале вентиляции, её также извлекаем на время зарядки.
Устанавливать слишком высокий ток заряда.
Не стоит этого делать, так как при подобных режимах батарея намного быстрее выработает свой ресурс и вам придется покупать новый АКБ гораздо чаще если пренебрегать этим правилом — устанавливать ток заряда равный 10 % от его емкости. То есть, если у вас аккумулятор емкостью 60 Ампер*час, то заряжать его необходимо максимум током 6 Ампер.
Казалось бы, довольно простые правила, но тем не менее, немалое число автолюбителей совершают ошибки, которые и были описаны выше. Так что, запомните их, и старайтесь не повторять. опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора
Традиционно считается, что 13,5—14,5В должен выдавать генератор на АКБ и этого совершенно хватает для восполнения затрат аккумуляторной батареи.
Стоит учитывать, что использование на автомобиле батареи большей мощности, чем рекомендует изготовитель, требует и установки более производительного генерирующего устройства.
Необходимо учесть ту нагрузку, которую должен выдерживать генератор — она высчитывается по максимальным показателям всех электроприборов и систем авто.
Не стоит забывать, что зарядный ток от устройства, генерирующего энергию, позволит завести машину в холодное время года. Для того чтобы не возникало проблем с заводом автомобиля, мы рекомендуем приобретать генерирующее оборудование, ток заряда которого будет составлять примерно 10% от ёмкости источника питания. То есть для аккумулятора в 100 А/ч необходим генератор, который сможет выдать 10А. Обратите внимание, для многих машин оборудование в 100 ампер будет работать на пределе своих возможностей, потому что энергопотребление автомобильной системы в районе 80 ампер. Поэтому выбор источника, генерирующего энергию, должен учитывать и ёмкость АКБ, и потребление в сети.
Причины возникновения и их решения
Избыточный заряд аккумуляторной батареи происходит по следующим причинам:
- Неисправное рыле генератора. Речь идет о ситуации, когда регулятор рабочий, но свои функции исполняет некорректно. Рыле генератора не допускает превышения бортового напряжения свыше 14,5V. Бракованное или неисправное устройство дает несколько большие токи в сеть автомобиля, что приводит к стабильному, но не критичному перезаряду, поскольку напряжение, как правило, незначительно превышает штатное.
- Нерабочее рыле генератора. В таких случаях электричество поступает на батарею напрямую с генератора без каких-либо ограничений, при этом напряжение может превышать 24V, что в результате становится причиной существенной перезарядки АКБ.
- Неисправный генератор. При повреждении диодного моста, пробоя обмотки или якоря на корпус, часть тока будет поступать мимо рыле, приводя к перезаряду.
- Плохой контакт в цепи. Исправное реле воспринимает сопротивление, создаваемое плохим контактом, как повышенную нагрузку сети автомобиля. Пытаясь ее компенсировать, регулятор пропускает в сеть больше напряжения, в результате батарея перезаряжается.
- Неправильная зарядка от ЗУ. Некоторые зарядные устройства старого образца настраиваются вручную. Неверно выбранный режим приводит к перезаряду.
Батарею иногда намеренно подвергают избыточной зарядке, пытаясь восстановить работоспособность. Делают это для повышения плотности электролита. Под высоким напряжением повышается температура, начинается кипение, вода испаряется и увеличивается концентрация серной кислоты.
Самые частые вопросы
Будет ли перезаряжаться АКБ, если поставить генератор большей мощности?
Нет, так как вне зависимости от мощности генератора напряжение на его выходе ограничивается реле-регулятором до максимального допустимого для АКБ.
Влияет ли на перезаряд диаметр силовых проводов?
Увеличенный диаметр силовых проводов сам по себе не может быть причиной перезаряда батареи. Однако замена поврежденной или некачественно соединенной проводки может привести к увеличению напряжения заряда, если неисправен генератор.
Как правильно подключить второй (гелевый) АКБ, чтобы не было перезаряда?
Чтобы не допустить перезаряда гелевого АКБ, его нужно подключать через устройство развязки. Для недопущения превышения напряжения желательно использовать клемму с ограничителем или другой контроллер вольтажа (например, реле контроля напряжения 362.3787-04).
Генератор перезаряжает АКБ, можно ли доехать до дома со снятым аккумулятором?
Если сломалось реле-регулятор – нельзя вообще отключать АКБ. Снижение нагрузки поднимет и без того высокое напряжение с генератора, из-за чего могут выйти из строя лампы и бортовая электроника. Поэтому при перезаряде на машине вместо АКБ отключайте генератор.
Нужно ли менять электролит после долгой перезарядки аккумулятора?
Электролит в АКБ меняется только после восстановительного ремонта батареи. Сама по себе замена помутневшего из-за осыпавшихся пластин электролита проблемы не решает. Если электролит чистый, но уровень его низкий, необходимо долить дистиллированную воду.
Как долго можно заряжать аккумулятор для повышения плотности электролита (выпаривания воды)?
Временные ограничения индивидуальны и зависят от исходной плотности. Главное – не превышать ток заряда в 1–2 А и дождаться достижения плотности электролита 1,25–1,28 г/см³.