Правильная натяжка ремня ГРМ на автомобилях производства является несложной, однако требующей определенных специальных познаний процедурой.
Алгоритм действий может немного различаться в зависимости от модели силового агрегата, а не от марки авто. Отличия существуют в процедуре замены и натяжки ремня на 8-ми клапанных и 16-ти клапанных моторах. О том, как натянуть ремень ГРМ на обоих типах автомобильного «сердца», читайте далее.
Четырехцилиндровые восьмиклапанные силовые агрегаты чаще встречаются на:
Шестнадцатиклапанные двигатели в основном применяются:
- На ВАЗ-2112;
- Лада приора;
- Лада калина;
- Лада ларгус;
- Лада гранта;
- Лада веста.
Некоторое количество автомобилей семейства «Самара 2» также оснащалось 16-ти клапанными моторами. Помимо этого, такие двигатели ставились и на модели 2110-2111.
Ремень ГРМ 2108,10 — 8кл (сползает и стирается, после натяжки посторонний шум)
Многие сталкивались с такой проблемой, как съезжание ремня и его «съедание». Бывает такую машину с рук покупают или же при плановом ТО при замене ремня, роликов, помпы такое происходит.
Так же все это обросло многочисленными мифами: типа согнулась шпилька натяжного ролика, выработка шестерни ГРМ — ну умудрится согнуть шпильку М10 конечно нужно постараться(!); выработка шестерни ГРМ резиновым ремнем — ну наверно(!) возможно за миллион километров только, но никак не за 100,200 и даже 400 тыс. км.
Разберемся почему это происходит.
Съезжание ремня бывает:
1.некачественный ремень
(после замены едет наружу \внутрь) — определить можно перевернув ремень другой стороной
2.Помпа
— перекос и как следствие съезжает ремень(при изношенной помпе или при установке новой помпы плохо очистили привалочную поверхность к блоку от старой прокладки, песка, грязи)
3.Ролик натяжной выработка подшипника
и как следствие перекос ролика.
4.банальное перетягивание ремня! очень распространенный случай- можно даже не заметить этого.
В случает операций с ГРМ когда начинает сползать ремень (а до этого было все нормально) проверить натяжку ремня еле натянуть и смотреть — не сползает значит сильно до этого затянули ремень!
При смене помпы и роликов нужно тщательно очищать привалочную поверхность на блоке и на сопрягаемом механизме(ролике\помпе), не должно быть песка грязи иначе будет перекос.
Порой все проще чем кажется!
Кстати не могу понять кто придумал байку про то что менять нужно шестерни грм…даже завод не регламентирует замену их — они вечные резиновый ремень в жизни не сотрет железную шестерню, на 9ках с 80х годов по сегодняшний день стоят родные шестерни и ничего не стерлось и работает на ура (а пробег у них и под 400тыс бывает) — скорее всего это байка с криворуких сервисов пошла где обычно меняют все лишь бы выжать бабла с клиента побольше…
Натягивать ремень нужно не сильно чтобы его часть от шестерни ГРМ до коленвала небольшим усилием пальцев поворачивался на 90 градусов, но при этом не болтался. Стоит чуть перетянуть ремень и начнет завывать помпа. Нужно уловить эту тонкую грань.
Кстати есть те кто натягивает ролик в другую сторону — т.е. по часовой стрелке — это не правильно! Натяжка только против часовой стрелки!
Вся эта информация размещенная мной основана только на личном опыте, методом проб и ошибок + консультации с грамотными людьми. Чудес не бывает если механизм не работает значит вы допустили ошибку.
Естественно все это при условии что у вас коленвал\распредвал не болтаются в постели!
Источник
Регламент и артикулы
Проверяйте натяжение ремня ГРМ каждые 15 тыс. км – это регламент. Артикул ремня приводить не будем – речь шла не о замене. А решив поменять натяжной ролик, найдите деталь 2112-1006120-XX. Вместо XX могут идти цифры от 00 до 10, и всё это – продукция отечественных заводов (00 – это ВАЗ).
Комплектующие, выпускаемые в России
Все аналоги
Сразу переходим к списку:
Показать скрытое содержимое
Особой популярностью пользуются бренды GATES, INA.
Источник
Замена ремня ГРМ 2109
Пока в стадии дописки.
Пришло время сменить ремень ГРМ на ВАЗ 21093. Процедура не сложная. Можно выполнить без ямы и домкрата, как говорится — на ровном месте. Шкив привода ремня генератора снимать обязательно. Машину ставим на передачу и ручник. Первым делом скорее всего придётся снять подкрылок и брызговик двигателя. Необходимо снять защитный кожух ремня ГРМ (крепится на трёх болтиках) — при снятии не потеряйте втулки болтиков. Далее ослабляем натяжение ремня генератора. Выворачиваем колёса до упора вправо. Вытаскиваем из смотрового лючка КПП резиновую заглушку и фиксируем маховик к примеру большой мощной отвёрткой.
Как я понял, для нашей машины нет фирменного фиксатора маховика. Так что тут делаем как получается. Кто-то делает фиксатор из старого маховика. Застопорив маховик и используя длинный крепкий вороток и удлинитель отворачиваем (против часовой) болт крепления шкива генератора на коленвалу. Стронуть этот болт — одна из сложных задач. Лично у меня без фиксации маховика открутить его не получалось. Пневмогайковёрта рядом на улице почему-то никто не оставил :). Снимаем шкив привода генератора, ремень генератора. Вкручиваем болт обратно. Должно получиться как на фото.
Для облегчения усилий для дальнейшего проворачивания механизма ГРМ выкручиваем свечи. Вращая по часовой болт на коленвале — проверить, совпадают ли метки (обведено желтым) согласно инструкции. Фото из руководства по ремонту издательства «За Рулём».
Далее делаем следующее — не снимая ремень ГРМ помечаем маркером, фломастером для надписи на CDR дисках взаимное расположение ремня на шестернях. Т.е. ставим метку в любом удобно месте на шестерне и тут же на ремне. Я на шестерне распредвала сделал две метки и на шестерне коленвала одну. Итого три метки на шестернях и соответственно три метки на ремне. Используя специальный ключ ослабляем ролик натяжения ремня ГРМ.
Снимаем ремень ГРМ. Далее переносим метки со снятого ремня на новый ремень, который мы будем устанавливать. Для этой цели удобно использовать (к примеру) струбцинку.
Получается вот так:
Вместе с ремнём обычно меняют и ролик. Если нет желания что-то улучшить, то берём найпоследнейшую чудо разработку инженеров на однорядном подшипнике и с пластмассовой (состоящей из двух половинок) беговой частью и ставим.
Продолжим. Новый ролик стоит. Метки на новый ремень перенесены. Одеваем новый ремень, смотря за совпадением меток на новом ремне и шестернях. При необходимости подгонки вращаем шестерню коленвала по часовой.
Далее натягиваем ремень ГРМ роликом, вращая ролик специальным ключиком для натяжения против часовой стрелки. Периодически отпускаем-затягиваем гайку зажимающую ролик. Т.е. натянули ремень роликом, затянули гайку ролика. Сделали два оборота коленвала. Проверили натяжение ремня по мурзилке двумя пальцами. И так пока не добъёмся примерного нужного натяжения.
Проверяем совпадение меток по инструкции из книги.
Не применяйте большой силы при затяжке гайки ролика! Сорвёте резьбу в ГБЦ. Да, о птичках. Проверять окончательное натяжение ремня надо на горячем моторе. А на холодном, он как минимум не должен бить по защитному кожуху.
Собираем всё в обратной последовательности. Защитный кожух можно одеть потом, окончательно убедившись в натяжении ремня.
Ремень был куплен Gates 5521XS (вроде хвалят).
Покупайте ремень в проверенном месте и смотрите дату производства. Лучше брать «свежий» ремень. Срок годности ремня с даты производства обычно 5 — 6 лет. Вроде как 43 неделя 2012 года.
После замены ремня возможен вариант, что он будет убегать от или к двигателю. А вот старый почему-то не убегал. Как буд-то на ВАЗе сидит специально обученный человек и молотком тюкает по шпильке ролика. Вариантов тут может быть масса и это тема для отдельного разговора.
Источник
Подготовительные работы
Чтобы заменить ремень ГРМ, требуется провести подготовительную работу, чтобы добраться до него. Для этого поднимаем капот и снимаем патрубок воздушного фильтра, открутив крепления удерживающего хомута ключом. Далее снимается защитный кожух ремня, для чего нужно раскрутить три болта, которые его удерживают. Делается это обычным рожковым ключом. В открывшемся пространстве будет виден ремень ГРМ, который и требуется заменить.
Предварительно снимается переднее правое колесо и защита под ним, чтобы добраться до шкива коленчатого вала, который приводит в движение газораспределительный механизм посредством ремня. В кабине ставим рычаг в положение четвертой передачи и просим помощника нажать на педаль тормоза. Головку на 19 устанавливаем на длинный вороток, чтобы было удобно добраться до шкива коленвала, который отворачиваем, для чего придется приложить определенные усилия. После того как болт сорван, можно ставить нейтральную передачу и не удерживать педаль тормоза.
Важная особенность! Чтобы заменить ремень ГРМ на инжекторном двигателе ВАЗ 2109 8 клапанов или аналогичной модели ВАЗ 21099, при снятии шкива коленчатого вала необходимо придерживать маховик, что лучше всего делать отверткой. Иначе он будет проворачиваться вместе со шкивом. В карбюраторных двигателях этой проблемы нет, шкив удерживается самостоятельно.
Сверху из открытого капота ослабляется гайка, удерживающая натяжение ремня генератора, это лучше делать при помощи специального карданчика, на который насадить головку ключа. Шкив генератора пододвигается таким образом, чтобы можно было без помех снять ремень. После этого снимают шкив коленчатого вала, чтобы была видна шестерня.
Замена ремня ГРМ ВАЗ 2109 1,5 литра 8 клапанов с фото и видео
Старенькая ВАЗ 2109 с двигателем 1,5 8 клапанов, замена ремня ГРМ. А вообще это могла быть и ВАЗ 2114 или 2110, разници в работе ни какой, восьмиклапанный мотор везде одинаковый. Вместе с ремнем поменяем помпу, натяжной ролик и два шкива, распредвала и коленвала. При обрыве ремня ГРМ, клапана на этом двигателе не гнет, но лучше до такого не доводить. Менять помпу и ролик — это обязательное условие, что бы через тысячу километров пробега не разбирать все снова. А вот шкива это решать вам, цена вопроса 150 рублей за пару. Встречались машины где немного погнутый шкив заставлял ремень сползать и постепенно его стирало, уменьшая срок службы. На этой машине ремень стерло в половину.
Мы рекомендуем вам периодически контролировать состояние ремня, чтобы исключить досадные последствия и не искать того, кто дотащит до автомастерской. Замену производить каждые 40 000 километров.
А вот собственно и сам пациент.
Для замены нам понадобится ключ для натяжного ролика, цена вопроса пол сотни рублей. Купить можно в любом автомагазине. А так же набор ключей и головок и два часа свободного времени.
Начинаем
Все что нам понадобится.
Откручиваем три болта на десять крепления защитной крышки ГРМ и снимаем ее.
Далее ослабляем гайку на тринадцать крепления генератора и выкручивая натяжной болт на десять.
Генератор отводим к двигателю и снимаем ремень.
Снимаем защиту двигателя и сливаем антифриз. Выставляем метку распредвала, крутя по часовой стрелки коленвал. Отлив на шкиве должен быть напротив загиба крепления защитной крышки.
Откручиваем болт крепления шкива коленвала. Сажаем помощника в салон и заставляем включить пятую передачу и нажать на тормоз. А сами в это время легко и непринужденно откручиваем болт используя головку на 19 и трубу метра полтора. Закручен должен быть на совесть, а еще некоторые умельцы смазывают его герметиком и ждут после этого добрых слов в свой адрес.
С левой стороны видим датчик положения коленвала. Он понадобится нам для последующей проверки правильности установки ремня ГРМ. Снимаем шкив коленвала и видим совпадение меток.
Откручиваем гайку на 17 натяжного ролика и снимаем его вместе с ремнем. После чего откручиваем болт шкива распредвала и снимаем последний. Аккуратно не потеряйте шпонку. Откручиваем все что крепит защитный металлический щиток, а именно одну гайку на десять и болт крепления крышки, три болта крепления помпы.
Снимаем защитную крышку и помпу. Может выльется антифриз, оставшийся в блоке, если вы его не слили. Аккуратно он сладкий.
Отчищаем все детали от масла и остатков ремня, а также посадочное место помпы от старой прокладки и герметика.
Смазываем герметиком прокладку новой помпы и ставим на место. Ставим металлическую защиту и закручиваем все болты и гайки, крепящие ее. Болты помпы закручиваем равномерно по кругу, после проверяем крутится ли помпа. Недавно принес клиент оригинальную помпу у которой оказались лепестки немного больше и после установки она закусывала. Пришлось доработать болгаркой и несколько раз снимать мерку. Вот такие у нас запчасти.
Проверяем не потерялось ли шпонка на распредвале и ставим шкив. Затягиваем его болт на семнадцать.
А теперь самое интересное – установка нового ремня
Проверяем совпадение всех меток. Ставим ремень сначала на коленвал и помпу. Затем натягиваем правую нисходящею ветвь ремня и одеваем на шкив распредвала и натяжной ролик. Еще раз проверяем все метки и натягиваем ремень роликом. Натяжка считается достаточной если вы, усилием двух пальцев, можете перекрутить самую длинную ветвь ремня максимум на 90 градусов. А проще, берем двумя пальцами за правую ветвь ремня и крутим, если больше чем на 90 это не очень плохо, а меньше очень. Перетянутый ремень быстро износится, а также уменьшит срок службы помпы.
Ставим нижнею защитную пластиковую крышку. А на шкиве коленвала отмечаем двадцатый зуб после пропуска двух зубьев. Считаем против часовой стрелки.
Эта метка соответствует верхней мертвой точки первого цилиндра. Ставим шкив на место и метка должна встать на против датчика положения коленвала. Точнее на против маленького железного сердечника датчика. Иногда он попадает в промежуток между зубьями, это считается допустимым. Затягиваем шкив также как откручивали, при помощи напарника.
Проворачиваем коленвал на два оборота и проверяем метки, тут нам и пригодится наша метка на шкиве.
Если все попало, собираем все что разобрали. Как пишут в умных книжках – установите детали в порядке обратном снятию. Не забываем залить антифриз.
Заводим автомобиль, принимаем поздравления от родных и близких и вперед, на встречу приключениям.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки ГРМ:
Пошаговая инструкция по натяжке и замене ремня ГРМ на ВАЗ 2109, 2108, 21099 своими руками с минимальным набором инструментов. Чтобы добраться до ремня ГРМ, необходимо снять защитный кожух. Для этого ключом на 10 откручиваем два болта сбоку
и один в центре
Снимаем крышку ГРМ
Для замены ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.
Снимаем ремень привода генератора, правое колесо и правый брызговик моторного отсека. Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива
до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления,
убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления (шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору для наглядности снят).
Так должна быть расположена риска на маховике двигателя (при снятой коробке передач и головке блока цилиндров).
Фиксируем коленчатый вал от проворачивания, вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубьями маховика. Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора. Снимаем шкив привода генератора.
Ключом «на 17» ослабляем гайку крепления натяжного ролика.
Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен и снимаем ремень ГРМ.
При замене натяжного ролика отворачиваем гайку его крепления и снимаем ролик со шпильки.
Под роликом установлена дистанционная шайба.
Устанавливаем ремень привода ГРМ в обратной последовательности. Надеваем ремень на шкив коленчатого вала. Затем заднюю ветвь надеваем на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. Надеваем ремень на шкив распределительного вала.
вставив отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, поворачиваем ролик против часовой стрелки, натягивая ремень. Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.
Заворачиваем на место болт крепления шкива привода генератора и головкой «на 19» проворачиваем за болт коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.
Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.
При снятом шкиве привода генератора положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и крышке масляного насоса. Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.
Установка
Теперь непосредственно о том, как вернуть на место уже новый ремешок ГРМ. Сложного тут также ничего нет, но посмотреть наглядные видео, изучить инструкцию все же советуем.
Обратная сборка узла
Основная сложность в замене ремешка ГРМ заключается не в проблематичности выполняемых процессов, а во времени, которое необходимо затратить на ремонт.
Грамотный подход, внимательность и использование качественного нового ремня позволит без проблем восстановить работоспособность газораспределительного механизма и сэкономить не одну сотню рублей на посещении автосервиса.
Основные неисправности ГРМ двигателя ВАЗ 2109
К ним можно отнести следующие:
Есть несколько факторов, которые характерны также и для неисправностей кривошипно-шатунного механизма:
Одна из самых серьезных неисправностей, которая может случиться, – это так называемое зависание клапанов. Такая поломка приводит к полному отказу двигателя и дорогостоящему ремонту. Причин может быть две.
Факторы, что вызвали неисправность
Первый – это эксплуатация на низкосортном топливе, в результате чего на стержнях клапанов отлагается смола. Второй фактор – это резонанс, вызванный сломанными пружинами. В этом случае когда поршень достигает ВМТ, клапан не успевает до конца сесть в седло. Подобная проблема встречается крайне редко, но знать об этом не помешает.
Распространенная неисправность с нарушением теплового зазора возникает по причине изношенности подшипников или кулачков распредвала. Также, возможно, шкива распределительного вала. Нередко причиной является некорректная регулировка зазора или неправильный подбор шайбы.
На самом деле грамотно диагностировать неисправности ГРМ довольно сложно, так как признаки могут указывать и на другие узлы и агрегаты двигателя, не связанные с ГРМ.
Поэтому диагностика поломок механизма газораспределения зачастую сопряжена со снятием крышки головки блока цилиндров для визуального осмотра состояния элементов. Неисправность ГРМ в любом случае приводит к нарушению фаз газораспределения, как следствие наблюдается нестабильная работа двигателя, невозможность набора мощности и т. д.
Признаки неполадок
Провести диагностику можно и самостоятельно, если обратить внимание на явления, явно или косвенно указывающие на проблемы с газораспределением:
Для точной диагностики лучшим вариантом будет обращение в специализированный центр. Затягивать с такими неисправностями не следует, так как последствия могут быть серьёзными.
Пошаговая инструкция замены
Автомобиль ВАЗ 2109 сконструирован таким образом, чтобы при необходимости проведения ремонтных работ, их мог выполнить сам автовладелец. Процесс смены ролика натяжителя довольно простой, а по времени он займет не более 1,5 часов.
Пошаговая инструкция для проведения технических работ с системой ГРМ:
ролик со скрытой пружиной
ролик с конструкцией внешней пружины
Если после проведенных работ, у владельца автомобиля нет нареканий к работе двигателя, то на этом процесс замены роликов ГРМ в двигателе окончен.
Неисправности после замены роликов ГРМ
В большинстве случаев, после проведения замены натяжителей ремня ГРМ, автовладелец не встречает никаких проблем. Однако, как показала практика, неисправности могут проявить себя спустя некоторое время.
Неисправности и способы устранения:
Неисправность 1: Аккумулятор плохо заряжается, после нескольких часов простоя автомобиль не заводится. Также в бортовой электросети наблюдаются перепады напряжения.
Способ решения: Скорее всего во время установки ремня ГРМ, водитель неверно настроил положения шестерен вала, по отношению к шестерни генератора. Следствием чего стали проявляться сбои в бортовой сети. Они возникают из-за асинхронной работы выше описанных шестерен. Для устранения данной проблемы следует всего лишь выполнить отладку положения шестерен вала, генератора. После проведения дополнительной настройки проблема уходит.
Неисправность 2: После замены роликов — ремень ГРМ треснул, или вовсе порвался.
Способ решения: В большинстве случаев, такая проблема встречается при установленной модифицированной панели щита системы ГРМ. Такие поломки происходят из-за того, что положение роликов было не откалибровано, в следствии чего ремень был перетянут. Для устранения данной неисправности стоит снять один из роликов, затем надеть ремень. После этого установить снятый ролик обратно на панель. Затем проводить настройку его положения. Саму настройку нужно проводить при помощи специального ключа, которым нужно затягивать дополнительные винты на натяжителе. Во время настройки положения ролика следует также выполнять проворот ремня, чтобы удостовериться в отсутствии чрезмерного давления на нем.
При появлении любых других неполадок в работе двигателя после проведенной замены роликов, простым решением будет:
Несмотря ни на что хотелось бы подчеркнуть, что автомобиль ВАЗ 2109 хоть и является детищем отечественного автопрома, но при должном уходе может не один год прослужить своему владельцу.
Ремень ГРМ двигателя ВАЗ 2109
Раньше зубчатое устройство встречалось достаточно редко и вызывал некоторое недоверие у автолюбителей. В современных автомобилях такой привод уже не является редкостью. И на то есть ряд объективных причин:
Но, как оказалось, у ремня есть немало недостатков. Во-первых, недолговечность (часто рвётся). Во-вторых, при длительной эксплуатации наблюдается провисание, сопряженное с визгом. В-третьих, если перетянуть ремень, то его зубья со временем «слижутся», что приведёт к необходимости замены и нестабильной работе силового агрегата.
Назначение ремня ГРМ
Ремень ГРМ изготавливается из резины и имеет зубья с насечками на внутренней стороне. Главная его задача заключается в обеспечении синхронного вращения приводов коленвала и распредвала. Благодаря ремню достигается меньшая скорость распредвала: она ниже относительно скорости коленчатого вала в два раза. К сожалению, деталь служит не так долго, как цепь, и изнашивается уже до 60 тыс. км пробега. Рекомендуется ремень заменить, даже если визуально нет видимых повреждений и признаков износа.
Обрыв ремня полностью выводит из строя двигатель, передвигаться на автомобиле становится невозможным. На 8-клапанных двигателях с объёмом 1,5 л (инжектор и карбюратор имеют одинаковые системы) обрыв ремня не приводит к тому, что клапаны деформируются, в просторечье – клапаны загибает о клапанную крышку.
Причин, по которым обрывается привод, может быть несколько.
Для того чтобы избежать финансовых затрат на устранение проблем, когда порвётся ремешок газораспределительного механизма, необходимо по возможности контролировать работу ГРМ:
Однако следить за состоянием ремня и других элементов привода проблематично из-за защитного кожуха. Для решения данной проблемы рекомендуется в крышке кожуха сделать небольшую смотровую прорезь.
Так можно будет отслеживать состояние ремня. И при наличии трещин, задиров и других повреждений своевременно заменить привод, не дожидаясь, пока в самый неподходящий момент он оборвётся.
Как натянуть ремень ГРМ правильно
Оптимальная натяжка ремешка газораспределительного механизма проверяется очень просто. Приложив небольшое усилие, необходимо выкрутить ремень. Если угол, на который он выкручивается, составляет 90 градусов, то натяжка не требуется.
После замены любого элемента ГРМ потребуется натянуть ремень. Для этого нужно надеть его на зубчатые шкивы привода коленвала и распредвала и с помощью ролика-натяжителя сделать натяжку оптимальной. После этого нужно несколько раз провернуть двигатель. Это можно сделать ключом, поворачивая гайку крепления шкива распредвала. Далее нужно посмотреть местоположение установочных меток на маховике и шестерне – они должны точно совпадать. Если совпадения нет, ремень снова снимается. А шкивы устанавливаются по меткам, после чего процедура натяжки повторяется.
Бывает так, что даже правильно натянутый ремень после запуска двигателя начинает сползать. Причина этого – деформация шпильки ролика. Необходимо её заменить.
Совмещение меток
Чтобы двигатель после замены заработал, требуется выставить метки ГРМ. В случае, если ролик натяжителя ремня шумит, его лучше заменить. Хотя лучше делать это в любом случае, чтобы на протяжении срока эксплуатации ремня не возникло проблем. Но если такой возможности нет, ключом на 17 отпускается удерживающая его гайка, чтобы ослабить натяжение для последующего снятия ремня. На основной звездочке распределительного вала находим метку и совмещаем ее с меткой на крышке. Для совмещения меток откручиваем болт, удерживающий звездочку распредвала, совмещаем метки ремня ГРМ, после чего снова затягиваем ее.
После этого совмещаем метки на коленвале. Для этого находим ложбинку на корпусе в районе масляного насоса и точку на шестерне коленвала. Надеваем шкив на шестерню и проворачиваем его руками до тех пор, пока метки не совпадут. Сделать это просто, для проворачивания шкива достаточно силы рук.
Иногда метки на коленвале не видно, тогда после совмещения меток на распределительном вале требуется проследить, чтобы совпадала риска на маховике и выемка на кожухе. Для этого предварительно нужно снять специальную заглушку, после чего будут видны эти метки. При их несовпадении, после замены ремня ГРМ двигатель не заведется, а если заведется, то будет работать нестабильно, с перебоями. Поэтому данный этап важен для успешного ремонта и последующей эксплуатации автомобиля.
Устройство ГРМ ВАЗ 2109
Механизм состоит из распределительного вала или, проще говоря, распредвала. Его задача заключается в управлении клапанным механизмом с помощью толкателей, которые двигают кулачки клапана, открываются и закрываются. В гнезде каждого толкателя находится одна или несколько регулировочных шайб, с помощью которых выставляется нужный тепловой зазор.
Клапанная группа находится непосредственно в головке блока цилиндров. Впускные и выпускные клапаны отличаются друг от друга материалом, из которого изготовлены. Клапан впуска изготавливается из сплава стали с добавлением хрома и кремния. Клапан выпуска сочетает в себе такие металлы, как сталь, хром, молибден, никель и марганец. На каждом клапане есть специальная наплавка из жаростойкого материала, которая предотвращает его разрушение под действием высоких температур внутри камеры сгорания. Направляющие втулки сделаны из чугунного сплава, а сверху расположены маслосъёмные колпачки со стальным кольцом. Назначение колпачков – ограничение возможного попадания масла в камеры сгорания через зазоры между направляющей втулкой и клапаном.
С помощью пружин, опирающихся на опорные шайбы, клапаны прижимаются к сёдлам. Такое крепление не допускает чрезмерного износа и считается достаточно надёжным. Толкатели в виде цилиндрических стаканов передают действие от распредвала на клапаны посредством кулачков. Когда двигатель запущен, толкатели вращаются вокруг своей оси, таким образом, износ происходит равномерно. Насос охлаждающей жидкости, или попросту помпа, также участвует в системе ГРМ на ВАЗ 2109 и приводится в действие тем же зубчатым ремнём, который натягивается с помощью ролик-натяжителя, вращающегося на оси ГБЦ.
Определение правильного расположения шкивов привода происходит посредством вращения коленчатого вала.
Необходимо повернуть его таким образом, чтобы оба клапана находились в закрытом положении. Если метки на задней крышке и шкиве распредвала будут совпадать, то ремешок натянут неправильно. Необходимо ослабить его с помощью ролика, натянуть как следует и снова проверить метки. Распредвал изготовлен из чугунного сплава и представляет собой вал, на котором находится пять шеек для опоры. На нём же зафиксирован эксцентрик, который приводит в действие топливный насос. На торцевой задней части распредвала крепится паз для монтажа датчика зажигания силовой установки.