Практически все двигатели внутреннего сгорания оснащаются фильтрами для очистки топлива перед подачей в цилиндры. Они задерживают инородные частицы, размер которых превышает диаметр пор. Загрязнители топлива — это глинистые фрагменты, песок, отслоения краски, частицы ржавчины разных размеров или случайный мусор.
В их попадании в топливо производителей обвинять нельзя, поскольку на НПЗ перед отправкой в торговую сеть любое топливо тщательно фильтруют. Источником загрязнений чаще всего являются цистерны, емкости и канистры, в которые до заливки жидкости в бак ее неоднократно перекачивают.
При любом наполнении емкости топливом с ее дна поднимается осадок, который до этого лежит ниже выпускной горловины. Такое же взбалтывание происходит при транспортировке цистерны до АЗС или точки слива. Таким образом не осевшие загрязнения попадают в баки автомобилей.
Назначение топливных фильтров
Все двигатели внутреннего сгорания снабжаются фильтрами для очищения топлива перед попаданием в цилиндры.
Они удерживают частички, размер которых больше диаметра пор.
- Загрязнителями топлива могут быть частицы глины, компоненты краски, элементы ржавчины либо попавший мусор.
- В том что они оказываются в топливе нельзя винить производителей, ведь на НПЗ перед отправлением топлива в продажу его тщательно поддают фильтрованию.
- Источниками грязи нередко оказываются цистерны, ёмкости, канистры в которые до заправки бака авто, горючее часто заливают и перекачивают.
При каждом наливании в ёмкость топлива с её дна подымается осадок, который до того полёживал внизу ёмкости.
Подобное же перемешивание получается при перевозке цистерны до АЗС или места слива. Таким путём не осевшие частицы загрязнителей переливаются в баки автотранспорта.
Порядок проведения работ
Чтобы замена топливного фильтра своими руками прошла успешно, потребуется обладать набором ключей. Конкретно нужны ключи под гайки 10, 17, 19. Перед началом работы нужно отсоединить массу от авто, чтобы не произошло короткое замыкание. Далее ключом на 17 или 19 зажимается работающий фильтр и ключом на 10 откручивается штуцер. Важно чтобы топливо не попало в орган зрения. Все остатки топлива сливаются в пластиковую ёмкость. 10 ключом нужно открутить штуцер, что находится у топливного насоса с другого края. Для этого хомут немного ослабляется, после чего можно начинать его выкручивать. Нужно знать в какую сторону его выкручивать, что написано в инструкции к детали. Чаще всего направление движения топлива обозначено показателем, который нанесён на корпус. Когда демонтаж закончен, можно начинать установку нового топливного фильтра бензина. Установка производится в том же порядке, только наоборот. Будет лучше для фильтра установка нового фиксирующего хомута. Это увеличит срок эксплуатации детали.
Разбор топливного фильтра
Чтобы не облиться топливом, будет лучше спустить давление. Для этого нужно нажать на рамповый золотник. Ещё как вариант вынуть предохранитель, когда машина завелась и оставить мотор в рабочем состоянии, до его остановки.
После завершения установки, нужно проверить, как ведёт себя новое устройство при запуске двигателя. Следует убедиться, что утечек бензина нет. В случае если таковые обнаружены, тогда вероятно проблема в резиновых кольцах, нужно провести их замену. Лучше сделать это сразу, так как впоследствии всё равно придётся к этому возвратиться. На этом работу по замене фильтра можно считать завершенной.
Почему нужна замена топливного фильтра
Потребность фильтрования вызвана отрицательными влияниями загрязнителей на систему впрыска и поршневую систему двигателя. По прошествии времени фильтр забивается и количество топлива, прогоняемого через него бензонасосом за определённое время, снижается.
При разгоне или езде в гору горючего может не доставать, а машина значительно сбавляет по мощности.
- Если в дальнейшем ничего не предпринимать она станет двигаться рывками и глохнуть, потом совсем не станет заводиться из-за неимения топлива.
- Автомобилисты с большим опытом знают, когда время сменить фильтр на топливо – при начальных признаках засоров.
- Лучше не дожидаясь появления этих признаков – сменить фильтр в согласии с предписаниями производителя авто.
В любой сервисной книге прописан пробег, по достижению которого нужно проделать замену фильтра. Когда известно, что используется низкокачественное горючее смена топливного фильтра понадобится в более короткие сроки.
Что произойдет при засорении фильтра?
Грязь от горючего засоряет фильтры и выводит их из строя. Не нужно винить заводы, занимающиеся переработкой нефти. Горючее загрязняется во время перекачивания.
Как только произошла «закупорка» водитель сразу понимает это. Во время быстрого разгона и езде на большой скорости чувствуется нестабильное поведение своей машины. Сначала снижается тяга, затем двигатель начинает функционировать с перебоями. Кстати, в спокойном режиме и на холостом ходу все функционирует как прежде, без изменений. Водителей интересует, когда менять топливный фильтр в этом случае.
Перечислим симптомы, указывающие на забитый фильтр:
Плохая работа силового агрегата и резкое снижение мощности. Сильно забитый фильтр уже не в состоянии очищать поступающее топливо. Мотор не получает нужное количество бензина, о нормальном функционировании не может быть и речи.
Свечи зажигания, λ-зонд с ускорителями начинают изнашиваться быстрее. Неочищенное топливо выгорает не полностью, при этом его часть оседает на свечах и поршнях. Далее «загрязненная» смесь проходит через ускорители и зонд, тем самым снижая их ресурс и срок службы.
Расход топлива увеличивается не из-за забитого фильтра. Он «забирает» мощность двигателя, заставляя водителя сильнее давить на газ, чтобы разогнать автомобиль. Соответственно, это требует еще большего количества бензина.
Двигатель не запускается. В один прекрасный день мотор просто перестанет заводиться. Это происходит в момент, когда фильтр загрязнен настолько, что уже совсем не справляется с «обязанностями». Единственный выход — наконец заменить его на новый.
В жизни автовладельцев бывают ситуации, когда силовой агрегат начинает троить. Обычно на этот симптом мало кто обращает внимание. В результате мотор глохнет, а причина этому — забитый топливный фильтр.
Виды топливных фильтров
Фильтры отличаются по своему строению. Они устанавливаются, основываясь на виде топливной системы.
Существуют три вида:
- Карбюраторного типа. Начальная ступень – это сетка в баке, потом идёт фильтр тонкой очистки, и в завершение меленькая сетка на входе в карбюратор;
- Инжекторный вид. Также стоит крупная сетка в баке, затем устанавливается фильтр насоса для бензина, заключает деталь тонкой очистки;
- Дизельный – здесь применяется аналогия инжекторной очистки, но подключена добавочная ступень в виде сепарации.
Дизельные фильтры отличаются тем, что вид такого движка считается весьма уязвимым, потому топливо для таких систем должно быть очищено наилучшим образом. В этом случае топливо автомашины подвергается трём степеням очищения – в бензобаке, потом грубую и тонкую очистку.
Топливный фильтр для дизеля предназначается для предотвращения попадания воды в камеру сгорания. Поэтому качественный фильтр очистки для дизеля стоит подороже, чем узел очистки для мотора на бензине. Согласно конструкции, фильтры делятся на сборные и не разборные виды.
Когда в машине установлен не разборной, бензиновый узел очистки, то когда он приходит в негодность необходима замена всего топливного фильтра. Сборные виды не требуют полной замены – хватит заменить фильтровальную деталь.
Конструктивные особенности
Трехступенчатое устройство для фильтрования ДТ.
Топливные фильтры для дизельных автомобилей отличаются от устройств, предназначенных для фильтрации бензина. Дизельный двигатель очень чувствителен к качеству горючего, для стабильной его работы необходимо использовать максимально очищенное топливо. Поэтому автомобили, работающие на ДТ, имеют три степени очистки горючей смеси:
- Очистка в бензобаке. Специальная сеточка препятствует поступлению загрязнений в топливную систему.
- Грубая очистка. Препятствует поступлению крупных частиц.
- Тонкая очистка. Предназначена для задержки мелких частиц грязи, которые могут забить форсунки.
Кроме предотвращения попадания мелких частиц пыли, сажи, растений, насекомых фильтр должен препятствовать проникновению воды к камере сгорания. Плюс иметь специальный подогрев для предотвращения образованию кристаллов парафина при низких температурах.
Это интересно: Как часто надо менять воздушный фильтр на Рено Логан
Какая периодика замены
В среднем варианте производители рекомендуют заменять фильтры по прохождении 30 000 км пробега. Многие автовладельцы путём опытных наблюдений также пришли к этой цифре пробега.
Симптомами к тому, что нужно сменить фильтр могут являться:
- Троение
- И глушение двигателя
Конечно не всё может быть именно так. Когда заправку делать на заправочных станциях известных своим высоким качеством топлива, придерживаться неспешной манеры вождения, нечасто ездить по сельским дорогам, тогда можно во многом увеличить периодику смены фильтра. Но сделать так на деле выходит нечасто.
Сроки замены для популярных автомобилей
Для ВАЗ-2114, 2107 и прочих классических моделей периодичность замены составляет 30 тыс. км. Такой же срок и для «Рено-Логана». У «Рено-Меган» фильтр более выносливый – он способен эксплуатироваться целых 120 000 км.
На «Дастере» и «Кенго» с дизельными моторами срок небольшой – всего 10 000 км. На «Тойоте-Камри» ресурс элемента составляет 80 000 км. «Ниссан-Альмера» оснащена фильтром, рассчитанным на весь срок эксплуатации. А тем, кто не знает, через сколько нужно менять топливный фильтр, заправляясь российским бензином, необходимо эти цифры разделить на 2.
Признаки засорения
Автолюбителю нужно знать, когда нужно сменить фильтр? Для этой цели известен ряд признаков. Все симптомы вызваны плохой подачей топлива.
Предоставляем основные признаки поломки топливного фильтра:
- Сильно понизившаяся мощность;
- Неравномерная работа мотора – часто выявляется чиханием, дёрганьем машины;
- Повышенное потребление топлива. Такой признак косвенный, это не всегда с этим связано.
На первых стадиях засорения эти признаки засора не ярко выражены, потому водители не усматривают тревожные звонки.
Только после полного прекращения подачи горючего, владельцы начинают обдумывать причину. Известны случаи, когда автомобиль не заводился из-за того, что бензин не мог протискиваться через фильтр.
Предписания по смене
В большинстве марок автомобилей эта процедура не слишком трудная.
В основном фильтры устанавливаются в следующих местах:
- Под дном машины – на инжекторной системе;
- В двигательном отсеке перед насосом высокого давления – для дизелей;
- В моторном отсеке перед ТНВД в разрыве бензиновой магистрали – на карбюраторе;
- Сетка грубого очищения установлена в бак вместе с бензиновым насосом.
Чтобы топливом не облить руки и детали автомашины, перед процедурой советуется спустить давление в магистрали, постоянно находящееся на инжекторных моделях машин. Для этого понадобится отыскать золотник на рампе, подложить небольшую ёмкость и нажать на клапан.
Общее знакомство
Устройство для фильтрации топлива
Фильтрующие устройства топливных систем предназначены для очистки горючего от вредных примесей и абразивных частиц, способных нанести вред элементам указанной системы и мотору. В основном процесс фильтрования горючего состоит из нескольких степеней очистки, количество которых определяется конструктивными особенностями фильтрующего устройства. Классическим вариантом считается фильтрование в два этапа:
- Грубая очистка. Предназначена для отфильтровывания крупные частицы грязи из топлива, поступившего в бензобак.
- Фильтр тонкой очистки. Его устанавливают между бензобаком и силовым агрегатом. Фильтрующее устройство должно отфильтровывать мелкие частички грязи. В дизельных автомобилях этот фильтр, кроме механической очистки выполняет еще две функции:
- подогрев горючего при минусовой температуре для предотвращения возникновения кристаллов парафина;
- удаление маленьких капель воды из системы.
В современных автомобилях, в зависимости от их конструктивных особенностей может применяться более двух степеней очистки. Для дизелей классическим считается вариант с тремя степенями очистки горючего.
Как происходит замена
Фильтр для топлива заменяется в следующем порядке:
- На авто с карбюраторами хватит открутить хомуты и вытянуть шланги со штуцеров, дальше откручивается корпус расходника и сменяется на новое изделие.
- На машинах с топливной подачей от инжектора эти действия нужно осуществлять из смотровой ямы или лёжа под дном.
- На дизельном виде нужно вытянуть трубки, снять крышку и вынуть замусоренную вставку из бумаги.
Месторасположение фильтра и методика замены может отличаться, отталкиваясь от марки и модели автотранспорта.
К примеру, на бензиновой машине, вместо не разбирающегося округлого бочонка, может быть установлен корпус с вкладышем из фильтрующей бумаги. В таком случае меняется эта сердцевина. Когда нужно очистить или сменить сетку в баке, тогда нужно снять бензиновый насос.
Когда пора менять
Вы можете купить себе новый ТФ буквально сразу, как приобрели машину с салона или взяли с рук. Но через сколько его можно или нужно менять?
Если вы поменяете ТФ на подержанном авто сразу, как только переоформите его, ничего плохого не случится. Неизвестно какой там стоял фильтр до этого и сколько он уже накатал километров и как давно его менял предыдущий владелец.
Периодичность замены ТФ может существенно отличаться в зависимости от целого ряда факторов:
- состояние автомобиля;
- стиль вождения;
- условия эксплуатации;
- работа топливной системы;
- качество проводимого ремонта, касающегося двигателя и топливной системы;
- качество АЗС, на которых заправлялся предыдущий владелец подержанного авто;
- тип двигателя;
- мощность мотора и пр.
Только конкретное руководство по эксплуатации может вам ответить. И то, как часто меняется ТФ, зависит от вас конкретно.
Вообще, скажу я вам, многие считают, что на дизельных машинах ТФ меняют каждые 30 тысяч километров пробега, а на бензиновых — от 60 до 100 тысяч километров. А некоторые автопроизводители вовсе говорят, что установленный с завода фильтр прослужит столько же, сколько сама машина.
Увы, но эти цифры далеки от истины. Почему? Все просто. Здесь учитывается идеальное условие эксплуатации. То есть ровные дороги, высококачественное топливо, размеренный стиль вождения и так далее. Что из этого есть у вас? Лично у меня проблемы по всем пунктам, поскольку ездить по нашим дорогам подобным образом невозможно, даже при большом желании.
Потому реалии таковы, что дизельные фильтры меняют каждые 10-30 тысяч километров, а бензиновые — 20-60 тысяч. Да, есть исключения, когда машина редко эксплуатируется, водитель предельно аккуратный и заправляется на самых лучших АЗС. Тут фильтр действительно может прослужить все 50-100, а то и больше тысяч километров.
Дам один далеко не самый плохой совет. Учитывайте пробег и сопоставляйте с условиями эксплуатации автомобиля. Так вы точно будете понимать, как часто следует менять ТФ.
Автомобиль — это настолько продвинутое изобретение, что он сам подаст признаки, свидетельствующие о необходимости замены.