Как проверить диодный мост генератора мультиметром?


Что такое диодный мост?

Диодный мост — узел электрического генератора транспортного средства; сборка из полупроводниковых выпрямительных диодов, обеспечивающая выпрямление вырабатываемого генератором переменного тока.

В электросистеме автомобилей, тракторов и иных транспортных средств используются, в основном, трехфазные генераторы переменного тока. Такие генераторы просты конструктивно, надежны и эффективны, однако они вырабатывают трехфазный переменный ток, которым невозможно питать установленные на автомобиле электроприборы. Чтобы получить постоянный ток из переменного в генераторах используется диодный мост или выпрямительный модуль.

Диодный мост подключается к обмоткам статора генератора и обеспечивает преобразование трехфазного переменного тока в постоянный. С выхода диодного моста ток поступает на АКБ и ко всем присутствующим в автомобильной электросистеме потребителям. Неисправность данного модуля зачастую делает эксплуатацию автомобиля невозможной. Чтобы правильно выполнить ремонт, необходимо разобраться в типах, конструкциях и особенностях диодных мостов современных генераторов.

Диодный мост генератора ВАЗ 2114: проверка, замена и ремонт

Диодный мост (выпрямитель) – одна из ключевых составляющих генератора ВАЗ 2114. Выход данного узла из строя делает невозможным нормальное функционирование генератора, а также грозит риском поломки всех систем электроники автомобиля, поэтому владельцы четырнадцатой должны регулярно проверять его состояние.

Диодный мост генератора

Из данной статьи вы узнаете, зачем нужен диодный мост, какими конструкционными особенностями он обладает, возможные причины неполадок моста и методику их выявления. Изучение теоретического материала даст вам возможность выполнять замену агрегата в домашних условиях, без необходимости тратить средства на услуги мастеров в СТО.

Функциональное назначение и особенности выпрямителя

Диодный мост генератора, в зависимости от типа, может состоять либо из 4, либо из 6 диодов, выполняющих функцию преобразования переменного тока в постоянный с заданной частотой пульсации. Принцип работы устройства строится на методе двухполярного выпрямления, который также широко используется в разнообразных электронных системах.

Помимо преобразования, агрегат выступает клапаном, назначение которого – пропускать ток исключительно в одном направлении. При исправно функционирующем устройстве ток из генератора попадает в электросеть четырнадцатой, но не проходит обратно на статор. Если же узел вышел из строя, происходит утечка тока, и он проходит в обоих направлениях. Это будет способствовать постоянной нехватке питания, и системы автомобиля, потребляющие электричество, не смогут работать.

На ВАЗ 2114 устанавливается трехфазный выпрямитель, который обладает следующими преимуществами:

  • Преобразовывает переменный ток в постоянный ток с наименьшей частотой пульсации: чем меньше частота, тем стабильнее будет функционировать электронные системы автомобиля;
  • Может укомплектовываться диодами как мостового, так и полумостового типа;
  • Дает возможность установить фильтр тока – конденсатор.

Стоимость диодного моста составляет от 500 до 1100 рублей, в зависимости от производителя. На рынке представлены выпрямители как от китайских фирм, обладающие невысокой стоимостью и сомнительным качеством, так и от известных брендов, надежность продукции которых проверена множеством автовладельцев.

Как свидетельствуют отзывы владельцев четырнадцатой, лучше всего себя зарекомендовали устройства от LG. Оптимальным вариантов в плане соотношения цены и качества является модель LG 0108.Она же может использоваться как диодный мост генератора ВАЗ 2115.

Составные части генератора, под номером 9 – выпрямитель тока

Проверка диодного моста

Типичной поломкой узла является неисправность диодов из-за перегорания. Можно выделить следующие причины данной неисправности:

  • Попадание влаги, масла, грязи, либо пыли на диоды;
  • Отработка эксплуатационного ресурса.

Обследовать диодный мост генератора на ВАЗ 2114 можно несколькими способами, при этом, простейший из них – проверка посредством лампочки, не требует демонтажа устройства, однако чтобы выполнить ремонт диодного моста либо его замену, выпрямитель придется снять.

Способ №1: проверка контролькой (лампочкой на 12 В)

  1. Подключаем к АКБ (клемме «-») пластину выпрямителя так, чтобы она плотно прилегала к массе обеих устройств.
  2. Используя 12-вольтную лампочку, один её проводок подводим к клемме «+» на аккумуляторе, а второй к клемме дополнительных диодов. Далее, переносим проводок с клеммы «+»к болту, который расположен в зоне обмотки статора выпрямителя.

Ни в первом, ни во втором случае контакты не должны быть замкнуты – если контролька загорелась либо моргнула, значит, узел неисправен.

Способ №2: обследование выпрямителя на наличие оборвавшихся контактов

  1. Соединяем минусовый проводок контрольной лампочки к клемме «+»АКБ;
  2. Плюс контрольки подключаем к клемме «-» аккумулятора.
  3. Теперь проверяем те же места, что указаны во втором пункте предыдущего алгоритма.

Тут, наоборот, лампочка должна гореть. Отсутствие света либо периодическое мигание свидетельствует об обрыве обмотки статора выпрямителя.

Способ №3: проверка выпрямителя с помощью мультиметра

Проверка устройства мультиметром предусматривает демонтаж выпрямителя с корпуса генератора. Узнать, как это делается, вы можете в следующем разделе статьи.

Что нужно знать о диодных мостах

Для начала мы рассмотрим, какими бывают и что внутри диодного моста. Встречаются данные элементы схемы в двух исполнениях:

  1. Из дискретных (отдельных) диодов. Обычно распаяны на плате и соединены дорожками в правильную схему.

  2. Диодные сборки. Сборки могут представлять собой как однофазные мосты для выпрямления обоих полупериодов переменного напряжения, так и сборки из двух диодов, соединенные в цепь общим катодом или анодом и другие варианты включения.

В любом случае выпрямительный однофазный диодный мост состоит из четырех полупроводниковых диодов, соединенных между собой последовательно-параллельным образом. Переменное напряжение подается на две точки, в которых соединены анод с катодом (разноименные полюса диодов). Постоянное напряжение снимается с точек соединения одноименных полюсов: плюс с катодов, минус с анодов.

На схеме место подключения переменного напряжения обозначено символами AC или «~», а выходы с постоянным напряжением «+» и «-«. Зарисуйте себе эту схему, она нам пригодится при проверке.

Если представить реальный диодный мост и совместить его с этой схемой получится что-то вроде:

Это интересно: Какие лампы HB4 лучше поставить в автомобиль — знакомим с вопросом

Устройство

Диодный мост является электрическим устройством, которое предназначено для того, чтобы преобразовывать или выпрямлять переменный вид тока и создавать его пульсирующим или постоянным. Подобным выпрямлением называют двухполупериодным. Также есть другое понятие в справочнике. Диодный мост считается там мостовой схемой диодных соединений, чтобы выпрямлять переменный ток и делать из него постоянный. Это самый простой и самый распространенный выпрямитель, используемый в радиотехнике с электроникой, автомобилем и других сферах, там, где нужно получить пульсирующее и постоянное напряжение.

Определение

Вторым названием диодного моста является двухполупериодный выпрямитель. Он включает в себя полупроводниковые выпрямительные диоды или шотткины электродиоды. Элементы могут быть отдельно распаяны на плате. В современном варианте объединяются диоды в одном корпусе. Это называется диодной сборкой.

Устройство диодного моста

Применение диодных мостов обширное. Их можно увидеть в электронике, трансформаторном и импульсном блоке питания и люминесцентной лампе. В сварочный аппарат ставятся полупроводниковые диодные сборки, крепящиеся к теплоотводящим устройствам.

Диодный мост обычно устанавливается на входе цепи питания при выпрямлении сетевого напряжение. Подобное решение может быть применено в импульсном блоке питания, в том числе компьютерном блоке питания. Также может быть использовано во вторичной трансформаторной обмотке блока питания, старого телевизора или маломощной домашней магнитолы.

Современные блоки питания оснащены импульсными схемами, где диодный мост занимается выпрямлением именно сетевого напряжения, а трансформатор занимается управлением полупроводниковых ключей или транзисторов.

Обратите внимание! Сбои в диодном мосте могут быть из-за быстрой разрядки аккумулятора, отсутствия подзарядки его от генераторного устройства, перезарядки аккумулятора и кипения электролита.

Быстрая разрядка аккумулятора как причина сбоя работы электродов

Как выглядит диодный мост

Найти выпрямитель на плате не трудно, но внешний вид отличается в зависимости от устройства. Часто четыре диода впаяны рядом и собраны в одном корпусе — это выпрямительная сборка. На фото представлено несколько вариантов:

В таких вариантах четыре вывода: два обозначаются как «+» и «-» (выходы), а два без символов или указываются как «~» или «АС» (входы).

Диодный мост генератора автомобиля выглядит по-другому: это пара металлических электропроводящих пластин, на которых в определенной последовательности расположены диоды.

На мосту могут быть не только силовые, но и вспомогательные диоды:

Здесь зеленым помечены силовые диоды. Тестировать лучше все, тем более что сделать это не трудно.

Функции ДМ

Если вспомнить курс физики еще со школьной программы, то мы сделаем вывод, что существует две разновидности электротока. Это постоянный и переменный. Чем они друг от друга отличаются?

Тут ничего сложного. Ключевым отличием является то, что переменный ток имеет заряженные частицы, которые движутся в разных направлениях. В случае же с постоянным током движение всегда осуществляется только в одном направлении.

Хочется заметить, что у переменного тока экономические характеристики заметно лучше. Они эффективнее справляются с передачей тока на достаточно большие расстояния. Проблема лишь в том, что на большинстве электроприборов транспортных средств предусматривается питание именно от постоянного тока. Чтобы автомобиль мог нормально функционировать, электрозависимое оборудование должно получить определенное количество постоянного тока. Сам генератор дать его не может, поскольку вырабатывает переменный вид тока.

Решить эту проблему позволяет наш сегодняшний герой. То есть диодный мост. Выглядит он как пара металлический электропроводящих пластин. На них располагаются диоды, выступающие в качестве полупроводников. Они установлены в определенной последовательности.

ДМ позволяет пропускать ток, но при этом мост задает одно направление. То есть происходит процесс выпрямления. Нюанс еще и в том, что мост задает движение только одном направлении. А именно от генератора на бортовую сеть.

Исправность ДМ не вечная. Периодически элемент генератора выходит из строя

И не важно, какой у вас автомобиль. Это может быть:

  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2114;
  • Тойота Королла;
  • Лада Приора;
  • Ниссан Кашкай;
  • Деу Матиз;
  • ВАЗ 2110;
  • Митсубиси Лансер;
  • Форд Мондео;
  • УАЗ Патриот;
  • Хендай Солярис и пр.

Вне зависимости от автомобиля, можно и нужно проверить работоспособность устройства своими руками. Для этих целей актуально воспользоваться тестером.

Если не уверены в правильности своих действий, посмотрите наглядные видео. Не спешите делать виноватым во всем именно мост. Не разбирая и не выпаивая диоды, сначала убедитесь в его неисправности.

Принцип работы

Работает диодный полупроводниковый мост, проводящий ток, просто. Принцип работы основан на том свойстве, что полупроводниковый диод пропускает электрический ток в одном направлении и не пропускает в другом. Так при правильном подключении зарядов, через прибор будет проведен ток.

Отличие переменного тока от постоянного в том, что он может двигаться только в одной направленности. При этом делать это в один полупериод. На протяжении другой половины периода он может совершать противоположное движение. При подключении в цепь нескольких диодов, они начнут двигаться, создавая постоянный ток.

Собрать схему диодного моста при этом просто. Это может сделать каждый. Она включает в себя четыре диода, которое соединены друг с другом квадратом. На несколько противолежащих углов подается ток от генераторного аппарата. С нескольких иных противоположно лежащих углов убирается постоянный. На первый период делается открытие нескольких электродиодов и выпрямляется волна переменного напряжения. На второй период делается открытие еще нескольких диодов. Преобразуется, таким образом, вторая волна. В результате получается постоянное напряжение с импульсной частотой выше в несколько раз, по сравнению с той, что была при переменном.

Интересно! Представленная схема обладает своими плюсами и минусами. Чтобы использовать выпрямленный ток импульсную составляющую нужно сгладить фильтром. Благодаря выпрямлению, можно питать трансформатор и снизить его объемы. Из недостатков отмечают тот факт, что теряется мощность на тепловое рассеивание, происходит двукратное падение напряжение и ломается прибор, если один диод выходит из строя.

Принцип работы устройства

Как проверить без демонтажа

Можно диагностировать устройство на месте, не разбирая генератор и не выпаивая деталь. Для этого откручивают все провода на генераторе и регуляторе напряжения, тестер выставляют в режим омметра, лампу подключают к аккумулятору вышеописанным способом.

Данный метод позволяет проверить на исправность весь мост и отдельные группы.

Короткое замыкание

Для данной проверки плюсовой электрод прикладывают к выходу 30 генератора («плюс» силового выпрямителя), минусовой — к корпусу. Показатель сопротивления, равный 1, указывает на исправность моста.

Один конец лампы подсоединяют к минусовой клемме генератора, другой — к плюсу. Горящая лампа указывает на короткое замыкание.

Отрицательная группа

Минусовой электрод тестера соединяют с остовом генератора, плюсовой — с одним из болтов крепления диодного моста. Отрицательная группа исправна, если сопротивление равно бесконечности.

Для проверки лампой её минус подсоединяют на обшивку генератора, плюс — к болту крепления моста. Лампа горит или мигает при неисправности в отрицательной группе элементов.

Положительная

Плюсовой щуп мультиметра подсоединяют к выводу плюса, минусовой — к болту крепления моста. При исправной группе сопротивление бесконечно.

Минус лампы связывают с болтом крепления моста, плюс прикладывают к выводу плюса. Загоревшаяся лампа указывает на короткое замыкание в положительных полупроводниках.

Второстепенная группа

Плюсовой электрод тестера прижимают к выводу 61 (обычно «плюс» дополнительного выпрямителя), минусовой соединяют с любым болтом крепления моста. Диоды исправны при показателе сопротивления, равном 1.

Отрицательный конец лампы подсоединяют к болту крепления моста, а положительный — к выводу 61. Загоревшаяся лампа указывает на неисправность в данной группе.

Мосты могут быть изготовлены из отдельных диодов или выполнены в виде монолитной конструкции (диодная сборка)

Способы диагностики работоспособности

Для самостоятельного обнаружения неисправностей в выпрямительном блоке понадобится мультиметр (тестер) или лампа 1–5 Вт, 12В. Мост демонтируется с генератора. Рекомендуется проводить диагностику каждого диода поочерёдно.

Мультиметром (тестером)

Измерение постоянного и переменного тока с помощью мльтиметра поможет диагностировать несправность диодов

Тестер выставляют в режиме омметра (1 kOm) или контроля диодов. Один электрод плотно фиксируют на остове диода или пластине, на которой он закреплён, второй — к его выводу. Потом электроды меняют местами. У исправного диода один показатель будет равен 400–800 Ом в зависимости от его мощности, второй будет равен 1 (стремится к бесконечности), что свидетельствует о закрытом (запертом) направлении. Аналогично проверяют остальные диоды.

Рабочее сопротивление на всех полупроводниках не должно существенно отличаться. Допустимая разница сопротивления полупроводников на одной пластине — 5 единиц. Диод с превышающим отклонением работает плохо, что повлечёт проблемы с зарядкой.

Единицы с обеих сторон сигнализируют о повреждении диода. Когда при смене электродов тестер выдаёт какие-либо значения, то диод имеет короткое замыкание.

Допустимо устанавливать мультиметр в режим испытания, но этот способ менее точен. В таком случае у корректно функционирующего диода в одном положении щупов тестер будет издавать звуковой сигнал, в другом — молчать. Писк или молчание с двух сторон при смене электродов местами свидетельствует о повреждении диода.

Инструкции по проверке на видео

Подробнее о диагностике на ВАЗ (видео со схемами от практика)

Лампочкой

При отсутствии тестера рабочее состояние полупроводников проверяют контрольной лампой. Для чего аккумулятор подключают к лампе и недалеко от неё образуют разрыв, зачищённые концы которого послужат щупами для облегчения проверки. Щупы одновременно прижимают к корпусу и выводу диода, потом меняют полярность. В одном положении у исправного полупроводника лампа зажжётся, в другом — нет.

Схема проверки диодного моста с помощью лампочки

Методика проверки мультиметром

Наиболее информативной является полная проверка диодного моста. Для ее реализации вам понадобится мультиметр, тестер или Цешка – любой из этих приборов в равной мере подойдет для измерений.

Определите назначение выводов.

Метод универсальный, поэтому вы можете проверить как диодный выпрямитель в сборке, так и конструкцию из отдельных деталей, не разбирая их.

Установите щупы мультиметра.

Установите щупы мультиметра в соответствующие разъемы на приборе, соблюдая цветовую маркировку (черный – минус, красный — плюс). Переключатель выведите в режим прозвонки.

Используйте минусовый щуп мультиметра.

Подведите минусовый щуп мультиметра к плюсу диодного моста, а положительный поочередно к каждому из выводов переменного напряжения.

В результате прикосновения на табло мультиметра должно отображаться напряжение открытия диодов, в обеих точках это измеримая величина одинаковая для каждого измерения. В противном случае, сборка неисправна.

Поменяйте щупы тестера местами.

Далее необходимо поменять щупы тестера местами – красный установите на плюс, а черным попеременно касайтесь выводов для переменного напряжения.

На табло будет отображаться единица, свидетельствующая о бесконечно большом сопротивлении – при обратной полярности диоды остаются закрытыми. В противном случае, если отображается какое-то напряжение, мост пробит.

Используйте плюсовой щуп мультиметра.

Коснитесь плюсовым щупом мультиметра отрицательного вывода диодного моста, а минусовым щупом по очереди переменных выводов. В обоих случаях на табло должно отображаться падение напряжения.

Используйте черный щуп.

Установите черный щуп на отрицательный контакт сборки, а красный подводите к переменным выводам. В обеих позициях на мультиметре должна быть единица, в противном случае, элемент пробит.

Как выполняется замена

Допустим, проверка диодного моста показала, что есть проблема. Необходимо отсоединить все провода от генератора, снять и разобрать устройство. В некоторых моделях деталь крепится непосредственно к агрегату болтами, но встречаются устройства, в которых для доступа к выпрямителю необходимо снять корпус.

Далее в рамках ремонта заменяют неисправные диоды — если это экономически целесообразно и в продаже трудно найти нужную модель генератора. Либо целиком меняют компонент. По завершении работ на стенде с помощью мультиметра проверяется исправность компонента и электрики в целом, выполняется сборка и установка детали на автомобиль.

Проверку диодного моста можно сделать самому, если есть время и навыки разборки генератора. Но даже после проверки и обнаружения неисправных диодов потребуется подобрать и корректно установить новый элемент вместо неисправного. Помните, что неисправный генератор может стать причиной выхода из строя дорогого электрооборудования, короткого замыкания и самовозгорания машины. Поэтому лучше доверять ремонт и диагностику мастерам автосервиса, которые точно смогут прозвонить правильно!

Прозвонка диодного моста мультиметром

Любую деталь на плате можно выпаять для проверки или прозвонить не выпаивая. Однако точность проверки в таком случае снижается, т.к. возможно, отсутствие контакта с дорожками платы, при видимой «нормальной» пайке, влияние других элементов схемы. К диодному мосту это тоже относится, можно его не выпаивать, но лучше и удобнее для проверки его выпаять. Мост, собранный из отдельных диодов, довольно удобно проверять и на плате.

Почти в каждом современном мультиметре есть режим проверки диодов, обычно он совмещен со звуковой прозвонкой цепи.

В этом режиме выводится падение напряжение в милливольтах между щупами. Если красный щуп подсоединен к аноду диода, а черный к катоду, такое подключение называется в прямом или проводящем направлении. В этом случае падение напряжения на PN-переходе кремниевого диода лежит в диапазоне 500-750 мВ, что вы можете наблюдать на картинке. Кстати на ней изображена проверка в режиме измерения сопротивлений, так тоже можно, но есть и специальный режим проверки диодов, результаты будут, в принципе, аналогичны.

Если поменять щупы местами – красный на катод, а черный на анод, на экране будет либо единица, либо значение более 1000 (порядка 1500). Такие измерения говорят о том, что диод исправен, если в одном из направлений измерения отличаются, значит, диод неисправен. Например, сработала прозвонка – диод пробит, в обоих направлениях высокие значения (как при обратном включении) – диод оборван.

Важно! Диоды Шоттки имеют меньшее падение напряжения, порядка 300 мВ.

Есть еще экспресс проверка диодного моста мультиметром. Порядок действий следующий:

  1. Ставим щупы на вход диодного моста (~ или AC), если сработала прозвонка – он пробит.
  2. Ставим красный щуп на «–», а красный на «+» — на экране высветилось значение около 1000, меняем щупы местами – на экране 1 или 0L, или другое высокое значение — диодный мост исправен. Логика такой проверки в том, что диоды соединены последовательно в две ветви, обратите внимание на схему, и они проводят ток. Если плюс питания подан на – (точка соединения анодов), а минус питания на «+» (точка соединения катодов), это и происходит при прозвонке. Если один из диодов в обрыве, ток может потечь по другой ветке и вы можете сделать ошибочные измерения. А вот если один из диодов пробит – на экране высветится падение напряжения на одном диоде.

На видео ниже наглядно показано, как проверить диодный мост мультиметром:

Как правильно проверять диоды мультиметром

Диод – простейший полупроводник, в строении которого присутствует PN-переход и 2 электрода: катод и анод.

Особенностью данного элемента является пропускная способность тока только в одном направлении: от анода на катод. При этом на первый электрод полается «+», а на второй «-».

В ходе неправильного подключения или воздействия электростатического разряда диод может выйти из строя. Для проверки полупроводника на исправность следует определить его вид и запастись тестером-мультиметром.

Методика проверки диодного моста

Поскольку в электронике всё чаще применяются диодные мосты в одном корпусе, то встаёт вопрос о методике их проверки. Мне частенько задают вопрос: «Как проверить диодный мост?».

О проверке обычных диодов я уже рассказывал, но тему проверки диодных сборок как-то упустил из виду. Заполним этот пробел.

Для начала вспомним основные свойства диода и схему диодного моста (так называемую схему Гретца).

Как известно, диод пропускает ток только в одном направлении – это его основное свойство. Схема диодного моста по схеме Гретца приведена на рисунке.

К выводам со значком «~» подводится переменное напряжение, полярность подключения тут не важна. Проще говоря, два вывода «~», это вход переменного напряжения.

С выводов «+» и «—» снимается уже постоянное напряжение. На самом деле оно пульсирующее, но сейчас не об этом.

Иногда выводы для подключения переменного напряжения (~) маркируются также AC, что означает Alternating Current – в переводе с английского «переменный ток».

Итак, память освежили, теперь подумаем о том, как же нам проверить диодный мост мультиметром.

Для экспериментов возьмём диодную сборку RS407 на прямой ток 4 ампера и обратное напряжение 1000 вольт. Также нам потребуется любой цифровой мультиметр.

Включаем мультиметр в режим проверки диода. Обычно он совмещён с режимом «прозвонки» и обозначен на панели прибора символом диода.

Чтобы было более наглядно, нарисуем схему диодного моста на бумаге и будем ориентироваться на рисунок. Далее проверим диоды, которые на рисунке обозначены под номером 1 и 2. Для этого подключаем к минусовому выводу диодного моста плюсовой щуп мультиметра (красный). А минусовой щуп (чёрный) подключаем к выводам моста со значком «~» или аббревиатурой AC. Так как диода два, то проделываем эту операцию по очереди.

Так как в таком случае диоды будут включены в прямом (проводящем) направлении, то на дисплее мультиметра мы увидим числа вроде 0,562V (562 mV). Это падение напряжения на P-N переходе открытого диода. Его ещё называют пороговым, т.е. чтобы открыть диод, нужно превысить данное напряжение. В зарубежных даташитах этот параметр называется Forward Voltage или Forward Voltage Drop (сокращённо Vf), что в вольном переводе означает «падение напряжения в прямом включении».

Для кремниевых диодов пороговое напряжение (Vf) составляет 400…1000 mV.

Теперь подключаем чёрный щуп к другому выводу моста со значком «~» или сокращением AC. Результат должен быть аналогичный. Вот взгляните.

Как видим, этот диод также проводит ток в прямом включении, а величина порогового напряжения чуть-чуть отличается (566 mV), это нормально.

Чтобы 100% удостовериться в исправности диодов 1 и 2, проверим их при обратном включении. Для этого к минусовому выводу моста («—«) подключаем минусовой, чёрный щуп мультиметра, а красный плюсовой щуп поочерёдно подключаем к выводам, обозначенным символом «~».

Проверка одного диода…

…второго.

В обоих случаях на дисплее будет отображаться единица, что свидетельствует о высоком сопротивлении P-N перехода. В таком включении диоды ток не пропускают. Они исправны.

Итак, диоды под номером 1 и 2 мы проверили и убедились в том, что они пропускают ток в одном направлении.

Теперь проверяем другую часть моста — диоды 3 и 4. Для этого к плюсовому выводу моста подключаем минусовой щуп мультиметра и по очереди соединяем красный щуп мультиметра с выводами AC диодной сборки. Это будет проверка диодов при прямом включении.

Как видим, диоды 3 и 4 исправны. Для большей уверенности меняем щупы и проверяем их при обратном включении, аналогично тому, как это делали с диодами 1 и 2. В обоих случаях на дисплее должна быть единица.

Многим такая методика проверки может показаться сложной и нудной. Да, я бы назвал такую проверку «дотошной», но она очень эффективна, так как мы проверяем все диоды сборки по отдельности.

Как обнаружить диодный мост на плате

До начала проверки или прозвона диодного моста, следует его вначале отыскать на части платы. Для этого необходимо понимать, как он смотрится. Внешний вид зависит от того, какая разновидность корпуса. Выпрямители могут быть четырьмя отдельными полупроводниками, которые впаяны рядом, так и диодами, которые собраны в одной части корпуса. Вторые называются выпрямительной сборкой. Вот только несколько видов подобных сборок.

Несмотря на то, что диодный мост бывает представлен в разных формах, понять, что представлен именно он не так сложно, как может показаться. Он бывает только четырехвыводным и несколько его выпрямительных выводов отмечены плюсом и минусом. На них подается напряжение, которое обозначает переменный ток или АС в переводе с английского. Могут отсутствовать обозначения вовсе. Находится мост возле проводов с подачей напряжения. Как правило, его можно найти у трансформатора или импульсного блока питания, воткнутого в сетевой шнур.

Диодный мост на плате

Как проверить диодный мост мультиметром в схеме

Рассмотрим, как проверить диодный мост мультиметром, не выпаивая его из платы. Прежде всего, нужно подать питание на схему. И по отношению входного и выходного напряжений можно определить характер неисправности данного электронного прибора. Если он исправен, то выпрямленное напряжение будет несколько выше входного переменного.

Принципиально различают два вида неисправности диодного моста: обрыв и пробой одного или нескольких диодов выпрямительного моста.

В случае обрыва, например VD1, ток в один полупериод, соответствующей работе пары VD1 и VD3, протекать не будут, поскольку образуется разрыв электрической цепи. Это приведет к резкому снижению величины выпрямленного напряжения Ud. Однако, если схема работает без нагрузки, то данный вид неисправности можно и не заметить, так как после выпрямителя чаще всего установлен конденсатор и он в отсутствии нагрузки заряжается до амплитудного значения выпрямленного напряжения. Поэтому следует быть внимательным в данном случае.

В случае пробоя и короткого замыкания, например того же VD1, в один полупериод вторичная обмотка трансформатора окажется замкнутой накоротко. В результате этого будет происходить интенсивный нагрев VD3, что приведет к повышенному нагреву всего диодного моста. А также будет нагреваться обмотка вторичная обмотка и сам трансформатор. По разнице напряжений здесь судить трудно о характере неисправности. Так как при закороченной обмотке напряжение на ней в соответствующий полупериод также равно почти нулю. Поэтом и на выходе диодного моста в тот же полупериод оно будет равно почти нулю, а соответственно снизится и его среднее выпрямленное значение.

Также при данной неисправности может сработать предохранитель, установленный в первичной обмотке трансформатора, поскольку возрастет ток в цепи трансформатора. Надеюсь, теперь стало понятно, как проверить диодный мост мультиметром.

Как проверить генератор авто? 5 способов проверки мультиметром

Этот метод — один из способов проверить генератор без автомобиля. Для диагностики требуется доступ к аккумулятору и самому устройству.

По какой причине генератор может выйти из строя

Вольтметр используется в режиме измерения и подключается к общей массе и клемме B + аккумуляторной батареи. При включении в его окошке специального прибора показатель не должен превышать 0,5 мА.

Если это значение выше, значит неисправны диоды или нарушена целостность изоляции обмоток. Эта проверка должна выполняться только при подключенном двигателе. Этот метод довольно проблематичный, требует много времени и аккуратности. Суть диагностики заключается в измерении силы тока устройств, потребляющих электроэнергию. Двигатель должен работать, а обороты должны быть максимально высокими

Зонд подключается к проводу, идущему к клемме 30 или B +. Включите по очереди все электрические устройства в машине и обратите внимание на показания мультиметра. После получения результатов сложите числа. Затем включите все электроприборы и сравните показания измерительных приборов с суммой предыдущих тестов.

Это нормально, если индекс на 5 А меньше полученной суммы, но повышенное значение указывает на неисправность детали.

Особенности проверки

Двигатель должен работать на максимальной скорости. Мультиметр подключается к выводу 67. Прибор сразу покажет результат и значение тока возбуждения. При нормальной работе генератора это значение находится в диапазоне 3-7 А.

  • Состояние обмотки можно проверить не только визуально, но и с помощью специальных приборов. Манипуляция заключается в проведении подготовительных работ:
  • демонтаж щеткодержателя;
  • демонтаж регулятора напряжения;
  • снятие контактных колец;

Убедитесь, что обмотка не повреждена.

После завершения подготовительных работ потребуется омметр. Шпиндели устройства прикрепляются к контактным кольцам и статору, после чего проводится испытание. Нормальные значения составляют от 5 до 10 Ом.

Выполняется диагностика генератора в разобранном состоянии.с омметром.Устройство подключается к клемме 30 и корпусу генератора.Деталь всегда должна быть чистой, так как даже небольшое количество грязи может привести к изменению получаемых данных.

С помощью омметра проверяются все узлы и детали поочередно, так что по окончании диагностики можно составить список поврежденных деталей.Устранение обнаруженных неисправностей вполне возможно сделать своими силами.Вам понадобится минимальный набор инструментов, а также полный комплект запчастей.

Как проверить без монтажа

Осуществить проверку бытового или автомобильного оборудования на месте и не разбирать генератор с выпаиванием деталей можно. Это несложная задача. Для этого необходимо открутить имеющиеся генераторные провода с регулятором напряжения, играющие большую роль в процессе, поставить на омметровый режим контрольный мультиметровый тестер и подключить лампу к транспортному электрооборудованию.

Схема проверки без монтажа

Благодаря такому методу можно быстро осуществить проверку исправности всего моста или отдельных диодов, не заглядывая в оглавление учебных пособий. Также полупроводники можно проверить с помощью лампы. Для этого аккумулятор подключается к лампе и около нее делают разрыв. Счищенные концы будут служить щупами, чтобы облегчить проверку. Они вместе приживаются к корпусной части и диодным выводам в одной полярности, а потом в другой. При первом случае исправный полупроводник зажжет лампочку, а в ином варианте этого не произойдет. При этом будет слышное негромкое попискивание, и происходить токовое преобразование.

Идеи для доработки генератора и их реализация

Одним из вариантов доработки агрегата является установка трехуровневого регулятора напряжения.

Как выполнить эту задачу:

  1. Сбросьте клемму с аккумуляторной батареи. Вам надо открутить гайку М6 на агрегате, для этого придется воспользоваться ключом S10, а также отвести в сторону провода.
  2. Затем колодку типа «мама» необходимо будет сдернуть, после чего, поддев три защелки, необходимо демонтировать пластмассовый кожух устройства.
  3. Выкрутите два болтика, которые фиксируют сам узел, демонтируйте разъем и извлеките его. На этом же этапе надо будет выкрутить еще одну гайку М6 и немного доработать с помощью напильника торцы дистанционной втулки. Это позволит обеспечить лучший контакт устройства с диодным мостом.
  4. После этого установите щеткодержатель на место регуляторного механизма. Для этого надо немного уплотнить отверстие, через которое входит проводка, для этого используйте герметик.
  5. Когда пластмассовый кожух будет доработан, его можно поставить на место.
  6. Уложите новый кабель вдоль уже имеющейся проводки к тому месту, где будет расположен новый регулятор. Зафиксируйте его хомутами. Чтобы контакт трехуровневого регулятора с массой, то есть кузовом автомобиля, был наиболее качественным, можно сделать шунт, соединив им корпус агрегата с новым регулятором.
  7. Теперь вам остается только прикрутить на место остальные провода и завести мотор, чтобы проверить работоспособность регулятора с включенными потребителями напряжения. При проверке необходимо активировать все оборудование — магнитолу, оптику, отопитель, обогрев стекла и т.д (автор видео — Павел Дорохов).

Техника безопасности

Важно понимать, что практически вся современная аппаратура обладает импульсным высоковольтным блоком питания. Это значит, что диодный мост в каждом из приборе находится под трехсотвольтным напряжением, так же как и силовой кабель АВБбШв. По этой причине, до того как делать измерения, необходимо выключить прибор из сети и сделать разряд сглаживающего электролитического конденсатора, содержащий опасный заряд. Для того, чтобы это было более наглядно, опасные элементы отмечены на рисунке при помощи красных стрелок

Опасные элементы оборудования

Для их разрядки необходимо замкнуть конденсаторные выводы при помощи отвертки. Важно при этом держать изолирующую ручку. Не менее важно после осуществления ремонта не спешить с подключением сетевой вилки. Вначале необходимо подключить прибор к сети через лампочку накаливания, имеющую мощность в 200 ватт. При правильном ремонте, лампочка будет давать слабый свет. При неудачном ремонте, она будет яркая и указывать на то, что может произойти короткое замыкание.

Обратите внимание! При осуществлении всевозможных сетевых переключений, необходимо беречь глаза. Если импульсный блок питания был неправильно отремонтирован, его элементы могут взорваться, выпустив наружу кислотные электролиты.

В целом, диодный мост — составная конструкция многих электрических элементов. Проверить его можно по представленной выше инструкции с помощью тестера, без монтажа и прозвонкой. Естественно, выполнять любые работы необходимо, соблюдая технику безопасности.

Простейшая и грубая проверка

Нам понадобится индикаторная отвертка. Она стоит копейки и должна быть в наборе инструментов в каждом доме. Нужно просто прикоснуться сначала ко входу 220В выпрямителя, если на фазном проводе загорится индикатор, значит напряжение присутствует, если нет, проблема явно не в диодном мосте и нужно проверить кабель. При наличии напряжения на входе проверяем напряжение на плюсовом выходе выпрямителя, оно в этой точке может доходить до 310 В, индикатор вам его покажет. Если индикатор не светится — диодный мост в обрыве.

К сожалению, больше ничего мы узнать с помощью индикаторной отверткой не сможем. О том, как пользоваться индикаторной отверткой, можете узнать из нашей статьи.

Почему сгорают выпрямители на генераторах

Причин здесь несколько. Основные из них:

  • Попадание влаги и грязи на пластины с диодной сборкой;
  • Механические повреждения внутренностей генератора;
  • Несоблюдение полярности при прикуривании;
  • Замыкание электрических проводов;
  • Чрезмерная нагрузка в бортовой сети автомобиля.

Держите генератор в чистоте, следите за изоляцией проводки, не отсоединяйте клеммы от аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Меняйте вовремя изношенные подшипники генератора. Проводите почаще профилактические работы электрооборудования автомобиля.

Если придерживаться этих правил, то возможность выхода из стоя диодного моста резко снизится.

Нередко автолюбители встречаются с проблемой поломки выпрямителя генератора или диодного моста. Это устройство необходимо для обеспечения двигателя автомобиля двухполупериодным током. В свое время, диодный мост стал заменой коллектора выполнявшего функции выпрямления напряжения, а также увеличил КПД трансформатора со стабилизацией уровня магнитного потока.

Признаки неисправности

При пробитии или обрыве даже одного диода на выходе генератора образуется напряжение с провалами. Аккумулятор компенсирует часть провалов, тем не менее напряжение в бортовой сети падает, что отражается на работоспособности электроприборов и светотехники. Образуются электромагнитные помехи, понижающие качество работы акустической системы и радиоприёмника.

Сбои в работе диодного моста определяют по следующим факторам:

  • аккумулятор быстро садится, не подзаряжаясь от генератора (контрольная лампа после пуска двигателя продолжает гореть);
  • аккумулятор перезаряжается, электролит закипает;
  • свет фар в движении тускнеет;
  • стартер тяжело заводит двигатель;
  • снижается мощность кондиционера и отопителя;
  • искажаются звуки в аудиосистеме.

Основными причинами порчи полупроводников являются попадание влаги на мост через вентиляционные отверстия генератора в процессе эксплуатации автомобиля или перепутывание проводов «+» и «-» во время запуска двигателя от прикуривателя.

Неисправность диодного моста не видно невороуженным взглядом, поэтому необходимо пользоваться специальными устройствами

Проверяем выпрямительный диод и стабилитрон

Защитный диод, а также выпрямительный (включая силовой)или шоттки можно проверить при помощи мультиметра (или воспользоваться омметром), для этого переводим прибор в режим прозвонки так, как это показано на фотографии.

Режим мультиметра, при котором тестируются полупроводниковые выпрямительные диоды

Щупы измерительного прибора присоединяем к выводам радиоэлемента. При присоединении красного провода («+») к аноду, а черного («-») к катоду дисплей мультиметра (или омметра) отобразит значение порогового напряжения тестируемого диода. После того, как меняем полярность, прибор должен показать бесконечно большое сопротивление. В этом случае можно констатировать исправность элемента.

Если при обратном подключении мультиметр регистрирует утечку, значит, радиоэлемент «сгорел» и нуждается в замене.

Заметим, данную методику проверки можно использовать для тестирования диодов на генераторе автомобиля.

Тестирование стабилитрона осуществляется по сходному принципу, правда, такая проверка не позволяет определить, осуществляется ли стабилизация напряжения на заданном уровне. Поэтому нам потребуется собрать простую схему.

Тестирование с использованием регулируемого источника питания

Обозначения:

  • БП – регулируемый блок питания (отображающий ток нагрузки и напряжение);
  • R – токоограничительное сопротивление;
  • VT – тестируемый стабилитрон или лавинный диод.

Принцип проверки следующий:

  • производим сборку схемы;
  • устанавливаем режим мультиметра, позволяющий измерить постоянное напряжение до 200 В;


Выбор необходимого режима для тестирования

  • включаем блок питания и начинаем постепенно увеличивать величину напряжения, пока амперметр на блоке питания не покажет, что через цепь протекает ток;
  • подключаем мультиметр, как указано на рисунке и измеряем величину напряжения стабилизации.

Признаки выхода из строя диодов

Основной проблемой в выпрямительном мосту являются диоды. Начинать проверку агрегата вырабатывающего электричество в машине следует только после выявления следующих косвенных проблем:

  • напряжение на выходных клеммах генератора ниже значения в 13,5 Вольт;
  • индикатор на панели приборов в салоне автомобиля продолжает гореть после пуска силового агрегата;
  • стрелка на вольтметре при снятии показаний смещается в зону красного цвета;
  • индикатор аккумулятора не загорается после включения зажигания.

Похожие симптомы выявляются при поломке регулятора напряжения, ввиду этого его исправность проверяют в первую очередь. Существуют разные причины, почему выходит из строя выпрямительный мост, из-за чего требуется его ремонт или полная замена.

Как производить ремонт диодного моста?

Перед ремонтом выпрямителя генератора следует произвести подготовку и общую проверку работоспособности диодов. Проверка механизма проходит в несколько этапов:

  1. Отсоединение регуляторов напряжения и защитного кожуха с моста.
  2. Проверка на замыкание при помощи АКБ и лампы накаливания (в случае повреждения диодов, короткое замыкание происходит при подключении накаливающей лампы к клемме аккумулятора и корпуса генератора).
  3. Проверка состояния положительных и отрицательных элементов (путем подсоединения клемм «плюсов» и «минусов» АКБ и генератора).
  4. Проверка цепи диодного моста.
  5. Ремонт или замена нерабочих элементов.

Поскольку диодный мост генератора имеет невысокую стоимость, произвести ремонт оборудования сможет каждый автолюбитель. Тем не менее, собственноручный ремонт займет немало времени и чтобы не тратить лишние часы на поиск информации в интернете, предлагаем водителям придерживаться следующих рекомендаций:

  1. В процессе ремонта вам всё-таки придется снять узел диодного моста.
  2. Постоянное попадание воды в узел является причиной его повышенной износостойкости, поэтому выпрямитель целесообразно перенести в другое место – менее подверженное попаданию влаги. Опытные специалисты советуют защитить бортовую сеть надежным корпусом под капотом.
  3. Самостоятельная запрессовка и выпрессовка выпрямителя выйдет дороже, чем в СТО, однако автовладелец будет уверен в его надежности.
  4. Покупка диодов на стихийном рынке обойдется дешевле, однако существует риск неисправности деталей.
  5. Перед заменой выпрямителя необходимо извлечь изолятор и старый элемент крепежа, обязательно перенести их на новый диодный мост.


Если же вы хотите модернизировать выпрямитель и установить три уровня генераторного реле – купите еще три пары диодных моста, которые будут создавать независимый «плюс».

Важно! Проверить исправность купленных на рынке деталей достаточно просто: если «прозвон» диода в холодном состоянии показывает от 500 до 800 Ом, а при запуске мотора происходит тепловой «пробой» — конструкция неисправна.

Ремонт генератора

В этой инструкции мы подробно рассмотрим для ваз 2107 — ремонт генератора. Для ремонта вам потребуется съемник для подшипника, оправки для запрессовки и выбивания подшипников в крышке генератора. Итак, приступаем:

Откручиваем с помощью торцевого ключа гайку, крепящую шкив и крыльчатку, отверткой придерживаем ротор от проворачивания;

Отворачиваем гайку крепления крыльчатки

Стаскиваем шкив с вала, затем крыльчатку вентилятора, вынимаем шпонку, вытаскиваем дистанционные шайбы;

Убираем шкив, крыльчатку и дистанционные шайбы

Отцепляем реле регулятора напряжения, откручиваем предварительно винты крепления, отсоединяем колодку провода;

Откручиваем винты крепления реле

Вытаскиваем регулятор напряжения вместе с узлом щеток из корпуса;

Вытаскиваем регулятор и щетки

Откручиваем головкой на 10 с трещоткой гайки крепящие крышку генератора, вынимаем болты;

Откручиваем гайки крепящие крышку

Упираем крышку о брусок из дерева, помогая ударами по валу резиновым молотком, сбиваем переднюю крышку;

Снимаем переднюю крышку

  • Убираем крышку, достаем дистанционную втулку;
  • Проверяем состояние переднего шарикоподшипника. Для этого крепко держим крышку, пальцами поворачиваем и покачиваем сам подшипник, (внутреннее кольцо шарикоподшипника). Если обнаруживается избыточный люфт или подшипник разбит, то его следует заменить новым;
  • Чтобы заменить неисправный шарикоподшипник — ключом на 8 откручиваем гайки его крепления;

Отворачиваем гайки, чтоб вытащить шарикоподшипник

Вынимаем болты, шайбы

Выбираем подходящую оправку (выколотку) и выколачиваем подшипник;

Берем два деревянных брусочка, упираем края задней крышки в них, с помощью выколотки, изготовленной из мягкого металла, выбиваем ротор. Если вдруг повредили поверхности крышек — обработайте их с помощью абразивного круга;

  • Проверяем исправность заднего шарикоподшипника, способом, описанным в пункте 8;
  • Если требуется замена, стаскиваем его с ротора, при помощи съемника;

Используя головку на 8 с удлинителем и трещоткой, откручиваем гайки крепления блока диодов (диодного моста) и выводов с обмотки статора;

Откручиваем диодный мост

  • Вынимаем болты, и вытаскиваем статор из крышки;
  • Проверяем целостность обмотки статора. Если обмотка повреждена механическим воздействием (потертости разрывы проводов), или от перегрева(почерневшая, обгорелая), то заменяем статорную обмотку или перематываем ее, если позволяет время и цена вопроса;

Вытаскиваем обмотку статора

  • Снимаем головкой с трещоткой гайку вывода генератора вместе с шайбой, сделанной из изоляционного вещества;
  • Теперь мы можем снять сам диодный мост;

Вынимаем диодный мост

С помощью крестовой отвертки, откручиваем винт, крепящий конденсатор, снимаем конденсатор. Извлекаем третий болт из крышки, которым крепится выпрямительный блок.

Извлекаем третий болт

После полной разборки генератора, проверяем статор с ротором при помощи контрольной лампы (смотрите видео). Ваз 2107 генератор (ремонт и замена) самостоятельно, не такое уж трудное дело, услуги автоэлектриков вам больше не нужны. Это сэкономит вам немалые деньги.

Приступаем к сборке генератора ваз 2107

Прежде чем приступить к сборке:

  • очищаем все детали от пыли, грязи
  • продуваем воздухом с помощью компрессора.
  • металлические части рекомендуется промыть бензином.

Напрессовываем на ротор новый подшипник, используя оправку (или головку) диаметром, совпадающим с диаметром внутреннего кольца подшипника.

Напрессовываем новый подшипник на ротор

Взяв в руки обе крышки генератора, осмотрите внимательно посадочные места подшипников. Повреждений быть не должно. Треснувшие крышки непременно замените новыми. Сборку выполняем в обратном порядке, который подсказывает вам наша инструкция. На этом ремонт считаем завершенным. По-моему здесь все понятно без видео! Если не понятно ищите видео по ключевым словам: ваз, ремонт, 2107, генератор.

Одна из причин, по которой отсутствует зарядка аккумулятора, является поломка генератора. Прежде чем самостоятельно осуществить ремонт генератора ВАЗ 2107, необходимо выяснить причины поломки и ознакомиться с технологией работ по его снятию, восстановлению и установке.

Как выбрать тестер?

Выбор тестера – не менее ответственное занятие, чем диагностика выпрямителя и правильно подобранный прибор является гарантией успешной диагностики оборудования.

Если в недавнем прошлом при покупке мультиметра автовладельцы сталкивались с дефицитом оборудования, сейчас их можно приобрести практически в каждом магазине.

Ранее мы упоминали о лампе накаливания и по сути – это самый дешевый прибор. Такой тестер подойдет для выявления небольших неисправностей выпрямителя, и для поиска более сложных проблем он не пригоден. Поэтому рекомендуется приобрести современные мультиметры, многие из которых автоматические и выпускаются с жидкокристаллическими экранами.

В заключении хотелось бы обратить внимание на следующие вещи:

  • каждый автовладелец должен уметь проверить диодный мост на генераторе, поскольку это считается базовым навыком в обслуживании собственного автомобиля;
  • «прозвонка», «цэшка» и другие тестеры не всегда показывают конечный результат даже при правильном использовании, поэтому диагностировать поломку лучше несколькими приборами;
  • в случае замены выпрямителя генератора не стоит забывать о его защите от попадания влаги;
  • покупка деталей на стихийном рынке обойдется дешевле, чем в магазине, однако существует риск купить неисправный товар;
  • для точной диагностики моста лучше приобрести несколько мультимертов.

К наиболее распространённым неисправностям автомобиля, в том числе и ВАЗ 2107, относятся проблемы с электрооборудованием. Поскольку источником питания в транспортном средстве являются генератор и аккумуляторная батарея, от их бесперебойного функционирования зависит запуск мотора и работа всех потребителей. Поскольку АКБ и генератор работают в тандеме, от последнего зависит срок службы и продолжительность эксплуатации первого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]