Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Генератор – без преувеличения ключевой узел автомобиля. Его задача – питание всей электрической части транспортного средства во время движения (магнитофона, головного света, навигатора и так далее).
Как проверить диодный мост генератора
При выходе из строя генератора вся нагрузка перекладывается на аккумуляторную батарею (АКБ). Как следствие, уже через несколько часов машина полностью обездвижена.
Большинство автолюбителей сразу отправляются в СТО, где тратят немалые деньги на ремонт. Не торопитесь – проблема в 90% случаев лежит на поверхности.
Если знать, как проверить диодный мост генератора, можно быстро выявить неисправность, исправить ее и сэкономить деньги.
Снятие и замена диодного моста на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 (видео)
Здравствуйте, из данной статьи Вы узнаете, как заменить диодный мост на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107. Диодный мост в генераторе играет ключевую роль, поэтому, если он выйдет из строя, то генератор не будет выдавать заряд и в скором времени на машине сядет аккумулятор. В принципе, именно сгоревший диодный мост в большинстве случаев выводит генератор из строя. Для замены диодного моста надо будет снять генератор с автомобиля. Чтобы разобрать генератор и снять диодный мост Вам понадобятся головки на 8 и 10.
Первым делом нужно разобрать генератор на 2 части, для этого отворачиваем гайки на болтах, которые скрепляют корпус генератора
Далее аккуратно молотком простукиваем по одной из частей генератор, чтобы его разобрать
Следующим действием отворачиваем головкой с удлинителем гайки крепления диодного моста и, отсоединив колодку от генератора, снимаем его
Установка нового диодного моста происходит в обратном порядке.
Источник
Признаки неисправности
Блок комплектуется 6-ю диодами. Отказ даже одного из них «гарантирует» образование провалов в напряжении, которое начинает не соответствовать норме. Одновременно формируются электромагнитные помехи. Как определить, что диодный мост генератора не работает? Основные симптомы:
- быстрая разрядка аккумулятора (соответствующая лампа на приборной доске после начала работы двигателя мигает или постоянно горит);
- происходит перезарядка АКБ, ведущая к выкипанию электролита;
- при движении фары светят тускло;
- мощности салонной «печки» и кондиционера явно не хватает;
- медиасистема работает с искажениями.
Отказ диодного моста чаще всего происходит из-за попадания воды внутрь генератора (не стоит лихо форсировать глубокие лужи!). Также возможна и такая причина, как неправильное подключение плюса и минуса при пуске двигателя методом «прикуривания».
Технические характеристики генератора ВАЗ 2105
На «пятёрки» начиная с 1986 года стали устанавливать генераторы 37.3701. До этого автомобиль оснащался устройством Г-222. Последний имел иные данные статорных и роторных катушек, а также другой щёточный узел, регулятор напряжения и выпрямитель. Генераторная установка представляет собой трёхфазный механизм с возбуждением от магнитов и встроенным выпрямителем в виде диодного моста. В 1985 году с генератора было удалено реле, отвечающее за индикацию контрольной лампы. Контроль напряжения бортовой сети осуществлялся только по вольтметру. С 1996 года генератор 37.3701 получил изменённую конструкцию щёткодержателя и регулятора напряжения.
Таблица: параметры генератора 37.3701 (Г-222)
Максимальный отдаваемый ток (при напряжении 13 В и частоте вращения ротора 5 тыс. мин-1), А | 55(45) |
Рабочее напряжение, В | 13,6–14,6 |
Передаточное отношение двигатель-генератор | 2,04 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Масса генератора без шкива, кг | 4,2 |
Мощность, Вт | 700 (750) |
Проверяем диодный мост на генераторе ВАЗ 2107
Чтобы автомобиль можно было завести, в его устройстве имеется аккумулятор. Чтобы после запуска мотора восстановить емкость аккумулятора и обеспечить нормальную работу всех электроприборов, в конструкции автомобилей применяются такие устройства, как генераторы. Изначально они вырабатывают переменный ток, и для его преобразования в постоянный, применяется выпрямительный блок или диодный мост. Как проверить диодный мост на генераторе ваз 2107 своими руками, рассмотрим ниже в статье.
Основная функция диодного моста на ВАЗ 2107
Диодный мост генератора ВАЗ 2107 — это его составная и неотъемлемая часть, которая служит для трансформации переменного тока в постоянный. Преобразовывается ток по причине того, что бортовая сеть автомобиля имеет постоянное напряжение, величиной 12 В. На мост подается переменный ток, который преобразуется, и после этого поступает на аккумуляторную батарею в выпрямленном виде. А уже с АКБ снимается напряжение, и используется для запитывания всех электроприборов на автомобиле.
Это интересно! Многие привыкли считать, что бортовая сеть автомобиля имеет напряжение 12В. Однако 12В — это напряжение аккумулятора в покое, а для того, чтобы обеспечить его зарядку, необходима выработка заряда величиной от 13,5 до 14,5 Вольт. Для обеспечения нормальной величины напряжения, поступающего от АКБ, диодный мост собирается из диодов марки 2Д219Б.
Признаки и причины, почему ломается диодный мост
Неисправности выпрямительного блока на семерке и других автомобилях приводят к полному обездвижению автомобиля. При выходе из строя хоть одного диода, расположенные внутри генератора, прекратится подача зарядного тока на аккумулятор. Долго автомобиль без зарядки аккумулятора не проедет (максимум 1,5-2 часа при условии, что на автомобиле новая и исправная батарея и будут выключены все потребители электроэнергии). Как и всем деталям на автомобиле, диодам свойственно приходить в негодность(перегорать), поэтому если обнаруживается снижение напряжения бортовой сети, которое обычно снижается ниже 12В, и далее начинает постепенно падать, то следует произвести проверку устройства и его ремонт.
Причины поломок выпрямительного блока генератора следующие:
- Попадание влаги в генератор. Это может быть либо конденсат, либо вода, которая поступает извне во время эксплуатации авто в дождливую погоду.
- Выработка ресурса диодов. Обычно в этом случае выходит из строя один диод, а все остальные остаются исправными. Средний срок службы диодов составляет около 10 лет, но все также зависит и от пробега автомобиля.
- Перегорание из-за неосторожности автомобилиста. Чаще всего, диоды перегорают во время неправильного “прикуривания” автомобиля. Если неправильно прикурить, то в таком случае возможно придется менять не только диодный мост, но и весь генератор.
Первые симптомы поломок выпрямительного блока выявляются по таким признакам:
- Снижается напряжение бортовой сети во время работы мотора. Выявить это можно по наличию электронного вольтметра, который может быть самостоятельно установлен владельцем ВАЗ 2107. Если на машине есть бортовой компьютер, то он также уведомит водителя о неисправности. Если нет вольтметра или бортового компьютера, то снижение напряжения можно диагностировать по такому признаку, как снижения яркости свечения осветительных приборов.
- Автомобиль теряем мощность, и чем дольше продолжать движение с неисправным генератором, тем сильнее будет происходить разряд аккумулятора.
Какие генераторы можно установить на ВАЗ 2105
Вопрос выбора генератора на ВАЗ 2105 возникает в том случае, когда штатное устройство не способно обеспечить током, установленные на автомобиль потребители. Сегодня многие автовладельцы оснащают свои машины мощными лампами головного света, современной музыкой и другими устройствами, потребляющими большой ток.
Использование недостаточно мощного генератора приводит к недозарядке АКБ, что впоследствии негативно отражается на запуске двигателя, особенно в холодное время года.
Для оснащения своего авто более мощным источником электроэнергии можно установить один из следующих вариантов:
- Г-2107–3701010. Агрегат выдаёт ток в 80 А и вполне способен обеспечить дополнительные потребители электроэнергией;
- генератор от ВАЗ 21214 с каталожным номером 9412.3701–03. Выдаваемый устройством ток — 110 А. Для установки потребуется приобрести дополнительный крепёж (кронштейн, планка, болты), а также внести минимальные изменения по электрической части;
- изделие от ВАЗ 2110 на 80 А или больший ток. Для монтажа приобретается соответствующее крепление.
Устройство генератора
Основными конструктивными элементами автомобильного генератора являются:
Чтобы знать, каким образом функционирует генератор, нужно разобраться в назначении каждого элемента более детально.
На ВАЗ 2105 генератор устанавливается в моторном отсеке и приводится в действие посредством ремня от коленчатого вала двигателя.
Ротор
Ротор, он же якорь, предназначен для создания магнитного поля. На валу этой детали расположена обмотка возбуждения и медные контактные кольца, к которым припаиваются выводы катушек. Подшипниковый узел, установленный в корпус генератора и посредством которого вращается якорь, выполнен из двух шарикоподшипников. На оси ротора также закреплена крыльчатка и шкив, через который механизм приводится в действие ремённой передачей.
Статор
Статорные обмотки создают переменный электрический ток и объединяются посредством металлического сердечника, выполненного в виде пластин. Чтобы избежать перегрева и замыкания между витками катушек, провода покрываются несколькими слоями специального лака.
Корпус
Корпус генератора состоит из двух частей и выполнен из дюралюминия, что сделано для облегчения конструкции. Чтобы обеспечить лучший отвод тепла, в корпусе предусмотрены отверстия. Посредством крыльчатки тёплый воздух из устройства выгоняется наружу.
Щётки генератора
Работа генераторной установки невозможна без таких элементов, как щётки. С их помощью к контактным кольцам ротора подводится напряжение. Угольки заключаются в специальный пластмассовый щёткодержатель и устанавливаются в соответствующее отверстие генератора.
Регулятор напряжения
Реле-регулятор контролирует напряжение на выходе рассматриваемого узла, не давая ему повышаться более 14,2–14,6 В. В генераторе ВАЗ 2105 применяется регулятор напряжения, совмещённый со щётками и фиксируемый посредством винтов с тыльной стороны корпуса источника электроэнергии.
Диодный мост
Назначение диодного моста довольно простое — преобразовывать (выпрямлять) переменный ток в постоянный. Деталь выполнена в форме подковы, состоит из шести кремниевых диодов и крепится к задней части корпуса. Если хотя бы один из диодов выходит из строя, нормальное функционирование источника электроэнергии становится невозможным.
Функции диодного моста
Для зарядки и нормальной работы аккумуляторной батареи требуется постоянный ток, однако генератор вырабатывает только переменный. Чтобы произвести нужное преобразование и применяется диодный мост. Входящие в этот блок электронные компоненты проводят ток только в одном направлении, выпрямляя его. Возникающие перепады напряжения сглаживает АКБ, «заменяющая» конденсатор. Функции вентилей чаще всего выполняют кремниевые диоды. Однако не исключено и применение других видов выпрямителей – например, селеновых столбов.
Принцип работы генераторной установки
«Пятёрочный» генератор функционирует следующим образом:
- В момент включения зажигания питание от АКБ подаётся на клемму «30» генераторной установки, затем на роторную обмотку и через регулятор напряжения на массу.
- Плюс от замка зажигания через плавкую вставку «10» в монтажном блоке соединяется с контактами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда, после чего через контакты коммутационного прибора подаётся на лампочку и далее на минус аккумулятора. Лампочка светится.
- По мере вращения ротора на выходе статорных катушек появляется напряжение, которое начинает питать обмотку возбуждения, потребители и давать заряд на АКБ.
- Когда достигается верхний предел напряжения в бортовой сети, реле-регулятор увеличивает сопротивление по цепи возбуждения генераторной установки и удерживает его в пределах 13–14,2 В. Затем на обмотку реле, отвечающего за лампу заряда, поступает определённое напряжение, в результате чего размыкаются контакты и лампочка гаснет. Это свидетельствует о питании всех потребителей от генератора.
Неисправности генератора
«Жигулёвский» генератор является довольно надёжным узлом, но и его элементы со временем изнашиваются, что приводит к появлению проблем. Неисправности могут быть различного характера, о чём свидетельствуют характерные признаки. Поэтому на них, а также на возможных неполадках стоит остановиться подробнее.
Горит или мигает лампочка разряда АКБ
Если вы наблюдаете, что лампочка заряда АКБ на работающем моторе постоянно горит либо мигает, то причин такому поведению может быть несколько:
- недостаточное натяжение ремённого привода генератора;
- обрыв электрической цепи между лампой и генератором;
- повреждение цепи по питанию роторной обмотки;
- неполадки с реле-регулятором;
- износ щёток;
- повреждение диодов;
- обрыв или замыкание в катушках статора.
Отсутствует заряд АКБ
Даже при рабочем генераторе заряд на аккумулятор может не поступать. Этому могут сопутствовать следующие причины:
- прослаблен ремень генератора;
- ненадёжная фиксация проводки к генератору либо окисление клеммы на АКБ;
- неполадки с аккумулятором;
- проблемы с регулятором напряжения.
Способы диагностики
Есть два основных метода, которые позволят определить неисправность диодного моста генератора. Подбирать нужно исходя из того, что есть под рукой. Первый вариант предполагает наличие мультиметра, причем подойдет вариант самого начального уровня, который стоит недорого. Второй – это обычная лампочка на 12 В с тремя длинными проводами, чтобы можно было присоединить их к нужным контактам.
Диагностика при помощи мультиметра
Разберем вариант без снятия диодного моста, так как он требует меньше времени. Проверку несложно провести и на установленном узле, если знать основные особенности. Процесс прост, предварительно нужно обеспечить доступ к контактам генератора. После этого провести следующие проверки:
- При проверке на замыкание положительный контакт мультиметра прижать к выводу 30, а отрицательный к корпусу. Если с диодным мостом все в порядке, показатели сопротивления будут стремиться к бесконечности. Любые другие показания указывают на проблему.
- Чтобы узнать, не пробиты ли положительные диоды, следует приставить плюсовой вывод к 30 контакту на генераторе, а отрицательный к болту крепления диодного моста. Если все в порядке, сопротивление будет стремиться к бесконечности.
- Чтобы протестировать работоспособность отрицательных диодов, нужно плюсовой щуп прижать к болту, которым закреплен диодный мост, а минусовой приставить к корпусу. Показания должны стремиться к бесконечности.
- Для проверки дополнительных диодов положительный контакт мультиметра следует прижать к 61 выводу на генераторе, а отрицательный – к крепежному болту диодного моста. Как и во всех случаях выше, сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Не забудьте предварительно перевести прибор в режим омметра.
Используя простые рекомендации, можно буквально за несколько минут проверить и узнать, сгорел диодный мост или причина кроется в другом узле. Использовать можно не только мультиметр, но и любой другой прибор, если в нем есть режим омметра.
Проверка моста при помощи лампочки
Этот вариант особенно хорошо подойдет в дороге, ведь для него нужна только лампочка на 12 вольт и три длинных провода с оголенными концами. Или можно использовать готовую контрольную лампу, они продаются в автомагазинах. В этом случае действовать так:
Проверка генератора
При возникновении проблем с генераторной установкой для выявления причин необходимо выполнить проверку устройства. Сделать это можно несколькими способами, но наиболее доступным и распространённым является вариант с применением цифрового мультиметра.
Диагностика мультиметром
Перед началом проверки двигатель рекомендуется прогреть на средних оборотах в течение 15 минут, включив фары головного света. Процедура выполняется следующим образом:
- Включаем мультиметр на измерение напряжения и производим замер между выводом «30» генератора и массой. Если с регулятором всё в порядке, то прибор покажет напряжение в пределах 13,8–14,5 В. При иных показаниях регулятор лучше заменить.
- Проверяем регулируемое напряжение, для чего подсоединяем щупы прибора к контактам аккумулятора. Двигатель при этом должен работать на средних оборотах, а потребители быть включены (фары, отопитель и т. п.). Напряжение должно соответствовать значениям, установленного на ВАЗ 2105 генератора.
- Для проверки якорной обмотки один из щупов мультиметра соединяем с массой, а второй с контактным кольцом ротора. При малых значениях сопротивления это укажет на неисправность якоря.
Видео: диагностика генератора лампочкой и мультиметром
Чтобы была возможность постоянно контролировать напряжения заряда аккумулятора, я установил в прикуриватель цифровой вольтметр, тем более что я не являюсь курильщиком. Это устройство позволяет всегда следить за напряжением бортовой сети, не выходя из автомобиля и не поднимая крышку капота для проведения замеров. Постоянная индикация напряжения сразу даёт понять, что с генератором всё в порядке или, наоборот, если возникли проблемы. До установки вольтметра не один раз приходилось сталкиваться с неполадками регулятора напряжения, которые обнаруживались только при разрядке аккумулятора или при его перезарядке, когда жидкость внутри попросту кипела из-за превышения выдаваемого напряжения.
На стенде
Диагностика на стенде проводится на сервисе, а при наличии всего необходимого возможна и в домашних условиях.
- Монтируем генератор на стенд и собираем электрическую схему. На генераторе Г-222 контакт 15 соединяем с выводом 30.
Осциллографом
Диагностика генератора возможна с помощью осциллографа. Однако такое устройство есть далеко не у каждого. Прибор позволяет выявить исправность генератора по форме сигнала. Для проверки собираем такую же схему, как и в предыдущем варианте диагностики, после чего выполняем следующие шаги:
- На генераторе 37.3701 отсоединяем от регулятора напряжения вывод «В» от диодов и соединяем его с плюсом АКБ через автомобильную лампу на 12 В и мощностью 3 Вт.
- Включаем электродвигатель на стенде и устанавливаем частоту вращения около 2 тыс. мин-1. Отключаем АКБ тумблером «6» и реостатом выставляем ток отдачи 10 А.
- Осциллографом проверяем сигнал на клемме «30». Если обмотка и диоды находятся в исправном состоянии, форма кривой будет в виде равномерных зубьев пилы. В случае пробитых диодов или обрыва в статорной обмотке, сигнал будет неравномерным.
Как проверить диодный мост мультиметром?
Действуйте в следующей последовательности:
Снимите диодный мост с генератора (в противном случае провести проверку не выйдет). Каждый диод необходимо проверять отдельно.
Установите на мультиметре режим «пищалки». В этом случае при замыкании щупов будет издаваться характерный писк. Если же такой функции нет, можно поставить переключатель тестера в положение «1кОм».
Прикоснитесь щупами к краям одного диода и проведите измерения, поменяв щупы местами. Диод можно считать исправным, если в одну из сторон он показал бесконечность, а в другую – около 500-700 Ом.
Если при обоих измерениях сопротивление слишком низкое или, наоборот, бесконечное, то диод (группа диодов) неисправна.
Ремонт генератора ВАЗ 2105
Определившись, что генератор нуждается в ремонте, его сперва необходимо демонтировать с автомобиля. Для выполнения операции понадобятся такие инструменты:
- ключи на 17 и 19;
- головки на 10, 17 и 19;
- трещоточная рукоятка и вороток;
- удлинитель с карданным шарниром.
Как снять генератор
Демонтируем узел в следующем порядке:
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора и отсоединяем проводку от генератора.
Разборка и ремонт генератора
Для разборки механизма понадобится следующий перечень инструментов:
- ключ и головка на 10 с удлинителем;
- молоток и наставка из мягкого металла;
- съёмник подшипников;
- крестовая отвёртка.
Операция состоит из следующих шагов:
- Крестовой отвёрткой откручиваем крепление реле-регулятора к корпусу.
Видео: ремонт генератора на «классике»
Ремень генератора
Гибкий привод предназначен для вращения шкива источника электроэнергии, обеспечивая функционирование последнего. Недостаточное натяжение или обрыв ремня приводит к отсутствию заряда АКБ. Поэтому несмотря на то, что ресурс ремня составляет около 80 тыс. км, за его состоянием периодически нужно следить. Если будут выявлены повреждения, такие как расслоение, торчащие нити или надрывы, то лучше заменить его новым изделием.
Много лет назад, когда я только приобрёл автомобиль, столкнулся с неприятной ситуацией — оборвало ремень генератора. Благо это произошло возле моего дома, а не среди дороги. Пришлось отправиться в магазин за покупкой новой детали. После этого случая я постоянно вожу в запасе ремень генератора, ведь он много места не занимает. Кроме этого, когда я провожу под капотом какие-либо ремонтные работы, всегда проверяю состояние гибкого привода и его натяжение.
На ВАЗовской «пятёрке» используется ремень генератора шириной 10 мм и длиной 944 мм. Элемент выполнен в форме клина, что позволяет ему легче зацепляться за шкив генератора, помпы и коленвала.
Как натянуть ремень генератора
Для натяжения ремня понадобятся такие инструменты:
- монтировка;
- головка на 17 и вороток.
Процедура состоит из следующих шагов:
- Проверяем степень натяжения привода. Нормальными значениями являются такие, при которых ремень между шкивом помпы и шкивом коленчатого вала пригибается на 12–17 мм или на 10–17 мм между шкивом помпы и шкивом генератора. При проведении замеров давление не должно быть более 10 кгс в указанном на изображении месте. Для этого нажимаем большим пальцем правой руки с умеренным усилием.
Устранение неисправностей
Есть два основных варианта решения проблемы. Первый – точная диагностика на стенде: после обнаружения признаков сгоревших диодов проводится проверка и определяется, какие именно элементы вышли из строя. После этого неисправные диоды выпаиваются, а на их место впаиваются новые. Очень важно брать именно такую же марку, любые аналоги прослужат недолго.
Гораздо проще поменять узел в сборе, это и быстрее и качественнее, так как можно быть уверенным, что запчасть проходит какое-то время. Цена детали невысока, к примеру, на ВАЗ 2110 она составляет около 650 рублей. Замена не отличается сложностью и может быть произведена самостоятельно.
Выявить неисправность диодного моста и заменить его не составит труда для любого автолюбителя с минимальным набором инструмента. Если проверка показала поломку, генератор лучше всего снять и провести ремонт. Процесс несложный, занимает не более часа.
Источник