Какие встречаются надписи на шинах
- Указывает на сезонность шин (в данном случае это зимняя).
- Обозначает размер шины, где 175 – ширина профиля, 70 – процентное соотношение высоты профиля к ширине, R – радиальная конструкция, 13 – диаметр диска.
- Надпись TUBELESS говорит о том, что покрышка бескамерного типа.
- Индекс максимально допустимой нагрузки и скорости.
- Rotation указывает направление вращения колеса.
- TWI – индикатор износа.
- Индекс износа, температуры и торможения.
- Дата изготовления шины, где 28 – порядковая неделя, 01 – последние цифры года (2001).
- «Е» говорит о том, что шина соответствует стандартам качества ECE, номер после буквы указывает на страну изготовителя.
- RADIAL – радиальная конструкция изделия.
- Указывает на изготовителя или торговую марку.
- Обозначает сторону покрышки. INSIDE – внутренняя, OUTSIDE – внешняя.
- Максимально допустимая нагрузка.
- Цветная метка. Может указывать на самое плотное или тонкое место в изделии.
- Информация о материалах в конструкции шины.
02-03-dop1
Вот пример расчета для максимальной скорости 185 км/ч. Увеличиваем цифру на 15%, поскольку такая прибавка возможна при движении на затяжном спуске или при сильном попутном ветре. 185×1,15 = 209,3. Это число по таблице № 1 находится между значениями 190 и 210. Округляем его в бόльшую сторону и получаем индекс Н.
Зимние шины допустимо применять с меньшими индексами, — наиболее распространены Q (160 км/ч) и T (190 км/ч). Но ни в коем случае нельзя превышать скоростной лимит покрышек — они не выдержат большой центробежной силы.
Теперь о грузоподъемности. Число 82, например, говорит о том, что шина способна нести нагрузку не более 475 кг. Минимум, требуемый для вашего автомобиля, определите, исходя из максимальной нагрузки на ось при полной его массе. Поделите это значение на два и в таблицах (они приведены в фотогалерее внизу статьи) подберите ближайшее значение, округлив его в сторону увеличения. Некоторые производители шин и автомобилей рекомендуют увеличить расчетное значение на 20%, создавая некий запас.
Основные маркировки
В маркировке шин присутствует огромное множество различных элементов. Сначала перечислим самые основные из них, это:
- фирма изготовитель;
- модель и тип протектора;
- размер шины;
- индекс максимальной нагрузки;
- индекс скорости;
- максимально допустимое значение давления;
- назначение изделия;
- степень защиты;
- эксплуатационные условия (сезонность);
- другие данные.
Ниже более детально разберем какие бывают маркировки на шинах и что они могут означать.
Страна и компания-производитель
Каждый изготовитель наносит свои логотипы или обозначения на боковине покрышек. Многие бренды имеют производственные мощности в различных странах, причем качество их продукции часто зависит от места изготовления. Например, покрышки японского бренда могут выпускаться в Германии, Польше, Таиланде и т.д.
Иногда на изделиях присутствует надпись: «Made in…». Но как же узнать страну выпуска если этого нет. В таком случае поможет кодовое обозначение DOT. В нем также зашифрована информация о серии, заводе и дате изготовления. Это довольно сложный код, чтобы узнать информацию, нужно воспользоваться огромными таблицами либо специальными сайтами.
Но есть и более простой способ узнать в какой стране были изготовлены шины – из буквенно-цифирного обозначения (Е1-Е48). Буква означает, что изделие прошло сертификацию Economic Commission for Europe, а номер указывает страну изготовителя.
Таблица соответствия страны стандартизации автомобильных покрышек
Код | Страна стандартизации | Код | Страна стандартизации |
E1 | Германия | E21 | Португалия |
E2 | Франция | E22 | Россия |
E3 | Италия | E23 | Греция |
E4 | Нидерланды | E24 | Ирландия |
E5 | Швеция | E25 | Хорватия |
E6 | Бельгия | E26 | Словения |
E7 | Венгрия | E27 | Словакия |
E8 | Чехия | E28 | Беларусь |
E9 | Испания | E29 | Эстония |
E10 | Югославия | E31 | Босния/Герцеговина |
E11 | Великобритания | E34 | Болгария |
E12 | Австрия | E36 | Литва |
E13 | Люксембург | E37 | Турция |
E14 | Швейцария | E39 | Азербайджан |
E15 | Не используется | E40 | Македония |
E16 | Норвегия | E43 | Япония |
E17 | Финляндия | E45 | Австралия |
E18 | Дания | E46 | Украина |
E19 | Румыния | E47 | Южная Африка |
E20 | Польша | E48 | Новая Зеландия |
Решения для бизнеса
Часто на покрышке пишут «Made in…» и указывают информацию о производителе. Если ее нет, можно это узнать по коду DOT. Это цифры, которые показывают серию и дату изготовления конкретного экземпляра, а также завод.
В каком государстве были созданы те или иные автошины, можно понять по двум буквам. Сразу за словом DOT.
Таблица кодов стран
1D, H4, EN, EL, EH, EJ, H4, EP, E43
Каким может быть протектор
Каждый производитель обязательно вписывает модель своего изделия на поверхность. Большая часть брендов реализуют сразу несколько разновидностей. Внутри одной марки линейки будут различаться:
рисунком и типом внешнего вида.
Это позволяет «переобуваться» все время у одного изготовителя, качество которого вас устраивает. Достаточно выбрать товар по диаметру и профилю колеса. Каждая линия продукции рассчитана на определенные показатели:
экономичности и времени жизни;
Одним важнее, чтобы автошина продержалась больше года, другие максимальное значение придают разгону и движению вперед.
Если поверхность резины направленная, обязательно есть стрелочка в направлении вращения, которая показывает, как правильно монтировать. Если покрышки асимметричные, на них проставляется тиснение со словом Outcide и Incide.
Пределы скорости
Когда приобретаете изделие, стоит проверить, какой разгон допустит эта вещь без вреда для способностей автомобиля. Они связаны с километражем в час и скоростным индексом, указанным ниже.
Модель и тип протектора
На корпусе покрышек, помимо бренда, указывается и модель шины. Большинство производителей предлагают целые линейки изделий, которые могут отличаться по следующим параметрам:
- рисунком протектора;
- материалами изготовления;
- назначением;
- сезонностью.
В рамках одного модельного ряда, автовладельцы могут выбрать подходящие под автомобиль диаметр и профиль резины.
Каждая модель рассчитана под конкретного покупателя, которому важны тот или иной скоростной индекс, износостойкость либо экономичность и др.. Например, у бренда Michelin в ассортименте присутствует модель Energy – это экологичное изделие, которое к тому же помогает экономить топливо. Для тех, кто предпочитает агрессивный стиль вождения выпускается Michelin Primacy. Они обеспечивают высокий индекс скорости и хорошую управляемость.
Данная информация зашифрована в буквенно-циферном обозначении, которые прописываются сразу за именем производителя.
По названию модели очень просто определить рисунок протектора и его вид.
Если изделие имеет направленную поверхность, то на нем рисуется стрелка, указывающая направление вращения колеса с надписью «Rotation». На ассиметричных шинах встречаются маркировки Outside и Inside, которые помогают при монтаже резины.
Летние
Если зимой условия езды очень разнообразны, то летом такой проблемы нет и выбор сделать проще. В первую очередь следует помнить, что использование зимней резины летом это не только порча автомобильных дорог общего пользования, но и неразумная трата собственных средств. Зимняя резина мягче, эластичнее и в летнее время она быстро изнашивается, а стоит дороже, чем летняя.
Отличные современные шины, тщательно спроектированные для сохранения управляемости и устойчивости на высоких скоростях – Nexen Classe Premiere. Для всех типоразмеров, в том числе для 186/65R15, характерен оптимизированный рисунок протектора. Он позволяет снижает сопротивление движению, увеличивает тягу, что в итоге позволяет экономить топливо, эффективно используя возможности автомобиля.
Для мокрой дороги многие водители автомобилей B-класса рекомендуют эластичные шины Continental ContiEcoContact 5. Данная модель покрышек типоразмера 185/65R15 обладает низким уровнем шума при отличном сцеплении, превосходной управляемостью и замечательным торможением. При использовании данных шин качение характеризуется низким уровнем сопротивления, что достигается за счет улучшенного состава резиновой смеси. Единственный недостаток уникальной конструкции – высокая цена.
При большом ассортименте выбора, покрышки 185/65R15 остаются одной из самых популярных моделей. Благодаря своей универсальности и оптимальным характеристикам, они хорошо подходят практически для любых условий эксплуатации. Особенности конструкции шин различных производителей позволяют усилить их преимущества и подобрать продукт под свои задачи.
Источник
Размер шин
Данный параметр относится к наиважнейшим. Разберем его на конкретном примере – покрышка с маркировкой 195/60 R 14. Цифра 195 указывает на ширину профиля шины. Измеряется она по наружным границам боковых поверхностей резины. Различные защитные пояса и прочие навесные средства в расчет не берутся.
Число 60 – процентное соотношение высоты профиля к его ширине. В нашем случае 117 мм (195/60*100%). Символ «R» – это первая буква английского слова Radial (в переводе радиальный), указывает на тип покрышек. Это наиболее популярный сегодня вариант, он практически полностью вытеснил старые диагональные шины. Последняя цифра в маркировке «14» указывает на диаметр посадочного места на диске, выражается в дюймах.
Таблица соответствия покрышек к профилю обода
Обозначение покрышки | 135/80R12 | 155/80R13 | 165/80R13 | 175/80R13 | 165/80R14 | 175/80R16 | 155/70R13 |
Обозначение профиля обода | 4,00B*, 4,50 | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J | 5J*, 4 1/2J | 5J* | 4 1/2J, 4J, 5J |
Обозначение покрышки | 165/70R13 | 175/70R13 | 185/70R13 | 175/70R14 | 185/70R14 | 205/70R14 | 185/65R13 |
Обозначение профиля обода | 4 1/2J*, 4J, 5J | 5J, 5 1/2J, 4 1/2J | 6J*, 7J | 5J*, 5 1/2J | 5J*, 5 1/2J | 5 1/2J*, 6J, 6 1/2J | 5 1/2J*, 6J |
Таблица соответствия покрышек для легкого грузового транспорта к ободу колеса
Обозначение покрышки | 185/80R15C | 215/80R16C | 225/75R16C | 5,90-13C |
Обозначение профиля обода | 5 1/2J*, 5K, 6J | 6J* | 6 1/2J*, 6J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J |
* – рекомендуемая величина профиля обода к данному типу шин.
На некоторых моделях в конце маркировки указывается буква «С» (сокращенно от commercial), она означает, что шина имеет усиленную норму слойности. Соответственно такие изделия можно устанавливать на небольшие грузовики, микроавтобусы и фургоны. В этом случае индекс грузоподъемности указывается двумя цифрами. Первая говорит о максимальной нагрузке для одиночного колеса, вторая – для сдвоенного.
Например, шина имеет маркировку 185/75 R 16 С 104/102S. Это значит, что у покрышки повышенная прочность, а индекс нагрузки составляет 104 (или 900 кг) для одиночного колеса, либо 102 (или 850 кг) для сдвоенных. S указывает на максимальную скорость передвижения 180 км/ч (об этом более подробно ниже).
В некоторых моделях покрышек процентное соотношение в маркировке не указывается. В таком случае нужно знать, что она находится в пределах 80-82%. В случаях, когда значение находится ниже 80% его обязательно указывают на шине. Шаг составляет 5%.
На шинах выпущенных на территории США маркировка немного отличается. Рассмотрим ее на следующем примере – 35/12.5 R15 113Q. Первая цифра указывает на внешний диаметр изделия в дюймах. 12.5 – это ее ширины. Единственное отличие заключается в системе измерений – вместо миллиметров дюймы.
Любая автомобильная покрышка имеет свои размеры. Они должны строго соответствовать колесу, на которое устанавливаются. Эти значения обозначаются цифрами 15, 17, 20 и т.д. Подобрать нужные изделия для своего автомобиля можно используя таблицу ниже:
Для легковых автомобилей | ||||
Диаметр диска | Типоразмер шин | Ширина диска (в дюймах) | ||
Мин. | Реком. | Макс. | ||
СЕРИЯ (профиль) 80 | ||||
13″ | 135/80R13 | 3,5 | 3,5 | 4,5 |
145/80R13 | 3,5 | 4 | 5 | |
155/80R13 | 3 | 4,5 | 5 | |
165/80R13 | 4 | 4,5 | 5,5 | |
165R13 | 4,5 | 5 | 6 | |
14″ | 175/80R14 | 4,5 | 5 | 6 |
185/80R14 | 4,5 | 5 | 6 | |
СЕРИЯ (профиль) 70 | ||||
13″ | 135/70R13 | 3,5 | 4 | 4,5 |
145/70R13 | 3,5 | 4,5 | 5 | |
155/70R13 | 4 | 4,5 | 5 | |
165/70R13 | 4 | 5 | 5,5 | |
175/70R13 | 4,5 | 5 | 6 | |
185/70R13 | 4,5 | 5,5 | 6 | |
14″ | 165/70R14 | 4 | 5 | 5,5 |
175/70R14 | 4,5 | 5 | 6 | |
185/70R14 | 4,5 | 5,5 | 6 | |
195/70R14 | 5 | 6 | 6,5 | |
СЕРИЯ (профиль) 65 | ||||
13″ | 155/65R13 | 4,5 | 4,5 | 5,5 |
165/65R13 | 4,5 | 5 | 6 | |
175/65R13 | 5 | 5 | 6 | |
14″ | 155/65R14 | 4,5 | 4,5 | 5,5 |
165/65R14 | 4,5 | 5 | 6 | |
175/65R14 | 5 | 5 | 6 | |
185/65R14 | 5 | 5,5 | 6,5 | |
195/65R14 | 5,5 | 6 | 7 | |
15″ | 145/65R15 | 4 | 4,5 | 5 |
155/65R15 | 4,5 | 4,5 | 5 | |
165/65R15 | 4,5 | 5 | 6 | |
175/65R15 | 5 | 5 | 6 | |
185/65R15 | 5 | 5,5 | 6,5 | |
195/65R15 | 5,5 | 6 | 7 | |
205/65R15 | 5,5 | 6 | 7,5 | |
215/65R15 | 6 | 6,5 | 7,5 | |
16″ | 215/65R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
17″ | 235/65R17 | 6,5 | 7 | 8,5 |
18″ | 235/65R18 | 6,5 | 7 | 8,5 |
СЕРИЯ (профиль) 60 | ||||
14″ | 165/60R14 | 4,5 | 5 | 6 |
175/60R14 | 5 | 5 | 6 | |
185/60R14 | 5 | 5,5 | 6,5 | |
195/60R14 | 5,5 | 6 | 7 | |
15″ | 175/60R15 | 5 | 5 | 6 |
185/60R15 | 5 | 5,5 | 6,5 | |
195/60R15 | 5,5 | 6 | 7 | |
205/60R15 | 5,5 | 6 | 7,5 | |
225/60R15 | 6 | 6,5 | 8 | |
16″ | 205/60R16 | 5,5 | 6 | 7,5 |
215/60R16 | 6 | 6,5 | 7,5 | |
225/60R16 | 6 | 6,5 | 8 | |
235/60R16 | 6,5 | 7 | 8,5 | |
17″ | 225/60R17 | 6 | 6,5 | 8 |
СЕРИЯ (профиль) 55 | ||||
14″ | 185/55R14 | 5 | 6 | 6,5 |
15″ | 175/55R15 | 5 | 5,5 | 6 |
185/55R15 | 5 | 6 | 6,5 | |
195/55R15 | 5,5 | 6 | 7 | |
205/55R15 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | |
225/55R15 | 6 | 7 | 8 | |
16″ | 195/55R16 | 5,5 | 6 | 7 |
205/55R16 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | |
215/55R16 | 6 | 7 | 7,5 | |
225/55R16 | 6 | 7 | 8 | |
245/55R16 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
17″ | 205/55R17 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
215/55R17 | 6 | 7 | 7,5 | |
225/55R17 | 6 | 7 | 8 | |
235/55R17 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | |
245/55R17 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
255/55R17 | 7 | 8 | 9 | |
СЕРИЯ (профиль) 50 | ||||
15″ | 195/50R15 | 5,5 | 6 | 7 |
205/50R15 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | |
225/50R15 | 6 | 7 | 8 | |
16″ | 185/50R16 | 5 | 6 | 6,5 |
195/50R16 | 5,5 | 6 | 7 | |
205/50R16 | 5,5 | 6,5 | 7,5 | |
215/50R16 | 6 | 7 | 7,5 | |
225/50R16 | 6 | 7 | 8 | |
235/50R16 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | |
245/50R16 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
255/50R16 | 7 | 8 | 9 | |
17″ | 205/50R17 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
215/50R17 | 6 | 7 | 7,5 | |
225/50R17 | 6 | 7 | 8 | |
235/50R17 | 6,5 | 7,5 | 8,5 | |
18″ | 235/50R18 | 6,5 | 7,5 | 8,5 |
245/50R18 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
19″ | 275/50R19 | 7,5 | 8,5 | 9,5 |
СЕРИЯ (профиль) 45 | ||||
15″ | 195/45R15 | 6 | 6,5 | 7,5 |
16″ | 195/45R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
205/45R16 | 6,5 | 7 | 7,5 | |
215/45R16 | 7 | 7 | 8 | |
225/45R16 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
245/45R16 | 7,5 | 8 | 9 | |
17″ | 205/45R17 | 6,5 | 7 | 7,5 |
215/45R17 | 7 | 7 | 8 | |
225/45R17 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
235/45R17 | 7,5 | 8 | 9 | |
245/45R17 | 7,5 | 8 | 9 | |
255/45R17 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
18″ | 215/45R18 | 7 | 7 | 8 |
225/45R18 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
235/45R18 | 7,5 | 8 | 9 | |
245/45R18 | 7,5 | 8 | 9 | |
255/45R18 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
275/45R18 | 8,5 | 9 | 10,5 | |
19″ | 245/45R19 | 7,5 | 8 | 9 |
20″ | 275/45R20 | 8,5 | 9 | 10,5 |
СЕРИЯ (профиль) 40 | ||||
16″ | 215/40R16 | 7 | 7,5 | 8,5 |
17″ | 205/40R17 | 7 | 7,5 | 8 |
215/40R17 | 7 | 7,5 | 8,5 | |
235/40R17 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
245/40R17 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
255/40R17 | 8,5 | 9 | 10 | |
265/40R17 | 9 | 9,5 | 10,5 | |
275/40R17 | 9 | 9,5 | 11 | |
285/40R17 | 9 | 10 | 11 | |
18″ | 205/40R18 | 7 | 7,5 | 8 |
225/40R18 | 7,5 | 8 | 9 | |
235/40R18 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
245/40R18 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
255/40R18 | 8,5 | 9 | 10 | |
265/40R18 | 9 | 9,5 | 10,5 | |
275/40R18 | 9 | 9,5 | 11 | |
285/40R18 | 9,5 | 10 | 11 | |
19″ | 225/40R19 | 7,5 | 8 | 9 |
245/40R19 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
255/40R19 | 8,5 | 9 | 10 | |
275/40R19 | 9 | 9,5 | 11 | |
20″ | 245/40R20 | 8 | 8,5 | 9,5 |
СЕРИЯ (профиль) 35 | ||||
17″ | 225/35R17 | 7,5 | 8 | 9 |
265/35R17 | 9 | 9,5 | 10,5 | |
335/35R17 | 11 | 12 | 13 | |
18″ | 215/35R18 | 7 | 7,5 | 8,5 |
225/35R18 | 7,5 | 8 | 9 | |
235/35R18 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
255/35R18 | 8,5 | 9 | 10 | |
265/35R18 | 9 | 9,5 | 10,5 | |
275/35R18 | 9 | 9,5 | 11 | |
285/35R18 | 9,5 | 10 | 11 | |
295/35R18 | 10 | 10,5 | 11,5 | |
345/35R18 | 11,5 | 12 | 13,5 | |
19″ | 225/35R19 | 7,5 | 8 | 9 |
235/35R19 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
245/35R19 | 8 | 8,5 | 9,5 | |
255/35R19 | 8,5 | 9 | 10 | |
265/35R19 | 9 | 9,5 | 10,5 | |
275/35R19 | 9 | 9,5 | 11 | |
285/35R19 | 9,5 | 10 | 11 | |
295/35R19 | 10 | 10,5 | 11,5 | |
20″ | 245/35R20 | 8 | 8,5 | 9,5 |
255/35R20 | 8,5 | 9 | 10 | |
275/35R20 | 9 | 9,5 | 11 | |
21″ | 245/35R21 | 8 | 8,5 | 9,5 |
255/35R21 | 8,5 | 9 | 10 | |
СЕРИЯ (профиль) 30 | ||||
18″ | 285/30R18 | 9,5 | 10 | 10,5 |
295/30R18 | 10 | 10,5 | 11 | |
315/30R18 | 10,5 | 11 | 11,5 | |
335/30R18 | 11,5 | 12 | 12,5 | |
345/30R18 | 11,5 | 12 | 12,5 | |
19″ | 265/30R19 | 9 | 9,5 | 10 |
275/30R19 | 9 | 9,5 | 10 | |
285/30R19 | 9,5 | 10 | 10,5 | |
295/30R19 | 10 | 10,5 | 11 | |
305/30R19 | 10,5 | 11 | 11,5 | |
345/30R19 | 11,5 | 12 | 12,5 | |
20″ | 235/30R20 | 8,5 | 8,5 | 9,5 |
245/30R20 | 8,5 | 8,5 | 9,5 | |
255/30R20 | 9 | 9 | 10 | |
285/30R20 | 10 | 10 | 11 | |
335/30R20 | 12 | 12 | 13 | |
21″ | 255/30R21 | 9 | 9 | 10 |
285/30R21 | 10 | 10 | 11 | |
295/30R21 | 10 | 10,5 | 11 | |
22″ | 255/30R22 | 9 | 9 | 10 |
СЕРИЯ (профиль) 25 | ||||
19″ | 315/25R19 | 11 | 11,5 | 12 |
20″ | 285/25R20 | 10,5 | 11 | 11,5 |
295/25R20 | 10 | 11 | 11,5 | |
325/25R20 | 11,5 | 12 | 12,5 | |
21″ | 295/25R21 | 10 | 10,5 | 11 |
22″ | 295/25R22 | 10 | 10,5 | 11 |
Решения для бизнеса
Размеры: что сделать, чтобы их узнать
Теперь стоит вникнуть в один из наиболее важных вопросов о габаритах. Каждая покрышка имеет собственную высоту, ширину и диаметр. Он должен соответствовать колесным дискам, иначе они станут непригодными. Эту цифру тоже указывают на борту – 17, 20 или 15, а для грузовых и более крупных машин – число будет больше.
Таблица соответствия товаров, собранных по радиальному методу
155/80 и 165/80 R13
4 ½ J* 4J, 5J 5 ½ J
175/70 и 165/70 R14
Для легких грузовиков цифры будут немного другими:
Что значит маркировка на шинах: камерная и бескамерная
В современном производстве делают обычно второй вариант. Но иногда встречаются и модели старого образца. Отличить их проще по специально нанесенным буквам:
TL (Tubeless). Без камеры. Внутри есть пространство и воздух, которые сохраняются, потому что резина максимально близко прилегает к ободу. В дополнение изготавливается специальный слой из эластичного материала.
TT (TubeType). Их собирают из внутренней камеры, которая производится из тонкой материи и покрышек. Это помогает удерживать внутри воздушную подушку.
Если нужно выбрать одну из них, советуем присмотреться к бескамерным. Они позволяют лучше разгоняться, более безопасны и надежны в обращении.
Таблица соответствия защиты от проколов
Конечно, каждая фирма стремится защитить свои изделия от быстрого выхода из строя. Поэтому они пользуются разными технологиями, которые спасают детали от порезов. Но каждый изготовитель маркирует это по-своему. Ниже представлены наиболее распространенные знаки.
Французский известный Michelin
Японский популярный Yokohama
Дополнительная маркировка размера шин и ее значение
Treadwear. Индекс, который отражает уровень износостойкости. Показывает степень и скорость, с которой изнашивается колесо – обычно в рамках от 100 до 500. Чем выше показатель, тем лучше будет резина сопротивляться. Но это зависит также от качества дорожного покрытия, любимого стиля езды владельца.
Temperature. Показатель температуры. С его помощью можно понять, насколько термостойкий материал используется на резине автомобиля. Всего существует 3 вида – А, В, С. Первый считается лучшим, а С – самый посредственный.
Reinforced. Усиление. Наличие этого слова на покрышке говорит о том, что корд был усилен с помощью дополнительного слоя или еще каких-либо деталей.
Если монтировать разрешено только на переднюю ось, то прописывается еще одна буква – «F», если на заднюю – «R».
Как расшифровать маркировку шин из Америки
В США покрышки маркируют не так, как в Европе и странах региона бывшего СССР. Обычно она выглядит как 28*8,5R 16LT.
Расшифровывается это просто:
28 – внешний радиус в дюймах;
8,5 – ширина в тех же единицах измерения;
R – нити корда пересекаются радиально;
16 – внутренний радиус;
LT – какой транспорт может им пользоваться, в данном случае коммерческий.
Для чего нужны цветные метки
Производители дополнительно наносят маленькие разметки – точки трех основных оттенков. Обычно они красные, зеленые или желтые. С их помощью становится проще монтировать колесо. Давайте разберемся, для чего нужны они.
Желтоватый треугольник или круг будут показывать наиболее легкое место.
Красный – наиболее плотная точка. Когда будет монтироваться колесо, его необходимо расположить рядом с отметкой L на диске.
Зеленый. Потребуется при первичной установке, его проставляют на заводе.
Также часто можно встретить разноцветные полосы, которые наносятся на месте производства и на складах. Для покупателей они смысловой нагрузки не несут, но нужны для погрузки и разгрузки, поэтому их используют.
Если необходимо вести учет комплектов на складе, советуем обратиться за оборудованием в «Клеверенс». Здесь работают люди, которые разбираются в ведении делопроизводства и смогут помочь с выбором лучшей техники и качественным софтом для выполнения задач любого бизнеса.
Когда изготовили
Еще один важный параметр. Со временем покрышки тоже теряют свои свойства, даже если они пролежали на складе долгий период, а не активно эксплуатировались автомобилем. При долгом хранении шины теряют эластичность, поэтому их ходовые качества становятся хуже.
Определить эту дату несложно, если посмотреть на аббревиатуру DOT. Обратите внимание на последние 4 цифры кода, которые находятся в полуовале. Если вписаны 4719, то произвели автошины в 47 неделю 2019 года.
Сезоны и их смена
При расшифровке маркировки зимних шин для легковых автомобилей вы обязательно заметите пиктограмму, которая указывает на сезонность товара. Обычно это следующие обозначения:
Кристалл снега, часто с частицами льда вокруг. Это картинка, которая отделяет от общей массы зимнюю резину. Они отличаются глубокими протекторами от 8 до 10 мм, особенной рабочей поверхностью и более мягким покрытием.
Солнце. Это летняя «обувь», которая не боится жары вплоть до +40 градусов.
Всесезонные с надписью Allseason. Они подойдут, когда погода меняется только в пределах от +7 до +30.
Дополнительно на них часто пишут S+ M. Это обозначения, которые показывают на использование товара в тяжелых условиях, при наличии мокрого снега и гололеда. Если сбоку на них нарисован зонтик или капелька дождя, это гарантирует то, что модель справится с непрерывными осадками и водой на дороге.
Индекс максимальной нагрузки (или Load Index)
Данная цифра указывает на максимальный груз, который способна выдержать шины. Это значение наносится не конкретным числом, указывающим на массу, а зашифровано в виде кода. Приблизительный показатель по весу можно узнать, если разделить массу авто на 4. Этот индекс обычно указывается сразу после размеров изделия.
Таблица индекса максимальной нагрузки (Max Load)
Индекс нагрузки | Максимальный вес, кг | Индекс нагрузки | Максимальный вес, кг | Индекс нагрузки | Максимальный вес, кг |
60 | 250 | 83 | 487 | 106 | 950 |
61 | 257 | 84 | 500 | 107 | 975 |
62 | 265 | 85 | 515 | 108 | 1000 |
63 | 272 | 86 | 530 | 109 | 1030 |
64 | 280 | 87 | 545 | 110 | 1060 |
65 | 290 | 88 | 560 | 111 | 1090 |
66 | 300 | 89 | 580 | 112 | 1120 |
67 | 307 | 90 | 600 | 113 | 1150 |
68 | 315 | 91 | 615 | 114 | 1180 |
69 | 325 | 92 | 630 | 115 | 1215 |
70 | 335 | 93 | 650 | 116 | 1250 |
71 | 345 | 94 | 670 | 117 | 1285 |
72 | 355 | 95 | 690 | 118 | 1320 |
73 | 365 | 96 | 710 | 119 | 1360 |
74 | 375 | 97 | 730 | 120 | 1400 |
75 | 387 | 98 | 750 | 121 | 1450 |
76 | 400 | 99 | 775 | 122 | 1500 |
77 | 412 | 100 | 800 | 123 | 1550 |
78 | 426 | 101 | 825 | 124 | 1600 |
79 | 437 | 102 | 850 | 125 | 1650 |
80 | 450 | 103 | 875 | 126 | 1700 |
81 | 462 | 104 | 900 | 127 | 1750 |
82 | 475 | 105 | 925 | 128 | 1800 |
129 | 1850 |
Здесь также стоит уточнить, что значение, указанное на шинах, говорит лишь о предельно допустимой нагрузке без учета массы транспорта, условий эксплуатации и стиля вождения. К тому же необходимо понимать, что изделие не должна работать на пределе возможностей. Например, для легкового транспорта не следует допускать превышения нагрузки больше 80% от максимального значения, а для внедорожников 70%. Предельная нагрузка не только уменьшает ресурс шины, но может привести и к аварии по причине разрыва.
Выбирая резину для своего автомобиля важно смотреть на индексы максимальной нагрузки и скорости. Покупайте такие изделия с запасом, но не переусердствуйте с ним. Чем больше этот самый индекс, тем тяжелее и массивнее будет покрышка. Что в свою очередь негативно сказывается на динамике езды и потреблении топлива. Всегда старайтесь выбирать что-то среднее.
Максимально допустимую нагрузку на автопокрышках производители указывают как Max Load. Мера измерений – килограммы иногда в фунты. Величина аналогична предыдущей, а единственное его отличие – это подача в абсолютных числах.
Индекс скорости
Данные зашифровываются буквами латинского алфавита. Они указывают на максимально допустимую скорость передвижения с изделиями определенной модели.
Таблица с обозначением индекса скорости в маркировке автомобильных покрышек
Индекс скорости | Максимально допустимая скорость, км | Индекс скорости | Максимально допустимая скорость, км | Индекс скорости | Максимально допустимая скорость, км |
J | 100 | Q | 160 | V | 240 |
K | 110 | R | 170 | VR | >210 |
L | 120 | S | 180 | W | 270 |
M | 130 | T | 190 | Y | 300 |
N | 140 | U | 200 | ZR | >240 |
P | 150 | H | 210 | — | — |
Данный параметр чаще отображается на боковине автошин за индексом нагрузки латинскими буквами.
Назначение изделий
О том, в каких условия можно использовать то или иное изделие вам расскажут буквы, которые стоят сразу за типоразмером. Встречаются следующие:
- P (Passenger) – устанавливаются на легковой транспорт;
- LT (Light Truck) – подходят для небольших грузовиков и фургонов;
- ST (Special Trailer) – предназначены для установки на прицепы;
- LRO (Low Platform Trailer) – подходят для прицепов с низкой платформой;
- T (Temporary) – для запасного колеса.
По этому параметру шины подбираются в зависимости от техники, на которую они будут устанавливаться.
illust_1r
СПЕЦНАЗ
На некоторых шинах этот набор дополняется еще некоторыми символами.
XL — блеф чистейшей воды, призванный внушить, что шины имеют повышенную грузоподъемность. Но реальная нагрузка определяется только описанным выше индексом.
Символы SUV или 4×4 (в зависимости от производителя) означают, что шины предназначены для кроссоверов или вездеходов. Их основные особенности — более мощный каркас и усиленные изнутри плечи.
Буква С в маркировке (например, 185/75R16C) отсылает к легкому коммерческому транспорту (минивэны и легкие грузовички). Такие шины отличаются двойным индексом грузоподъемности (например, 104/102Q), где первая цифра говорит о грузоподъемности колеса в односкатном варианте, а вторая — в двухскатном.
Шины типа Run-Flat способны преодолеть некоторое расстояние, потеряв воздух. Они тоже имеют отличительную маркировку, которая приведена в таблице (ее вы найдете в фотогалерее внизу).
ТО ЯМА, ТО КАНАВА
Бытует мнение, что на плохих дорогах лучше применять шины с высоким скоростным индексом: они, мол, прочнее. Доля истины здесь присутствует. Дополнительная усиливающая «прокладка» между брекером и каркасом делает шины чуть менее уязвимыми к ударам. Расплата за это — повышенная жесткость, иногда еще и шумность.
На самом деле в тяжелых условиях предпочтительнее шины с более высоким индексом грузоподъемности. У них не только дополнительная подложка, но и усиленные боковины.
Степень защиты
Разные производители при изготовлении своей продукции применяют различные технологии, которые помогают уберечь покрышки и колеса от различного рода повреждений, тем самым продлевая их эксплуатационный срок. Например, защита от проколов обозначается так:
Производитель | Маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat |
Kumho | RF |
Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Pirelli | EUFORI@ или RF |
Nokian | Run Flat или RF |
Yokohama | RF |
С такой технологией автомобиль может продолжать движение на дистанцию от 50 до 150 км, даже в случаях частичного либо полного падения давления, но при скорости не более 80 км/ч.
Также можно встретить маркировки, указывающие на наличие или отсутствие других видов дополнительных защит. Сюда относятся:
- MFS – полная защита закраин диска;
- FR – шина с зашитой обода;
- FB – отсутствует защита обода от повреждения о бордюр;
- Temperature – термостойкость резины на высокой скорости езды, встречается три типа: А, В и С, где А имеет максимальный показатель;
- Reinforced – шина усилена дополнительным слоем корда либо других материалов.
Некоторые заводы изготовители могут указывать на шинах материалы, из которых они изготовлены. Например, «2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD» говорит о том, что изделие имеет 2 слоя корда из полиэстера и 2 из стали.
С чего начинать: основные моменты
Выбор резины для легковых автомобилей стоит начинать с изучения руководства к ТС. В нем дана полная и подробная информация о том, какой тип из стандартной маркировки размеров рекомендует производитель для покупки шин. При этом завод-изготовитель дает несколько вариантов на выбор в зависимости от следующих параметров:
- материал, из которого изготовлены диски;
- сезон;
- мощность и модификация мотора.
Рассмотрев перечисленные характеристики, владелец автомобиля сможет определиться с оптимально подходящей для него резиной даже без понимания значения нанесенных на нее знаков и цифровых комбинаций. Но нужно учитывать, что завод допускает установку шин с другими маркировками. Поэтому многие автомобилисты предпочитают брать за основу типоразмер. А значит маркировка шин все же важна, как и ее расшифровка для легковых и грузовых ТС.
Под термином «типоразмер» понимается маркировка шин, нанесенная на боковую сторону резины. Расшифровка идентична для всех легковых автомобилей, поэтому затруднений обычно не вызывает даже у новичков.
Предположим, что маркировка шин выглядит следующим образом – 185/65 R15. Что означает подобная маркировка на шинах? Разбирать элементы кодировки нужно в отдельности:
- первая цифра 185 – это ширина покрышки, измеряющаяся в мм;
- вторая цифра 65 – профиль.
Если разбирать понятие «профиль» подробно, то нужно указать на то, что величина измеряется в процентах. По сути, это соотношение профиля к ширине. И в данном конкретном случае оно составляет 65%. Чем выше этот показатель, тем выше будет резина.
Случается, что маркировка шин показывает одинаковую ширину, но разный профиль. И здесь нужно ориентироваться по руководству. Допускать превышений технических характеристик, которые указаны в нем, недопустимо. Ведь несоблюдение правил приведет к невозможности эксплуатировать техническое средство.
Букву R многие ошибочно принимают за указание радиуса. Но на самом деле этот элемент отражает радиальную конструкцию покрышки. Ранее производители использовали диагональный вариант, обозначающийся буквой D. Но сейчас выпуск шин с подобной маркировкой не ведется. Они считаются устаревшими.
Последняя цифра в типоразмере, согласно правилам маркировки шин, показывает диаметр диска. Он измеряется в дюймах. Например, можно встретить такую маркировку колес (шин) — R14. Владелец авто должен понимать, что 14 дюймов – это:
- внутренний размер шин;
- наружный размер диска.
Таким же образом нужно расшифровывать, если маркировка шин стоит как R16 и выше.
Но перечисленные цифры – далеко не единственные на резине. Обычно за уже перечисленными элементами ставятся и другие комбинации из цифр и букв латинского алфавита. Например, маркировка шин обозначается следующей комбинацией — 195/65 R15 94Н. Следующий за диаметром элемент кода является показателем допустимой нагрузки на одно колесо. Причем сама цифра напрямую не обозначает килограммы, а является индексом.
Код маркировки шин 94 означает, что покрышка выдерживает до 670 килограммов. Для всего авто максимальный вес высчитывается путем определения нагрузки на четыре колеса.
Подобная маркировка шин и ее расшифровка для легковых автомобилей не играет решающего значения. Завод изготовитель обычно указывает параметры с некоторым запасом, поэтому превысить показатель крайне сложно. А вот с грузовыми ТС нужно быть очень внимательными. И предварительно ознакомиться с тем, какая заводская маркировка шин соответствует их потребностям.
Производители рекомендуют эксплуатировать транспорт с нагрузкой в 70-80% от указанных критических величин. Несоблюдение этого правила приводит к тому, что резина изнашивается гораздо быстрее установленного брендом срока. К тому же подобное нарушение увеличивает риск взрыва покрышки. Такие ситуации способны привести к смертельному исходу.
Следующая буква латинского алфавита является индексом скорости. Каждой из 17 взятых за основу букв соответствует определенный скоростной режим.
Причем это – максимальный предел. Производитель рекомендует эксплуатировать ТС в таком режиме не более нескольких часов и гарантирует нормальную работу резины только в течение этого времени.
Таблица маркировки скоростного режима эксплуатации шин приведена ниже.
Обозначение (в алфавитном порядке) | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Скорость (в км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | Менее 210 | 270 | 300 | Менее 240 |
Исходя из всего сказанного выше, можно сказать, что увидев маркировку шин 205/55 R15 94Н, водитель должен «прочитать» следующее:
- ширина 205 мм;
- профиль 55%;
- радиальная конструкция;
- диаметр 15 (эта маркировка шин указывается в дюймах);
- предельная нагрузка на одно колесо 670 килограммов;
- максимальная скорость 210 километров в час.
Но маркировка шин и расшифровка их обозначений перечисленными параметрами не ограничивается.
Сезонность эксплуатации
Встречаются следующие маркировки на покрышках, указывающие на сезон их использования и подходящее дорожное покрытие:
- AS – универсальная покрышка, подходит для любого времени года;
- AGT – всесезонная шина;
- R+W – пригодны для использования в зимний период;
- Frost – зимняя резина;
- AW – можно использовать в любых погодных условиях;
- A/T – применяется на любом дорожном покрытии;
- M/T – подходит для использования в труднопроходимых местах и езде по бездорожью.
Стоит отметить, что многие изготовители погодные свойства своих изделий обозначают не буквами, а изображениями. Например, вы увидели на резине одновременно рисунки снежинки, дождя и солнца – это указывает на всепогодность покрышки. Зимнюю резину маркируют изображением пиков гор или снежинки, иногда и так, и так.
Также на некоторых типах шин вместо стандартного индикатора износа (размером в 1.6 мм) применяют зимний вариант (толщиной 4 мм). В целом зимняя шина легко определяется на ощупь – она значительно мягче.
Следующее, что важно знать автовладельцу – это как расшифровывается маркировка покрышек, пригодных для езды по мокрому асфальту. Обычно они имеют такие обозначения: Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua либо рисунок зонтика.
Также можно встретить маркировку M+S или M&S. Оно чаще применяется на европейских заводах. Символ M – это первая буква слова Mud (грязь), вторая S – Snow (снег). Эта маркировка указывает на то, в каких условиях разрешено использование данного изделия. В европейских странах именно такие шины считаются зимними. Дело в том, что у них зимы не такие суровые как в России и большую часть холодного периода там лежит грязь. Те шины, которые у нас принято называть зимними, в Европе маркируются как арктические.
Другие обозначения
На некоторых моделях покрышек сразу после размера указывается 3 индекса:
- Temperature (или температурный) – говорит о том, на сколько шина устойчива к высоким температурам. Бывает трех категорий – А, В и С, где А считается лучшей.
- Traction (торможения) – указывает на качество торможения и сцепления с дорогой на влажном покрытии. Также делится на три категории А, В и С.
- Treadwear (ожидаемый пробег) – измеряется в цифрах больше 100, так как это число считается базовым. 100 соответствует 48 тыс. км.. Чем выше значение, тем лучше покрышка.
В маркировке шин обязательно присутствует индекс износа. По нему определяется степень изношенности изделия и необходимость замены на новые. Чаще располагается на дне канавки максимально близко к надписи TWID (в некоторых случаях TWI или DSI). Место ее расположения легко определить по специальной стрелочке-указателе.
На зимней шипованной резине производители оставляют обозначения, которые несут следующую информацию:
- AD – шипы из алюминия;
- SD – с твердосплавным сердечником;
- DD – вставка с сердечником прямоугольной формы и алмазной геранью;
- OD – овальный сердечник;
- MD – шип из пластика с твердосплавным сердечником.
Также к важной информации, указанной на теле покрышек, относится дата изготовления. Ведь даже если резина не устанавливалась на автомобиль, а просто находилась на хранении, все равно со временем она теряет эластичность, и ее ходовые качества ухудшаются.
Узнать дату выпуска можно по маркировке DOT. Для этого нужно обратить внимание на последние 4 цифры, заключенные в овал – они укажут на неделю и год выпуска. Например, мы видим 2022, это говорит о том, что шина выпущена с завода на 20 неделе 2018 года.
Дополнительные элементы маркировки шин автомобиля: перечень и расшифровка
Каждая покрышка проходит через проверку на качество. Это отражается кодом с буквой «Е». К нему добавляются цифры, означающее страну, по чьим стандартам была проведена проверка. Например, Е8 – это Чехия, а Е37 – Турция. Традиционно на резине эта информация проставляется в кружочке.
Согласно последним законодательным изменениям, резина не может использоваться по назначению через пять лет после выпуска. В этот срок она сохраняет все свои характеристики и свойства, позже производитель не может гарантировать безопасной езды. Поэтому дату производства перед покупкой нужно обязательно проверять. Завод-изготовитель указывает ее на боковой поверхности. Традиционна она выглядит как 4 цифры в овале.
Расшифровываются они парами:
- первая группа – порядковый номер недели года;
- последняя – год выпуска.
Например, на резине пробиты цифры – 2116. Это значит, что изделие было выпущено на 21 неделе (в начале лета) 2016 года. И использовать колеса можно до 2022 года.
Часто изготовитель в виде кода:
- указывает конструкционные особенности;
- ставит индикатор износа.
Первая характеристика представляет собой перечисление:
- материалов;
- слоев.
Материалы не зашифровываются и пишутся в строку с указанием возле каждого названия цифры. Она означает число слоев.
Индикатор размещается со следующими особенностями:
- вблизи надписи TWID;
- на дне бороздки.
Часто найти индикатор помогает специальный указатель – стрелочка.
Многие крупные производители, заботящиеся о дополнительной защите своих изделий, разрабатывают собственные технологии, повышающие устойчивость к проколам, порезам и царапинам. Такие защитные опции отображаются по-разному:
- RFT;
- SSR;
- EMT и не только.
Причем здесь для маркировки шин применяется уникальный для каждого бренда набор символов — единая система эту сферу не регламентирует. Наличие знака особенной прочности может трактоваться как возможность передвигаться на расстояние до 150 километров при средней скорости в 80 километров в час даже при полной потере давления.
Большой интерес у потребителя вызывают 2 идентичных обозначения:
- XL;
- Extra Load.
Традиционно эти надписи размещают после типоразмера. На самом деле они идентичны друг другу и означают, что резина имеет усиленный характер. А именно – ее способность выносить нагрузки на 3 единицы выше стандартных в этой категории.
Также существуют следующие метки:
- Left/Right – четко определяет, на какую сторону можно надевать резину;
- Rotation + стрелка – направление вращения;
- Steel – ставится только на изделиях, имеющих металлический корд (в остальных случаях используется текстильный вариант);
- Green X – современные «зеленые» покрышки, которые за счет минимального сопротивления качению снижают выброс углекислого газа в атмосферу.
Последняя характеристика особенно востребована в ЕС.
Цветные значки
Не все, но многие бренды используют цветные геометрические фигуры, с помощью которых зашифровывают разную полезную информацию.
Желтый знак бывает:
- круглым;
- треугольным.
Им метится самое легкое место на изделии. Сами автовладельцы не видят в нем особой информативности, но мастера при монтаже сводят желтый значок с самой тяжелой точкой диска, что улучшает балансировку. Но важно это только для новых покрышек. Для резина б/у обозначение теряет свою актуальность.
Красный круг ставится на заводе и сохраняется обычно на тех покрышках, которые сразу идут на комплектацию автомобилей. Они указывают на то место, где воедино сливаются разные слои материала, что выражается в несколько неоднородной структуре. В максимальной точке и появится красная метка.
Среди знаков можно встретить и белый круг с цифрами внутри. Цифровая комбинация соответствует личному коду ответственного лица, которое проводит итоговую инспекцию изделия и выпускает его из цеха. Подобный контроль качества свидетельствует о серьезном отношении компании к своим потребителям.
Цветные полосы часто кажутся автовладельцам информативными. Но на самом деле линии разных оттенков ставятся с одной целью – пометить изделия с одинаковыми типоразмером и модельным рядом. Так работникам складов удобнее опознавать резину с идентичными характеристиками.
Дополнительные обозначения на покрышках
Данные маркировке дают вам расширенную информацию об автопокрышках и их параметрах. Обозначения выполняются латинскими буквами и указывают на следующее:
- TUBELESS – бескамерная шина.
- TUBE TYPE (иногда ТТ или Mit Schlauch) – шина под камеру.
- PR – индекс слойности. Для легкового транспорта это чаще 4PR или 6PR. В данном случае «R» — Reinforced (усиленная) имеет 4 (6) слоя. Для небольших грузовиков и фургонов подходят покрышки с маркировкой слойности 6PR или 8PR.
- Left или Right (левая, правая) – для установки на ту или иную сторону.
- XL – усиленная шина.
- Steel – металлический корд. Если надпись отсутствует – корд выполнен из текстиля. All Steel означает, что корд из металла применяется как в каркасе, так и в брекере.
- Plies: tread – состав слоя протектора.
- Sidewall – состав боковины.
- DA (иногда Secunda) – штамп пропечатывается на шинах с небольшим производственным дефектом, который не сказывается на их эксплуатационных свойствах.
- Green X (или Reduces CO2) – так называемые «зеленые покрышки», с низким уровнем качения, способствующему снижению расхода топлива, и как следствие уменьшению выброса СО2 в атмосферу.
- ND – ненаправленный рисунок протектора.
- NHS – для небольшой скорости езды.
- SAG – шина повышенной проходимости.
- SUV – для тяжелых автомобилей (кроссоверов, внедорожников и т.п.).
- REGROOVABLE – рисунок протектора можно углублять путем резки.
- RETREAD – шина бывшая в употреблении и восстановленная.
- Studless – не ошиповывается.
- Studdable – можно ошиповывать.
- Studded – ошипованная покрышка.
- ГОСТ (иногда ТУ) – маркировка некоторых отечественных шин, которые выполнены в соответствии с государственными стандартами.
Так как обозначений очень много, расшифровку важно проводить грамотно, только так вы сможете подобрать нужные вам шины, которые улучшат ходовые качества вашего авто и безопасность передвижения.
Обязательная маркировка шин: краткая информационная справка
Правительство долгое время пыталось избавить рынок автомобильной резины от некачественного товара. И в итоге была разработана программа по маркировке шин, законодательная основу под которую приняли с апреля 2022 года. С 2022 года был введен поэтапный план осуществления проекта.
Суть системы: нюансы работы и расшифровки
Для реализации проекта была разработана особая система «Честный знак». Через нее проводится маркировка шин и расшифровка кодов. Для работы компании должны иметь электронную подпись и установить необходимое ПО. Далее руководитель должен пройти регистрацию в системе мониторинга и только после этого он получит доступ к действиям через «Честный знак».
Суть системы сводится к обязательной маркировке шин уникальной кодовой комбинацией Data Matrix. Благодаря коду, потребитель всегда может получить обширный информационный массив:
- об изделии;
- о производителе;
- ключевые характеристики товара;
- дата эмиссии;
- дата ввода в оборот.
Подделать код нельзя — защита данных имеет исключительно высокий уровень. Такой подход к безопасности не позволяет и скопировать Data Matrix. Но при этом он очень читабелен для специализированных устройств. Даже если они сбоят или имеют повреждения код все равно считается.
Заинтересованные лица используют разные устройства для работы с кодами:
- Покупатели загружают приложение «Честный знак» и совершают все манипуляции через него. Им достаточно отсканировать знак и на экране смартфона появится информация о наличии или отсутствии данных о товаре в базе. Если закон соблюден и сведения занесены в систему, потребители могут их открыть.
- Продавцы иначе контактируют с кодами. Они обязаны каждую единицу товара провести через 2D-сканер. Только после этого можно ставить изделия на реализацию.
Криптокод содержит более 80 буквенно-цифровых символов. Самая важная информация в двумерной метке:
- уникальный товарный код;
- серийный номер (он индивидуален);
- проверочный ключ;
- проверочный код.
Data Matrix не может наноситься на само изделие. Для работы в «Честном знаке» в соответствии с законом необходимо будет печатать этикетки с кодом и затем размещать их на изделии. Предполагается, что наклейки будут располагаться на боковой части покрышки.
Некоторые компании опасаются, что не смогут решить все вопросы маркировки шин до конца 2022 года. И это вполне объяснимо, ведь практически все фирмы уже давно автоматизировали многие рабочие процессы и не знают, как интегрировать в нее новые программно-аппаратные комплексы, предназначенные для маркировки шин. проводит сертификацию на совместимость программных продуктов. Также специалисты компании вносят необходимые коррективы для того, чтобы выполнить предписанные поправками изменения в законодательной системе.
Этапы реализации проекта
Маркировка шин с начала 2022 года являлась добровольной. В предыдущем году процесс был запущен в качестве эксперимента с целью выявления слабых мест, нуждающихся в доработке.
Программа по маркировке шин в текущий момент входит в свою финальную стадию. С 1 ноября 2022 введен ряд запретов:
- производство резины без маркировок;
- импорт шин без кода;
- реализация подобного товара субъектами, работающими напрямую с поставщиками.
С 1 ноября 2022 в наиболее выгодном положении оказались те участники товарооборота, которые вступили в программу на добровольной основе. Можно сказать, что маркировка шин стала обязательной уже с ноября, хотя некоторое время на решение вопросов у предпринимателей еще есть.
Он ограничен очередным этапом реализации программы. До 15.12.2020 субъекты товарооборота должны провести маркировку шин, заказанных ранее ноября 2022. При этом поставщики могут отправить их уже в декабре. Определяющим фактором является именно дата заказа продукции.
С 15 декабря реализовывать покрышки без специальных кодов запрещено. Также запрет накладывается на любые действия, связанные с выводом их из оборота. То есть, ЮЛ, не успевшие провести все необходимые манипуляции, лишаются шанса реализовать товар.
Следующий этап назначен на 01.03.2021. До этой даты должна быть проведена маркировка остатков шин, оставшихся на складах и не проданных до 15.12.2020. После 1 марта вся информация об обороте товаров в этом сегменте должна проходить только через «Честный знак».
Цветные метки на шине
На большинстве покрышек имеются небольшие цветные отметины. Это помогает при их установке и бывают красные, зеленые и желтые:
- Желтый круг или треугольник указывает на самое тонкое место, здесь должен быть золотник диска.
- Красным цветом обозначается самое плотное место. Должно находится напротив отметки L диска.
- Круг зеленого оттенка – это заводское обозначение для первичного монтажа покрышки.
Иногда встречаются цветные полоски на теле шин. Они не несут никакой информации, применяются на производстве и складах для погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки, а также хранения.
Маркировка американских покрышек
Встречается две разных маркировки на шинах, произведенных в США. Первая схожа с европейской, отличие заключается в букве «Р» перед типоразмером (от слова Passanger – для легковых автомобилей) либо «LT» (Light Truck – легкий грузовик). Например, P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15.
Вторая маркировка значительно отличается от привычной нам. Возьмем в пример такую — 31×10.5 R15 (она полностью соответствует европейской 265/75 R15).
31 – наружный диаметр резины.
10.5 – ширина покрышки.
R – радиальная конструкция.
15 – внутренний диаметр изделия.
Все величины обозначаются в дюймах. В принципе, если не учитывать, что маркировка идет в непривычной нам системе измерений, то американская маркировка более удобная и понятная, в отличие от европейской, где высота профиля зависит т ширины шины.
Несколько советов
Большинство мировых производителей автопокрышек имеют свои обозначения некоторых особенностей эксплуатации и применяемых в производстве технологий. Информацию о подобных маркировках можно получить только на официальном сайте компании-изготовителя.
На свой автомобиль рекомендуется устанавливать шины не только одного типоразмера и конструкции, но также одной модели и бренда. Это обусловлено тем, что хоть изделия и схожи внешне, при их изготовлении могла применяться разная резина, которая отличается по своим характеристикам, а это может сыграть важную роль в критической ситуации.
При монтаже резины на свое авто избегайте следующих ситуаций:
- низкопрофильная резина впереди, высокопрофильная сзади;
- впереди шипованные шины, сзади без них;
- впереди шины с новым протектором, сзади голые, и наоборот.
Иногда встречаются ситуации, когда покрышки на автомобиле нужно заменить на другие, но нет подходящего типоразмера. Ниже представим вам таблицу взаимозаменяемости шин.
Таблица с информацией о замене резины | |
Размерность заменяемой шины | Вариант замены (в начале списка указан наиболее подходящий вариант) |
135/80R12 | 155/70R12, 155/65R13 |
165/70R13 | 185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15 |
175/70R13 | 175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155/R13, 165/70R14, 165/65R14 |
175/70R14 | 185/65R14, 195/60R14, 195/55R15 |
185/70R14 | 195/65R14, 205/55R15, 195/60R15 |
195/65R15 | 215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15 |
195/70R15 | 205/65R15, 225/60R15, 205/55R16 |
205/70R15 | 215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15 |
205/70R15 | 205/75R15, 215/65R15 |
Информация, представленная выше, поможет вам правильно выбрать не только шину, но и ее размеры, максимально подходящие под ваши условия эксплуатации. Ведь ставить первые попавшиеся покрышки нельзя, они попросту не подойдут.
Зимние шипованные
В условиях снегопада, заснеженных и заледенелых дорог, требуется специальная резина, которая обладает высокой степенью эластичности, крупным протектором, а также снабжена металлическими шипами. Шипы отлично себя показывают на льду и плотном снегу. Когда другие шины скользят, шипы позволяют «зацепиться», не проскальзывают и дают возможность быстрее затормозить или стартовать.
Одни из лучших зимних шипованных шин – Bridgestone Noranza 185 65 r 15 – обеспечивают хорошую управляемость даже в крутых виражах и на гололеде. А особая форма протектора, позволяющая быстро отводить воду от пятна контакта, дает возможность без особых проблем проезжать по снежной слякоти. Шипы обладают высокой износостойкостью. Они установлены в четырнадцать рядов, что обеспечивает надежное сцепления со скользкой поверхностью.
Их ближайший конкурент Goodyear Ultragrip Ice Arctic использует специальную технологию изготовления шипов. С ее помощью увеличивается пятно контакта и достигаются хорошие показатели при движении не только по льду и снегу, но и на мокром асфальте. Это очень важно в условиях чередования заморозков и оттепелей.
Еще одна популярная модель зимних покрышек – Roadstone Winguard WinSpike, также имеет в своем ассортименте типоразмер 185/65R15. Инновации производителя: оптимальная схема расположения шипов, использование кромочного эффекта, с которым сцепление становится лучше. Канавки для отвода воды разработаны на основе многочисленных экспериментов и надежно предотвращают аквапланирование.