Как установить бесконтактное (электронное) зажигание ВАЗ 2106

Сейчас не встретить классику в стоковой комплектации. Установка бесконтактного зажигания на Ладу 2106 давно является необходимостью. Штатные модули отжили свое, и их реанимация зачастую не приносит должного результата – система постоянно сбоит.

Далее приведена инструкция по правильной смене устройства и его настройке.

Схема

Стандартная система бесконтактного зажигания на ВАЗ классике состоит из нескольких модулей. Обычно в монтажный комплект входит оборудование.

  1. Катушка зажигания под электронный модуль. Некоторые автомобилисты оставляют старый блок.
  2. Распределитель, он же трамблер. В этой части и кроется основное отличие. Два устройства схожи только внешне. Внутреннее содержимое бесконтактного и классического модуля полностью отличается.
  3. Контроллер. Этой детали вовсе нет на штатной системе. Электронный блок устанавливается на корпус автомобиля и соединяется с распределителем проводами.
  4. Контроллер Холла. Эта деталь является чрезвычайно важной для нормальной работы системы. Небольшой сенсор отвечает за считывание вращения коленчатого вала двигателя. Если деталь выходит из строя, вся система перестает работать.

В более полных комплектах поставляются свечи зажигания и бронепровода. Под электронную систему, зазоры на свечах устанавливаются другие, либо заменяются элементы.

Установка

Поставить БСЗ на ВАЗ своими руками легко. Потребуется выполнить определенную последовательность действий.

  1. Отключить питание от аккумулятора.
  2. Снять крышку трамблера и проворачиванием коленчатого вала. Выставить первый цилиндр в ВМТ так, чтобы в этот момент совместился бегунок зажигания с контактом 1 рабочей камеры.
  3. Снять штатную катушку зажигания и заменить ее на новую. Здесь следует соблюсти положение клемм Б и К. Это необходимо по причине того, что на модулях контакты могут быть развернуты.
  4. Теперь снимаем со свечей высоковольтные провода и убираем крышку трамблера с машины.
  5. Отключить сам распределитель и вынуть его с посадочного места.
  6. Теперь ставим коммутатор на подходящее место. Желательно чтобы корпус устройства полностью прилегал задней стенкой к металлической поверхности. Это поспособствует лучшему охлаждению устройства. Обычно водители ставят деталь на внутреннюю часть крыла или салонную переборку. Также специалисты советуют обработать панель до голого металла.
  7. Дальше ставится новый трамблер. Здесь нужно выставить метки в нулевой положение. Совместить бегунок в положение срабатывания зажигания на 1 цилиндре.
  8. Добавить к крышке высоковольтные провода согласно тактам двигателя.

Подключение электронного зажигания на ВАЗ 2106

Установить устройство – пол беды. Теперь нужно его правильно настроить. Проводка нового модуля идет в комплекте и смотана в один жгут. На рисунке выше приведена схема подключения устройства к бортовой сети.

На клемму «К» подключается первый контакт коммутатора и провод тахометра, оба коричневого цвета. На вывод катушки «Б» ставятся также два проводка, от клеммы 15 катушки зажигания и 4 колодка от блока управления. Второй провод из блока выводится на массу кузова.

Как выставить электронное зажигание

Добавить новый трамблер по меткам гораздо проще, чем выполнить подобную процедуру на классике. Установка момента зажигания производится по меткам. Последовательность действий выглядит так.

  1. Установить трамблер по меткам на опережение «0».
  2. Попробовать запустить двигатель.
  3. Далее нужно проворачивая корпус трамблера поймать момент оптимального опережения. В этом режиме двигатель работает ровно, быстро отзывается на газ, провалы отсутствуют.

Если опыта в подобном ремонте нет, рекомендуется обратиться к мастеру. Новички редко могут правильно поймать нужный момент.

Регулировка бесконтактного зажигания 2106

После выставления процедура не требуется. Модуль не имеет большого количества подвижных частей. Достаточно правильно настроить изначально и пользоваться им продолжительное время.

Процедура регулировки может понадобиться после ремонта ДВС, когда делалась настройка клапанов или карбюратора. От действий мастера прибор может сбиться, и его положение нужно будет корректировать.

Преимущества электронного зажигания

По мере совершенствования появились более качественные бесконтактные, а теперь и самые новые микропроцессорные зажигания. В основе контактной системы – работа «кулачков», которые приводит в действие крутящийся вал распределителя.

Высоковольтное напряжение механически производит распределитель, подаётся переменно на аккумулятор или генератор на свечи, меняясь под такт работы мотора.

Контактное зажигание простое, надёжное, с незамысловатым функционированием, но в процессе движения «кулачков» и искрообразования образуется нагар на контактах. Машина заводится всё хуже.


Бесконтактная система более совершенна. Уязвимый механический контактный токопрерыватель заменён специальным датчиком бесконтактного типа. Подобная предыдущей конструкция модернизирована коммутатором транзисторного типа и импульсным датчиком.

Как проверить датчик Холла на Ладе 2106: электронное воспламенение

Этот контроллер является самой большой болячкой на системах БСЗ. Его проверка выполнятся так.

  1. Метод исключения. Отказавший датчик меняется на заведомо исправный. Для этого понадобится его приобрести или попросить у соседа целый сенсор. Если после монтажа работа двигателя выровнялась, деталь меняется.
  2. Второй метод подразумевает следующие действия. Для проверки вынимается клемма из трамблера и включается зажигание. Далее нужно замкнуть контакты 3 и 6. Если датчик поврежден – появится небольшая искра.

Есть и другие методики проверки, подразумевающие использование мультиметра и прочих прозвонок. О них здесь писать не будем, так как для этого потребуется наличие специального оборудования и глубоких познаний в автоэлектрике.

Установка катушки

Необходимо внимательно присмотреться, в каком положении установлена старая катушка и как расположен кронштейн на новой. Нередко он может удерживать катушку неправильно, в положении наоборот.

В установленной катушке в зеркальном отображении контакт «Б» расположен с левой стороны, а контакт «К» — с правой.

  • Чтобы подсоединить катушку правильно, можно поменять провода. Это, конечно, вызывает путаницу. Не исключено перетирание, поэтому лучше сделать так, чтобы сохранить прежнее удобное и безопасное положение.
  • Для этого необходимо ослабить кронштейн, поменять его положение и вновь закрепить. Коричневый провод, отвечающий за тахометр, прикрепляется к контакту «К», зелёный – к «Б».
  • На шпильках катушки есть резьба. Катушка прослужит дольше, если на шпильки первоначально установить шайбочки допустимой ширины, занимающие площадь побольше. Они будут защищать шпильку от продавливания. Без них от пережатия может лопнуть корпус, в результате чего начнёт протекать масло из катушки.

В комплекте проводки электронного бесконтактного зажигания есть распаянные обжатые клеммы: 2 с красным проводом, обозначением «+» и без обозначения (для шпилек на 5) и одна с чёрным.

Клемму со знаком «+» устанавливают на шпильку «Б», без обозначения – на «К». Чёрная клемма относится к массе и прикрепляется в районе коммутатора.

Неисправности

Типичными поломками для системы БСЗ являются.

  1. Отказ элемента Холла. Двигатель внезапно глохнет или не заводится.
  2. Подгорание контакта высоковольтного провода. Распространенная неисправность для всех систем зажигания. Мотор троит или плохо запускается.
  3. Повреждение контактных групп прибора. Здесь частой причиной становится банальное окисление клемм.
  4. Отказ контроллера. Подобное может случиться по причине перегрева, попадания воды или механического воздействия.

Нет искры на электронном зажигании

Причины того, что на бесконтактном модуле пропала искра, обычно не сильно отличаются от аналогичных проблем на классических элементах.

  1. Повреждение свечи, высоковольтного провода. Эти части наиболее подвержены воздействию вибрации и прочих негативных факторов.
  2. Если зажигание периодически пропадает — проверьте контактные группы и проводку на наличие окислов, повреждений.
  3. Повреждена управляющая аппаратура. Здесь может быть контроллер или датчик Холла.

Не заводится Лада 2106

Если авто не запускается, опытный автомобилист может сразу определить схему, дающую сбой. Если дело в зажигании, потребуется проверит цепь на наличие неисправностей. Обычно начинают со свечей и заканчивают на катушке.

При нахождении поврежденной детали, ее меняют на заведомо исправную.

Снятие трамблера + установка меток

Перед установкой электронной бесконтактной системы зажигания на автомобиль ВАЗ 2106 первоначально отключаем массу. Со старого трамблёра, который нужно заменить, последовательно и аккуратно снимают провода.

Отводят их, собрав пучком в определённой последовательности.

  • Снимается и отводится в сторону шланг вакуумного регулятора. Снимают крышку трамблёра.
  • Если её удерживают зажимы, аккуратно открывают их. Ключом на «8» откручивают гайку контакта «К» катушки, освобождая идущий на трамблёр провод.
  • Далее необходимо взять накидной храповой (не дающий прокручиваться в обратную сторону) ключ на «38».
  • Движениями ключа сверху вниз, подкручивая крепление слева, выставляют трамблёр в положение, необходимое для того, чтобы сделать рабочие отметки, по которым будет установлен новый трамблёр.
  • Бывают случаи, когда такой ключ не требуется, есть отверстие под кривой стартер, которым можно выполнить такую операцию.

Когда стартер установлен в нужное положение, требуется сделать метки. Можно без метки, выбрав для себя ориентир, к примеру, шпилька крышки клапанов. Удобно сделать две метки с боковой стороны трамблёра или одну на шкале.

Можно запомнить положение вакуумного корректора угла опережения зажигания относительно бензошланга. В такое же положение необходимо установить новый трамблёр.

Сколько стоит

Полный комплект на ВАЗ 2106 стоит от 3000 до 4000 рублей, в зависимости от производителя. Обычно сюда входят:

  • коммутатор;
  • трамблер;
  • катушка;
  • контроллер Холла;
  • проводка.

В некоторых комплектах также присутствует набор свечей и высоковольтных проводов.

Если водитель не разбирается в автоэлектрике, потребуется дополнительная помощь специалистов. Услуги на СТО обойдутся еще в 1000-2000 руб. Конкретная стоимость установки в каждом городе может значительно разниться.

Замена трамблера

Ключом на «13» откручивается крепление трамблёра, снимается скоба, шайба, снимается старый агрегат, подлежащий замене. Паронитовую кольцевую прокладку оставляют.

Если она хорошо держится на старой детали, можно аккуратно её снять и одеть на новый трамблёр.

  • Новый агрегат осторожно вставляют в отверстие, регулируя относительно сделанных ранее меток.
  • Устанавливается такое положение, в котором находилась прежняя деталь.

Вал заводят на шлицы, выставляют по меткам, трамблёр опускают, фиксируют необходимое положение, одевают скобу, устанавливают шайбу, закручивают гайку крепления. Закрепив трамблёр, меняют катушку.

Нужна ли замена свечей и проводов трамблёра?

Машина должна завестись достаточно быстро. После этого можно максимально точно установить момент зажигания. В дальнейшем регулировать зажигание можно на другом топливе – газе, например.

  • Если провода, идущие к трамблёру, свечи с минимальным сопротивлением, качественные, не изношенные, то их можно оставить.
  • Но свечи нужно снять, увеличить зазор (0,8 – 0, 9, до 1) и, почистив, что никогда не лишнее, установить обратно.

Если свечей не было в наборе, их менять не обязательно.

К чему приводит неправильно выставленное зажигание на ВАЗ 2107

Неправильный угол опережения вызывает такие проблемы:

Перегрев двигателя. Раннее зажигание вызывает детонацию, которая меняет температурный режим в работе мотора. Одновременно увеличивается нагрузка на кривошипно-шатунный механизм, снижая их ресурс работы.

Снижение динамики машины. Раннее и позднее зажигание ВАЗ 2107 приводит к тому, что энергия топлива расходуется не оптимально. Взрыв смеси должен происходить точно в момент нахождения поршня в ВМТ.

Прогорание клапанов. При позднем зажигании смесь продолжает гореть на протяжении фазы выпуска, отчего перегреваются клапана и происходят “хлопки” выпускном коллекторе.

Принцип работы

Работать система БСЗ на модели ВАЗ 2106 будет по такому алгоритму:

  1. После активации зажигания в результате проворачивания ключа 12-вольтное напряжение поступает на первичную обмотку. Это приводит к образованию электромагнитного поля в устройстве.
  2. В результате вращения коленвала один из поршней силового агрегата перемещается в положение верхней мертвой точки. Это приводит к отправке сигнала датчиком Холла на коммутаторный механизм. Последний выполняет разрыв контакта между катушкой и источником напряжения. В его качестве может использоваться АКБ либо генераторный узел.
  3. Когда происходит разрыв электроцепи во вторичной обмотке, это приводит к появлению сигнала напряжением от 20 до 24 кВ. Данный импульс передается по высоковольтному кабелю к бегунку распределительного механизма.
  4. Подвижный контактный элемент трамблера подает сигнал к соответствующей свече зажигания, где поршень находится в положении верхней мертвой точки. Между контактными элементами образуется сильная искра, которая воспламеняет горючую смесь, состоящую из топлива и воздуха в ДВС.
  5. Шкив распределительного механизма начинает двигаться в результате воздействия шестереночной передачи, которая связана с коленвалом. В момент перемещения другого поршня в положение верхней мертвой точки вал прокручивается. Это приводит к соединению подвижного контактного элемента с другой свечой. Контроллер Холла отправляет следующий импульс, в результате повторяется цикл образования искры.

В обычных системах распределительный механизм не включал в себя контроллер Холла. Вместо него устанавливалась контактная составляющая, коммутаторный узел также отсутствовал. Процедуру разрыва электроцепи осуществляла механика, для этого использовался кулачок на валу распределителя. Данный элемент нажимал на контактную составляющую БСЗ.

Алексей Романов рассказал об особенностях работы БСЗ и сравнил контактные системы с бесконтактными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]