Замена подшипника задней ступицы на ВАЗ 2108(восьмёрке) и ВАЗ 2109(девятке) своими руками
06.02.2019 mr.Podshipnik 0 Comment
HOME »
- Марки авто » Замена подшипников ступицы
»
Автомобили марки ВАЗ 2108 или 2109, неприхотлив к нашим отечественным дорогам. Однако, как и всякий механизм детали его изнашиваются и требуют замены. В этой статье вы узнаете, отчего происходит поломка подшипников задней ступицы в «восьмёрках» и «девятках», а также я вам расскажу, как своими руками их заменить.
Какие факторы влияют на долговечность подшипников ВАЗ 2108 и 2109
На сроки замены деталей влияет ряд факторов:
— плохие дороги в первую очередь;
— езда по кочкам и ямам, особенно на повышенных скоростях;
— перегруз автомобиля выше допустимой нормы;
— качество самого подшипника, который раньше был установлен на машину;
— манера езды водителя. Щадящая или агрессивная;
— климатические условия эксплуатации. Зимой при посыпанных солью дорогах. Летом за городом, пыль, песок, грязь.
Поверьте достаточно и одного пункта, при котором подшипник может выйти из строя. А при совокупности всех это произойдет очень быстро. Хотя эксплуатация подшипника задней ступицы рассчитана до 100000км.
Технические характеристики подшипников
Каталожный номер изделия – 256706, у него такие характеристики:
- Диаметр внутренней обоймы – 30 мм.
- Диаметр внешней обоймы – 60 мм.
- Масса – 400 гр.
- Ширина подшипника – 37 мм.
- Внутри находится 28 шариков диаметром 9,525 мм.
- Динамическая грузоподъемность не менее 30,1 кН.
- Статическая грузоподъемность 25,9 кН.
- Подшипник работает нормально при 6500 об./мин.
Всего четыре производителя этих изделий в России:
- ОАО «СПЗ» (г. Саратов). Производит наиболее качественные и долговечные подшипники. Стоимость довольно низкая.
- ГПЗ-23 (г. Вологда). Выпускает очень хорошие элементы, которые немногим уступают саратовским (обозначаются аббревиатурой VBF).
- Самарский СПЗ-4. Не отличается качеством изделий, зато стоимость очень низкая.
- ГПЗ-20 в г. Курске. Занимался завод выпуском качественных изделий, в настоящее время можно найти на прилавках только экземпляры прошлых годов выпуска.
Как определить выход из строя подшипника на «восьмёрке» или «девятке»
Я бы вам посоветовал воспользоваться старым проверенным дедовским методом.
Он заключается в следующем:
— садитесь за руль своего автомобиля. Разгоняетесь до скорости 40 км/час и при открытых окнах прислушиваетесь к шуму сзади. Если вы услышите свист, скрежетание или вой это говорит о том, что есть большое подозрение на поломку;
— увеличьте скорость. Вой прекратится, а потом периодически будет появляться с новой силой;
— на поворотах услышите вибрацию, и дисбаланс в задней части салона;
Все это указывает на выход из строя подшипника.
Приложите аккуратно ладонь к тормозному барабану. Почувствуете повышенную температуру. Деталь греется.
Чтобы удостовериться окончательно – поднимите на домкрате автомашину и прокрутите вручную колесо.
Почувствуете люфт и гудение – это утвердит вас в необходимости замены подшипника задней ступицы.
Нужен ремонт и замена изделия. Подготавливаемся к этому. Во первых нужно правильно выбрать качественную деталь.
Износ передних ступиц
- Подшипники «гудят». Во время езды слышны непонятные звуки, издающиеся из колес. Как правило, с увеличением скорости они проявляется еще сильнее. После этого, при снижении скорости шум не становится менее тихим.
- Подшипники быстро нагреваются. Это может привести к тому, что суппорт также перегреется, из-за чего он также «полетит». Кроме того тормозная жидкость также слишком быстро закипает. Это приводит к быстрому отказу тормозной системы.
Причины износа ступицы
Обычно выделяют такие причины, из-за которых ступица изнашивается:
- Ступичный подшипник совсем развалился. Возможно он находится только на начальной стадии разрушения. В любом случае его придется менять, но после соответствующей диагностики.
- Гайка подшипника ступицы плохо затянута. Такая оплошность может стать причиной люфта. В таком случае можно обойтись просто ввинчиванием данной гайки до упора. То есть, менять ступицу или ее подшипник не следует.
- Плохо работает рулевой наконечник.
- Наблюдаются недочеты в работе верхней ил нижней шаровой опоры.
Поэтапные действия по замене детали
Подготавливаем ровную площадку. Устанавливаем на нее автомобиль.
При помощи упоров стопорим колеса с двух сторон. При отсутствии упоров, применяем обычные кирпичи.
Включаем первую передачу. При стоящем на земле колесе, «срываем» болты. Убираем колесо.
В целях безопасности не забудьте подложить упор под лонжерон авто. Используйте запасное колесо. Это необходимо во избежание травм при соскальзывании машины с домкрата.
Используя, ключ №12 откручиваем направляющие штифтов. Для простоты снятия тормозного барабана обрызгайте смазкой «вэдэшкой».
Подождите минут 30. Далее барабан снимется легко. Откручиваем гайку ступицы.
Снять ступицу вы можете двумя способами:
— при помощи съемника;
— более простой способ – поставьте назад колесо и потом, резко покачивая, сдерните его вместе со ступицей.
Бывают случаи, когда обойма подшипника, которая находится, на валу остается на нем при демонтаже ступицы.
Это конечно прибавляет лишней работы. Но ничего. Что мы делаем в таком случае?
Демонтируем тормозные колодки. Берем молоток и зубило и сбиваем обойму. Извлечение подшипника из ступицы можно производить несколькими способами.
Рассмотрим самый простой способ при наличии ограниченного количества простых инструментов и приспособлений.
Вынимаем круглогубцами стопорное кольцо, извлекаем сальник.
Ставим вертикально ступицу на щечки тисков или два деревянных бруска.
Устанавливаем металлическую оправку на обойму и точными, не сильными ударами выбиваем ее.
Зачищаем внутреннюю часть наждачной бумагой от ржавчины. Убираем грязь, промываем соляркой и вытираем тряпкой.
Смазываем отверстие и подшипник литолом. Ставим, деталь в отверстие и аккуратно впрессовываем в нее.
Производим это ударами молотка через деревянную доску или толстолистовую резину. Следите, чтобы не было перекоса.
Когда обойма вошла в отверстие на 10мм, можно ударять сильнее.
Установите сальник, а потом стопорное кольцо.
Те же операции по демонтажу и монтажу подшипника можно произвести при наличии съемника или пресса. Это проще.
Зажимаем в тиски ступицу вертикально. Съемником или штоком пресса через металлическую оправку выдавливаем старую деталь.
Также очищаем от ржавчины внутреннюю поверхность, смазываем. Устанавливаем новое изделие и запрессовываем его.
Отличительная особенность в этом случае состоит в том, что вы не можете повредить обойму. А при ударе молотком в некоторых случаях это происходит.
Да и во втором случае процесс менее трудоемок и безопасен.
Когда вы выполнили запрессовку новой детали, начинаем монтаж.
Все делаем так же как и при демонтаже, только в обратном порядке.
Как я вам раньше говорил, при отсутствии динамометрического ключа, закручиваем болты обычным до упора. Затягиваем, а потом опускаем, поворачивая ключ на 20 градусов.
Еще один нюанс при установке подшипника в ступицу. Бывает внутренняя выработка в посадочном месте ступицы такая, что подшипник легко вошел и шатается, что недопустимо.
Ничего не поделаешь. Необходимо менять полностью всю ступицу. Процесс демонтажа и монтажа точно такой же.
Важные моменты
Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут. Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом — не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы
Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя. При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника
Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.
Замена ступичных подшипников — процедура, с которой рано или поздно столкнётся каждый владелец «девятки». Вопрос только в том, будет ли он готов к этому. Если водитель предпочитает ремонтировать свою машину самостоятельно, то имеет смысл приобрести в магазине съёмник для ступиц и подшипников. Этот нехитрый инструмент значительно облегчит работу, а также сэкономит автовладельцу массу времени и нервов.
Копирайтер с пятилетним стажем.
Советы практика
Я хочу дать вам несколько практических советов, которые надеюсь, упростят задачу замены подшипника на задней ступице автомобиля ВАЗ 2109-2109:
— покупайте подшипник только в автомобильном магазине. На руках не советую;
— не пожалейте денег и приобретите качественную фирменную деталь. Не пожалеете. Да и служить она вам будет долго, не создавая проблемы с ремонтом.
— вы значительно дешевле сделаете ремонт самостоятельно, чем при обращении на станцию технического обслуживании;
— в зависимости от вашего финансового состояния, рекомендую заменить сразу подшипник задней ступицы и на другой стороне автомобиля. Он изнашивался одновременно с первой деталью и тоже скоро придет в негодность;
— если вы уже демонтировали ступицу, обратите внимание и на узлы вокруг нее. При наличии дефектов приступите к их ликвидации.
Я надеюсь, что эта небольшая статья поможет вам самостоятельно произвести необходимый ремонт.
Если в процессе работы возникнут вопросы, пишите в комментарии. Всегда рад ответить и подсказать советом.
Производители
Многие автомобилисты не знают, какой выбрать подшипник передней ступицы ВАЗ-2108 для своей машины. Сейчас можно встретить несколько производителей на рынке:
- ГПЗ-23, г. Вологда, имеет аббревиатуру VBF. Завод заслужил доверие среди автомобилистов, один из лучших производителей ступичных подшипников для отечественных автомобилей. Из-за относительно низкой стоимости эти детали практически не подделывают.
- SPZ, г. Саратов – как считают многие специалисты, подшипники этого производителя самые надежные, долговечные и качественные. А самое главное – очень низкая стоимость деталей.
- ГПЗ-20, г. Курск больше не занимается производством ступичных подшипников, но в магазинах и на складах можно встретить продукцию.
- Не очень хорошо отзываются специалисты о самарском СПЗ-3. Стоимость подшипников очень низкая, но и качеством не блещет, ресурс очень маленький.
Некоторые автомагазины стараются не связываться с малоизвестными предприятиями, которые производят некачественные изделия. Поэтому на прилавках можно встретить только саратовские и вологодские подшипники.
Как снять ступицу заднего колеса и установить новую
Порядок действий по замене выглядит так:
1. Авто устанавливается на подъемник. 2. Далее следует открутить гайки, снять суппорт. 3. Демонтировать шланг, тормозной диск, рычаг рулевого механизма. 4. Освободить ступицу от шаровых опор и снять крепеж стойки. 5. Установить новый подшипник, все детали «вернуть» на место.
Важно! Для диагностики можно обратиться в СТО, но по отзывам автовладельцев качество ремонта будет зависеть от ответственности и мастерства специалиста, поэтому в некоторых случаях починить деталь можно самостоятельно, но следует быть предельно внимательным.
Виды
Существуют следующие виды ступиц:
- ведущих неуправляемых колес;
Этот тип применим для заднеприводных авто, устанавливается на задние колеса.
- ведомых неуправляемых;
Созданы для задних колес переднеприводных машин.
- ведущих управляемых;
Применяются в передних колесах переднеприводных авто.
- ведомых управляемых;
Такой вид нужен передним колесам машин с задним приводом.
Инструменты
«Пакет» инструментов включает в себя:
- молоток, монтировка;
- торцевые ключи (для штифтов барабана), накидной ключ;
- пассажи (для колец).
Обратите внимание! Можно использовать дополнительно деревянный брусок для смягчения удара, а к торцевым ключам хорошо добавить длинную трубу.
Внешний вид торцевых ключей
Причины неполадок
Ступица — очень прочная деталь автодиска, поэтому поломки случаются редко. Но все же иногда происходит деформация запчасти. К тому же задняя ступица более износоустойчива в отличие от передней, так как меньше подвергается сильным нагрузкам.
«Дорожные факторы»
Попадающая влага и пыль со временем вытесняют смазку, и диск в результате избыточного трения начинает перегреваться.
Недостаточная смазка
Занимает первое место среди причин поломки этой запчасти.
Важно! Иногда ее причиной становится некачественный материал для смазки.
Чрезмерные нагрузки
В среднестатистической местности это маловероятно. Обычно встречается в гористых районах.
Сильный «затяг» крепежа
Часто бывает, что болты ввинчены до упора более чем надо — так происходит износ резьбы.
Важно! Если ступица и подшипник являются неразделимым соединением, то износ такой конструкции почти не грозит.
Строение
Деталь имеет довольно простое строение. Основные элементы:
- внешний обод (служит для ввинчивания болтов);
- внутренняя часть (для подшипников);
- отверстия со шлицами (для шруса);
- защитные колпачки;
- датчик (его иногда включают в конструкцию).
Шрусы — это шарниры равных угловых скоростей, главная их задача — передача крутящего момента.
Обратите внимание! Набор крепежных элементов для этой детали — две гайки и одна шайба.
Ступицы разного назначения имеют различия в технических характеристиках. Ступицы для легковых машин имеют вид полого легкого цилиндра, а у «тяжеловесов» диаметр детали больше.
Подготовка к ремонту
Все работы необходимо осуществлять на смотровой яме либо же эстакаде. Но если таких удобств у вас нет, придётся вывесить заднюю часть автомобиля, чтобы она оказалась над землей. Порядок проведения подготовительных работ:
- Установите автомобиль на ровной площадке.
- Под передними колесами поставьте упоры.
- Включите первую скорость.
- Отпустите гайку, которой затягивается привод ручного тормоза (необязательно).
После этого необходимо ослабить болты крепления заднего колеса, на котором производится ремонт. Также желательно раскернить гайку на ступице, после чего сорвать её при помощи ключа на «30». После этого можно вывесить сторону автомобиля, чтобы производить дальнейший ремонт.