Угол установки колес: геометрия развала и схождения на передней и задней оси

На поведение автомобиля во время движения влияет множество условий. Это и особенности системы амортизации, и типоразмер автошин. Но главное – параметры угла установки задних и передних колес. От них зависит устойчивость машины на дороге, управляемость, износ автомобильных шин и даже расход горючего. В идеале автоколеса должны располагаться строго перпендикулярно дорожному покрытию, но добиться таких показателей практически невозможно. Положение может меняться на поворотах, при перераспределяющейся нагрузке, поэтому проектировщики завода-производителя задают сразу несколько оптимальных значений геометрии для каждой марки авто.

Разновидности наклона

Чтобы автомобиль был устойчивым, управляемым и безопасным при передвижении, колеса (и спереди, и сзади) устанавливаются согласно определенным параметрам. За основу, на которую установщики ориентируются при регулировке, берется направление движения, кузовные детали и поверхность дороги.

Развал (Камбер)

Представляет собой угол между вертикальным вектором и колесной плоскостью. Верно выставленный, он гарантирует правильное положение автоколес. Когда верхняя их область расположена под наклоном внутрь (к центру машины), это указывает на отрицательное значение. Если автоколесо направлено в противоположную сторону (наружу) – на положительное. На фото ниже четко видно разницу между показателями.

При настройке важно учесть, что оба автоколеса нужно выставить максимально одинаково. Величина отклонения не может оказаться более 30°.

Собирая информацию о том, каким должен быть угол развала передних колес, следует узнать и о других нюансах.

  • Когда транспортное средство движется по криволинейной траектории, продольный наклон способствует лучшей стабилизации. Под его влиянием автоколеса пытаются принять нужное положение, которое соответствует перемещению по прямой.
  • Проектировщики проводят расчеты, исходя из особенностей кузова ТС. В заводской комплектации величина стабильна, но часто при видоизменении подвески (тюнинга) автомобилисты самостоятельно регулируют установленные заводом-изготовителем значения. Это и приводит к образованию развала.
  • Также камбер образуется при изменении крена машины, это особенно заметно на грузовых автомобилях. Когда грузовик не загружен, camber оказывается положительным. Транспорт перемещается буквально на внешних шинах. При нулевом показателе удается достичь наименьшего износа покрышек, что позволяет существенно продлить срок их эксплуатации. Отрицательные характеристики тоже придают устойчивости.

Схождение (ТОЕ)

Проще всего изучить угол схода-развала по фото и картинкам: TOE представляет собой наклон между плоскостью автоколеса и продольной осью транспортного средства. При грамотной регулировке показателя удается задать оптимальное расположение колес, необходимое для комфортной езды.

Значения бывают:

  • положительными (при сведении);
  • отрицательными (при разведении).

TOE обеспечивает верное положение управляемой пары колес при разных скоростных режимах и поворотах транспорта. Благодаря схождению удается компенсировать небольшие зазоры и обеспечить упругость подвески. Показатели, которые задаются заводом-изготовителем, подразумевают параллельное расположение линий автоколес.

Когда составляющие систем подрессоривания и управления автомобилем изнашиваются, необходима регулировка РС для увеличения параметров схода. Основная задача установки наклона – стабилизация вращения колес во время движения. В итоге TOE влияет на управляемость и способность машины двигаться прямо. При значениях, отличных от заданных, ТС начинает «вилять» по дороге, водитель вынужден постоянно корректировать направление с помощью руля.

Разбираясь с геометрией развала-схождения колес, следует помнить, что превышение установленных величин приводит к быстрому износу покрышек.

Признаки отклонения от нормы:

  • пилообразные повреждения на резине;
  • характерный визг при выполнении поворота;
  • чрезмерный расход горючего.

Наша продукция


Шины грузовые


Шины для спецтехники


Шины для сельхозтехники

Поперечный наклон (King pin)

Это угол между вертикальной линией и проекцией шкворня поперек плоскости транспортного средства. Если установить неверные значения, автомобиль станет неустойчивым, нестабильным на дороге. Из-за постоянной перемены положения колес управлять таким ТС будет непросто. А при большой разнице между показателями угла наклона оси поворота (НОП) левой и правой стороны, машину будет уводить.

НОП формируется между воображаемой вертикалью и подвеской Макферсона, которая направлена внутрь (при фронтальном обзоре). Обычно этот уровень задан производителем и регулировке не подлежит. Однако некоторые заводы-изготовители применяют изменение НОП-угла для упрощения коррекции развала. Этот угол всегда является положительной величиной.

С помощью регулировки НОП вы можете свести к минимуму последствия ударов о поверхности и снизить риск потери рулевого управления после резкого торможения.

Настройка неверных значений также может привести к:

  • уменьшению стабилизации руля;
  • преждевременному износу комплектующих узла подрессоривания;
  • невозможности двигаться прямо по пересеченной местности.

Продольный наклон шкворня (CASTER)

Изучая методики установки схода и развала, следует помнить, что измеряется Кастер в градусах. Показатель представлен в виде угла в осевой плоскости транспортного средства, расположенного между вертикалью и линией, соединяющей центральные зоны поворота. Прямая проходит через шаровые по рычагам подвески, находящимся сверху и снизу, если перед вами стандартная двухрычажная система. Или по верхней и нижней точкам крепления стойки амортизаторов, в случае с узлом Макферсон или продольной осью ТС. Значение Caster может быть отрицательным и положительным.

Во время движения по прямой, правильная настройка передних колес позволяет сохранять их установленное положение. При нарушении параметров машину будет уводить в сторону, при повороте автомобиля появится характерный визг, а при выполнении маневров вправо и влево придется прилагать дополнительные усилия.

При регулировке важно знать, что дефекты кузова обычно приводят к тому, что CASTER изменяется неравномерно. Такое отличие между наклоном шкворня справа и слева чаще всего влечет за собой увод транспортного средства с траектории, даже если остальные углы отрегулированы как надо.

Именно Caster позволяет рулевой системе самоцентрироваться. Правильная настройка напрямую влияет на способность легко поворачивать в накате, при ускорении или торможении. Так, для спортивных авто на скользком и неровном дорожном покрытии оптимальным будет более крутой продольный наклон (вертикальный). На ровных дорогах с хорошим сцеплением больше подойдет пологий (плавный) угол.

Плечо обкатки (SCRUB RADIUS)

Представляет собой промежуток между точкой, где пересекаются опора и центральная плоскость вращения колеса, и местом, в котором с ней же совмещается ось поворота. Значение может быть плюсовым, минусовым и нулевым. Определяется SR поперечным углом, развалом и вылетом диска.

При наличии отрицательного показателя колесо старается уйти в противоположную от разворота сторону, а руль тянет к исходной позиции. Ноль обеспечивает отсутствие постороннего влияния сил на систему управления, если возникает повреждение покрышки или машине приходится резко затормозить.

Параметры зависят не только от конструктивных особенностей подвески, но и от самих шин. Когда величина отлична от нулевой, настройки действуют как рычаг, влияя на составляющие подвесочного узла и рулевой.

Положительное плечо способно привести к нарушению курса и устойчивости транспортного средства из-за увеличения силы сопротивления какого-либо из колес.

Выставляя характеристики на ноль (или приближенное к нему значение), помните – при таком раскладе плоскость вращения смещается на наружную часть протекторов, что приводит к проблемам с управлением автомобилем. При малейшей неровности дорожного покрытия руль будет вырываться из рук. Кроме того, серьезно увеличится повреждение ступичных подшипников.

Как это реализуется в реальности

Конструкторам гоночных болидов проще: здесь у подвесок большая угловая жесткость и короткий ход. В этом случае статические и динамические показатели примерно одинаковые.

Но на обычных автомобилях мягкие, эластичные, комфортные подвески с большим ходом. А чем больше ход подвески, тем сильнее отражаются на ней клевки, боковые крены, наскоки на препятствия и, соответственно, изменяется развал.

Поэтому, чтобы достичь максимальной управляемости в сочетании с комфортом, конструкторам обывательских авто приходится колдовать над кинематикой подвески.

Схождение

Это положение колес относительно продольной оси автомобиля при наблюдении сверху. Так же бывает положительным (передние части колес “смотрят” друг на друга), отрицательным (передние части колес стремятся разойтись) и нулевым (колеса параллельны друг другу).

Схождение колес

За что отвечает схождение

Существует теория (во вполне авторитетных источниках, кстати, тоже), что схождение нужно, чтобы компенсировать побочные действия развала и удержать колеса в нужном положении. Мол, разваленные колеса обязательно стремятся раскатиться в стороны, а сваленные — упасть друг на друга. Эта теория предполагает однозначную связь между развалом и схождением: при отрицательном развале колеса должны расходиться, а при положительном — сходиться.

Реальность, конечно, отличается.

Не сваливаться в кучу колесам с отрицательным развалом в движении помогает тяга развала. Компенсировать ее схождением смысла нет. При положительном развале тяга также стремится увеличить схождение — это обусловлено конструкцией управляемой подвески.

Параметры регулировки развал-схождения передней оси: изменение значений

Величины могут меняться при износе составляющих системы и замене старых деталей на новые. Все наконечники, тяги, выступающие связующим звеном между рулевой колонкой, самим механизмом и колесами, имеют соединение в форме резьбы. Именно она дает возможность уменьшить или увеличить длину сообщений для коррекции наклона схода.

Схождение колес, расположенных спереди и сзади, регулируется на всех типах узлов. Исключением является мост или задняя балка. Настройка развала чаще присутствует на осевых подвесочных элементах с нижними и верхними рычажными центрами.

Кроме того, отрегулировать параметры обеих осей можно не на всех марках машин. Не удастся этого сделать на моделях с независимой подвеской типа Макферсон (за рядом исключений).

Что такое схождение, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

Схождение — параметр, отражающий угол между плоскостью, где вращается колесо, и направлением движения. Другими словами, это отношение двух параметров — расстояния между передним и задним краем колеса.

При правильной установке и отсутствии отклонений, считается, что схождение равняется «нулю», т.е. правильное.

Параметр схождения для каждого автомобиля индивидуален и единой нормы не существует. Измеряется в миллиметрах или градусах/минутах.

Неправильная регулировка приводит к следующим проблемам:

  1. Быстрому износу шин. Если схождение 5 мм и более, то уже через 1000 километров рисунок на покрышке будет «съеден».
  2. Ухудшению управляемости (растет склонность к заносу) и устойчивости.

Как упоминалось, параметр схождения бывает двух видов:

  • Отрицательным — в этом случае шины изнашиваются с внутренней стороны.
  • Положительным — рисунок покрышки истирается с наружной стороны.

На новых автомобилях, оборудованных независимой подвеской, часто предусматриваются регулировочные узлы, позволяющие регулировать угол схождения на задних колесах.

При этом последствия отклонения схождения на передних и задних колесах одинаково влияют на эксплуатацию и управляемость машины.

Когда производить регулировку и стоит ли это делать

Изнашивание деталей – это естественный процесс, предотвратить который невозможно. При деформации комплектующих значения углов меняются, из-за чего приходится их корректировать и устанавливать правильный сход-развал.

Обычно необходимость во внеплановом вмешательстве возникает после наезда транспортного средства на различные препятствия, попадания колесом в яму или открытый люк. То же самое происходит после аварий, в которых пострадала кузовная часть.

Если после происшествия поведение авто на дороге изменилось (его начало уводить в сторону, во время езды руль находится не в центральной позиции, на выходе из поворота он не возвращается к исходному положению, покрышки изнашиваются неравномерно, слышен характерный визг и т.п.), не медлите – обращайтесь за помощью к специалистам СТО. Их содействие понадобится также после замены составляющих подвески и рулевой системы.

Способы регулировки геометрии колес

Регулировка развал-схождения давно перестала быть проблемой для автолюбителей. Почти на каждом СТО установлено оборудование, выполняющее требуемый объем работ по настройке геометрии колес.

Современные стенды, на которых выполняются работы, бывают нескольких видов:

  1. Лазерные;
  2. Компьютерные;
  3. Оптические.

Оборудование обеспечивает быструю и точную настройку геометрии колес с выдачей результатов автолюбителю на руки (что было до ремонта, и как стало после). При этом общее время настройки занимает не большее нескольких минут.

Главное — найти СТО, где работают опытные специалисты, умеющие обращаться со специализированным оборудованием.

Часто владельцы автосервисов закупают технику для установки развал-схождения, а грамотных мастеров для его обслуживания нет.

Многие автолюбители настраивают геометрию колес своими руками.

Здесь может применяться один из методов:

  • С помощью лазерного указателя;
  • С применением телескопической линейки.

Наиболее распространенный вариант — с помощью телескопической линейки и отвеса.

Также для выполнения работ необходима обычная линейка, мел и набор гаечных ключей.

Сначала регулируется развал колес, а после — схождение.

Все операции производятся в условиях гаража, что экономит деньги и нервы. Недостаток — высокая погрешность измерений — 1 мм в одну и другую сторону.

Больше по этой теме читайте тут .

На автомобилях ВАЗ 2101, 2103 данные работы выполняются так.

Где лучше проводить настройку

Советуем доверять заботу о своем авто проверенным салонам или знакомым мастерам. При выборе компании ориентируйтесь на личные рекомендации, отзывы в интернете и рейтинги СТО, чтобы найти действительно хорошее место.

Чтобы провести диагностику общего состояния ТС, грамотному технику потребуется только подъемник и измерительный прибор. При желании и наличии знаний в области обслуживания грузовых автомобилей, вы можете оценить фронт работ самостоятельно. Но если вы решите делегировать эту обязанность специалисту, он справится с задачей эффективнее и сможет не только диагностировать проблему, но и исправить неполадки.

Когда речь идет о тщательном осмотре, и устранении серьезных проблем, экономить на обращении в СТО точно не стоит. Мастера в салонах имеют соответствующее оборудование (такое, как 3D стенд), расходные материалы и помощников, что помогает им справляться с поломками быстрее, чем автомобилисты-любители.

Где делать и на чем делать

Первое правило – ищите толкового добросовестного мастера, а не «навороченный» стенд. Второе – выбирайте сервис исходя из своих потребностей. Если, например, машина исправна и вы только хотите проверить и отрегулировать схождение, для этого не нужен 3D-стенд. Хороший специалист справится с помощью подъемника и измерительной штанги. При том же результате разница в цене будет весьма ощутимой. А вот если нужна тщательная проверка всей «геометрии», здесь без соответствующего оборудования не обойтись. Стенды для контроля и регулировки углов установки колес можно разделить на две большие группы: оптические и компьютерные.

Оптические стенды бывают лучевые и лазерные. В лучевых источником света является лампа накаливания. Два таких источника (коллиматора) крепятся к колесам, а спереди и сбоку автомобиля размещаются измерительные экраны (мишени), на которые и проецируется луч света. При регулировке схождения лучи направляются на располагаемую перед машиной измерительную штангу. Лазерные стенды более точные, а работать на них проще. По бокам ямы или подъемника устанавливаются измерительные экраны. В их центрах сделаны отверстия, через которые строго навстречу друг другу направляются лазерные лучи. На колеса автомобиля крепятся зеркала, от которых лучи отражаются на экраны. К достоинствам оптических стендов можно отнести простоту и проистекающую из нее надежность. Отличаются они и низкой ценой. А вот недостатки гораздо существеннее – сравнительно низкая точность, возможность работать одновременно только с одной осью автомобиля, отсутствие базы данных по моделям и невозможность измерить некоторые параметры (например, повернутость заднего моста), характеризующие общую «геометрию» автомобиля. Если автомобиль имеет многорычажную подвеску, оптические стенды ему противопоказаны.

Компьютерные стенды подразделяются на датчиковые (CCD) и 3D. В первых на каждом колесе крепятся связанные между собой измерительные головки, информация от которых обрабатывается компьютером. По способу соединения между головками стенды бывают кордовыми (между головками натягивается резиновый жгут, а соединение с компьютером осуществляется через кабель), инфракрасными проводными (связь между головками обеспечивается посредством инфракрасных лучей, а с компьютером через кабель) и инфракрасными беспроводными (головки соединяются с компьютером по радиоканалу). Последний тип стендов на сегодняшний день наиболее распространен. При выборе учтите, что до сих пор существуют компьютерные стенды с незамкнутым контуром (с двумя измерительными головками), функциональные возможности которых гораздо ниже, чем стендов с замкнутым контуром (с четырьмя головками).

Достоинства компьютерных стендов очевидны: высокая точность, возможность работать сразу с двумя осями и измерять гораздо больше параметров, наличие постоянно обновляемой базы данных (около 40 тысяч моделей), программа, подсказывающая механику последовательность действий. Но ССD стенды не лишены и недостатков – хрупкие датчики, зависимость от температурных условий, освещенности. Они требуют периодической проверки и юстировки (два раза в год).

Появление компьютерных 3D стендов многие специалисты называют революцией в области контроля и регулировки углов установки колес. Как говорится, гениальное всегда просто. На стойке перед автомобилем закрепляются видеокамеры, которые с высочайшей точностью фиксируют положение закрепленных на колесах пластиковых светоотражающих мишеней. Для измерения углов достаточно прокатить автомобиль на 20-30 см вперед-назад и повернуть руль вправо-влево. Данные с видеокамер обрабатывает компьютер и в реальном времени выдает все мыслимые геометрические параметры. Эта технология получила название «машинное зрение». Для проведения измерений 3D стенды, в отличие от всех остальных, не требуют размещения автомобиля на идеально ровной поверхности. Недостаток – цена.

Особенности регулировки

Делать сход-развал можно только при условии исправной ходовой и системы управления. Перед ремонтом мастер должен в этом удостовериться. А именно: поместить транспортное средство на подъемник, осмотреть шины, опоры, пружины, руль и т. п. В этот же момент проверяется давление в покрышках.

Обнаружив серьезные повреждения или люфт, техник обязан отказаться от корректировки параметров наклона. Предварительно предстоит устранить все имеющиеся дефекты.

При отсутствии отклонений машину ставят на горизонтальную площадку и нагружают, следуя рекомендациям завода-изготовителя, так как именно он обычно указывает оптимальные значения настроек с учетом нагрузки. Поэтому делать регулировку на «пустом» авто – уже нарушение. Чтобы элементы подвески встали на место (приняли рабочее состояние) на перед и зад ТС с усилием надавливают.

На каком бы стенде ни осуществлялась корректировка, мастера проводят компенсацию биения дисков, чтобы избежать серьезных нарушений в измерениях.

Как выбрать СТО

Многие станции технического обслуживания могут заверять, что ими предоставляется качественная настройка развал-схождения. Однако если мастер только что пригнанное авто сразу ставит на стенд и начинает настройку – можно свободно прерывать процедуру, и искать другое СТО.

Дело в том, что правильный угол наклона колес невозможно установить при неисправной подвеске машины. По этой причине профессионал вначале убедится, что данная система в авто исправна. В результате диагностики часто выявляются скрытые проблемы, которые впоследствии повлияют на положение колес.

Только после того, как мастер проведет диагностику подвески и ходовой части, он приступает к настройке развал-схождения. Исправные детали имеют минимальный люфт (а в некоторых он вообще должен отсутствовать). В противном случае угол положения колес будет выставлен некорректно (если вообще на неисправной ходовой у мастера получится это сделать).

По этим причинам перед тем, как дать специалистам приступить к настройке машины, следует уточнить, делают ли они диагностику ходовой части или нет.

И еще один нюанс. Если водитель долгое время ездил на машине со сбитым развалом, то покрышки на ней уже успели износиться. Бывает так, что после качественной настройки машина все равно ведет себя нестабильно. В этом случае следует обратить внимание на качество резины, а в идеальном варианте – заменить ее на новую.

О том, как можно сделать развал-схождение в домашних условиях, смотрите в следующем видео:

Развал — Схождение. Дедовским способом своими руками. Сход Развал без СТО

Когда и как необходимо регулировать угол схождения передних колес

При эксплуатации параметры наклона меняются. Проверять и настраивать УУК следует:

  • после ремонтных работ, замены деталей подвески;
  • при монтаже (демонтаже) прокладок для увеличения дорожного просвета;
  • когда появляется чрезмерный или неравномерный износ резины;
  • руль перестает возвращаться в исходную позицию при движении прямо или на повороте.

Автомобилисты корректируют развал-схождение на станциях техобслуживания или в гараже. Планируя сделать регулировку самостоятельно, важно понимать, что для этого необходимы не только специальные инструменты и подходящее пространство, но и соответствующие навыки. Поэтому при их отсутствии лучше обратиться за помощью к специалистам.

Когда можно менять допустимое значение

При установке нулевого схода продолжительность эксплуатации шин будет максимальной. Устанавливать его следует, если:

  • машину используют преимущественно для езды по прямой;
  • на автомобиле перевозят груз в два (и более) раза легче от предельной нормы;
  • на ТС стоят новые рессоры, рулевые тяги, сайлентблоки;
  • автомобилист водит с приемлемой скоростью, управляет транспортным средством спокойно и осторожно;
  • в основном приходится ездить по хорошим ровным дорогам;
  • авто эксплуатируется на грунтовом или песчаном покрытии;
  • имеется возможность в любое время осуществить проверку и настройку УУК.

Что такое геометрия колес?

Геометрия колес — распространенный термин, который в обиходе автолюбителей и на СТО носит название «развал-схождения».

Этот параметр влияет на следующие параметры машины:

  1. Управляемость;
  2. Скорость износа шин;
  3. Устойчивость.

Регулировка угла развала-схождения обязательна для всех автомобилей, а сама работа должна выполняться мастерами с применением специального оборудования.

Чем грозит неправильная установка углов схождения и развала колес

Если параметры наклона выставлены неверно, автовладельца ждет масса неприятных моментов. В их числе:

  • быстрый износ покрышек;
  • систематическое повреждение сальников, вкладышей, пальцев рулевого управления;
  • повышенная утомляемость в пути, когда машину то и дело приходится выравнивать.

Кроме того, автомобиль с несоответствующими показателями может заносить на поворотах, он будет терять устойчивость и менять направление движения при торможении. В результате у вас не только грузовик будет ломаться чаще, но и повысятся риски попадания в ДТП.

Развал CAMBER

Угол наклона колеса в вертикальной плоскости по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля, то развал отрицательный, если наружу – положительный, если без углов отклонения – нулевой. Развал левого и правого колеса по величине угла должны быть максимально равны друг другу. Например, развал правого колеса = + 36 минуты, а левого = + 33 минуты. Оба показателя находятся в поле допуска. Разность между ними не должна быть больше 30 минут, отклонение от этой нормы повлечет увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора. Отрицательный развал благоприятно скажется на устойчивости на поворотах, а нулевой развал обеспечит минимальный износ шин и как следствие значительно увеличит срок службы покрышек.

Как углы установки влияют на управляемость

Чтобы рассмотреть характеристики транспортного средства в зависимости от схождения и развала, были проведены соответствующие исследования-испытания с участием ВАЗ-2114.

Отрицательный Кастер

Caster был установлен в максимально минусовом значении. Положение передней пары колес смещено назад. Такую картину чаще всего можно увидеть на совсем старой машине.

После внесения корректировок ТС стало хорошо отзываться на действия руля. Но вместе с этим он оказался слишком легким, авто начало «вести», появилась нестабильность. Чтобы управлять ВАЗ-2114, водителю пришлось прилагать немало усилий и подруливать, выполняя поворот. Контролировать поведение транспорта на большой скорости почти невозможно.

Правильная установка

Когда угол продольного наклона выведен в нормально-плюсовом показателе, развал-схождение установлено в ноль. При таком раскладе ВАЗ-2114 повел себя совершенно иначе: транспортное средство демонстрировало хорошую устойчивость при движении прямо. Управление стало легким и комфортным.

Кастер

Кастер — это угол между осью поворота колеса и вертикалью. Если стойка “завалена” назад, кастер положительный, если наклонена вперед — отрицательный. Если стоит строго вертикально, нулевой.

Кастер

Положительный кастер делает автомобиль более стабильным при движении на средних и высоких скоростях. Машина меньше виляет, не так чутко реагирует на неровности, самовыравнивается на скорости.

Кроме всего перечисленного, кастер напрямую влияет на углы развала и схождения. Поэтому регулировку углов начинают с него (если он регулируемый), затем регулируют развал, потом схождение.

Последствия неправильных углов установки колес

После каких работ необязательно делать сход-развал

Схождение-развал – процедура не из дешевых, и часто недобросовестные сервисы уверяют водителей, что после проведения той или иной работы ее обязательно нужно провести. Ниже приведены наиболее распространенные ситуации, когда водителю может показаться, что необходимо выполнить сход-развал колес, но на самом деле этого не требуется.

Замена шин

Самое распространенное заблуждение, что при замене зимней резины на летнюю и наоборот требуется выполнять сход-развал. Это не так, поскольку на параметры схождения и расхождения колес замена резины, выполненная стандартным образом, никак не влияет. Если после замены шин автомобиль начало тянуть самопроизвольно в сторону при движении по прямой, следует первым делом проверить резину на равномерность износа.

Замена амортизаторов

Рекомендуем прочитать: Как прокачать амортизаторы перед установкой
После замены амортизаторов не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку от них практически никак не зависят рулевые тяги и шаровые опоры. Во время замены амортизаторов данные элементы рулевого управления не затрагиваются, их даже не требуется раскручивать.

Замена стабилизаторов

Ситуация со стабилизаторами идентична амортизаторам. После их замены не требуется выполнять сход-развал колес, поскольку при проведении работ не затрагиваются ключевые элементы подвески и рулевого управления.

Максимальный угол поворота колес

Он характеризует максимальный угол, при котором повернется колесо автомобиля при полностью вывернутом руле. И чем меньше этот угол, тем больше точность и плавность управления. Ведь дл поворота даже на небольшой угол потребуется лишь малое движение рулем. Но не стоит забывать, что чем меньше максимальный угол поворота, тем меньше радиус поворота автомобиля. Т.е. развернутся в ограниченном пространстве будет очень тяжело. Вот и приходится производителям искать некую «золотую середину», маневрируя между большим радиусом поворота и точность управления.

Измерение продольного и поперечного угла наклона оси поворота

Наибольший интерес представляет измерение параметров наклона поворотных осей. Их положение определяется двумя ключевыми характеристиками: поперечным наклоном и продольным (кастером).

Короткое видео (2 мин) о том, что такое кастер

Если бы колеса авто могли выворачиваться на 90 градусов и становиться поперек кузова, эти параметры можно было бы легко вычислить с помощью инклинометра. Но в реальных условиях этого сделать невозможно, поэтому нужно ограничиваться поворотом на 20 градусов в обе стороны относительно нулевого положения. Разницу полученных углов нужно умножить на дополнительный коэффициент 1,5 – это необходимо для компенсации погрешностей, которые допускаются в процессе замеров.


Для измерения кастера колба пузырькового уровня должна быть закреплена перпендикулярно плоскости колеса.

Чтобы определить кастер, сначала нужно развернуть каждое колесо на 20 градусов перед осью поворота: правое влево, а левое вправо. При этом нужно выставить угломер на ноль или записать полученные результаты. Далее колеса разворачивают за ось поворота: правое вправо, левое влево. Если угол, измеренный позади оси поворота больше угла измеренного перед осью поворота, то кастер положительный. Если наоборот, то кастер отрицательный. Угломер при этом должен показывать небольшую разницу в несколько градусов. Эту разность следует умножить на тот же коэффициент 1,5. К примеру, если угломер показал значение +2 градуса, то величину кастера нужно принять за +3 градуса.

Аналогичным способом вычисляют поперечный наклон, но при этом угломер устанавливают в несколько ином положении. Для дополнительного удобства можно использовать смартфон, на который следует заранее установить приложение, моделирующее два взаимно перпендикулярных пузырьковых уровня. Также для этих целей сгодится и обычный строительный уровень, желательно с вращающимся пузырьком.


Для измерения поперечного наклона оси поворота колба пузырькового уровня должна быть закреплена параллельно плоскости колеса.


Измерение уровнем поперечного наклона оси поворота.

Если задача заключается не в измерении конкретных числовых значений наклонов, а лишь в их сравнении (они всё равно не регулируются на большинстве автомобилей), то результаты не обязательно умножать на поправочный коэффициент 1,5. Главное – убедиться в том, что углы равны на обеих полуосях (справа и слева).

В процессе самостоятельных замеров не обязательно строго соблюдать поворот колес ровно на 20 градусов, особенно когда нет соответствующих инструментов для определения этих углов (например, проградуированных поворотных кругов). Можно выворачивать руль примерно на 3/4 оборота. Необходимо следить, чтобы при повороте влево и вправо руль фиксировался в симметричных положениях. Для этого можно нанести какие-либо пометки в нижней части рулевого колеса. При нулевом положении руля линия, соединяющая метки, должна проходить строго горизонтально.

Еще один способ добиться точных результатов – начертить углы на асфальте возле колес при помощи транспортира. При отсутствии этого инструмента можно использовать квадратный лист бумаги с равными сторонами. Сложив его по диагонали, получим угол 45 градусов. Затем один угол снова складывается пополам, получается угол около 22,5 градуса, что близко к стандартным 20. Далее лист нужно приложить к колесу и очертить его грань мелом, тем самым создав нужные пометки на асфальте.


Разметка углов для поворота колеса

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]