Щетки стартера ВАЗ
Вполне обычная ситуация — машина не заводится больше с полуоборота. Теперь вместо привычного рева мотора из-под капота слышатся лишь жалобные скрипы и повизгивания стартера. Необходимо, вне зависимости от вашего желания, приступить к диагностике стартера. Наша инструкция в этом поможет. Не стоит сразу снимать и разбирать сам стартер. Возможно, произошел обрыв электрической цепи либо нарушился контакт, поэтому проверьте элементы цепи и замок зажигания, а так же заряд аккумулятора. Если проводка исправна и аккумулятор в норме, только тогда снимайте стартер. Возможно, замена щеток стартера ваз 2109 решит проблему, поэтому начните с них и не торопитесь разобрать стартер полностью. Важно знать, как определить неисправность, поэтому все по порядку.
Ремонт стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Стартер – неотъемлемая деталь в автомобиле, позволяющая машине заводиться. Иначе приходилось бы постоянно толкать авто для заводки. К сожалению, как и любая другая деталь, стартер рано или поздно выходит из строя. Кто то сразу бежит в автомагазин и покупает новый, но зачастую это лишняя трата денег, т.к. стартер не всегда изнашивается целиком, а частично. Например, большинство неполадок – втягивающее реле, заменить которое не составит никакого труда, а денег сэкономите. Существует даже бесплатный вариант ремонта реле, понадобится шкурка и отвёртка. Разбираете реле, зачищаете пятаки, собираете и ставите обратно. Данный способ помогает при окислении – вы их зачистили и дали возможность току нормально проводиться без перебоев. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим порядок действий для разборки, сборки стартера, поговорим о проверке, и обязательно разберемся насчет зачищения контактов и профилактики пригорания.
Примечание! Произвести ремонт вам помогут следующие инструменты: накидные головки, вороток (удлинитель), отвёртки, набор гаечных ключей, мелкозернистая шкурка.
Краткое содержание:
Месторасположение стартера
На большинстве русских переднеприводных автомобилях стартер располагается одинаково — вставлен в картер сцепления и входит в зацепления с маховиком. Картер находиться в нижней части автомобиля вместе с составляющей – коробкой передач. Ниже прикреплено фото (вид сверху на автомобиль), стрелкой указан стартер – обратите внимание на цвет.
Когда стартер нуждается в ремонте?
В случае возникновения проблем с заведением автомобиля:
- поворачивая ключ слышно лишь щелчки, больше ничего не происходит – машина не заводится;
- двигатель заводиться неохотно (ключ повернули, двигатель крутиться, крутиться и через секунд 5-10 заводит автомобиль)
- слышен стук в двигателе автомобиля от поворачивания ключа, значит втулки у стартера изношены и вал немного перекосило, вал в маховик нормально не заходит, а ударяется.
В данном случае не рекомендуем вам эксплуатировать автомобиль: стартер убивается да и венец у маховика снашивается.
Примечание! Для проверки вам понадобятся провода (на плюс нужен и на минус) и аккумулятор (подойдет установленный на автомобиле). Посмотрите видеоролик по ссылке ниже:
В случае исправности стартера в результате проверки, обратите внимание на аккумулятор (зарядите обязательно), на замок зажигания, точнее контактную группу замка (подробно о снятии и проверке читайте в статье: «Замена замка зажигания на ВАЗ»), Не оставляйте без внимания реле включения стартера (не путайте с втягивающим реле не путайте). ,О проверке и замене читайте в руководстве: «Замена реле включения стартера на автомобиле»). Мы перечислили основные составляющие механизма стартера.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Неисправности стартерного механизма
Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.
А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.
Определяем причину неисправности
Не торопитесь до основания разобрать на ваз 2109 стартер, как всегда сначала важно правильно выявить неисправность. Поэтому начинать следует с проверки:
Отсоединяем проводок от клеммы, и подключаем его к «плюсу» напрямую Если двигатель заработал, это означает, что, неисправно реле включения Если мотор молчит, то вероятная причина – износ щеток Простой способ поможет вам выявить перекос либо износ щеток Снимаем агрегат с машины, и проверяем его, запускаем его, снятый с машины Когда выполняем проверку стартера отдельно от машины, следует обратить внимание на функционирование его двигателя Часто случается так, что двигатель работает отлично лишь в одном положении Стоит только повернуть его набок, и контакт сразу пропадет Такое странное явление легко объяснимо Когда щетки у стартера имеют нормальную длину, они плотно прижаты, посредством пружинок щеткодержателя Когда щетки изнашиваются сильно, усилия пружин может не хватать, тогда щетка прижимается лишь собственным весом Поэтому при смене положения агрегата контакт исчезает Подобное же явление наблюдается при «зависании» щеток, имеющих нормальную длину, либо при перекосе щеток
Замена щеток
Замена щёток стартера ваз 2109 простая процедура. Любому начинающему автомеханику или автолюбителю под силу самостоятельная замена щеток
Вам важно лишь выполнить простые действия, чтобы справиться с этой задачей:
- Берем снятый с машины агрегат
- От клеммы пускателя, отсоединяем кабель, снимаем винты, соединяющие крышки вала и коллектора
- Снимаем уплотнительное колечко, крышку, прокладку, затем кольцевой зажим и находящееся за ним второе уплотнительное колечко
Выкрутив винты, снимаем крышку, прокладку зажим и все уплотнительные кольца
После этого приступаем к снятию задней крышки стартера, отвернув для этого гайки со стяжных шпилек
Снимаем со стяжных шпилек гайки
Извлекаем сборку щеткодержателя
Вынимаем сборку щеткодержателя
- После этого щетки выпадут под действием пружин, но будут удерживаться проводами
- После разборки, приступаем к осмотру, а при необходимости, к замене щеток
- Разбирая, стартер не забудьте аккуратно разложить детали в последовательности их снятия, чтобы не запутаться при сборке.
- Появление «лишних» деталей означает, что вы, что-то забыли прикрутить
- Осматриваем и при необходимости заменяем щетки ваз 2109 стартера либо всю сборку полностью
- Прежде чем выполнить сборку, проводим его техническое обслуживание – зачищаем все его элементы
- Пластинки щеток ставим на коллектор, выполняем их центровку, а затем надеваем пружины и держатели щеток
- Устанавливаем сборку держателей щеток на якорь коллектора, и вставляем в вырез на корпусе уплотнительную втулку
- Надеваем на якорь крышку коллектора, затем уплотнительное кольцо с прокладками
- После этого устанавливаем прокладки, уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, надеваем крышку вала на крышку коллектора, затягиваем болты
- Подсоединяем к электро магнитному пускателю питающий кабель и затягиваем гайку
- Осталось прикрутить агрегат к двигателю и подключить к нему провода
Теперь замена щетки стартера ваз 2109 для вас плевое дело, вы убедились, что операция простая и доступная каждому, дополнительно вы всегда можете посмотреть обучающее видео.
Как узнать об изнашивании щеток стартера
Замена щетки в стартере ваз 2110
Не нужно сразу приступать к разборке стартера, сначала его нужно демонтировать и проверить путём запуска отдельно от машины. Следует определить его состояние, то есть функционирование. В такой ситуации провод открепляется от клеммы и подключается напрямую к «плюсу». Если мотор работает, то, скорее всего, проблема заключается в неисправном реле включения. Если двигатель не заводится, следует обратить внимание на состояние щеток.
Примечание. Выявить изнашивание или перекашивание щеток можно при помощи простого опыта. При проверке стартера отдельно, рекомендуется оценивать его работоспособность. В отдельных случаях стартер работает хорошо в одном положении, а при повороте набок пропадает контакт. Такое явление можно легко аргументировать. Щетки стартера с нормальной длиной прижимаются к коллектору так, что между щеткодержателем и пружиной остаётся небольшой зазор.
Замена щеток на стартере ваз 2110
При их изнашивании пружина плотно упирается в этот щеткодержатель, при этом контакт будет обеспечиваться за счёт воздействия веса. Если немного изменится положение мотора, контакт сразу пропадает. Данное явление может произойти и тогда, когда щетки перекашиваются и зависают в щеткодержателе.
Примечание! Для снимания стартера на ВАЗ «десятой» модели нужно воспользоваться эстакадой, ямой для осмотра или подъёмником.
- Стартер фиксируется на коробке передач при помощи двух гаек, одна из которых располагается под отсеком мотора. Для безопасной ремонтной работы нужно предварительно открепить провод от « — » клеммы АКБ.
Замена щеток стартера ваз 2110
- После этого снимается защита картера. В моторном отсеке можно открутить верхнюю гайку для фиксации. Под машиной открепляется провод, выводящий тягового реле. При помощи ключа 15-го размера отвинчивается нижняя гайка и извлекается стартер(см.Ремонт стартера Ваз 2110 – делаем все сами).
- Когда произведён демонтаж стартера, появляется возможность его дополнительной проверки. Устройство следует установить на ровное место и подсоединить к нему АКБ.
Примечание. Корпус вращают на поверхности, если работа останавливается или продолжается рывками, это может говорить о неисправности щеток. От таких колебаний они могут выпадать из щеткодержателей, прикасаясь к коллектору, при этом детали будут не такими длинными для обеспечения нормальной работы. Тогда не обойтись без разбора стартера.
- Корпус устройства с двумя крышками скрепляется посредством двух стяжных шпилек. Поэтому сначала требуется открутить пару гаек на этих шпильках и снять переднюю крышку с редуктором. Далее снимается задняя крышка со щеткодержателем, на котором размещаются щетки. Так как щеткодержатель фиксируется к крышке задней 2-мя болтами, их нужно открутить. Отвёрткой демонтируется фиксатор щеток с прижимными пружинами, только после этого они легко извлекаются из самого щеткодержателя.
- Смена изношенных элементов стартера выполняется сравнительно легко, только нужно действовать аккуратно. Новые детали монтируются в пазы, отремонтированный щеткодержатель одевается на коллектор. Пружины вставляются на свои места и фиксируются. В подобном случае нельзя допускать перекашивания щеток, они должны прижиматься равномерно.
Примечание! Щетки не нужно устанавливать туго, в правильном состоянии они свободно удерживаются в пазах щеткодержателя.
- В документации к машине не указывается точная длина этих деталей, поэтому можно применять щетки с других моделей. Несмотря на эту ситуацию, нужно учитывать, что расстояние от выведения элемента до функционирующей кромки может быть не ниже 0,35 сантиметров. Меньший показатель говорит о несоответствии щеток.
- Точная длина элементов не фиксируется потому, что со временем коллектор изнашивается. Если изнашивание невелико, то при замене щетки его нужно хорошо зачищать с помощью наждачной бумаги. При большем параметре, его можно обрабатывать в мастерской на специализированном станке.
Примечание! Длина щеток будет зависеть от диаметра коллекторного кольца.
Поскольку цена щеток демократичная, специалисты рекомендуют заменять щеткодержатель в полном сборе. В такой ситуации можно избавиться от нелёгкой процедуры по фиксированию и балансировке щеток по отдельности, при этом сам ремонтный процесс пройдёт намного быстрее. С обратной стороны, если уже имеются запасные детали, их целесообразно использовать.
Примечание! Медно-графитовые или графитовые щетки можно зачищать напильником, при этом длина будет подбираться путём практики.
Отыскать данные запасные элементы для отечественной машины не трудно в каждой автомастерской. Цена щёток для стартера составляет примерно 50 рублей за весь комплект. Что касается целостного щеточного блока, он будет стоить около 100 рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что переплата будет незначительной.
Самостоятельная смена щеток
Ваз 2110 стартер щетки
Заменить щетки на стартере сможет даже начинающий автомеханик. Для этого нужно осуществить ряд простейших последовательных манипуляций. Итак:
- Открепляется кабель от клеммы пускателя; демонтируются винты, фиксирующие крышки, как вала, так и коллектора.
- Убирается крышка и кольцо уплотнителя, кольцевой фиксатор, прокладка и другое кольцо уплотнителя.
- Снимаются болты, которые соединяют коллекторную крышку с корпусом, демонтируется крышка.
- Извлекается сборка щеткодержателя. Щётки выталкиваются посредством пружин, но ещё удерживаются несколькими проводами.
Снятие стартера
Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.
Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.
Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.
Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.
После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.
Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.
Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых немного отличаются.
Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или
оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.
Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.
Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.
Как Заменить Щетки На Стартере
Начинающая кисть: замена самодельной работы
Пуск современного автомобиля обеспечивается стартером. Это электромеханическое устройство на основе обычного электродвигателя с батарейным питанием. Его конструкция довольно условна и относительно надежна, но также требует своевременного обслуживания и ремонта.
Одним из наиболее распространенных дефектов стартера является износ электронных щеток, из-за которого он теряет способность нормально функционировать и в конечном итоге перестает работать. К счастью для любителей автомобилей, эта поломка не является критической, если, конечно, она не подходит для диагностики и устранения. В этой статье мы рассмотрим, как заменить стартерные щетки своими руками в автомобилях ВАЗ-2109, 2110.
Принцип ВАЗ стартера
Для начала разберемся с механизмом работы пускового устройства. Как уже упоминалось, стартер. это электродвигатель, который потребляет постоянный ток от аккумулятора. Авто ВАЗ-2109 и 2110 оснащаются четырехполюсными пусковыми устройствами со щеткой с электромагнитными реле. Внешне они различаются по размеру и типу крепления. С точки зрения механизма работы, стартеры «девять» и «десять» похожи.
Схема переключения устройства заключается в следующем: при включении ключа зажигания обмотки ретрактора ретрактора и щетки подается напряжение, в результате чего его привод замыкается с маховиком. Мотор запускается сразу. Его вал начинает вращать маховик через Bendix. специальную конструкцию зубчатого колеса, обеспечивающую надежное сцепление. Когда частота вращения коленчатого вала начинает превышать скорость якоря стартера, картер двигателя отключается с помощью возвратной пружины.
Щетки и щеткодержатель
Конструктивно стартовая щетка представляет собой графитовый или параллелепипедный медно-графитовый параллелепипед размером 14,5 x 13 x 6,2 мм. Многожильный медный провод с дюралюминиевым креплением на конце подтягивается и прижимается к нему.
Учитывая, что приводы ВАЗ-2109 и 2110 являются четырехполюсными, для обеспечения их работы требуются четыре щетки. Два из них подключены к массе устройства, а два. к плюсовому проводу, идущему от аккумулятора.
Кто-нибудь щетка стартер фиксируется в отдельной ячейке в специальном блоке. щеткодержателях. Он изготовлен из диэлектрического материала и предназначен не только для надежной фиксации, но и для прижимания их к рабочей поверхности клапана, обеспечивая так называемый скользящий контакт.
Основная вина
В большинстве случаев стартерная щетка выходит из строя из-за износа. Он просто стирает и прекращает контактировать с пластинами коллектора. Поначалу износ может не повлиять на работу. реостат, но со временем он обязательно заявит о себе. Это также тот случай, когда ВАЗ-2109, 2110 привод щетка разрушается из-за механическое повреждение, например, из-за неисправности коллектора, производственные дефекты, дефекты подшипников, опорной втулку вала и тому подобные. Что касается повседневного износа, эта неисправность неизбежна, но просто устраняется вручную.
Носить знаки
Изношенные стартовые щетки ВАЗ-2110 или ВАЗ-2109 могут заявить для себя следующие особенности:
- при попытке запуска двигателя слышны только щелчки реле стартера;
- необычный звук рабочего стартера (скрип, треск);
- обогрев шкафа прибора, появление соответствующего обгоревшего аромата.
Кисти для начинающих и как их поставить на место, если они выпрыгнуты из держателей.
Если канал принесет вам реальную пользу, тогда поддержите проект! Количество не имеет значения! КАРТА (СБЕРБАНК).
Замена стартовых щеток
Самозаменяющаяся кисть абстрактная стартер
от профессионалов AGS. www.agscenter.ru.
Обнаружение таких неисправностей не рекомендуется запускать машину с помощью стартера. Это сделает ситуацию намного хуже.
диагностика
Как узнать, что предпосылки для выполнения задачи изношены стартовые щетки Модели 2109, 2110 ВАЗ? Сначала нужно убедиться, что электронная схема устройства не разомкнута. Проверьте заземленные провода. Если с ними все в порядке, возьмите изолированный провод и подключите положительную клемму стартера к положительной клемме батареи. Обязательно включите нейтральную коробку передач и зажигание, прежде чем сделать это. Если есть проблема с публикацией, реостат заработай и запусти двигатель.
Если это не сработает, стартер придется разобрать для будущего диагноза.
Снятие стартера
Мы начинаем демонтаж устройства стартера с отсоединения заземляющего провода от аккумулятора. Для удобства лучше всего поставить автомобиль на смотровое отверстие и снять защиту двигателя. Проще снять устройство снизу.
Далее найдите стартер и отсоедините кабель питания от тягового реле. Затем открутите гайку, которая фиксирует положительный провод (ключ к «13»). С помощью ключа «15» открутите два (для «девяти» трех) винтов, которые крепят стартер к корпусу сцепления. Разберите лаунчер. Видите ли, процесс довольно обычный и не требует особых способностей.
дополнительная проверка
Прежде чем приступить к разборке стартера, вы можете проверить его снова. Для этого подключите устройство к земле с помощью соответствующей клеммы и положительной клеммы аккумулятора. Если в нем нет признаков жизни, попробуйте перевернуть его. Обычно, если одна стартовая щетка или несколько из них изношены, они тонут и теряют контакт с коллектором, и при переворачивании все становится на свои места, и электродвигатель может работать, как будто ничего не произошло.
Разбирать лаунчер
Первый шаг. отвинтить два винта, которые крепят крышку вала к задней части стартера с помощью отвертки. Снимите крышку, уплотнительное кольцо и прокладку. Затем мы отпускаем две гайки соединительных стержней и разбираем узел держателя щеток. При этом щетки будут падать со своих мест под действием пружин, но будут удерживаться на контактных проводах.
Далее посмотрите на владельца кисти. Если есть какие-либо следы механического повреждения, они должны быть замещать. Это может быть причиной неисправности. к устройству сборщика. Все его медные пластины должны быть на месте. Если они имеют признаки износа (сколы, трещины, следы короткого замыкания), якорь должен быть заменен.
Замена стартовой щетки ВАЗ
Процесс замены кисти занимает не более 20 минут. Все, что вам нужно сделать, это выкрутить контактные дротики каждого предмета на щеткодержателе и подключить новые таким же образом.
Далее всем стартовая щетка 2110 или 2109 находится на своем месте над зажимной пружиной. Когда это сделано, щетка в сборе должна быть размещена на коллекторе. Для этого щетки поочередно копаются в ячейке, а якорь прокручивается в одну сторону. После этого мы собираем стартер по обратному алгоритму. Перед установкой реостат проверьте это, как описано выше. Если стартер заработал, значит, вы все сделали правильно.
Какие кисти выбрать
Несколько слов о самих кистях. Если вы решили заменить их, то вам нужно поменять не четыре, а все четыре. В противном случае, через некоторое время вам придется снова вернуться к этой процедуре, и неравномерный износ не принесет вам никакой пользы.
Для удобства используйте следующие номера каталогов:
Указав их продавцу, вы точно не ошиблись.
Несколько полезных советов
Чтобы кисти пускового механизма работали как можно дольше, следуйте этим советам:
- При замене вам не нужно покупать их в первом доступном лотке на авторынке. Лучше пойти в специализированный магазин и купить сертифицированные запчасти. Также нет необходимости настраивать щетки другого производителя или модели автомобиля, возвращая их нужному размеру.
- При запуске двигателя не заставляйте пусковое устройство работать дольше 5-7 секунд. Таким образом, вы можете сжечь не только щетки и коллекторы, но и обмотку двигателя, а также проводку, которая обеспечивает его мощность. Также не пытайтесь сознательно разряжать аккумулятор.
- Не допускайте работы стартера при работающем двигателе, и если такие ситуации возникают невольно, немедленно обратитесь в автосервис.
- Держите корпус устройства в чистоте. Грязь и масляные отложения могут вызвать короткое замыкание.
- Обратите внимание на стартер. Если вы знаете, что аккумулятор заряжен, а пусковое устройство не обеспечивает необходимое количество оборотов коленчатого вала для запуска, вероятно, имеется короткое замыкание на корпусе, засорение узла щетки или поломка одного из обмотки. В этом случае также лучше немедленно связаться со станцией технического обслуживания.
- Быстрая щетка износ может также вызвать подшипник или вал поддержку втулки неисправность. В этом случае якорь изгибается и «съедает» их с одной стороны. Трудно обнаружить такую неисправность без разборки стартера, поэтому обратите внимание на звук, производимый устройством во время работы.
Что такое стартер и его особенности
Агрегат представляет собой простой электрический двигатель, дающий постоянный ток. Он имеет четыре полюса и аналогичное количество щеток, привод его подсоединен к зубчатому венчику маховика. Иногда вам может понадобиться выполнить ремонт стартера (фото ниже) и в таком случае, необходимо знать его устройство.
Стартер ваз 2109
Итак:
- На машинах модели ваз 2109 устанавливаются агрегаты 5712.3708, либо 29.3708 или 423.3708
- Все эти модели являются электрическими двигателями постоянного тока, имеющими электромагнитное двух обмоточное тяговое реле и смешанное возбуждение
- Также они имеют одинаковые установочные размеры и различаются лишь особенностями устройства привода либо коллекторного узла
- Например, агрегат 29.3708 имеет коллектор торцевого типа, а агрегат 423.3708 цилиндрического, в остальных деталях оба агрегата практически одинаковые
- Стартер же 5712.3708 имеет планетарный редуктор в приводе
- Главное отличие между перечисленными моделями агрегатов, которые применяются на других автомобилях, состоит в отсутствии в крышке привода опоры конца вала
- Вместо опоры кончика вала используется втулка, запрессованная в картер сцепления(см.Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях)
- В корпусе стартера непосредственно находятся четыре фиксированных полюса
- Все они обладают обмотками возбуждения
- Причем три обмотки выпускаются серийно, а последняя обмотка, является шунтовой
- Рекомендуем так же внимательно присмотреться к корпусу и крышкам
- Они стягиваются двумя шпильками, а якорь имеет цилиндрический коллектор
- Внутри металлокерамической втулки вращается задний конец якорного вала
- Эта втулка запрессована в крышку
- А передний конец якорного вала помещен в запрессованную в картер сцепления втулку
- Настоятельно рекомендуем запомнить схему подключения стартера и соединения его деталей, поскольку это может вам пригодиться, если решите отремонтировать его своими руками
- На разбираемой в нашем примере модели агрегат начинает функционировать через свое тяговое реле
- Эта деталь прикреплена на корпусе и обладает специальным защитным экраном, который нужен, чтобы предотвратить любой контакт реле с выхлопной трубой и защитить от температурного воздействия
- Размеры и масса стартера весьма небольшие, а его основное предназначение во вращении маховика двигателя
- А, следовательно, он служит для приведения в движение всего кривошипно-шатунного механизма двигателя
- С учетом значительных нагрузок, которые воздействуют на его устройство, агрегат рассматриваемой нами модели способен исправно работать на протяжении около шести лет
- Чтобы увеличить срок эксплуатации стартера до максимально возможного, включайте его при запуске мотора не более десяти секунд
- Лучше включить его еще раз, если вдруг мотор не успел запуститься за десять секунд
- К тому же, учтите обязательно, что перерывы между повторными попытками должны быть не менее тридцати секунд, чтобы восстановилась работоспособность аккумуляторной батареи
- Иначе вы рискуете разрядить аккумулятор, тогда запуск двигателя станет невозможным без подзарядки либо замены батареи
- Если не работает стартер вашей машины, возможно, вы не уделяли достаточно времени на его профилактику и тогда неполадки неожиданно могут застать врасплох, такова цена небрежности
Ремонт стартера Ваз 2109
Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:
ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.
Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.
Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.
Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2022 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.
Причины и методы определения неисправности стартера на ВАЗ 21142115
Прежде чем перейти к определению причины неисправности стартера нужно знать, что данная конструкция функционирует в системе с другими электродеталями авто, такими как АКБ, механизм управления запуском стартера и т.д.
Перед началом проверки работоспособности стартера на автомобиле ВАЗ 2114/2115 убеждаемся, что АКБ автомобиля заряжена полностью, контакты батареи надежны и хорошо закреплены, провода от клеммы втягивающего реле и от аккумулятора к стартеру не повреждены и имеют хороший контакт.
Если происходит четкий щелчок тягового реле, но стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, недостаточно мощно для запуска, либо работает рывками, то, с большой долей вероятности, можно сказать, что между коллектором и щетками пропадает контакт. Причинами этому может быть:
- износились или неплотно прилегают к коллектору щетки;
- вышло из строя тяговое реле;
- износился коллектор якоря.
Типичные неисправности стартера
Все поломки стартерных механизмов делятся на два типа: механические и электрические. При выходе из строя рабочих элементов шестерёнок бендикса, маховика (их износу, либо повреждению зубьев), нарушению работы рычага привода, обгонной муфты, возвратной пружины – причина поломки механическая, при этом стартер ремонтопригоден. Изношенная деталь подлежит замене.
Нарушения режима работы в электрике стартера сложнее: сгоревшая обмотка коллектора или якоря, сломанный редуктор, изношенные щётки восстановлению не подлежат, в этом случае меняют весь механизм в сборе на новый. Единственная деталь в электроцепи, которую можно заменить без последствий – это втягивающее реле. Часто сбои в электрике происходят в результате попадания влаги, загрязнений, из-за чего возможно падение мощности, короткие замыкания и окисление контактов. Такого рода неисправности устраняют чисткой электрических элементов с последующей обработкой специальными антикоррозийным составом.
Характерные признаки неисправности стартера:
- При включении зажигания (подачи тока с АКБ) стартер не крутит, слышен щелчок, пуска двигателя не происходит: возможная причина – выход из строя реле, поломка редуктора, заклинивание шестерёнок передаточных узлов бендикса или маховика, короткое замыкание щёток.
- Стартер запускается медленно с потерей мощности оборотов вала и посторонним скрежетом – механическое повреждение передаточных звеньев, обрыв обмотки в коллекторе или якоре, загрязнение внутренних узлов.
- После запуска двигателя стартер продолжает работу – выход из строя втягивающего реле, поломка возвратной пружины или обгонной муфты.
- Зажигание не срабатывает, либо срабатывает с запозданием и последующей потерей мощности, недостаточной для поворота коленчатого вала – нарушения в электроцепи, окисление клемм, обрывы в обмотке якоря.
- Стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигание – не поступает ток с аккумуляторной батареи: нарушены контакты на клеммах АКБ, либо она разряжена.
Диагностику электрических причин неисправностей можно произвести, не снимая стартер, с помощью специального оборудования (микрометром или тестером) замерив показатели мощности и силы тока на якоре, контактах втягивающего реле и возвратной муфте. Первый признак электрической поломки – падение напряжения во время пуска. Нормой считается отклонение в 1-2 Вольт при включении зажигания, большие отклонения (возможно в два раза) – верный признак того, что неисправны щётки, обмотка, либо втулки. Если с электрикой всё в порядке и показатели в норме, то для определения механической причины поломки стартер демонтируют, разбирают, устанавливая возможные повреждения визуально.
Срок эксплуатации стартера зависит от количества полных запусков системы зажигания и условий работы. При низких температурах его износ происходит быстрее: масло в двигателе становится вязким, поэтому электрическая цепь, редуктор и движущие узлы испытывают повышенную нагрузку. Частый запуск с недостаточным зарядом АКБ автомобиля также может приводить к нарушению работы реле, преждевременному износу обмотки коллектора, на якоре и щёточного узла.
Самая главная неисправность щёток
Наиболее частый признак выхода из строя щеток – износ. Щетка попросту истирается со временем, за счёт чего и перестаёт контактировать с коллекторными интерцепторами. Сработка щёток вначале никак на функциональности пускового устройства не сказывается – двигатель заводится, как и раньше. Однако со временем постепенно это начинает давать о себе знать.
Бывает и так, что щётки портятся по причине мехповреждений. Имеется в виду изначальный брак, выход из строя подшипника, проблемы с коллектором и т.д.
Стандартный же износ – дело обычное. Устранить его можно легко своими руками, вовсе не обязательно ехать в сервис к специалистам.
Итак, для начала нужно определить, действительно ли это износ. Как правило, стёртые щетки заявляют о себе симптомами такого свойства:
- При работе стартера слышен непривычный треск;
- Корпус стартера быстро нагревается, явно чувствуется запах гари;
- Слышны щелчки при запуске ДВС.
Запрещено в этих трех случаях продолжать пытаться завести двигатель. Таким образом, проблема ещё больше усугубляется.
Помимо обнаружения признаков, опытный автомобилист проведёт ещё и дополнительную диагностику, чтобы точно определить неисправность. Стартер снимать вовсе не обязательно.
Действия, как правило, сводятся к следующему:
- Нужно убедиться, что в цепи нет обрыва, путём проверки целостности соединения кабелей;
- Далее, если всё в порядке с соединениями, берётся провод с изоляцией, который ставится одним концом к плюсу стартера, другим – к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
Если проблема была в проводах, то стартер легко заведёт двигатель. Рекомендуется также слушать устройство, реагировать на все лишние звуки и трески, свидетельствующие о внутренних неисправностях.
Последовательная разборка стартера
Весь процесс происходит в несколько этапов, и на каждом можно выявить потенциальную неисправность.
Первый этап подразумевает осмотр щеток после их снятия. Как правило, это наиболее распространенная проблема, которая препятствует нормальной работе стартера. Для этого сделайте следующее:
- Открутите два винта, которые фиксируют крышку защиты. Она снимается очень легко.
- Отверткой с вала снимите стопорное кольцо и регулирующие шайбы.
- Следующим шагом снимите две гайки стяжных шпилей и со стороны коллектора можно демонтировать крышку.
- Теперь при помощи отвертки можно отжать пружины и вытянуть щетки из посадочных мест.
Чтобы измерить высоту щеток, используйте линейку или штангенциркуль. Если высота элемента меньше 12 мм, тогда их следует заменить. Если на поверхности есть сколы и трещины, это также является поводом к их обновлению на новые детали.
Как заменить детали и собрать стартер
Итак:
- Нужно сделать визуальный осмотр и, если нужно, заменить щетки или сборный щеткодержатель. Непосредственно перед собиранием стартера рекомендуется провести его техническое обслуживание, то есть зачистку всех элементов.
- Пластины заменяемых элементов устанавливаются на коллекторе, при этом нужно выполнить их центровку, надевая пружины и щеткодержатель.
- Сборка монтируется на коллекторный якорь, вставляется уплотнительная втулка в разрез корпуса.
- На якорь надевается коллекторная крышка, кольцо уплотнителя с прокладкой; монтируется коллекторная крышка, вставляются фиксирующие болты.
- На свои места устанавливаются прокладки, кольцевые зажимы, уплотнительные кольца; на коллекторную крышку надевают крышку вала, которую затягивают болтами.
- На конечном этапе подводят питающий кабель до электромагнитного пускателя, затягиваются гайки.
Любую неисправность машины ВАЗ 2110 можно починить в автомастерской, но зачем переплачивать, если при помощи видео и фото есть возможность всё сделать своими руками. При неоднократной замене щеток не потребуется детальная инструкция, так как действия уже выполняются автоматически. В такой ситуации можно хорошо сэкономить, покупая только расходные элементы, цена которых не может не удивить. Так же на нашем ресурсе Вы можете узнать о замене бендикса стартера.
Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?
В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.
Принцип работы редукторного устройства такой же, как у классического узла, – преобразование электрической энергии в механическую.
Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.
Преимущества классического варианта:
- простота конструкции;
- высокая ремонтопригодность;
- доступность запчастей;
- низкая стоимость.
Из недостатков можно назвать следующие:
- необходимость в высоком стартовом токе;
- быстрый износ деталей;
- неустойчивая работа при низких температурах;
- большой вес и габариты.
В общем, обычный узел можно оценить, как надежное устройство при правильной эксплуатации.
Редукторный узел имеет следующие плюсы:
- малый вес и небольшие размеры;
- может работать в широком диапазоне температур;
- долгий срок службы;
- экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).
Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.
Минусы можно назвать следующие:
- отсутствие запчастей;
- сложный ремонт;
- низкое качество редуктора.
Надежность устройства зависит от качества его составляющих. Поэтому механизм с высококачественными комплектующими прослужит долгий срок без ремонта.