Бендикс или привод стартера – это узел, состоящий из муфты с шестернёй и вилки, соединённой с втягивающим реле. Муфту ещё называют «обгонной». На хэтчбеки «Лада 114» устанавливалось три типа стартеров: 29.3708, 423.3708. а также 5712.3708. Первые два отличаются только формой вилки, а также конструкцией деталей, не имеющих отношения к бендиксу. А стартер 5712.3708 – это современное устройство, снабжённое редуктором. Посадочные размеры всех стартеров не отличаются никак. На любом авто, в том числе на ВАЗ-2114, замену бендикса начинают с демонтажа стартера. Эту операцию мы рассмотрим сейчас.
Дальше на видео показано, как ведёт себя стартер с неисправным бендиксом.
Меняем бендикс на ВАЗ-2114 своими руками
Бендикс или привод стартера – это узел, состоящий из муфты с шестернёй и вилки, соединённой с втягивающим реле. Муфту ещё называют «обгонной». На хэтчбеки «Лада 114» устанавливалось три типа стартеров: 29.3708, 423.3708. а также 5712.3708. Первые два отличаются только формой вилки, а также конструкцией деталей, не имеющих отношения к бендиксу. А стартер 5712.3708 – это современное устройство, снабжённое редуктором. Посадочные размеры всех стартеров не отличаются никак. На любом авто, в том числе на ВАЗ-2114, замену бендикса начинают с демонтажа стартера. Эту операцию мы рассмотрим сейчас.
Дальше на видео показано, как ведёт себя стартер с неисправным бендиксом.
Как поменять бендикс на стартере
Как правило, для того, чтобы поменять бендикс, необходимо снять стартер и разобрать его. В зависимости от модели машины процедура может иметь свои особенности. Опишем алгоритм с момента, когда стартер уже снят и для замены бендикса предстоит разобрать его корпус:
Именно стартер гарантирует комфортный пуска автомобильного двигателя через ключ зажигания. Являясь по своей сути электродвигателем, устройство требует аккуратного к себе отношения. Это связано с тем, что в конструкцию стартера входит достаточно много элементов, и один из главных — бендикс (или обгонная муфта). Без него пуск двигателя невозможен, даже если электромотор пускового устройства исправен. Восстановление обгонной муфты не всегда целесообразно (но возможно), лучший вариант – замена бендикса на стартере. Интересно, что эта запчасть названа по фамилии ее изобретателя – Винсента Гуго Бендикса: американец запатентовал ее в 1916 году.
Подготовка к замене бендикса: снятие стартера на ВАЗ-2114
Доступ к стартеру можно получить сверху или из-под днища. Рассмотрим второй вариант: закатываем автомобиль на яму, задействуем ручник. Дальше ключом «на 10» откручиваем два винта снизу ( фото 1 ) и по два винта на лонжеронах.
В завершении отворачиваются винты на поперечине ( фото 3 ), чтобы снять брызговик двигателя.
Отключите клемму «минус» от АКБ – понадобится ключ «на 10».
На ВАЗ-2114 заменить бендикс можно одним способом – снимают стартер.
Расположение стартера под капотом отмечено красной стрелочкой
- Отворачивают гайку крепежа силового провода к стартеру ( фото 1 ). Снимают клемму, а также отсоединяют колодку с управляющим проводом ( фото 2 );
Монтаж проводится в обратном порядке.
Подходящий типоразмер ключа – «на 13 мм».
Оценка результатов работы
После завершения работы следует проверить, как запускается двигатель. Пусковый двигатель должен работать ровно, без характерных для неисправной обгонной муфты стуков и скрежета. Это является признаком качественно выполненной замены бендикса на автомобилях ВАЗ-2109-2115.
В некоторых случаях поменять бендикс оказывается недостаточно. Длительная работа неисправной муфты приводит к износу и повреждению зубьев маховика. При этом симптомы поломки, имевшиеся до замены шестерни, могут стать слабее, но не исчезают полностью. В подобных случаях необходимо произвести замену маховика.
Ремонт стартеров 29.3708 и 423.3708
Отвёрткой откручивают винты, фиксирующие втягивающее реле. Затем реле удаляют – его якорь разъединяют с вилкой.
Взяв трубку подходящего диаметра, с вала сбивают верхнее стопорное кольцо. Затем снимают нижнее стопорное кольцо, используя специальные щипцы. Верхнее кольцо надо удалить тоже.
Корпус разбирают: откручивается защитная накладка, снимается стопор и все шайбы, затем откручивают две гайки и снимают задний кожух.
Разъединяем ротор и статор
Дальше, соблюдая осторожность, демонтируют обе щётки и снимают щёткодержатель. В результате останется «сборка», состоящая из деталей: ротор, передняя крышка, бендикс.
Теперь надо вынуть из крышки пластиковый упор вилки. Затем ротор вытягивают назад.
Бендикс в сборе с вилкой легко вынимается из крышки. Монтаж узла проводят в обратном порядке.
Как разобрать сам бендикс
Снимают стопорное кольцо – тут снова нужны щипцы. Затем легко снимается тарельчатая и упорная шайба. Результат показан на фото.
Детали бендикса по отдельности
В завершении муфту с вилкой просто стягивают с подшипника. Проблем возникнуть не должно.
Устанавливая на место новый подшипник или новую вилку, не нужно скупиться на смазку. Здесь подходит ЛИТОЛ-24.
Уточнение для стартера 29.3708
Выше было рассмотрено, как разбирается стартер 423.3708. Для 29-й модели всё выглядит сложнее:
- Реле крепится на трёх винтах, а не на двух;
- Вилка закреплена на оси, и эту ось удаляют перед тем, как выбивать кольцо над бендиксом;
- Чтобы снять бендикс, надо разъединить подшипник и вилку. Для этого проушину вилки подгибают отвёрткой.
Ремонт обгонной муфты
Возможен ли ремонт бендикса стартера своими руками? Вполне! Один из «народных» способов заключается в следующем. Полностью погрузите неразобранный стартер в подходящую емкость с бензином. Выдержите 5-6 часов (можно оставить на ночь). Не вынимая устройство из емкости, шестерню обгонной муфты, чтобы лучше прочистить пазы. Стартер выньте и хорошо просушите. Иногда эта нехитрая операция помогает. Но если этого не случилось, устройство придется разбирать. Сняв бендикс, осмотрите вилку, которая его толкает: если деталь изношена, то необходимо поставить другую. Проверьте зазор на валу якоря: при наличии люфта восстановить механизма не получится – придется покупать новый. Если же «болтанки» нет, то бендикс ремонтируем.
Процедура начинается с разборки корпуса, чтобы добраться до пружин и роликов. Их нужно вытащить, очистить, промыть в бензине и протереть насухо. Обычно эти детали не изнашиваются и замены не требуют, но все же на ролики посмотрите внимательнее: если они утратили цилиндрическую форму, то придется подыскать нормальные (менять нужно полным комплектом).
Однако чаще всего проблема кроется в смолистых отложениях на внутренней части обоймы, которые нужно удалить. Также не забудьте осмотреть корпус муфты на предмет наличия трещин. Если таковые имеются, деталь замените. Еще нужно осмотреть зубчики шестеренки: если они сносились, то придется искать новую или менять весь привод. Теперь соберите бендикс и проверьте, зажав в тисках: исправное устройство будет проворачиваться в одну сторону. Перед установкой восстановленный механизм смажьте моторным маслом.
Быстрый ремонт бендикса стартера 5712.3708
Если стартер был демонтирован, с него снимают втягивающее реле, отвернув два винта на корпусе. Затем откручиваются четыре шпильки, и можно сдвигать крышку вперёд. Здесь всё выглядит проще, чем в стартерах «ранних» моделей.
Цель – демонтаж привода с редуктором
Снимаем пластиковый упор. Затем удаляем привод в сборе – он здесь состоит из бендикса и редуктора.
На стартерах «новой» модели, установленных на ВАЗ-2114, замену бендикса надо вести строго по инструкции: сначала снимают крышку редуктора, затем – три шестерни, и только затем можно сбивать стопорное кольцо.
Удаляем шестерни из редуктора…
Три оси редуктора должны располагаться на ровной поверхности. Затем, взяв молоток и оправку, осторожно сбивают верхнее стопорное кольцо.
Демонтаж «лишних» элементов
И верхнее, и нижнее кольцо надо будет снять с вала. Здесь всё мало отличается от стартеров первых моделей.
В завершении надо снять вилку. Боковую лапку крепления отгибают отвёрткой. Эту операцию выполнить сложно – есть риск сломать пластик.
Снимаем пластиковую вилку
Осталась одна операция: бендикс без вилки стягивают с вала вверх. Желаем успеха.
Источник
Некоторые рекомендации по ремонту и установке бендикса
В любом случае перед монтажом стартера после установки бендикса проверьте все устройство. Желательно это делать на специальном стенде в мастерской. Если такой возможности нет, то подключите стартер к хорошо заряженному аккумулятору. Есть и иные важные моменты:
- при разборке-сборке обращайте внимание на пластиковые шайбы: они должны быть целыми;
- покупая новый бендикс, возьмите с собой старый: механизмы могут иметь небольшие, но важные отличия, которые зрительно запомнить сложно;
- если вы занимаетесь ремонтом обгонной муфты в первый раз, записывайте процесс разборки на бумаге, чтобы потом правильно собрать устройство.
В заключение стоит добавить: если вы хотите, чтобы бендикс работал длительное время, не гоняйте стартер более 15 секунд (особенно зимой) – дайте передышку не менее минуты. И последнее: правильно отремонтированный и собранный механизм без проблем прослужит еще несколько лет.
Принцип работы стартера
Бендикс ваз 2114 — один из главных элементов электростартера, представляющий собой обгонную муфту с шестерней, при помощи которой и передается вращательное движение на мотор в момент запуска.
Весь процесс работы стартера при этом выглядит следующим образом:
- после включения зажигания питание начинает поступать от аккумуляторной батареи на стартер и на его втягивающее реле;
- реле перемещает бендикс вперед и вводит его шестерню в контакт с шестерной маховика двигателя;
- в момент зацепления включается электрическая цепь стартера, его электродвигатель начинает вращаться и раскручивает, таким образом, маховик коленчатого вала. Это приводит в движение поршни двигателя, рабочая смесь начинает воспламеняться, и мотор запускается;
- после того, как двигатель начинает работать, питание стартера и втягивающего реле отключается, и бендикс, под силой возвратной пружины, переходит в исходное положение, выходя из сцепления с маховиком.
Основные признаки неисправности
Узнать о том, что бендикс стартера ваз 2114 вышел из строя, можно по следующему ряду косвенных признаков:
- стартер проворачивает маховик, но его мощность недостаточна для пуска мотора;
- стартер работает, но вращение не передается на маховик коленчатого вала;
- звук при работе стартера отличается от нормального, двигатель запускается с трудом.
Шестерни редуктора ваз 2114
Все эти признаки могут указывать на то, что сам бендикс либо его шестерня повреждены, и не обеспечивают хорошего сцепления с шестерней маховика, в результате чего запуск мотора получается невозможным. В некоторых же случаях (например, при слабой передаче вращения) виноватыми могут быть как бендикс, так и втягивающее реле. Для того, чтобы установить точную причину, а также для того, чтобы устранить ее, потребуется демонтировать стартер и полностью разобрать его.
Ремонт стартера
Для того, чтобы снять стартер, потребуется следующий набор инструментов:
- шлицевая отвертка;
- крестовая отвертка;
- торцевые ключи (либо головки) на 13 и на 10.
Сама замена бендикса ваз 2114 при этом производится следующим образом:
- Отсоединить клемму массы от аккумуляторной батареи.
- Ключом на 13 выкрутить пару крепежных винтов, при помощи которых стартер крепится к картеру.
- Тем же ключом открутить гайку, фиксирующую «плюсовой» провод на корпусе втягивающего реле.
- Крестообразной отверткой выкрутить пару крепежных винтов, расположенных в крышке стартера и удерживающих ее.
- Снять крышку стартера.
- Ключом на 13 открутить гайку, крепящую контакт обмотки втягивающего реле.
- При помощи плоской отвертки извлечь шайбу-скобку (делать это следует аккуратно).
- Ключом на 10 выкрутить пару болтов, стягивающих половинки корпуса стартера, после чего извлечь их.
- Разъединить корпус стартера на две половинки (если сделать это руками не удается, следует поставить его вертикально и постучать по нижней части алюминиевым, резиновым либо деревянным молотком).
- Используя плоскую отвертку, вынуть уши бендикса из вилки.
- Надставить гаечный ключ на вал, после чего ударами молотка выбить первое стопорное кольцо.
- Извлечь второе стопорное кольцо при помощи шлицевой отвертки.
- Демонтировать бендикс.
Разделять корпус стартера пополам во время ремонта нужно очень аккуратно и без приложения лишних усилий — в противном случае его можно легко расколоть, поскольку сделан он из хрупкого сплава.
После того, как электростартер полностью разобран, следует осмотреть все его части, подвергающиеся активному износу, а именно:
- втулки;
- графитовые щетки двигателя;
- шестерню бендикса.
В случае необходимости (если они окажутся сильно изношенными), их следует заменить на новые. Стоит отметить, что при осмотре бендикса серьезными дефектами, говорящими о его поломке, должны стать не только явные сколы зубьев, но и их истирание, потеря первоначальной формы, являющаяся одной из причин плохого зацепления с шестерней маховика.
В некоторых случаях определить неисправность бендикса визуально не удастся, поскольку его поломка может произойти не только снаружи, но и внутри. В этом случае следует руководствоваться косвенными признаками, указывающими на его поломку, и заменить деталь.
После того, как все элементы стартера будут осмотрены, а неисправные — заменены, следует выполнить его сборку. Выполняется она точно в таком же порядке, как и разборка, но в обратной последовательности (при этом, перед сборкой следует убрать все загрязнения, очистить окислы с контактов реле и смазать подвижные детали).
Как проверить бендикс стартера
Если не крутит бендикс стартера, то проверить его работу можно двумя способами — визуально, сняв его с машины, и “на слух”. Начнем описание с последнего, как более простого.
Как указывалось выше, основная функция бендикса — войти в зацепление с маховиком и раскрутить двигатель. Поэтому, если в момент запуска двигателя вы слышите, что электродвигатель стартера крутится, а из места, где он находится, раздаются характерные металлические лязгающие звуки — это первый признак неисправности бендикса.
Так что далее требуется демонтаж стартера и снятие разбор бендикса, дабы детально его осмотреть и определить повреждения. Процедура снятия и замены описана нами ниже.
И так, бендикс сняли, необходимо провести его ревизию. В частности, проверить, крутится ли он только в одну сторону (если в обе, значит, он подлежит замене) и не съелись ли зубья. Также убедится неослабилась ли пружина. Еще следует снять вилку с бендикса, проверить ее целостность, следы износа, при необходимости она подлежит замене. Кроме этого, обязательно проверьте, есть ли люфт на валу якоря. Если он имеет место, то бендикс следует заменить.
Ремонт стартера ВАЗ 2114: самостоятельная замена бендикса
Далее в статье речь пойдет о том, как самостоятельно продиагностировать и отремонтировать стартер ВАЗ 2114.
Неисправный стартер характеризуется следующими показателями:
- Резкое падение мощности из-за недостаточного вращения стартера. Вероятно, придется ремонтировать стартер и заменять реле.
- Возникают скачки напряжения.
- Холостое вращение стартера (без вращения двигателя). Нужно будет ремонтировать втягивающий стартер.
- Отключение стартера задерживается.
- Стартер не срабатывает вслед за поворотом ключа зажигания. Такой признак является результатом повреждения бендикса, для восстановления работы нужна будет его замена.
- Стартер крутит, двигатель при этом не запускается.
Причины поломки бендикса
Их несколько, но основная заключается в проворачивании шестерни муфты в как влево, так и вправо. Это может быть следствием:
- Уменьшения размеров роликов в корпусе бендикса из-за длительного срока эксплуатации. Необходимо приобрести новые ролики точно таких же размеров. Часть автолюбителей пытается приспособить отрезки сверл: но это не решает проблемы – лучше все же совершить покупку.
- Появления на одном из роликов плоской поверхности. Здесь ситуация такая же, что и в вышеописанном случае.
- Износа поверхностей ведущей и (или) ведомой обоймы на участках соприкосновения с роликами. Здесь восстановление невозможно: выработку не удалить. Поэтому придется приобретать новую обгонную муфту.
Стоит отметить, что зачастую реставрация бендикса нецелесообразна. Все дело в том, что все его составные части изнашиваются почти одновременно. Если по каким-либо причинам случились неполадки с одной деталью, то следом «потянутся» и другие. Т. е. ремонт устройства станет вашим постоянным занятием.
Алгоритм ремонта стартера ВАЗ 2114
- Отключить минусовую клемму с аккумулятора.
- Ключом на «13» снять 2 верхних крепежных винта, присоединяющие его к картеру сцепления. Обычно третьего болта нет, если же он есть, для его снятия потребуется смотровая яма.
- Двигая стартер вперед, извлечь из разъема на стартовом реле проводок №1.
- С помощью ключа на «13» демонтировать крепежную гайку провода, который является соединителем вывода тягового реле стартера с «+» клеммой АКБ.
- Оценить состояние зубчиков маховика.
- Крестообразной отверткой выкрутить 2 крепежных винта крышки стартера.
- Открутить гайку, которая фиксирует выход обмотки стартера на втягивающее реле. Воспользоваться ключом на «13».
Что такое бендикс, и в каких случаях требуется его замена
Бендикс – муфта, использующаяся для зацепления пускового электромотора и маховика при запуске двигателя. Внешне элемент представляет собой косую шестерню и располагается на валу стартера. В момент его срабатывания она с помощью соленоида выдвигается вперед и соединяется с маховиком.
Когда подача электроэнергии прекращается, шестерня возвращается на место, рассоединяясь с маховиком. Амплитуда движения муфты составляет около 10 см. От чрезмерного смещения бендикс защищен стопорными кольцами.
Признаки неисправности муфты хорошо заметны, поэтому вопрос о том, как проверить бендикс стартера, обычно не встает. К «симптомам» неисправности относят:
- скрежет в районе маховика при попытке запустить мотор;
- вращение стартера вхолостую, без передачи крутящего момента на маховик;
- характерный стук в момент срабатывания втягивающего реле, после чего вращения вала не происходит.
» alt=»»> Неисправную шестерню обычно не ремонтируют, а меняют. Ремонт элемента возможен, однако подобные действия не обоснованы с точки зрения финансовых и временных затрат. Поэтому при поломке муфта подлежит замене. Если вы все же хотите отремонтировать ее, подробное видео будет в конце статьи.
На заметку: если деталь выдвигается, однако не входит в зацепление с маховиком, действуют следующим образом: автомобиль ставят на 2 передачу и вручную сдвигают его на пару сантиметров. Положение маховика и косой шестерни меняется, после чего запуск двигателя становится возможным. Перед попыткой запуска машину снимают с передачи.
Подобный метод не является способом ремонта, однако позволяет завести мотор и добраться до дома или автомастерской.
Также ознакомьтесь
- С помощью ключа на «10» открутить и достать 2 длинных стяжных болта.
- Для разъединения корпуса стартера следует несколько раз нанести удары по нижней части корпуса. Для этого можно использовать резиновый или деревянный молоток. Оценить состояние щеток.
Стоит ознакомиться:
Взять новый бендикс (обгонную муфту), установить его на место. Очистить и смазать детали по необходимости. Выполнить сборку. После этого ремонт стартера ВАЗ 2114 можно считать оконченным. Осталось поставить стартер на место, подключить АКБ, запустить двигатель.
Как проверить обгонную муфту
Если поменять бендикс вы не торопитесь, то стоит его протестировать. Для этого корпус обгонной муфты, уже снятой со стартера, через мягкую прокладку (например, ветошь), чтобы исключить повреждения, зажмите в тиски. Попробуйте прокрутить бендикс влево-вправо. Вращаться он должен только в одну сторону, т. к. при попытке проворачивания исправная деталь будет стопориться. Если обгонная муфта проворачивается, то это значит, что она не будет входить в зацепление с зубьями и стартер будет «молотить» вхолостую. Определить исправность шестерни можно визуально: «съеденные» зубья вы увидите сразу. А вот если залег стартер, то понять это можно лишь разбирая его. В этом случае все «внутренности», включая редуктор, необходимо очистить от грязи, высохшей смазки и промыть чистым бензином. Далее придется решать: можно ли отремонтировать бендикс или потребуется приобретать новый.