Замена задних тормозных колодок (в барабанах) на Lada Vesta

13 декабрь 2020 Лада.Онлайн 14 198 11

Замену задних тормозных колодок на Весте следует производить комплектом на колесах одной оси. Установка тормозных колодок разных производителей или разного типа на колеса одной оси не допускается. Как заменить колодки своими руками рассказывается в технологической инструкции.

Потребуется

: тормозные колодки (барабанный тормоз), артикул 440609415R (см. другие колодки).

Как работает тормозная система автомобиля

Перед тем, как обсудить процесс замены элементов тормозной системы автомобиля, необходимо рассмотреть, как она работает. Большинство моделей среднего класса, а также бюджетных вариантов спереди оснащены дисковыми тормозами, а сзади – барабанными. Хотя цель одна – замедлить машину – работают эти два типа тормозов немного по-разному.

В дисковых тормозах основной механизм, замедляющий колеса, – это суппорт. О его конструкции, модификациях и принципе действия рассказано здесь. Тормозные колодки, которые имеются в его конструкции, с двух сторон зажимают тормозной диск.

Барабанная модификация выполнена в форме барабана, установленного на ступицах задних колес. Тормозные колодки размещены внутри конструкции. Когда водитель нажимает педаль, колодки разводятся по сторонам, упираясь в бортики барабана.

Магистраль тормозной системы заполнена специальной жидкостью. Для активации всех элементов используется принцип расширения жидких веществ. Педаль тормоза связана с вакуумом, который усиливает давление жидкости в системе.

Разборка тормозных механизмов

Тормозной механизм с гидравлическим приводом (автомобиль ГАЗ-51) необходимо разбирать в следующем порядке:

  1. отъединить шланги от колесных цилиндров;
  2. снять тормозной барабан;
  3. снять стяжную пружину колодок;
  4. отвернуть гайки, удалить опорные пальцы с эксцентричными втулками и снять колодки;
  5. отвернуть болты и снять колесный цилиндр в сборе;
  6. разобрать колесный цилиндр, вынув из него упорные штифты 1 колодок, уплотняющие чехлы 2, поршни 3, манжеты 8 и пружину 7;
  7. отвернуть гайки, снять пружины и вынуть регулировочные эксцентрики.

Рис. Детали колесного цилиндра: 1 — упорные штифты; 2 — уплотняющие чехлы; 3 — поршни; 4 — пробка клапана; 5 — клапан выпуска воздуха; 6 — корпус цилиндра; 7 — пружина; 8 — манжеты.

Для разборки тормозного механизма с пневматическим приводом (автомобиль ЗИС-150) необходимо:

  1. отъединить штоки тормозных камер от тормозных рычагов 6;
  2. вынуть шплинт и снять тормозной рычаг с вала разжимного кулака 3 вместе с червячным регулировочным устройством 4 и 5;
  3. снять тормозной барабан;
  4. снять стяжную пружину 2 колодок;
  5. отвернуть гайки, снять замочные скобы 14. вынуть эксцентричные опорные пальцы 10 и снять колодки;
  6. вынуть вал с разжимным кулаком 1.

Рис. Тормозной механизм автомобиля ЗИС-150: 1 — разжимной кулак; 2 — стяжная пружина колодок; 3 — вал разжимного кулака; 4 — червячная шестерня; 5 — червяк; 6 — тормозной рычаг; 7 — шланг подвода воздуха; 8 — заклепка тормозной накладки; 9 — тормозная накладка; 10 — эксцентричный опорный палец; 11 — кронштейн опорных пальцев; 12 — защитный тормозной диск; 13 — тормозной барабан; 14 — замочные скобы; 15 — пластина; 16 — стопор червяка; 17 — тормозная камера.

Зачем менять тормозные колодки?

Качество тормозных колодок напрямую влияет на эффективность замедления автомобиля. Особенно важен этот процесс в экстренных ситуациях, например, когда на дорогу выбегает ребенок или резко появляется другое авто.

Фрикционная накладка имеет определенную толщину. Чем чаще и сильнее водитель нажимает на тормоза, тем быстрее они будут стираться. Когда фрикционный слой становится меньше, водителю с каждым разом нужно прилагать больше усилий для замедления машины.

Тормозная система автомобиля работает так, что передние колодки сильнее изнашиваются, чем задние. Если не менять их вовремя, это в самый неподходящий момент приведет к потере управляемости ТС. Это во многих случаях ведет к аварии.

Когда менять тормозные колодки?

Производитель автомобиля указывает этот регламент в технической документации. Если машина приобретена на вторичном рынке, то, скорее всего, этих бумаг уже нет в наличии. В таком случае помогут официальные данные об автомобиле, опубликованные в интернете на сайтах производителей или дилеров.

Так как колодки изнашиваются в зависимости от того, как активно пользуются ими во время езды, то замена тормозных колодок определяется не временным промежутком, а состоянием фрикционной поверхности. Большинство колодок требуют замены, когда этот слой становится толщиной в два миллиметра.

Условия эксплуатации тоже влияют на пригодность колодок. Например, в машине, которая часто передвигается по шоссе, тормозная система меньше используется, чем в таком же авто, только в условиях активного городского режима. А если сравнивать колодки этих автомобилей с внедорожниками, часто покоряющими болотистую местность, то во втором случае из-за наличия абразивных частиц фрикционная поверхность быстрее изнашивается.

Чтобы вовремя заметить износ колодок, во время сезонной замены резины следует уделить внимание и тормозным колодкам, а также состоянию дисков и барабанов.

Посмотрите небольшое видео о том, как устранить скрип тормозных колодок:

⬤ Тормозные колодки БОЛЬШЕ не будут скрипеть после этого видео.

Как определить степень износа тормозных колодок?

Износ расходников тормозной системы, а диски и колодки как раз и являются расходными материалами, потому что для работы тормозов требуется сухое трение между этими элементами, можно определить визуально. В большинстве современных тормозных системах предусмотрена специальная металлическая пластина, которая при сильном износе фрикционного слоя тормозной колодки будет царапать тормозной диск, издавая при этом сильный скрип.

Некоторые разновидности тормозных колодок оснащаются датчиками износа. Когда колодка износилась (остаточная толщина составляет один-два миллиметра), датчик передает сигнал на блок управления, благодаря чему на приборной панели загорается соответствующая пиктограмма.

Чтобы износ колодок не застал водителя врасплох во время дальней поездки, специалисты рекомендуют проверять толщину колодок через каждые 10 тысяч километров пробега, особенно если водитель любит спортивный стиль езды с частым торможением.

Что касается износа тормозного диска, то это можно определить на ощупь, проведя пальцем в районе контакта края тормозной колодки. Если на диске образовалась глубокая кромка, то его необходимо заменить. Учитывая, что диск дорогостоящая часть тормозной системы, прежде чем его менять на новый, следует замерить глубину износа. Если кромка высотой более 10 миллиметров, то диск однозначно требует замены.

Конструкция тормозных суппортов

Автолюбители не всегда бывают хорошими экспертами в области обслуживания автомобилей и иногда не знают всех тонкостей технических норм, которые требуются для эффективной эксплуатации машин. Чистку суппортов проводят ежегодно или каждые 40 000 км пробега автомашины. Периодичность и виды работ существенно отличаются от обслуживания обычного тормоза.

Устройство состоит из колодок, кронштейнов, поршней и скользящих штифтов, прижимающих подушки к роторам при торможении. Со временем штифты расходуют всю смазку, и процесс скольжения нарушается, после чего в автомобиле появляются следующие «неполадки»:

  1. Тормоза не контактируют с ротором, в связи с чем колодки изнашиваются неравномерно.
  2. Колодка постоянно взаимодействует с ротором, что приводит к образованию тепла, разрушающего тормоза.
  3. Тормоза становятся слабыми из-за того, что накладки не ложатся на всю рабочую поверхность.

Устройство является составной частью тормозной системы. Когда педаль тормоза нажата, жидкость течёт от главного цилиндра до суппортов, оказывает давление на поршень внутри, тем самым подталкивая колодки к металлическим дискам и останавливая машину. Ключевая роль заключается в создании трения с роторами, тем самым затормаживая колесо. Существует два типа устройств: плавающие и фиксированные. Плавающие — перемещаются внутрь и наружу, создавая трение с роторами. Смазка тормозов смывается на мокрых дорогах. Металлические детали подвержены ржавчине, поэтому для повышения производительности авто рекомендуется их очищать.

Целесообразно проводить очистку ежегодно. У дорогих автомобилей тормозные диски изготавливаются из чугуна. Обычные тормозные системы очень чувствительны к коррозии и должны тщательно очищаться при выполнении обязательных процедур по замене смазки оборудования. Остатки ржавчины в критических областях могут вызвать проблемы с тормозом.

Подготовка автомобиля к замене тормозных колодок

Чтобы отремонтировать тормозную систему, не всегда требуется много времени и сил. Чтобы подготовить машину к замене колодок, в первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Для этого вначале нужно сделать так, чтобы машина не двигалась в процессе работ. Противооткатные башмаки помогут в этом.

Колесо, на котором будут заменяться колодки, ослабляется (болты полностью не откручиваются). Далее машину поддомкрачивают и откручивают болты, чтобы снять колесо. Чтобы кузов автомобиля не соскользнул с домкрата и не повредил при падении важные элементы, важно предупредить эту ситуацию. Для этого под вывешенную часть подставляют страховочный деревянный брус.

Некоторые подкладывают снятое колесо, но в процессе замены колодок оно будет мешать. Помимо того, автовладелец при выполнении работ будет частично находиться под автомобилем, и в экстренной ситуации ширина колесного диска может не спасти от получения травм при падении авто с домкрата.

Кроме баллонного ключа, противооткатных башмаков и страховочного бруса для обслуживания тормозной системы потребуются и другие инструменты.

Последовательность очистки от ржавчины

Чтобы сохранить тормозные суппорты в идеальной форме, необходимо регулярно чистить скользящие штифты. Удаляют старое масло, мусор и ржавчину, затем добавляют на штифт жаростойкую смазку и вставляют обратно. Весь процесс может занять около часа.

Следующая пошаговая инструкция поможет легко провести очистку:

Снять суппорт. Это невозможно, если машина находится на уровне земли, поэтому предварительно нужно будет поднять автомобиль домкратом

Когда он будет поднят, ослабить все гайки на четырёх колёсах, не удаляя их полностью. Снять гайки на передних двух колёсах. Сохранить гайки в безопасном месте. Осторожно положить плёнку на поверхность и накрыть колпачок. Этот процесс гарантирует, что бо́льшая часть вакуума будет правильно сохранена в тормозной системе. Ослабить магистраль в точке, где она соответствует суппорту. Отвинтить его частично и поднести поддон, чтобы собрать капли. Используя отвёртку, снять пружинный зажим. Ослабить болты и снять их, затем снять суппорт с ротора. Когда он полностью свободен, можно вытащить колодки. После снятия, используя резиновый вакуумный колпачок и поддон, собрать жидкость

Установить кусок дерева между поршнем и наружным фланцем. Чистку суппортов от ржавчины своими руками проводят с использованием тормозной жидкости, для удаления загрязнений и смазки. Использовать щётку для чистки и тормозную жидкость. Распылить часть тормозного очистителя на щётку, и начать обработку. Нельзя распылять очиститель прямо на суппорты. Чем тщательнее будет выполняться этот шаг, тем лучшего эффекта достигнет очистка. После окончания снять переднюю фиксирующую защёлку и закрыть клапан сливного отверстия с помощью маскировочной ленты. Как только он будет закрыт, закрепить также фитинги тормозных шлангов. Взять жёсткий картон и вырезать часть в форме перевёрнутой буквы L. Нужно защитить все части автомобиля с помощью пластиковой плёнки. В случае попадания краски будет нарушено нормальное функционирование тормозной системы. Возможно, понадобится использовать клейкую ленту, чтобы зафиксировать пластик на месте. Распылить краску на суппорт медленными и равномерными движения. Проявить особую осторожность, чтобы не допустить попадания краски между тормозной колодкой и ротором. Оставить краску высыхать перед удалением пластика и картона. Перейти к следующему колесу и повторить процесс. Перед подключением колёс убедиться в том, что краска полностью высохла. Повторять процесс до тех пор, пока суппорт полностью не очистится. Соблюдать технику безопасности при выполнении работ. Любая пыль или грязь в воздухе может попасть на влажную краску. Кроме того, дым от аэрозольной краски опасен, если водитель будет вдыхать его, поэтому рекомендуется выполнение работ в пылезащитной маске. Заменить поршень и снова закрепить тормозную магистраль, а затем установить тормозной суппорт в колесо. Как только будут обработаны все четыре суппорта и установлены колёса, проверить тормоза. При обнаружении каких-либо проблем следует обратиться в сервисную службу.

Инструменты для замены тормозных колодок

Для замены колодок понадобятся:

  • Струбцина. Она пригодится для того, чтобы надавить на поршень суппорта дисковых тормозов. Это облегчит последующий монтаж механизма на свое место. Также при отключении устройства от магистрали (если будет принято решение одновременно заменить тормозную жидкость) в его резервуаре находится остаток жидкости, которую тоже нужно слить в емкость;
  • Рожковый ключ, подходящий под сечение крепежных болтов суппорта и штуцера тормозной магистрали;
  • Средства личной защиты. Это перчатки, респиратор и очки. Они нужны, потому что тормозная жидкость содержит вредные и агрессивные для кожных покровов вещества. От них нужно уберечь руки, глаза, а особенно дыхательные пути. Во время демонтажа скипевшихся металлических деталей нередко происходит скалывание стружки, которая может попасть в глаза. По этой причине особенно нужны защитные очки;
  • Хотя это и не является инструментом, а расходным материалом, но новые тормозные колодки также следует подготовить заранее.

Большинство автомобилистов имеют полезную привычку иметь в гараже или даже возить в автомобиле необходимые инструменты. Это облегчит подготовку авто к замене тормозных колодок.

Виды тормозных колодок автомобиля

Все тормозные колодки делятся на два типа:

  1. Для дисковых тормозов;
  2. Для барабанных тормозов.

Отличаются они друг от друга формой, но работают одинаково – они трутся о гладкую поверхность стального диска или барабана.

По материалу фрикционного слоя тормозные колодки делятся на такие виды:

  • Низкометаллический. В составе фрикционного слоя таких колодок имеется 10-30 процентов металла (используется медь или сталь). Остальные связующие материалы – органика. При использовании таких колодок тормоза сильно шумят, а из-за большого количества органических веществ они создают большое количество пыли, оседающей на дисках.
  • Полуметаллический. Такие изделия состоят из металла от 30 до 65 процентов, а связующие вещества – органика и графит. Такие колодки тоже создают шум при торможении, но по сравнению с предыдущим типом они служат более продолжительное время.
  • Керамический. Эта продукция самая дорогостоящая, но при этом менее шумная, не так сильно изнашивает тормозные диски и имеет увеличенный ресурс. В составе таких колодок волокна керамики примесь цветных металлов.
  • Безасбестовый или органический. Состав таких колодок может быть разным, например, кевлар, стекло, углерод, а для связки волокон используется резина, разные смолы и резина. Тормоза, оснащенные такими колодками, самые мягкие и щадящие к дискам. Но из-за большой мягкости они быстро изнашиваются и образуют большой слой пыли.

Видео: Какие тормозные колодки лучше поставить на АВТО

Вот небольшой видеообзор тормозных колодок для автомобиля:

Какие тормозные колодки лучше поставить на АВТО

Выбор новых колодок

Вы прекрасно понимаете, почему следует менять колодки после того, как были обнаружены признаки их износа.

Не забывайте параллельно проверять диски, состояние ручника, даже если ваша машина с электронным ручником. Отказ ручного тормоза — это тоже не порядок, потому потребуется поменять и его компоненты в случае выхода из строя.

Когда проваливается педаль, тормоза скрипят, шумят, чрезмерно греются и после нескольких торможений перестают нормально реагировать на педаль, дело плохо. Машины с АБС крайне зависимы от состояния всей тормозной системы. Потому посторонняя вибрация, износ фрикционных накладок и неполадки с дисками способны привести к потере управления, снижению отзыва педали и аварийным ситуациям.

Одно дело выбрать тормоза на велосипеде и поменять их. Совсем другое — работа с автомобилем. Потому я бы посоветовал вам обратиться в проверенный автосервис. Им хорошо знаком порядок работ по замене колодок. Стоимость не такая высокая. То, сколько стоит замена, зависит от нескольких составляющих.

Купить себе новый комплект колодок вы можете самостоятельно. Предлагаю вам узнать, какие сейчас выпускаются колодки и как их вообще грамотно выбирать.

Начнем с двух основных критериев.

  • Рабочие температуры. Для обычного легкового автомобиля данный параметр выбирают примерно на уровне 300-350 градусов Цельсия. Если же речь идет о любителях спортивной и агрессивной езды, а также владельцах мощных быстрых машин, тогда понадобятся колодки повыносливее — примерно 800 градусов.
  • Коэффициент трения. До достижения колодками рабочей температуры, которая составляет около 200 градусов Цельсия, коэффициент остается низким, из-за чего колодки будут быстро стираться. Специалисты рекомендуют ориентироваться на показатель 0,3-0,5. Чем выше будет цифра коэффициента, тем лучше сможет тормозить машина.

Следующий момент — это материал, из которого изготовлена колодка. Их существует несколько, и они имеют свои особенности.

  1. Полуметаллические. Более 40% состава — это металл высокого качества. Используют железо, медь или графит. Также добавляют неорганические компоненты, обеспечивающие отличную теплоотдачу и длительный срок службы. Но при минусовой температуре воздуха плохо тормозят и быстрее изнашиваются.
  2. Органические. Состоят из стекла, смолы, резины, кевлара и углерода. Мягкие, эффективные, бесшумные. Но не любят влагу и создают много пыли при торможении.
  3. Низкометаллические. По составу напоминают органические, но с добавлением стали или меди. Достаточно быстро изнашиваются и дорого стоят.
  4. Керамические. Самые эффективные, но и самые дорогие. Прекрасно тормозят, не боятся температуры и влаги, состоят из металлов и керамоволокон.

Если вы заметили первые признаки износа, не тяните с заменой. Когда цена за работу на СТО вас смущает, можете попробовать поменять колодки сами. Фото и видео любезно предлагают пользователи Ютуб, а также различные сайты, где есть подобный фотоотчет и видео руководства.

Какие колодки стоят на вашем авто и как часто вы их меняете? Пишите об этом в комментариях, задавайте вопросы. Подписывайтесь, не забывайте рассказывать о нас своим друзьям и ждите много новых, интересных и полезных материалов.

(Пока оценок нет)

Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

Поменять самостоятельно передние тормозные колодки может любой автовладелец в гараже или в полевых условиях. Эта пошаговая инструкция поможет поменять тормозные накладки правильно и без ошибок. Даже тот, кто впервые решил своими руками махнуть колодки, будет удивлён, насколько это простая и быстрая процедура.

Замена передних тормозных колодок (дисковые тормоза)

Вот в какой последовательности проводится замена передних тормозных колодок:

  • Под капотом откручивается крышка расширителя главного тормозного цилиндра – так легче будет вдавить поршень в посадочное место;
  • Выворачивается руль так, чтобы был свободный доступ к крепежам тормозного суппорта;
  • Снимаются направляющие суппорта. Чтобы не сливать жидкость из системы и не повредить при ремонте шланги, стоит при помощи проволоки закрепить суппорт на амортизаторе, чтобы он не висел на шланге;
  • Струбциной вдавливается поршень в посадочное место;
  • Плоской отверткой снимаются старые колодки и противоскрипные пластины;

  • Пластины и скобы смазываются смазкой, чтобы они не изнашивались в процессе работы системы;
  • Перед монтажом корпус суппорта нужно очистить от грязи;
  • На местах монтажа тормозных колодок наносится смазка;
  • Устанавливаются колодки в соответствии с руководством производителя;
  • Если имеются остатки смазки, их нужно удалить при помощи ветоши;
  • Поршень также можно смазать;
  • Устанавливается суппорт на место (нужно быть аккуратным, чтобы не повредились направляющие);
  • На направляющие суппорта также наносится смазочный материал, после чего они зажимаются.

Идентичная процедура проводится и на втором колесе. Как только работы закончены, нужно закрыть крышку бачка ГТЦ. В завершение проверяется герметичность системы. Для этого нужно несколько раз нажать педаль тормоза. Если нет протечек жидкости, значит, получилось выполнить работы, не повредив магистраль.

Замена ремкомплекта суппорта

Наиболее сложной и ответственной операцией при ремонте суппортов является замена ремкомплекта суппорта. В ходе этой операции меняются все уплотнения и резинотехнические изделия суппорта.

Для начала, вы должны приобрести ремкомлект для суппорта вашего автомобиля. Для этого в автомагазине вы должны будете сообщить продавцу марку и модель вашего автомобиля, год его выпуска и прочие данные, которые спросит продавец.

Для проведения ремонта при помощи ремкомплекта, для начала необходимо демонтировать суппорт. После этого перенести его на верстак и полностью разобрать

Очень важное замечание – место, в котором разбирается суппорт, должно быть максимально чистым. Попадание даже самой маленькой песчинки внутрь суппорта грозит скорым выходом его из строя

При разборке суппорта, рекомендуется записывать или фотографировать места и способы установки тех или иных деталей.

В большинстве своем вам необходимо будет заменить следующие резиновые изделия:

  • Уплотнение тормозного цилиндра;
  • Пыльник тормозного поршня;
  • Пыльники направляющих;
  • Уплотнения направляющих;
  • Уплотнительное кольцо штуцера прокачки.

Если на рабочей поверхности тормозного поршня присутствует глубокая коррозия (с образованием каверн), то поршень также необходимо заменить.

Сборку суппорта производить в порядке обратном разборке. После этого суппорт необходимо установить на автомобиль, смазать направляющие и прокачать тормоза. Как вы уже знаете, для этого вам потребуется помощник или специальное устройство.

Замена задних тормозных колодок (барабанные тормоза)

Замена задних тормозных колодок производится несколько иначе. Вначале машину нужно подготовить так же, как и при работах с передней частью. Транспортное средство снимается с ручника, так как он активирует именно задние колодки.

Затем, учитывая, что колодки задней части находятся внутри барабана, необходимо снять полностью весь узел. Далее меняются колодки в такой последовательности:

  • Выкручиваются крепежные болты барабана;
  • Часто барабан снимается с некоторыми усилиями. В этом случае можно немного постукивать по нему молотком, одновременно снимая его со ступицы;
  • Механизм задних тормозов состоит из многих пружин, тяг и защелок, поэтому лучше было бы сфотографировать расположение каждой из них;
  • Отсоединяется трос ручника;
  • Чтобы снять старые колодки, придется полностью разобрать узел;
  • Новая пара колодок устанавливается в соответствии с фотографией, сделанной заранее;
  • Подсоединяется трос ручника и устанавливается обратно барабан.

Как и в случае с передними тормозами, нужно проверить систему, несколько раз нажав на педаль тормоза.

Если в процессе замены колодок нужно будет также поменять тормозную жидкость, то в отдельной статье рассказано, как сделать это правильно.

Когда требуется замена

Для начала напомню, что колодка состоит из двух основных компонентов. Это накладка (она же фрикционная) и сам корпус. Именно фрикционный элемент выполняет важнейшую функцию, то есть тормозит тормозной диск. Потому постепенно она изнашивается естественным путем. Замена колодки — это лишь дело времени. Раньше меняли исключительно сами накладки, но сейчас просто демонтируют всю колодку и ставят на ее место новую.

Когда именно придется выполнять замену дисковых тормозов или менять барабан, никто точно сказать не сможет. Износ и работоспособность зависит от целого ряда факторов:

  • изначальное качество колодок;
  • манера вождения;
  • условия и особенности эксплуатации автомобиля;
  • интенсивность нажатия на педаль тормоза;
  • качество дорог;
  • модель и состояние самого автомобиля и пр.
  • Если говорить про колодки на передних автомобильных колесах, то они способны прослужить примерно 10-15 тысяч километров. Это вполне нормальный показатель для среднестатистического автомобиля в наших условиях (качество дорог, погода и пр.).

    А устанавливаемые на задних колесах колодки работают дольше, поскольку нагрузка на них несколько меньше. Это если в авто основная нагрузка ложится на передние тормоза, а не задние. Они обычно живут 30-60 тысяч километров, а иногда и больше.

    Установка задних дисковых тормозов является популярной доработкой для автомобиля, поскольку они эффективнее и надежнее. Некоторые автомобили уже изначально предусматривают использование дисковых тормозов. Потому покупая Форд Фокус, Рено Логан, Хендай Солярис, Фольксваген Поло или Пассат, автомобили Киа или Ауди, обращайте внимание на то, как устроена на них тормозная система и из чего состоит.

    Существует одно общее правило для всех. Тормозные колодки нельзя изнашивать больше чем на 1,5 миллиметра от их изначального размера. Если износ будет превышать полтора миллиметра, это негативно отразится на качестве торможения, вы рискуете повредить остальные компоненты системы. Плюс машина начнет издавать неприятные звуки, которые будут буквально раздражать вас при каждом нажатии на педаль тормоза. Тут не нужно думать, что смазывать или куда крутить гаечные ключи, лишь бы ушел скрип. Посторонний звук — это яркий признак износа. Смазывать будете уже в процессе замены новые компоненты тормозной системы.

    Сейчас существуют так называемые умные колодки. Их особенность в том, что на них стоит индикатор степени износа. Когда наступает срок замены, то есть колодка стачивается до максимально допустимого значения, появляется характерный скрип. По нему водитель легко понимает, что пора менять это приспособление, иначе беды не миновать.

    Характерные признаки износа

    Да, вы можете периодически отправлять машину в автосервис, коих в городах СПб, Москва и многих других огромное количество. Но прежде чем ехать на СТО, следует понимать, зачем вообще понадобились подобные меры и диагностика.

    Некоторые оценивают текущее состояние элементов своими руками. Причем самостоятельная диагностика выглядит достаточно просто:

    • поочередно снимаются передние колеса, и проверяется состояние колодки;
    • если толщина ниже допустимого уровня, пора менять;
    • на задних колесах дополнительно снимается барабан, чтобы измерить толщину колодки;
    • диск очищается от пыли и грязи;
    • замеры проводятся с помощью штангенциркуля;
    • толщина тормозного диска должна быть минимум 10,8 мм;
    • если колодка износилась только слева или справа, менять нужно все равно парой.

    Признаки износа передних и задних колодок

    Тормозная система состоит из многих узлов, в которых может произойти поломка. Основная неисправность – износ тормозных колодок. Вот несколько признаков, которые могут указывать на другие поломки в системе.

    Сигнал с датчика износа

    Некоторые современные автомобили в тормозной системе имеют датчик износа колодок. Существует два типа оповещения водителя в износе:

    • На самой колодке имеется сигнальный слой. Когда фрикционная часть израсходуется, сигнальный слой при торможении начинает издавать характерный звук (пищит);
    • Электронный датчик. Когда колодка стирается до соответствующей степени, на приборной панели появляется сигнал.

    Уровень тормозной жидкости

    Когда тормозные колодки изнашиваются, требуется больше рабочей жидкости, чтобы обеспечить эффективное замедление автомобиля. Это объясняется тем, что у поршня тормозного суппорта увеличивается ход. Так как износ фрикционной части происходит практически незаметно, уровень жидкости в расширительном бачке также будет понижаться медленно.

    Увеличение хода тормозной педали

    Похожая ситуация и с ходом тормозной педали. Чем тоньше фрикционный слой, тем больший рабочий ход педали. Данный признак также резко не изменяется. Однако по увеличению усилий водителя при торможении можно определить, что тормозная система нуждается во внимании мастера.

    Механические повреждения

    Если были замечены сколы или другие повреждения тормозных колодок, их нужно срочно заменить. Помимо замены необходимо выяснить, по какой причине произошла такая ситуация. Это может происходить из-за некачественных деталей или повреждения тормозного диска.

    Неравномерный износ колодок

    Если на одном из колес было замечено, что колодка износилась сильнее, чем на других, то помимо ее замены необходимо отремонтировать или заменить тормозной суппорт. В противном случае тормоза будут срабатывать неравномерно, а это отрицательно скажется на безопасности автомобиля.

    Увеличение тормозного пути

    Колодки также необходимо заменить в случае, когда заметно увеличился тормозной путь авто. Особенно тревожный сигнал – когда этот показатель резко изменился. Это указывает либо на неисправность суппортов, либо на чрезмерный износ колодок. Не помешает также проверить состояние жидкости – ее количество и необходимость в плановой замене.

    Нарушение прямолинейности во время торможения

    Если при нажатии на тормоз машину уводит в сторону, это может свидетельствовать о неравномерном износе колодок на разных колесах. Такое происходит при некорректной работе суппортов или тормозной магистрали (нарушение работоспособности тормозных цилиндров).

    Появление биения колес при торможении

    Если во время торможения отчетливо ощущается биение колес (или одного колеса), то это свидетельствует о разрушении тормозной колодки. Например, из-за заводского брака или вышедшего срока эксплуатации фрикционный слой растрескался и начал высыпаться.

    Если суппорт торохтит при движении машины, то причиной этому может быть сильный износ колодки. В изрядно изношенной колодке торможение будет осуществляться за счет металлической основы. Это обязательно приведет к повреждению тормозного диска, а в отдельных случаях к резкой блокировке колеса во время торможения.

    Появление скрипа и скрежета

    Большинство современных тормозных колодок во фрикционном слое на уровне минимального износа имеет большое количество металлической стружки. Когда колодка изнашивается до этого слоя, металлическая стружка царапает тормозной диск, из-за чего возникает громкий скрип или писк при торможении. При появлении такого звука колодки необходимо заменить, чтобы они не царапали диски.

    Появление темного налета или пыли на колесных дисках

    Данный эффект является естественным для большинства типов тормозных колодок бюджетного сегмента. Графитовая пыль возникает за счет износа фрикционного слоя, который частично состоит из разного рода смол и графита, которые при торможении спекаются и образуют сажевую пыль, оседающую на колесных дисках авто. Если в графитовой пыли отчетливо различима металлическая стружка (характерный отлив «метталик»), это указывает на износ тормозного диска. Колодки лучше заменить более качественным аналогом.

    Поршень суппорта тормозного – устройство, назначение

    При поломке тормозной системы автовладелец сразу проверяет поршень тормозного суппорта и примыкающие к нему узлы. Это оправдано, потому что это устройство влияет на безопасность эксплуатации автомобиля и в конечном итоге на сохранение здоровья и жизни людей. Но что еще мы знаем о суппортах и их эксплуатации?

    Поршень суппорта тормозного и другие элементы системы

    Если рассматривать устройство тормозного суппорта в целом, следует помнить, что это такой агрегат, который при помощи поршней обеспечивает равномерное прижимание колодок.

    Сама конструкция дисковых тормозов предполагает их работу в критических температурных условиях.

    Между колодкой и диском в результате трения происходит нагрев поверхностей деталей до температуры в 500-600 градусов Цельсия.

    Рассматривая устройство дискового тормоза с плавающей скобой суппорта, следует отметить его характерные особенности.

    Его движение относительно диска при торможении происходит таким образом, что довольно легко может спровоцировать различные неисправности в виде критических скоплений грязи, коррозии, а также заклинивания.

    В таких ситуациях происходит быстрое изнашивание колодок и увеличение расхода топлива. Более надежной конструкцией считается фиксированный вариант суппорта, где отсутствует его движение относительно диска.

    Устройство суппорта переднего тормоза и заднего

    Конструкция и устройство суппорта переднего тормоза представляет собой открытый агрегат, позволяющий его эффективно охлаждать во время движения.

    В его состав входит диск, закрепляемый на ступице колеса, и сам суппорт. В гнездах размещаются цилиндры, установленные в определенном положении при помощи специальных фиксаторов.

    Внутри цилиндров установлены поршни, уплотненные резиновыми кольцами.

    Для того чтобы защитить внутреннюю полость от пыли и грязи, устанавливается пыльник направляющей тормозного суппорта. Во внешнем цилиндре располагается специальный клапан, с помощью которого удаляется лишний воздух.

    Устройство заднего тормозного суппорта имеет более сложную конструкцию из-за наличия дополнительного механизма ручника. Таким образом, тормозная система задних колес может работать от двух приводов – обычного гидравлического и механического, обеспечивающего дополнительную работу стояночного тормоза.

    Целостность защиты тормозного суппорта – залог безопасности

    Профилактический ремонт, который может понадобиться вашим тормозам, чтобы не допустить серьезных неполадок, это замена пыльника тормозного суппорта, который обеспечивает защиту открытых частей от проникновения внутрь влаги, пылевых и грязевых частиц, других химически активных веществ. Если эту маленькую деталь не поддерживать в исправном состоянии, то любая грязь, попав внутрь, испортит вам сложную конструкцию.

    Однако, перед тем как снимать пыльник, необходимо отсоединить поршень заднего тормозного суппорта. Чтобы извлечь его из корпуса, он должен быть выкручен со стержня, являющегося составной частью ручника. С передней частью тормозов будет немного попроще.

    Очень многие автолюбители производят ремонт тормозного суппорта своими руками. Однако в современных автомобилях устройство этой системы является достаточно сложным механизмом, для ремонта которого чаще всего требуется помощь квалифицированных специалистов.

    Замена пыльника – пробуем сделать самостоятельно

    В каком же порядке подобраться к пыльнику и заменить его? Снимаем с суппорта колпачок, который защищает головку направляющей (ее также называют «пальцем»). Берем подходящий шестигранник, выворачиваем ее и достаем. Теперь нам доступен сам пыльник, снимаем и его.

    Если под ним имеется грязь, ее нужно хорошенько вымыть, причем желательно не только с видимой части поверхности суппорта. Если есть возможность, то вдавите поршень, обычно для этого используется специальный инструмент.

    Это позволит исключить порчу системы внутри, где песок будет царапать внутреннюю поверхность суппорта и внешнюю поршня.

    Когда вы все хорошо промыли, можно вернуть поршень на привычное место и проверить его ход. Если он ходит теперь плавно, а внутри не скрежещет песок, то вы добились своего, можно ставить пыльник и собирать систему.

    Но раз уж вы оказались под машиной и заглянули в суппорт, то можно снять его и проверить полностью на наличие дефектов.

    К чему приводит несвоевременная замена колодок?

    В первую очередь изношенные тормозные колодки будут сильно скрипеть при торможении. Но даже если водитель отличается железными нервами, и его не беспокоит посторонний шум, несвоевременная замена колодок может привести к серьезным поломкам.

    Вот к каким последствиям может привести несоблюдение регламента замены тормозных колодок:

    • Сильный скрипящий звук;
    • Преждевременный износ тормозных дисков;
    • Тормозные суппорты быстрее выйдут из строя, потому что при изношенных колодках для торможения поршень суппорта выдвигается сильнее. Из-за этого он может перекоситься и заклинить, что приведет к торможению одного колеса даже при отпущенной педали;
    • Критический износ тормозного диска может привести к клину колодки на заусенице диска. В лучшем случае разлетится узел тормозной системы. В худшем случае заблокированное колесо может стать причиной серьезного ДТП, особенно если машина двигалась на большой скорости.

    Ремонт

    Разобравшись с основными причинами, по которым может не тормозить машина, можно приступать к ремонту. Конкретно в этой статье разберем ремонт суппортов легкового автомобиля своими руками. Если с первым случаем все понятно, для ремонта потребуется всего лишь прочистить суппорты от грязи, и все вновь будет работоспособным, то во втором случае придется поработать.

    Решить проблему со второй поломкой, можно только после поиска информации конкретно для своего автомобиля, потому что универсального способа устранения этой неполадки не существует.

    К сожалению, это не единственные проблемы, по которым может не тормозить машина. Еще одной причиной того, что может не тормозить или наоборот не отпускать колесо, считается неисправность манжеты. Манжета установлена в качестве пружины, которая возвращает тормозной поршень на место. Со временем манжета теряет свои эластичные свойства и перестает возвращать поршень, который прижимает колодки к тормозному диску. В этом случае диск начнет перегреваться, что приведет к печальным последствиям на дороге. Проверить то, что манжета не возвращает поршень, можно только после поднятия машины.

    На полностью исправном автомобиле колесо крутится без затруднений, даже если вращать его руками

    Потребуется уделить особое внимание тому, что колесо должно полностью вращаться сразу же после того, как будет отпущена педаль тормоза. К счастью, такую проблему можно и даже нужно устранить своими руками

    Основным преимуществом того, что все неисправности устраняются своими руками, является экономия бюджета и личный опыт в ремонте автомобилей. Итак, если на вашем автомобиле произошло такое, что манжета не возвращает поршень на место, то надо искать причину. Чаще всего она таится в пыльнике тормозного поршня. Первым делом надо взглянуть на тормозной диск и колодки. Тормозной диск не должен иметь следов перегрева и следов сильного протирания. Если диск сильно протерт, то потребуется немедленно его заменить новым. Осмотрев диск, можно приступить к осмотру колодок.

    После того, как были осмотрены диски и колодки, приступаем к осмотру поршня суппорта. Сделать это можно, всего лишь заглянув под пыльник. На корпусе поршня не должно быть никаких следов, царапин и тем более ржавчины, если что-то из этого имеется, то нужно разбирать суппорт. В магазинах, где продаются запчасти для автомобилей, можно найти ремонтный комплект для суппортов автомобиля. Чаще всего в него входят только резинки и прокладки. На самом деле поршень для суппорта не так просто найти, поэтому лучше всего использовать аналог от других автомобилей, который будет схож по диаметру и прочим параметрам.

    Как часто меняются тормозные колодки

    Так как на износ тормозных колодок влияет большое количество всевозможных факторов, начиная с материала, из которого они изготовлены, и заканчивая стилем вождения, невозможно установить точный интервал для замены этих расходников. У одного автомобилиста они не отходят и 10 тысяч, а другой будет ездить на одних колодках более 40 тысяч.

    Если взять средние показатели, то с материалами низкого или среднего качества передние колодки нужно будет поменять приблизительно через 10 тысяч километров, а задние – через 25 000.

    При установке более качественных материалов спереди нужно будет поменять колодки приблизительно через 15 000, а сзади – спустя около 50 000 км.

    Если в машине установлена комбинированная тормозная система (спереди диски, а сзади барабаны), то колодки в барабанах изнашиваются медленней, и их можно менять спустя 80-100 тысяч.

    Советы по эксплуатации

    Уход за автомобилем включает в себя периодический осмотр важных узлов и механизмов транспортного средства. Тормозная система – одна из важнейших, ее осмотр на предмет износа и возможных неполадок обязателен.

    Каждые 20 тыс. км следует проверять колодки, пружины, рычаги и пр., замерять уровень тормозной жидкости, смотреть состояние цилиндров, уплотнителей и патрубков на целостность и возможные утечки.

    При установке новых колодок специалисты советуют «прикатать» их:

    1. Найти пустой участок дороги.
    2. Разогнаться до разрешенной городской скорости и замедлиться до 10 км/ч, повторить разгон и снизить скорость не менее 10 раз. По окончании процедуры проехать в спокойном темпе еще 5 км.

    Какие факторы могут повлиять на износ колодок?

    Учитывая, что тормозные колодки – это расходный материал, их необходимо менять в зависимости от степени износа или через определенный пробег. Невозможно создать жесткое правило, через какой интервал менять этот расходник, потому что на это влияет множество факторов. Вот что влияет на регламент замены колодок.

    Модель и марка автомобиля

    Малолитражка, внедорожник, автомобиль премиального сегмента или спорткар. Тормозная система каждого вида транспортных средств работает с разной эффективностью. Помимо этого автомобили имеют разные габариты и вес, что тоже сказывается на износе колодок при торможении.

    Условия, в которых эксплуатируется автомобиль

    Так как на колодки во время езды попадает всевозможная грязь, находящаяся на дороге, посторонние частицы обязательно станут причиной преждевременного износа колодок.

    Стиль вождения

    Если водитель часто использует спортивный стиль вождения (быстрая езда на коротких дистанциях с частым торможением), то фрикционный материал колодок будет изнашиваться в разы быстрее. Чтобы продлить срок службы тормозов, замедлять автомобиль необходимо раньше и не использовать экстренное торможение. Замедлить машину можно, например, используя тормоз двигателем (отпустить педаль газа и на соответствующих оборотах мотора переключиться на пониженную передачу).

    Качество материала, используемого при изготовлении колодки

    Этот фактор играет ключевую роль в ресурсе колодок. Производители таких расходников используют разные материалы, которые обеспечивают максимальное сцепление с тормозным диском или барабаном. У каждого из этих материалов своя устойчивость к механическим и термическим перегрузкам.

    Как уменьшить износ тормозных колодок

    Независимо от стиля вождения автомобилиста, тормозные колодки все равно будут изнашиваться, и их нужно будет менять. На это влияют следующие факторы:

    • Условия эксплуатации автомобиля – плохое дорожное покрытие, частая езда по грязи и песку;
    • Стиль вождения;
    • Качество сменных деталей.

    Несмотря на такие факторы, водитель может продлить срок службы тормозных колодок. Вот что он может для этого сделать:

    • Тормозить плавно, а для этого следует придерживаться безопасной дистанции;
    • На протяжении тормозного пути не удерживать педаль, а выполнять несколько нажатий;
    • Чтобы замедлить машину, совместно с тормозами следует использовать метод торможения двигателем;
    • Тормозные колодки некоторых авто примерзают, если на морозе оставить надолго машину с поднятым ручником.

    Это несложные действия, которые сможет выполнять любой водитель. От эффективности тормозной системы зависит безопасность на дороге, поэтому ее исправности нужно уделять должное внимание.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]