Тормозные колодки – рабочий элемент тормозной системы, который тормозным моментом замедляет скорость вращения колес за счет трения о поверхность колеса или тормозной диск. Замена тормозных колодок — процедура не сложная и по плечу даже начинающему автолюбителю даже без опыта подобной процедуры.
Каждая деталь автомобиля имеет свой рабочий ресурс, который снижается со временем. Износ тормозных колодок зависит от множества факторов и в каждом отдельном случае менять тормозные колодки придется по истечению разного времени.
Принцип работы тормозных колодок
Данный механизм крепится к центральной части колеса, именуемой ступицей, и является чем-то средним между самим колесом и ступицей. Такое расположение позволяет колодкам выполнять свою функцию снижения скорости транспорта. Механизмы дискового типа расположены на передней части вращающейся оси, когда барабанный тип – к задней.
Барабанный механизм воздействует на колодки, поддерживая их в сжатом состоянии, которое достигается благодаря двум специальным пружинам. Верхняя часть колодок входит в пазы тормозного цилиндра, когда нижняя – в ступицу.
- При нажатии на педаль тормоза появляется давление на поршни, которые покидают пределы цилиндра.
- Они-то и толкают колодки, преодолевая сопротивление, оказываемое двумя пружинами.
- Благодаря трению, которое возникает между барабаном и колодками, происходит замедление барабана, что в свою очередь приводит к уменьшению скорости вращения колеса.
- Чем больше давления на педаль тормоза, тем интенсивнее получается трение, и тем быстрее падает скорость.
При работе с механизмами дискового типа наблюдается несколько иной принцип работы.
Стоимость работы в автосервисе
В автосервисах в разных регионах стоимость значительно отличается, но в среднем такая работа стоит от 1000 рублей.
На таких станциях есть приспособление для замены тормозных колодок, поэтому работу сделают качественно и быстро.
Если вы проживаете в Московской области, то процедура по замене будет стоить дороже, примерно 2000-3000 рублей.
Теперь вы знаете как осуществляется замена передних тормозных колодок своими руками. Желаем вам успехов!
Диагностика износа тормозных колодок
Как вы уже поняли, тормозные колодки являются основным элементом в системе торможения. И именно они обеспечивают безопасность автомобиля во время движения. Однако, как и любую другую запчасть, их приходится менять время от времени.
Из-за частого взаимодействия с другими деталями, которые слишком близко к ним расположены (барабан, диск), происходит трение между ними и специальными фрикционными накладками. Последние в свою очередь стираются, и возникает потребность в их замене.
Для определения степени износа тормозных колодок обращают внимание на следующие признаки:
- Во время торможения и до полной остановки транспортного средства вы слышите высокий визг. Именно он указывает на то, что поверхности накладок полностью износилась. Следовательно, барабан соприкасается теперь непосредственно с металлом.
- Если вы замечаете, что ваше транспортное средство начало тормозить слишком резком или же наоборот ему требуется много времени, чтобы скорость сошла на нет, это также свидетельствует о наличии пустого места между истертыми накладками и барабаном. Более того, вам требуется прилагать намного больше усилий во время нажатия на педаль газа. Дополнительные усилия при нажатии провоцируют замедление процесса торможения. В случае полного отсутствия фрикционных накладок, торможение выйдет резким, так как трение между колодкой и диском будет усиливаться. Это, в свою очередь, повлечет повреждения уже самого барабана или диска.
- Если вы замечаете биение в педали тормоза, это тоже один из признаков неполадки. Объясняется оно тем, что колодки изношены неравномерно.
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не затягивайте с ремонтом.
Устройство
Прежде чем производить разбор, необходимо знать устройство системы торможения. На ВАЗ 2110 – гидравлические тормоза с распределением контуров. Один контур – передний правый и задний левый механизмы, второй контур – по диагонали.
В гидропривод включен (также двухконтурный) регулятор давления. С его помощью осуществляется регулировка давления тормозной жидкости, на задние тормозные системы. Именно через регулятор жидкость поступает на оба задних механизма.
Схема гидропривода тормозов
Регулировка осуществляется через четыре камеры. Их устройство таково: две соединяются с главным цилиндром, и две, соответственно, с обоими цилиндрами задних тормозов.
Для качественного торможения необходимо, чтобы вся система работала слаженно, была правильная регулировка и надежные механизмы.
Что влияет на надежность тормозной системы
Следует отметить, что есть моменты, которые оказывают большое влияние на надежность и срок эксплуатации тормозных колодок.
К ним можно отнести следующие моменты:
- Как и из чего изготовлены колодки.
- Стиль езды водителя: агрессивная, умеренная.
- Качество дорог.
- Климат и время года.
- Срок эксплуатации.
Как уже говорилось раннее, тормозная система автомобиля требует самого ответственного ухода. Не стоит экономить на ней. Выбирайте только качественные запчасти от проверенных производителей.
Более того, если выбранные вами колодки не подходят под размеры вашего автомобиля, ни в коем случае не беритесь за их видоизменение.
Понимайте, что любое воздействие в будущем способно нарушить ход их работы и привести к необратимым последствиям, наименьшей проблемой из которых окажется быстрое выведения из строя самих колодок.
Проверять состояние тормозного механизма необходимо каждые 10 т. км. Факторы, указывающие на необходимость замены деталей таковы:
- Если толщина остаточного фрикционного слоя равна 2 мм и меньше.
- Если на колодках присутствуют повреждения, полученные не естественным путем.
- Если на механизме присутствуют сколы, трещины, борозды и неровности.
Как заменить передние тормозные колодки
Провести замену передних колодок проще, чем проделать то же самое с задними в силу особенностей их конструкции.
Алгоритм действий таков:
- Поставьте автомобиль на ровную поверхность.
- Поставьте транспортное средство на стояночный тормоз. Убедитесь в том, что оно не откатится назад при смене положения.
- Ослабьте болты, при помощи которых крепятся колеса.
- Используйте домкрат, чтобы поднять нужную часть авто.
- Теперь можно снять колесо со ступицы и оценить состояние тормозной системы.
- При сильном износе, выкрутите болт суппорта и аккуратно снимите сам суппорт с диска.
- Теперь можно снять колодки.
Перед заменой детали не забудьте полностью опустить поршень в цилиндр. Это делается для того, чтобы можно было вновь установить суппорт на его место.
Так как суппорт изготавливается из алюминия, к нему можно прилагать силу – он не повредится.
Теперь можно установить новые колодки, вернуть на место суппорт, колесо, и вернуть автомобиль в прежнее положение.
Какие инструменты нам понадобятся?
- Подъемная опора.
- Набор гаечных ключей.
- «Балонник» (ключ для снятия колес).
- Домкрат.
Когда вы подготовили все необходимое, то можете начинать работу. Мы будем рассматривать пример как осуществляется замена тормозных колодок на Солярисе своими руками.
Но не так важно, что мы выбрали этот автомобиль, на нем стоит стандартная барабанная система тормозов. Сначала мы рассмотрим подробно как меняются передние колодки автомобиля, а потом задние.
Как заменить задние тормозные колодки
При наличии механизма барабанного типа замена вышеупомянутых деталей значительно усложняется.
- Необходимо задомкратить машину и снять колесо. Для снятия барабана расстопаривается и выкручивается гайка, которая крепится к нему. После этого деталь аккуратно снимается со ступицы. Обязательно обращайте внимание на подшипник, который при наличии стояночного тормоза, необходимо извлечь.
- Теперь можно приступить к снятию пружин. На выполнение этого действия придется приложить немало усилий, так как они создают значительное давление. После этого с колодок снимаются фиксаторы. Теперь представляется возможным извлечение самих колодок.
- Как и в случае с передней частью авто, здесь тоже следует утопить поршень.
- Устанавливаются новые элементы, фиксируются при помощи фиксаторов и пружин, возвращают на место подшипник.
- Теперь можно вернуть на место барабан и колесо.
После этого нужно учесть такой момент, что нельзя отдельно заменить либо задние, либо передние колодки. Замену необходимо производить сразу и на всех колесах.
Порядок разбора
Ремонтную операцию лучше проводить на эстакаде (можно — смотровой яме), или просто ровной площадке, имеющей твердое покрытие, ведь придется снимать задние колеса, естественно, вначале поддомкратив машину.
Итак:
- Снимаем колесо и диск;
- Выкручиваем направляющие болты, которых здесь 2 штуки, снимаем барабан;
- Частая проблема – прикипание барабана, поэтому иногда снять его не так просто. Проблема издавна решается путем простукивания молотком (через доску) барабана;
- При помощи пассатижей снимаем стягивающую пружину;
- После этого — фиксирующую направляющую пружину, удерживающую колодку;
- Извлекаем из опорной планки колодку, не соединенную с тягой ручника. Для этого тянем за ее свободный край в сторону и вдоль щита;
- Ослабляем верхнюю пружину. Для этого нужно поворачивать в сторону колодку, пока не удастся отсоединить пружину;
- То же самое проделываем с пружиной второй колодки;
- Убираем распорную планку;
- Отсоединяем от тросика тягу ручника;
- Отмечаем про себя, или зарисовываем, как произведено соединение с тягой;
- Отцепляем пружину, вынимаем шплинт, отсоединяем тормозную колодку.
Ключом «на 12» отворачиваем две направляющих шпильки Равномерно прокручиваем барабан, наносим легкие удары по его торцу молотком или ребром монтажной лопатки Отверткой отсоединяем конец верхней стяжной пружины от колодки Вынимаем пружину
Отверткой выводим из зацепления с колодкой направляющую пружину Отсоединив нижнюю стяжную пружину, снимаем переднюю колодку Снимаем нижнюю стяжную пружину
Снимаем разжимную планку Отсоединив направляющую пружину от задней тормозной колодки, выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника троса Для замены направляющей пружины колодки извлекаем ее из отверстия щита тормозного механизма
Таким образом, процесс разборки закончен.