Виды неисправностей и их причины
Для того чтобы правильно определить неисправность и ее причину, необходимо не только знать принцип работы механизма, заметить все симптомы неладного.
«Вылетающая» передача – износился блок шестерен относящийся к этой самой передаче. Еще подобным проявляют себя состарившиеся замки на муфте и шестерне.
Происходит быстрый износ некоторых элементов из-за нарушений в эксплуатации транспортного средства, которые четко прописаны инструкции производителя авто. Переключение передач при неправильном скоростном режиме губительно сказывается на многих системах машины, в том числе и на КПП. Специалисты рекомендуют делать это в районе 3000-3500 оборотов. Мгновенные смены скоростей без соблюдения необходимого временного интервала в 2 с, особенно при сломанном или неправильно настроенном сцеплении тоже вызывают очень быстрый износ элементов коробки передач. Получается чрезмерная нагрузка на синхронизаторы, которая сказывается на блоке шестерен и приводит к их поломке.
Во время ремонта некомпетентным специалистом или нерадивым хозяином часто допускается одна и та же ошибка – не выполняется замена муфты включения.
Достаточно легко определить сменили ли вам муфту в КПП после ремонта в салоне или нет. Незамененный элемент начинает выдавать довольно отчетливый «хруст» во время переключения не работающей до ремонта передачи. Если же состояния механизма очень запущено, то минимальная переборка уже не спасет ситуацию.
Допустимый предел шумности есть у каждой КПП. Если издаваемые механизмом звуки превышают привычный предел, значит, что-то не так. Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что абсолютно бесшумно не работает ни одна коробка переключения передач в автомобиле.
ГОСТ уровня внешнего шума стандартной КПП – максимум 96 дБ, а внутреннего – 78 дБ.
Нестабильные обороты двигателя тоже могут вызывать шум в коробке передач. Потому если вы сомневаетесь в исправности устройства, лучше отправить авто на диагностику.
Жесткие включения, холостое переключение, вылетающая передача – все это лечится переборкой КПП. Причина, как и сама неисправность, может быть разной, зависящей от множества фактор, потому что автомобиль – это сложнейший механизм с массой взаимосвязанных узлов и систем.
Существующие ряды КПП
Ряды КПП ВАЗ 2108: 1 – 3.42, 2 – 2.11, 3 – 1.35, 4 – 0.96, 5 – 0.78, 6 – 0.69
Еще их называют «коммерческими», потому что на протяжении долгих лет считались достаточно знаменитыми, а также сбываемыми рядами. В общем, это действительно и на данный момент. Удлиненная первая скорость, вторая и четвертая – сокращены. Любые изменения минимализированны (по пять процентов), и этого достаточно для исправления изъянов штатного ряда. В большинстве случаев ставится с ГП 4.1. Радует то, что он стоит в пределах нормы. Дает усовершенствованный разгон.
Демонтаж коробки
Секвентальная кпп на ваз 2108. Коробка переключения передач
Если в коробке передач вы смогли услышать непонятный шум, автомобиль стал плохо поддаваться переключению скоростей или вовсе не хочет трогаться с места, вам может потребоваться снимать данный механизм. Ремонт своими руками транспортного средства ВАЗ 2109 можно произвести в любом гараже, имея под рукой все необходимые инструменты. У ВАЗ 2109 довольно сложное снятие коробки передач, поэтому к данной процедуре следует подготовиться заранее.
Коробка находиться достаточно глубоко, поэтому снимать ее в одиночку практически не получится. В данном случае могут потребоваться специальные ломики, помощь других людей и некоторые инструменты, для того чтобы правильно ее отсоединить. В целом, можно обратиться за помощью в сервисный центр, где обслуживание произойдет с применением специальной техники. Но, можно отремонтировать и самостоятельно, достав ее аккуратно, не повредив другие важные детали.
Усовершенствование коробки передач при помощи подбора передаточных чисел
Множество методик, применяемых в тюнинге трансмиссии, прошли проверку в автомобильном спорте. Для любой машины, тем более спортивной, КПП является важным элементом в осуществлении динамических качеств двигателя. Правильно выбранные передаточные числа КПП ВАЗ 2108 сделают быстрым автомобиль с достаточно слабым силовым агрегатом.
Авто, которые относятся к серьезной подготовке, применяют кулачковые коробки передач. Они определяются многими достоинствами – могут выдерживать достаточно большие нагрузки (при помощи формы зуба и тем, как зацепляется шестеренка-кулачковая муфта). Им нужно меньше времени на переключение скоростей (благодаря неполному выжиму сцепления либо, в целом не выжимая), тем более не разрушают синхронизаторы (которых просто нет).
Но все же, кулачковые коробки передач практически непригодны для обычного трассового продвижения, так как выдают очень много шума (благодаря применению прямозубых зубчатых пар), они с «жестким переключением передач» и имеют достаточно малый ресурс. Кроме того, они намного дороже, по сравнению с синхронизированными, и должны постоянно профессионально обслуживаться.
От обычных коробок передач синхронизированные отличаются только передаточными числами. Отдельные ситуации (ВАЗ восьмой модели) допускают расширение до шестой передачи. Хорошая работа КПП осуществляется действенным подбором передаточных пропорций главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестерней вторичного вала. Выбор передаточных чисел происходит благодаря мощностным, а также моментальным возможностям мотора, диаметра колес, и главное от желаний автомобилиста.
Под передаточным числом КПП ВАЗ 2108 подразумевают соотношение числа зубьев на ведомой шестеренке к количеству зубьев на ведущей. Если оно увеличено, передача станет «мощнее», также «короче», по-другому, двигатель будет накручивать нужное количество оборотов. Скорость авто набирается тоже быстро, нужно только часто переключать передачи. Данный момент будет только отражаться на определенном снижении наибольшей скорости применяемой передачи.
На примере — берем езду на ВАЗ восьмой модели с мотором 1.3 л. с главной парой 4.5. Ощущается, как-будто в подкапотное пространство поместили что-то очень мощное, точно не ВАЗовское. Хотя водителю нужно часто переключать ручку КПП ВАЗа 2108, зато при всяком действии, даже на светофоре, машина – первая. В спортивных машинах шестерни применяются наиболее «экстремальные» — 4.7, а на кроссовых – совсем 5.1.
Что такое коробка и для чего она предназначена
Тонирование стекол на ВАЗ 21099-2109-2108
Давайте разберемся, что это такое и для чего предназначается:
- Коробка передач нужна, чтобы преобразовывать (изменять) вращающий (крутящий) момент, который передается ведущим колесам
- И так же менять направление кручения (вращения) колес (обеспечивая задний ход автомобиля)
- Кроме этого коробка передач дает возможность разобщить карданный вал с коленчатым валом (и ведущими колесами)
- Когда сам мотор работает в холостую (при пуске, прогреве и движении накатом)
- Механическая коробка — как в нашем случае (имеет сокращенное название – МКПП, а так же обиходное название — механика)
- Механика является своеобразным многоступенчатым цилиндрическим редуктором, в котором предусматривается переключение передач вручную
- По количеству ступеней различаются четырехступенчатая, пятиступенчатая, шести, семи и более ступенчатые коробки передач (передача заднего хода при этом не учитывается)
- Основные преимущества (достоинства) механической коробки передач – это простота ее конструкции, эксплуатационная надежность, и возможность управления вручную при любых режимах движения и доступная цена
- Именно благодаря таким качествам МКПП на сегодня является наиболее распространенным типом среди коробок передач
Устройство конструкции и дальнейший ремонт коробки передач
Ремонт КПП ВАЗ 2108 – это весьма сложный и трудоемкий процесс, к тому же, если у машины достаточный пробег. Несмотря на множественные СТО, сделать ремонт смогут не все специалисты. Причин этого может быть очень много. К примеру, мало опыта, а также неимение запчастей в наличие. КПП – считается сложным элементом автомобиля. Она способна изменить тяговую силу ведущих колес авто благодаря зацеплению шестеренок с разным количеством зубьев.
Кроме всего, она предоставляет задний ход и длительное разъединение мотора (совместно со сцеплением) с иными элементами трансмиссии, в то время как машина стоит либо продвигается по инерции. Зацепление шестеренок с разным числом зубьев реализовывается их передвижением. Ведущий вал соединяется с влекомым диском сцепления, в то время как влекомый вал с иными элементами трансмиссии.
Влекомый вал по отношению к основному способен вращаться с разным количеством оборотов. Переходный вал с закрепленным комплектом шестеренок через их находится в неизменном зацеплении с основным валом.
Ремонт
Ремонт топливного насоса на карбюраторных ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Для работы вам потребуется снять КПП с автомобиля. Установите ее вертикально. Производятся ремонтные работы в следующем порядке:
Сначала откручиваются 6 гаек, крепящих заднюю коробочную крышку; Демонтируется место крепления сцепления, путем выкручивания винта, его крепящего; Несильно ударяя молотком, страгиваете с места крышку, снимаете ее; Включаете 3 или 4 передачи; Откручиваете винт, крепящий синхронизатор на 5 передачу. После включения 5 передачи убеждаетесь, что ни один вал не проворачивается; Далее стоит расконтрить и открутить гайки первичного и вторичного валов; Двумя отвертками поддевается синхронизатор на 5 передачу. Демонтируется совместно с вилкой. При снятии синхронизатора, убедитесь, что подпружинные шарики не выскочили из гнезд; Поддев отверткой ведомую шестеренку 5 передачи, демонтируете ее с вала; Снимается кольцо на упор подшипника; Снимается игольчатый подшипник; Демонтируется ведущая шестеренка 5 передачи; Откручиваются 4 винта, которыми прикреплены пластины подшипников. Удобнее это делать ударными отвертками; Снимается кольцо (стопор) подшипника (игольчатый); Далее снимается кольцо (стопор) подшипника на первичный вал, поддев жалом отвертки, аналогично поступают и на другом валу;Выкручивается пробка с фиксатора, извлекается шарик и пружина. Процедуру повторяют с оставшимися двумя фиксаторами; Снимают крепление опоры под двигатель; Выкручивают пробку фиксатора на задний ход, извлечь шарик; Демонтируют картер сцепления. Откручивают винт и 12 гаек, которые его крепят
Осторожно разделите картер и коробку; Демонтируйте картер КПП; Откручивается винт, крепящий вилку первой и второй передач; Извлеките шток и вилку совместно; Откручиваем винт, который крепит вилку 3 и 4 передач. Выводят головку штока (расцепите с рычагом переключения)
Шток снимается с вилкой; Шток 5 передачи поворачивается, освобождая его головку от рычага. Демонтируете шток; Демонтируется вилка, включающая задний ход; Снимается шестеренка заднего хода. Делают это совместно с осью; Извлеките оба вала. Обязательно нужно их слегка покачать.
- Вытаскивается ведомая шестеренка главной передачи (дифференциал совместно);
- Выкручиваются 3 винта крепления от механизма, переключающего передачи. После можно его демонтировать;
- Снимается уплотнитель, если снимете ее аккуратно и не повредите, то сможете поставить на место при сборке;
- Выпрессовываем подшипник впереди вторичного вала. Для этого возможно применять специальную выколотку, или трубку подходящего диаметра;
- Если нужна смена подшипника первичного вала, то требуется снять сальник;
- Демонтируйте подшипники только в случаях замены. При смене подшипника на первичном валу, дополнительно придется купить и новый сальник;
- Подшипник выпрессовывается внутрь картера;
- Извлекаем магнит, находящийся в картере;
- Откручиваем гайку, крепящую спидометр, поддеваем его жалом отвертки, снимаем с коробки;
- Выкрутите из КПП включатель фонарей заднего хода;
- Снимается чехол шарнира, переключающего рычаг на передачи. Для этого нужно его сдвинуть относительно фланца, и аккуратно снять;
- Демонтируется винт, крепящий шарнир, после чего можно снять его со штока;
- Откручиваем винт крепления рычага к штоку переключения передач. Извлеките шток с рычагом из картера;
- Осмотрите шток, если имеют место течи масла, то следует сменить сальник;
- Внимательно разглядите картеры, не допускаются никакие повреждения. На всех привалочных плоскостях должны отсутствовать вмятины и прочие изъяны. Когда повреждения невелики, стоит обработать их наждачкой. В остальных случаях деталь заменяют. Сборка производится в обратном порядке. При сборке проверяйте состояние всех деталей, при необходимости их следует заменить. Все трущиеся поверхности смазывают маслом. Под прокладки обязательно наносите герметик, это позволит избежать проблем с утечкой трансмиссионной жидкости.
Дополнительно
. Описанный здесь процесс ремонта 5КПП, можно применить и для четырехступенчатого агрегата. Но, если у вас на повестке стоит ремонт кпп ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, имеющей 4 передачи, придется запастись старым ведомым диском, к которому приваривается стальная труба. Это позволит свободно заклинить валы, и проделать все необходимые работы. Это единственное отличие в ремонте такой КПП.
Диагностика КПП
Шумы, вой шестерен в коробке, при этом рычаг коробки находится в нейтральном положении. Повышенные шумы при работе КПП могут быть вызваны такими причинами:
- Низкий уровень масла, либо масло требует замены. Сливаем старое и заливаем Новое масло нужной марки. Проверяем старое масло из коробки на наличие металлических частиц либо воды;
- Изношены подшипники первичного вала коробки;
- Возникли дефекты зубьев шестеренок;
- Произошло осевое смещение одного или нескольких валов;
- Шум так же возможно возникает при изменениях крутящего момента вала двигателя. Проверьте, меняя величину оборотов на холостом ходе, и проследите, исчезает шум или нет.
Устраняем неисправности заменой (либо добавлением масла) или заменой изношенных частей. Затрудненное переключение — может означать:
- Неполное выключение при нажатии на педаль сцепления;
- Поломался механизм переключения;
- Возник дефект шарнира;
- Ослабли винты, крепящие шарнир или рычаг штока переключения;
- Изогнулся рычаг переключения;
- Деформирована тяга привода управления самим механизмом переключения либо реактивная тяг;
- Нарушение регулировки привода переключения.
Тут необходимо отрегулировать либо заменить поврежденные или неисправные детали КПП. Не переключаются передачи 1-я – 2-рая, 3-тья – 4-тая либо 5-тая — задний ход (переключаемые при помощи одной вилки).Произошло смещение в корпусе КПП втулок фиксатора штока данных передач Самопроизвольное выключение (слышен хруст при переключении) происходит по причинам:
- Повреждения и износа зубьев шестеренок и муфт;
- Повышенная вибрация агрегата на крепящих опорах;
- Не полное включение из-за нарушенной регулировки привода;
- Выключение 3-4-5 передач самопроизвольно происходит при ослаблении гайки вторичного вала;
- Поломались пружинки фиксаторов штоков;
- Износились штоки передач;
- Деформированы и изношены вилки.
Требуется заменить все поврежденные или изношенные детали, отрегулировать сам привод. Шумы либо хруст, слышимые при включении — возникают по следующим причинам:
- Неполное включение или поломка сцепления
- Изношено блокирующее кольцо синхронизатора
- Хруст, слышимый при переключении заднего хода – означает поломку сцепления
Низкий уровень масла КПП возникает из-за утечки масла:
- Изношенный сальник первичного вала;
- Повреждения сальников приводов (так называемых ШРУСов);
- Поврежденный сальник штока переключения;
- Нарушение уплотнения валика либо прокладки привода спидометра;
- При ослаблении крепления или повреждениях прокладки либо герметика в стыках крепления крышки к корпусу;
- Повреждена резьба сливной пробки;
- Протечка через датчик заднего хода;
- трещины в корпусе либо крышке 5-той передачи.
Устраняем причину заменой поврежденных или изношенных деталей.
Возникает стук при движении с места либо при переключениях:
- Износились оси сателлитов в дифференциале
Устраняем, заменив изношенные или поврежденные детали
Шум, возникающий на любой передаче при разгоне либо торможении двигателем:
- Неисправность главной пары
Шум, нарастающий на повышенной передаче:
- Неисправность верхнего подшипника вторичного вала
Если шум нарастает на пониженных передачах, это означает:
- Неисправность нижнего подшипника вторичного вала
Происходят рывки при перемещении автомобиля задним ходом:
- Неисправность синхронизатора 2-рой передачи
Предупреждение: Когда при ремонте КПП заменялась одна из перечисленных деталей: корпус сцепления или КПП, корпус дифференциала либо подшипники дифференциала, необходимо подбирать регулировочные колечки подшипников дифференциала.
К сведению: В этом разделе описывается ремонт пятиступенчатой КПП (представляющей собой, конструктивное преобразование четырехступенчатой) в устройстве более сложной, тем не менее, наиболее распространенной.
Устройство
Коробка передач ваз 2108 состоит из множества деталей и узлов. Все они тесно связаны между собой, и неисправность любой из них может повлечь за собой полный отказ работы всего механизма. А состоит кпп из таких запчастей:
- Кронштейн троса педали сцепления. Он отвечает за рабочий ход самой педали, и разъединение ведущего и ведомого диска. При нормальной работе кронштейна, педаль должна нажиматься туго, и при отпускании возвращаться в исходное положение. Если же деталь неисправна, то педаль сцепления будет проваливаться, при этом не разъединяя диски;
- Показатель уровня масла в поддоне картера (щуп). Служит для того, чтоб определить количество масла в двигателе. На щупе имеется две пометки: min (минимальный уровень) и max (максимальный уровень). Следите за тем, чтоб масло было между этими пометками. При повышенном уровне, оно может продавить сальники, и двигатель даст течь, а при пониженном – давление будет недостаточным, для смазки верхней части блока цилиндров, что приведет к значительному повышению износа;
- Картер. Устанавливается в самой нижней части двигателя. В него, в процессе работы, стекает всё отработанное масло. После того, как картер наполнится, масло снова попадает в систему за счет масляного насоса;
- Вилка включения/выключения сцепления;
- Первичный вал. Связан напрямую с двигателем, и передает его обороты на вторичный вал, который отвечает за вращение колес. На первичном (ведущем) валу, шестеренки закреплены неподвижно;
- Подшипник включения сцепления;
- Сальник вала, отвечающий за привод колес;
- Защитный чехол штока переключения передач;
- Задняя, правая и левая опора кпп;
- Сливная пробка;
- Пробки, фиксирующие передачу;
- Вторичный вал;
- Дифференциал. Распределяет крутящий момент ведущего вала, между ведомыми;
- Синхронизаторы. Выравнивают частоту вращения вала, для плавного переключения передачи.
Все механизмы кпп, работают в состоянии трения. Поэтому, для уменьшения их износа и понижения температуры, используют специальное трансмиссионное, полусинтетическое масло. Его замену стоит проводить не реже, чем один раз в 75 000 километров.
ВАЗ 2108 – КПП: устройство составляющих, его ремонт и усовершенствование
Отечественная машина – это авто с передним приводом, а двигатель размещается поперечно, используется для продвижения по трассам. Кузов из металла сделан в соответствии с типом хэтчбек, у которого 3 двери. Задняя дверь предназначена для загрузки и выгрузки багажа. Во время перевозки длинного и негабаритного багажа, задний ряд складывается – этот момент увеличивает багажный отсек.
4-х цилиндровые карбюраторные моторы с объемом 1.1, 1.3 либо 1.5 л. На данный момент в некоторые машины устанавливают системы впрыска горючего. Переднеприводное авто гарантирует улучшенную управляемость машины при вхождении в повороты, даже во время мокрой дороги. Во время долгого использования автомобиля случается изнашивание многих элементов, ослабляются крепежи узлов агрегатов и нарушаются регулируемые величины.
КПП – это самый надежный элемент в машине. Поломка данного механизма случается достаточно редко, по сравнению с другими частями. И при всем, полный либо частичный выход ее из строя делает совершенно непригодным к дальнейшему применению авто. Эксплуатировать автомобиль по прямому назначению будет просто нельзя. Кроме всего, и для доставки машины на ремонт коробки передач потребуется эвакуатор.
Замена коробки
Замена коробки на ваз 2109 выполняется в два этапа это – снятие старой коробки и установка на ее место новой, начнем по порядку, со снятия:
- Сначала снимаем брызговик, затем защиту картера (если она имеется)
- Сливаем масло с коробки (если оно там есть, лучше перестраховаться)
- Срываем гайки приводов и колес
- Когда снятие выполняется на яме, тогда необходимо приподнять домкратом и вывесить на «козелках» (либо больших деревянных чурках) переднюю часть машины
- Нужно непременно отключить (снять) клеммы аккумулятора
- Далее снимаем трос сцепления
- И отключаем трос спидометра
- Затем, на поднятой машине, откручиваем ее шаровые опоры (рекомендуем откручивать два болта, крепящих шаровую к «кулаку» на фото болты отмечены стрелками)
Выкручиваем болты, которыми шаровая прикреплена к кулаку
Затем срываем и снимаем с машины левую продольную растяжку
Срываем и вынимаем продольную растяжку, ее крепления обозначены красным цветом
Теперь зовите помощника, чтобы выдернуть оба привода из коробки, помощник пусть внутреннюю гранату натягивает с помощью плоской монтировки (чтобы не возиться со снятием привода), а вы резко дергаете за колесо, чтобы вытащить привод из коробки
Помощник выдавливает гранату плоской монтировкой
Полезный совет: после того, как вы сняли один привод, чтобы избежать поворота либо рассыпания дифференциала, нам необходимо вставить на его место в коробку специальный чопик, стопор либо старую гранату
- Откручиваем центральные гайки обоих приводов и снимаем их
- Далее снимаем стартер
Откручиваем крепящие болты стартера
Отключаем массовый провод Снимаем разъем с датчика включения заднего хода От коробки откручиваем снизу защитный кожух маховика Отсоединяем кулису рычага переключения передач (важно не забыть предварительно, наметить ее положение)
Откручиваем и стаскиваем кулису, наметив непременно ее положение
Затем надо поочередно открутить все четыре точки, в которых крепится к двигателю коробка передач Важно обязательно зафиксировать двигатель, либо подпереть его гидравлическим домкратом снизу, либо вывесив через доску, которая опирается на стаканы лонжерона, чтобы на ваз 2109 снять коробку Придерживая коробку, откручиваем и снимаем все опоры (и «подушки») крепления КПП своими руками Затем с помощником вдвоем, слегка пошатывая, отводим коробку от двигателя в сторону, необходимо около 10-ти сантиметров, чтобы первичный вал освободился и вышел из диска сцепления и корзины Выполняя снятие надо быть очень осторожными, чтобы не повредить лепестки корзины сцепления первичным валом На ваз 2109 снятие коробки передач завершено
Снятие коробки занятие трудоемкое, поэтому чтобы избежать повторного снятия через пару дней, заодно:
- Необходимо проверить исправность всех узлов и частей (таких как диск сцепления, выжимной подшипник, корзина, и так далее)
- Так же проверить центровку всего комплекта сцепления, и смазать шлицевые соединения первичного вала, а так же фланца выжимного подшипника
Теперь вопрос на ваз 2109 как снять коробку закрыт.
Ставим на место новую коробку
Замена коробки передач на ваз 21093 на новую, после снятия старой. При этом точно обойтись без помощи напарника и выполнения таких действий:
- Мотор, зафиксированный домкратом либо растяжкой, приспускаем на 10-15градусов
- Поднимаем и вставляем новую коробку до упора (при этом не допускается стягивание коробки с двигателем болтами, вам необходимо вручную плотно посадить коробку впритирку к двигателю)
- Затягиваем четыре точки крепления
- Затем устанавливаем опоры (подушки) КПП
- Надеваем и регулируем длину троса сцепления (при этом педаль сцепления, располагается на 1сантиметр выше, чем тормозная педаль)
- Устанавливаем и подключаем стартер и датчик включения задней скорости
- Ставим на место защиту маховика, потом трос спидометра и за ним массовый провод
- Подключаем и регулируем механизмы переключения передач (ставим по отметке рычаг выбора передач или по «нейтрали», ориентируясь на первую скорость)
- Собираем ходовую часть (вставляем приводы, прикручиваем шаровые опоры, устанавливаем растяжки)
- Опускаем машину на колеса, затягиваем центральные гайки приводов (с усилием в 23 -25 килограмма на метр, примерная длинна рычага около1-1.5метра)
- Заливаем масло до уровня, (если не сливали, тогда свежее)
Наша инструкция по замене окончена, процедура доступна и выполнима без обращения на СТО, непонятные вопросы по поводу замены прояснит видео.
Что же выбрать
Устройство коробки передач ВАЗ 2109 несовершенно, но это не является весомым поводом менять ее полностью. Сама конструкция надежна, лишь требует некоторых доработок. Оптимальным вариантом является замена проблемной детали, которая становится причиной частых поломок узла, либо установка новых компонентов.
- Если надо изменить передаточные числа своей родной трансмиссии, подойдет замена пары шестерен с 17-зубовых на детали с 15 зубьями. Такая модернизация увеличивает эффективность разгона, время перехода от передачи к передаче сокращается, но уменьшается максимальная скорость авто. Отлично подойдет для поездок в городских условиях.
- Установка спортивных шестеренок делает передачи «длиннее», то есть переключаться от одной передачи к другой требуется реже, при этом динамика разгона и максимальная скорость практически не теряется. Такой тюнинг КПП подойдет тем, кто хочет увеличить скоростные характеристики своей девятки. В основном применяется после замены двигателя на более мощный аналог.
- Можно попробовать заменить родной вторичный вал девятки. Проблема этой детали в том, что внутри она полая. Из-за динамичных нагрузок на узел часто случалось так, что именно этот вал разлетался на куски, что приводило к окончательной поломке всей КПП из-за застрявших осколков в зубьях. Замена производится на полнотелый аналог вала для пары шестерен с передаточным числом 4,13.
- Хотите сделать свою машину более расторопной на трассе? Докупите спортивные подшипники ступицы для тюнинга. Они слегка повысят рабочие характеристики ходовой, но главное, что они являются более надежными, нежели заводские детали.
- Займитесь регулировкой дифференциала, но делайте это только в автомастерских и СТО с репутацией. Неправильная регулировка детали приведет к частым поломкам либо потере управляемости автомобилем.
Есть много советов и довольно детальных инструкций того, как самостоятельно заменить деталь узла или весь узел целиком, но делать этого не нужно, если вы не знаете архитектуру автомобиля. При проведении многих работ требуется практика и четкое знание дела, поэтому лучше доверьте работу мастерам в СТО.
Если требуется улучшить механизм переключения передач ВАЗ 2109, то перед его доработкой надо докупить некоторые детали и заменить ими заводские. Такой вариант решения проблем является наиболее дешевым и простым. Установка АКПП на ваз 2109 не всегда является оправданной. Такая доработка упростит управление автомобилем, слегка увеличит рабочий ресурс узла и позволит плавно переходит от одного скоростного режима к другому. С другой стороны, ремонт, обслуживание и установку автоматики потянет не каждый владелец девятки, поэтому с учетом расходов это решение не является эффективным.
КП переднеприводных ВАЗов
Первые ВАЗы восьмой модели, сошедшие с конвейера еще в 1984 году прошлого века. Они оснащались 2-х вальными коробками передач, которые были объединены в 1 корпусе с дифференциалом. С тех далеких пор коробки передач всячески обновлялись. Но так как произошли некоторые изменения элементов, они целиком не взаимозаменяемы. В первые ВАЗы восьмой модели устанавливались 4 КПП ВАЗ 2108, а также 5-ти диапазонные КПП без щупа.
На данный момент таких практически не осталось. В 4-х диапазонных ставились главные пары 4.1, также 3.9. В пятидиапазонных 3.9, также 3.7. Большим выбором в концерне решили не баловать и применяли главную пару лишь одну – 3.7. Что касается передаточных чисел КПП, они как были, так и имеются до сих пор лишь одни для всех авто.
Разборка кпп переднеприводного ваза старого образца не тросовая.
Прежде всего сняв пыльник, вынимаем вилку сцепления. Для этого ударяем по вилке вверх и выбив пластмассовую заглушку вынимаем ее. Затем можно сразу снять направляющую выжимного подшипника, открутив 3 болта на М6.
Положив кпп на бок откручиваем гайки крышки и картера кпп. Затем ударив по отливам крышки снимаем ее. Бывает что это не так то просто сделать. Если коробка старая, много лет не разбиралась и к тому же активно купалась в зимних соляных растворах то коррозия намертво прихватывает отверстие крышки и шпильки. Эти отливы крышки мгновенно ломаются. Я в таком случае грею ацетиленовой горелкой, постепенно раскачиваю и снимаю. Лучше средства нет.
Ну эта коробка с почти новой Приоры, потому проблем не возникло. Далее нужно открутить две гайки валов. Для начала нужно зафиксировать валы от проворачивания. Для этого включаем какую нибудь передачу, затем открутив болт вилки 5-й передачи осаживаем муфту с вилкой вниз. То есть включаем одновременно 2 передачи.
А вот дальше все зависит от вашего оборудования. С гайковертом на тысячу ньютонов все легко и просто, можно даже не стопорить валы. Если же крутить головкой вручную то здесь вот в чем проблема: если разрушены подшипники валов, то эти валы болтаются и при попытке отвернуть шестерни 5-й передачи будут расходиться и запросто могут зубья выкрошиться. Но даже если подшипники целые, не следует слишком резко дергать воротком пытаясь сорвать гайки. Бывали случаи когда от резкого рывка выламывались зубья шестерни 5-й передачи.
Гайки откручены, теперь нужно снять шестерни 5-й передачи. Начинаем с ведомой, ее держит ступица которая сидит на шлицах на валу. Поддев двумя отвертками пытаемся снять шестерню вместе со ступицей и вилкой. Бывает по разному иногда эту ступицу можно руками легко снять, а иногда такие попадаются, что и отвертками никак. Тогда приходится сдергивать муфту с вилкой со ступицы (при этом все шарики с пружинками разлетаются) и только съемником спрессовывать.
Ведущая (блин) всегда легко снимается. Затем откручиваем винты крепящие стальную пластину ударной отверткой либо гайковертом. Правда очень сильно затянутые винты гайковерт может не открутить, шлицы сорвет в винтах, либо бита развалится. Ударная отвертка в таком случае понадежней будет, но придется подолбить.
Для снятия стопорных колец я использую обычные щипцы на разжим, только края подтачиваю чтобы они стали плоскими.
Пробки штоков сейчас делают с внутренним шестигранником на 8. Поэтому сначала тщательно очищаем отверстие от грязи, затем я рекомендую простучать их молотком. Даже в тех что делали раньше часто грани сворачивались, а эти совсем слабенькие, очень легко сорвать грани. А пара ударов молотком очень хорошо помогает. Это кстати касается и пробок старого образца. Открутив пробки вытаскиваем пружинки и шарики магнитом. Или не вытаскиваем и потом когда снимем картер ищем в грязи шарики.
Чтобы отделить картер забивам одну отвертку как показано стрелкой, другой приподнимаем с другой стороны. Проблема может возникнуть как и с крышкой — коррозия.
Сняв картер откручиваем два болтика вилок и вынимаем штоки. Шток первой-второй передачи просто тянем вверх, чуть постукивая по вилке. Затем шток 3-4 передачи поворачиваем и тоже тянем вверх. Вынимаем шток 5-й и задней.
Берем одновременно первичный и вторичный валы и вытаскиваем. Выкручиваем три болтика механизма выбора передач.
Осталось только выкрутить болт штока и вытащить шток. С этим иногда приходится повозиться, если рычаг штока очень плотно сидит, да плюс еще фиксатора резьбы налили от души.
Ну вот и все, делов на 15 минут. Ну еще осталось повыколачивать старые сальники, да подшипники, если их нужно менять. А нужно ли все подшипники обязательно менять, об этом в другом посте.
В случае поломки вторичного вала КПП, следует провести его исправление
- Нужно зажать вторичный вал КПП ВАЗ 2108 в тиски с металлическими мягкими накладками на губах.
- Посредством 2-х монтировок нужно спрессовать шарикоподшипник, стоящий сзади вторичного вала.
- Снять упорное кольцо.
- Снять ведомую шестеренку 4-й скорости.
- После снять игольчатый подшипник ведомой шестеренки 4-й скорости, и обязательно промаркировать.
- Потом снять с вторичного вала дистанционную шайбу.
- Посредством 2-х монтировок сквозь шестеренку третьей скорости сдвинуть синхронизатор 3-й и 4-й скорости со шлицев вторичного вала.
- Снять втулку игольчатого подшипника 4-й скорости.
- Потом снять синхронизатор 3-й и 4-й скоростей с блокирующей шайбой 4-й скорости. Промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
- После снять с вторичного вала блокир. шайбу синхронизатора шестеренки 3-й скорости, после промаркировать касательно муфты синхронизатора.
- Снять с вторичного вала шестеренку 3-й скорости.
- Снять с вторичного вала игольчатый подшипник шестеренки 3-й скорости, затем промаркировать игольчатый подшипник.
- Снять упорную шайбу упирающихся колец.
- Снять с вторичного вала 2 упорных полукольца.
- Вынуть шарик, который фиксирует из отверстия на вторичном валу.
- Снять с вторичного вала шестеренку 2-й скорости.
- Снять игольчатый подшипник шестеренки 2-й передачи, затем промаркировать его.
- Снять с вторичного вала стопорную шайбу (пружинную).
- Расположить вторичный вал шестеренки 1-й скорости на губы тисков, потом ударяя деревянной киянкой в торец вторичного вала спрессовать синхронизатор 1-й и 2-й скорости со шлицев вторичного вала.
- Снять с вторичного вала синхронизатор 1-й и 2-й скорости с блокир. шайбой синхронизатора 2-й скорости.
- Далее снять с вторичного вала кольцо, которое блокирует 1-ю скорость, после промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
- Снять шестеренку первой скорости.
- Снять стопорное колечко.
- Немного разжать замок игольчатого подшипника 1-й скорости и снять его, подвинув последний по длине вторичного вала. После промаркировать игольчатый подшипник.
- Перевернуть вторичный вал, посредством 2-х больших отверток спрессовать внутреннюю шайбу подшипника спереди вторичного вала. После снять упорную шайбу.
- Хорошо прочистить, промыть и высушить элементы вторичного вала. Хорошо их осмотреть.
- Проверить, в каком состоянии валы. Если подшипники изношены, их нужно заменить. Шлицы валов обязаны быть без вмятин и всяческих дефектов.
- Проверить положение шестерни КПП ВАЗ 2108. В случае сколов зубьев, каких-либо иных повреждений, шестеренки нужно поменять.
- Проверить, в какой ситуации подшипники, и в случае повреждений сменить их.
- Радиальный зазор имеющихся шароподшипников не должен быть больше 0.05 миллиметров. Данный метод проверить индикатором.
- Далее проверить положение блокир. колец синхронизатора. Если имеются забоины и всяческие сколы, следует сменить их.
- Далее проверяем зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. Наименьший зазор должен быть 0.6 миллиметров. В случае меньшего зазора, блокир. кольцо следует сменить.
- Если имеются задиры и обмятия на упорных шайбах, а также стопорных кольцах, обязательно сменить их.
- Собрать вторичный вал таким же способом, как и снимали. Блокирующие кольца поставить с размеченными раньше метками. Новейшие кольца поставить таким способом, чтобы они совмещались с пазами ступицы.
- Шарикоподшипник сзади на вторичном вале запрессовать посредством нужной оправки, делая сверхусилие, к кольцу внутри подшипника
- После того, как собрали, следует проверить действие синхронизаторов. Перемещая их муфты ручным способом в позицию включения надлежащих скоростей.
- В общем, таким образом снимаются подшипники КПП у автомобиля ВАЗ.
Замена масла в коробке передач ваз 2108
Количество нужного масла в коробке, определяется ее типом – пятиступенчатая (3,3 литра) и четырехступенчатая (3 литра). Специалисты рекомендуют использовать продукцию изготовителей: «Рексол-Т» (GL-4, 80W-85), «Волнез ТМ4» (GL-4, 80W-90) и «ОмскОйл Транс П» (GL-4/5, 80W-85).
Сливать масло с коробки, следует строго после прогрева. Перед тем, как отвернуть пробку слива, снимите резиновый колпак с сапуна, который находится сверху на кпп. Тщательно промойте сапун, используя бензин. Труднодоступные места прочистите с помощью обычной проволоки. После прочистки оденьте колпачок обратно.
Теперь можно приступить непосредственно к сливу масла. На нижней части коробки передач, расположена сливная пробка, которая имеет гнездо под ключ – шестигранник. Выкрутите его полностью, и подождите пока масло сбежит. Желательно подставить посудину, если Вы делаете данную процедуру в домашних условиях. После того, как масло полностью стечет, закрутите пробку обратно.
Вытяните щуп, и в это же отверстие залейте новое масло. Сам щуп протрите насухо, и установите на место. Подождите 5 секунд, и снова вытяните его. Уровень масла должен быть около верхней отметки, если он ниже – долейте. Помните, что масло имеет густую консистенцию, и для того, чтоб оно полностью стекло, понадобиться немного времени.
На некоторых коробках передач ВАЗ 2108, масло заливается через горловину, которая находится над сливной пробкой. Щуп на таком типе коробки отсутствует.
Как заменить КПП на автомобиле ВАЗ 2108
Не во всех случаях бывает разумен ремонт КПП ВАЗ 2108, обмен в большинстве ситуаций разумнее и проще. Купить КПП можно новую либо бывшую в употреблении. Выбор узла определяется преимуществами, денежными возможностями автолюбителя. Бывшую в употреблении коробку выгодно покупать на разборе. В продажах бывают исправные запасные части с выработкой возможностей меньше, чем наполовину. Достоинства бывших в употреблении узлов явны.
КПП с разбора точно без заводского брака (прошедшая испытания трассой), прошла диагностику профессионалами сервисного центра перед продажей, она исправна и работоспособна, и при всем стоимость ее меньше по сравнению с новой. Реально для КПП ВАЗ 2108 стоимость определяется узловым типом (4-х либо 5-ти диапазонная), уровнем износа. Установив данную КПП, можно сэкономить финансы, а также время на ремонт.
Можно совершить замену КПП ВАЗ 2108 с 4-х ступенчатой на 5-ти ступенчатую. Тогда возможности автомобиля станут в несколько раз больше, это также будет зависеть от типа двигателя. Ведь бывает так, что с 4-х диапазонной КПП машине как-будто не хватает еще одной скорости.
О масле
Для хорошей работоспособности ваз 2109 все важные узлы должны быть покрыты маслом. Обычно производитель самостоятельно устанавливает марку моторного и трансмиссионного мала, которой рекомендовано использовать в машинах данной модели.
Если же вы не обладаете такой информацией, следует учесть, основное предназначение машины:
- если ваз эксплуатируется по отличным дорогам областного центра – для этого существует определенный тип масла;
- если вы гоняете на авто – идеальным вариантом станет трансмиссионное.
Не забывайте поддерживать оптимальный уровень масла
При наполнении масла следует учитывать, что коробка ваз 2109 требует чуть большее его количество. Только такой подход поможет защитить и покрыть все запчасти, расположенные у выхода картера.
Поскольку кпп является втором по важности элементом авто, при малейших поломках необходимо сразу же устранять недостатки. Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач
Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач.
‘); if(«undefined»===typeof loaded_blocks_drive){loaded_blocks_drive=[]; function n(){var e=loaded_blocks_drive.shift(); var t=e.adp_id; var r=e.div; var i=document.createElement(«script»); i.type=»text/javascript»; i.async=true; i.charset=»utf-8″; i.src=»https://www.drivenetwork.ru/data/»+t+».js?async=1&div=»+r+»&t=»+Math.random(); var s=document.getElementsByTagName(«head»)||document.getElementsByTagName(«body»); s.appendChild(i); var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_drive.length){n(); clearInterval(o)}},50)} setTimeout(n)}loaded_blocks_drive.push({adp_id:e,div:t})})(47602)
Самостоятельное выключение передачи
- изношенность шестеренок и замков на муфте;
- несоблюдение правил эксплуатации транспортного средства;
- некорректно выбранный скоростной режим;
- неправильное переключение при плохо отрегулированном сцеплении;
- непрофессиональный ремонт кпп (игнорирование замены муфты);
- игнорирование ремонта при наличии посторонних шумов в виде хруста.
При своевременном обращении в СТО коробку передач ваз еще как то можно будет спасти. Если же состояние слишком запущено – рассчитывайте на дорогостоящий ремонт.
О чем говорят шумы в коробке 2109
Бесшумных коробок не бывает В каждой из них имеется предельно допустимый уровень шума, который установлен ГОСТом.
- Посторонний шум коробки ваз может происходить в результате работы шестеренок и подшипников;
- Отработавшее или некачественное масло, также является причиной шумов;
- Иногда причиной его появления может быть работа силового агрегата. В таком случае могут быть нестабильные обороты или установлен мощный распредвал.
Описывать посторонние шумы можно вечно, поскольку каждый водитель их слышит по-разному. Для более полного понимания причины, необходимо провести диагностику кпп.
Хруст при переключении передачи
Чрезмерная или неправильная эксплуатация автомобиля.
При наличии хруста потребуется замена синхронизатора. Если вы решите сэкономить на нем, в дальнейшем следует ожидать покупки целого блока шестеренок.
Кроме этого, наличие хруста может говорить о том, что пора сменить отработавшее масло. А возможно оно залито не той степени вязкости?
Стуки
Если вы услышали стуки в 21099, незамедлительно следует проверить шестеренки
Возможно, у одной из пар появился скол; При появлении стука во время движения, либо когда переключаете коробку с одной передачи на другую – обратите внимание на сателлиты. Скорее всего износились именно они.
Лопнула коробка передач на ВАЗ
Приобретать или нет новую коробку, решать только вам. Посудите сами, ее ремонт может вам обойтись ту же самую цену, что и покупка новой.
Коробка нестабильно и жестко переключается
За причину данного вида неполадки коробки 21099 отвечает синхронизатор или шестеренка. В некоторых случаях такая ситуация может наблюдаться при покупке новых кпп или после проведения ее ремонта.
Синхронизатор КПП
В любом случае следует знать, что при покупке новой машины необходимо делать обкатку. Жесткая эксплуатация транспортного средства приводит к серьезным неполадкам.