Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), или, как его называют в простонародье, граната, появился в тот момент, когда на рынок стали внедряться переднеприводные машины, и его основная задача – передавать команду от коробки передач к ведущему колесу. Если помните, то в заднеприводных же машинах эту функцию выполняет карданная передача. Для переднеприводного автомобиля подобный механизм приведет к увеличению его размеров, а, соответственно, вместе с этим вырастет и цена.
Что касается ВАЗ-2109, то на эту модель установлено два ШРУСа: наружный и внутренний.
И сегодня мы с вами поговорим о том, как своими руками заменить наружный пыльник для данного автомобиля, так как именно он чаще всего деформируется и рвется.
Как самостоятельно проверить состояние пыльников
Эта процедура очень проста и не требует специальных навыков. Достаточно визуального осмотра на предмет разрывов, трещин и протекания смазки. Для этого надо вывернуть передние колеса автомобиля в любую из сторон и внимательно осмотреть резиновые пылезащитные чехлы.
При обнаружении каких либо повреждений или протекания смазки, требуется поменять чехлы как можно скорее.
В противном случае приводной вал (ШРУС) автомобиля быстро выйдет из строя.
Это интересно: Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Какой пыльник ШРУСа лучше ставить на ВАЗ 2110-2109, 2110
В первую очередь наружный пыльник должен подходить по размерам, если мы покупаем не оригинальный, а аналог. Размеры ВАЗовского пыльника такие:
Также важно обращать внимание на материал, из которого пыльник выполнен. Хорошо ходят силиконовые модели, их легко отличить по мягкости, часто они бывают сделаны из неокрашенного силикона, полупрозрачные.
Виды пыльников на ШРУСы и их основные слабые места
Полиуретановые пыльники на ВАЗ — штука довольно противоречивая. С одной стороны, полиуретан прочный и стойкий к разрывам материал. С другой стороны — на сильном морозе они могут твердеть настолько, что есть риск разрыва прямо на ходу. Все зависит от состава полимера.
Резиновые пыльники выбор тоже неоднозначный, поскольку резина резине рознь. Если мы выбираем такой вариант, лучше отталкиваться от бренда, которому мы доверяем. И немного о брендах.
NTN-SNR, Франция
Однозначно рекомендуется к покупке. Выполнен из полиэфирэфира (маркировка PEEST), имеет интересную конструктивную особенность — между гофрами выполнены галтели, чтобы снимать нагрузку с конкретной гофры и равномерно распределять ее по всей поверхности. Каталожный номер такой же, как и у фирменного ВАЗовского пыльника — 2108-2215030. Ресурс более 150 тысяч км, не боится морозов и высоких температур.
ХОРС, РФ
Продается в фирменной упаковке, выполнен из крашенного в красный цвет силикона. На упаковке указана гарантия в 1 год, на крепкие морозы реагирует отлично, но общий ресурс не превышает 8-10 тысяч км в зависимости от условий эксплуатации. На корпусе чехла указан заводской каталожный номер 2108-2215036.
ТРЕК, страна происхождения неизвестна
Выполнен из прозрачного силикона, упакован в блистер с наклейкой, на которой говорится о гарантии в один год или 40 тысяч км. Абсолютно не боится морозов, отработает более 50 000 км пробега, если это не подделка. Указан каталожный номер 2110-2215030.
БРТ, РФ
Изготовлен из черного материала, хлоропреновой резины. Равнодушен к морозам, ресурс не менее 40 000 км пробега. Продается без упаковки, вся информация выбита на чехле, номер по каталогу 2110-2215030.
Trialli RG 0130, РФ
Выполнен из черной хлоропреновой резины, упакован в пакет с наклейкой, логотипом и заводским каталожным номером 2108-2215030. Судя по отзывам, показал себя хорошо, не склонен дубеть на морозе, средний ресурс пользователи оценивают в пределах 30-40 тысяч км пробега.
TSN 3.2.1, Китай
Не имеет смысла для замены, поскольку ресурс в нормальных условиях не более 2 000 км. Правда, продается в комплекте с хорошими хомутами и смазкой для ШРУСа. Маркирован заводским номером 2108-2215030.
Существует еще ряд отечественных и китайских пыльников, соответствующих заводским каталожным номерам, однако покупать их можно на свой страх и риск, если нет доверия к ВАЗовскому чехлу.
Испытания
Пыльники всех брендов по одной штуке были помещены в морозильную камеру с температурой –40 ºС и выдержкой 24 часа. Затем пыльники были проверены на хрупкость. Этот этап смогли пройти все представленные чехлы ШРУСа.
Вторым этапом было понижение температуры до –50 ºС и повторение выдержки изделий продолжительностью одни сутки. Затем пыльники снова вынимались и проверялись на хрупкость попыткой резкого сжатия.
Гофра пыльников Weber и AТР рассыпались при такой температуре на мелкие резиновые осколки подобно стеклу. Чехлы Hofer и «Трек», хотя и стали очень жесткими, но при этом повреждений не получили. Остальные образцы выдержали испытания без последствий.
Вторым этапом стала проверка купленных нами образцов на ресурс.
Пыльники смазывались смазкой ШРУСа и устанавливались на специальный стенд для проведения ускоренных ресурсных испытаний. Основным параметром ресурса пыльника, по сути, является количество выдержанных циклов сжатия-растяжения. Поэтому установка представляет собой два вращающихся на подшипниках вала, один из которых имеет привод от электродвигателей, расположенных под углом 45º относительно друг друга (требование ГОСТ Р52924-2008). Частота вращения ведущего вала составляет 1500 об/мин, а зная размер колеса для ВАЗ 2108 (185/60R14), рассчитать предполагаемую скорость движения автомобиля достаточно легко.
Линейная скорость движения колеса определяется по формуле:
ϑ=ωR, где ω – угловая скорость,
которая определяется ω=2πν, где ν – частота вращения.
Размер диаметра колеса легко рассчитывается:
185/60R14=0,185х0,6х2+14х2,54/100=0,5776 м
Скорость линейного движения будет равна:
ϑ=3,14х1500х0,5776=45,34 м/с (163,2 км/ч)
Таким образом, гарантийный пробег в 50 тыс. км на стенде пыльник проходит за 306 часов.
Ресурсные испытания без последствий выдержали только пыльники БРТ, АТР, «Трек», Тrialli, а также чехол NTN-SNR. Остальные разорвались в районе верхней гофры.
Пыльника TSN хватило всего на 5 часов. Weber продержался сутки. «Хорс» — двое. Hofer разорвался через 91 час испытаний.
Приступим?
Перед началом замены механизма нужно слить все масло с коробки передач. Домкрат пока не трогаем! Под заднее колесо машины необходимо подложить кирпич, после этой процедуры берем головку на 30 и, соответственно, ослабляем гайку. Не пугайтесь, вам может потребоваться в качестве рычага примерно полуметровый кусок трубы длиной в полметра. Помните, нам нужно только ослабить гайку, но пока еще не снимать!- Все получилось? Идем дальше! Поднимаем машину домкратом, и только теперь полностью снимаем ступичную гайку вместе с шайбой. Сейчас можно спокойно снять колесо со ступицы.
- Берем головку на 13 и снимаем два болта, которые крепят шаровую к ступице. После этого отодвигаем ступицу и вынимаем из нее наружную гранату. Затем приставляем к внутренней гранате монтировку и с помощью ударов молотка выбиваем его из коробки передач. Кстати, если под рукой все же не оказалось монтировки, ее заменить сможет кусок трубы.
- Когда граната будет изъята, зажимаем ее вал в тисках.
- Снимаем хомуты с негодного пыльника. После этого сбиваем наружную гранату. Внимание! Дабы не повредить, ее бить нужно по краю. Когда эта операция будет выполнена, уберите всю старую смазку с механизма, помойте его в бензине или керосине и снова хорошо протрите, таким образом вы сможете более качественно удалить следы смазки.
- Теперь одеваем на приводной вал новый пыльник, и с помощью молотка забиваем наружный ШРУС назад, тщательно смазав после этого все детали изделия. После этого одеваем его и стягиваемым хомутом.
- Затем вставляем гранату в коробку передач, забивая ее туда. Помещаем в ступицу и возвращаем на место шаровую. Надеваем ступичную гайку.
Внимание! Ступичную гайку не нужно затягивать с большой силой. После установки колес затягиваем болты, не прилагая для этого большой физической силы.
- Снимаем автомобиль с домкрата, а кирпич кладем под переднее колесо и плотно затягиваем гайки.
- Ну а теперь в коробку передач заливаем масло.
Вот и все. Поздравляем! Замена пыльника на ВАЗ-2109 завершена!
Замена
При возникновении проблем с гранатами, следует определить, у каких именно образовались неполадки. Далее мы рассмотрим, как поменять привод, как его снять. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео руководства по ремонту.
Процедура замены внутренних и наружных ШРУСов отличается друг от друга, потому каждый этап следует рассматривать отдельно.
Начнем с внутреннего.
Внутренний ШРУС
Резиновые пыльники — это уязвимый элемент конструкции гранаты. Не редко, заменив пыльник, промыв гранату с помощью бензина и заложив новую смазку, удается решить проблему. Если износ ШРУСа незначительный, подобные меры могут заменить полноценный ремонт.
Но если вы обнаружили поломку поздно, придется полностью менять внутренние шрусы.
- Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса.
- Открутите гайку ступицы с помощью воротка и торцевой головки. Аккуратно бородком удалите элементы кернения с гайки. Так вам удастся сохранить резьбу на гранате. Саму гайку при обратной сборке потребуется заменить на новую.
- Тут главное откручивать гайку, опустив колеса на землю. Иначе вы рискуете сломать дифференциал и прочие компоненты коробки передач.
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата с нужной стороны, перед этим ослабив гайки колеса. Снимите колесо.
- Слейте масло из коробки передач. Это можно сделать и раньше, как вам удобнее.
- Освободите поворотный кулак от шаровой опоры в нижней части. Для этого откручивается пара крепежных болтов.
- Поскольку вы уже демонтировали гайку ступицы и открутили от поворотного кулака шаровую, приступайте к извлечению шлицевой части гранаты. Для этого потяните на себя тормозной диск со стойкой в сборе. Ход у нее приличный. Просто не забудьте повернуть руль до упора так, чтобы наконечник рулевой выступил на максимальное расстояние.
- Подденьте внутреннюю гранату монтировкой, что позволит вам извлечь привод.
- Достав ШРУС, посмотрите на состояние сальника в КПП. При обнаружении следов потеков обязательно замените элемент.
Внутренний привод (ШРУС) предназначен для работы с меньшими углами, его пыльник менее подвержен негативным воздействиям. Потому меняют внутреннюю гранату достаточно редко.
Процесс сборки приводного вала:
- берем новый пылезащитный чехол и одеваем его на вал;
- забиваем ШРУС на шлицы, предварительно набив его новой смазкой;
- надеваем пыльник на подшипник и закручиваем хомуты;
- на конце вала внутреннего ШРУСа устанавливаем пластмассовую заглушку;
- перед тем как монтировать привод на место, установите новое стопорное кольцо на внутреннюю часть приводного вала;
- вставьте и защелкните вал в коробку передач, слабо постукивая молотком, желательно через проставку, по валу;
- наружную сторону приводного вала вставляем в шлицевое соединение ступицы. Одеваем упорную шайбу;
- обязательно устанавливаем новую гайку ступицы;
- туго затягиваем гайку. При наличии динамометрического ключа усилие затяжки должно составлять 25кг/см;
- законтриваем гайку при помощи зубила, замяв ее край. Для предотвращения самопроизвольного откручивания гайки;
- устанавливаем на место защитный колпачок гайки ступицы;
Всю процедуру замены пыльников ШРУСа на ВАЗ-2109 проводим с другой стороны автомобиля, в той же последовательности.
После установки приводов, необходимо проверить надежность соединений, взявшись за привод рукой и покачав его в разные стороны. При этом не должно проявиться никаких люфтов. Также люфт недопустим в подшипниках ступиц. Колесо должно вращаться свободно, без каких либо затруднений.
При своевременном обнаружении дефектов и замене пыльников, увеличивается срок службы узлов и механизмов приводов вашего автомобиля.
Подробная видеоинструкция:
Виды ШРУСов
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.
Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.
Тип ШРУСа | Особенности |
Внутренний | Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач |
Наружный | Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса |
Наружный
Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.
Внутренний
Это интересно: Сколько весит 1 литр бензина 92
Подготовка
Итак, выявлено повреждение пыльника на ВАЗ 2199. Заменить его и промыть сам ШРУС можно и в гараже, главное, чтобы была смотровая яма.
Из инструментов понадобиться:
- Набор ключей (накидных, рожковых);
- Набор головок и воротки;
- Щетка по металлу;
- WD-40;
- Монтировка;
- Молоток;
- Домкрат;
- Противооткатные опоры;
- Деревянные подставки.
Также понадобится новый пыльник, смазка ШРУС-4, емкость для сбора масла, емкость с бензином, для промывки ШРУСа, ветоши.
Все работы лучше выполнять вдвоем с помощником.
Для удобства распишем процесс замены внешнего пыльника с левой стороны. Работы по замене с право стороны идентичны.
АТР
Страна производства — Россия
На пыльнике есть фирменный знак и маркировка 2110-2215030-01. Указан материал >GR СR CR TE (PEEST) 9998
ШРУС на ВАЗ 2114: подмена без заморочек
Подмена ШРУСа на ВАЗ 2114 делается после диагностики его неисправности. Обычно, этот узел уверенно служит в протяжении 100 тыщ км пробега. ШРУС может выйти из строя и ранее, если обладатель авто не будет смотреть за целостностью его пыльников и не поменять их впору. Тогда через трещинкы либо разрывы в шарнирный механизм попадает много грязищи, в итоге чего узел очень стремительно приходит в негодность. Признаками неисправности детали являются стук и хрустящий звук при повороте передних колес в какую-либо сторону.
Такая операция, как подмена ШРУСа на ВАЗ 2110-14, не занимает много времени. Для выполнения требуется установить автомобиль на смотровой яме либо эстакаде. Под заднее колесо, находящееся на искосок от снимаемого, нужно подставить ботинки. Если в смотровой канаве нехорошее освещение, то не помешает светодиодный фонарик, который при помощи лямки можно закрепить на голове. Это дозволит высвободить для работы обе руки. Вот список других инструментов для выполнения подмены:
- набор накидных ключей либо головок;
- пассатижи;
- молоток;
- съемник для выпрессовки шарового пальца тяги;
- тиски;
- баллонный ключ и домкрат;
- отвертка;
- густая смазка «ШРУС-4»;
- ветошь.
Съемник для выпрессовки представляет собой железный стакан с боковым пазом и резьбовым штоком для выдавливания. Довольно распространенное приспособление, его можно найти у многих автовладельцев.