Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, выполненное качественно, дает возможность увеличить срок его эксплуатации в 2–2,5 раза, сэкономить средства, время.
Потребность в обслуживании обусловлена такими факторами:
- Со временем параметры заряда ухудшаются.
- Простой транспорта с работающим двигателем способствует разрядке автомобильной аккумуляторной батареи.
- Некачественный, несвоевременный уход приводит к необратимым процессам. Вышедший из строя аккумулятор невозможно обслужить.
От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи
Изучение факторов, влияющих на период использования аккумуляторов, позволяет поддерживать устройство в работоспособном состоянии.
Уровень заряженности
Частая разрядка аккумулятора автомобиля способствует сокращению времени использования. Мастера рекомендуют постоянно заряжать аккумуляторы автомобильные обслуживаемые, восполнять потери заряда. Но при перемещении по городу достичь такого результата сложно. Ведь мотор периодически запускается и выключается. В этом случае допускается использование сетевого зарядника. Заряжать источник питания с его помощью легко.
Температурный режим
Основное влияние температура оказывает на пусковую мощность. Для получения максимальной емкости необходима температура в 15 градусов. Емкость теряется при снижении заданной температуры.
В зимний период обслуживание аккумуляторных батарей выполняется чаще. Ведь при полном, частичном замерзании аккумулятора качество электролита ухудшается.
Посмотрите видео про обслуживание акб в прохладное время.
Работоспособность бортовой системы
Состояние аккумуляторных батарей автомобилей зависит от состояния электрической сети. Поэтому генератор и регулятор нужно поддерживать в работоспособном состоянии. В противном случае, эксплуатировать акб будет сложно.
Подача чрезмерно высокого напряжения приводит к закипанию, перезарядке. Уровень электролита постепенно снижается. И для его повышения нужно доливать дистиллированную воду.
Коррозийные процессы
Приостановить коррозийные процессы несложно. Для этого используются добавки, легирующие примеси. Для минимизации вероятности протекания коррозии требуется более качественный электролит. Залейте его при необходимости.
Сульфатация
Ее интенсивность снижается, если зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора выполняется своевременно.
Сульфатация устанавливается при помощи оборудования, исследований.
Высокий уровень – чем опасен
Вроде определились, низкий – ПЛОХО! А вот слишком высокий – ТОЖЕ ПЛОХО? ДА — ТОЖЕ ПЛОХО! НО почему?
Смотрите – нормальная плотность внутри аккумулятора, равна примерно 1,27 – 1,29 г/см3 (если взять наши рабочие жидкости это примерно — 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды). Такой электролит не замерзает при крайне отрицательных температурах (до -40 градусов Цельсия).
Если вы, нарушите баланс и скажем, нальете водного состава в 70%, тогда плотность у нас упадет до 1,22 – 1,25 г/см3. А такая жидкость замерзает уже при -20, -30 градусов, что в России встречается довольно часто. Конечно, летом вы проблем, скорее всего испытывать не будете, но вот зимой батарея может замерзнуть, да так что разорвет корпус и вы просто выкинете аккумулятор.
Так что нужно лить именно столько – сколько нужно (в рамках допустимого).
Частота обслуживания аккумуляторной батареи
Техническое обслуживание подразделено на периодическое и диагностическое. Большинство процессов реализуются в домашних условиях.
Для того чтобы понимать, как правильно обслуживать акб, необходимо изучить все тонкости.
Обслуживание периодическое
- Эксплуатация сетевой зарядки. Перед зимой зарядка осуществляется ежеквартально, при отрицательной температуре – ежемесячно. Сетевая зарядка применяется при полной разрядке источника питания.
- Применение нагрузочной вилки для оценки общего состояния.
- Установление плотности электролитического состава. От этого зависит эксплуатация акб.
- Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов.
- Процесс десульфатации.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля выполняется по особой схеме.
Диагностика
- Измерение уровня напряжение после отключения источника от питания.
- Измерение напряжения при работающем моторе.
- Оценка состояния аккумуляторной батареи в домашних условиях.
Диагностика, связанная с проверкой характеристик, уровня электролитической жидкости, масла, выполняется регулярно. Такие процессы позволяют поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии.
Очистка окисленных клемм
Очень немаловажный момент, особенно если батарея с жидким электролитом. Во время пуска двигателя батарея отдает ток в сотни ампер. В таком режиме электролит «вскипает» – вода, входящая в его состав, разлагается на водород и кислород. В обслуживаемых аккумуляторах газы выходят через отверстия в пробках. В необслуживаемых – частично восстанавливается в специальных лабиринтах, предусмотренных в крышке АКБ, частично выходят через специально предусмотренные клапаны.
Сами по себе кислород и водород безвредны, но они насыщены парами серной кислоты, которая оседает на клеммах батареи. В результате наконечники и клеммы АКБ со временем окисляются, и контакт между ними ухудшается. Если регулярно не принимать специальных мер, то выглядеть это может весьма плачевно. Плохой контакт – это затрудненный пуск, постоянный недозаряд и, как следствие, выход батареи из строя.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Важно! Очень часто можно услышать мнение, что окисление клемм – признак неправильной эксплуатации АКБ. Это неверно. Окисление происходит в любом случае. Другой вопрос – как быстро и интенсивно это происходит. Если клеммы приходится чистить каждый месяц, то да, тут стоит проверить режим зарядки и состояние батареи.
Что делать, если наконечники и клеммы нашей АКБ окислились и покрылись «инеем»? Очевидный ответ – привести их в порядок. Причем сделать это можно своими руками, не прибегая к помощи специалиста. В общих чертах это будет выглядеть так:
- Снимаем наконечники с клемм.
- И то и другое тщательно промываем крепким раствором пищевой соды в воде. Это поможет нейтрализовать кислоту.
- При помощи металлической щетки или наждачной бумаги зачищаем наконечники и клеммы до блеска.
- Густо промазываем клеммы любой густой смазкой (салидол, циатим, технический вазелин и пр.).
- Устанавливаем наконечники на место и еще раз все, включая наконечники, промазываем густой смазкой.
Если вы хотите получить более подробную информацию об очистке клемм аккумуляторной батареи, то прочтите статью «Как и чем очистить клеммы аккумулятора от окисления».
Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи
Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.
Визуальная оценка
Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.
Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.
Измерения уровня напряжения
Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.
Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.
Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.
Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.
Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.
Электролит
Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.
- Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм. При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
- Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки. Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.
Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.
Ток утечки
Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.
Зарядка АКБ
Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.
При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:
- Включенных фар.
- Длительного прослушивания музыки.
- Продолжительного простоя.
Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.
Оценка состояния АКБ
Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.
Низкий уровень – чем опасен
Опасен он по многим причинам, постараюсь рассказать просто и быстро:
- Если уровень падает, значит — вода улетучивается. Растет плотность серной кислоты (так как она никуда не девается). Это очень негативно влияет на сами пластины, они попросту быстрее начинают разрушаться.
- Если концентрация кислоты высокая, это может вести к ускоренному процессу сульфатации пластин
- Верхняя часть пластин оголяется – а это также негативно влияет на них при зарядке. Они банально разогреваются и могут осыпаться.
- Если электролита не достаточно (пластины оголены), соответственно падает и емкость батареи, то есть вы, банально не запустите автомобиль.
По своему опыту скажу что АКБ с оголенными пластинами служат не долго, как правило, они осыпаются или сульфатируются за 3 – 6 месяцев использования. Поэтому очень важно, добавить жидкость до нужных значений!
Как обслуживать необслуживаемые АКБ?
Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в уходе. Обслуживание такой акб простое.
- Осмотр корпуса. В процессе отслеживается общее состояние, выявляются дефекты, повреждения, подтеки электролитической смеси.
- Проверка, ремонт дренажных каналов. Их очищают от загрязнений, пыли.
- Визуальный осмотр.
- Выявление течи электролитического состава.
- Нейтрализация кислотной, щелочной среды.
- Обработка вводов, контактов смазкой. Такие действия способствуют продлению срока эксплуатации, предотвращению разрушения.
- Тестирование работоспособности клемм. От результатов зависит уровень заряда, получаемый от генератора.
В необслуживаемый аккумулятор заливать электролит необязательно.
Сколько нужно добавлять?
Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то есть вы физически можете открутить пробки и увидеть пластины, оголены они или нет – это одна ситуация.
А вот если у вас необслуживаемый вариант, то добавить в него намного сложнее (про это чуть ниже).
Берем стандартную ситуацию — открутили пробки, а пластины оголены (верхняя часть торчит выше жидкости). Так сколько лить, под завязку (под пробку) или как?
ОДНОЗНАЧНО НЕ ПОД ПРОБКУ! Это слишком много. Берем бутылку с дистиллированной водой (можно приготовить своими руками), и добавляем примерно на 1 – 1,5 см над пластинами. ТО есть общий состав должен их покрывать именно на это значение.
Кстати на многих аккумуляторах, есть специальные метки — нижняя и верхняя, именно в этих границах и должен быть уровень. Однако сейчас их наносят на корпус все меньше и меньше.
В идеале после добавления воды, вам нужно подзарядить батарею и замерить ее плотность. Она должна быть примерно 1,27 г/см3.
Теперь берем ситуацию с необслуживаемой батареей – как я писал, нет пробок сверху, а дистиллят добавить как-то нужно! Но как? У меня про это уже есть статья (почитайте познавательно).
Однако простыми способами этого добиться сложно. ПРИЧЕМ никогда не отрывайте сверху крышку, это не правильно, в ней находится лабиринты, которые абсорбируют испаряющиеся из банок газы. Если его нарушить батарея уже не будет необслуживаемой.
Самый действенный способ, это взять и просверлить тоненьким сверлом над банками отверстия, примерно на нормальный уровень электролита. Далее, шприцом туда закачать воду, а потом запаять эти дырочки паяльником. Ну и собственно зарядка.
Сейчас небольшое, но полезное видео, смотрим.
НА этом буду заканчивать, думаю, мой материал был вам полезен. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
(9 голосов, средний: 4,11 из 5)
Особенности ухода за обслуживаемыми аккумуляторными батареями
Техническое обслуживание включает такие процедуры:
- Оценка степени надежности крепления. В случае необходимости болты, гайки фиксируются.
- Клеммы, зажимы очищаются от окислов, ржавчины. Для предотвращения образования коррозии детали обрабатываются смазками.
- Визуальная и инструментальная проверка уровня электролитического состава. Для проверки используются подручные средства, специальные трубки. При снижении уровня электролита банки заполняются дистиллированной водой, подготовленным электролитом. Приобрести их можно в магазинах.
- Установление плотности электролита. От этого показателя зависит и уровень заряда. Чрезмерно низкие показатели свидетельствуют о плохом заряде.
- Проверка работоспособности аккумулятора при помощи нагрузочной вилки.
Заливку электролита выполняют только при наличии подтеков. Данная процедура включает ряд процессов. От правильности их выполнения зависит работоспособность бортовой системы, основных узлов и авто.
Повышение плотности электролита
Рассмотрим отдельно, как повысить плотность. Ведь низкий уровень снижает напряжение и затрудняет пуск двигателя автомобиля.
- Предварительно надо замерить плотность в каждой банке аккумулятора, соотнести с нормой по климатической зоне.
- Повышение плотности происходит путем долива электролита большей плотности. Для этого грушей убираем старый раствор и наполняем новым по объему вдвое меньше старого.
- Потрясти аккумулятор, не переворачивая его для смешивания жидкостей.
- Проводится контрольный замер плотности, повторяя при необходимости процедуру до достижения требуемых значений.
- Остаток объема дополняем дистиллированной водой.
Меры безопасности
Обслуживание аккумуляторных автомобильных батарей выполняется в соответствии с некоторыми рекомендациями, мерами безопасности:
- Перед проведением работ подготавливаются очки, перчатки из прочного материала.
- Все мероприятия проводятся в помещениях, оснащенных вентиляционными системами, коммуникациями.
- При работе с кислотами, щелочами требуется соблюдение мер.
- Располагать аккумуляторные батареи нужно на чистую и сухую поверхность.
- Контакт кожи и электролитического состава нужно исключить.
От работоспособности аккумулятора зависит функционирование всех механизмов, систем автотранспортного средства. Вырабатываемая источником питания энергия используется для запуска мотора, подпитки электронных узлов и бортовой сети.
Исключить стремительный выход из строя акб несложно. Для этого требуется обслуживание источника питания.
Что нужно добавлять внутрь?
Итак, переходим почти к самому интересному. НО для начала небольшое напоминание, многие ошибочно думают — что нужно внутрь нужно добавлять готовый электролит, который продается в автомобильных или специальных магазинах. НО ЭТО НЕ ТАК!
Как я уже говорил сверху, улетучивается из банок именно вода, и именно воду нужно добавлять в банки, НО НИКАК НЕ ЭЛЕКТРОЛИТ!
Еще раз хочу всем повторить, испаряется именно водный раствор, но не кислота! Если вы добавите, до уровня электрохимическую жидкость, тогда вы поднимете плотность на высокий уровень, скажем 1,32 – 1,35 г/см3 пластины от такой концентрации намного быстрее изнашиваются, а также образовываются сульфаты!
Поэтому только дистиллированная вода, и только определенный уровень.
Вопросы по теме
Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Где расположен резервный АКБ на Mercedes-Benz E-Class? Можно ли его самому поменять? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
36 просм.1 ответ.0 голос.
При стоянке более 3-5 суток разряжается АКБ. С чем это может быть связано? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
38 просм.1 ответ.0 голос.
Можно ли поставить АКБ большей ёмкости на Hyundai Solaris? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
31 просм.1 ответ.0 голос.
Какая АКБ устанавливается на ? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
26 просм.1 ответ.0 голос.
Как установить нештатный АКБ на Chevrolet Cruze? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
27 просм.1 ответ.0 голос.
В чём причина неисправности резервной АКБ Mercedes-Benz E-Class? ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
32 просм.1 ответ.0 голос.
Не идет зарядка на АКБ УАЗ 469 ОтвеченоПользователь отвечен 9 месяцев ago
35 просм.1 ответ.0 голос.
Подскажите какая АКБ поставить на Мазда 6 2008 года? ОтвеченоПользователь отвечен 10 месяцев ago
28 просм.1 ответ.1 голос.
Как провести инициализацию батареи в Mazda CX-7? ОтвеченоПользователь отвечен 10 месяцев ago
25 просм.1 ответ.0 голос.
Задать вопрос
Практические советы автомобилисту
Иногда на батарее пишется, что она необслуживаемая, но как ни странно, доступ к банкам есть. В данном случае в отверстия можно аккуратно доливать дистилированную воду. Возможно, написав на корпусе батареи слово «необслуживаемый», производители рассчитывали на то, что количества электролита хватит на весь срок службы работы аккумулятора. Но так бывает далеко не всегда. Фальш-крышки при их откручивании могут оказаться самыми настоящими, поэтому их рекомендуется проверять более тщательно.
После зарядки батареи электролиту нужно дать немного остыть перед тем, как снимать показатели его плотности, потому что горячий электролит может давать неточные показания.
Зимой, когда температура особенно низкая, нужно попытаться максимально облегчить процесс работы стартера и запуска двигателя. Согласно правилам, стартер во время пуска не должен работать больше 15 секунд. Если в первой попытки машину завести не вышло, необходимо обязательно сделать 1- или лучше 2-минутную паузу и повторить запуск снова. Батарею также возможно «раскачать», включив фары дальнего света на 10 секунд, а для более быстрого запуска следует полностью выжимать сцепление.
Выполняя простые, но необходимые советы по обслуживанию автомобилей, можно увеличить срок их службы, и тогда не придется часто отдавать машну в ремонт. Правильный и регулярный уход не только за автомобилем, но и за его аккумулятором помогут водителю получить максимальное удовольствие и пользу при эксплуатации одного из самых важных средств передвижения.