Доработка, ремонт, характеристики, промывка гидрокомпенсаторов ГБЦ нового и старого образцов для Шевроле Нивы (ВАЗ 2123) и момент затяжки болтов


Плоскость блока и пробитая прокладка


грубо обработанная плоскость блока двигателя
«Пробитая» прокладка гбц на нивах и Шнивах это родовая болезнь. В какой-то момент они поехали просто валом. Удивляться не приходится. С доработками двигателя на новые нормы экологии, конструктора все дальше отодвигают температуру срабатывания вентиляторов. Это нам дает элемент «калильного» зажигания. На пробеге от 15-25тыс пробивает прокладку ГБЦ, ну и далее по списку. Антифриз в масло, масло в антифриз. Что делают в папуас-сервисе? Покупают метало пакет «фритекс», ставят и клиент через 10 тыс приезжает по новой, с тем же вопросом. Вернее, с двумя. Доколе? И классическим «что делать?». Виноваты не прокладки и не болты гбц нива, виновато заводское качество обработки плоскости блока и плоскости ГБЦ. Ниже я публикую фотографию одного из блоков. На нем я лично менял прокладку два раза, пока не нашел оптимального комплекта, который сейчас и рекомендую. Метало-пакет не помогает, а наоборот мешает. Его НЕ ОБЖАТЬ, и он не заполняет неровности плоскости блока. Нужна усадочная прокладка, которая полностью примет топографию поверхности и болты, которые постоянно будут ее прижимать. Вот по этой причине каленые болты здесь и не прокатывают. Долгое время на заводе ставили ярославский металопакет «фритекс», а сейчас снова перешли на усадочные прокладки. На приличном производстве, было бы проще обновить станочный парк и оборудование, а у автоТАЗа оказалось проще вернуться на десять шагов назад по дороге технического прогресса.

Как снять крышку ГБЦ

Автомобиль следует установить на эстакаду. Для начала работ с верхушки головки блока цилиндров снимите крепления трубок тормозного усилителя и тросик дроссельной заслонки. Они держатся с помощью креплений слева и справа от центра узла.

Затем ключиком 10 мм открутите винт, держащий патрубок воздуховода. Уберите его с места работ. После него с помощью отвёртки открутите патрубок картера вентиляции в месте соединения с воздуховодом. С помощью ключа 10 мм открутите винты, которые держат кожух головки блока цилиндров. Последовательность открутки болтов не принципиальна.

Далее уберите следующие элементы:

  • крепления тросика дросселя и щитка двигателя;
  • болты для прижимания кожуха;
  • патрубки вентиляции воздуховода.

После этого снимается основной кожух головки блока цилиндров.

Торсионные болты (пластически деформируемые)

болт гбц нового образца
Каталожный номер детали: 21213-1003271-01-0. Наименование: Болт крепления головки цилиндров “Torх”. Данное название (торсионные болты) в корне неверно, но что поделать, если они так называются на всех форумах и во всех магазинах. По науке, когда говорят торсион, подразумевают деформацию от скручивания. А в данном случае деформация от растяжения. В магазинах данные болты еще называют, болты гбц нива шевроле или болты гбц нового образца. Еще встречал название торксы или ромашка. Эти болты в отличие от каленых, дают постоянную нагрузку. То есть очень примитивно можно говорить об эффекте гровершайбы, то есть о постоянном усилии на поджатие прокладки ГБЦ, в осевом направлении болта. Данные болты широко используются на импортных двигателях, поскольку позволяют избежать ошибки «человеческого фактора». По сути дела, не нужна затяжка с точностью динамометрического ключа. Конечные величины берутся угловые. Мне данный подход не очень нравится, но такие вещи сейчас принято называть «гарантированность сборки».

Как слить тосол в Шевроле Нива

При замене прокладки первым пунктом вам предстоит слив тосола.

Пошаговый алгоритм действий будет таким:

  • Для начала снимите брызговик и чехол смазочного картера – все эти приспособления вы обнаружите под капотом.
  • Понизьте прессинг в узле охладительной жидкости, открыв капот распределительного узла. Затем его необходимо будет прикрыть, чтобы снизить напор жидкости.
  • Поставьте бачок на 9 литров для слива жидкости слева от теплообменника.
  • Выкрутите пробку и подождите полного стока охлаждающей жидкости.
  • Протестируйте подкладку на крышке проёма стока – её также нужно заменить при следах износа.
  • Затем пробку расширительного бака нужно снять заново, чтобы очистить систему от остатков тосола в охладительном узле мотора.
  • В данном случае бак нужно поставить под слив неподалёку системы зажигания, слева от головки блока цилиндров (крышка откручивается ключиком на 13).
  • После полноценного вытекания эмульсии необходимо закрыть крышки головки блока цилиндров и теплообменника. Для ГБЦ усилие будет равняться 25 Н/м.

Интересно: Разболтовка колес на Шевроле Нива

Болты гбц нива, установка

Для работы с болтами требуется специальный инструмент. Головка Е16, которая не всегда есть в универсальных наборах инструмента и динамометрический ключ. Чтобы процесс был логически завершен, в прайсе присутствуют головка Е16 (Sata или Force) и динамометрический ключ (JTK).

По технологии установки ничего придумывать не буду, просто полное следование заводскому руководству.

  • Утопить болты в емкости с моторным маслом
  • Дать ему стечь. Выдержка не менее 30 мин.
  • Завернуть и затянуть согласно схеме.

Усилие затяжки:

1 этап – затяжка моментом (12…20) Н.м [(1,2…2,0) кгс.м];

2 этап – затяжка моментом (50…70) Н.м [(5,0…7,0) кгс.м];

3 этап – доворот болтов на 90-110 градусов;

4 этап – доворот болтов на 90-110градусов .

Момент затяжки болта 11(на хвосте ГБЦ): предварительный – (14…16) Н.м [(1,4…1,6) кгс.м]; окончательный – (32…40) Н.м [(3,2…4,0) кгс.м].

Структура ГБЦ

Головка блока цилиндров выполняет следующий функционал действий:

  • Подаёт топливную смесь в камеру сгорания.
  • Включает систему газораспределения.
  • Выводит выхлопную газовую смесь.
  • В ней происходит сгорание топливной смеси, и совершается сдавливание.
  • Происходит подача и извлечение смазывающей жидкости, которое активизирует правильную работу головки блока цилиндров.

Данный функционал произведён из сплава, основной составляющей которого является алюминий и выражен в виде прямоугольника. В конструкции присутствуют: входящие и исходящие клапана, свечи, пружинящий элемент, штуцер и гидравлический компенсатор.

Установка нового распредвала

Если распредвал сильно изношен, клапаны стучат и нет возможности настроить зазор должным образом, следовательно, пришло время приобрести новый! Стоимость нового агрегата может колебаться от 3 000 до 5 000 рублей.

После покупки не спешите открывать капот и менять запчасть! Первым делом следует тщательно изучить распредвал на наличие дефектов или заводского брака. На нём не должно быть крупных задиров, заусенцев, излишков или подтёков алюминия, новый вал должен свободно и легко вращаться от руки. На вид все должно быть идеально, иметь товарный вид, ведь вы приобретаете новую запчасть, и прослужить она должна долго и надежно, без всяких накладок.

Если в результате визуального обследования, что-то вызывает у вас подозрения, не бойтесь вернуть деталь изготовителю и требовать замены. Проигнорированный незначительный дефект может привести к серьёзной поломке в будущем.

Важный совет

Если в автомобиле НИВА производится замена распредвала на новый, не будет лишним и замена клапанных рычагов (рокеров). Это делается для того, чтобы избежать разности степеней выработки, что может повлиять на преждевременный износ всего механизма.

Процесс замены распредвала

Не забудьте затянуть на ручной тормоз и включить четвертую или пятую передачу. Первоначальное мероприятие для снятия целевого узла – освобождение патрубка воздушного фильтра от 4 болтов и защелки.

Для успешного проведения работ не обойтись без динамометрического ключа.

Далее убираются наконечники свечей, после чего сами элементы вынимаются. Также демонтажу подвергается вакуумный шланг и патрубок отвода картерных газов. Для удобства они отводятся в сторону.

Затем клапанная крышка очищается от грязи во избежание случайного попадания частиц вовнутрь. Отсоединяется дроссельный узел (находится с торца). Ключ-головкой выкручиваются 8 шпилек, удерживающих клапанную крышку.

Нелишним при разборке дополнительно осуществлять замену старых прокладок и выполнять обработку герметиком.

А еще интересно: Прицепное устройство Lada 2121, 21213, 21214 с газовым оборудованием Leader Plus VAZ-35H ГАЗ (ваз лада фаркоп, ТСУ Нива лидер плюс)

Автомобиль следует поддомкратить спереди таким образом, чтобы было удобно крутить колесо. После чего совмещается метка с тыльной стороны шестерни с риской постели распредвала.

Машина опускается на землю, цепь прихватывается к шестерне удобным способом (с помощью проволоки или стяжки).

За верхнее отверстие шестерни цепляется шнур, соединяемый с замком капота. Аккуратными движениями откручивается стопорная шайба до тех пор, пока ее нельзя будет крутить руками, придерживая шайбы. Далее шестерня страгивается с посадочного места и фиксируется за шнур.

Откручивается рампа масляного обеспечения.

И снимается – вверх и назад (к аккумулятору).

Аккуратно откручиваются оставшиеся крепления распредвала и демонтируется деталь.

На место старого устанавливается новый распределительный вал.

Снимаются рокеры. Они раскладываются в том же порядке, как и стояли.

Гидрокомпенсаторы откручиваются 24 мм ключом.

Устраняется масло из колодцев.

Устанавливаются стопорные пластины со втулками.

Регулировочные болты с гайками вкручиваются целиком. Фиксируются рокеры и пружины.

Монтируется и затягивается РВ. Момент затяжки распредвала 8,33 — 22,6 Нм. При этом делается это в строгом порядке по схеме.

Особенности распредвала на автомобиле НИВА

На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.

  1. На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
  2. Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.

Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.

Технические особенности

Благодаря увеличенному размеру кулачков, как уже описано выше, увеличивается фаза впуска. Если сравнивать с другими автомобилями, на автомобиле НИВА эта фаза оказывается выше на 20 градусов (что также указанно в паспорте), это позволяет без труда трогаться даже на холостых оборотах.

Какой распредвал лучше поставить?

Один из способов избежать шумов ГК – заменить их на регулировочные болты. При этом необходимо также приобретение 213-го распредвала, способного улучшить работоспособность двигателя.

К проблемам непосредственно вала относятся:

  • износ подшипников;
  • задиры на постели;
  • трещины, переломы, осевая деформация;
  • повреждение сальника.

Видео 1, вал лопнул 2 раза подряд.

Приступаем к разборке (порядок действий)

  1. Первым делом снимается воздушный фильтр. Откручивается четыре шурупа по краям крышки. Отцепляются патрубки.
  2. Размыкается трос и привод газовой заслонки.
  3. Крышку клапанов необходимо почистить от грязи, это выполняется для того, чтобы избежать засорения двигателя от скопившейся под крышкой пыли и мусора.
  4. Далее необходимо ослабить крепления распредвала. Важно зафиксировать двигатель от случайного проворота, фиксацию можно выполнить с помощью любого прочного металлического предмета, зажатого между цепью и звездочкой ( например отвёрткой ).

После выполнения всех этих действий можно приступать к замене.

Как поменять прокладку ГБЦ

После слива тосола и снятия крышки можно приступить непосредственно к замене прокладки на ГБЦ Шевроле. Отсоедините распредвал и подшипники, открепив их от стержней головки блока цилиндров. Поставьте отметки для удобства обратной сборки и уберите шестерню торуса.

Далее действуйте по следующему алгоритму:

  • Отключите румпеля клапанов мотора, отверните опоры.
  • Отсоедините масляные трубопроводы от гидроопор.
  • Разведите колодки индикаторов дросселя Нивы, балансир холостого хода, температуры охлаждающей жидкости и трубопроводы, идущие на распылитель.
  • Открутите провода на свечах.
  • Отыщите индикатор, держащий под контролем температурный режим тосола, уберите его защитную крышку и отсоедините от него провод.
  • Отключите выхлопной трубопровод от коллектора.
  • Открутите винты впускного провода.
  • Раздвиньте с помощью отвёртки штуцеры поглотителя, жидкостной подводки к теплообменнику и печке, терморегулятора.
  • Разъедините головку блока цилиндров и трубопровод подавания топливной смеси.
  • Удалите защитный кожух стартера и натяжитель сети.
  • Выкрутите из двигателя крепление насоса гидроусилителя руля.
  • Удалите цепочку распределительного вала и шестерню.
  • Выкрутите все 10 винтов, держащих головку блока цилиндров специальным ключиком.
  • Для выкрутки непосредственно самой ГБЦ нужно воспользоваться услугами помощника, так как головка имеет большие весовые параметры.
  • Удалите остатки использованной подкладки. При демонтаже прокладки не царапайте поверхность ГБЦ – действовать нужно очень точно и аккуратно.
  • Гладь головки обработайте мелким наждаком и удостоверьтесь, чтобы излишки старой прокладки не проникли в трубопроводы охладительной жидкости.
  • После установки нового подкладочного материала сверху устанавливается головка блока цилиндров. Очень важно затянуть ГБЦ правильным образом:

Детали и набор инструментов для сборки ГБЦ

Для проведения работ данного типа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Торцевой ключик (10,12,13,14,17 мм), накидной ключ.
  • Приспособление для снятия клапанов.
  • Отвёртки плюс и минус.
  • Динамометрический ключик.
  • Ключик храповика (38) для прокручивания мотора и тестирования разметки.
  • Стержень для регуляции клапанов (0,15 мм).
  • Герметик.
  • Мелкая наждачная бумага для затирки.

Новые материалы для узла ГБЦ:

  • Шпонка верха клапанов (арт. 2101-1003270).
  • Шпонка коллекторов (арт. 2123-02-1008081-01).
  • Подкладка ГБЦ (арт. 21213-1003020-02).
  • Распределительный вал (арт. 21213-1006008).
  • Регулировочные болты (арт. 2101-1007116).
  • Прокладка клапанов (арт. 70-34223-00).
  • Бак с охлаждающей жидкостью.

Перед началом работ головка блока цилиндров должна быть промыта и хорошо прочищена воздушным потоком, после чего узел подготовлен к сборке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]