Плоскость блока и пробитая прокладка
грубо обработанная плоскость блока двигателя
«Пробитая» прокладка гбц на нивах и Шнивах это родовая болезнь. В какой-то момент они поехали просто валом. Удивляться не приходится. С доработками двигателя на новые нормы экологии, конструктора все дальше отодвигают температуру срабатывания вентиляторов. Это нам дает элемент «калильного» зажигания. На пробеге от 15-25тыс пробивает прокладку ГБЦ, ну и далее по списку. Антифриз в масло, масло в антифриз. Что делают в папуас-сервисе? Покупают метало пакет «фритекс», ставят и клиент через 10 тыс приезжает по новой, с тем же вопросом. Вернее, с двумя. Доколе? И классическим «что делать?». Виноваты не прокладки и не болты гбц нива, виновато заводское качество обработки плоскости блока и плоскости ГБЦ. Ниже я публикую фотографию одного из блоков. На нем я лично менял прокладку два раза, пока не нашел оптимального комплекта, который сейчас и рекомендую. Метало-пакет не помогает, а наоборот мешает. Его НЕ ОБЖАТЬ, и он не заполняет неровности плоскости блока. Нужна усадочная прокладка, которая полностью примет топографию поверхности и болты, которые постоянно будут ее прижимать. Вот по этой причине каленые болты здесь и не прокатывают. Долгое время на заводе ставили ярославский металопакет «фритекс», а сейчас снова перешли на усадочные прокладки. На приличном производстве, было бы проще обновить станочный парк и оборудование, а у автоТАЗа оказалось проще вернуться на десять шагов назад по дороге технического прогресса.
Как снять крышку ГБЦ
Автомобиль следует установить на эстакаду. Для начала работ с верхушки головки блока цилиндров снимите крепления трубок тормозного усилителя и тросик дроссельной заслонки. Они держатся с помощью креплений слева и справа от центра узла.
Затем ключиком 10 мм открутите винт, держащий патрубок воздуховода. Уберите его с места работ. После него с помощью отвёртки открутите патрубок картера вентиляции в месте соединения с воздуховодом. С помощью ключа 10 мм открутите винты, которые держат кожух головки блока цилиндров. Последовательность открутки болтов не принципиальна.
Далее уберите следующие элементы:
- крепления тросика дросселя и щитка двигателя;
- болты для прижимания кожуха;
- патрубки вентиляции воздуховода.
После этого снимается основной кожух головки блока цилиндров.
Торсионные болты (пластически деформируемые)
болт гбц нового образца
Каталожный номер детали: 21213-1003271-01-0. Наименование: Болт крепления головки цилиндров “Torх”. Данное название (торсионные болты) в корне неверно, но что поделать, если они так называются на всех форумах и во всех магазинах. По науке, когда говорят торсион, подразумевают деформацию от скручивания. А в данном случае деформация от растяжения. В магазинах данные болты еще называют, болты гбц нива шевроле или болты гбц нового образца. Еще встречал название торксы или ромашка. Эти болты в отличие от каленых, дают постоянную нагрузку. То есть очень примитивно можно говорить об эффекте гровершайбы, то есть о постоянном усилии на поджатие прокладки ГБЦ, в осевом направлении болта. Данные болты широко используются на импортных двигателях, поскольку позволяют избежать ошибки «человеческого фактора». По сути дела, не нужна затяжка с точностью динамометрического ключа. Конечные величины берутся угловые. Мне данный подход не очень нравится, но такие вещи сейчас принято называть «гарантированность сборки».
Как слить тосол в Шевроле Нива
При замене прокладки первым пунктом вам предстоит слив тосола.
Пошаговый алгоритм действий будет таким:
- Для начала снимите брызговик и чехол смазочного картера – все эти приспособления вы обнаружите под капотом.
- Понизьте прессинг в узле охладительной жидкости, открыв капот распределительного узла. Затем его необходимо будет прикрыть, чтобы снизить напор жидкости.
- Поставьте бачок на 9 литров для слива жидкости слева от теплообменника.
- Выкрутите пробку и подождите полного стока охлаждающей жидкости.
- Протестируйте подкладку на крышке проёма стока – её также нужно заменить при следах износа.
- Затем пробку расширительного бака нужно снять заново, чтобы очистить систему от остатков тосола в охладительном узле мотора.
- В данном случае бак нужно поставить под слив неподалёку системы зажигания, слева от головки блока цилиндров (крышка откручивается ключиком на 13).
- После полноценного вытекания эмульсии необходимо закрыть крышки головки блока цилиндров и теплообменника. Для ГБЦ усилие будет равняться 25 Н/м.
Интересно: Разболтовка колес на Шевроле Нива
Болты гбц нива, установка
Для работы с болтами требуется специальный инструмент. Головка Е16, которая не всегда есть в универсальных наборах инструмента и динамометрический ключ. Чтобы процесс был логически завершен, в прайсе присутствуют головка Е16 (Sata или Force) и динамометрический ключ (JTK).
По технологии установки ничего придумывать не буду, просто полное следование заводскому руководству.
- Утопить болты в емкости с моторным маслом
- Дать ему стечь. Выдержка не менее 30 мин.
- Завернуть и затянуть согласно схеме.
Усилие затяжки:
1 этап – затяжка моментом (12…20) Н.м [(1,2…2,0) кгс.м];
2 этап – затяжка моментом (50…70) Н.м [(5,0…7,0) кгс.м];
3 этап – доворот болтов на 90-110 градусов;
4 этап – доворот болтов на 90-110градусов .
Момент затяжки болта 11(на хвосте ГБЦ): предварительный – (14…16) Н.м [(1,4…1,6) кгс.м]; окончательный – (32…40) Н.м [(3,2…4,0) кгс.м].
Структура ГБЦ
Головка блока цилиндров выполняет следующий функционал действий:
- Подаёт топливную смесь в камеру сгорания.
- Включает систему газораспределения.
- Выводит выхлопную газовую смесь.
- В ней происходит сгорание топливной смеси, и совершается сдавливание.
- Происходит подача и извлечение смазывающей жидкости, которое активизирует правильную работу головки блока цилиндров.
Данный функционал произведён из сплава, основной составляющей которого является алюминий и выражен в виде прямоугольника. В конструкции присутствуют: входящие и исходящие клапана, свечи, пружинящий элемент, штуцер и гидравлический компенсатор.
Установка нового распредвала
Если распредвал сильно изношен, клапаны стучат и нет возможности настроить зазор должным образом, следовательно, пришло время приобрести новый! Стоимость нового агрегата может колебаться от 3 000 до 5 000 рублей.
После покупки не спешите открывать капот и менять запчасть! Первым делом следует тщательно изучить распредвал на наличие дефектов или заводского брака. На нём не должно быть крупных задиров, заусенцев, излишков или подтёков алюминия, новый вал должен свободно и легко вращаться от руки. На вид все должно быть идеально, иметь товарный вид, ведь вы приобретаете новую запчасть, и прослужить она должна долго и надежно, без всяких накладок.
Если в результате визуального обследования, что-то вызывает у вас подозрения, не бойтесь вернуть деталь изготовителю и требовать замены. Проигнорированный незначительный дефект может привести к серьёзной поломке в будущем.
Важный совет
Если в автомобиле НИВА производится замена распредвала на новый, не будет лишним и замена клапанных рычагов (рокеров). Это делается для того, чтобы избежать разности степеней выработки, что может повлиять на преждевременный износ всего механизма.
Процесс замены распредвала
Не забудьте затянуть на ручной тормоз и включить четвертую или пятую передачу. Первоначальное мероприятие для снятия целевого узла – освобождение патрубка воздушного фильтра от 4 болтов и защелки.
Для успешного проведения работ не обойтись без динамометрического ключа.
Далее убираются наконечники свечей, после чего сами элементы вынимаются. Также демонтажу подвергается вакуумный шланг и патрубок отвода картерных газов. Для удобства они отводятся в сторону.
Затем клапанная крышка очищается от грязи во избежание случайного попадания частиц вовнутрь. Отсоединяется дроссельный узел (находится с торца). Ключ-головкой выкручиваются 8 шпилек, удерживающих клапанную крышку.
Нелишним при разборке дополнительно осуществлять замену старых прокладок и выполнять обработку герметиком.
А еще интересно: Прицепное устройство Lada 2121, 21213, 21214 с газовым оборудованием Leader Plus VAZ-35H ГАЗ (ваз лада фаркоп, ТСУ Нива лидер плюс)
Автомобиль следует поддомкратить спереди таким образом, чтобы было удобно крутить колесо. После чего совмещается метка с тыльной стороны шестерни с риской постели распредвала.
Машина опускается на землю, цепь прихватывается к шестерне удобным способом (с помощью проволоки или стяжки).
За верхнее отверстие шестерни цепляется шнур, соединяемый с замком капота. Аккуратными движениями откручивается стопорная шайба до тех пор, пока ее нельзя будет крутить руками, придерживая шайбы. Далее шестерня страгивается с посадочного места и фиксируется за шнур.
Откручивается рампа масляного обеспечения.
И снимается – вверх и назад (к аккумулятору).
Аккуратно откручиваются оставшиеся крепления распредвала и демонтируется деталь.
На место старого устанавливается новый распределительный вал.
Снимаются рокеры. Они раскладываются в том же порядке, как и стояли.
Гидрокомпенсаторы откручиваются 24 мм ключом.
Устраняется масло из колодцев.
Устанавливаются стопорные пластины со втулками.
Регулировочные болты с гайками вкручиваются целиком. Фиксируются рокеры и пружины.
Монтируется и затягивается РВ. Момент затяжки распредвала 8,33 — 22,6 Нм. При этом делается это в строгом порядке по схеме.
Особенности распредвала на автомобиле НИВА
На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.
- На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
- Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.
Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.
Технические особенности
Благодаря увеличенному размеру кулачков, как уже описано выше, увеличивается фаза впуска. Если сравнивать с другими автомобилями, на автомобиле НИВА эта фаза оказывается выше на 20 градусов (что также указанно в паспорте), это позволяет без труда трогаться даже на холостых оборотах.
Какой распредвал лучше поставить?
Один из способов избежать шумов ГК – заменить их на регулировочные болты. При этом необходимо также приобретение 213-го распредвала, способного улучшить работоспособность двигателя.
К проблемам непосредственно вала относятся:
- износ подшипников;
- задиры на постели;
- трещины, переломы, осевая деформация;
- повреждение сальника.
Видео 1, вал лопнул 2 раза подряд.
Приступаем к разборке (порядок действий)
- Первым делом снимается воздушный фильтр. Откручивается четыре шурупа по краям крышки. Отцепляются патрубки.
- Размыкается трос и привод газовой заслонки.
- Крышку клапанов необходимо почистить от грязи, это выполняется для того, чтобы избежать засорения двигателя от скопившейся под крышкой пыли и мусора.
- Далее необходимо ослабить крепления распредвала. Важно зафиксировать двигатель от случайного проворота, фиксацию можно выполнить с помощью любого прочного металлического предмета, зажатого между цепью и звездочкой ( например отвёрткой ).
После выполнения всех этих действий можно приступать к замене.
Как поменять прокладку ГБЦ
После слива тосола и снятия крышки можно приступить непосредственно к замене прокладки на ГБЦ Шевроле. Отсоедините распредвал и подшипники, открепив их от стержней головки блока цилиндров. Поставьте отметки для удобства обратной сборки и уберите шестерню торуса.
Далее действуйте по следующему алгоритму:
- Отключите румпеля клапанов мотора, отверните опоры.
- Отсоедините масляные трубопроводы от гидроопор.
- Разведите колодки индикаторов дросселя Нивы, балансир холостого хода, температуры охлаждающей жидкости и трубопроводы, идущие на распылитель.
- Открутите провода на свечах.
- Отыщите индикатор, держащий под контролем температурный режим тосола, уберите его защитную крышку и отсоедините от него провод.
- Отключите выхлопной трубопровод от коллектора.
- Открутите винты впускного провода.
- Раздвиньте с помощью отвёртки штуцеры поглотителя, жидкостной подводки к теплообменнику и печке, терморегулятора.
- Разъедините головку блока цилиндров и трубопровод подавания топливной смеси.
- Удалите защитный кожух стартера и натяжитель сети.
- Выкрутите из двигателя крепление насоса гидроусилителя руля.
- Удалите цепочку распределительного вала и шестерню.
- Выкрутите все 10 винтов, держащих головку блока цилиндров специальным ключиком.
- Для выкрутки непосредственно самой ГБЦ нужно воспользоваться услугами помощника, так как головка имеет большие весовые параметры.
- Удалите остатки использованной подкладки. При демонтаже прокладки не царапайте поверхность ГБЦ – действовать нужно очень точно и аккуратно.
- Гладь головки обработайте мелким наждаком и удостоверьтесь, чтобы излишки старой прокладки не проникли в трубопроводы охладительной жидкости.
- После установки нового подкладочного материала сверху устанавливается головка блока цилиндров. Очень важно затянуть ГБЦ правильным образом:
Детали и набор инструментов для сборки ГБЦ
Для проведения работ данного типа вам понадобятся следующие инструменты:
- Торцевой ключик (10,12,13,14,17 мм), накидной ключ.
- Приспособление для снятия клапанов.
- Отвёртки плюс и минус.
- Динамометрический ключик.
- Ключик храповика (38) для прокручивания мотора и тестирования разметки.
- Стержень для регуляции клапанов (0,15 мм).
- Герметик.
- Мелкая наждачная бумага для затирки.
Новые материалы для узла ГБЦ:
- Шпонка верха клапанов (арт. 2101-1003270).
- Шпонка коллекторов (арт. 2123-02-1008081-01).
- Подкладка ГБЦ (арт. 21213-1003020-02).
- Распределительный вал (арт. 21213-1006008).
- Регулировочные болты (арт. 2101-1007116).
- Прокладка клапанов (арт. 70-34223-00).
- Бак с охлаждающей жидкостью.
Перед началом работ головка блока цилиндров должна быть промыта и хорошо прочищена воздушным потоком, после чего узел подготовлен к сборке.