Момент затяжки гбц лады приора 16 клапанов: инструкция

  • Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.
    Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.

    Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

    Правильное закручивание

    Непосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:

    • 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
    • 2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);

  • 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
  • 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.
  • Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.

    В каких случаях нужна затяжка блока?

    В процессе эксплуатации любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2170 Приора, на головку двигателя оказывается долговременное циклическое воздействие газов, находящихся в цилиндрах мотора. На старых силовых агрегатах затяжка винтов ГБЦ могла ослабевать от таких нагрузок и ее периодически требовалось доводить до нормального уровня. Сегодня на всех моторах ВАЗ Приора применяются болты из специальной стали, которые затягиваются один раз на весь срок своей службы.

    При появлении утечки охлаждающей жидкости и масла дополнительно подтягивать и протягивать эти болты не имеет смысла, поскольку это не улучшит герметичность стыка. Единственным правильным способом борьбы с течью является снятие головки, проверка ровности сопрягаемых поверхностей и замена прокладки. После выполнения любых ремонтных работ, связанных со снятием головки с двигателя, требуется ее обтяжка с соблюдением всех необходимых условий.

    На видео от автора Alex ZW показан процесс установки головки блока на 8 клапанный мотор.

    Начинаем разбирать

    Сначала слейте масло и антифриз. Снимаем защитную крышку, воздушный фильтр со шлангами, отсоединяем разъемы катушек зажигания, троса газа и дроссельного узла.

    Снимаем корпус термостата и одновременно отсоединяем все соединяющие их разъемы и шланги. Убираем все мешавшие нам кабели в сторону аккумулятора.

    Снимаем генератор. Откручиваем восемь гаек из тринадцати, удерживающих впускной коллектор, и снимаем его. Откручиваем все болты крепления клапанной крышки, а также боковой опоры двигателя.

    Откручиваем восемь гаек и снимаем выпускной коллектор.

    Снимите ремень ГРМ, шкивы распределительного вала и помпу.

    В три приема, чтобы не деформировать деталь, сначала ослабляем, а потом откручиваем двадцать болтов корпуса подшипника распредвала, головка восемь. Обязательно в последовательности, показанной на фото.

    Снимите корпус подшипника. После снятия распределительных валов на впускном распредвале остается заметная бортика.

    Также в несколько приемов сначала ослабляем, а потом откручиваем десять болтов с головкой. Обязательно в последовательности, показанной на фото.

    Снимаем головку блока цилиндров. Заменены все шестнадцать клапанов.

    Нюансы работы

    На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:

    • на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
    • на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».

    При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.

    Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.

    Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контроль усилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.

    Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.

    Инструменты и материалы

    Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:

    • ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
    • набор головок и обычных ключей;
    • ключ Тогх Е14;
    • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
    • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
    • новые болты.

    Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта

    Пошаговая инструкция

    Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:

    1. Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
    2. Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
    3. Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
    4. Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
    5. Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
    6. Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
    7. В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
    8. Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
    9. После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.

    Видео «Как правильно затянуть болты ГБЦ»

    В этом видео мастер с большим опытом показывает и подробно описывает, как правильно проводится закручивание болтов ГБЦ. На автомобиле Лада приора с 16-ти кл агрегатом работы выполняются по такой же схеме.

    Инструменты:

    • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
    • Гаечный ключ рожковый на 13 мм
    • Гаечный ключ рожковый на 17 мм
    • Гаечный ключ накидной прямой на 13 мм
    • Гаечный ключ накидной прямой на 15 мм
    • Вороток под торцевую насадку
    • Насадка на вороток на 17 мм
    • Домкрат винтовой
    • Балонный ключ
    • Отвертка плоская средняя
    • Отвертка крестовая средняя
    • Шестигранный ключ на 5 мм
    • Ключ трещоточный
    • Удлинитель
    • Головка на 8 мм
    • Головка на 10 мм
    • Головка на 13 мм
    • Высокая головка на 16 мм или свечной ключ
    • Головка Torx Е8
    • Головка Torx E14
    • Воронка
    • Динамометрический ключ​
    • Специальный ключ для поворота натяжного ролика (или съемник стопорных колец)
    • Ключ для фиксации шкива распредвала
    • Нож (или скребок)
    • Штангенциркуль
    • Приспособление для регулировки клапанов
    • Пинцет
    • Микрометр

    Детали и расходники:

    • Башмак – 2 шт.
    • Охлаждающая жидкость 8 л
    • Прокладка головки блока цилиндров
    • Комплект болтов крепления головки блока цилиндров
    • Емкость техническая
    • Прокладка дроссельного узла (при необходимости)
    • Герметик-прокладка типа LOCTITE 5910
    • Герметик типа LOCTITE 574
    • Растворитель типа 646
    • Регулировочные шайбы (при необходимости)
    • Ветошь

    2. Снизьте давление в системе питания двигателя, если работа выполняется сразу после поездки.

    3. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

    7. Снимите катушки зажигания и выверните свечи зажигания, как описано здесь.

    8. Отсоедините разъемы проводов от датчика аварийного падения давления масла (см. здесь), датчика фазы (см. здесь) и датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, который находится под термостатом (см. фото ниже).

    9. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините пять шлангов системы охлаждения от патрубков термостата.

    10. Отсоедините разъем проводов от датчика ДТОЖ на термостате (системы управления двигателем), как описано здесь.

    11. Отверните гайку крепления наконечника «массового» провода и снимите провод.

    12. Снимите впускной коллектор, как описано здесь.

    13. Выверните винт прижимной пластины кронштейна крепления топливопровода к головке блока цилиндров и снимите пластину.

    14. Выверните болт крепления и отсоедините «массовый» провод от головки блока цилиндров.

    15. Снимите крышку головки блока цилиндров двигателя. Как это сделать, смотрите здесь.

    16. Выверните 5 болтов крепления и снимите верхнюю переднюю защитную крышку ремня ГРМ (привода газораспределительного механизма).

    17. Выверните 2 болта крепления нижней передней крышки ремня ГРМ (привода газораспределительного механизма) и снимите крышку ГРМ.

    18. Ослабьте болт крепления натяжного ролика и снимите ремень ГРМ (привода газораспределительного механизма) со шкивов распределительных валов.

    19. Удерживая шкивы распредвалов от проворачивания, выверните болты крепления шкивов распредвалов, снимите шкивы.

    Примечание:

    Для удерживания от проворачивания распределительных валов при выворачивании болтов крепления зубчатых шкивов распределительных валов рекомендуем пользоваться одним из приспособлений, показанных на фото.

    20. Извлеките шпонки из пазов хвостовиков распредвалов.

    Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

    Сборка верхней части 16 клапанного двигателя представлена на видео от канала Expert R.

    Столкнулся с такой проблемой: Поменял поршневую на автрамат безвтык. Дизеление ушло. Но на горячем двигателе появился стучек, который напрямую зависит от прогрева. Ощущение такое что уводит блок и вылазиет зазор поршень-цилиндр (при установке сделал 3 сотки). Итак суть вопроса есть два метода затяжки с которыми я столкнулся в литературе, 1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м); 2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м); 3-й — доверните болты на 90°; 4-й — окончательно доверните болты на 90°. или Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема – сначала моментом 20 Н·м (2 кгс·м) затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°. сам тянул по первому. Вопрос правильно ли? Если есть ссылки на источнкии поделитесь плиз.

    Динамометрический ключ и его виды

    Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2022 году устройства делятся на три основных типа.

    Щелчковый ключ

    Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.

    Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.

    Стрелочный ключ

    Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.

    Основным недостатком является низкая точность прибора – со временем торсион изнашивается и ключ начинает врать в большую сторону.

    Цифровой ключ

    Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.

    Подобные ключи в 2022 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.

    Иные приспособления

    При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.

    Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.

    Сборка двигателя

    Чистой тряпкой протираем пальцы коленвала, зеркало цилиндра и гнезда шатунного подшипника, кстати, можно их обезжирить. Вставляем новые вкладыши в шатун и крышку так, чтобы усики вкладышей вошли в пазы.

    Смажьте гильзы, пальцы коленчатого вала и цилиндры чистым маслом. Раскрываем резинки блоками как показано на рисунке, угол между ними должен составлять 120 градусов.

    На поршень надеваем оправку для сжатия колец, предварительно смазав его изнутри чистым маслом. Не забывая направление, стрелка на поршне должна быть направлена ​​в сторону передней части двигателя, вставляем ее в наш цилиндр.

    Поворачиваем коленвал так, чтобы шатун оказался внизу. Слегка постучав по деревянной ручке молотка, вдавите поршень в цилиндр. Снимите шпиндель и надавите на поршень, пока шатун не окажется на коленчатом валу. Снизу кладем крышку шатунного подшипника, помним метки. Затягиваем болты крышки шатуна моментом 5 кгс * м. Так же повторяем со всеми остальными цилиндрами.

    Мы поставили на место все, что было снято снизу. Сверху продуваем и зачищаем отверстия под болты головки. Ставим новую прокладку головки и саму головку. Болты смазываем тонким слоем масла, главное без фанатизма. Затягиваем болты в несколько приемов в порядке, обратном откручиванию, фото смотрите в начале статьи. Последовательность затяжки следующая:

    1. сначала все затягиваем с крутящим моментом 2 кгс * м
    2. затем затягиваем все крутящим моментом 7-8 кгс * м
    3. повернуть на 90 градусов
    4. снова повернуть на 90 градусов

    Устанавливаем гидроподъемники, распредвалы и крышку подшипника распредвала. Все трущиеся поверхности смазаны чистым маслом. Перед установкой крышки подшипника распределительного вала смажьте периметр и обода вокруг свечных колодцев тонким слоем герметика. Затягиваем болты крышки подшипника, в обратной последовательности раскрутки, с моментом 2 кгс * м, фото смотрите в начале. Что ж, давайте установим все детали в порядке, обратном снятию. Залейте все жидкости и приступим, может не сразу запустится, это нормально. При первом запуске хорошо будет дымить, пока не кончится масло на цилиндрах, видим, что лампочка давления масла гаснет. Даем минутку поработать и выключаем, вдруг смотрим, куда что-то потекло. Включаем несколько раз, постоянно увеличивая рабочий диапазон, доводя его до рабочей температуры, постоянно проверяя масло и антифриз, также обращаем внимание на то, чтобы не было посторонних шумов. Даем отдохнуть час и снова на холостом ходу около часа, постоянно следим за температурой. Ну так обкатка если резкая, если нет, можно проехать только первую тысячу километров, постарайтесь не увеличивать скорость за 3000 и не буксировать.

    Фотогалерея

    На фото ниже показан порядок отворачивания болтов и их затяжки, который необходимо учитывать при ремонте головки блока цилиндров на ВАЗ 2170 Приора.


    Схема отворачивания болтов на моторе с 8 клапанами


    Схема отворачивания болтов на моторе с 16 клапанами


    Схема затяжки 16 клапанной головки


    Схема затяжки 8 клапанной головки

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]