Как проверить и заменить свечи зажигания двигателя

После многочисленных экспериментов и неудач все конструкторы автомобильных бензиновых двигателей остановились на искровом способе воспламенения рабочей смеси. Больше ста лет этот принцип не меняется, совершенствуются только его составляющие. Одна из них – свеча зажигания, непосредственно формирующая плазменный разряд в среде смеси бензина с воздухом, находящейся под высоким давлением конца такта сжатия. Условия работы тяжёлые, требования к приборам постоянно повышаются.

Предназначение свечей зажигания

Свеча предназначена для преобразования энергии высоковольтного электрического импульса, формируемого катушкой зажигания, в горячую плазму – сгусток ионизированного газа между электродами.

Температура здесь измеряется тысячами градусов, что обеспечивает бесперебойный поджог сжатой горючей смеси.

Это интересно: Почему могут не работать один два цилиндра

Кроме того, деталь должна соответствовать прочим своим функциям:

  • надёжно герметизировать резьбовое свечное отверстие в материале головки блока, образующего камеру сгорания;
  • противостоять экстремальным температурам и давлениям, возникающим в процессе горения смеси при рабочем ходе поршня;
  • иметь строго определённую температуру в процессе работы, выход за разрешённый диапазон чреват как образованием копоти и нагара при её низком значении, так и калильным зажиганием или разрушением при перегреве;
  • иметь свойство самоочистки в процессе работы в среде горящих углеводородов бензина и моторного масла;
  • выдерживать установленный срок наработки, подвергаясь электрической эрозии и ударным нагрузкам;
  • не допускать утечек токов высокого напряжения на массу двигателя.

При этом свеча, будучи расходником, то есть деталью с плановой заменой, не должна дорого стоить или создавать проблемы при операциях обслуживания двигателя.

Признаки неисправности свечей

Свечи зажигания – это важное звено любого бензинового двигателя, однако, как и любая другая деталь они тоже подвержены износу.

  1. Плохой запуск двигателя.
  2. Увеличение расхода топлива.
  3. Снижение мощности двигателя.
  4. Нестабильная работа двигателя.

Однако, стоит помнить, что вышеперечисленные неисправности могу говорить не только о проблеме в свечах, но и о поломках в других системах. Для этого надо их извлечь и осмотреть. Разберем, как осуществляется замена свечей зажигания своими руками.

Замена свечей зажигания в автосервисах в Москве:

Загружаем автосервисы…

+7 Станция метро: Алтуфьево

«МИКА», Москва, ул. Лобненская, дом 17

Записаться сейчас

Место расположения

Свечи ввинчиваются по резьбе своего корпуса в головку блока. Точное место в камере сгорания определяется из соображений оптимального воспламенения, но в гражданских автомобилях в первую очередь учитываются компоновочные моменты.

Поэтому устоялась схема, когда на четырёхклапанных цилиндрах свечи располагают в развале впускных и выпускных клапанов вертикально в центре камеры сгорания. При однорядном расположении клапанов корпус ввинчивается сбоку под углом, непосредственно вблизи поступающего топлива из впускного клапана.

Выкручивание свечей накаливания.

#1 ОФФЛАЙН sol-d

ПользователиCообщений: 4

Добрый всем день.

Я давно владею автомобилем с 606ым трех литровым турбодизелем и периодически приходиться менять свечи накаливания. Все было хорошо до определенного момента, когда в очередной раз откручивали свечи накаливания одна из них обломалась и осталась в двигателе. Далее все как в страшном сне, вместо часовой процедуры замены свечей съем головы отправка на ремонт в спец центр где производили высверливание остатков свечи и т.д. Сумма ремонта неприятно порадовала да плюс простой машины в течении трех дней. После того случая прошло уже больше двух лет но недавно перегорела в очередной раз пара свечей, мастер который менял свечи сказал: что мне очень повезло пара перегоревших свечей открутилась остальные как он сказал невыкручиваються.

Вопрос у меня следующий: Что посоветуете в данном случае? Очень не хочеться опять разбирать двигатель. Может что то подскажите из опыта какие есть способы снять прикипевшие свечи.

Сообщение отредактировал sol-d: 18 Январь 2010 — 23:23

  • lobster12 это нравится
    • Наверх

    #2 ОФФЛАЙН Driksel

    Мерсоводы

    Cообщений: 743

    • Город: Санкт_Петербург

    есть специальная антипригарная смазка для свечей накаливания, стоит намного дешевле выше перечисленных процедур с мотором.

    МВ123 200 Stromberg 1981/6 MB124 230E 1986/1993 MB123 200D 1980/9 любимый MB190D 2.0 1984/4 MB190D 2.5 1987/10 MB190 200E 1992/3/5 MB190 2.0E 1992/9/10 MB124 E250D 1993/11 вероятно был последним i30 1.6 (126hp) NEW SsangYong Actyon (149hp) NEW трактор

    • Наверх

    #3 ОФФЛАЙН Driksel

    Мерсоводы

    Cообщений: 743

    • Город: Санкт_Петербург

    что-нибудь типа «Высокотемпературный антипригарный состав Copaslip» а меняльщиков свечей надо дрючить, если заворачивают без, это вообще предусмотрено по технологической карте для данной процедуры. у буржуев почему то это происходит само собой, без пинков и напоминаний, а денег за это они берут как правило ещё и меньше, чем наши «кулибины»

    Сообщение отредактировал Driksel: 19 Январь 2010 — 11:26

    МВ123 200 Stromberg 1981/6 MB124 230E 1986/1993 MB123 200D 1980/9 любимый MB190D 2.0 1984/4 MB190D 2.5 1987/10 MB190 200E 1992/3/5 MB190 2.0E 1992/9/10 MB124 E250D 1993/11 вероятно был последним i30 1.6 (126hp) NEW SsangYong Actyon (149hp) NEW трактор

    • Наверх

    #4 ОФФЛАЙН Glebka87

    ПользователиCообщений: 37

    Полностью понимаю автора этой темы, у меня было то же самое. Сейчас смазываю специальной смазкой и никаких проблем. А вообще знаю что есть какая то технология как выкручивают свечи не ломая, ну ет в мерсовских центрах, а вот что они делают незнаю.

    • Наверх

    #5 ОФФЛАЙН Daimler Benz 300D

    Мерсоводы

    Cообщений: 618

    • Город: Симферополь
    • Автомобиль: W123T, W201, LP813

    Я давно владею автомобилем с 606ым трех литровым турбодизелем и периодически приходиться менять свечи накаливания. Все было хорошо до определенного момента, когда в очередной раз откручивали свечи накаливания одна из них обломалась и осталась в двигателе. Далее все как в страшном сне, вместо часовой процедуры замены свечей съем головы отправка на ремонт в спец центр где производили высверливание остатков свечи и т.д. Сумма ремонта неприятно порадовала да плюс простой машины в течении трех дней. После того случая прошло уже больше двух лет но недавно перегорела в очередной раз пара свечей, мастер который менял свечи сказал: что мне очень повезло пара перегоревших свечей открутилась остальные как он сказал невыкручиваються.

    Вопрос у меня следующий: Что посоветуете в данном случае? Очень не хочеться опять разбирать двигатель. Может что то подскажите из опыта какие есть способы снять прикипевшие свечи.

    Я бы вд 40 проливал дня 3, потом нагревал движок( он расширяеться) и охлаждал свечи льдом (они уменьшаються) и откручивал бы, так заглушку под тен вчера снимал, снял.

    W123 300TD 5 МКПП 1985г.в. LP 813 5 МКПП 1980 г.в. W123 TD 1985г.в. AКПП — ПРОДАЕТСЯ W190 2.5D Turbo Diesel 1992г.в. 5 МКПП — ПРОДАЕТСЯ 89782126990

    • Наверх

    #6 ОФФЛАЙН Igorek508

    Мерсоводы

    Cообщений: 190

    • Город: Ростов-на-Дону

    Полностью понимаю автора этой темы, у меня было то же самое. Сейчас смазываю специальной смазкой и никаких проблем. А вообще знаю что есть какая то технология как выкручивают свечи не ломая, ну ет в мерсовских центрах, а вот что они делают незнаю.

    • Наверх

    #7 ОФФЛАЙН mouse733

    Мерсоводы

    Cообщений: 1 377

    • Город: Иваново
    • Автомобиль: S124 300 TD

    про заворачивание все правильно сверху написали смазка обязательна,а вот по поводу столь частого сгорания это нездорово.Возможно неисправны распылители или при заворачивании свечей их перетягивают

    S 124 300TD WDB1241931F246156 603.960 Ваз 21214 W 124 300D WDB1241311C161649 606.910

    • Наверх

    #8 ОФФЛАЙН kaban yanyk

    Мерсоводы

    Cообщений: 392

    • Город: MO. Николина Гора
    • Автомобиль: W126

    дедовский способ,если заржавело или прикипело:берём уксус(концентрат),смоченную им тряпицу наматываем на деталь,ждёмс,откручиваем.

    w126 1989 WDB1260241A500201 продан в Старый Оскол Понтиак Транс Спорт 1993

    • Наверх

    #9 ОФФЛАЙН timvod

    ПользователиCообщений: 41

    • Город: СПб

    Да не проведешить там свечи на 604-605-606 впускной коллектор надо снимать. Очень буду благодарен координатам мастера в СПб грамотно способного сменить свечи на 605 и 606 двигателе, у нас с приятелем на 124 и 210 как раз к крещенским морозам погорели

    Устройство

    Свеча состоит из нескольких функциональных частей:

    • корпуса с резьбой, гранями под свечной ключ и уплотнительной металлической прокладкой или конусом;
    • изолятора, в нижней части закрывающего центральный электрод, а в верхней – контактный стержень;
    • пары электродов, центральный в изоляторе, боковой изогнутый приварен к нижней резьбовой части корпуса;
    • помехоподавляющее сопротивление в верхней части изолятора;
    • накладок из благородных металлов на электродах в зоне искрового промежутка для улучшения свойств и продления срока службы.

    Пробой происходит в зоне искрового промежутка. Для его нормализации величина зазора нормируется, может изменяться при подгорании электродов. Иногда допустимо корректировать зазор подгибанием бокового электрода.

    Высверливание и выкручивание «ввертышем»

    Если первые два метода не помогли, потребуется снимать крышку ГБЦ и высверливать в обойме свечи отверстие. В него вкручивают специальную гильзу соответствующего диаметра, имеющую на внутренней стороне либо шестигранную насечку, либо резьбу. Данную операцию нельзя проводить на двигателе, поскольку велик риск попадания стружки и металлической пыли в рабочую область цилиндра.

    Лучше отвезти крышку ГБЦ в токарную мастесрскую, где отверстие и установка «ввертыша» будут произведены максимально осторожно и точно, без повреждения резьбы. В любом случае, разборка ГБЦ может послужить отличным поводом для текущего ремонта газораспределительного механизма, поршневой системы и замены прокладок.

    Виды и маркировка

    Свечи широкого применения можно классифицировать по нескольким признакам:

    • калильное число – способность удерживать рабочую температуру изолятора в заданных пределах, свечи принято подразделять на горячие и холодные, в зависимости от его значения;
    • величина рабочего зазора, иногда одна модель имеет разные промежутки между электродами, в зависимости от ориентации на конкретный двигатель;
    • геометрические характеристики – длина резьбовой части корпуса, тип резьбы, размер под ключ, выступание электрода;
    • качество и срок службы – определяются в основном металлами, использованными в рабочем промежутке, это могут быть медь, никель, платина, иридий;
    • сопротивление помехоподавляющего резистора;
    • тип уплотнения, прокладка или конус.

    Обычно в обозначении свечи закодированы её основные параметры. Но единой системы тут нет, каждый производитель имеет свои условные обозначения.

    Даже калильное число может увеличиваться или уменьшаться с возрастанием или убыванием цифрового индекса. Поэтому учитывать эти данные смысла не имеет.

    При выборе стоит ориентироваться исключительно на заводской каталожный номер производителя двигателя (OEM). Иногда там же указывается и рекомендованное обозначение предприятия-изготовителя приборов зажигания. Или производится поиск по кросснамберам – аналогов OEM в каталогах фирм.

    По этим причинам производители деталей отходят от кодировок характеристик. Проще указать кросснамбер и ссылку на OEM разных автомобильных фирм.

    С помощью биты Spline или Torx

    Самый простой и малозатратный способ выкрутить обломившуюся свечу на ВАЗ — это пожертвовать фигурной битой в форме “звездочки”. Для извлечения свечи потребуется насадка Torx, Spline или другая подобная с размером 12 мм. На биту нужно надеть удлинитель и несколькими точными ударами вогнать ее на два-три миллиметра в шейку обоймы, застрявшей в блоке.

    Лучше предварительно обработать свечу смазкой быстрого действия или налить в паз крышки керосин и оставить на сутки. Выкручивание обломившейся свечи производится храповой рукояткой против часовой стрелки. Этот метод подходит для свечей, обломившихся по причине брака, но сильно затянутые свечи им выкрутить вряд ли удастся.

    Как проверить свечи зажигания на работоспособность

    Проверке обычно подлежат дорогие модели свечей. Дешёвые приборы заменяются комплектом на новые при малейших сомнениях или наличии сведений о пробеге свыше 5-10 тысяч километров. Слишком велик риск, а цена приемлемая.

    В первую очередь оценивается визуально состояние изолятора. Он должен быть белым с лёгким коричневым оттенком. Загрязнённую свечу, как минимум, придётся чистить.

    Проверяются состояние электродов и величина зазора (щупом). При износе металла комплект меняется. Изолятор не должен иметь трещин и сколов.

    Единственный точный метод контроля – на свечном стенде. В его прозрачной камере создаётся давление свыше десятка атмосфер, в зависимости от двигателя, после чего формируется высоковольтный разряд с максимальной частотой.

    Искрообразование должно быть стабильным и не выходить за пределы искрового промежутка. При низком давлении проверять свечи бессмысленно.

    Какие есть приметы про церковные свечи?

    Если вы у себя в доме зажгли церковную свечу и она начала трещать, значит у вас в доме много негативной энергии.

    Если свеча трещит в другом месте, значит рядом с вами находится человек, который желает вам зла.

    Если вы ставите свечу за здравие и свеча гаснет, значит у человека за которого вы ставите свечу большие проблемы со здоровьем.

    Если ставите за упокой и свеча тоже гаснет, значит тот человек которому вы ставите эту свечу сильно на вас обижен.

    Если свеча капает, значит на человеке порча или сглаз.

    Если свеча сломалась, значит у человека будут большие проблемы. Проблемы могут быть как финансовые, так и со здоровьем.

    Если сломалась венчальная свеча, значит в семье будут ссоры, драки, измены. Возможно даже развод.

    Через сколько нужно менять свечи зажигания

    Периодичность замены указывается в руководстве на автомобиль. Обычно медно-никелевые приборы меняются при каждом ТО, то есть 10-15 тысяч километров, а платина и иридий служат около 60 тысяч.

    Удлинять сроки нельзя, это чревато пробоем катушек зажигания из-за увеличенного напряжения при пробое большого зазора. Замене подлежат также свечи, пострадавшие при неполадках в двигателе, обгоревшие или с сильным нагаром.

    Нельзя превышать момент затяжки резьбы. Корпуса легко ломаются, если не сразу, то при последующей попытке откручивания перетянутой детали.

    Отклонения от нормального процесса сгорания

    Рабочий ресурс свечи зажигания может сократиться при изменении процесса сгорании воздушно-топливной смеси. На этот процесс влияют разные факторы, например, плохое качество топлива, раннее или позднее зажигание и т.д. Вот некоторые из этих факторов, которые сокращают ресурс новых свечей зажигания.

    Пропуски воспламенения

    Данный эффект возникает при подаче обедненной смеси (воздуха намного больше, чем самого топлива), когда генерируется недостаточная мощность тока (такое происходит из-за неисправности катушки зажигания или из-за некачественной изоляции высоковольтных проводов — пробивают) или когда образуется пропуск искрообразования. Если мотор страдает от данной неисправности, на электродах и изоляторе будет образовываться нагар.

    Калильное зажигание

    Существует два типа калильных зажиганий: преждевременное и запаздывающее. В первом случае искра срабатывает раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (происходит увеличение угла опережения зажигания). В этот момент мотор сильно нагревается, что приводит к еще большему увеличению УОЗ.

    Данный эффект приводит к тому, что воздушно-топливная смесь может произвольно воспламеняться при поступлении в цилиндр (загорается за счет раскаленных деталей цилиндропоршневой группы). Когда происходит калильное зажигание, могут повреждаться клапаны, поршни, прокладка ГБЦ и поршневые кольца. Что касается повреждений свечи, то в данном случае может расплавиться изолятор или электроды.

    Детонация

    Это процесс, который тоже происходит из-за высокой температуры в цилиндре и низкого октанового числа топлива. При детонации еще не сжатая ВТС начинает воспламеняться от раскаленной детали в самой удаленной от впускного поршня части цилиндра. Данный процесс сопровождается резким возгоранием воздушно-топливной смеси. Высвобождающаяся энергия распространяется не от головки блока, а от поршня к головке со скоростью, превышающей скорость звука.

    В результате детонации цилиндр сильно перегревается в одной части, перегреваются поршни, клапаны и сами свечи. Плюс свеча испытывает увеличенное давление. В результате такого процесса изолятор СЗ может лопнуть или отколоться его часть. сами электроды могут перегореть или оплавиться.

    Детонация двигателя определяется характерными металлическими стуками. Также из выхлопной трубы может появиться черный дым, мотор начнет расходовать много топлива, а его мощность станет ощутимо меньше. Для своевременного обнаружения данного губительного эффекта в современных моторах устанавливается датчик детонации.

    Дизелинг

    Хотя данная проблема не связана с некорректной работой свечей зажигания, все же она затрагивает и их, подвергая большой нагрузке. Дизелинг это самостоятельное воспламенение бензина при выключении двигателя. Данный эффект происходит из-за контакта воздушно-топливной смеси с раскаленными деталями мотора.

    Такой эффект появляется только в тех силовых агрегатах, в которых при выключении зажигания не перестает работать топливная система – в карбюраторных ДВС. Когда водитель глушит мотор, по инерции поршни продолжают всасывать воздушно-топливную смесь, а механический топливный насос не прекращает подачу бензина в карбюратор.

    Дизелинг образуется на крайне малых оборотах мотора, что сопровождается очень нестабильной работой мотора. Этот эффект прекращается, когда детали цилиндропоршневой группы не охладятся в достаточной мере. В некоторых случаях это длится несколько секунд.

    Нагар на свече

    Тип нагара на свечах может быть самым разным. По нему можно условно определить некоторые неполадки с двигателем. Твердый углеродистый нагар появляется на поверхности электродов, когда температура сгорающей смеси превышает 200 градусов.

    Если на свече большой нагар, в большинстве случаев он препятствует работоспособности СЗ. Проблему можно устранить, почистив свечу. Но очистка не устраняет причину образования неестественного нагара, поэтому все равно эти причины нужно устранять. Современные свечи разрабатываются так, чтобы они могли самостоятельно очищаться от нагара.

    Снимаем старые свечи

    Сами свечи соединены с блоком, который распределяет зажигание, проводами, которые требуется отсоединить. Для этого возьмитесь за его колпачок и с небольшим усилием потяните до отсоединения провода. Снимайте провод только с одной свечи, чтобы не запутаться, поскольку они соединяются специальными разъёмами, которые нельзя перепутать при подключении. Одев на ключ насадку для свечей, закрепите её сверху элемента и крутите против часовой стрелки. После извлечения свечи необходимо очистить грязь с места, где она стояла. Для этого вам понадобится тряпка, смоченная в техническом спирте.

    Обязательно осмотрите электроды свечи. Убедитесь в том, что пространство между ними не забито грязью. О возможных проблемах с кольцами свидетельствует избыточное количество масла на свече. В таком случае автомобиль не лишне показать автомеханику. Если же старая свеча имеет коричневатый оттенок – проблем в работе мотора не наблюдается.

    Как выкрутить разрушенную СЗ

    Нередки ситуации, когда безуспешные попытки выкрутить СЗ оканчиваются плачевно – обломом ее части. Впрочем, даже такое развитие ситуации – еще не трагедия. Вполне реально выкрутить и сломанную СЗ. Для этого в магазине приобретается специальный ключ – экстрактор.

    Вооружившись необходимым инструментом, приступают к выкручиванию:

    • очищают место работ и заливают его WD -40;
    • вкручивают экстрактор в обломок;
    • крепят экстрактор к динамометрическому ключу и пробуют аккуратно выкручивать СЗ;
    • скрип и треск – нормальное явление, сигнализирующее о том, что свеча «пошла»;
    • поворачивать нужно неспешно, без резких движений и чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу;
    • после извлечения очистить свечной колодец от мусора и проверить целостность резьбы.

    Данная операция – достаточно рискованная из-за большой вероятности повреждения резьбы. Ее срыв чреват дальнейшей заменой головки блока цилиндров или переточкой ее под специальный вкладыш-переходник. Однако, поскольку с обломанной СЗ дальнейшая эксплуатация авто невозможна, даже такой риск становится оправданным.

    Приобретайте новые запчасти вовремя и не забывайте контролировать исправность своего авто!

    Подготовка к замене свечей

    Тем, кто ни разу не менял свечи зажигания, не помешает знать, что сложного в этой процедуре ничего нет – главное сделать это аккуратно, в правильном порядке действий.

    Первым шагом будет поиск свечей. На моторах с четырьмя цилиндрами они обычно располагаются с одного бока ДВС или же сверху, в моторах V8 – сбоку так, что на каждый из цилиндров приходится по одной свече. Разыскивая свечи, ориентируйтесь на провода, окружённые изоляцией чёрного цвета. Найдя их, вы легко отыщите искомое.

    Следующим этапом станет подготовка необходимого инструментария. Подготовьте автомобильный ключ со специальной насадкой для работы со свечами и парочку новых элементов зажигания. Для облегчения работы, возьмите баллончик сжатого воздуха, тряпку и технический спирт. Если в будущем вы не хотите проблем с выкручиванием свечей при следующей замене, нанесите на резьбу чуть-чуть аэрозольной смазки до того, как вкручивать свечи.

    Чтобы грязь не проникла внутрь цилиндра, её нужно удалить до момента извлечения старой свечи, поэтому очистите двигатель возле элемента зажигания до начала процедуры. Мусор и пыль удаляется при помощи сжатого воздуха, что намного упростит очистку. Если грязи много – воспользуйтесь тряпкой, смоченной в техническом спирте.

    Полезные рекомендации

    1. Каждый раз производите замену полного комплекта свечей зажигания.
    2. Загоните свое авто на автомойку перед заменой. Или проведите мойку дома, используя специальные средства для очистки. Таким образом, вы минимизируете попадание грязи в цилиндры двигателя.
    3. Замену высоковольтных проводов также необходимо проводить полностью. Имеется виду, замена всего комплекта.
    4. Качественные свечные разъемы оснащены резиновыми уплотнителями, что способствует хорошей фиксации свечи.

    Так производится регулировка контактов свечи зажигания

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]