В случае когда вы садитесь в автомобиль и понимаете, что мотор завести невозможно, требуется найти решение этой проблемы. Возможно дело лишь в том, что оказались залиты свечи зажигания. Данная проблема очень часто появляется у водителей в зимний период. Нужно сказать, что холодное время года доставляет немало забот. Как правило, свечи оказываются залиты бензином, но бывает что и маслом.
Вы должны, прежде всего, узнать что стало причиной такой ситуации. В этом случае вы сможете заранее предотвратить ситуацию с проблемой завода двигателя. Но что если такая неприятность уже случилась? В этом случае важно знать как привести свечи зажигания в рабочее состояние и запустить мотор.
«Залило» свечи — что это значит?
Как мы знаем, работу двигателя обеспечивают три процесса:
- подача топливовоздушной смеси в цилиндр;
- сжатие смеси в цилиндре, когда клапана закрыты, а поршень идет вверх;
- воспламенение смеси от искры на свече зажигания.
При пуске мотора на холодную проблема возникает на этапе воспламенения смеси бензина и воздуха. То есть смесь поступает в цилиндры, но не воспламеняется, бензин заливает свечи, и они не могут выдать искру — замкнутый круг.
Если свечи уже влажные, а владелец продолжает попытки запуска двигателя, они намокают еще больше — и мотор не заведется при таких исходных в принципе.
Присутствует искра
Если знакома ситуация, когда есть искра, но свечи залиты, а коленчатый вал хорошо крутится от стартера. Здесь необходимо проверить сами свечи, несмотря на то, что присутствует искра. Это может и не означать, что она постоянно будет происходить под давлением. Проще говоря, искра будет на выкрученной свече, но может пропасть после ее установки на силовой агрегат. Чем это вызвано? В данном случае виной этому является повышение давления, создаваемого в процессе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания. Определить это лучше способом диагностики на специальном стенде.
Также следует уделить внимание газораспределительным фазам. Зачастую их выход из строя, различные перебои, приводят к заливанию свечей. Инжекторные двигатели тоже могут иметь проблемы по части перепускных клапанов. Исключение вероятности таких неполадок возможно с помощью измерения давления топлива в рампе. Не стоит забывать, что горючее в цилиндры поступает под воздействием определенного показателя давления. Если будут отклонения в любую из сторон, заливание свечей неизбежно, что препятствует запуску мотора.
Диагностика также важна и непосредственно форсункам, датчикам ЭСУД. Как это проявляется? Все просто, температурный датчик, обнаружив неисправность, посылает неправильные данные блок управления. В итоге ЭБУ насыщает смесь, происходит переливание топлива форсунками. Иногда может ломаться сам блок управления силовым агрегатом.
Почему заливает свечи зимой
Основная причина, по которой свечи зажигания не могут воспламенить топливовоздушную смесь в мороз — слабый аккумулятор. В разряженной более чем на 40-60% батарее тока не хватит, чтобы запустить стартер и чтобы на свечи подавалось напряжение, которого хватит до образования искры. В результате топливо исправно подается в цилиндры, но не воспламеняется от слишком слабой искры — и свечи заливает.
Другая причина, по которой зимой заливает свечи — неисправности самой системы зажигания. Либо свечи отработали свой ресурс — и тогда за счет неправильных зазоров, дефектов корпуса и электродов не способны выдать нормальную искру, либо повреждены высоковольтные провода и их контакты. Также стоит обратить внимание на другие элементы системы, в частности, состояние катушек зажигания.
Также причина сбоя может быть в комплексе датчиков и ЭБУ: в холода в электронный блок управления с датчиков (ДМРВ, лямбда-зонд и др.) поступает информация, что форсунки должны подавать больше бензина для обогащения смеси. И если какой-то датчик врет, а блок управления обогащает смесь, форсунки переливают топливо — и свечи тонут в излишках бензина, не в состоянии поджечь его.
Топливо низкого качества либо с примесью воды из-за конденсата на стенках пустого бака тоже не дает воспламенить смесь, при этом искра на свечах может быть нормальной. Поэтому зимой рекомендуется держать топливный бак полным и перейти на бензин с октановым числом повыше: АИ-95 вместо АИ-92, например.
В реальной жизни типично, когда свечи заливает из-за совокупности всех факторов.
Представим себе не новый двигатель с некоторым износом ЦПГ (компрессия еще в норме, но уже неидеальная), подсевшую на морозе АКБ, загустевшее масло в картере, уставшие свечи, полупустой бак бензина. И мороз с утра.
Когда владелец пытается запустить мотор, ЭБУ отслеживает температуру снаружи и температуру двигателя, количество кислорода в воздухе, который поступает на впуск и т.д. и «понимает», что снаружи мороз, а двигатель нужно запустить так, чтобы он не заглох — и подает форсункам команду увеличить количество подаваемого бензина — чтобы обогащенной смеси хватило на «прогревочные обороты холостого хода».
В результате форсунки подают топливо с примесью воды в цилиндры, стартер медленно прокручивает коленвал в загустевшем масле от полусевшей АКБ, в холодном двигателе с увеличенными зазорами и не идеальной компрессией от слабой искры свечи пытаются поджечь топливо. Итогом такого сценария станут залитые свечи.
Советы профи
Следующие далее советы от профессионалов помогут, если не полностью, то хотя-бы в большинстве случаев, предупредить возникновение трудностей со стартом двигателя по причине залитых бензином свечей.
как содержать автомобиль в хорошем техническом состоянии
Снизить риск возникновения неприятных ситуаций поможет содержание всех узлов авто в идеальном состоянии.
Среди основных требований следует выделить наиболее важные:
- качественная зарядка аккумулятора
- исправность стартера
- высокое качество масла и соответствие его параметров
- температуре на улице, за бортом автомобиля
- использовать качественные свечи зажигания
- поддержание проводки высокого напряжения в идеальном состоянии
- осуществлять своевременную прочистку и регулировку форсунки, причем оптимальным вариантом следует считать
- прочистку с использованием специального оборудования; к прочистке путем добавления в бачок специальных примесей рекомендуется прибегать только в исключительных случаях заливка в бак исключительно высококачественного бензина
Из «народных» рецептов можно посоветовать:
- Через сутки-двое, в процессе движения, на продолжении 10 с увеличивать нагрузки двигателя до 4,5 — 5 тыс. оборотов, это гарантирует самоочистку свечей от сажи и очистит камеру от имеющихся отложений.
- Для того, чтобы в мороз двигатель заводился стабильно, а свечи не заливало бензином, раз в месяц потребуется «прокрутить двигатель», расстояние — от 50 до 100 км, на скорости не менее 100 км в час. Топливо использовать исключительно высокого качества.
Эти несложные действия помогут самостоятельно выполнять контроль за состоянием автомобиля, появится возможность экономии на услугах специалистов автосервиса.
Частные случаи
- Если бензином заливает только одну свечу, проблема может быть в конкретном цилиндре двигателя — в частности, стоит проверить его компрессию.
- Если стартер крутит, искра есть, но свечи заливает все равно, нужна отдельная проверка свечей. Если выкрученная свеча дает нормальную искру, а под давлением в камере сгорания не может воспламенить топливо, имеет смысл проверить фазы газораспределения, перепускной клапан в топливной рейке и исправность датчиков ЭСУД.
- Если свечи зажигания заливает моторным маслом, важно определить, сверху это происходит или снизу. Если масло скапливается в свечных колодцах (сверху), вероятны проблемы с прокладкой клапанной крышки. Если маслом заливает свечу снизу — нужно проверять компрессию в двигателе, состояние маслосъемных колец и колпачков, целостности ГБЦ и другие причины, которые ведут к протечкам масла в камеру сгорания.
Что делать владельцу
Если двигатель с утра зимой не завелся с первого-третьего раза, не нужно делать больше попыток. Если вы уверены, что причина в залитых свечах зажигания, можно принять меры:
Способ 1. Выкрутить свечи зажигания из ГБЦ при помощи свечного ключа и просушить. Затем прокрутить стартером двигатель без свечей секунд 10, вкрутить свечи обратно и снова попытаться запустить двигатель.
Способ 2. Можно применить технику «продувки» свечей, не снимая их с мотора. Для этого нужно выжать педаль газа до упора, а затем стартером прокрутить коленвал около 10 секунд, затем педаль можно отпустить. Таким образом при открытой дроссельной заслонке в цилиндр попадает много воздуха, который и просушивает свечи.
Способ 3. Если двигатель после экспресс-продувки не завелся, свечи придется выкрутить и сушить вручную. Не рекомендуется чистить свечи наждачной бумагой или щеткой с металлической щетиной: так легко повредить защитное напыление и поцарапать электроды.
Для бережной очистки свечей от нагара лучше применять мягкие бытовые средства для очистки налета и ржавчины, в форме геля и мягкая зубная щетка или кисточка. Свечи помещают резьбой в раствор на полчаса, пока налет не размягчится, а затем чистят кисточкой и промывают в воде. Сушат, вытирая насухо, строительным или бытовым феном или на батарее, до полного высыхания. Отдельные владельцы — прокаливают в духовке или на плите. И вкручивают обратно.
Способ 4. Лучше стратегией будет не чистить и сушить залитые свечи, а купить новые. Потому что чистка и прокаливание свечей сокращает их ресурс. Стоят эти детали не так дорого, а служат не более 15-25 тыс. км. Конечно, если новые свечи зажигания все равно продолжает заливать, нужно проводить углубленную диагностику датчиков и других элементов системы ЭСУД, в частности, катушек.
Как решить проблему
Сначала определяем причину трудностей. Далее отработаем возможные сценарии проблем, когда…
Заливает бензином
10 секунд продуваем цилиндры при открытии дросселей. Цель — получить обедненную смесь. Выкручиваем, очищаем и высушиваем свечи. Проверяем на зазоры или другие повреждения. Мультиметром проверяем напряжение аккумулятора.
Не запускайте двигатель, пока не решите текущую проблему. Попробуйте следующее:
- После третьей неудачной попытки подождите 10 минут и повторите.
- Обязательно зарядите аккумулятор.
- Установите запасные свечи. Просушите залитые детали и осмотрите металл на возможные повреждения.
- Заводите мотор только после просушки свеч и полного заряда аккумулятора.
Заливает маслом
Может заливать сверху и снизу. Когда залило изолятор, сразу удаляем шприцом или бумагой смазку. Проблема устраняется в зависимости от ситуации: заменяется прокладка или герметически уплотняется.
При сильных потоках масла двигаться дальше нелогично. Устраняем проблему путем замены сальников, колец или направляющих клапанов.
Заменять сальники разумно, когда втулки клапанов еще в нормальном состоянии. Ибо новая деталь не изменит ситуацию. Тогда логичней заменить направляющие втулки. При значительном износе заменяются и клапаны.
Заливает антифризом
Причина этой проблемы — прогорание прокладки ГБЦ и проблемы с геометрией «головы». Поэтому заменяем материалы и шлифуем поверхность.
При серьезных нарушениях головки рекомендуется обращаться к специалистам из автомастерских. Сотрудники мастерской быстро восстановят форму детали. Для этого мастера сервиса используют профессиональные станки.
Другие причины
Кроме уже названной основной причины заливания свечей, могут быть и другие:
- При старте медленно проворачивается коленвал (ремонтируем коленвал).
- Неисправность кроется в маслосъемных колпачках, которые пропускают масло (меняем маслосъемные колпачки).
- Засорилась форсунка, но продолжает подавать бензин, и ним заливает свечи (очищаем инжектор).
- В бензине появляется вода (это случается чаще всего в зимний период, правильно выбираем марку бензина – «зимний» или «летний»).
Последний случай также достаточно распространен, особенно при минусовой температуре воздуха. Это связано с тем, что бензин, у которого низкая испаряемость, имеет плохое сочетание с холодным воздухом, так топливная смесь получается неоднородной и начинает заливать свечные элементы.