- Главная
- Делимся опытом
- Почему заблокировался руль и замок зажигания: причины и что делать
Согласитесь, очень неприятная ситуация, когда заблокировался руль и ключ не проворачивается в замке зажигания. Особенно это плохо, если происходит во время движения. В любом случае это неприятно, хоть машина стоит, хоть собирается ехать.
Разберём, почему это происходит и как разблокировать руль вместе с замком зажигания. Зачем это придумано, как избавиться от блокировок. Да, я на свой «Семёрочке» смог удалить эту блокировку. Если хотите, рассажу, как это сделать.
Реклама:
Почему блокируется руль
Это сделано, чтобы не дать угнать машину. Если включить зажигание и запустить двигатель без ключа, а это возможно, то руль заблокируется. За это отвечает «язычок» в конструкции замочного механизма.
На рулевом валу есть стопорные пазы. Если вытащить ключ, то подпружиненный «язычок» упрётся в вал. При вращении руля, пазы совмещаются с ним. Он входит в них и блокирует рулевое колесо.
Но бывают неприятные случаи, когда вроде бы и своим ключом крутишь в замке, но руль не разблокируется. Почему так происходит?
Существует несколько причин:
- Охранная система заблокировала рулевое управление и замок зажигания.
- Неисправность в самом замке или его «личинке». Бывает, ключ стирается. Он не может полностью провернуть личинку и заклинивает в ней. При повороте руля механизм его блокирует.
- Автоматические коробки передач в режиме «Паркинг» тоже могут ставить блокировку рулевого колеса. Но эта опция есть не на всех автомобилях.
В большинстве случаев, причиной блокировки является неисправный замок зажигания. Например, на моём ВАЗ 2107 стерлись пластинки в личинке. Ключ подклинивал, плохо вытаскивался и проворачивался. В один момент он просто не повернулся до конца, хотя зажигание он включил. Я крутанул рулем и он заблокировался.
Пришлось долго мучиться, чтобы снять замок и разблокировать руль. Потому что есть свои «секретки», которые не позволяют вытащить замок зажигания при блокировке рулевого колеса. Сегодня я расскажу, как это победить и предотвратить в будущем.
Запомните, основной штатный механизм, который блокирует руль – это замок зажигания. Если нет нештатных охранных комплексов, то с завода блокировку обеспечивает только он. Поэтому искать причину нужно только в нём.
К Содержанию…
Реклама:
Причины блокировки руля
Руль может блокироваться сам по себе, когда авто заводится с ключа. В этом случае среди причин блокировки следует рассматривать механические поломки узлов системы рулевого управления. Наиболее распространенных причин – две: неисправности в рулевой рейке или в гидравлике руля (ГУР).
Проблема с рейкой
Рулевая рейка – это штанга с полосой поперечных зубьев, которые входят в зацепление с шестерней. Зубья рейки движутся поступательно, вращая шестерню. Если рейка деформируется, имеет сильный износ, или в зацепление зубьев попадает посторонний предмет, куски смазки, мусор, обломки зубьев, то зубчатое соединение клинит, и руль блокируется.
В этом случае, рейку придется разобрать, удалить помеху, и смазать. Деформация штанги, коррозия или сломанные зубья требуют рейку руля заменить.
Важно! Рулевая рейка редко клинит неожиданно. Чаще всего, до полной блокировки наблюдаются характерные симптомы неисправности: люфт, стук при поворотах, самопроизвольная смена центрального положения руля из-за перескакивания зубьев.
Проблема с ГУР
Отказ гидравлики сам по себе не вызывает заклинивания руля. Если есть неисправность в гидроусилителе (ГУР), вы почувствуете это сразу по сопротивлению руля при попытке его поворота. Скорее всего, вышел из строя гидронасос, есть утечка рабочей жидкости, изношены кольца в распределителе, неправильно отрегулированы боковые поджимы или ослаблен ремень.
Это опасная ситуация: есть риск потерять управление авто во время маневра и попасть в ДТП. Кроме того, из-за гидравлического отказа рейка начинает работать некорректно, что может привести к ее деформации, перекосу зацепления зубьев, и окончательному заклиниванию.
При появлении симптома «тяжести» руля, проверьте качество и уровень рабочей жидкости в гидроусилителе (возможно, ее следует долить), осмотрите шланги ГУР на предмет негерметичности соединения (мог попасть воздух), отрегулируйте приводной ремень гидроусилителя. Если работа ГУР не восстановится – отправляйтесь на СТО.
Проблемы отечественных авто
В автомобилях российского производства проблема блокировки руля стоит достаточно остро: управление блокируется не только на стоянке, но нередко и во время движения машины. Причина банальна – плохое качество сборки замка зажигания, в котором ключ держится неустойчиво. Вибрация колонки в процессе движения машины может привести к небольшому изменению положения ключа и срабатыванию язычка блокиратора.
Решить проблему можно только одним способом – язычок блокиратора следует удалить из замка зажигания. Да, при отключении зажигания руль больше не будет блокироваться, но вы сможете обезопасить себя от неожиданной аварийной ситуации.
Как разблокировать рулевую колонку и замок
Если такое произошло, то нужно попытаться «родным» ключом включить зажигание в автомобиле. Сразу это может не получиться. Так как заблокированный руль не позволит провернуть ключ.
Для этого нужно расшатывать рулевое колес в разные стороны. Одновременно пытаясь вращать ключом в замочной скважине.
С первого раза это может не получиться. Все зависит от степени износа механизма. Руль будет иметь небольшой люфт, раскачивайте его от одного крайнего положения к другому. Ключ в замке одновременно поворачивайте от нулевого положения в положение «включение зажигание».
Важно! Прикладывать большую силу на ключ нельзя. Иначе он поломается в и придется менять весь механизм. Это доставит лишние проблемы и денежные затраты.
Видео, как самостоятельно разблокировать автомобильный руль и ключ в замочной скважине машины:
Метод грубой силы
Если проблема запущенная, то придется использовать «варварский» способ. На своей машине мне было жалко его применять.
Он заключается в применении грубой силы. Наша задача – сломать язычок блокиратора руля в замке зажигания. Для этого, продолжаем расшатывать рулевое колесо. Собрав всю силу в кулак, резким движением в сторону пытаемся сломать фиксатор.
С первого раза это может не получиться. Терпение и труд – всё перетрут. Именно поэтому, мне было жалко применять данный метод для разблокирования руля.
Если виновата коробка «автомат»
На некоторых моделях автомобилей есть такая охранная система. Она блокирует руль при постановке АКПП в положение «P» – паркинг. Достаточно перевести селектор КПП в положение «N» – нейтраль и блокировка будет снята.
Если этого не произошло, переводим рычаг коробки в «нейтралку». Снимаем с ручного тормоза и толкаем машину несколько метров вперед. Это должно разблокировать руль.
К Содержанию…
Система автопуска двигателя
В современных автомобилях очень часто можно встретить функцию дистанционного запуска двигателя, или по-другому «автопуск». Вещь безусловно удобная, и крайне полезная в некоторых ситуациях, но одновременно вызывающая неполадки, связанные с зажиганием и блокировкой системы управления.
Автомобили для начала движения запрашивают вставить ключ в замок. Вот тут у многих водителей случается неприятный момент: машина заведена, ключ на месте, а руль всё равно заблокирован. Решение в такой ситуации простое. Несмотря на наличие в пазе ключа, последний для активации системы необходимо установиться в позицию «зажигания», проще говоря довернуть до конца.
Что делать, если он заблокировался во время движения
- Нужно немедленно остановиться.
- Включить аварийную сигнализацию.
- Заглушить двигатель, и вытащить ключ из замка.
- Вставить обратно его и повернуть до включения зажигания. Должен быть щелчок и руль разблокируется.
Если не получается это сделать, то придется ломать. В случае блокировки сигнализацией, нужно вызывать эвакуатор. Сломать сторонний блокиратор не получиться, придется ехать в тот сервис, где ставили сигналку.
К Содержанию…
Совет профессионалов по снятию блокировки
Специалисты уверяют, для того чтобы разблокировать руль автомобиля, лучше всего обратиться в сервисный центр и договориться о встрече со специалистом. Особенно актуален этот вариант для тех водителей, чей автомобиль находится на гарантийном обслуживании. Если руль вашего автомобиля не поворачивается, не стоит паниковать и предпринимать радикальных способов устранения проблемы. Ведь любое вмешательство в конструкцию автомобиля повлечет за собой прекращение действия гарантийного обслуживания.
Как на ВАЗ 2107 я разблокировал руль и снял заклинивший замок зажигания
- Снять кожух рулевой колонки.
- Открывается доступ к защитной планке, которая прячет тот самый фиксатор.
- Она сделана из хрупкого сплава. Отверткой поддеваем её и тянем на себя. Она легко сломается. Открывается доступ к блокиратору.
- Отверткой его цепляем и надавливаем внутрь замка.
Теперь можно его вытаскивать. Кстати, руль уже разблокировался. На ВАЗ 2107, чтобы снять заблокированный замок, нужно с противоположной стороны нажать на защелку. Теперь он с легкостью вытащится из рулевой колонки.
Купил новый замок. Ножовкой по металлу отпили фиксатор под самый корень. Теперь его длины не хватит для блокировки рулевого колеса.
Видео, как на ВАЗ 2101-07 можно снять блокировку руля и без замка зажигания завести автомобиль:
К Содержанию…
ПРОВЕРКА НА ПРАКТИКЕ
На наш запрос представители АВТОВАЗа ответили, что там в курсе проблемы. И заверили, что замки соответствуют всем международным требованиям, а самопроизвольная блокировка обусловлена человеческим фактором, то есть случается по вине самих водителей.
Свою проверку мы начали с тестов на специальной площадке. Немного разогнав машину, глушили мотор и вынимали ключ из замка, чтобы заблокировать руль. На ходу включали зажигание, разблокировали руль, включали вторую передачу и отпускали сцепление, чтобы пустить двигатель, не переводя ключ в положение «стартер». Как ни крутили баранку на ровной поверхности и на неровностях, добиться самопроизвольной блокировки не смогли. Пришлось разбирать замок, чтобы взглянуть на проблему изнутри.
Оказалось, производитель говорит правду. Если ключ доведен до положения «зажигание», то стержень четко фиксируется и самопроизвольная блокировка руля невозможна в принципе, если не вынуть ключ. Но мы все же нашли источник ошибочных действий водителей, обнаружив такой угол поворота ключа в замке, при котором происходит щелчок и создается иллюзия фиксированного положения. Чтобы проверить догадку, нам не пришлось ездить на машине. Даже на неподвижном авто достаточно было активно покрутить рулем, чтобы ключ немного вернулся назад и стержень блокировки выдвинулся, заблокировав баранку.
Специалисты АВТОВАЗа развели руками. Работа любого замка сопровождается всякими звуками, а это положение-призрак не является фиксированным.
Вдобавок они отметили, что у многих зарубежных производителей замок устроен аналогично. Наш совет владельцам тольяттинских авто, установившим сигнализацию с функцией автопуска: доворачивайте ключ до положения «пуск» либо снимите с замка зажигания язычок блокиратора — целее будете.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ АВТОВАЗа
Выключатель зажигания, устанавливаемый на автомобилях LADA, омологирован на соответствие международным правилам и требованиям по безопасности.
Описанная в запросе блокировка руля может наступать, если ключ не довернут в фиксированное положение «зажигание». В этом случае под действием вибрации ключ может вернуться в положение «выключено». Это и приводит к возврату в первоначальное состояние включенной блокировки руля, в котором замок пребывал с момента последней активации блокировки при вытаскивании ключа из замка зажигания.
На форумах распространено мнение, что для гарантированного выключения механизма блокировки необходимо повернуть ключ в положение «стартер». На самом деле достаточно повернуть ключ в фиксированное положение «зажигание». При повороте ключа из позиции «выключено» в позицию «зажигание» происходит разблокировка вала руля запорным стержнем выключателя зажигания и фиксация запорного стержня. Важно отметить, что фиксация запорного стержня происходит в конце поворота ключа, только в фиксированной позиции «зажигание».
Если водитель не уверен в том, что довел ключ в фиксированное положение, то он может подстраховаться, довернув ключ в положение «стартер» при уже пущенном с автопуска двигателе. В автомобилях LADA есть система защиты: ключ сделает холостой ход без срабатывания стартера.
Парковка на «автомате».
У новичков может случиться и такое. Машина с автоматической коробкой блокирует механизм рулевого управления, находясь в режиме «парковка», если он предусмотрен в автомобиле.
С решением же под силу справиться даже тому, кто сел в автомобильное кресло впервые. Достаточно перевести рычаг управления коробкой в любое другое положение. Если проблема сохраняется, значит, дело было не в этом. Некоторые опытные автомобилисты советуют подтолкнуть машину с АКПП на пару метров на нейтральной передаче и еще раз попробовать.
Так как цена на ремонт автомата или любой из его частей достаточно высока, лучшим оружием против этого станет внимательность. Всегда обращайте внимание на положение рычага и не торопитесь при старте.
Оплошность водителя.
Очень часто блокировка происходит из-за срабатывания противоугонного механизма или по причине того, что ключ не был до конца вставлен в скважину. При попытке прокрутить руль вправо или влево, происходит взаимное замыкание. Что делать в таком случае?
Самый простой способ – одновременно крутить ключ и колесо управления. Это можно делать по разным алгоритмам: в одну сторону, в разные стороны, плавно или резко. Такой метод может занять немало минут и не факт, что он окажется действенным. Но, тем не менее, некоторым счастливчикам из числа автовладельцев везло.
Иногда достаточно приложить физическое усилие на систему зажигания. Но есть большая вероятность поломки металлического лезвия, что грозит заеданием корпуса ключа в отверстии. Куда более эффективным может быть физическое воздействие непосредственно на руль, с целью сорвать защитный механизм. Сила понадобится большая, особенно для новых машин, да и гарантий на то, что это поможет, просто нет.
Цена решения проблемы
При невозможности отремонтировать сломанный механизм, необходимо покупать и ставить новый. Обратившись в официальный сервис, вы получите качественную установку оригинального замочного механизма весьма оперативно. Замена замочного механизма в сервисе стоит ориентировочно тысячу рублей.
Если вы хотите выполнить это сами, то сначала надо купить замок, соответствующий модели вашего авто. Это влияет на его стоимость. Обычно, импортные комплектующие стоят от двух тыс. руб., российские до одной тысячи (например, для вазовских автомобилей стоимость механизма составляет в пределах 700 руб.).
Для предупреждения поломок замочного устройства в будущем и продления периода его эксплуатации немаловажно регулярно смазывать подвижные детали. Для этого шприцем впрысните в отверстие немного масла, и трудностей с поворотами ключа в зажигании долго не возникнет.
Мы разобрали главные причины «клинов» ключа в зажигании. И пояснили, как разрешаются подобные затруднения самостоятельно.
Единственный стопроцентный способ.
Вне зависимости от того, какие причины вызвали поломку, если не удается или не хочется исправлять все самому, достаточно обратиться к официальному представителю в дилерский, сервисный или ремонтный центр, который специализируется именно на вашей марке.
Дополнительным фактором, выступающим за обращение к профессионалам, является возможность банальной поломки элементов одной из систем. Самостоятельная диагностика, обнаружение и починка весьма затруднительна, особенно для тех, кто никогда не держал гаечный ключ в руках.
Некоторые водители, сталкивающиеся с аналогичной бедой на протяжении долгого времени, устанавливают на свою машину кнопку «старт», навсегда позабыв о проблеме заклинивания руля и зажигания.
Помните, что самостоятельный ремонт без должной квалификации, особенно связанный с заменами «родных» деталей на «неродные» очень рискован для автомобиля.
Загрязнение скважины.
Разгадка может крыться и в самом отверстии для ключа зажигания. При долгом использовании или неблагоприятных условиях она загрязняется, отчего ключ перестает поворачиваться в нужную сторону, создавая впечатление блокировки.
Если это произошло, сбрызните или слегка залейте в отверстие спирт или жидкость WD-40. Подождав несколько минут, повторите попытку.
Кстати, в зимнее время рекомендуется использование силиконовой смазки или специального фена для обогрева системы зажигания.