Ступица и подшипник ВАЗ 2108 – самостоятельная замена

Нередко приходит сталкиваться с такой проблемой на ВАЗ 2108-2109, когда при движении автомобиля слышится довольно неприятный гул с задней оси, что скорее всего свидетельствует о необходимости замены заднего ступичного подшипника. Эта процедура не из легких, но все же, имея под рукой все необходимое, сделать это можно и в гараже без обращения на СТО. Итак, для замена подшипника задней ступицы понадобится следующий инструмент:

  1. Деревянный брусок небольшого размера
  2. Молоток
  3. Трещотка или вороток
  4. Головки торцевые на 7 мм и 30 мм
  5. Удлинитель или труба по размеру
  6. Щипцы для съема стопорных колец
  7. Тиски
  8. Съемник с поворотными захватами

Порядок демонтажа подшипника на ВАЗ 2109 — 2108

Для начала необходимо выполнить следующие действия:

  • Снимаем пылезащитный колпачок и срываем ступичную гайку
  • Поднимаем автомобиль домкратом и снимаем заднее колесо
  • Снимаем тормозной барабан

Далее можно до самого конца открутить гайку ступицы, используя подходящий вороток и головку:

После чего вынимаем гайку. Затем устанавливаем специальный съемник с поворотными захватами, и закручивая его шток, стягиваем тем самым саму ступицу с полуоси, как это наглядно продемонстрировано на фото ниже:

В итоге получается примерно следующий результат.

Теперь зажимаем ступицу в тисках, и с внутренней стороны при помощи щипцов вынимаем стопорное кольцо.

После этого переворачиваем ступицу и при помощи подходящей проставки и молотка выбиваем подшипник наружу:

Конечный результат проделанной работы можно посмотреть на фото внизу:

Подшипник задней ступицы ВАЗ-2108: размеры

Что касается размера ступичного подшипника, то для обеих модификаций они одинаковы:

  • диаметр наружный, мм – 60;
  • диаметр внутренний, мм – 30;
  • ширина, мм – 37.

Если вам предложат подшипник задней ступицы ВАЗ-2108, размеры которого не соответствуют указанным, лучше откажитесь от этой покупки. Все перечисленные выше параметры предусмотрены ГОСТ 520-2002. Заграничные аналоги запчасти изготавливаются в соответствии с требованиями ISO 15:1998 и имеют такие же размеры.

Установка нового ступичного подшипника на ВАЗ 2109 — 2108

Берем новый подшипник и смазываем его обойму, а также внутреннюю поверхность ступицы, смазкой типа «литол»:

А теперь аккуратно наставляем новый подшипник и запрессовываем его на свое место.

Делать это стоит очень осторожно, чтобы не было перекосов и чрезмерных усилий. Можно это выполнять, наставляя деревянный брусок и аккуратно бить молотком по центру:

А затем до конца забить все той же проставкой, что и при снятии. Запрессовывать необходимо до тех пор, пока не появится углубление под стопорное кольцо, соответственно ставим его на место, сживая щипцами:

Далее смазываем внутреннюю часть обоймы подшипника, саму полуось и одеваем ступицу. Сначала можно руками попробовать ее набить, но лучше всего делать это при помощи наставки и бить по внутренней обойме подшипника. На фото ниже показано стрелкой:

Устанавливаем все оставшиеся детали в обратном порядке.

Как определить неисправность подвески и ступицы

Признаком замены ступицы на ВАЗ 2109 может быть сильный шум или стука во время езды. Но это ненадежный источник, поскольку причин возникновения стука может быть несколько: стучать также могут планки ручника, тормозные колодки, сайлентблоки задних стоек. Трудно угадать.

Чтобы сказать точнее, нужно брать домкрат, поднимать, крутить, шатать и проверять. Ступичный подшипник обычно не стучит, но гудеть и вибрацию на кузов давать может. Стук, и довольно сильный, будет издавать только требующий замены подшипник. Поэтому не всегда приходится выполнять замену задней ступицы Ваз 2108 и 2109.

Проверить состояние подшипника несложно — домкратом поднимаем необходимую сторону, крутим и шатаем колесо, если есть гул — подшипник к замене. Если есть люфт, проверяем затяжку ступичной гайки и колесных болтов.

Не допускается устранение люфта в подшипниках ступиц колёс чрезмерной затяжкой гаек. Момент затяжки гаек крепления ступицы передних и задних должен быть: гайка подшипника ступицы заднего колеса 186,3-225,6 (19-23) Н*м (кгс*м), гайка подшипника ступицы переднего колеса 225,6-247,2 (23-25,2) Н*м (кгс*м).

Далее снимаем колесо и метрометром проверяем биение ступицы, если биение рабочих поверхностей ступицы более 1,5 мм, ступицу нужно заменить.

При замене ступичного подшипника обязательно осмотрите ступицу, если новый подшипник на нее будет устанавливаться очень легко, то такую ступицу надо заменить новой, иначе она будет болтаться. И, несмотря на замену подшипника, провоцировать вибрацию и стук.

В ступицах передних и задних колес применяются шариковые двухрядные подшипники с уплотнителями, не требующие замены смазки и регулировки в процессе эксплуатации.

При выпрессовке ступиц колес подшипники разрушаются. Поэтому выпрессовку ступиц необходимо проводить только в случаях повышенного шума подшипников или значительного увеличения зазора в них: более 0,015 мм — в передних и более 0,030 — в задних.

Советы практика

Я хочу дать вам несколько практических советов, которые надеюсь, упростят задачу замены подшипника на задней ступице автомобиля ВАЗ 2109-2109:

— покупайте подшипник только в автомобильном магазине. На руках не советую;

— не пожалейте денег и приобретите качественную фирменную деталь. Не пожалеете. Да и служить она вам будет долго, не создавая проблемы с ремонтом.

— вы значительно дешевле сделаете ремонт самостоятельно, чем при обращении на станцию технического обслуживании;

— в зависимости от вашего финансового состояния, рекомендую заменить сразу подшипник задней ступицы и на другой стороне автомобиля. Он изнашивался одновременно с первой деталью и тоже скоро придет в негодность;

— если вы уже демонтировали ступицу, обратите внимание и на узлы вокруг нее. При наличии дефектов приступите к их ликвидации.

Я надеюсь, что эта небольшая статья поможет вам самостоятельно произвести необходимый ремонт.

Если в процессе работы возникнут вопросы, пишите в комментарии. Всегда рад ответить и подсказать советом.

Завершение операции

После этого на свое место возвращается шайба и гайка, а ступица вбивается окончательно до упора. После того как это сделано, тормозной диск возвращается на место, одевается колесо, завинчиваются все болты, а автомобиль снимается с домкрата. После окончания всех работ необходимо докрутить гайку ступицы. Стоит отметить, что момент затяжки должен быть 19-23 кгс/м. Иначе говоря, докручивать ее нужно с тем же усилием, с которым до этого она снималась.

После этого на ступицу одевается колпак. Замена подшипника завершена, и автомобиль ВАЗ-2109 готов к дальнейшей эксплуатации.

Источник: ladaautos.ru

Какую ступицу приобрести

На рынке ступицы представлены двумя категориями:

  • фирменные;
  • специализированных торговых марок SNR (Франция, отзывы удовлетворительные*), SKF (Швеция, в рейтинге занимает второе место после SNR), FAG (Германия) и других.

Самый дешевый вариант для отечественных авто обойдется в 200-300 рублей**, средняя цена — 1500-2000 рублей.

Для импортных стоимость порядка 5000-7000 рублей.


Эта деталь позволяет совершенству быть в движении

Ступица — главный элемент ходовой части любого авто. Какие бы революции ни происходили в истории машин, ступица была и останется главным элементом, обеспечивающим движение.

*Данные об отзывах и рейтингах взяты из сети Интернет.

**Цены актуальны на февраль 2022 года.

Исправность ходовой системы, рулевого управления и колес – самые важные факторы безопасности автомобиля. В принципе, можно передвигаться с барахлящим двигателем или коробкой передач, но вышеуказанные узлы просто необходимо держать в исправном состоянии.

В статье изложена подробная инструкция, о том, как заменить подшипник задней ступицы ВАЗ 2108 своими руками. Так же в материале предоставлена информация по артикулам и номерам, размерам, цене у различных производителей.

По сути – деталь отвечает за вращение колеса непосредственно на задней оси. Стандартный подшипник задней ступицы ВАЗ 2108 – это радиально-упорный двухрядный тип шарикоподшипника, внутри которого имеется пластичная смазка.В исправном состоянии номинальная частота вращения достигает 6500 оборотов за минуту. Однако со временем этот узел может выйти из строя и потребуется его ремонт.

Как определить выход из строя подшипника на «восьмёрке» или «девятке»

Я бы вам посоветовал воспользоваться старым проверенным дедовским методом.

Он заключается в следующем:

— садитесь за руль своего автомобиля. Разгоняетесь до скорости 40 км/час и при открытых окнах прислушиваетесь к шуму сзади. Если вы услышите свист, скрежетание или вой это говорит о том, что есть большое подозрение на поломку;

— увеличьте скорость. Вой прекратится, а потом периодически будет появляться с новой силой;

— на поворотах услышите вибрацию, и дисбаланс в задней части салона;

Все это указывает на выход из строя подшипника.

Приложите аккуратно ладонь к тормозному барабану. Почувствуете повышенную температуру. Деталь греется.

Чтобы удостовериться окончательно – поднимите на домкрате автомашину и прокрутите вручную колесо.

Почувствуете люфт и гудение – это утвердит вас в необходимости замены подшипника задней ступицы.

Нужен ремонт и замена изделия. Подготавливаемся к этому. Во первых нужно правильно выбрать качественную деталь.

Как это делается

Весь процесс работы может занять около часа, хотя профессиональные мастера делают это за пятнадцать минут:

  1. Первым делом снимается защитный колпачок со ступицы (он есть не на всех ВАЗ-2109). После этого необходимо расконтрить саму ступицу при помощи зубила и молотка. Следующим шагом станет ослабление болта ступицы. Делается это при помощи торцевого ключа на 30.
  2. Далее автомобиль ставится на первую скорость, под другие колеса ставятся «башмаки», которые не дадут ей сдвинуться с места в случае непредвиденной ситуации.
  3. Следующий шаг – снятие колес. Для этого ослабляются болты, после чего автомобиль поднимается на домкрат. У современных домкратов есть один существенный минус – они могут сложиться в самое неподходящее время. Поэтому, когда машина задомкрачена, под нее стоит подставить какие-либо предметы, которые не дадут ее упасть. Это могут быть кирпичи, колесо и т. п.
  4. Окончательно выкрутить все болты и снять колесо.
  5. Необходимо снять направляющие штифты. Впрочем, на вашем автомобиле их может и не быть.
  6. Снятие тормозного барабана. Если он не снимается, его необходимо аккуратно подбить бруском сзади по граням. Делать это нужно осторожно, так как куски граней могут отлететь.
  7. Гайка ступицы откручивается, после чего снимается с цапфы. Это легче сделать при помощи съемника, но если его нет – воспользоваться монтировкой или каким-либо другим подручным предметом.
  8. Колесо нужно вернуть на место и прикрутить его болтами. До конца это делать необязательно.
  9. После того как колесо прикручено, необходимо резко потянуть его на себя. Ступица выскочит вместе с колесом. Это получается не всегда легко, так как на цапфе могут остаться части подшипника. Если это произошло, то стоит воспользоваться зубилом, молотком, монтировкой или съемником.
  10. Подшипник в ступице фиксируется специальным стопорным кольцом, которое можно вытащить при помощи отвертки.
  11. Для того чтобы окончательно вытащить подшипник из ступицы, желательно использовать специальный съемник, а если его нет, то трубу подходящего диаметра. После ряда ударов по ней подшипник вылетит.
  12. Ступица очищается и смазывается. После этого в нее запрессовывается новый подшипник. Если сохранился старый, то можно вставить и его, но этого делать не рекомендуется. Запрессовка происходит при помощи съемника и тисков или с помощью молотка и проставки. Последняя (металлическая или деревянная) вставляется между молотком и подшипником, после чего ударами подшипник вбивается в ступицу на свое место.
  13. Стопорное кольцо вставляется на свое место, ступица возвращается на ось. Если не заходит, то можно воспользоваться молотком и трубой подходящего диаметра. После нескольких ударов ступица встанет на свое место.

Особенности выбора

Покупая подшипник задней ступицы на ВАЗ-2108, обратите внимание на производителя. В настоящее время более-менее качественные отечественные детали выпускаются такими предприятиями:

  • SPZ (Саратовский подшипниковый завод);
  • СПЗ-4 (г. Самара);
  • VBF (ГПЗ-23 г. Вологда);
  • ГПЗ-20 (Курск).

Считается, что лучшим отечественным производителем подшипников является именно Саратовский завод. Его изделия очень надежны, но при этом не очень дорогие. Так, подшипник задней ступицы на ВАЗ-2108 производства SPZ стоит в пределах 400-450 рублей.

Изделия VBF также отличаются высокой надежностью, а стоят немного дешевле. Подшипники СПЗ-4 и ГПЗ-20 рассчитаны на тех, кто привык экономить на запчастях. Их стоимость еще меньше, но вот качество оставляет желать лучшего.

В продаже есть и импортные аналоги. Стоят они, конечно, дорого, но и качество их не вызывает никаких сомнений. К примеру, подшипник задней ступицы SKF ВАЗ 2108, произведенный в Швеции, стоит порядка 900 рублей. Примерно во столько же обойдется и японский аналог – NSK.

Как снять ступицу заднего колеса и установить новую

Порядок действий по замене выглядит так:

1. Авто устанавливается на подъемник. 2. Далее следует открутить гайки, снять суппорт. 3. Демонтировать шланг, тормозной диск, рычаг рулевого механизма. 4. Освободить ступицу от шаровых опор и снять крепеж стойки. 5. Установить новый подшипник, все детали «вернуть» на место.

Существуют следующие виды ступиц:

  • ведущих неуправляемых колес;
  • ведомых неуправляемых;

Созданы для задних колес переднеприводных машин.

Применяются в передних колесах переднеприводных авто.

Такой вид нужен передним колесам машин с задним приводом.

Замена подшипника передней ступицы ВАЗ 2109

Подшипник ступицы – основная составляющая ступичного узла. Предназначен он для осуществления беспрепятственного и бесшумного вращения колеса. По типу подшипник относится к подшипникам качения. Материалом изготовления зачастую служит нержавеющая сталь.
Передняя ступица ВАЗ 2109

Внутренний диаметр равен 34мм. Наружный диаметр – 64мм. Ресурс узла составляет пятьдесят-шестьдесят тысяч километров. По истечению этого срока необходимо производить диагностику неисправность. Износ механизмов напрямую зависит от качества дорог и резких перепадов температур. В некоторых марках автомобилей устанавливаются неразборные ступичные узлы. В них замена подшипника не предусмотрена заводом производителем. Благо на ВАЗ 2109 установлена ступица разборного типа. Подшипники приобретайте отечественных производителей. Их несколько в нашей стране. Ни в коем случае не покупайте подшипники китайского происхождения. Используемый ими металл достаточно плохого качества для российских климатических условий, в связи с чем срок службы у них минимальный. Бывает, что размер не совпадает с оригиналом. При покупке покрутите подшипник в руке, при этом никаких препятствий при вращении быть не должно. В противном случае деталь является бракованной. При необходимости измерьте диаметр штангенциркулем для сравнения.

Измерьте перед покупкой

Износ подшипника характеризуется посторонними шумами при движении автомобиля. Издаваемый спереди звук может сопровождаться гулом, скрипом, свистом, треском. При этом не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, так как подшипник может заклинить во время движения, что может привести к ДТП. Для проведения диагностики своими руками поставьте автомобиль на стояночный тормоз. Приподнимите переднюю часть автомобиля, откуда слышен характерный звук при езде. Покрутите колесо по направлению вращения при движении автомобиля, и в обратную сторону. Послушайте, есть ли посторонние звуки. Затем проверьте на люфт. Для этого возьмитесь обеими руками за верхнюю и нижнюю части автомобиля и поочередно дергайте руками от себя и на себя. Если подшипник исправен характерных звуков, вроде гула, скрипа, хруста и люфта не должно. Замена подшипника своими руками не является трудоемким, сложным процессом. По времени занимает несколько часов при наличии всех необходимых инструментов, в том числе съемника.

  • плоская отвертка,
  • зубило,
  • молоток,
  • гаечные ключи,
  • накидной ключ или головка на 30мм,
  • wd-40,
  • домкрат,
  • балонный ключ,
  • монтировка небольшого размера,
  • смазка для подшипников (шрус, литол),
  • новый подшипник,
  • съемник.

Съемники бывают разных типов. Например, универсальный съемник. Поэтому и размеры у них разные. При покупке берите тот, который считаете удобным.
Съемник для ступицы ВАЗ 2109

При выходе из строя подшипника с одной стороны рекомендуется заменить и с противоположной стороны. Процесс разборки можете заснять на видео, чтобы было потом легче собирать и ничего не забыть.

  1. Снимите металлическую заглушку (диаметр примерно 50мм.) в виде колпака со шруса при помощи отвертки и молотка небольшого размера при необходимости.
    Снимаем колпак ступицы
  2. Накидным ключом или головкой на тридцать расконтрите и ослабьте натяжную гайку, накрученную на шрус.
  3. Ослабьте гайки, крепящие колесо.
    Откручиваем ступичную гайку
  4. Поднимите переднюю часть автомобиля с помощью домкрата. Открутите болты и снимите колесо.
  5. Открутите два болта тормозного суппорта ключом на семнадцать и отсоедините его от тормозного диска.
    Отсоединяем крепление суппорта
  6. Отсоедините нижнюю шаровую опору, предварительно открутив крепящие болты.
    Отсоединяем шаровую
  7. Открутите направляющие болты с тормозного диска. Важно не сорвать шляпку при откручивании. Если приржавело или прикипело воспользуйтесь wd-40. Для этого брызните на место соединения направляющих болтов и тормозного диска несколько раз. По истечении пяти трех-пяти минут пробуйте открутить.
    Откручиваем штифты тормозного диска
  8. Отсоедините гранату со ступицы, потянув диск на себя. Аналогично видео.
  9. Снимите тормозной диск (диаметр 239 мм) и открутите ступичную гайку до конца.
    Снимаем тормозной диск
  10. При помощи съемника отсоедините ступицу с вала. Если нет такого инструмента, воспользуйтесь шпильками и тормозным диском. Накрутите две шпильки на ступицу и диск, затем короткими и точными ударами молотка по тормозному диску выбейте ступицу. Посмотрите видео.
    Отсоединяем ступицу с вала
  11. Теперь снимите подшипниковый узел с шруса. Можно использовать съемник.
  12. Затем снимите стопорное кольцо, который установлен перед подшипником.
    Снимаем стопорное кольцо
  13. При помощи съемника извлеките сам подшипник. Замерьте диаметр на всякий случай, если подшипник еще не приобрели. А лучше возьмите его с собой.
  14. Смажьте новый подшипник машинным маслом чтобы было легче потом запрессовать его обратно.
  15. Обильно смажьте посадочное гнездо подшипника шрусом или литолом.
  16. Установите при помощи того же съемника новый подшипник на место.
  17. Поставьте на место подшипниковый узел и ступицу. Отложите в сторону съемник, он больше не нужен.
  18. Далее соберите все в обратном порядке.

Обращаю Ваше внимание на то что, гайку шруса необходимо использовать новую. После осуществления замены подшипника его нужно отрегулировать. Для этого закрутите гайку до упора, затем немного откручивая проверяйте вращение колеса. Оно должно крутиться беспрепятственно. После чего проверьте на люфт. Возьмитесь за колесо обеими руками и подергайте его в вертикальной плоскости. Разрешается минимальный люфт. После всех проделанных действий, нужно накернить гайку. Для этого на шрусе предусмотрены две каемки. Уприте зубило в каемку и ударами молотка вогните в отверстие наружный край гайки. Это нужно для предотвращения вращения гайки при эксплуатации автомобиля. Через некоторое время проверьте натяжку подшипника. При необходимости повторите процесс регулировки. Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобиль с неисправным подшипником, так как это может привести к плачевным результатам. Тем более что стоят подшипники недорого. Лучше вовремя осуществите замену и ездите со спокойствием и ощущением безопасности. Для наглядности смотрите видео:
Не забудь сохранить статью!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]