Основное назначение коробки переключения передач — изменять величину крутящего момента. Собственно говоря, переключение скоростей возможно только через работу КПП. На ВАЗ 2107 устанавливаются пятиступенчатые механические коробки, которые отличаются повышенной работоспособностью и долгим сроком службы. Главным элементом коробки считается первичный вал, с которого и начинается движение автомобиля вперёд.
- Как снять первичный вал с коробки
Фотогалерея: основные этапы работ - Выбраковка первичного вала
- Как определить износ подшипника
- Как снять старый
Видео: замена подшипника первичного вала на ВАЗ классике
Первичный вал КПП ВАЗ 2107
Всего в конструкции КПП «семёрки» присутствует три вала:
- первичный;
- вторичный;
- промежуточный (через который и взаимодействуют два первых вала).
Однако ведущая роль отведена именно первичному, так как именно через него и начинается взаимодействие всех шестерёнок в машине на других валах.
Первичный вал КПП ВАЗ 2107 изготавливается вместе с шестерёнкой постоянного зацепления. Этот элемент имеет косые шлицы, что и позволяет максимально чётко цепляться с зубцами вала. К тому же на валу, помимо четырёх шестерён, устанавливается ещё и синхронизатор, который позволяет валу двигаться одновременно с косозубой шестерёнкой.
Косое расположение зубьев служит для максимально быстрого и жёсткого сцепления в процессе работы
На передней части изделия имеются шлицы — именно на них и располагается диск сцепления. Чтобы первичный вал мог легко вращаться, он оснащается двумя роликовыми подшипниками:
- передний — в торце коленвала;
- задний — в передней стенке картера КПП.
Первичный вал ВАЗ 2107 имеет строго выверенные размеры:
- общая длина цилиндра — 160 мм;
- длина вала до шлицевого диска — 87 мм;
- диаметр — 25 мм.
Небольшой продолготовый узкий цилиндр, на котором располагаются шестерни
Расположение
Поскольку мы говорим про ВАЗ 2114, то первым делом определим место нахождения элемента.
На четырнадцатых подшипник-первичник располагается на валу за сальником.
Примечательно, что на некоторых коробках передач этот подшипник дополнительно играет роль сальника, принимая на себя нагрузку вместе с выжимным подшипником.
Чтобы добраться до поврежденного компонента коробки передач, придется снять КПП. При выборе нового элемента обязательно сверьтесь с рекомендациями из руководства по эксплуатации вашего ВАЗ 2114 относительно габаритных размеров компонента.
Как снять первичный вал с коробки
Коробку передач необходимо установить на ровной поверхности, чтобы ничто не препятствовало её разборке. Важно перед началом работы очистить корпус от грязи и подтёков жидкостей, чтобы мусор случайно не попал внутрь корпуса.
Коробка имеет вид вытянутого колокола
Для работы понадобятся стандартные инструменты:
- набор гаечных ключей;
- плоская отвёртка;
- толстый болт или отвёртка с мощным лезвием.
Вытаскивать первичный вал из КПП нужно строго по регламенту:
- Вытащить из корпуса коробки указатель уровня масла.
- Выкрутить болт с плоской шайбой и две гайки, которые держат кронштейн тросика сцепления. Снять механизм троса с КПП.
- Выкрутить с крышки коробки четыре болта и снять крышку.
- Открутить болт с пружинной шайбой, который фиксирует одну часть первичного вала.
- Перед тем, как начать работу с первичным валом, нужно будет предотвратить прокручивание валов между собой. Для этого их нужно зафиксировать: например, вставить между зубьев толстую отвёртку.
- Расконтрить гайку крепления первичного вала. Она очень жёстко посажена и на снятие может уйти много времени.
- После этого вал аккуратно вытащить из корпуса КПП.
Фотогалерея: основные этапы работ
Даже после откручивания болтов крышка будет плотно прилегать к корпусу, поэтому потребуются усилия для её снятия
Самый сложный этап работы, когда приходится выкручивать эту гайку
Первичный вал необходимо крайне осторожно вытаскивать из коробки, чтобы не повредить как сам вал, так и смежные элементы
Для дальнейшей работы нужно будет протереть все механизмы, чтобы иметь возможность провести дефектовку.
Соответственно, монтаж первичного вала в коробку передач производится в обратном снятию порядке.
Выбраковка первичного вала
Когда автомобиль и КПП работают в штатном режиме, у водителя, как правило, не возникает никаких подозрений о выработке ресурса вала и его элементов. Однако если машина начинает «чудить», например, не срабатывает передача или скорость начинает включаться в произвольном порядке, то нужно убедиться в работоспособности коробки и, в частности, первичного вала.
Выбраковка проводится при снятой коробке передач, так как только таким образом можно внимательно рассмотреть все детали вала и определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
Такая шестерня не может больше эксплуатироваться, требуется замена
Правильная процедура выбраковки проводится по следующей схеме:
- Визуальный осмотр первичного вала на предмет потёртостей и деформаций.
- Общее состояние стопорных колец, пружинки блокирующего колечка.
- Износ шлицов.
- Задиры и заусенцы на шестерёнках.
То есть обычный осмотр механизма позволяет определить степень износа каждого элемента и при необходимости заменить их. Важно, чтобы шестерни и шлицевая часть первичного вала не имели даже малейших повреждений, в противном случае придётся поставить новые детали.
Подшипник первичного вала
КПП «семёрки» обладает потрясающей «живучестью»: так, коробка может «пережить» один и даже два капитальных ремонта двигателя, после чего владельцу авто придётся её ремонтировать. Однако в конструкции коробки очень много мелких деталей, которые, к сожалению, не могут похвастаться своим ресурсом. Чаще всего водителю приходится немного модернизировать устройство КПП именно за счёт замены подшипников.
На первичном валу коробки ВАЗ 2107 монтируются металлические подшипники открытого типа со следующими характеристиками:
- производитель — ВПЗ 23 Вологда;
- артикул — 2107–1701033/2101–1701068;
- длина — 120 мм;
- ширина — 95 мм;
- высота — 95 мм.
Вологодские подшипники служат долго, так как изначально предназначались именно для конструкции ВАЗ
Основная функция подшипника первичного вала — это работа опоры качения, то есть позволять валу легко перемещаться по своей оси.
При выработке ресурса вологодских подшипников водители иногда приобретают продукцию других российских компаний. Как показала практика, импортные подшипники отличаются только более высокой стоимостью, а не высоким качеством, поэтому смысла переплачивать за них нет. А отечественный производитель вполне соответствует всем тем требованиям качества и долговечности, которые предъявляют к ним автолюбители.
При выборе производителя следует иметь ввиду, что более высокая цена за единицу товара ещё не говорит о безупречном качестве. Однако четыре российских завода уже имеют репутацию поставщика надёжной и доступной продукции:
- завод ВПК — примерная цена за 1 подшипник составляет 270 рублей;
- завод ГПЗ — стоимость изделия равна 190–200 рублям;
- завод SPZ (3 ГПЗ) производит самый дорогой аналог вологодских подшипников, цена от 450 рублей;
- завод СПЗ-4 — ценовая политика достаточно лояльная, подшипник для первичного вала обойдётся в 220 рублей.
Выбирая подшипники для своего авто, нужно ориентироваться не только на их стоимость, но и бренд производителя
Как определить износ подшипника
Будучи составным устройством, любой подшипник со временем может начать распадаться на части. Поэтому определить его износ можно без разборки КПП на слух и по тем неполадкам в работе коробки, которые водитель сразу же заметит.
Признаками неисправной работы подшипников первичного вала КПП ВАЗ 2107 можно считать:
- Посторонние шумы и хруст при работе двигателя даже на нейтральной передаче.
- Удары в полости коробки во время движения даже на малой скорости.
- Произвольное включение или выключение передач.
- Отсутствие возможности включения педали сцепления из-за того, что подшипник на валу заклинило.
Все проблемы с подшипниками можно выявить только в поездках, при работающем моторе и коробке
Игнорировать любой из этих признаков нельзя: если подшипник вышел из строя, то это может привести к серьёзным последствиям для управления машиной. Помимо этого, перекосы подшипника быстро повлияют на работу смежных устройств.
Признаки наступления поломки
- На нейтралке, при работающем движке прослушивается посторонний и непрекращающийся шум;
- Коробка передач постукивает в движении, причем звуки есть на любой передаче;
- Периодически передачи выключаются без вашего участия, самопроизвольно;
- В ряде случаев сцепление не выключается – это если подшипник заклинило;
- Просто забыть про проблему – это обеспечить себя в ближайшем будущем огромной головной болью и солидными расходами.
Перекошенный подшипник вполне в состоянии поспособствовать разрушению диска сцепления. Но даже без перекоса, изношенная деталь быстро приведет к необходимости ремонта всего сцепления или КПП.
Замена подшипника первичного вала КПП ВАЗ 2107
Проще всего выполнять замену износившегося элемента именно на снятой коробке. На ВАЗ 2107 есть возможность снятия подшипника с первичного вала непосредственно с КПП в автомобиле, но процедура эта весьма трудоёмкая и длительная.
Подшипник — это устройство, которое не поддаётся ремонту и восстановлению. Поэтому при поломках и износе необходимо менять подшипник на новый.
Для работы нужно подготовить обычные для любого водителя инструменты:
- отвёртка с мощным плоским лезвием;
- молоток;
- при необходимости съёмник.
Как снять старый
С уже снятой с машины КПП нужно удалить колокол (кожух) и стопорные колечки. Разбирать полностью коробку не потребуется:
- Подцепить отвёрткой специальную проточку подшипника первичного вала. (она имеет вид кольца).
- Тянуть на себя вал, используя подшипник в роли опоры для давления.
- Аккуратно вытягивать подшипник, периодически совершая по нему удары молотком.
- После каждого молоточного удара рекомендуется немного проворачивать вал, чтобы не получилось вмятин или перекоса подшипника.
- В итоге после этих действий подшипник легко снимается со своей опоры.
Следует очень аккуратно проводить снятие, так как можно повредить вал
Работа может занять от 5 до 30 минут, в зависимости от прилагаемых усилий и мастерства водителя. В некоторых случаях приходится использовать съёмники, так как подшипник очень жёстко посажен на вал.
Как поставить новый
Далее потребуется на место старого подшипника установить работоспособный. Для этого:
- Новый подшипник запрессовать на вал при помощи молотка.
- Молотком нужно работать только по внутреннему кольцу подшипника, иначе он может деформироваться.
- При запрессовке необходимо тянуть первичный вал немного вперёд, чтобы подшипник легче зашёл.
Устройство
Преимущественно для опоры вала применяются игольчатые подшипники. Использование тонких и длинных роликов позволяет свести к минимуму толщину кольца вместе с сохранением высокой устойчивости к нагрузкам.
Крепление детали имеет свои особенности. В процессе эксплуатации элемент вырабатывает свое место установки. За счет нарастающего люфта и вибраций деталь постепенно разрушается, и тогда необходимо заменить ее.