Кузов ваз 2109 — его ремонт и замена кузовных деталей


Print this article Font size 16

Учитывая нынешние возможности в плане покупки запчастей, материалов, инструментов, а также относительной простоты конструкции автомобиля ВАЗ 2109, провести ремонт кузова своими руками — задача далеко не самая сложная. Многие выполняют самостоятельно кузовные работы, не уступая по качеству специализированным мастерским.

Задача – вернуть качество

Особенности кузова Ваз 2109

«Девятка» — это переднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Оснащена автомашина 5-ю дверями. Имеет несколько модификаций, выпущенных в разное время и с разной целью – 21091, 21093, 21099.

Кузов Ваз 2109

Кузов «девятки» изготовлен в несущей конструкции, является 1-объемным. Внутри машины спокойно помещается 5 человек, хотя седановской комфортабельности в хэтчбеке нет. Именно с целью повысить удобство и вместительность салона была придумана одна из модификаций «девятки» — Ваз 21099.

Кузов «девятки» отличается клиновидной формой, что уже говорит в плюс. Дело в том, что такая форма позволяет существенно улучшить АЭД* характеристики, уменьшить сопротивление встречных потоков воздуха при движении транспортного средства.

АЭД* — аэродинамические

Сглаженные поверхности передней части кузова ваз 2109

Немалую пользу в снижении воздействия потоков воздуха приносят сглаженные наружные поверхности капота, больший наклон лобового и заднего стекла, а также необычайно плавное соединение переднего бампера с остовом кузова.

Такая компоновка кузова вкупе с более экономичным силовым агрегатом и новыми формами шин позволили значительно уменьшить расход топлива.

Кроме того, с этим показателем тесно связано и уменьшение массы кузова, что удалось осуществить за счет внедрения легких пластмасс и новых композитных материалов. Пластмассовые детали кузова и салона «девятки», а их в автомобиле немало, весят около 80 кг.

Примечание. Уменьшение массы автомобиля Ваз 2109 связано также и с использованием легких алюминиевых материалов.

Для проведения тюнинга на «девятке», полезно будет знать, сколько весит кузов Ваз 2109. Это даст возможность усилить каркас, добавляя столько лишнего веса, сколько нужно. По данным таблицы ниже мы видим, что вес кузова Ваз 2109 в голом состоянии составляет 450 кг. Такую массу конструкторы называют полезной.

Вес и другие показатели кузова ваз 2109

Несмотря на малый вес, автолюбителю дается возможность легко перевозить в багажнике от 50 до 275 кг различного груза, в зависимости от количества пассажиров внутри салона.

Благодаря переднему приводу и особому устройству кузова «девятка» отличается завидной устойчивостью против бокового заноса. Хорошая управляемость обеспечивается, опять же, за счет передних ведущих колес и совпадения направления силы тяги с направлением движения колес.

Ваз 2109 на зимней дороге

Особенно хороша управляемость «девятки» в сравнении с другими отечественными машинами, на обледенелых дорогах, скользких трассах и так далее.

К тому же, переднеприводное устройство автомашины позволяет полнее использовать длину кузова по сравнении с заднеприводными моделями. Это дает также возможность уменьшать массу автомобиля, делать удобнее салон и посадку водителя.

Из-за отсутствия в «девятке» промежуточных звеньев трансмиссии можно увеличить полезный объем автомашины без увеличения габаритов кузова. В «девятке» туннель пола короткий, здесь размещаются только части тормозной и выхлопной системы.

Ваз 2109 хэтчбек

Задняя часть «девятки» тоже очень компактна. Бак для топлива на 20 л размещен под задним сиденьем, а запаска нашла место в нише пола багажного отсека. Это помогло увеличить свободное пространство багажника.

Подробнее про устройство кузова Ваз 2109 можно узнать из таблицы ниже.

Контрольные точки

Замер расстояний между контрольными точками кузова — это самый распространенный способ проверки состояния автомобиля. Выполнив замеры, требуется сверить их с паспортными данными.

Проверка выполняется следующим образом:

  • Проводится сверка размеров по диагонали;
  • Проверяется текущее состояние стоек машины;
  • Крыша изучается визуально, проверяются размеры диагоналей самой крыши и дверной рамы;
  • Повышенное внимание уделяется замерам задней и лобовой оконной рамы;
  • Выполняется визуальный осмотр всего кузова с различных ракурсов с целью определения наличия зазоров, выпуклостей, отличающихся от требуемых параметров.
Контрольная точка Паспортные размеры Допустимое отклонение (+/-)
Диагональ переднего дверного проема от края нижнего порога до середины крыши 1345 миллиметра 5 миллиметров
Диагональ переднего дверного проема от крайней нижней точки ветрового стекла до середины нижнего порога 1000 миллиметров 5 миллиметров
Расстояние между передними дверными петлями до стойки по прямой линии 963 миллиметра 5 миллиметров
Диагональ заднего дверного проема от точки соединения нижнего порога с центральной дверной стойкой до крыши 1112 миллиметра 5 миллиметров
Диагональ заднего проема двери от верха центральной стойки до нижнего порога 860 миллиметров 5 миллиметров
Длинная диагональ задней боковой рамы окна 706 миллиметров 3 миллиметра
Короткая диагональ задней боковой рамы окна 383 миллиметра 3 миллиметра
Диагональ капота 1610 миллиметров 5 миллиметров
Расстояние от середины ветрового стекла до середины капота 712 миллиметров 5 миллиметров

Особенности и устройство кузова Ваз 2109

Тип кузова5-дверный хэтчбек
ОсобенностьЦельнометаллический, несущий, однообъемный
Длина/ширина/высота, мм4006/1650/1402
Колесная база, мм2460
Колея спереди/сзади, мм1400/1370
Дорожный просвет, мм170
Допустимая масса, кг1340
Снаряженная масса, кг915
Масса кузова (полезная масса), кг450
Масса перевозимого груза при трех пассажирах в салоне, кг50
Масса перевозимого груза при одном пассажире, кг275
Максимальная скорость, км/ч148
Время разгона автомобиля с водителем и одним пассажиром до 100 км/ч, с16
Передняя подвеска«Макферсон», независимая с амортизационными телескопическими стойками с винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвескаТорсионно-рычажная, с винтовыми цилиндрическими пружинами, амортизаторами двустороннего действия

Восстановление головки блока цилиндров (ГБЦ)

После снятия головки блока цилиндров она в обязательном порядке промывается ацетоном, камеру сгорания нужно очистить от нагара. Аналогично чистятся такие детали, как распредвал, и клапанная группа.

В процессе осмотра состояния элементов ГБЦ может быть выявлена необходимость замены:

  • клапанов;
  • пружин;
  • направляющих втулок;
  • толкателей клапанов и регулировочных шайб;
  • крепежных болтов ГБЦ;
  • прокладок впускного и выпускного коллекторов.

Дополнительно может потребоваться замена распределительного вала. Если было установлено, что имеет место неравномерность привалочной плоскости головки, можно попробовать провести притирку. Но специалисты рекомендуют при негерметичности ГБЦ производить ее замену.

Усиление и модернизация

Ваз 2109 усиление кузова

Усиление или тюнинг кузова Ваз 2109 согласно инструкции должен проводиться лишь в том случае, если владелец хорошо разбирается в конструктивных особенностях автомобиля, имеет соответствующее понимание устройства, знает технические данные по массе и другим параметрам. В противном случае лучше доверить работы по модернизации профессионалам на СТО. Правда, цена их услуг в этих вопросах слишком завышена, но вы останетесь довольны результатом.

Итак, тюнинг автомобиля Ваз 2109 – это прежде всего модернизация его кузова. С этого начинают процесс всегда, а уже после доводят силовой агрегат и другие узлы машины до желаемого состояния.

Необходимость проведения усиления на «девятке» и показатель КЖ

Тюнинг ваз 2109 кузова

Интересно, что многие владельцы «девятки» устанавливают современные усилительные комплектующие больше ради красоты. Это никак не может говорить в плюс усиления, так как в большинстве своем такие элементы способны дать лишь декоративную пользу.

Напротив, если целью тюнинга станет в первую очередь усиление кузова, ТК*, распорки, штанги и косынки можно подобрать соответствующие. Они уже существенно усилят каркас, повысят его способность противостоять внешнему воздействию.

ТК* — трубчатый каркас безопасности

Трубчатый каркас безопасности

Усиление, как и говорилось в начале статьи, процедура обязательная. Установив в конструкцию кузова продольные и поперечные усилительные элементы, можно добиться существенного повышения жесткости каркаса кузова, а это уже очень хорошо. Сохранится целостность первоначальной конструкции, полученной на заводе и одновременно, повысятся соответствующие параметры крутильной жесткости . При этом вес машины практически не увеличится.

Каким бы ни был кузов жестким, он будет иметь слабые, уязвимые зоны. Даже, если под воздействием внешних сил эти места получат всего лишь повреждения микроскопического характера, со временем это неминуемо перерастет в большую проблему.

Убедиться в слабости кузова «девятки» можно на простом примере:

  • Поднимаем автомобиль на домкрат (можно с одной или двух сторон сразу);
  • В 80-90% случаев двери машины заклинивают в проемах, что говорит о деформации кузова.

Жесткость на скручивание или КЖ – один из важнейших показателей состояния кузова. Хэтчбеки в этом плане гораздо крепче седанов. Так, усиление кузова на Ваз 21099 (тип кузова седан) должно проводиться гораздо обширнее, чтобы появилась возможность увеличения КЖ.

Распорка сзади

Но, опять же, кузов Ваз 2109 имеет низкий показатель КЖ, если сравнивать его с некоторыми хэтчбеками иностранного производства. Это означает, что повороты автомобиль проходит хуже, с некоторой задержкой, так как мешают конструктивные особенности.

Кроме того:

  • При маневрах и экстремальной езде вносит рассогласованность в работу подвесок металл в зонах крепления рычагов;
  • Из-за периодического скручивания, возникающего при активной езде, кузов «девятки» вскоре стареет или как принято говорить инженерами, «устает». Это неминуемо сказывается на разрушении сварочных швов и появлению интенсивной коррозии.

Примечание. Как и говорилось выше, лучше в показателях КЖ проявили себя хэтчбеки, особенно 3-дверные. Хуже – седаны, универсалы и минивэны.

Современные комплектующие для усиления кузова

Благодаря технологическому прорыву последних лет, конструкторам удается придумывать различные варианты усилительных элементов.

Ваз 2109 тюнинг кузова

Чаще всего в современном кузовном тюнинге применяется распорка на переднюю подвеску. Ставят ее на кузовные «стаканы». Эффект дает о себе знать сразу же, как только автомобиль набирает скорость или водитель маневрирует каким-либо другим способом.

В мир тюнинга распорка, как и большинство тюнинг комплектующих, пришла из большого спорта. Кузов спортивного автомобиля усиливался таким элементом в обязательном порядке, так как увеличивалась жесткость, что положительно сказывалось на управляемости.

Если иметь в виду пользу распорок в техническом плане, то они становятся эффективным методом лечения врожденной вялости автомашины вазовской модели. Практически всем моделям АвтоВаз распорка дает только положительный эффект.

Спортивный тюнинг Ваз 2109

Что касается практического эффекта, то он проявляется в большей степени при экстремальных способах езды. При обычной, спокойной езде водитель не почувствует никакого вмешательства распорки в конструкцию автомобиля.

Вот какие плюсы способна дать передняя растяжка переднеприводным моделям Ваз 2109 и Ваз 21099:

  1. Ускоренные реакции рулевого колеса;
  2. Собранность кузова (ощущается водителем при длительной езде – если нет распорки, машина после нескольких сот километров становится «ватная»);
  3. Ездовые характеристики становятся «острее», люфт в руле проявляется отчетливее и движение более похоже на спортивное (руль хоть и быстрее реагирует, но делает это как-то непредсказуемо, с ускоренным поворотом);
  4. Несмотря на вышеприведенное свойство, управлять «девяткой» с установленной распоркой гораздо легче, так как исчезает чувство напряженности, увеличивается показатель максимальной скорости прохождения на переставке.

Одним словом, распорка как таковая, принесет больше пользы владельцу, если он уважает активную, так сказать, спортивную манеру езды. Любителям спокойного, однотипного движения, когда скорость машины редко превышает 60 км/ч, распорку лучше не ставить, хотя и явных минусов наблюдаться при этом тоже не будет.

Существует еще много способов кузовного тюнинга на Ваз 2109. Все мы приводить не будем. На эту тему есть много интересных публикаций на нашем сайте, в которых процесс проведения тюнинга описан более подробно.

«Я не делал автомобиль, чтобы он стоял в серванте»

Обновленную машину я выкатил из гаража в декабре 2022 года. С той поры зимой я езжу практически каждый день, и это парадокс: многие наоборот берегут старые машины от наших солей, а мне только зимой автомобиль в основном и нужен! Летом я с большего передвигаюсь на мотоцикле, а «восьмерка» годится раз в неделю, чтобы груз какой-нибудь перевезти или еще нечто подобное.

Мне абсолютно не жаль моих стараний и трат. Я не делал автомобиль, чтобы он стоял в серванте, как говорится, только тряпочкой не забывай протирать. Смысл тогда в такой машине? Она должна ездить. Конечно, она ржавеет, изнашивается – а что делать? Ничто не вечно. Но до состояния, чтобы она прямо сгнила, еще очень далеко. Я за этим слежу, перед сезоном все промазывается мовилем и пушсалом.

За почти два года я проехал 17.000 километров. Критических неисправностей за это время не было. Разве что вышло из строя реле-регулятор, возможно, его просто залило водой. Аккумулятор не заряжался пару дней, и в итоге машина не завелась. Зарядил батарею – поехал дальше, реле даже не менял, проблем не было.

После замены мотора он иногда глох после продолжительной езды. Причина была копеечная – засорилась сетка бензонасоса. Она стоила ровно рубль, на замену потратил полчаса – проблема ушла, ездим дальше. Для меня, как я шучу, это был пусконаладочный процесс.

В 2022 году на «восьмерке» ездить неудобно. Приятно ли? Это сугубо личное дело, мне этот автомобиль нравится, он не вызывает отторжения. Единственное, что хотелось бы улучшить, но это просто физически невозможно, – шумоизоляция. В салоне грохочет пластик как ни крути, что ни делай. У меня все проклеено, собрано и промазано, но увы – дешевый советский пластик…

Ход у подвески приличный – все-таки «восьмерку» делали для суровых советских дорог. И по асфальту, и по бездорожью машина хорошо идет. Она в меру мягкая.

Самое габаритное, что перевозил, – салон для нее же. Вез из Витебска панель приборов, все обшивки дверей, ковры и прочие мелочи. Все это было накидано буквально под потолок. Как-то возил две двери от BMW E30 и крыло от нее же – все поместилось.

Пластинка «Кино» катается в багажнике как связь между поколениями

Ржавчина по кузову? В этих местах к покраске машину готовил лично я. На одной арке была сквозная дырка, но поскольку арки родные, я не хотел переваривать элемент целиком – жаль родное железо, операция слишком серьезная. А такую ржавчину, к сожалению, ничем не поборешь, она все равно вылезет.

Как вытянуть части кузова «девятки» своими руками

Фото как вытянуть кузов на ваз 2109

В заключении статьи хотелось бы остановиться на таком моменте, как деформация кузова. Если «девятка» имеет какой-либо деформированный участок кузова, то ни о каком проведении тюнинга и речи быть не может, пока не будет проведено восстановление.

Как правило, полное восстановление кузова и устранение деформаций проводится на специальном станке. Называется он стапель. Это профессиональное оборудование, на котором осуществить процедуры способен только опытный и знающий спец.

Что касается восстановления кузова в домашних условиях, то надо иметь в виду, что возможна такая операция только для незначительных составляющих. Так, массивные кузовные элементы, такие как лонжерон или балка, без стапеля вытянуть не удастся. Но с помятым порогом или крылом можно успешно справиться и своими силами у себя в гараже.

Алгоритм проведения работы не отличается большой сложностью:

  • Машина ставится на ручник, под колеса подкладываются упоры;
  • Один из концов троса привязывается к монолитной опоре, например, к большому и прочному дереву;
  • Другой конец привязывается к детали кузова;
  • Наматыванием металлического стержня на трос, становится возможным постепенно натягивать трос.

Проводя эти работы, надо помнить, что аккуратность здесь крайне важна. Так, при сильных вмятинах лучше не спешить, а натягивать трос понемногу, оставляя металл под усилием некоторое время. Таким образом, металлу дается как бы «передышка», необходимая для выдержки дальнейшей растяжки.

Установка для выравнивания кузова

Одновременно с растяжкой на тросе, рекомендуется с обратной стороны детали, где вмятина, обработать поверхность молотками рихтовочного типа. Бить нужно не по металлу, а по дощечке, заботливо подложенной в этом месте.

Совет. Вместо троса лучше использовать прочную цепь, так как нередко трос не выдерживает и рвется, что может нести в себе опасность для жизни.

Что мы узнали из статьи? Кузов «девятки», в принципе, отличается неплохими конструктивными особенностями, но для дальнейшей его безотказной эксплуатации рекомендуется его усиливать. Фото – материалы и видео обзор, представленный выше, помогут закрепить приведенный в статье материал.

Полная замена

При сильных повреждениях от коррозии либо устаревания металла проводится полная замена днища «девятки». Для этого требуются:

  • усилители;
  • пороги;
  • домкрат;
  • соединители;
  • дно;
  • лонжероны.

Для ремонта «девятки» можно использовать одну вторую днища салона 2108.

Подготовительные работы

Перед заменой демонтируются двери, крылья, пороги. Накладка, соединитель при наличии следов коррозии заменяются. Установка растяжек для жесткости повышает аккуратность работ. Зубилом снимается старый металл вплоть до неповрежденного кузова. Внутренние поверхности порогов, полости обрабатываются цинкохроматным грунтом ГФ-073 перед заменой пола.

По линиям соединения порога с накладкой высверливаются отверстия диаметром 5 мм на расстоянии 40–50 мм. Геометрия проверяется установкой дверей в проемы с соблюдением зазоров не больше 3 мм. Двери после этого снимаются.

Порог приваривается к накладке электрозаклепками через прошитые отверстия, к боковине кузова, центральной стойке — сплошным швом. После окончания работ места сварки зачищаются шлифовальной машиной, грунтуются, покрываются антикоррозийным составом.

Описание и назначение автодетали

Кузов на ВАЗ 2109 – это важная конструктивная деталь транспортного средства, элемент несущей части. Это своего рода оболочка автомобиля. Именно по ней судят о внешнем виде, стиле машины. Данная запчасть предназначена для размещения пассажиров авто, их защиты. Достаточно габаритная. Представлена тремя частями: моторной, багажной и пассажирской.

На ВАЗ 2109 установлен двухобъемный кузов типа хэтчбек. Покупка данной запчасти может потребоваться в таких случаях:

  • Старая конструкция износилась, покрылась ржавчиной.
  • Машина попала в аварию и кузовная часть сильно повредилась.
  • Хочется модернизировать машину.

Ремонт карбюратора

Перед ремонтом карбюраторного узла рекомендуется запастись ремкомплектом, баллончиком чистящего средства для карбюраторов и ванночкой с ацетоном (растворителем) для промывки деталей.

В процессе ремонтных работ может потребоваться замена следующих элементов:

  • электромагнитного клапана жиклера холостого хода;
  • прокладки крышки карбюратора;
  • топливного клапана;
  • пружины, диафрагмы, распылителей и их уплотнителей в ускорительном насосе;
  • главных топливных жиклеров и их эмульсионных трубок.

Типы изделия

По объему можно приобрести такой кузов:

  • Трехобъемный.
  • Однообъемный.
  • Двухобъемный.

По форме можно купить кузовную часть такого типа:

  1. Седан.
  2. Универсал.
  3. Хэтчбек.

По уровню комплектации можно приобрести такой кузов на ВАЗ 2109:

  • Голый (представлен только металлической конструкцией, без стекол).
  • В сборе (это конструкция с готовым автосалоном, электроприборами, проводкой и стеклами).

Можно купить кузов:

  • Оригинальный.
  • Неоригинальный.

Для машины Лада 2109 можно приобрести и установить кузов от таких марок ВАЗ:

  • 21091.
  • 21093.
  • 21099.
  • 2114.
  • 2108.
  • 2115.

По состоянию можно взять автозапчасть:

  • Новую.
  • Бывшую в использовании.

Б/у кузовную часть можно приобрести в таком состоянии:

  1. Отличном (нет трещин, царапин, вмятин и прочих дефектов, запчасть не перекрашивалась).
  2. Хорошем (могут быть царапины, запчасть может быть подкрашена).
  3. Плохом (есть следы коррозии, вмятины, запчасть нуждается в восстановлении).

Можно купить деталь:

  • Окрашенную.
  • Неокрашенную.

Окрашенный кузов на ВАЗ 2109

По месту приобретения кузовная часть на ВАЗ 2109 может быть такой:

  • Взятая у частного лица.
  • Купленная в пункте авторазбора.
  • Приобретенная в интернет-магазине.

«Все равно бы влез в это дело»

Сейчас нет проблем найти на «восьмерку» запчасти, если стоит задача просто поставить ее на ход. Детали есть на рынках, не говоря уже о специализированных вазовских точках. А если есть время, то можно найти все что хочешь, всякие пластмасски и прочие безделушки везут из России.

Фанату я спокойно посоветовал бы ввязываться в подобную авантюру. Но только тому, который разбирается в матчасти, иначе у человека, который не «шарит», получится либо еще больший бюджет, чем у меня, либо вовсе ничего не выйдет.

Базовое – это выбор автомобиля. Нужно найти хороший кузов, нужно знать, куда смотреть: на задние и передние лонжероны, рамку радиатора. Запчасти, особенно на карбюраторную версию, стоят копейки. Но сколько вытянет работа на сервисе, если все это делать не своими руками? По-моему, невероятно дорого.

Даже если бы я изначально знал, в какие деньги мне все это станет, все равно бы влез в это дело. У меня вышла не астрономическая сумма, а автомобиль получился очень даже хороший. На нем я без боязни ездил в Брест, Гродно, Витебск, Верхнедвинск и Полоцк – проблем не было.

Конечно, можно было бы доложить денег и взять более современную машину. Но здесь я разобрал все до болтов, собрал своими руками – все понятно, все знакомо, я знаю, в какую сторону копать. А с более свежим авто если что случится, то придется ехать на СТО – не хочу с этим связываться.

Примерные цены

В России кузов для ВАЗ 2109 продают за 10000-45000 рублей. Примерные цены приведены в таблице.

От какой машины детальСостояниеКомплектацияЦена запчасти в рублях
Лада 2109хорошееголая15000
Лада 2109хорошеев сборе30000
Лада 21093отличноев сборе45000
Лада 2109после капремонтав сборе25000
Лада 2109требует восстановленияв сборе24000
Лада 21099хорошеев сборе35000
Лада 21099после ремонтаголая10000
Лада 2114хорошееголая15000

Инструменты

Кузовной ремонт ВАЗ 2109, включающий замену днища своими руками, начинается с подбора инструментов. Восстановительные работы требуют специфических приборов:

  • молотки разных размеров для рихтовочных работ;
  • болгарка, комплект дисков для снятия ржавчины, лакокрасочного покрытия;
  • баллон с углекислотой;
  • сварочный аппарат;
  • сверла по металлу, зубила с закаленным острием;
  • два домкрата, подъемник;
  • щетка по металлу;
  • стандартный комплект инструментов — отвертки, ключи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]