Print this article Font size 16
Отличия между системами зажигания с инжекторным и карбюраторным двигателем на ВАЗ 2109 достаточно существенные.
На карбюраторных версиях за распределение зажигания отвечает катушка и распределитель. На инжекторах эта роль отводится специальному модулю зажигания. Он включает в себя пару катушек и управляющую электронику.
Как устроена СЗ
Еще одно важное отличие между карбюраторной и инжекторной системой зажигания (СЗ) — это отсутствие необходимости настроек на электронном типе, установки опережения зажигания, регулировки зазоров. Датчики отвечают за распределение зажигания по цилиндрам.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Момент искрообразования
Искрообразование в системе зажигания ВАЗ 2109 происходит следующим образом:
- Вал распределителя зажигания вращаясь одновременно вращает и экран с прорезями, который имеет форму цилиндра, и частично его внутренняя поверхность состоит из металла. Вращаясь данный экран образует электромагнитное поле.
- Наибольший сигнал датчика образуется тогда, когда в зазоре микропереключателя появляется металлическая часть экрана, а наименьший сигнал датчика образуется тогда, когда в рабочем зазоре металлическая часть экрана отсутствует.
- Момент перепадов уровней сигналов от большего к меньшему длится всего от 1 до 5 микро секунд и в это время происходит искрообразование.
Безусловно процесс искрообразования проходит сложнее и во многом зависит от геометрии прорезей экрана, но описывать сложные физические процессы здесь нет смысла, так как они многим людям будут не понятны.
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества | Особенности |
СЗ работает с датчиком Холла | Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы |
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами | Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится |
Не нужно регулировать положение контактов | Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109 |
Минимальные механические взаимодействия деталей | Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания |
Энергия в свечи постоянно повышенная | Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля |
Экономичность и экологичность | Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО |
Стабильный запуск холодного двигателя | Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью. |
Схема
Нумерация цилиндров на разных типах двигателей
Как таковой, строгой международной системы расположения и нумерации цилиндров двигателя не существует. И это плохо. Посему, прежде, чем приступать к какому-либо виду ремонта двигателя или системы зажигания, окунитесь с головой в Инструкцию по эксплуатации и ремонту именно вашего авто.
Заднеприводные 4-х и 6-ти рядные двигатели в США имеют главный цилиндр №1 от радиатора, остальные цилиндры нумеруются по направлению к салону. Но, есть и обратная нумерация, когда главным цилиндром считается тот, который ближе к салону.
У французских двигателей нумерация цилиндров происходит со стороны коробки передач. А нумерация цилиндров V-образных двигателей идёт с правого полубока, т.е. со стороны крутящего момента.
Переднеприводные автомобили, как правило, имеют поперечно установленный двигатель. Здесь нумерация цилиндров идет с одной из сторон, а цилиндр №1 расположен со стороны пассажирского места.
V-образные многоцилиндровые двигатели имеют главный цилиндр со стороны водителя в ряду, который ближе к салону. Затем идут нечетные цилиндры двигателя, а с противоположной стороны (ближе к радиатору) – чётные.
Поэтому, для того, чтобы вы окончательно не запутались из-за отсутствия единого международного стандарта расположения и нумерации цилиндров двигателя, пользуйтесь Руководством по эксплуатации от производителя.
Удачи вам в изучении нумерации и расположения цилиндров двигателя.
Многие автомобилисты, особенно начинающие, которые только приобрели ВАЗ-2114, задумывались над тем, как устроен 8-клапанный инжекторный двигатель, который установлен на этот автомобиль. В данной статье будет рассмотрено устройство мотора, основные характеристики, а также демонтаж и особенности ремонта. Эта информация будет очень полезна новичкам и тем, кто не знает, как устроен главный силовой агрегат.
Видео о двигателе ВАЗ-2114
Схема СЗ
Используемая на ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя следующие компоненты:
- Коммутатор;
- Свечи;
- Датчик распределителя;
- Катушки зажигания;
- Выключатель;
- Блокирующее устройство. Оно не позволяет включаться стартеру до тех пор, пока полностью не выключится зажигание;
- Запорно-противоугонное устройство;
- Датчик Холла;
- Валик датчика-распределителя, который располагается горизонтально и получает вращательный момент от распределительного вала;
- Система самопроизвольного отключения зажигания, которая срабатывает через 2-8 секунд;
- Система выравнивания коммутируемого тока, которая требуется при изменении напряжения в сети в пределах 6-18В;
- Встроенная в коммутатор система, которая регулирует время накопления энергии в катушке, ограничивает силу тока при небольшой частоте работы мотора.
Система зажигания работает с напряжением до 26 кВольт, искровой заряд имеет длительность 1,6-2,0 миллисекунд, а выделяемая за это время энергия составляет 35-50 МДж.
Вакуумный регулятор
Вакуумный регулятор, в зависимости от того на сколько сильно открыта дроссельная заслонка и повысилась нагрузка на двигатель, изменяет угол ОЗ, максимальный показатель которого для ВАЗ 2109 должен быть в пределах от 20 до 24 градусов по углу поворота коленвала двигателя.
Принцип работы:
- При повышение нагрузки на двигатель и нажатии педали газа, дроссельная заслонка открывается;
- Происходит уменьшение разряжения в одном из отсеков вакуумного регулятора;
- Уменьшение разряжения в камере приводит к перемещении подпружиненной тяге;
- Тяга перемещаясь тянет за собой пластину и проворачивает прерыватель по ходу вращения ротора, выставляя тем самым меньший угол опережения зажигания.
- При уменьшении нагрузки, дроссельная заслонка закрывается, разряжение в камере увеличивается и процесс проходит в обратную сторону.
Устройство бесконтактной системы зажигания
1. Генератор.
Обеспечивает подачу электрического тока при работе двигателя автомобиля. В частности, подает напряжение в систему зажигания.
2. Аккумуляторная батарея.
Обеспечивает подачу электрического тока при запуске двигателя.
3. Монтажный блок предохранителей и реле.
Служит для коммутации проводов электрических цепей низкого напряжения, в частности системы зажигания.
4. Катушка зажигания.
Выдает ток высокого напряжения на распределитель зажигания.
5. Коммутатор.
Выдает импульс для искрообразования (размыкая цепь питания первичной обмотки катушки зажигания) в том или ином цилиндре по сигналу с датчика Холла.
6. Датчик Холла.
Формирует управляющий импульс (снижая напряжение) для коммутатора, сигнализирующий о необходимости искрообразования в том или ином цилиндре двигателя.
7. Распределитель зажигания (трамблер) с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Служит для формирования управляющего импульса на коммутатор (датчик Холла), распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания («бегунок»), коррекции угла опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя (центробежный и вакуумный регуляторы).
8. Высоковольтные провода (бронепровода).
Служат для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на крышку трамблера и далее к свечам зажигания.
9. Замок зажигания.
Служит для замыкания цепи системы зажигания. Через него поступает электрический ток в систему зажигания.
10. Реле зажигания.
Служит для разгрузки контактов выключателя зажигания (замка) и подачи напряжения на катушку и коммутатор.
11. Свечи зажигания.
Служат для образования искры в камерах сгорания двигателя и поджига топливной смеси.
Лада 2109 › Бортжурнал › Двухконтурное зажигание на ваз 2109
Несколько раз мучался зимой с запуском движки.Даже не в морозы а в 0 градусов приходишь заводить а машина молчит.выкручиваешь свечи сырые и аккумулятор в итоге сел!С хорошим аккумом заводится нормально.Как оказалось в итоге у меня стояла катушка от контактного зажигания Б-117 от классики.Сразу поменял на катушку от БСЗ.И машина стала заводиться и ехать гораздо лучше но на этом я не остановился и решил сделать Двухконтурное зажигание с 2-мя датчиками холла,2-мя коммутаторами и 2-мя катушками от волги змз-406
Для начала я стал собирать трамблёр т.к это самая основная и тонкая деталь системы. Взял за основу трамблёр от ОКИ, можно и обычный девятошный.Просто он у меня был от окушки лежал в гараже.Разобрал его полностью и приступил к монтажу 2-го датчика холла прямо на штатную площадку по углом 90 гр.Разметил примерно положение 2-го датчика. На площадке имеются риски примерного положения середины датчика:
просверлил и нарезал метчиком резьбу для болтиков:
Потом аккуратно подрезал полотном по металлу сами датчики холла чтобы они не мешали друг другу.Примерно так это выглядит:
далее доработал вал, заменил грузики опережения угла зажигания на девятошные.Они меньше и легче чем у оки, на фото показаны окушинские грузики!И соответственно пружинки тоже заменил.Шторка осталась штатная окушенская я её не трогал.если делать из девятошного вала то шторку надо тоже доработать отпилив две противоположные.чтобы была как на фото:
на этом с валом всё!Далее из самого корпуса трамблёра выпилил небольшой кусочек для крепления вилки 2-го датчика холла, просверлил отверстие и нарезал резьбу для болтика
Далее всё это дело собрал.Вот что получилось:
Примечание:при сборке оказалось что площадка на которую крепятся датчики холла от «Оки» больше чем от «2109» и крепить датчик оказалось проще так что ещё один+, Сами датчики желательно покупать одинаковые в одном магазине из одной партии тк они немного отличаются!на этом с трамблёром пока всё!
Далее прикупил остальные необходимые детали это: 2-е катушки от волги змз-406, жгут проводов для БСЗ 2108,коммутатор «Астро» тк такой же у меня уже стоял
Подключал проводку по схеме:
Примечание:подключая по схеме 1 тахометр будет показывать в два раза меньше оборотов.Если же вы хотите сделать тахометр нормальный то есть ещё схема 2, там надо будет впаять 2-а диода КД213А.но я этого делать не стал и сделал по схеме 1. И ещё не пытайтесь подключать провода без диодов по схеме 2 тем самым вы параллелите обе катушки и получается что искрят все 4-е свечи одновременно при срабатывании обоих датчиков холла!Испытанно самим лично)
Для катушек сделал металлическое крепление, но получилось неочень:
И теперь о самом главном:чтобы система работала хорошо надо настроить синхронность датчиков холла чтобы искра на всех цилиндрах была с одинаковым опережением.Для этого надо сделать противоположную метку на маховике это будет ВМТ 2-го цилиндра.Нужно отсчитать от штатной метки 64 зуба по венцу.И с помощью стробоскопа совмещать обе метки с 1-го и 2-го цилиндра, двигая 2-й датчик холла вверх вниз или обоими датчиками по направлению белых стрелок.для этого я рассверлил отверстия тонким сверлом в датчиках чтобы двигать.
Проблемы в работе системы и их причины
Есть несколько признаков того, что вам требуется регулировка зажигания ВАЗ на своей «девятке»:
Один из признаков того, что система зажигания ВАЗ 2109 работает некорректно — это поздняя реакция двигателя на поворот ключа. Другими словами двигатель запускается долго либо не с первого раза
Подобная неисправность является первой причиной проверить все составляющие системы и заменить поврежденные. Также следует обратить внимание на расход топлива. Если в последнее время количество потребляемого горючего возросло, значит, цикл зажигания нарушен и требуется его корректировка. И последний, самый тревожный сигнал — возникновение детонации
Из-за раннего появления искры топливо сгорает неравномерно, возникает перегрев двигателя. При детонации нередко отмечается прогорание цилиндра и поршня.
Возникает это по следующим причинам:
- В первом случае искра имеет недостаточный заряд для поджигания смеси, из-за чего двигатель заводится проблематично. Требуется проверить свечи и другие элементы системы.
- Расход топлива увеличивается из-за того, что зажигание срабатывает позже, нежели это необходимо. На воспламенение и сгорание смеси требуется определенный период, поэтому искра должна зажечь топливо вовремя. При позднем воспламенении смесь сгорает позже и дольше, чем это требуется, из-за чего поршневой механизм не может работать в полную мощность. Вследствие этого эффекта снижается КПД двигателя и повышается потребление топлива.
- Другой случай — это когда искра возникает слишком рано и смесь сгорает преждевременно. Также наблюдается заметное падение КПД, но теперь оно сопровождается перегревом двигателя. Поскольку цикл движения поршня и сгорание смеси не совпали, энергия их работы будет потрачена на взаимогашение, в результате чего выходит нагревание рабочих органов.
Диагностика с применением мультиметра
Как проверить свечи зажигания мультиметром? Мультиметр – крайне удобный прибор для проведения подобных диагностик. Его также называют тестером. Не нужно его путать со стендовой проверкой. Стенды встречаются на СТО. Для дома он совершенно не годится. Проверка свечей зажигания мультиметром: применяя щупы, можно осуществить их изучение на присутствие внутреннего короткого замыкания.
С мультиметром работать довольно просто. К тому же по своей конструкции он не является сложным прибором. А как проверить сопротивление свечи зажигания мультиметром? Для выявления потенциальных коротких замыканий производятся такие действия: щуп данного прибора накидывается на элемент, последний щуп – на её цокольную часть. Если при контакте образуется искра, значит, проблем нет. Она года к дальнейшему использованию. Вот как проверить свечи зажигания тестером.
Признаки неисправностей
Существует несколько типов состояния электропроводки транспортного средства, при которых владельцы ВАЗ 2109 вынуждены искать поломки:
- Транспортное средство не позволяет выполнять свою первостепенную функцию, то есть не может ехать. Либо схема электропроводки ВАЗ 2109 повреждена, либо не работает один из основных узлов машины.
- Автомобиль может ехать, но при этом системы иногда начинают барахлить или работают некорректно.
Если при попытке запустить двигатель, у водителя ничего не получается, при этом топливо нормально поступает в инжектор или карбюратор, то скорее всего, проблема заключается в работе проводки:
- Если автомобиль работает на карбюраторе, то в первую очередь необходимо проверить свечи и жгут высоковольтных проводов. Не лишним будет произвести диагностику трамблера, а также катушки зажигания. Также на карбюраторах есть смысл проверить подкапотную проводку.
- Если речь идет об инжекторе, то зачастую основной причиной проблемы является электронная система управления мотором. Если система не позволяет обрабатывать сигналы с датчиков и впоследствии не может выдавать команды для дополнительных узлов или механизмов, то проблему нужно искать в ней.
Проводка на отечественной «девятке»
И в карбюраторах, и в инжекторах зачастую причиной неисправности электрооборудования являются подгоревшие контакты, в частности, в замке зажигания. Если замок зажигания или монтажный блок не могут работать полноценно, как минимум в салоне не будут работать лампы освещения. Кроме того, при неисправных устройствах может отказывать в работе и другое электрооборудование, к примеру, омыватели, вентиляторы, очистители стекла и т.д.
Виды замка
Рассмотрим более детально, какие бывают замки зажигания. На автомобиле ВАЗ-2109 встречаются замки следующих видов:
- Нового образца. Замок предусматривает три позиции и короткий ключ.
- Старого образца. Замок предполагает четыре позиции, длинный ключ и реле зажигания, четвертая позиция – для стояночного света.
Извлечение ключа проходит в одном положении выключенной системы. В первой позиции включается радио. Во второй рабочей позиции запускаются все электрические потребители. В стартовом расположении включен один стартер, а питание системы, потребляющую мощность, отключено. Когда двигатель в работе, ключ возвращается во вторую позицию. В состоянии покоя без ключа в замке, в нулевой позиции, продолжать работу могут только приборы освещения и аварийная сигнализация.
Таким образом, изучив схему замка зажигания для ВАЗ-2109, следует отметить, что замок состоит из механики и электрики, где расположены контактные провода, осуществляющие подачу тока и запускающие таким образом автомобиль.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.
Карбюраторный ДВС
Перед тем, как поговорить о поломках карбюраторов и электрооборудования, предлагаем вам разобраться в схеме, по которой работает система:
- Когда водитель включает зажигание, но не запускает двигатель, питание подается по жгуту высоковольтных проводов на клеммы мотора, на панели приборов загораются индикаторы.
- Далее, стартер активирует работу коленчатого вала, а также всей поршневой группы. Таким же образом напряжение по жгуту высоковольтных проводов запускает и генератор. Панель продолжает работать.
- Затем питание с устройства поступает на катушку зажигания, которая начинает вырабатывать импульс. Импульс поступает через жгут высоковольтных проводов к трамблеру, панель приборов работает.
- После этого коленчатый вал моторы начинает вращать привод трамблера. Устройство начинается замыкать контакты, таким образом передавая разряд по тому же жгуту высоковольтных проводов на свечи зажигания карбюратора. Панель приборов продолжает работать в нормальном режиме.
Классическое зажигание
В том случае, вы не можете завести мотор на карбюраторе, необходимо уделить внимание диагностике следующих элементов:
- Осмотрите электрическую проводку между катушкой и генератором. Вам необходимо проверить контактны на предмет обрывов или окисления, иногда их можно просто прочистить, в некоторых случаях требуется замена. Если сама электрическая цепь находится в печальном состоянии, то возможно, есть смысла произвести замену проводов.
- Также следует произвести диагностику катушки зажигания. В первую очередь, необходимо проверить наличие искры. Для этого извлеките высоковольтный провод из жгута трамблера и поднесите ее к металлическим элементам подкапотного пространства. Когда вы будете пытаться запустить двигатель, проворачивая ключ в замке зажигания, из высоковольтного провода должна появиться искра. Если ее нет, то катушка вышла из строя, ее нужно отремонтировать или поменять.
- Помимо этого, нужно проверить цепь трамблера и самых свечей. Если вы видите, что высоковольтные провода в жгуте находятся в печальном состоянии, то возможно, есть смысл их поменять. Произведите диагностику внутреннего бегунка, а также самих свечей карбюратора (автор видео — MR. Boroda).
Электронное зажигание
ВАЗ 2109 может быть оснащен электронным, то есть бесконтактным коммутатором, который монтируется между самой катушкой и трамблером. Электронная система предназначена для обеспечения лучше искры, если мотор функционирует на обедненной горючей смеси. В том случае, если импульс слишком низкий или вовсе отсутствует, в чем вы смогли убедиться во время проверки наличия искры, то коммутатор лучше будет поменять. В том случае, если монтаж нового устройства не позволил решить неисправность, необходимо будет полностью или частично менять электропроводку. Есть вероятность, что уровень сопротивления в цепи очень высокий, а это способствует слишком слабой искре.
Настройка
Стробоскоп используют так:
- красный провод прикладывают к «плюсу» на катушке;
- черный – к корпусу;
- зажим подключают к жилкам, установленным на цилиндре номер 4.
После этого начинают собственно регулировку.
Производится работа в следующем порядке:
- двигатель заводят, доводят его обороты до 800 и не больше (измерения производятся тахометром);
- лучик от стробоскопа наводят на смотровой лючок;
- длинную черту ставят в нулевое положение (шкала в градусах).
Корректировка угла производится вращением вправо – это увеличивает угол, соответственно движение в противоположную сторону его снижает.
Точно узнать направление, нетрудно – его указывает шкала, нанесенная на трамблер (там есть о и «плюс»). Каждое деление соответствует 8 градусам. По этой причине регулировка производится медленно. После нахождения нужной позиции трамблер закрепляется.
Самостоятельная проверка коммутатора
Самостоятельно проверить дееспособность коммутатора довольно просто, если выполнять это мероприятие поэтапно:
- Аккумуляторную батарею нужно отключить от питания, чтобы не допустить замыкания проводки.
- Используя ключ размером на 8, отвинчивается крепеж с провода, который идет к катушке зажигания. Найти этот проводок довольно просто по маркировке «К».
- Отсоединенный провод нужно соединить с контрольной лампочкой и зажимом, у которого имеется такая же маркировка «К».
- Далее следует подсоединить этот провод к аккумуляторной батарее.
- После включения автомобильного стартера нужно понаблюдать за так называемым поведением контрольной лампочки. Если коммутатор исправен, лампочка будет периодически включаться и выключаться, а если никаких действий она не станет производить, то устройство впору считать недееспособным, и его понадобится заменить.
На этом процесс проверки коммутатора считается законченным, и, как многие могут убедиться, он весьма прост и понятен. Поэтому не стоит сразу обращаться за решением этого вопроса на СТО и тратить при этом довольно внушительную сумму денег. В первую очередь стоит попробовать проверить это устройство самостоятельно, а если все же возникнут трудности, то можно в любой момент посмотреть обучающее видео на интернет-ресурсе, которое проводят настоящие мастера своего дела.
Если же автовладелец ВАЗ-2109 будет сомневаться в исправности элемента, то лучше всего проверить его работу на контрольно-проверочном стенде, который предусматривается на каждой станции технического обслуживания. С помощью такого стенда проверяется не только дееспособность коммутатора, но и продолжительность импульса, который вырабатывается этим устройством.