Общеизвестно, что именно от состояния системы охлаждения двигателя будет зависеть беспроблемность эксплуатации силового агрегата. Автовладельцу необходимо на регулярной основе проверять уровень антифриза, при этом не ясно, выполняется ли такая работа на горячем или холодном двигателе. Поговорим поподробнее о том, как правильно проверять антифриз в системе охлаждения.
Для чего нужно следить за уровнем антифриза
Охлаждающий состав уже есть в канале системы охлаждения перед началом эксплуатации любой машины. Если вы покупаете авто с пробегом, то одним из первых шагов во время технического осмотра должна быть измерение уровня антифриза. По определению готовности элементов можно сделать вывод о функциональных возможностях автомобиля.
Для чего нужно следить за уровнем антифриза
Охлаждающая смесь не позволяет мотору перегреваться. Антифриз перемещается по замкнутому кругу, тем самым увеличивая ресурс двигателя. На этом приеме базируется вся охлаждающая система.
Этапы работы:
- когда мотор нагревается, жидкость циркулирует по малому кругу;
- после достижения предельного значения температуры включается большой циркуляционный круг;
- завершающий цикл – это перегон антифриза через цилиндры на радиатор.
Антифриз должен быть залит в расширительный бачок до оптимального уровня. Только тогда возможна нормальная работа двигателя. У системы нет датчиков, поэтому определять границы жидкости придется самостоятельно.
Ограниченное количество антифриза в системе охлаждения ведет к перегреву элементов мотора и его износу, но переизбыток не менее опасен. Если жидкость перелить, то образуется течь, становится возможным разрыв патрубка и самой расширительной емкости. Оба варианта приводят к разгерметизации системы и быстрому износу элементов.
Из чего их изготавливают?
Среди первых материалов, которые стали применять для производства колец, были сплавы ковкого чугуна. Именно этот материал показал свою высокую эффективность. Чугун отлично сочетался с теми материалами, которые применялись в изготовлении блоков цилиндра. Структура такого сплава, которая имела поры, позволяла материалу лучше удерживать смазочную жидкость, а износ при этом значительно уменьшался. Сегодня широко применяют другой чугунный сплав. Это пластичный вид. Его достоинство – качество, которое намного выше, к тому же он подвержен упругой деформации, что позволяет с легкостью устанавливать поршневое кольцо.
Но требования к данным деталям растут постоянно. Поэтому инженеры нашли более подходящие для материалы. Одна из первых модификаций – хромирование ковкого чугуна. Хром в таком случае применялся не привычный, а специальный, твердый. Эти изделия впервые были опробованы в самолетных моторах.
Также материалом для изготовления колец послужила нержавеющая сталь. Она является следующим этапом после хромирования чугуна. В составе сплава также присутствует хром, поэтому здесь можно наблюдать аналогичные свойства.
Чтобы увеличить срок службы этих деталей, инженеры решили создавать их из молибдена. Такой материал позволил увеличить износостойкость.
Как определить уровень охлаждающей жидкости
Конструкция охлаждения состоит из нескольких элементов. Из-за герметичности системы некоторые детали недоступны для поверхностного осмотра. Водитель может контролировать только состояние бачка, где уровень охлаждающей жидкости нужно подвести к оптимальному.
Сложность контроля состоит в том, что жидкости обычно хватает надолго без дозаправки, поэтому автовладельцы часто забывают о системе охлаждения. Когда возникают неполадки с двигателем, подозрение на неисправности внутри этой зоны появляются в первую очередь.
Правильно смотреть уровень антифриза можно только при условии, что двигатель остается холодным. Идеальный уровень охлаждающего состава – это граница, установленная выше центральной линии.
Как определить уровень охлаждающей жидкости
Для чего нужна проверка?
Температурные колебания бывают весьма значительны и на практике разница иногда достигает 150° C. Например, если корпус двигателя в рабочем режиме нагреется до +110° C, а воздух на улице будет 40° C. Естественно вода для этих целей не подойдет, а вот охлаждающая жидкость имеет нужные характеристики.
Своевременная проверка ее уровня является одним из базовых критериев при обслуживании автомобиля. Она необходима для обеспечения следующих параметров:
- Безопасности. Перегрев может стать причиной неожиданной поломки во время движения, что может привести к крайне нежелательным последствиям.
- Экономичности. Эта процедура убережет владельца машины от дорогостоящего ремонта, вызванного преждевременным износом деталей и узлов автомобиля.
- Надежности. В зимнее время эксплуатация современного автомобиля невозможна без антифриза. Недостаточный уровень этой жидкости крайне опасен, неслучайно дословный перевод с английского данного понятия означает «незамерзающий».
Проверять уровень охлаждающей жидкости можно каждый раз, когда есть повод открыть капот. Рекомендуется планово контролировать ее количество, минимум 2 раза в год. Полную замену жидкости делают каждые 2-3 года.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Необходимое количество антифриза поддерживает системы автомобиля в оптимальном состоянии. Заявленные производителем характеристики достижимы только при рекомендованном уровне охлаждающей жидкости и напрямую влияют на следующие параметры:
Температуру кипения. Расчетное значение составляет около 110° C. Выше этого значения прогревать двигатель не рекомендуется. Система охлаждения устроена таким образом, что непрерывный проток охлаждающей жидкости по кругу через радиатор и систему каналов силового агрегата поддерживает баланс температур от 60° C до 108° C. Запуск двигателя
В холодное время года важно, чтобы антифриз был подвижен в системе. Вода при температуре ниже нуля превращается лед, и маршрут ее движения в этом случае будет блокирован, что приведет к перегреву двигателя
Тосол и антифриз в зависимости от марки не замерзает при температуре до — 65° C. В большинстве случаев хватает ресурса охлаждающей жидкости, рассчитанной до -40° C; Работу гидравлической системы трансмиссии. Во многих современных автомобилях с АКПП необходимо поддерживать оптимальную температуру в трансмиссии. Охлаждающая жидкость в данном случае наиболее эффективное решение задачи. Добавки и присадки в составе охлаждающей жидкости. Они придают ей дополнительные качества, а это, в первую очередь, влияет на антикоррозийные свойства. Кроме того, сбалансированный состав не дает образовываться накипи и обладает смазывающим эффектом.
Сколько антифриза должно быть?
Функции, выполняемые охлаждающей жидкостью, важны и летом, и зимой, поэтому регулярная проверка системы — насущная необходимость. Недостаток или некондиционные качества данной жидкости истощают ресурс двигателя, а в некоторых случаях, приводят к поломке и, как следствие, к дорогостоящему и хлопотному ремонту.
Проверить состояние системы можно в абсолютно любом автомобиле. Мероприятие это несложное, поскольку производители машин обеспечивают беспрепятственный доступ к устройству контроля.
Точная информация об объеме охлаждающей жидкости для конкретной модели указана в паспорте автомобиля. Ее также легко найти в и специализированных таблицах на тематических сайтах или проконсультировавшись с механиком или менеджером по продажам.
Важно помнить такое правило: смешивать разные по составу антифризы не рекомендуется. Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту
В противном случае придется делать полную замену жидкости
Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту. В противном случае придется делать полную замену жидкости.
Если залит, например, синий антифриз, то доливать красный нельзя.
Но ориентироваться только на цвет тоже не стоит. Разные производители пользуются своими эксклюзивными разработками, при этом совместимость ингредиентов при одинаковом цвете никто не может гарантировать.
Что обозначают метки в расширительном бачке
Бак, предназначенный для заливки антифриза, представляет собой резервуар, изготовленный из прочной пластмассы. Конфигурация может быть разной, это зависит от марки машины и физических характеристик моторного отсека. На бак надета закручивающаяся крышка с воздухоотводящим клапаном.
Для некоторых марок машин разработаны специальные местные датчики, которые считывают уровень жидкости. Например, в машинах ВАЗ или УАЗ баки снабжены второй горловиной, куда вкручивается специальный прибор. Большинство автомобилей (даже «Мерседес», «Мазда», «Форд Фиеста») не имеют второй горловины, а закручиваются простой пробкой.
На некоторых баках есть обычные отметки:
- Max – максимальный уровень;
- Min – минимальный показатель.
Для разных марок машин пометки на бачке выглядят по-разному. На авто марки «Шкода», «Пежо», «Ниссан Витц» разграничители выглядят контрастными маркерами, для «Опеля» делают только засечки на баке. На емкостном баке «Лады Калины» нет никаких пометок, но их можно сделать самостоятельно.
Основные признаки повышения уровня ОЖ
Чтобы вовремя заметить неполадку, требуется проверять антифриз, а также знать признаки повышения его уровня. Незначительное его увеличение может происходить при прогреве двигателя, поэтому, если в остальном все работает исправно, волноваться раньше времени не стоит. Предположить, что система охлаждения дала сбой, можно, если:
- в местах соединения шлангов образуются кристаллы и наросты;
- на поверхности бачка начали появляться пятна или цветной налет;
- во время остановок под автомобилем образуются пятна со странным запахом;
- постоянно приходится доливать антифриз;
- из выхлопной трубы идет белый дым, похожий на пар;
- нижняя часть радиатора все время влажная;
- на поверхности пробки образуется белая эмульсия.
Кроме того, при открывании бачка можно легко проверить наличие проблем. Если вы видите, что уровень антифриза резко поднялся, это точно говорит о неполадках.
От каких показателей зависит уровень жидкости в расширительном бачке
В теории кажется, что контролировать показатель охлаждающего состава в расширительном бачке довольно легко, но практике показывает, что это не так.
Величина охлаждающей жидкости проявляет прямую зависимость от температурных или погодных условий. Летом антифриз приближается к максимальному значению из-за свойств расширения, характерных для всех видов жидкостей, но зимой отметка снижается.
Система не имеет автоматических датчиков, поэтому самостоятельно измерить величину жидкости непросто. Водители пользуются машиной, но не подозревают, что охлаждения недостаточно.
Для чего нужна проверка?
Температурные колебания бывают весьма значительны и на практике разница иногда достигает 150° C. Например, если корпус двигателя в рабочем режиме нагреется до +110° C, а воздух на улице будет 40° C. Естественно вода для этих целей не подойдет, а вот охлаждающая жидкость имеет нужные характеристики.
Своевременная проверка ее уровня является одним из базовых критериев при обслуживании автомобиля. Она необходима для обеспечения следующих параметров:
- Безопасности. Перегрев может стать причиной неожиданной поломки во время движения, что может привести к крайне нежелательным последствиям.
- Экономичности. Эта процедура убережет владельца машины от дорогостоящего ремонта, вызванного преждевременным износом деталей и узлов автомобиля.
- Надежности. В зимнее время эксплуатация современного автомобиля невозможна без антифриза. Недостаточный уровень этой жидкости крайне опасен, неслучайно дословный перевод с английского данного понятия означает «незамерзающий».
Проверять уровень охлаждающей жидкости можно каждый раз, когда есть повод открыть капот. Рекомендуется планово контролировать ее количество, минимум 2 раза в год. Полную замену жидкости делают каждые 2–3 года.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Необходимое количество антифриза поддерживает системы автомобиля в оптимальном состоянии. Заявленные производителем характеристики достижимы только при рекомендованном уровне охлаждающей жидкости и напрямую влияют на следующие параметры:
Температуру кипения. Расчетное значение составляет около 110° C. Выше этого значения прогревать двигатель не рекомендуется. Система охлаждения устроена таким образом, что непрерывный проток охлаждающей жидкости по кругу через радиатор и систему каналов силового агрегата поддерживает баланс температур от 60° C до 108° C. Запуск двигателя
В холодное время года важно, чтобы антифриз был подвижен в системе. Вода при температуре ниже нуля превращается лед, и маршрут ее движения в этом случае будет блокирован, что приведет к перегреву двигателя
Тосол и антифриз в зависимости от марки не замерзает при температуре до — 65° C. В большинстве случаев хватает ресурса охлаждающей жидкости, рассчитанной до ‑40° C; Работу гидравлической системы трансмиссии. Во многих современных автомобилях с АКПП необходимо поддерживать оптимальную температуру в трансмиссии. Охлаждающая жидкость в данном случае наиболее эффективное решение задачи. Добавки и присадки в составе охлаждающей жидкости. Они придают ей дополнительные качества, а это, в первую очередь, влияет на антикоррозийные свойства. Кроме того, сбалансированный состав не дает образовываться накипи и обладает смазывающим эффектом.
Сколько антифриза должно быть?
Функции, выполняемые охлаждающей жидкостью, важны и летом, и зимой, поэтому регулярная проверка системы — насущная необходимость. Недостаток или некондиционные качества данной жидкости истощают ресурс двигателя, а в некоторых случаях, приводят к поломке и, как следствие, к дорогостоящему и хлопотному ремонту.
Проверить состояние системы можно в абсолютно любом автомобиле. Мероприятие это несложное, поскольку производители машин обеспечивают беспрепятственный доступ к устройству контроля.
Точная информация об объеме охлаждающей жидкости для конкретной модели указана в паспорте автомобиля. Ее также легко найти в и специализированных таблицах на тематических сайтах или проконсультировавшись с механиком или менеджером по продажам.
Важно помнить такое правило: смешивать разные по составу антифризы не рекомендуется.
Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту. В противном случае придется делать полную замену жидкости.
Если залит, например, синий антифриз, то доливать красный нельзя.
Но ориентироваться только на цвет тоже не стоит. Разные производители пользуются своими эксклюзивными разработками, при этом совместимость ингредиентов при одинаковом цвете никто не может гарантировать.
Какой уровень антифриза должен находиться в расширительном бачке
Оптимальный вариант – отметка тосола на средней части. Тогда при расширении жидкости исключена течь, а при снижении температуры охлаждайки будет достаточно для поддержания эксплуатационной готовности.
Перелив жидкости практикуют водители, когда хотят исключить выкипание или недолив. Максимум антифриза может привести к росту давления внутри двигателя. Результатом становится разрыв патрубков. Это, в свою очередь, приводит к потере герметичности. Минимальная доливка антифриза повышает риск полного выкипания жидкости из бачка. В этом случае двигателю грозит сильный перегрев.
Брешь в системе
Утечка антифриза — это наиболее распространенная проблема. Со временем патрубки рассыхаются, на них появляются микротрещины. Также ослабевают места крепления к радиаторам и расширительному бачку. В результате этого сначала появляется небольшая течь, которая со временем только усиливается. Если проблему не устранять, то в конечном итоге патрубок может порвать. Весь антифриз выльется, а двигатель перегреется, если вовремя этого не заметить.
Чтобы такого не случилось, рекомендуется периодически менять резиновые патрубки, осматривать состояние креплений и т.п. Также утечка может появиться как следствие неисправности воздушного клапана. Когда в системе было слишком большое давление, то нашлось слабое место, через которое уходит ОЖ. В этом случае непонятно, сколько заливать антифриза, ведь его уровень будет постоянно изменяться. Желательно как можно скорей устранить течь.
Что можно доливать и в каком количестве
Ситуация, когда вы обнаружили, что в баке недостаточно антифриза, требует немедленных действий. Если исключена течь или поломки, то это означает, что система охлаждения нуждается в замене или доливке.
Специалисты рекомендуют полностью промывать каналы прежде, чем вливать новый антифриз. Если вы находитесь в дороге и не имеете возможности полностью слить старую жидкость, то антифриз в канал можно просто долить. Но и в этом случае необходимо учитывать нюансы.
Категорически запрещено смешивать жидкости с разными основами. Например, нельзя доливать к антифризу на карбоксилатной основе смеси первой группы с этиленгликолем. В результате использования несовместимых основ происходит химическая реакция, постепенно выделяются осадки, которые оседают на элементах двигателя или засоряют радиатор.
При заправке охлаждающей системы смешивают только такие составы, основой которых являются присадки, схожие по свойствам. Например, можно смешивать защитные составы друг с другом или доливать незначительное количество тосола к красным антифризам с антикоррозийными свойствами. Лучше всего использовать жидкости одной автомобильной марки.
Что можно доливать и в каком количестве
Если количество антифриза снижается из-за утечки или повреждений канала, то прежде, чем менять или доливать жидкость, понадобится направленный ремонт.
Смешивать ли антифриз с водой?
Целенаправленно разбавлять антифриз водой для экономии не стоит. Если жалко выливать исправно работающий состав, но его уровень недостаточно высок, то есть смысл добавить отфильтрованную или дистиллированную воду для поддержания объема. Например, если до нормативного уровня не хватает порядка 200 мл. Но можно ли разбавлять антифриз водой, если речь идее о больших объемах недостающего состава? Теоретически можно, однако, как и в случае с совмещением двух антифризов, повышается риск изменения эксплуатационных свойств. Применение воды предпочтительнее в том смысле, что она не ведет к крайним модификациям антифриза с выпадением определенных компонентов в осадок. Тем не менее, при больших пропорциях смешивания она вполне может ослабить антикоррозийные качества и понизить пределы температурной стойкости на 15-20%.
Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок
На популярных марках машин «Хендай Солярис», «Тойота Лансер», «Митсубиси», «Шевроле» или БМВ процедура заливки антифриза одинакова. Разберем эту манипуляцию подробно. У перечисленных марок расширительный бачок расположен в правой части двигательного отсека. Для замера и доливки лучше придерживаться инструкции:
- Машину устанавливают на склоне так, чтобы передняя часть была немного выше. Это поможет выгнать лишний воздух из клапана.
- Капот открывают, аккуратно откручивают крышку бака.
- Жидкость доливают по одной из стенок тонкой струей, чтобы избежать образования воздушных пробок.
- Антифриз доливают до 2/3 (ближе к верхней отметке, чем к нижней).
- После этого бак закрывают, запускают двигатель, чтобы антифриз начал распределяться по системе.
- После остановки мотора уровень антифриза в расширительном бачке вновь проверяют. Показатель должен незначительно снизиться. Чтобы избежать чрезмерного расхода, жидкость доливают повторно.
- После второй проверки крышку бака плотно закручивают, закрывают капот.
Промывка системы охлаждения необходима, если антифриз внутри бака поменял свой оттенок или очень загустел. К такому состоянию может привести неразумное смешивание составов или приобретение некачественного сырья.
Проверять уровень антифриза в расширительном бачке рекомендуют ежемесячно. Если не следить за показателями, то можно спровоцировать перегрев двигателя. Антифриз лучше заливать «на холодную» – так называют прием, когда манипуляции проводят только при остывшей машине. Смешивать составы не рекомендуют, но в некоторых случаях разрешается использовать смеси с одинаковой базой.
Как долить антифриз — инструкция
Каждый автомобиль нуждается в жидкости, которая будет охлаждать его двигатель. Владельцы автомобиля однажды увидят, что объем антифриза упал до уровня min. Что же делать, как долить антифриз? Вы можете отправиться на СТО, а можете и сами долить ее. Эта тема актуальна, как для новичков, так и для бывалых автолюбителей.
Будьте внимательны
Не спешите вливать охладитель, когда двигатель еще горячий. Последствия такого действия – повреждение блока цилиндра. Перед тем как долить охлаждающую жидкость убедитесь, что двигатель холодный
. В случае если необходимо пополнить уровень продукта, а охлаждать двигатель нет возможности, делайте это когда он теплый.
Доливка антифриза должна происходить жидкостью этой же марки. Для того чтобы охлаждение системы было качественным и правильным, доливать антифриз нужно в сочетании с дистиллированной водой. Жидкости соотносим 1:1.
Смешивание разных охладителей может привести к преждевременному ремонту. В процессе старайтесь не разливать жидкость на другие детали
, это может привести к их порче. При попадании – вытирайте поверхность.
В случае если уровень охладителя часто находится на отметке min, не спешите думать, как долить антифриз. Обратитесь к работникам СТО или самостоятельно проверьте герметичность системы охлаждения.
Как сделать это самостоятельно
Чтобы не обращаться к работникам СТО, можно узнать, как правильно долить антифриз. Следуйте правилам, которые написаны выше и выполняйте следующие пункты.
Оборачиваем руку тряпкой (надеваем перчатки) и снимаем крышку расширительного бачка. Понижаем давление поворотом крышки на один оборот. Как только оно упадет, полностью удаляем крышку. Доливаем жидкость в бак до среднего уровня. Приводим в действие двигатель машины. Даем время поработать Обращаем внимание на то, сколько имеется антифриза
Если нужно, заполняем бак. Антифриз должен быть на уровне нижнего торца заливной горловины радиатора. Продолжаем доливать жидкость Делаем это осторожно, не разливая. Закрываем крышку.
Для выполнения данной процедуры вам необходимо предварительно приготовить сам охладитель, дистиллированную воду, которой будете разбавлять охладитель, тряпку (перчатки) и расширительный бак.
Вода воде рознь
Некоторые владельцы автомобилей считают, что в летнее время можно ездить залив в бак лишь воду. Это ошибочное мнение.
Дистиллированной водой можно разбавлять антифриз, но, в чистом виде вода приведет к быстрому изнашиванию деталей. После использования воды вам придется потратиться на промывку системы от накипи. А вот в охладитель входят различные необходимые компоненты, обеспечивающие корректную работу.
Вам также может быть интересно
Как антифриз попадает в двигатель?
Среди неисправностей, которые могут произойти с автомобилем, одной из распространенных является попадание антифриза в двигатель внутреннего сгорания. При попадании масла в антифриз также следует незамедлительно произвести диагностику и устранить причину поломки. Это позволит избежать капитального ремонта машины и минимизировать ущерб.
Почему антифриз стал коричневым или ржавым?
Если антифриз стал коричневым, это повод проверить работоспособность узлов системы охлаждения, а также качество самой смеси. Разобраться, почему жидкость поменяла оттенок, поможет проверка сразу нескольких факторов. Побробнее в статье на нашем сайте.
Почему снижается
Обнаружить такой предупреждающий сигнал можно по разным причинам:
- трещины и другие дефекты прокладок, печки или бачка расширения, прочих компонентов;
- слабая фиксация шлангов хомутами;
- проблемы с клапанами;
- перебои в функционировании системы подачи горючего;
- некорректная настройка зажигания;
- неверный выбор хладагента для машины;
- стиль вождения.
Ошибка «Р0117» (низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости) — появляется, когда нарушается целостность головки блока цилиндров ГБЦ или из-за других дефектов. В результате владельца автомобиля могут ждать неприятности.
Существуют и безобидные причины, когда возникает низкий — минимальный — уровень датчика температуры охлаждающей силовой агрегат жидкости. В составе тосола присутствует вода, которая постепенно испаряется.
Контроль за объемом хладагента позволяет своевременно скорректировать его количество в системе. В отдельных случаях допускается доливать дистиллят.
Влияет на низкий уровень тосола — охлаждающей жидкости, последствия которого могут быть негативными, и температура окружающей среды, время года. В жару объем охладителя увеличивается, а в холод сокращается, что нужно учитывать, когда требуется провести сервисное обслуживание авто.