Какой должен быть уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке автомобиля


Антифриз, он же охлаждающая жидкость, играет ключевую роль в правильном функционировании автомобиля. Его главная задача, как можно понять из названия, охлаждать двигатель. Если антифриза залито в бачок недостаточно, велик риск, что автомобиль перегреется. Это чревато сразу многими проблемами для двигателя, поэтому допускать подобной проблемы нельзя. Водитель обязан следить за уровнем антифриза в своей машине, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как правильно это делать.

Для чего нужно следить за уровнем антифриза

Охлаждающий состав уже есть в канале системы охлаждения перед началом эксплуатации любой машины. Если вы покупаете авто с пробегом, то одним из первых шагов во время технического осмотра должна быть измерение уровня антифриза. По определению готовности элементов можно сделать вывод о функциональных возможностях автомобиля.

Для чего нужно следить за уровнем антифриза

Охлаждающая смесь не позволяет мотору перегреваться. Антифриз перемещается по замкнутому кругу, тем самым увеличивая ресурс двигателя. На этом приеме базируется вся охлаждающая система.

Этапы работы:

  • когда мотор нагревается, жидкость циркулирует по малому кругу;
  • после достижения предельного значения температуры включается большой циркуляционный круг;
  • завершающий цикл – это перегон антифриза через цилиндры на радиатор.

Антифриз должен быть залит в расширительный бачок до оптимального уровня. Только тогда возможна нормальная работа двигателя. У системы нет датчиков, поэтому определять границы жидкости придется самостоятельно.

Ограниченное количество антифриза в системе охлаждения ведет к перегреву элементов мотора и его износу, но переизбыток не менее опасен. Если жидкость перелить, то образуется течь, становится возможным разрыв патрубка и самой расширительной емкости. Оба варианта приводят к разгерметизации системы и быстрому износу элементов.

Вероятные места утечки

Куда может деться антифриз? Он все-таки жидкость, поэтому при нагреве может испаряться. Для того, чтобы испарение проходило менее интенсивно, бачок или радиатор плотно закрыты крышкой. Но и полная закупорка тоже не допускается, поэтому в крышке имеются перепускные клапаны.

Они нужны для сброса давления в системе, если оно поднялось выше критической нормы. Вот через этот клапан и испаряется антифриз, особенно в летний сезон. Летом очень жарко, а если двигаться в пробке, то система охлаждения не будет успевать полноценно отводить тепло от двигателя, он будет работать при повышенной температуре. Антифриз при этом разогревается больше нормы, часть его переходит в газообразное состояние (пар), повышая давление в системе, и при повышении давления выше нормы, пар будет стравливаться через клапан.

Антифриз может уходить также из-за негерметичности системы или появления трещины в одном из резиновых патрубков. Из-за этого охлаждающая жидкость будет просто вытекать через неплотность или трещину. Обнаружить при этом утечку очень просто – по потекам на патрубках и следам жидкости на асфальте под авто во время стоянки.

Самая неприятная утечка – из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате пробоя канал системы охлаждения соединяется с цилиндром, или же трещина ведет наружу. Очень опасно, если пробой соединил канал с цилиндром. Мало того, что жидкость будет «вылетать в трубу» в прямом смысле, но и при несвоевременном ремонте возможно возникновение «гидроудара» из-за большого количества антифриза в цилиндре, а это уже чревато серьезными проблемами, поскольку в результате этого эффекта возможно разрушение поршня, изгиб шатуна.

Примечательно, что пробой прокладки ГБЦ обычно является следствием перегрева двигателя из-за недостаточного количества антифриза.

Последствия пробоя прокладки ГБЦ

Как определить уровень охлаждающей жидкости

Конструкция охлаждения состоит из нескольких элементов. Из-за герметичности системы некоторые детали недоступны для поверхностного осмотра. Водитель может контролировать только состояние бачка, где уровень охлаждающей жидкости нужно подвести к оптимальному.

Сложность контроля состоит в том, что жидкости обычно хватает надолго без дозаправки, поэтому автовладельцы часто забывают о системе охлаждения. Когда возникают неполадки с двигателем, подозрение на неисправности внутри этой зоны появляются в первую очередь.

Правильно смотреть уровень антифриза можно только при условии, что двигатель остается холодным. Идеальный уровень охлаждающего состава – это граница, установленная выше центральной линии.


Как определить уровень охлаждающей жидкости

Как правильно проверять?


Теперь о том, как проверить уровень антифриза. В разных авто системы охлаждения несколько отличаются, в одних имеется расширительный бачок, по которому контролируется уровень, в других его нет.
В автомобилях, в систему охлаждения которых входит этот бачок, проверить уровень очень просто. Изготавливается бачок обычно из светлого пластика, а антифриз имеет определенную окраску. Также на стенку бачка нанесены метки, указывающие минимальный и максимальный уровни. Поэтому, чтобы проверить уровень жидкости даже не нужно откручивать крышку, достаточно просто посмотреть уровень по стенке бачка и сравнить с метками.

В авто, система охлаждения которых не включает наличие бачка, доливка и контроль уровня производится через горловину, расположенную на радиаторе. То есть, окручиваем крышку радиатора и смотрим уровень.

Теперь некоторые особенности проверки. Выполняется она только на холодном и неработающем двигателе, по ряду причин. При нагреве антифриз расширяется, поэтому при контроле уровня в бачке, данные о количестве будут неправильными.

Что касается авто, в которых жидкость проверяется в радиаторе, то контроль при нагретом двигателе и вовсе чреват получением травм. Дело в том, что после нагрева в системе образуется давление, и если скинуть крышку радиатора – велика вероятность выплескивания горячего антифриза через горловину, поэтому получить ожог очень легко. Лучше всего проводить контроль уровня утром, перед поездкой. Двигатель за ночь полностью остынет, показания уровня будут самыми точными.

Что обозначают метки в расширительном бачке

Бак, предназначенный для заливки антифриза, представляет собой резервуар, изготовленный из прочной пластмассы. Конфигурация может быть разной, это зависит от марки машины и физических характеристик моторного отсека. На бак надета закручивающаяся крышка с воздухоотводящим клапаном.

Для некоторых марок машин разработаны специальные местные датчики, которые считывают уровень жидкости. Например, в машинах ВАЗ или УАЗ баки снабжены второй горловиной, куда вкручивается специальный прибор. Большинство автомобилей (даже «Мерседес», «Мазда», «Форд Фиеста») не имеют второй горловины, а закручиваются простой пробкой.

На некоторых баках есть обычные отметки:

  • Max – максимальный уровень;
  • Min – минимальный показатель.

Для разных марок машин пометки на бачке выглядят по-разному. На авто марки «Шкода», «Пежо», «Ниссан Витц» разграничители выглядят контрастными маркерами, для «Опеля» делают только засечки на баке. На емкостном баке «Лады Калины» нет никаких пометок, но их можно сделать самостоятельно.

Toyota Allion 2008, двигатель бензиновый 1.л., 110 л. с., передний привод, вариатор — плановое ТО

Чита

Toyota Allion, 2009

700 000 ₽

Чита

Toyota Allion, 2010

760 000 ₽

Владивосток

Toyota Allion, 2015

930 000 ₽

Благовещенск

Toyota Allion, 2009

690 000 ₽

Посмотреть больше машин на Дроме

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Войти Зарегистрироваться

Это интересно: Сколько лить в коробку ваз 2109

От каких показателей зависит уровень жидкости в расширительном бачке

В теории кажется, что контролировать показатель охлаждающего состава в расширительном бачке довольно легко, но практике показывает, что это не так.

Величина охлаждающей жидкости проявляет прямую зависимость от температурных или погодных условий. Летом антифриз приближается к максимальному значению из-за свойств расширения, характерных для всех видов жидкостей, но зимой отметка снижается.

Система не имеет автоматических датчиков, поэтому самостоятельно измерить величину жидкости непросто. Водители пользуются машиной, но не подозревают, что охлаждения недостаточно.

Ошибки при обращении с антифризом и их последствия

При проверке уровня тосола в бачке часто возникает необходимость его доливки. Зимой происходит его интенсивное испарение, поэтому проверять его состояние в это время нужно чаще. При низких температурах все элементы расширительного бачка частично теряют герметичность, так как свойства резиновы и пластмассы меняются. Это чревато утечками антифриза. Как правило, они не фатальны, но это не избавляет от необходимости следить за процессом и своевременно доливать новую порцию тосола.

Типичные ошибки при обращении с антифризом таковы:

  • пробку откручивают “на горячую”, не дожидаясь охлаждения двигателя;
  • на бачке нет тряпки (если бачок не успел полностью остыть, это может быть опасно);
  • свежую жидкость доливают “на горячую;
  • тосол наливают в пустую ёмкость;
  • используют не дистиллированную, а обычную воду при доливке.

Чтобы ни говорили легкомысленные “бывалые” водители, отвинчивать крышку при разгорячённом двигателе нельзя. Даже если смельчакам постоянно везёт – не факт, что в следующий раз всё будет точно так же. Поскольку давление в замкнутой системе высокое, при откручивании пробки “на горячую” жидкость может выплеснуться вам на руки или даже на лицо. При серьёзных ожогах всегда остаются шрамы, поэтому торопиться и испытывать судьбу не стоит.

Бывают ситуации, когда нет времени ждать, пока система полностью остынет. В этом случае на крышку перед отвинчиванием накидывают тряпку. Она закроет отверстие слива и предотвратит сильный выплеск тосола, но защитить от брызг не сможет. Во избежание травм лучше, всё же, дождаться полного остывания двигателя и только тогда приниматься за работу.

Какой уровень антифриза должен находиться в расширительном бачке

Оптимальный вариант – отметка тосола на средней части. Тогда при расширении жидкости исключена течь, а при снижении температуры охлаждайки будет достаточно для поддержания эксплуатационной готовности.

Перелив жидкости практикуют водители, когда хотят исключить выкипание или недолив. Максимум антифриза может привести к росту давления внутри двигателя. Результатом становится разрыв патрубков. Это, в свою очередь, приводит к потере герметичности. Минимальная доливка антифриза повышает риск полного выкипания жидкости из бачка. В этом случае двигателю грозит сильный перегрев.

Процесс:

1. Перед каждой поездкой вам нужно проверять уровень охлаждающей жидкости. Для того, чтобы это сделать, посмотрите на стенку расширительного бачка. Если уровень жидкости находится ниже отметки min, значит, охлаждающую жидкость нужно долить. 2. Многие автомобили оборудованы системой контроля уровня охлаждающей жидкости, которая сигнализирует загоранием лампочки на панели приборов о низком уровне охлаждающей жидкости в системе. 3. Проверить охлаждающую жидкость в радиаторе можно следующим способом. 4. Снимите крышку радиатора. Если крышка радиатора имеет систему для стравливания давления, тогда перед открытием поднимите рычаг для его стравливания, и давление в радиаторе упадет. 5. Затем возьмите рукой крышку через тряпку, чтобы не обжечься, открутите ее и снимите крышку таким образом, чтобы она открылась от вас в другую сторону. 6. Возможно, при открытии крышки из радиатора будет выходить пар, в этом случае вам следует закрутить обратно крышку и подождать момента, когда радиатор полностью остынет. 7. Лучше всего проверять уровень охлаждающей жидкости перед запуском автомобиля, когда двигатель холодный.

Поверять уровень охлаждающей жидкости необходимо один раз в месяц.

Что можно доливать и в каком количестве

Ситуация, когда вы обнаружили, что в баке недостаточно антифриза, требует немедленных действий. Если исключена течь или поломки, то это означает, что система охлаждения нуждается в замене или доливке.

Специалисты рекомендуют полностью промывать каналы прежде, чем вливать новый антифриз. Если вы находитесь в дороге и не имеете возможности полностью слить старую жидкость, то антифриз в канал можно просто долить. Но и в этом случае необходимо учитывать нюансы.

Категорически запрещено смешивать жидкости с разными основами. Например, нельзя доливать к антифризу на карбоксилатной основе смеси первой группы с этиленгликолем. В результате использования несовместимых основ происходит химическая реакция, постепенно выделяются осадки, которые оседают на элементах двигателя или засоряют радиатор.

При заправке охлаждающей системы смешивают только такие составы, основой которых являются присадки, схожие по свойствам. Например, можно смешивать защитные составы друг с другом или доливать незначительное количество тосола к красным антифризам с антикоррозийными свойствами. Лучше всего использовать жидкости одной автомобильной марки.


Что можно доливать и в каком количестве

Если количество антифриза снижается из-за утечки или повреждений канала, то прежде, чем менять или доливать жидкость, понадобится направленный ремонт.

Можно ли смешивать отличающиеся антифризы

Из-за огромного ассортимента охлаждающих жидкостей, автолюбители всё чаще смешивают две или три несовместимых субстанции. При этом на выходе получается странного цвета жидкость с осадком или пеной, нередко «фриз» превращается в эмульсию. В общем, последствия таких смешиваний крайне плачевны. Если уж и смешивать разные хладагенты, то следует четко разобраться в их совместимости.

Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок

На популярных марках машин «Хендай Солярис», «Тойота Лансер», «Митсубиси», «Шевроле» или БМВ процедура заливки антифриза одинакова. Разберем эту манипуляцию подробно. У перечисленных марок расширительный бачок расположен в правой части двигательного отсека. Для замера и доливки лучше придерживаться инструкции:

  1. Машину устанавливают на склоне так, чтобы передняя часть была немного выше. Это поможет выгнать лишний воздух из клапана.
  2. Капот открывают, аккуратно откручивают крышку бака.
  3. Жидкость доливают по одной из стенок тонкой струей, чтобы избежать образования воздушных пробок.
  4. Антифриз доливают до 2/3 (ближе к верхней отметке, чем к нижней).
  5. После этого бак закрывают, запускают двигатель, чтобы антифриз начал распределяться по системе.
  6. После остановки мотора уровень антифриза в расширительном бачке вновь проверяют. Показатель должен незначительно снизиться. Чтобы избежать чрезмерного расхода, жидкость доливают повторно.
  7. После второй проверки крышку бака плотно закручивают, закрывают капот.

Промывка системы охлаждения необходима, если антифриз внутри бака поменял свой оттенок или очень загустел. К такому состоянию может привести неразумное смешивание составов или приобретение некачественного сырья.

Проверять уровень антифриза в расширительном бачке рекомендуют ежемесячно. Если не следить за показателями, то можно спровоцировать перегрев двигателя. Антифриз лучше заливать «на холодную» – так называют прием, когда манипуляции проводят только при остывшей машине. Смешивать составы не рекомендуют, но в некоторых случаях разрешается использовать смеси с одинаковой базой.

Что и сколько доливать?

Напоследок о том, какой и как доливать антифриз. Производить доливку нужно только на остывшем двигателе, чтобы точно знать уровень, при нагретом из-за расширения точно узнать уровень не получится. Доливать необходимо до метки в радиаторе, а если такой нет, то почти до края горловины, излишки выдавит через крышку при нагреве. В бачок же доливается до уровня, находящегося между метками.

Заливать в систему следует только тот антифриз, который залит. Смешивание разных видов антифризов не допускается. Если под рукой нет жидкости для доливки, можно воспользоваться дистиллированной или простой чистой водой. Но важно учитывать, что доливка воды значительно снизит порог замерзания антифриза, поэтому ее доливать можно только летом, а перед зимним периодом полностью поменять жидкость в системе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]