Силовая установка ВАЗ 2114 это двигатель внутреннего сгорания состоящий из двух основных частей — блока цилиндров и головки блока цилиндров, которые являются защитным корпусом для основных рабочих агрегатов. Распредвал, клапана, поршневая группа, цилиндры и коленчатый вал, вращающий маховик, который в свою очередь приводит в движение трансмиссию автомобиля. И все это при запущенном двигателе крутится, двигается в поступательно-возвратном ритме с огромной частотой, в условиях вибрации и высокой температуры. Напряжения на каждую металлическую часть этого автомобильного агрегата невероятно высоки, поэтому не удивительно, что детали изнашиваются и порой напоминают о себе нештатной работой или громкими звуками.
Что делать если стучат клапана
Посторонний шум в двигателе появляется чаще всего на машинах за которыми владельцы не следят, а если и занимаются ими, то от случая к случаю и перерывы у этих случаев, как правило, очень большие. Иллюстрацией к этому может быть анализ причин почему стучат клапана.
Самая распространенная причина — увеличенный зазор между рычагами и кулачками распредвала. И устраняется эта причина элементарно просто — регулировкой клапанов. А, опять же элементарная вещь, которую должен знать каждый водитель — клапана должны регулироваться через каждые пятнадцать тысяч километров пробега. Это обязательное правило.
У нерадивых водителей бывали случаи, когда они вспоминали о клапанах через 70 тысяч пробега, а автослесарь потом не мог ничего с ними сделать, не поддавались регулировке.
Часто беспокоит автовладельцев стук клапанов на холодном двигателе. То есть на холодную в двигателе явный стук, а с прогревом двигателя эти звуки исчезают. Опытные автомобильные слесари объясняют это тем, что на машине имеющей достаточно большой пробег детали изнашиваются и особенно это происходит с деталями силовой установки. Между ними появляются небольшие зазоры, которые в целом не влияют на работу систем в худшую сторону, но проявляют себя в холодном состоянии. Именно из-за этих образующихся зазоров и появляются такие раздражающие водителей звуки. При нагревании металл расширяется, зазоры исчезают, а вместе с этим исчезает и неприятный звук.
Тем не менее это не значит, что к посторонним шумам в движке на холодную надо относиться равнодушно, тем более, если владелец следит за своевременностью всех регулировок. Ведь на холодном двигателе, на холостом ходу могут шуметь коренные или шатунные подшипники коленвала, а это уже очень серьезно. Надо обязательно обратиться к специалистам за диагностикой.
Каждый водитель слышал как стучат клапана на горячую. Особенно при резком увеличении оборотов. Наиболее частой причиной этого является некачественный бензин. Но могут быть и другие причины, например отказал датчик детонации. Или упало давление масла.
Помимо увеличения зазора причинами шума, производимого клапанами могут быть:
- износ кулачков распредвала — в этом случае требуется заменить весь распределительный вал;
- поломка клапанной пружины — если это обнаружено, надо поставить новую пружину;
- возможно необходима регулировка или замена направляющей втулки;
- к стуку клапанов могут приводить совершенно другие причины, например плохо натянутый ремень ГРМ или плохое поступление масла через распредвал на пальцы из-за забитых каналов на РВ.
Определить на слух неопытному человеку, что на ВАЗ 2114 стучат клапана очень сложно. Тем не менее специалисты рекомендуют некоторые народные средства, напоминая, что распредвал крутится в два раза медленнее коленчатого вала и соответственно звук клапанов не должен частить. Для лучшего звуковосприятия предлагают приложить к уху пустую металлическую кружку, а ее поставить на капот. В этом случае звук становится четким и хорошо прослушивается.
Внимательный и опытный водитель всегда прислушивается к звукам своего автомобиля. Если появится незнакомый стук, шум, лязганье в двигателе, он без промедления постарается определить причину и природу этого явления. Если под капотом что-то стучит — это сигнал о той или иной неисправности автомобиля, которая может вылезти — в прямом смысле этого слова — наружу.
Почему стучит двигатель
В среде автолюбителей, достаточно далеких от профессионального знания конструкции и физической сущности работы автомобильных агрегатов, но в силу длительной водительской практики считающих себя крутыми знатоками автомобильных «потрохов», бытует мнение, что если в движке проявился стук, то это стучат клапана. На самом деле, все не так просто. Один опытнейший автомобильный слесарь рассказывал случай, который может послужить яркой иллюстрацией некомпетентности и неуважительного отношения к мнению профессионала.
Регулировка клапанов
«В мастерскую подъехал автомобиль, хозяин просит отрегулировать клапана. Когда запустили машину для диагностики, выявился характерный стук шатуна в коленвале. Это явный и однозначный сигнал для немедленного капитального ремонта, ни о какой регулировке клапанов не могло быть и речи, с таким двигателем даже с места нельзя было трогаться. Хозяин заявил, что все друзья и знакомые и просто знающие люди в один голос утверждают — это стук клапанов. На автослесарей обиделся сел в машину, но далеко уехать не смог, оборвался шатун и пробил блок цилиндров. Двигатель пришлось поменять.»
Поучительная история. И она напоминает, читайте руководство по эксплуатации своего автомобиля и прислушивайтесь к мнению профессионалов. На самом деле стук в двигателе ВАЗ 2114 может быть вызван несколькими причинами:
- Стучат коренные подшипники коленчатого вала. Обычно это металлический глухой стук. Чаще всего проявляется на холостом ходу при даче газа.
- Стучат шатунные подшипники. Звук более резкий, чем при стуке коренных, проявляется также на холостом ходу. Определить место источника звука можно отключая свечки зажигания.
- Поршни стучат приглушенно и незвонко. Часто простая замена поршней или колец помогает избавиться от этого звука.
- Стучит клапан, впускной или выпускной. Частота этого звука меньше чем от коленвала и звук немного другой, более звонкий. Причины стука клапанов самые разные:
— в клапанном механизмы увеличились зазоры;
— сломалась пружина клапана;
— образовался большой зазор между клапаном и направляющей втулкой;
— на распредвалу износились кулачки.
Застучали клапана: основные причины
В самом начале отметим, что стук клапанов является неполадкой, которая больше свойственна моторам без гидрокомпенсаторов. Другими словами, указанные элементы могут стучать на таких двигателях, которые конструктивно предполагают необходимость регулировать клапана с определенной периодичностью. Что касается двигателей, которые оборудованы гидрокомпенсаторами, в агрегатах данного типа зачастую стучат не сами клапана, а упомянутые выше компенсаторы.
Стук клапанов обычно появляется на моторах в двух случаях:
- естественный износ силового агрегата в результате внушительного пробега;
- клапана не отрегулированы или данная процедура выполнена некорректно;
Другими словами, механизм может стучать как на старом двигателе, так и на относительно новом моторе, который прошел всего несколько десятков тыс. км. Основной причиной такого стука выступает сильное увеличение зазора, который присутствует между кулачком распределительного вала и рычагом. Увеличенный зазор между данными элементами означает, что кулачок распредвала бьет по рокеру. Результатом становится общее повышение шума во время работы двигателя и ГРМ, мотор работает «жестко». Также отмечено появление отчетливого звонкого металлического звука, который хорошо прослушивается и локализуется в области ГБЦ и клапанной крышки.
Следует понимать, что изначально выставленные на заводе тепловые зазоры клапанов имеют свойство сбиваться после нескольких десятков тысяч пройденных километров. Именно по этой причине владельцу время от времени необходимо настраивать указанные зазоры. Настройка осуществляется с учетом строго определенной для конкретного типа и модели двигателя величины, которая прописана в инструкции по эксплуатации конкретного ТС.
Сразу отметим, что общепринятой рекомендацией по интервалам для регулировки клапанов является пробег на отметке 15-20 тыс. км. Перед регулировкой, особенно на старых двигателях, необходимо исключить вероятность проблем с давлением масла в системе смазки. Сама регулировка зазоров осуществляется посредством щупов. Указанные щупы вставляются в щель, которая находится между толкателем и кулачком на двигателях с верхним расположением распределительного вала. На моторах другого типа щель расположена между верхним краем штока и коромыслом. Во время настройки зазоров также желательно учитывать температуру наружного воздуха. Клапана оптимально настраивать при температуре +20 градусов по Цельсию. Если регулировки происходят, например, при отрицательных температурах, тогда данный нюанс следует учитывать и делать на него определенную поправку.
Статья в тему: Ремень ГРМ
Уменьшение зазора (клапана зажаты) также является недопустимым. Дело в том, что в случае с зажатыми клапанами происходит следующее: они после относительно небольшого пробега перестают закрываться до конца. Если данные элементы не могут полностью закрыться, тогда компрессия в цилиндрах падает по причине разгерметизации камеры сгорания, происходит прорыв раскаленных газов через зазор между клапаном и фаской, возникает перегрев двигателя, прогар клапана и т.д. В таком случае двигатель плохо запускается, теряет мощность, перерасходует топливо, троит и т.п. Итогом становится невозможность дальнейшей нормальной эксплуатации ДВС и необходимость устранения как самой неполадки, так и вероятных последствий езды с зажатыми клапанами
Обратите внимание, от степени увеличения или уменьшения зазора напрямую зависит износ не только ГРМ, но и всего двигателя. Длительная эксплуатация силового агрегата с явным стуком в механизме газораспределения приводит к серьезным повреждениям и быстрому выходу из строя всей силовой установки
Источник
Видео.
Если на ВАЗ-2114
1,5 как еще его называют 1,6 на восемь клапанов «застучали» клапаны, то это показывает на то, что комплектующие необходимо быстрее отрегулировать. К огорчению, далеко не все автолюбители сходу начинают устранять такую неисправность, что и приводит к более суровым последствиям. Ведь если своевременная
регулировка
не выполнится, то мощность мотора в значимой степени снизится,
клапан
перегорит, а распредвал вообщем может разбалансироваться. Не понимаете, как зазоры клапанов верно отрегулировать на ВАЗ-
2114
8 клапанов? Тогда советуем изучить информацией, которая дальше будет изложена.
Без помощи других отрегулировать клапаны есть вариант просто, если точно следовать аннотации и делать работу поэтапно. До следует проверить размеры зазора, если они не будут соответствовать утвержденной величине, и при рабочем движке будет слышаться типичный стук, означает, клапаны непременно необходимо отрегулировать. Чтоб точно проверить размер зазора, нужно дождаться полного остывания мотора.
Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2115
Но довольно часто возникает необходимость в их регулировке значительно раньше, ввиду множества причин.
Данный показатель обусловлен в первую очередь качеством отечественных запчастей, которые и в идеальных условиях эксплуатации довольно быстро изнашиваются.
Регулировка клапанов
Появление металлического стука в верхней части работающего двигателя, очень схожим со звуком швейной машинки будет означать повышенный зазор между кулачком распредвала и толкателя клапана. К данной причине приводит повышенный износ установленной регулировочной шайбы или кулачка распредвала
. При проявлении такого звука необходимо провести регулировку клапанов в скором порядке, что позволит избежать больших проблем.
Многое зависит и от качества моторного масла
, которое оказывает существенное влияние на степень износа деталей силового агрегата.
В этом случае необходимость в регулировке клапанов наступает при пробеге в 30-35 тыс. километров, и вполне возможно, что потребуется провести только замер показателей зазоров толкателей клапанов.
Для чего необходимо регулировать клапана
Правильный зазор толкателей клапанов обеспечивает стабильную работу силового агрегата на полную мощность. Клапана делятся на два вида:
Стучат пальцы ВАЗ-2109
15 октября 2015, 19:47 #1
А вот ещё вопрос-то 2109 при движении давлю на газ и такое ощущение что пальчики вот вот вылетят, от поворотов трамблера +- изменений нет практически что посоветуете? дв. делали тоже кап ремонт, до ремонта такого не было.
15 октября 2015, 20:39 #2
Кто делал капремонт. . добросовестные были слесаря.
15 октября 2015, 20:56 #3 + 1
Ну парень то толковый ремонтировал дизеля но вот ваз делал впервые
15 октября 2015, 21:38 #4
Podarok, 15 октября 2015, 19:47, #1
. что посоветуете? дв. делали тоже кап ремонт, до ремонта такого не было.
. переделать капремонт. . или поставить другой двиг.
15 октября 2015, 21:51 #5
ВАЗ 2109 Лада Гранта Седан
15 октября 2015, 23:11 #6 + 2
Метки РВ проверь, и автомат опережения зажигания в трамблёре, бывает клинит на оси.
16 октября 2015, 21:21 #7
Смени бензин и проверь по стробоскопу момент зажигания и работу вакуумного и центробежного регуляторов угла опережения зажигания.
21 октября 2015, 11:52 #8 + 1
Поменял вакуум опережения зажигания и все стало в норме.спс всем.
Лада Веста МТЗ-1221
21 октября 2015, 14:09 #9 + 1
стучат пальцы —
забегает мужик в автомагазин — продайте мне самое дорогое импортное синтетическое масло. купил и убежал..
продавец решил глянуть куда же заливать будет — а тот за углом налил масло на руку и дрочит.
— а зачем дорогое то купил?
Инструкция по регулировке клапанов ВАЗ 2114
- В первую очередь разберите воздушный фильтр до самого корпуса.
- Отсоедините патрубки, находящиеся между клапанной крышкой и фильтром, и патрубок отвода картерных газов.
Снимите клапанную крышку головки блока цилиндров.
Демонтируйте переднюю крышку ремня ГРМ, за которой находится шестерня распредвала, а на ней зубчатый ремень.
5. Демонтируйте свечи зажигания.
- После за крепежный болт шкива генератора поверните коленвал в направлении хода часовой стрелки — так, чтобы произошло совпадение меток на задней крышке зубчатого ремня и шкиве. А потом еще чуть-чуть, приблизительно на 3 зуба шестерни распредвала.
- С помощью набора щупов проверьте зазоры между толкателем первого впускного и третьего выпускного клапанов (отсчет начинайте от приводного шкива) и их торцами. Первый должен быть порядка 0,2 мм (+/- 0,05 мм, не более), второй — 0,35 (погрешность та же).
В случае, когда фактический размер зазора не совпадает с названными значениями, его нужно отрегулировать. Для этого утопите толкатель, закрепите его в нижнем положении, а затем выньте оттуда регулировочную шайбу и замените ее на подходящую.
Далее последовательно прокручивая коленчатый вал на полоборота, поочередно замеряйте и, при необходимости, регулируйте зазоры пятого выпускного и второго выпускного, восьмого выпускного и шестого выпускного, четвертого выпускного и седьмого выпускного клапанов.
По окончанию регулировки клапанов ВАЗ 2114, установите снятые детали в нужные места в обратной последовательности.
О том, что нарушились так называемые тепловые зазоры между клапанами и их толкателями (а именно так это правильно называется, а не «регулировка клапанов»), говорит специфический стук. Мотористы так и говорят: «стучат клапана» и «нужна регулировка клапанов», хотя на самом деле, конечно же, регулируются эти самые тепловые зазоры. И рекомендации, которые я тут приведу, достаточно просты и помогут вам отрегулировать клапана автомобиля ВАЗ 2114 своими руками.
Стучат клапана по разным причинам:
- Вы заправились на «левой» заправке какой-то «мачмалой», а не нормальным качественным бензином. Такое «внутреннее расстройство» мотора, которое не потребует от вас регулировки клапанов, лечится очень просто – качественным топливом. Для моторов ВАЗ 2114, о которых мы говорим – «правильным» бензином являются бензины с октановым числом не меньше 93. И их сегодня производится и продается: А76; А-80; а также АИ-91; АИ-92; АИ-93; А95; АИ95; А-96; АИ-98. Существуют даже бензины с октановым числом более 100, их используют в спортивных автомобилях и только на соревнованиях. Почему я упоминаю их все? А потому что, если на вашем автомобиле застучали клапана от некачественного топлива, то попробуйте долить до полного бака «гораздо более высокооктановый» бензин. Вполне возможно, что болезнь вашего ВАЗ-2114 уйдет сама по себе.
- Нарушился угол опережения зажигания в двигателе вашего ВАЗ-2114, а такое в моторе бывает даже без очевидного внешнего вмешательства. Если угол слишком поздний, то мотор «не тянет», греется, и расход «что у КамАЗа». А если слишком ранний, то – как раз прослушивается тот самый «стук», особенно на холодную или при резких нагрузках. Вот тогда и потребуется регулировка клапанов.
Существует еще целая масса причин, менее существенных, и об этом вам может рассказать любой моторист или автоэлектрик на СТО, и такая процедура (диагностика) сегодня зачастую предоставляется бесплатно (при условии, что какие-то работы вы все-таки проведете именно здесь, и каких-то денег оставите в ЭТОЙ кассе).
Если вы нашли причину, и она заключается в нарушении тепловых зазоров, то операцию по регулировке клапанов можно провести собственными руками – и почти бесплатно.
Дизеление, гул, щелчки и не только: странные звуки машины, которые не должны пугать
Мы уже как-то рассказывали о том, какие звуки мотора могут намекать на то, что он чувствует себя плохо. Услышав незнакомый звук, многие начинают переживать, волноваться, а наиболее мнительные водители закидывают под язык таблетку валидола и едут в автосервис. Где, кстати, частенько пользуются их паникой и пытаются ремонтировать то, что ремонтировать не надо. Само собой, появление беспокойства – реакция правильная. Но машина (а она всё-таки куча железа) шуметь не только может, но и просто обязана. И некоторые её звуки пугать не должны. Давайте посмотрим, какой шум машины не должен доводить до истерики её владельца.
Необходимое пояснение
Перед тем как приложиться одним ухом к мотору, а другим – к коробке передач, надо подумать о том, что некоторые звуки на одном автомобиле имеют право на существование, а на другом – нет. Другими словами, «дизеление» мотора Форда или Киа – вещи совершенно разные, и в первом случае напрягаться не стоит, а во втором – очень даже надо. Поэтому мы постараемся такие вещи обговаривать отдельно.
Второе – это категория звуков, причина которых настолько банальна, что говорить о них не стоит вовсе. Такие звуки пугают либо совсем неопытных водителей, либо людей, которые только что поменяли машину и ещё не привыкли к тому, что она работает не так, как предыдущая. Например, простая ситуация: человек в кризис пересел с иномарки на ВАЗ-2115 (тьфу три раза). Всю зиму ездил, а весной впервые проехался с опущенным окошком и вдруг услышал впереди страшный гул. А это просто включился вентилятор, которого на иномарке практически не было слышно.
Lada Samara (2115) ‘1997–2012
Или вдруг на скорости у недавно купленной машины что-то стало гудеть. Причина, может быть, кроется в аэродинамике: завыли боковые зеркала, а на старой «классике» – водостоки. Это тоже слишком просто и элементарно, поэтому просто предупредим, что есть очень простые, громкие, но не страшные звуки, о которых говорить не будем. Мы поищем что-то сложнее. Начнём с моторов.
Что американцу хорошо, что корейцу смерть
Начнём с лёгкого звука, который часто пугает автовладельца, – с еле заметного цокота. Тихий цокот, больше похожий на стрекот, – это звук работы форсунок. Что бы там ни говорили о сложном устройстве форсунки, это всего лишь электромеханический клапан, и совсем бесшумно он работать не может. На некоторых моторах форсунки практически не слышно, а некоторые ими «хлопают» заметно. Например, этот звук часто можно услышать на корейских моторах. Бояться его, конечно же, не стоит.
Правда, если слух не очень тонкий, а опыта нет совсем, за этот шум можно принять стук в неправильно установленном тепловом зазоре клапанов. Но на самом деле клапанный цокот намного громче, а, кроме того, он обычно становится тише по мере прогрева мотора (зазор становится меньше, и молотит не так сильно), а вот форсунки при любой температуре работают одинаково. Так что если цокот сильный и уменьшается по мере прогрева – пора регулировать зазоры (или проверять гидрокомпенсаторы, если они есть), а если он частый, еле слышный и не меняется, то переживать не стоит – это работают форсунки.
Второй звук менее приятный и более громкий. За характерный оттенок его называют «дизелением». Ну, дизельный мотор «дизелит» всегда – звук даже исправного двигателя напоминает стук. А вот дизеление бензинового мотора может напрягать. Но не всегда.
Это явление при холодном пуске свойственно многим агрегатам, но при этом не является признаком их приближающейся кончины. В качестве примера можно привести моторы серии Zetec, знакомые нам по Фордам, в первую очередь – 1,6-литровый мотор мощностью 100 л.с. Мотору скоро будет сто лет в обед (ладно-ладно, чуть меньше), но до сих пор нет точного ответа, что в нём стучит.
Чаще всего обвиняют соединение «палец-поршень», в котором появляется люфт, и во время перекладки поршня в нижней мёртвой точке появляется стук. Почти так же часто винят в этом короткие юбки поршней. Кто-то сильно переживает и начинает потихоньку перебирать мотор или хотя бы регулировать зазор клапанов (в этом моторе нет гидрокомпенсаторов). Регулировка клапанов ещё никому не помешала, но и от дизеления она не избавляет. А так как с этим стуком «зетеки» спокойно ездят по 400 тысяч километров, дизеление признали «конструктивной особенностью», которая на ресурс никак не влияет.
Замечу, что у меня самого был Фокус первого поколения с таким мотором, но объёмом два литра. Он проехал без ремонта до пробега 420 тысяч километров, был продан по рукописному ДКП в Москву, после чего штрафы мне ещё год приходили из Чувашии, Удмуртии и Татарстана. Видимо, 420 тысяч для «дизелящего» Zetec далеко не предел, и мне пришлось прекратить регистрацию этой машины в ГИБДД. Кстати, никакого «масложора» при этом пробеге не было. Поэтому если мотор машины относится к тем, которые имеют право немного дизелить после холодного пуска, переживать из-за этого не стоит. Да, это, скорее, исключение, но оно существует.
Помимо моторов Zetec сюда можно отнести моторы серии ЕА111 – CFNA и CFNB. Там ситуация немного сложнее: иногда стук вызван износом поршневой группы, приводящем к приличному «масложору». И вместе с тем у многих простые 1,6-литровые моторы с распределённым впрыском стучат десятки тысяч километров, не разваливаясь и не страдая другими «болезнями». Главное, не спутать этот звук со стуком цепи ГРМ. Цепь менять всё-таки придётся.
Хотя и тут есть исключение. Например, опелевский мотор Z12XEL до 2010 года выпуска. У него причиной характерного «дизеления» является как раз цепь, но страшного ничего нет: достаточно заменить не очень удачный гидронатяжитель. Сама цепь и шестерни служат долго, а вот эффективность натяжителя оказалась недостаточной. В 2010 году его заменили, и проблема ушла. Поэтому если слышите странный звук из-под капота, например, своего Opel Corsa D, не спешите менять весь цепной привод ГРМ: очень часто причина намного дешевле и проще. Так что паниковать рано, нужно искать хорошего специалиста.
Возможные причины стука ДВС
Стоит отметить, что стук может прогрессировать не одинаково, то есть быстро или медленно усиливаться в процессе эксплуатации. В списке основных элементов ЦПГ, ГРМ и КШМ, которые могут стучать, отмечены:
- стук поршня в цилиндре;
- стучат поршневые пальцы;
- стучит распределительный вал в головке блока;
- стук коленвала в блоке цилиндров;
- коромысло и ось клапанного механизма;
- клапан и направляющая клапана;
- клапан и ГБЦ;
В случае износа двух деталей ГРМ, которые изготовлены из твердого материала, двигатель может одинаково стучать долгий период времени. Если произошел износ мягких элементов, которые работают в паре с деталями из более твердого материала (коренной, шатунный вкладыш, подшипники распредвала), тогда посторонний звук будет быстро усиливаться. Далее мы рассмотрим наиболее опасные стуки двигателя.
Стучат поршни
Звук стучащего поршня в цилиндрах локализуется в блоке цилиндров, отличается глуховатым тоном (напоминает звук постукивания по глиняной посуде), а также может сопровождаться щелчками. Наиболее часто проявляется на холодную, а также на малых оборотах и при резком сбросе газа в движении. После прогрева стук поршней на холодном двигателе пропадает, так как происходит температурное расширение поршня. Обычно поршень стучит при появлении зазора около 0.3 — 0.4 мм.
Стук поршневых пальцев
Поршневые пальцы стучат звонко и высоко по тону, стук явно металлический. Отчетливо прослушивается во время перегазовки, а также в момент сброса газа или нажатия на акселератор для ускорения. Зоной локализации является блок цилиндров. Обычно появляются при наличии зазора около 0.1 мм.
Дополнительно диагностируется неисправность путем выкручивания свечи зажигания. Со снятой свечей процесс сгорания топлива в цилиндре не происходит, что означает отсутствие нагрузок на поршень.
Добавим, что подобный стук также возникает в результате использования неподходящего для данного типа двигателя топлива (детонация), а также при значительной нагрузке на мотор при низких оборотах коленвала (движение в гору на повышенной передаче).
Стук коренных подшипников (вкладышей) коленвала
Такой стук возникает в результате износа, который появляется на вкладышах коленчатого вала. По звучанию стук металлический, немного приглушенный, локализован в области картера двигателя. Отчетливо прослушивается на низких оборотах прогретого мотора (слабое давление моторного масла), при резком поднятии оборотов и сбросе газа. Зазоры увеличиваются между шейкой и вкладышем, составляя около 0.1-0.2 мм. При падении давления смазки до критически низких показателей стук будет звонким на всех режимах.
Необходимо отметить, что резко начать стучать коленвал может также по причине использования моторного масла низкого качества или такого смазочного материала, который не соответствует допускам производителя для данного типа ДВС. В этом случае масло нужно незамедлительно сменить, а перед заменой система смазки требует промывки.
Стучат вкладыши шатунов
Если стучат шатунные вкладыши, тогда звук похож на аналогичную неисправность коренных подшипников, но прослушивается более отчетливо. Появление такого стука с резко возрастающей интенсивностью в моменты смены оборотов коленвала указывает на необходимость срочного ремонта. Эксплуатировать двигатель с таким стуком запрещается, так как мотор, выражаясь простым языком, рискует «словить клин».
ДРУГИЕ ВОЗМОЖНЫЕ СТУКИ В ГРМ
Что делать, если стучат клапана даже после правильно выполненной регулировки? В таком случае необходимо проверить состояние толкателей, распределительного вала. Для этого снимается распредвал и проверяется:
Многих владельцев ВАЗ заботит стук клапанов на холодном двигателе. Но клапана стучат одинаково как на «холодную», так и на «горячую». В ГРМ ВАЗ овских двигателей нет штанг, как в некоторых моторах ГАЗ и УАЗ, поэтому с нагревом зазор на 2114 практически не меняется.
Скорее всего, стук на холодную происходит не из-за клапанов, а из-за увеличенного зазора между поршнями и стенками цилиндров в поршневой группе.
Алюминиевые поршни по мере прогрева расширяются и зазор уменьшается. Соответственно, пропадает и стук.
Причины возникновения звуков на «горячую»
Стук в двигателе на «горячую» может возникнуть по всем вышеперечисленным причинам.
В любом случае важно определить характер постороннего шума, примерное место, откуда он доносится и потом уже принимать меры. Практически всегда в дорожных условиях устранить неисправность не удастся, авто нужно будет доставлять на место ремонта для точного определения причины
Практически всегда в дорожных условиях устранить неисправность не удастся, авто нужно будет доставлять на место ремонта для точного определения причины.
А вот каким способом придется доставлять авто, подскажет предварительная диагностика.
Если стучит в верхней части, можно доставлять авто своим ходом, но перед этим проверить уровень масла.
Резкое звучание из нижней части двигателя укажут на проблему с кривошипно-шатунным механизмом, из-за чего авто доставляется только эвакуатором.
Как понять, что свечи неисправны?
Существуют три основных причины, которые вызывают неисправности системы зажигания:
- позднее или раннее зажигание;
- перебои зажигания в одном или нескольких цилиндрах;
- полное прекращение зажигания.
Позднее зажигание
характеризуется потерей мощности и перегревом двигателя,
раннее
— также потерей мощности, стуком в двигателе и увеличением расхода топлива.
Перебои зажигания
в одном или нескольких цилиндрах чаще всего вызываются неисправностью свечи зажигания, порчей изоляции провода высокого напряжения, присоединяемого к свече, а также плохим контактом этого провода в наконечнике свечи или катушке зажигания.
К непосредственным неисправностям свечей зажигания
относятся:
- трещины изолятора свечи;
- обгорание электродов или изменение зазора между ними;
- отложения нагара на электродах.
Понять, что дело именно в свечах зажигания, поможет специальная проверка. Эта простая процедура не требует специального оборудования. Нужен лишь свечной ключ, свободное время и ваше пристальное внимание.
Причины стука двигателя
Стук сам по себе образуется при ударе одного элемента силовой установки о другой.
При этом шум в двигателе бывает разным, возникает при определенных условиях и исчезает при их изменении.
В большинстве случаев стуки являются сигналом возникновения проблем с определенными механизмами – ГРМ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой, но появляются и в других составных элементах агрегата.
Критерии характера стука.
Сторонние шумы, возникшие в силовой установке, можно подразделить на несколько критериев:
- Сила звука;
- Причинно-следственные связи;
- Звучание (металлический стук и т.д.);
- Цикличность.
Разберем каждый из критериев.
Стук в двигателе может быть слабым и едва прослушиваемым — в таком случае авто может и дальше эксплуатироваться, но не помешает проведение диагностических работ.
Бывает стук средний, прослушиваемый отчетливо, но его нетрудно заглушить, к примеру, громко включенной музыкой.
Авто с такими стуками можно эксплуатировать короткий срок, достаточный для возможности добраться до гаража или сервиса.
Отчетливые громкие звуки, издающиеся изнутри силового агрегата, указывает на значительные проблемы в его работе.
При таких звуках мотор глушиться и до гаража или сервиса авто доставляется только эвакуатором или на буксире, так как с двигателем и у вас могу возникнуть серьезные проблемы.
Причинно-следственные связи в возникновении стука возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалов.
То есть, проведение ли, наоборот, невыполнение технических работ или ремонта приведет к неисправностям в двигателе.
Источники стука (металлического) в двигателе:
- Масло, которое не рекомендовано для применения на данном моторе или поддельная продукция;
- Некачественные или дефектные детали, которые были установлены в ходе ремонта тоже могут вызвать стук в двигателе.
- Сильный износ составных частей, естественно, приведет к появлению посторонних шумов.
Типы звучания и чем они отличаются
По звучанию стук в двигателе подразделяется на звонкий и глухой.
Звонкий стук, его еще называют металлический, возникает при ударе между собой деталей из твердых металлов, при этом между деталями отсутствует масляная прослойка.
Глухой стук в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых выполнена из мягкого металла, и между деталями имеется масляная прослойка.
Цикличность
По цикличности стуков можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.
Так, стук в моторе производиться пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с цилиндропоршневой группой, газораспределительным или кривошипно-шатунными механизмами.
Источник спонтанного стука, возникающего бессистемно, может находиться в навесном оборудовании мотора.
К примеру, стук может издавать незакрепленный генератор, при этом шум будет возникать из-за вибрации силового агрегата.
Стук на малых оборотах
Стук в двигателе на малых оборотах при непрогретом моторе, если он идет с верхней части, указывает на проблемы с гидрокомпенсаторами.
Равномерный стук в верхней части, значительно усиливающийся при прогреве сигнализирует о начале разрушения седла клапана.
Стоит учитывать возможность повреждения подшипников навесного оборудования.
Также возможно нарушение фаз газораспределения из-за проскакивания ремня привода ГРМ, вследствие чего днища поршней соприкасаются с клапанами, отсюда и возникающий стук в двигателе.
Заправка низко октановым бензином может привести к детонации в двигателе, из-за чего и появляется стук.
При обнаружении посторонних шумов при работающем холодном двигателе на малых оборотах лучше сразу попытаться определить, откуда именно исходит шум.
Если стук в двигателе производится из верхней части, авто еще можно недолго эксплуатировать.
При появлении резких шумов из нижней части мотора лучше силовую установку сразу остановить и доставлять авто до места ремонта эвакуатором или на буксире.
Причины стука клапанов автомобилей ВАЗ
Владельцев автомобилей ВАЗ часто беспокоит, почему в двигателе возникают различные стуки. В частности, почему стучат клапана на холодном двигателе? Этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Попробуем в нем разобраться.
8 клапанов
СТУКИ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ
У переднеприводных автомобилей ВАЗ двигатели могут иметь различные цифровые индексы, так как устанавливаются моторы на разные модели автомобилей. Но в основном все силовые агрегаты имеют одну и ту же принципиальную схему, а отличаться могут:
- 8-клапанной или 16-клапанной головкой блока цилиндров;
- Диаметром поршней;
- Карбюраторной или инжекторной топливной системой;
- Незначительными конструктивными особенностями (разными датчиками, конфигурацией коллекторов и проч.).
В частности, на автомобиле ВАЗ 2114 установлен 8 клапанный 4-х цилиндровый двигатель объемом 1,5 литра модели ВАЗ 2111, с системой подачи топлива – типа «инжектор» (распределенный впрыск). Точно таким же двигателем внутреннего сгорания (ДВС) комплектуется ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.
В ДВС могут возникать разные стуки, и не обязательно это стучат клапана. Стуки могут происходить:
- В поршневой группе,
- В кривошипно-шатунном механизме;
- В системе газораспределения;
- В навесном оборудовании (в водяном насосе, генераторе и т. д.).
Почему стучит двигатель, что может быть причиной стука:
- недостаточное количество масла в картере масляной системы;
- износ деталей вследствие длительной эксплуатации;
- заводские дефекты;
- перегрев двигателя;
- эксплуатация мотора на постоянных максимальных нагрузках.
Стук в двигателе ВАЗ 2114 имеет разный характер, определить причину порой непросто даже мастерам, имеющим некоторый опыт в ремонте. Но есть характерные звуки, которые определяются довольно легко:
- резкий «сухой» металлический звук, хорошо слышный при резком нажатии на педаль газа. Так стучат шатунные шейки (вкладыши) коленчатого вала. Это серьезный стук, как минимум, здесь требуется шлифовка коленчатого вала;
- звук среднего тона, при увеличении оборотов создается впечатление, что внутри ДВС что-то перекатывается. Обычно так стучать поршни;
- одиночный щелкающий звук. С увеличение числа оборотов он как бы сливается, и похож на звук работающей швейной машинки. Так обычно стучат детали газораспределительного механизма (распределительный вал, толкатель).ГРМ ( на ремне)
Как стучат клапана, как его определить? Стук клапанов обычно довольно резкий, щелкающий, высокого тона. Стучать может он не один, а сразу несколько. Чтобы понять причину возникновения различных шумов в газораспределительном механизме (ГРМ), необходимо хотя бы немного иметь представление об его устройстве. ГРМ ВАЗ 2114 состоит из следующих элементов:
- распределительный вал.
- распределительная шестерня.
- Ремень ГРМ.
- Толкатели.
- Регулировочные шайбы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Принципиально схема работает следующим образом:
- От вращающегося коленчатого вала через ремень ГРМ движение передается на шестерню распределительного вала;
- Шестерня жестко закреплена на распределительном валу (фиксируется шпонкой и крепится болтом) поэтому вал также приводится в движение;
- Кулачки распределительного вала нажимают на регулировочную шайбу, находящуюся в наружной части днища толкателя.
- Толкатель нажимает клапан, клапан при движении коленчатого вала открывается и закрывается, происходит заполнение рабочей смесью в цилиндрах ДВС, совершается рабочий цикл.
Причиной стука может быть любое звено в газораспределительном механизме. Но есть наиболее часто встречающиеся причины:
- Большой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем;
- Износ опор распределительного вала;
- Износ посадочного места в головке блока цилиндров (ГБЦ) под распределительный вал;
- Сработанная неровная поверхность регулировочной шайбы;
- Разбивание посадочного места под толкатель в ГБЦ.
Основные источники посторонних звуков в двигателе
Надо понимать, что не каждый посторонний звук является сигналом о неисправности двигателя. В первую очередь это касается стуков в наружных частях мотора. Но у каждого есть причина, которая должна быть найдена. Например, жгутик стягивающий пучок проводов электропроводки порвался. Провода рассыпались и при работе двигателя некоторые из них стали приглушённо стукаться о какую-то поверхность. Приведёт ли это к серьёзным последствиям? На первых порах нет. Если не принять мер, то через какое-то продолжительное время изоляция на проводе протрётся и может возникнуть короткое замыкание, которое через сгорание предохранителя обесточит какую-то часть бортовой сети. Часто стучат детали, у которых ослабли болты крепления. Это тоже неприятная, но не критическая ситуация. Достаточно взять ключи и самому затянуть ослабшие резьбовые соединения.
Виды посторонних шумов в силовом агрегате
Вот самые распространённые посторонние звуки в двигателе, которые должны насторожить владельца автомобиля:
Шипение. Этот специфический звук под капотом машины при работающем двигателе может сигнализировать о подсосе воздуха в разгерметизированных вакуумных системах или в системе охлаждения. Последствия могут быть тяжёлыми. В первом случае может отказать тормозная система, во–втором — перегреться двигатель из-за утечки тосола. Поэтому нужно срочно ехать в автосервис для диагностики и устранения причины шипящего звука.
Визжащий или резкий свистящий звук, скорее всего, сигнализирует об ослабшем приводном ремне какого-нибудь узла: ГРМ, генератора, водяного насоса, компрессора кондиционера. Ремень начинает проскальзывать в шкивах привода и при этом издавать характерный визг. Если не принять своевременных мер, ремень может порваться с неприятными последствиями.
Разной тональности стуки внутри двигателя в районе коленчатого вала, поршней, клапанов дают повод для диагностирования работы движка в целом на предмет выявления причины появления посторонних звуков. Нештатные стуки внутри двигателя — это повод для самого серьёзного беспокойства. Их появление может сигнализировать о возможных больших затратах на их устранение. Если застучал вкладыш — потребуется разборка двигателя с проточкой или даже заменой коленчатого вала. Появился стук в середине блока — износилась шатунно-поршневая группа. Потребуется разбирать двигатель полностью, растачивать блок цилиндров, менять поршня, кольца, пальцы. Если звук отчётливо прослушивается в верхней части, то, возможно, нужно регулировать клапана, а может быть — поршень достаёт до головки блока из-за большого зазора в шатунных вкладышах.
Причины появления посторонних звуков в двигателе
Основания и обстоятельства, при которых появились стуки, бывают разными. Отчётливо слышаться посторонние шумы могут как снаружи мотора, так и внутри его. Внутренние несут большую опасность, чем наружные. В блоке цилиндров находятся коленчатый вал, поршня, шатуны, детали механизма газораспределения. Если стук исходит от этой группы механизмов, то это всегда связано с частичной или полной разборкой двигателя для устранения возникшей неисправности. Зачастую звуки носят резкий характер, который усиливается при плавном открытии дроссельной заслонки. Если же звуки слышатся звонкие, с «лёгким позвякиванием» железа и проявляются при быстром увеличении скорости вращения маховика, то это говорит о детонации — нарушении режима воспламенения топлива.
Видео: Мерседес 126, нашли причину стука в двигателе
Стуки от детонации
Если стуки сильные со звонким «металлическим» оттенком и возникают при резком нажатии педали газа, либо под нагрузкой, то это результат детонации — взрывообразного сгорания топлива в цилиндрах. Причём детонация в разных типах двигателя протекает по-разному. У бензиновых двигателей есть выражение «стучат пальцы». Это не совсем правильно. На самом деле при аномальном сгорании топлива стучит юбка поршня, когда он проходит верхнюю мёртвую точку. Детонация бензина — это результат заправки плохого топлива с низким октановым числом, неверной регулировки фаз газораспределения, а также продолжительной работы двигателя в перегретом состоянии. Для ликвидации детонации достаточно остудить мотор, отрегулировать системы впрыска топлива и зажигания, залить в бак бензин согласно технического регламента автомобиля.
У дизелей также есть детонация топлива, но у них причина её образования другая. Это ранний впрыск солярки или обеднённая топливная смесь, которая возникает из неправильной работы напорного клапана в топливном насосе высокого давления (ТНВД). Причём звук будет громкий, звонкий, похожий на удары поршнем по поверхности головки блока. В таких случаях говорят, что дизель работает «жёстко». Такое впечатление возникает оттого, что степень сжатия дизельных двигателей намного выше чем у бензиновых моторов, поэтому в нормальном, рабочем состоянии расстояние между поршнем и головкой блока микроскопическое. Избавиться от детонации можно восстановлением работоспособности напорного клапана на специальном стенде в СТО.
Ещё в дизелях на холостых оборотах чётко слышен стук плунжеров. Эта особенность конструкции почти всех движков этого типа. Эти звуки никакой угрозы не представляют. С ними дизельные моторы эксплуатируются не один год. У двигателей с впрыском бензина опытное ухо слышит «щелчки» топливных инжекторов, которые также присущи большинству моторов этого типа. Никакой серьёзной угрозы для двигателя они не представляют, и никоим образом не отражаются на его эксплуатационных характеристиках.
Пошаговая инструкция
Для начала нужно удостовериться в том, что клапана надо регулировать. Проверять зазоры между кулачком распредвала и регулировочными шайбами нужно на холодном моторе.
- Зазор на впускном клапане должен быть 0.2 мм – допускается погрешность 0.05 мм.
- Зазор на выпускном должен быть 0.35 мм – допускается погрешность 0.05 мм.
Из инструментов вам потребуются:
- ключи;
- приспособление, утапливающее толкатели клапанов – стоит около 100 рублей;
- набор щупов;
- микрометр;
- регулировочные шайбы – они имеют толщину от 3 до 4.5 мм. Они идут с интервалом 0.05 мм. То есть вы можете найти шайбы размером 3.05 мм, 3.1 мм и т.д. до 4.5 мм. (одна шайба стоит порядка 20 рублей).
Теперь опишем последовательность действий, когда проверяешь и регулируешь зазоры:
1. Снимаете крышку головки блока цилиндров.
2. Снимаете переднюю защитную крышку зубчатого ремня.
3. Отвинчиваете свечи.
4. Убираете масло с верхней части головки.
5. Осматриваете кулачки – если обнаружили задиры, раковины, следы износа, глубокие риски, то от таких дефектов нужно избавиться.
6. Установите на шпильки, к которым крепится головка, приспособление, утапливающее толкатели.
7. Поворачивайте коленвал по часовой стрелке, пока метки на шкиве и задней крышке зубчатого ремня не совпадут. Потом поверните его еще на 40-50 градусов, что равно перемещению 2.5-3 зубьев шкива распредвала.
8. С помощью набора щупов проверьте зазор 1(выпускного) и 3-го (впускного) клапанов (если считать от шкива).
9. Если зазоры не соответствуют норме, то:
- утапливаете толкатели и фиксируйте их в самом нижнем положении;
- снимаете регулировочную шайбу и с помощью микрометра меряете ее толщину;
- определяете толщину шайбы, которая вам нужна, чтобы зазор стал нормальным (как это сделать написано ниже);
- берете шайбу нужной толщины и ставите ее в толкатель той стороной, на которой написана толщина шайбы;
- еще раз проверяете зазор.
10. Каждый раз, поворачивая коленвал на пол оборота, аналогично проверяйте и регулируйте клапана в такой последовательности (если считать от шкива):
- 5 (выпускной) и 2 (впускной);
- 8 (выпускной) и 6 (впускной);
- 4 (выпускной) и 7 (впускной).
РЕГУЛИРОВКА
В любом случае, если возникает характерный клапанный стук в двигателе, необходимо проверить состояние клапанов. В таком случае следует произвести и регулировку. Для регулировки клапанов ВАЗ 2114 предусмотрены регулировочные шайбы в заводском исполнении толщиной от 3 до 4,5 миллиметров, толщина меняется через каждые 0,05 мм. Регулировку делаем следующим образом (понадобится специальный съемник регулировочных шайб и сами шайбы различной толщины):
- Отсоединяем кронштейн троса газа от клапанной крышки;
- Снимаем клапанную крышку (два болта);
- Демонтируем кожух ремня ГРМ;
- Выставляем верхнюю мертвую точку в первом цилиндре ДВС (на распределительной шестерне есть метка). Как совместить метки, можно посмотреть в руководстве по ремонту и эксплуатации. Проворачивать распредвал можно за болт распредшестерни по часовой стрелке. Но делать это необходимо аккуратно и без лишних усилий;
- Проверяем зазор набором автомобильных щупов между толкателем и кулачками распредвала 1 и 3 клапана по счету от ремня ГРМ. У впускного клапана зазор должен быть ~0,2 мм, у выпускного он больше в среднем ~0,35 мм;
- Извлекаем регулировочную шайбу, смотрим на маркировку (тремя цифрами указана толщина). Путем математических вычислений определяем необходимую толщину для корректировки зазора и устанавливаем новую шайбу на место. Сразу же проверяем получившийся зазор;
- Проворачиваем распредвал на четверть оборота по часовой стрелке и регулируем клапана 2 и 5. Еще через четверть – 6 и 8, последними регулируются клапана 4 и 7 также через ¼ оборота.
- После регулировки собираем все в обратном порядке, запускаем и слушаем двигатель.
Негерметичность выпускной системы
Самую богатую звуковую гамму способна воспроизводить система выпуска отработанных газов. Благодаря конструктивным мерам разработчики добиваются благородного характера звучания выхлопа.
Однако последствия зимней эксплуатации приводят к тому, что однажды из глушителя вашего авто послышится тарахтение, напоминающее выхлоп прямоточного глушителя. С этого момента все любители уличных гонок будут воспринимать этот звук как приглашение посоревноваться на светофоре.
Причиной того, что двигатель тарахтит как дизель, является негерметичность того или иного элемента выпускной системы. Прогорать могут все ее компоненты: основной и дополнительный глушители, резонатор, каталитический нейтрализатор отработавших газов, гофра, приемная труба (штаны) и прокладка выпускного коллектора.
Прежде чем достичь такого состояния, появляется небольшой свищ, через который выходят газы (прохудившаяся деталь «сечет», как говорят водители). Найти место повреждения часто бывает затруднительно, поэтому дырка постепенно увеличивается, пока слушать львиный рев выхлопа становится невыносимо.
Иногда внешних повреждений нет, но тракторный звук присутствует. Так бывает, когда выбивают из катализатора сгоревшие керамические соты и ездят с таким «усовершенствованием».