Установка и подключение противотуманных фар на ВАЗ 2107


Особенности противотуманок

Всем автовладельцам «семерки» известно, что основной свет этого автомобиля дотягивает до среднего уровня, но некоторым водителям этого недостаточно. Особенно пугает обстановка, когда идет дождь: в такие моменты дорожное полотно не видно вовсе, поэтому и приходят мысли о том, каким образом повысить освещение дороги.

Основным предназначением противотуманок является возможность приемлемого освещения дороги во время тумана, что достигается благодаря близкому их расположению к дороге. Многие автовладельцы устанавливают доп-свет рядом с основным, что является неправильным. Для того чтобы туманки выполняли свои функции правильно, их нужно ставить как можно ближе к земле, в нашем случае в передний бампер, или еще лучше под ним. Это связано с физическими особенностями тумана(ближе к земле его практически нет, и там свет проходит гораздо дальше). Если установить противотуманки хорошего качества, то можно заметно улучшить обзор из авто в непогоду.

Помимо того, что противотуманки повышают безопасность и комфортность вождения автомобиля ВАЗ 2107 в непогоду, так они еще и украшают дизайн отечественных «Жигулей». Полезное оснащение автомобиля позволяет провести небольшой, но очень приятный тюнинг.

Что выбрать для установки

Прежде чем установить противотуманные фары на ВАЗ 2107, необходимо их приобрести. Какие же лучше выбрать? На сегодня существует большое разнообразие не только фирм производителей, но еще и форм и дизайна дополнительных фар.

На ВАЗ-2107 рекомендуется устанавливать противотуманки прямоугольной формы, что позволяет органично вписаться в угловатый дизайн авто. Кроме того, туманки могут светить как белым, так и желтым светом. Желтый свет вовсе не означает, что это слабые по мощности лампочки. Дело в том, что желтый свет как раз таки гораздо лучше белого справляется с освещением дороги во время тумана и дождя. Никакой другой оттенок так хорошо не освещает дорожное покрытие в непогоду, как желтый.

Что касается фирмы, то выбирать можно из любых моделей: Oswar, Osram, Hella, Wesem. Обратите внимание и на стоимость, так как дешевые противотуманки имеют некачественную оптику, от которой зависит качество света. При покупке противотуманок не забудьте приобрести лампочки соответствующих цоколей и мощностей.

Что потребуется для установки противотуманок самостоятельно

Помимо комплекта противотуманных фар, потребуется также следующий перечень материалов:

  • провода;
  • реле;
  • кнопка включения;
  • разъемы «мама»;
  • предохранители.

Ниже представлено фото, на котором изображен весь перечень материалов, необходимых для установки туманок.

Можно приобрести специальный комплект для установки противотуманок для ВАЗ 2107, который так и называется. Важно также учитывать, что по ГОСТу, дополнительное освещение дорожного полотна должно быть установлено на автомобиле ниже основных фар, но при этом не ниже, чем в 25 см от дороги.

Важно знать! На ВАЗ 2107 фары рекомендуется врезать в бампер, так как именно на этом месте соблюдается ГОСТ. Можно установить их ниже бампера, но при этом расстояние до дороги составит меньше, чем 25 см.

Особенности установки противотуманок

Начинать можно с любой стороны: кто-то устанавливает сразу фары, а кому-то удобнее монтировать электропроводку. Для начала требуется снять бампер, даже если вы будете монтировать фары на него. Необходимо также снять бачок омывателя, что значительно облегчит дальнейшие действия и, конечно же, снять клемму «минус» с АКБ. Далее необходимо выполнить следующие действия:

  1. Для начала требуется установить реле. Расположить его рекомендуется под капотом на правом брызговике. Для монтажа потребуется один саморез.
  2. Под торпедой автомобиля необходимо найти клеммную колодку Ш9. В колодку нужно вставить предварительно обжатый конец провода, который затем провести к правой противотуманке.
  3. В колодку вставляется еще один обжатый провод, который вторым концом выводится на реле, а точнее на его контакт «87».
  4. Колодку Ш9 можно вернуть на место. Теперь потребуется отыскать колодку Ш11, которая имеет желтый цвет. В контакт номер 8 необходимо вставить еще один предварительно обжатый провод. Второй конец данного провода следует соединить с реле (86 контакт). Колодка возвращается обратно.
  5. Теперь следует отыскать красную колодку Ш6. В этой колодке нужно найти одну свободную ячейку (она имеет номер 8), после чего воткнуть в нее еще один обжатый провод. Второй конец провода соединить с контактом реле номер 30. Колодку возвращаем на место.
  6. Следующая колодка, которая потребуется, имеет зеленый окрас или номер Ш7. В зеленую колодку на место номер 1 нужно воткнуть еще один обжатый провод, второй конец которого вывести к левой туманке.
  7. Оставшийся контакт на реле (85) требуется прикрутить к «массе» автомобиля. Контакт должен быть хороший, иначе система работать не будет.
  8. На следующей стадии необходимо проложить проводку к самим противотуманкам. Сделать это несложно, но укладывать лучше в тех местах, где проходит штатная линия проводов.
  9. Теперь приступаем к монтажу фар. Их можно врезать в бампер, но для этого потребуется вырезать пластиковое основание. Можно также закрепить их на бампере снизу. Второй вариант считается не по ГОСТу, но так делает большинство. К тому же свет, который получается в итоге, ничем не хуже чем, если бы противотуманки располагались в бампере. Для монтажа противотуманок необходимо отметить место их установки, после чего просверлить или прорезать отверстия.
  10. Когда вся основная работа по монтажу проводки, реле и фар, проделана, можно приступать к подключению противотуманок.

Важно не забыть! Перед тем, как монтировать фары, нужно установить в них лампочки, если они отсутствуют.

Подключение схемы противотуманок

Самый интересный момент — это как подключить противотуманки? Для человека, который дружит с электротехникой, данный вопрос не составит труда, но реально ли подключить противотуманки самостоятельно? Конечно, реально. Схема подключения противотуманных фар представлена ниже.

На схеме отображены наши колодки по цветам, на которых отображены провода. Теперь нам необходимо установить предохранители, которые будут защищать противотуманки от перегрузок. Для этого необходимо открыть крышку монтажного блока, после чего через предохранитель F1 пустить основное питание. Установленный на месте F1 предохранитель рекомендуется заменить на 15А. На место F3 и F4 установить предохранители по 7,5А, которые будут питать каждую фару по отдельности.

Теперь остается дело за малым. Необходимо установить кнопку, к которой провести провода и подключить их по схеме, представленной выше.

Если схема, которая представлена выше, достаточно сложная, то можно сделать подключение вот по такой схеме:

Данная схема очень проста, и по ней нет необходимости мучиться с клеммными колодками. Все просто и ясно. Один контакт на реле от ПТФ, один контакт реле подключаем к питанию габаритных огней через кнопку включения, а через еще один подаем питание на реле от АКБ через предохранитель на 10А. После этого можно осуществить включение ПТФ и любоваться своей работой. Стоит отметить, что подключение по первой схеме наиболее правильное. Если выйдет из строя один предохранитель, то будет работать вторая противотуманка. В любом случае, как сделать, решать вам, а вся необходимая информация прямо перед вами.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем

форуме

.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПТФ ВАЗ 2101, 2106, 2107 КЛАССИКА

Подробная установка и подключение противотуманных фар на классику ВАЗ

Купил комплектующие: 1 — реле. 2 — колодка под реле в сборе. 3 — держатель для предохранителя. 4 — выключатель ПТФ 2105.

Установка

Тянем проводку где это возможно, чтобы не было видно и прячем не нужное. Тянем провода в салон.

тянем-потянем… вытянули

уже всё подключено… ниже будет видно схему

Схема реле

вот она — родимая!

Кстати, нашёл клеммы «папа» 2 штуки как раз на ПТФ.

Установка ПТФ на бампер и проверка Сверлил бампер сверлом № 10. Привернул прямо к нему. Отступил с каждой стороны по 170 мм и приделал.

ну да… торчат

всё установлено!

включили… проверили

ПТФ DLAA LA-333T W и задний ПТФ ВАЗ 2106

В связи с законом о движении с постоянно включенным ближним, разумно поставить менее прожорливое освещение. Днём разрешено движение с включенными ПТФ. Решил установить себе данный девайс.

Парковаться задним с затонированным задним стеклом проблемно, эту проблему частично решает установка заднего ПТФ.

Купил китайские противотуманные фары DLAA LA-333T W. Купил именно противотуманные, а не доп.ближний, авось поможет в дождь, туман или снег. Взял китайские т.к. зажал 1.5к рублей на нормальные и они какие-то огромные, под бампер не влезут, да и не жалко убить об бордюр или сугроб.

ПТФ.

Располагать передние ПТФ по ГОСТу положено не менее 25 см от земли и не дальше 40 см от края ТС. У меня получилось впритык от земли. Расположил крепление ровно посередине между клыком и углом бампера. Прикрутил на один болт каждую ПТФ, на него же повесил отрицательный провод. Для проводки просверлил подходящим сверлом отверстие в передней панели слева под гофру двери Г-образную.

Гофра под проводку.

Передние ПТФ.

Логично было закрепить провода под бампером на хомуты проводки, которые под болт, и прикрутить к номеру с той стороны, но под рукой их не оказалось, потом поставлю.

Выписка из ГОСТ по установке передних ПТФ
Передняя противотуманная фара
1). Установка Факультативна на автомобилях, запрещена на прицепах. 2). Число Две. 3). Схема монтажа Специальных предписаний нет. 4). Размещение — По ширине — та точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, которая в наибольшей степени удалена от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства. — По высоте — не менее 250 мм над поверхностью грунта и не более 800 мм над поверхностью грунта для транспортных средств категории M_1. Для транспортных средств других категорий максимальная высота не ограничена. Однако ни одна из точек на поверхности, видимой в направлении исходной оси, не должна находиться выше наиболее высокой точки поверхности, видимой в направлении исходной оси, фары ближнего света. — По длине — спереди транспортного средства. Это условие считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю ни непосредственно, ни косвенно за счет отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства. 5). Геометрическая видимость Определяется вертикальными альфа и горизонтальными бета углами (2.13): альфа = 5° вверх и вниз, бета = 45° наружу и бета = 10° внутрь. 6). Направление Ориентация передних противотуманных фар не должна меняться в зависимости от угла поворота руля. Фары должны быть направлены вперед, но при этом не ослеплять и не создавать излишнего неудобства водителям встречных транспортных средств и другим участникам дорожного движения. 7). Функциональная электрическая схема Должна обеспечивать возможность включения и выключения передних противотуманных фар независимо от фар дальнего света, ближнего света или любой их комбинации. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы фары дальнего и ближнего света и передние противотуманные фары могли быть включены только в том случае, если включены также огни, упоминаемые в 5.11. Однако это требование не применяют к фарам дальнего и ближнего света, когда излучение световых предупредительных сигналов производится за счет периодического или попеременного включения фар в течение коротких промежутков времени. 8). Контрольный сигнал Контрольный сигнал является обязательным. Выполняет функции независимого немигающего предупреждающего сигнала. 9). Прочие предписания Нет.

Задний ПТФ купил на разборе для ВАЗ 2106, заводской, прикрутил на штатное место, отверстия в бампере уже есть под него. Проводку засунул в трубку, а для крепления к кузову использовал колпачок от кнопки подсоса 2106.

Проводка заднего ПТФ.

Задний ПТФ.

«Выписка из ГОСТ по установке заднего ПТФ.»
Задний противотуманный огонь
1). Установка Обязательна. 2). Число Один или два. 3). Схема монтажа Специальных предписаний нет. 4). Размещение — По ширине — если имеется только один задний противотуманный огонь, то он должен находиться с левой стороны от средней продольной плоскости транспортного средства, при этом исходный центр может быть расположен на средней продольной плоскости транспортного средства. — По высоте — не менее 250 мм и не более 1000 мм над уровнем грунта. Для транспортных средств категории N_3G (повышенной проходимости) высота может быть увеличена до 1200 мм. — По длине — сзади транспортного средства. 5). Геометрическая видимость Определяется углами альфа и бета (см. 2.13). Вертикальный угол альфа = 5° вверх и вниз. Горизонтальный угол бета = 25° вправо и влево. 6). Направление Назад. 7). Функциональная электрическая схема Должна быть такой, чтобы: — задний(е) противотуманный(е) огонь (огни) можно было включать только в случае, если включены фары дальнего и ближнего света или передние противотуманные фары; — задний(е) противотуманный(е) огонь (огни) можно было включать независимо от любого другого огня; — применялось одно из следующих положений: a). задний(е) противотуманный(е) огонь (огни) может (могут) оставаться включенным(и) до тех пор, пока не выключены габаритные огни, после чего задний(е) противотуманный(е) огонь (огни) должен(ны) оставаться выключенным(и) до тех пор, пока он(и) не будет(ут) включен(ы) еще раз; b). если переключатель заднего противотуманного огня находится в положении «включено», то независимо от того, включены ли огни, упомянутые в 6.11.7.1, в случаях, когда выключено зажигание или вынут ключ зажигания и дверь водителя открыта, в дополнение к обязательному контрольному сигналу (6.11.8) должен подаваться как минимум звуковой сигнал предупреждения; — за исключением случаев, предусмотренных в 6.11.7.1 и 6.11.7.3, функционирование заднего(их) противотуманного(ых) огня(ей) не должно зависеть от включения или выключения любого другого огня. 8). Контрольный сигнал Контрольный сигнал включения является обязательным. Он представляет собой независимый и немигающий световой сигнал предупреждения. 9). Прочие предписания Во всех случаях расстояние между задним противотуманным огнем и каждым сигналом торможения должно быть не менее 100 мм.

Теперь первые две кнопки на приборной панели используются для управления световыми приборами. Обе кнопки на 3 положения. Первая — габариты и свет. Вторая — передние ПТФ и передние ПТФ с задними. Проводка по ГОСТу, т.е. не включить таким образом приборы, чтобы не по правилам. ПТФ включаются только при включении габаритов, а задний ПТФ должен быть использован совместно с ближним/дальним или с передними ПТФ. Все ок.

Приборная панель

Схема подключения передних и заднего ПТФ.

Ремонт противотуманных фар Wesem HOz для ВАЗ 2107

Ездил я радовался своим противотуманкам и вдруг словил камушек из-под колеса, впереди едущего ТС. Вижу дыру в туманке радиуса 100500 мм.

Решено было ремонтировать эти, но стекол таких отдельно нет даже у самого производителя этих туманок. По размеру примерно подошли от ВАЗ 2106, взял 2 стекла т.к. еще давно обе туманки у меня лопнули, но это не мешало им светить, и я не парился по этому поводу. В итоге были приобретены 2 стекла дальнего света ваз 2106 и тюбик герметика прозрачного, дома завернув туманки в тряпочку, чтобы они не видели своей смерти, добил их стекла молотком, очистил поверхность отражателя, обезжирил поверхность для нанесения герметика, залил герметик, положил стекло и отцентровал его с точностью до сотых наномиллиметра на глаз. Стекла получились четко по центру. Сверху залил еще слоем герметика. За пару суток все высохло. Лишний герметик убрал, туманки проверил – светят, почти как раньше.

Операция прошла очень успешно. Теперь могу не бояться разбивать их о бордюры. Бюджет ремонта составил 40р за пару стеклышек и 60 за герметик = 100р

Установка ПТФ на ВАЗ 2107

Давно хотелось противотуманки. А вернее, дополнительный свет, для более комфортной езды осенью и зимой. Штатные жигулевские фары особо мощными не назовешь, а я живу в маленьком провинциальном городе, где дороги вменяемы от силы пару месяцев после очередного ремонта, освещаются только центральные улицы, а начиная с октября все становится черным и мокрым. Начал копать форумы. Почему «правильная» установка? Потому что я люблю, чтобы все, что делается, имело «заводской» вид и приемлемый уровень качества. Особенно это важно при работе с проводкой. Статистику знаете, да? Чтобы не пришлось в ответственный момент вспоминать, как срывать чеку с огнетушителя, делать нужно все по науке. И очень последовательно. Сначала закупил все необходимое:

Набор юного противотуманщика

-фары Wesem HM3 — 246 грн. Польские изделия хорошего качества с настоящим рифленым стеклом, крепкие, герметичные, нужной формы, и в три раза дешевле чем Hella. Правда, идут без лампочек. -лампы Н3 Osram AllSeason — 63 грн (с пересылкой). Купил у парня из Кирова практически новыми в два раза дешевле, чем в магазине. Ему не понравился желтоватый свет — мне же именно такой и нужен был. Лампы всепогодные, как раз для мокрой дороги, тумана, дождя. -любое реле 4-контактное, например, для включения ближнего/дальнего света (с ушком для крепления) — 14 грн. -кнопка 2-позиционная 2105/2107 — 15 грн. -колодки для реле и клавиши, просто для удобства монтажа — 3 и 5 грн. соответственно. -предохранители 7,5А — 2 шт., 15А — 1 шт. Цена 1 грн. за штуку. -клеммы «мама», штук 15, и 2-3 зажимные клеммы для массы — около 10 грн. -провода в ассортименте). Здесь жмотиться не стоит, токи немалые, пусть будут сечением не меньше 1,5 кв.м., а на силовую цепь реле даже 2,5 кв.м. Я брал сразу по 5 метров всяких, грн. на 40, и у меня, конечно, осталась большая часть, так что по деньгам не знаю. -крепеж: болты М4, гайки к ним, шайбы — еще на 5-6 грн. Итого бюджет доработки меньше 400 грн. В русских рублях это будет около 1500. Я начал с монтажного блока.

Для удобства снимаем бачок омывателя и ставим его на аккумулятор. Да, кстати, не забудьте скинуть клемму «масса»… Реле закрепляем там, где удобно, у меня это место на правом брызговике:

Прикидываем релюшку

Вытаскиваем белую колодку Ш9. В пустой контакт 1 вставляем предварительно обжатый конец провода, который пойдет к ПРАВОЙ противотуманной фаре.

Ш9/1

В этой же колодке вставляем в контакт 3 (рядом) провод потолще.

Ш9/3

Второй конец толстого провода присоединяем к контакту 87 реле. На этом проводе напряжение появится при замыкании обмотки реле. Возвращаем колодку Ш9 на место. Вытаскиваем желтую колодку Ш11. Она почти пустая. Нам нужен контакт 8. Вставляем провод. На фото он уже вставлен.

Ш11/8

Второй конец провода присоединяем к контакту 86 реле. Это будет управляющая линия. Возвращаем колодку Ш11 на место. Вытаскиваем красную колодку Ш6. Втыкаем еще один толстый провод в место для контакта 8, а обратный конец — к клемме 30 реле.

Ш6/8

Обращаю внимание, что на фото я держу клемму у контакта 1 — необходимый нам 8-й находится на противоположном конце колодки. Этот провод, питающий обе ПТФ, будет находиться под напряжением все время при включенном зажигании. Возвращаем красную колодку на ее законное место. Наконец, выдергиваем зеленую колодку Ш7 и присоединяем к контакту 1 провод от ЛЕВОЙ противотуманной фары, как на фото:

Ш7/1

Засовываем колодку обратно в разъем. Теперь открываем крышку самого монтажного блока. С умным видом смотрим:). Данная схема задействует 3 предохранителя: через F1 пойдет общее питание ПТФ. Его номинал 10А, но так как на нем уже висят другие приборы, а мы собираемся еще добавить ему нагрузки, желательно его заменить на 15 А. Предохранители F3 и F4 изначально резервные. Теперь через них пойдет питание к каждой фаре в отдельности. Там стоят на 10А, ну я заменил на 7,5А, на всякий случай, для одной лампочки в 55 Вт этого хватит с головой. Вот фото монтажного блока после внесенных изменений:

Монтажный блок с новыми предохранителями

Оставшийся контакт реле 85 прикручиваем к массе. Все остальные провода от реле уже воткнуты в блок.

Подключенное реле на брызговике

Теперь тянем свободные концы проводов к каждой фаре. Как их прокладывать — дело каждого. Я тащил вдоль существующих жгутов, аккуратно прихватывая компьютерными стяжками.

Провод, идущий к правой ПТФ

В районе радиатора есть технологические отверстия. Подумав, я заключил последний отрезок провода в гофру, так как рядом будет присутствовать горячий металл. Просто на всякий случай. Концы проводов вытягиваются в отверстия в фартуке см на 25, и пока так их оставляем висеть.

Гофры с проводами

Кто сказал: «Почему фары 2, а провода 4»?))) Не забываем о МАССЕ! Кому провода жалко, массу для противотуманок можно поискать на самом бампере, я же решил не рисковать, и потратил лишний метр, но массу прикрутил на брызговиках, там есть удобные болты как раз для этой цели.

Установка фар

Здесь не существует единого мнения, куда их ставить, т.к. штатных мест в семерках для них нет. Большинство ставит под бампер, некоторые на него, а я решил врезать их в сам бампер. Дело это крайне муторное, сразу говорю, но в принципе, оправданное. Во-первых, это красиво выглядит (если ПТФки подходящей формы). Во-вторых, их в таком случае трудно разбить и попросту сп… украсть. В общем, на вкус и цвет. Для тех, кто хочет убить день, но сделать красиво — читаем ниже. Снимаем бампер, стараясь не сбить пальцев, как это технично сделал я. Аккуратно, с линейкой, назначаем границы стекол, оставив в запасе миллиметр. Много оставлять не нужно, так как потом доводить будем напильником, а пилится бампер очень медленно, хоть и пластмассовый. Тонким сверлом высверливаем по контуру и ножовочным полотном или лобзиком вырезаем прямоугольники.

Выпиливаем отверстия…

Далее, как говорилось выше, напильником погрубее полируем края и выводим их под точный размер. Тут пару часов придется посидеть, никуда не денешься.

…и доводим края надфилем

Примеряем, смотрим, если не становится — подгоняем еще

На моих фарах производитель из братской Польши предусмотрел кронштейны, за что ему большое человеческое спасибо. Под них я сверлю по 2 отверстия, в которые вставляю болты М4 с потайными шляпками. Это дело сверху закроется хромированной саблей на бампер. Крепить можно как угодно, нужно только помнить, что регулировка фары должна быть — хотя бы в небольших пределах (минус данного варианта), и желательно, чтобы для этого не пришлось снимать каждый раз бампер. Возвращаем бампер на машину.

Подключение кнопки в салоне

Я ставил кнопку в незанятое место в бороде. Кнопка, подходящая у меня была (от трактора МТЗ), правда, оплавившаяся. Я купил таковую от обогрева заднего стекла и заменил само плечо клавиши с пиктограммкой. Двухпозиционная клавиша от обогрева или включения ПТФ с 2105 подходит для наших злостных планов как нельзя более. Если переключатель с лампочкой, как у меня, нужно решить, подключать ли ее, и как это лучше сделать. Логика АвтоВАЗа касаемо индикации на этих кнопках, конечно, странная. На одних индикатор загорается при включении габаритов (типа, вот она я, нажми меня), на других сигнализирует включение потребителя, на третьих лампочки вообще нет, хотя не помешала бы… Ну, так как отдельной контрольной лампы на включение ПТФ у меня пока нету, я решил сделать по второму варианту, но рассмотрим все-таки оба.

Слева направо: колодка включения наружного освещения, колодка противотуманок, колодка ЗПТФ

1.Подключение клавиши, режим «индикация» (как у нефиксируемой клавиши задних ПТ фонарей): -контакт U клавиши соединяем с контактом Т (черный провод) на кнопке задних ПТФ — это будет масса лампочки. -контакт Н колодки перемычкой соединяем с контактом L — «плюс» лампочки. -контакт V соединяем с контактом V трехпозиционной клавиши освещения (желтый провод с красной полоской) — здесь «+» появится при включении габаритных огней, как и предписывает ГОСТ (ПТФ можно использовать только со светом основных фар) -от контакта L прокладываем управляющий провод за панелью приборов к синей колодке Ш4, контакт 5. Для этого потребуется открутить бороду, бардачок и даже контроллер.

Ш4/5

Проверяем, собираем все обратно, наслаждаемся. 2.Подключение клавиши, режим «подсвет» (как у клавиши обогрева заднего стекла) -контакт U клавиши соединяем с контактом Т (черный провод) на кнопке задних ПТФ — масса лампочки. -контакт Н соединяем с контактом V трехпозиционной клавиши освещения (желтый провод с красной полоской) и от этого же контакта Н перемычку пускаем на контакт V нашей новой кнопки — при включении габаритов индикатор зажжется и появится ток в «рабочей» цепи («готов»). -от контакта L прокладываем управляющий провод к синей колодке Ш4, контакт 5.

Схема

Все, отмучались, вот так это дело выглядит:

Клавиши на бороде

Возни, конечно, предостаточно, но зато выглядеть все будет аккуратно, без лишних «соплей» и «колхоза». Реле и предохранители, в случае замены, расположены удобно. Ну, и демонстрационная фотка:

Результат

Помню, как сел в семёрку впервые, очень понравилось, что кнопки все на бороде внизу — удобно! Даже в темноте, на ходу, руку опустил — и сразу нащупал. Пиктограмма на моей кнопке, как видно, обозначает скорее «боковой свет», чем «противотуманные фары», и именно так оно в итоге и оказалось. В силу особенностей конструкции бампера и самих ПТФ, они светят узким и очень широким лучом, при этом имея верхнюю границу и не слепя встречных водителей. Если при одном включенном ближнем едешь как бы по узкому световому коридору (по бокам темнота), то при включении новых фар ситуация сильно меняется: становится видно дорогу во всю ширину, включая обочину и асфальт «под носом» у машины. Одних же ПТФ для езды по темным улицам, в принципе, недостаточно, но они, по-видимому, и не рассчитаны на такое использование. На упаковке указано «дополнительные фары», то есть спектр их применения шире, нежели просто в туман (который, к слову, случается не так уж часто.).

https://www.drive2.ru/l/288230376152467647/, https://www.drive2.ru/l/5749877/, https://www.drive2.ru/l/4899916394579202269/, https://www.drive2.ru/l/288230376152394540/#post

следующая статья:

Габаритные огни ВАЗ 2101, 2106, 2107 КЛАССИКА

Содержание статьи: Американские габариты в ВАЗ 2107 Габариты в поворотниках ВАЗ 2104 Перенос габаритных огней

Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

Что это такое?

Уже из названия становится ясно, что эти фары были придуманы специально для того, чтобы автомобилисты могли хорошо видеть дорогу при тумане или, например, снегопаде. Дело в том, что они располагаются очень близко к дорожному покрытию, где туман не очень густой. Таким образом, они легко могут пробить его своим светом и улучшить видимость вокруг. Им нестрашны самые неожиданные капризы природы, поэтому тем, кто часто водит машину, они просто необходимы.

Стоит отметить, что такие фары не только усовершенствуют ваш автомобиль, но и сделают его внешне отличающимся от других ВАЗ 2107, так как противотуманки не были задуманы заводом-изготовителем в качестве стандартных элементов на этом авто. Такой тюнинг очень украшает машину и делает ее заметной.

Подключение противотуманок ВАЗ 2107

1. В принципе, особо расписывать нечего, схема вполне стандартная, единственное — в моей машине на кнопку подается 12V лишь при включении габаритов.

2. У меня стоит торпеда от «пятерки» борода от ВАЗ 2107, так что свободного места более чем. Если хотите можете придумать что-то свое.

Итак волнующий момент — проверка работоспособности. Если у вас как у меня — все функционирует, можете радоваться и смело собирать инструмент. Возможно по завершению потребуется регулировка фар.

Мнение эксперта

It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике

Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Кроме того, для выполнения этой работы вам потребуется: Я обозначил оранжевой линией на фотографиях расстояние от середины противотуманки до проема под номер, там выходит порядка 15 см. Спрашивайте, я на связи!

Требования нормативных документов и законодательства

Поскольку штатных мест для установки противотуманных фар на ВАЗ 2107 нет, необходимо их (места) выбрать. Чтобы в будущем не иметь проблем с сотрудниками ГИБДД и пройти техосмотр, при выборе будем руководствоваться ГОСТ Р41.48-2004, пункт 6.3. Дословно приводить его смысла нет, но общая суть такова:

  1. Расстояние от борта автомобиля до края противотуманной фары – не более 400 мм.
  2. Расстояние между фарами от их внутренних краев – не менее 600 мм. Может быть уменьшено до 400 мм при габаритной ширине автомобиля менее 1300 мм.
  3. Высота над поверхностью грунта – не менее 250 мм и не более 1500 мм.
  4. ПТФ не должны располагаться выше фар головного света.

Общие требования по установке ПТФ согласно ГОСТ Р41.48-2004

Видео

Монтажная схема для установки противотуманных фар показана в видеоролике, снятом для канала «Любитель Автомобилей».

Яркие фары являются главными помощниками автомобилиста в борьбе с непогодой и вечерними сумерками. Они должны хорошо освещать дорогу, чтобы вы были уверены за рулем даже при самом густом тумане. Но если вам мало света, который дают стандартные фары, рекомендуем установить туманки на ВАЗ 2107 для лучшей видимости. Это можно сделать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. О том, как правильно производится установка и как нужно выбрать «фонари», мы подробно расскажем ниже.

Зачем нужны противотуманные фары на ВАЗ 2107?

Головное освещение на автомобиле спроектировано в расчете на ясную погоду, поэтому во время сильного дождя или тумана его эффективность сильно падает. Световой луч отражается от капель воды в воздухе и образует «подсветку», от которой кажется, что перед машиной стоит «белая пелена». В этой ситуации помогает свет противотуманных фар, равномерно освещая дорогу и обочину перед машиной. «Противотуманки» направляют световой поток ниже, чем стандартные фары. Слой тумана у самой земли менее плотный, поэтому происходит своеобразная подсветка под туман, не создающая эффекта «белой пелены».

Кроме того, противотуманные фары дают более широкий световой луч, что помогает маневрировать в темное время суток во дворах, на извилистых дорогах и позволяет видеть происходящее за обочиной или бордюром.

Чтобы обеспечить эффективность освещения, верхняя световая граница противотуманных фар выполняется предельно резкой. Угол рассеивания по вертикали не превышает 5 градусов, зато по горизонтали угол луча составляет 60 градусов. Отражатель выполнен так, что максимальная интенсивность света приближена к верхней световой границе луча.

Крайне важна правильная регулировка «противотуманок». Небольшие отклонения приводят сужению границы видимости и ослеплению водителей встречных транспортных средств. Регулировка противотуманных фар проводится на специальном стенде аналогично фарам ближнего света. Световой поток устанавливается ниже, чем у штатных автомобильных фар.

Противотуманные фары – автомобильные осветительные приборы, имеющие собственный влагозащищенный корпус. Они монтируются в специальных отверстиях бампера автомобиля или подвешиваются на нем. Встроенные противотуманные фары выигрывают в аэродинамическом и стилистическом смысле, однако конструкция автомобиля ВАЗ предполагает возможность установки лишь навесных «противотуманок».

Желтый цвет некоторых противотуманных фар не играет никакой роли для эффективности обеспечения видимости в условиях тумана, которая зависит лишь от фокусного расстояния отражателя и мощности лампы.

Установка противотуманных фар на ВАЗ 2107 позволяет не только улучшить видимость в сложных погодных условиях, но и тюнинговать свою «классику», придав ей индивидуальные черты. Дополнительные низкопосаженные фары весьма неплохо смотрятся на автомобиле, особенно в темное время суток. Машина с «противотуманками» выглядит более привлекательно. Разумеется, это дело вкуса.

И так, как же самостоятельно установить противотуманные фары на ВАЗ 2107 и осуществить их подключение к бортовой сети автомобиля.

Инструменты и материалы

Для установки и подключения «противотуманок» понадобятся:

  • Дрель.
  • Разъемы типа «мама».
  • Стандартное реле (как на фарах или сигнале).
  • Переключатель.
  • Немного навыков и свободного времени.
  • Саморезы по металлу.
  • «Противотуманки»

Порядок установки противотуманных фар

  1. Произвести снятие бампера (это облегчит дальнейшие работы).
  2. Проверить работоспособность противотуманных фар «прозвонкой» или подключив их к аккумулятору автомобиля.
  3. При помощи дрели просверлить отверстия, к которым будут крепиться «противотуманки» ВАЗ 2107. Расстояние между центром противотуманной фары до проема под номерной знак в бампере должно составлять около 15 см. В этом случае фары будут разнесены достаточно далеко и им не будут мешать детали кузова.
  4. Проложить провода электропроводки от противотуманных фар к месту установки электромагнитного реле управления. Линия проводов проходит под брызговиком возле аккумулятора, через трубу и «клык» бампера до места крепления правой противотуманной фары. Такая компоновка оптимальна при расположении управляющего реле справа под капотом. В других случаях можно использовать другие пути прохождения провода.
  5. Просверлить отверстия по пути прохождения жгута проводов, соединяющих левую и правую «противотуманки».
  6. Закрепить жгут проводов, используя медную проволоку или специальные пластиковые хомуты.
  7. Смонтировать крепления противотуманных фар на бампере.
  8. Установить бампер на автомобиль.
  9. Разобрать противотуманные фары, закрепить заднюю часть на креплении и завести в нее провода питания.
  10. Зачистить кончики проводов и закрепить на них разъемы методом обжима.
  11. Собрать противотуманные фары в установленном порядке.

Прайс-Лист

  • Спецпредложения
  • Запчасти КАМАЗ
  • Запчасти КАМАЗ-5490
  • Запчасти МАЗ, ЯМЗ
  • Запчасти ЗИЛ
  • Запчасти ЗМЗ, к а/м ГАЗ
  • Запчасти на легковые Волжанки
  • Запчасти для Газелистов
  • Запчасти на грузовые Газоны
  • Запчасти на гусеничку ГАЗ-71
  • Запчасти УАЗ, УМЗ
  • Запчасти КрАЗ, БелАЗ
  • Запчасти УРАЛ
  • Запчасти АВТОБУСЫ
  • Запчасти АМАЗ
  • Запчасти ИКАРУС
  • Запчасти КАВЗ
  • Запчасти ЛАЗ
  • Запчасти ЛИАЗ
  • Запчасти НЕФАЗ
  • Запчасти ПАЗ
  • Прочие автобусы
  • Тракторы, ком.техника, навесное оборудование
  • Тракторы и мотоблоки
  • Коммунальная техника
  • Навесное и прицепное оборудование
  • Запчасти для ТРАКТОРОВ и СПЕЦТЕХНИКИ
  • JCB — запчасти на спецтехнику
  • Автокран (КС-3577, КС-4517 и др.)
  • АМЗ (А-01, А-41, Д-440, Д-442, Д-447, Д-461, Д-467)
  • Амкодор (ТО-18, ТО-28, ТО-30 и др.)
  • АТЗ (Т-4А, ТТ-4М)
  • ВгТЗ (ДТ-75)
  • ВМТЗ (Д-120, Д-144, Д-130, Д-145Т)
  • ВТЗ (Т-25, Т30А-80, ВТЗ-2048)
  • ЛТЗ (Т-40, ЛТЗ-55, ЛТЗ-60)
  • МКСМ, UNC, DETVAN
  • МТЗ — запчасти для тракторов
  • ОТЗ (ТДТ-55)
  • ПТЗ (К-700/701/702/703/704)
  • ХТЗ (Т-150, МТ-ЛБ)
  • ЧТЗ (Т-130, Т-170, Б-10, Б-12, Б-170, Т-10М, ДЭТ-250)
  • ЮМЗ — запчасти для тракторов
  • Прочая спецтехника и тракторы
  • РВД — шланги и рукава высокого давления
  • Запчасти и двигатели ММЗ
  • Запчасти для двигателей ММЗ
  • Двигатели ММЗ: Д-242, Д-243, Д-245, Д-246, Д-260
  • Запчасти ВАЗ
  • Запчасти ОКА ВАЗ 1111
  • Запчасти ВАЗ классика 2101 — 2107
  • Запчасти ВАЗ передний привод
  • Запчасти ВАЗ Granta и Largus
  • Запчасти НИВА и полный привод
  • Запчасти Москвич, ИЖ
  • Запчасти для корейских грузовиков
  • Запчасти для Starex, H-1
  • Запчасти для Porter, H-100
  • Запчасти для HD65,72,78, County
  • Запчасти для HD120, AeroTown
  • Запчасти для HD160,170, . ,700,1000
  • Запчасти для автобусов HYUNDAI, KIA
  • Запчасти для корейских легковых автомобилей
  • Запчасти DAEWOO, CHEVROLET
  • Запчасти ИНОМАРКИ еще
  • Запчасти BMW
  • Запчасти DAF
  • Запчасти FIAT
  • Запчасти FORD
  • Запчасти HONDA, ACURA
  • Запчасти IVECO
  • Запчасти MAN
  • Запчасти MAZDA
  • Запчасти MERCEDES
  • Запчасти MITSUBISHI
  • Запчасти NISSAN, INFINITI
  • Запчасти OPEL
  • Запчасти PEUGEOT, CITROEN
  • Запчасти RENAULT
  • Запчасти SCANIA
  • Запчасти SHAANXI
  • Запчасти SSANGYONG
  • Запчасти SUZUKI
  • Запчасти TOYOTA, LEXUS
  • Запчасти VAG: VW, AUDI, SEAT, SKODA
  • Запчасти VOLVO
  • Прочие иномарки
  • Прицепы и полуприцепы
  • ПОЛУПРИЦЕПЫ иностранные
  • ПОЛУПРИЦЕПЫ отечественные
  • ПРИЦЕПЫ тракторные
  • ПРИЦЕПЫ легковые
  • Фаркопы и запчасти к легковым прицепам
  • Автозвук и навигация
  • Антенны
  • Видеорегистраторы
  • Видеотехника автомобильная
  • Карты памяти, флэшки
  • Колонки, сабвуферы, акустика
  • Комплектующие
  • Магнитолы
  • Модуляторы FM, плееры MP3
  • Навигация, системы парковки
  • Радар-детекторы, антирадары
  • Радиостанции и комплектующие к ним
  • Усилители звука
  • Автохимия, фильтры
  • Автокосметика, краски, средства по уходу
  • Автохимия, жидкости, присадки, тосол
  • Бытовая химия, газ
  • Масло
  • Смазки, жидкие ключи
  • Прочие средства и ГСМ
  • Фильтры и элементы
  • Аккумуляторы, АКБ
  • Аккумуляторы для мото (до 30 А/ч)
  • Аккумуляторы для легковых (до 125 А/ч)
  • Аккумуляторы для грузовых (от 125 А/ч)
  • Аксессуары и тюнинг
  • АвтоЛеди — товары для женщин
  • Алкотестеры
  • Аптечки, огнетушители, знаки аварийные
  • Багажники автомобильные
  • Газобаллонное оборудование
  • Зеркала автомобильные и элементы к ним
  • Ионизаторы воздуха
  • Коврики салона, багажника
  • Колеса рулевые, чехлы и ручки КПП
  • Компрессоры, насосы, шланги
  • Кресла, подушки, адаптеры ремней
  • Литература, каталоги
  • Органайзеры, крепление багажа
  • Сигнализации, блокираторы, сирены
  • Тюнинг внешний
  • Тюнинг внутренний
  • Холодильники автомобильные
  • Цепи противоскольжения
  • Чехлы сидений, подголовников
  • Щетки и ленты стеклоочистителей
  • Вело, мото, квадроциклы

Какие выбрать?

Как мы уже сказали, противотуманки являются не только важной деталью автомобиля, но еще и его украшением. Таким образом, к их выбору надо подойти ответственно.

Сначала определитесь с дизайном и цветом света. Вы можете выбрать круглую форму или квадратную, желтый свет или белый. Широкий ассортимент предлагают такие фирмы как Освар, Wesem, Hella, Catz и Osram.

Ценовая политика этих марок различна, но стоит полагать, будто чем фары дороже, тем они лучше. Обратите внимание, чем больше у нее поверхность, тем ярче она будет светить. Именно поэтому лучше всего выбрать модели самого большого размера из всех представленных в магазине.

Помимо этого, советуем сразу приобрести для них лампочки требуемой категории (H1, H2, H3, H7 или другие) мощностью не более 55 ватт, чтобы не ослеплять водителей встречных машин и не перегревать реле.

Как подключить туманки на ваз 2107, особенности установки, какие лучше выбрать, схема подключения

Отечественный автомобиль марки ВАЗ 2107 с завода не оснащается противотуманными фонарями, которые служат не только для того, чтобы во время тумана освещать дорогу и обозначить свое транспортное средство. Многие автомобилисты стремятся установить дополнительные фары с той целью, чтобы повысить эффективность освещения дорожного полотна в дополнение к основному свету. Если с завода противотуманки на ВАЗ 2107 не устанавливаются, то их можно установить самостоятельно. Сделать это несложно, а с такой задачей сможет справиться даже малоопытный водитель. В материале рассмотрим, как осуществляется установка противотуманных фар на ВАЗ 2107, какие ПТФ лучше выбрать, и как правильно их подключить.

Подготовка к работе

После того, как вы купили понравившиеся фары, можно приступить к установке. Материалы, которые нам понадобятся:

  1. Разъем «мама».
  2. Проводка.
  3. Четырехтактное стандартное реле.
  4. Кнопка включения\выключения.

Если есть возможность, то лучше всего приобрести специальный комплект для подключения противотуманных фар на ВАЗ 2107.

Чтобы работать было удобнее, рекомендуем перед началом процесса снять бампер с авто, так как установка противотуманок должна происходить под ним. Обращаем ваше внимание, что по ГОСТу лампы должны быть расположены под фарами ближнего света и не ниже, чем в 25 см от дорожной поверхности.

Расположение и монтаж противотуманок

С лампочками мы разобрались, теперь нужно решить, где установить противотуманные фары. Тут у нас два варианта:

  1. Установить под бампер.
  2. Врезать в бампер.

Первый вариант довольно прост и не займет много времени, но эстетикой, увы, не блещет. Кроме того, такие противотуманные фары довольно легко снести, к примеру, при неудачной парковке. Да и ГОСТ (см. раздел «Требования нормативных документов и законодательства») по высоте от дорожного полотна можно не выдержать.

Установка противотуманных фар на ВАЗ 2107 под бампер

Врезать противотуманные фары в бампер, конечно, сложнее, но это будет куда более эстетично смотреться и безопасно для самих фар. Поэтому займемся врезкой, тем более что средняя часть бампера в ВАЗ 2107 пластиковая.


Противотуманные фары, врезанные в бампер ВАЗ 2107

Для начала подберем и купим противотуманные фары. В продаже можно найти фонари самых различных форм и размеров, но чтобы, как говорится, вписаться в общий дизайн ВАЗ 2107, выберем прямоугольные. К примеру, противотуманные фары, изготовленные в Польше. Особая прелесть этой модели – удобная скоба крепления, позволяющая хоть и в небольших пределах, но регулировать угол наклона фонарей.


ПТФ польского производства подойдут нам по дизайну, креплениям и цене

Полезно! В принципе, выбор фар – дело сугубо индивидуальное. При желании, пользуясь приведенной методикой, врезать в бампер ВАЗ 2107 можно все что угодно.

Снимаем бампер, прикладываем изнутри фары на свои будущие места и размечаем окна. Размер их в идеале должен совпадать с размером стекла ПТФ, но мы оставим небольшой запас: сделаем меньше, потом доведем напильником.


Разметка окон под противотуманные фары бампера ВАЗ 2107

Обсверливаем сверлом небольшого диаметра будущие окна по периметру и вырезаем их при помощи лобзика или обычного ножовочного полотна.

Вырезание окна под противотуманную фару

Наводим красоту напильником, постоянно примеряя фару. Она должна свободно входить, но заметных щелей, портящих внешний вид, быть не должно.

Доводка окна под ПТФ напильником

Осталось закрепить противотуманные фары на бампере. Это можно сделать любым способом. Автор фото использовал штатный кронштейн, просверлив два отверстия под болты с потайными головками. Зазор между кронштейном и бампером можно устранить, поставив проставку подходящего размера или даже обычные шайбы. Шляпки болтов снаружи закроются хромированной накладкой, так что внешний вид портить не будут.

Световые и звуковые приборы автомобиля и их расположение

Начать следует с основ, а точнее с того, какими видами фар и фонарей оснащены современные автомобили.

Фары ближнего света – предназначены для освещения дороги и окружающего пространства на сравнительно небольшой площади.

Фары дальнего света – мощные световые приборы, освещающие дорожное полотно достаточно большой площади. Из-за большой яркости дальний свет может ослепить встречных водителей.

Передние противотуманные фары – устанавливаются ниже обычных фар, создают широкий пучок света, который хорошо освещает дорогу и прилегающее к ней пространство в условиях тумана, снегопада и дождя.

Дневные ходовые огни – отдельный вид фар, включаемый днем вне зависимости от погоды и видимости и предназначенный для повышения заметности транспорта. Большинство моделей включаются сразу при запуске двигателя.

Задние габаритные фонари – предназначены для обозначения автомобиля ночью или в условиях плохой видимости. Цвет ламп – красный.

Стоп-сигналы – красные фонари, зажигающиеся при торможении транспортного средства. Горят значительно ярче габаритных огней. Некоторые автомобили дополнительно оборудованы центральным стоп-сигналом.

Задние противотуманные фары – обозначают транспортное средство в условиях тумана, дождя или метели. Не следует путать со стоп-сигналами.

Фонари заднего хода – белого цвета, предназначены для информирования пешеходов и других автомобилистов о том, что данное транспортное средство будет двигаться (или уже движется) задним ходом.

Задние светоотражатели – используются с той же целью, что и габаритные огни, отражают попадающий на них свет от фар попутных машин. Также могут быть известны как световозвращатели.

Освещение номерного знака – несколько белых лампочек, предназначенных для подсветки заднего номерного знака автомобиля.

Указатели поворота, или «поворотники» — янтарные фонари, используются для информирования о повороте или ином маневре машины. Устанавливаются по углам и на бортах автомобиля.

Схема подключения противотуманного света в задних фонарях ВАЗ 2107


На автомобиле ВАЗ 2107 лампы противотуманного света расположены в задних фонарях (по одной в каждом фонаре).

Схема подключения противотуманного света в задних фонарях автомобиля ВАЗ 2107

Описание схемы подключения

Лампы противотуманного света в задних фонарях автомобиля ВАЗ 2107 расположены рядом с лампой габаритного света (в одном патроне) и включаются в пасмурную и туманную погоду в дополнение к габаритам чтобы обеспечить большую яркость свечения задних фонарей в условиях плохой видимости.

Напряжение в электрическую цепь включения ламп противотуманного света в задних фонарях подается с вывода «30» генератора.

Они включаются клавишей выключателя противотуманного света в нижней части панели приборов, после поворота ключа в замке зажигания и нажатия клавиши трехпозиционного переключателя наружного освещения в третье положение (включен ближний свет фар).

Элементы электрической таковы: вывод «30» генератора — колодка Х10 (вывод 1) монтажного блока — колодка Х2 (1) монтажного блока — контакты «30» и INT выключателя зажигания — выводы «H» и «V» переключателя наружного освещения — контакты «U» и «D» выключателя наружного освещения — плавкий предохранитель — колодка Х3 (3) и Х13 (1) монтажного блока — оранжево черный провод через весь салон к лампам заднего фонаря.

«Масса» ламп противотуманного света — общая для заднего фонаря (черный провод из колодки крепится наконечником на кузов около каждого фонаря).

Помимо этого до 1988 года в щитке приборов (15.3708) при включении противотуманного света загоралась лампа-сигнализатор. На нее идет оранжево-черный провод с колодки Х3 (3) монтажного блока до средней фишки в комбинации приборов. После 1988 года о включении противотуманного света сигнализирует только подсветка клавиши выключателя противотуманного света в «бороде» передней панели.

Примечания и дополнения

— В дополнение к лампам противотуманного света в задних фонарях на автомобиле ВАЗ 2107 существует возможность подключения противотуманных фар (ПТФ) в передней части автомобиля (например, установленных на передний бампер). Подробности такой установки в статье (Схема подключения передних ПТФ на ВАЗ 2107).

— Лампы противотуманного света в задних фонарях ВАЗ 2107 — А12-21-3 (P21W).

— До 1988 года электрическую цепь включения противотуманного света защищал предохранитель №17 (8А) в монтажном блоке, после 1988 года его перенесли в разрыв провода рядом с выключателем наружного освещения в «бороде» передней панели автомобиля.

Подключение туманок

Все, необходимые действия следует производить строго по данной схеме.

В конце устанавливаем кнопку включения на приборной панели в салоне авто, а также проверяем, как все работает.

Как вы теперь видите, установка не заняла много времени, а результат превзошел все ожидания.

Смотрите все объявления в архиве

Также ознакомьтесь

Вполне вероятно, что по завершению работ нужна будет регулировка фар.

На следующих фотографиях можно посмотреть, как подключить противотуманки на ВАЗ 2107.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]