Проблемы со стартером могут возникнуть независимо от того, какой марки у вас автомобиль и сколько ему лет. Что уж говорить о легенде советского автопрома ВАЗ «копейка» 2101, если последняя машина этой модели сошла с конвейера в 1984 году. Несмотря на почетный возраст, эти авто и сегодня колесят по дорогам бывшего Союза, а владельцы продолжают ремонтировать их в своих гаражах. В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой стартер ВАЗ-2101, какие неисправности чаще всего у него возникают, а также рассмотрим методы их устранения.
Особенности конструкции «копеечного» стартера
Первые «копейки» оснащались пусковыми устройствами СТ-221. Их конструкция состояла из:
- корпуса, являющегося одновременно статором с обмотками возбуждения;
- двух торцевых крышек;
- якоря (ротора) с коллектором и приводом;
- втягивающего реле.
По сути, ССТ-221 – это классический четырехполюсный электродвигатель, потребляющий постоянный ток от аккумуляторной батареи. Особенностью этого устройства являлся коллектор с поперечно расположенными пластинами. В принципе, все электрические двигатели в то время имели такую конструкцию.
Со временем ССТ-221 заменил новый стартер ВАЗ-2101 модификации 35.3708. Он, кстати, выпускается и сегодня. Практически все ВАЗ «классика» комплектовались именно им. Конструктивно он отличается от предшественника лишь наличием дополнительной обмотки втягивающего реле, продольным коллектором и усовершенствованным статором. Все остальные элементы остались прежними, что позволяло и позволяет без проблем менять устаревшую модель устройства запуска на новую без каких-либо доработок.
Оригинальные детали и их аналоги: что лучше
В некоторых случаях осуществлять ремонт стартера на ВАЗ 2101 просто нецелесообразно. Проще сразу приобрести новый. Важно помнить: все детали делятся на две основные группы – оригинальные и аналоги. Как правило, оригинальные детали на порядок более качественные и имеют больший ресурс. Но в случае с ВАЗ 2108 существует множество качественных аналогов.
Они по своему ресурсу, многих других параметрам не уступают оригинальным компонентам. Но именно многообразие часто становится причиной возникновения проблем. Стартеры, изготовленные из аналогов, могут иметь корпус большего размера. Что вызывает некоторые сложности при установке на посадочное место либо вовсе делают её невозможным.
Параметры оригинального стартера:
Наименование | Артикул | Основные характеристики | Стоимость, рублей |
АвтоВАЗ | 2107.3708000-01 | Мощность – 1.2 kWt Напряжение работы – 12 V | От 4 900 рублей |
Важно внимательно ознакомиться с упаковкой деталей-аналогов. Нередко на продукцию известных производителей выпускается подделка – причем цена их обычно не ниже чем настоящих. Хорошо зарекомендовали себя следующие детали:
Наименование | Артикул | Основные характеристики | Стоимость, рублей |
СтарВольт | 2101-3708000 | Мощность – 1.2 kWt Напряжение работы – 12 V | От 3 400 рублей |
Tadem | 5722.3708000 | Мощность – 1.2 kWt Напряжение работы – 12 V | От 3 100 рублей |
HOFER | HF690103 | Мощность – 1.2 kWt Напряжение работы – 12 V | От 2 900 рублей |
Признаки неисправности стартера
Неисправный стартер ВАЗ-2101 при попытке запуска двигателя может подавать следующие признаки:
- втягивающее реле не срабатывает (не щелкает), ротор не вращается;
- реле работает, но якорь вращается слишком медленно;
- тяговое реле срабатывает многократно, но якорь не крутит маховик;
- реле работает, стартер крутит, но не вращает маховик;
- работа пускового устройства сопровождается нехарактерным звуком;
- стартер ВАЗ-2101 работает нормально, но при отпускании ключа зажигания не отключается.
Теперь рассмотрим каждый из признаков более детально.
Реле работает, но якорь вращается слишком медленно
Если при запуске двигателя реле срабатывает, но стартер не развивает необходимые обороты, это может говорить о том, что:
- аккумуляторная батарея разряжена;
- имеет место окисление контактов на АКБ или на втягивающем реле;
- подгорели пластины коллектора;
- износились щетки;
- какая-то из положительных щеток замыкает на «массу».
Другие причины
Помимо представленных неисправностей, существует ряд факторов, которые могут стать причиной подобной неисправности.
- обрыв предохранителя;
- выход из строя реле стартера;
- плохая масса.
Стоит обратить внимание, что реле стартера и тяговое или втягивающее реле – два разных устройства. Реле стартера – вспомогательное устройство, позволяющее преобразовывать допустимый для контактов замка зажигания ток, в ток большой мощности, необходимый для запуска стартера.
Прежде чем приступить к ремонту
Обнаружив, что не крутит стартер ВАЗ-2101, не спешите ехать на станцию технического обслуживания или демонтировать устройство. Для начала следует убедиться, что причина именно в нем, а не в АКБ или проводке. Первым делом проверьте состояние выводных клемм аккумулятора. Если на них имеются следы окисления, снимите с них провода и тщательно очистите их. Чтобы проверить исправность проводки, возьмите отрезок многожильного кабеля и с его помощью соедините плюсовой вывод на стартере с соответствующей клеммой аккумулятора. Так вы напрямую подключите пусковое устройство к источнику питания. Делать это, естественно, нужно при включенном зажигании и выключенной передаче. Если стартер сработает, и ваш ВАЗ «копейка» нормально заведется, причину необходимо искать в проводке или замке зажигания. В ином случае пусковое устройство нужно будет демонтировать для дальнейшей диагностики и ремонта.
Как ремонтировать автомобиль
Наконец-то я нашел название этой статье, сначала хотел назвать ее обслуживание стартера двигателя или ремонт стартера своими руками, пока думал над названием, уже и статью дописал.
Обслуживание стартера заинтересует многих, особенно перед зимним сезоном. В жизни, конечно, случается немного по-другому. Мы стараемся ездить до последнего момента, когда стартер уже перестанет крутить и мы будем заводить автомобиль с толкача.
Потом я начал искать в интернет сервисе Яндекс «ключевые слова» — сколько людей интересуется этой темой и обнаружил следующее : в основном люди интересуется такими вопросами – как ремонтировать стартер своими рукамиили ремонт стартера своими руками. Еще заметил такую тенденцию, что ремонтом стартеров, особенно интересуются владельцы следующих марок автомобилей : ремонт стартера автомобиля ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110.
Если вы любите ездить до последнего, то здесь уже надо говорить не о ремонте стартера, а о замене стартера. Поэтому замена стартера тоже очень актуальное название для статьи. И действительно это один из самых простых вариантов решения проблемы со стартером. Единственное, что этот вариант самый дорогостоящий и стоимость такого удовольствия обойдется вам в 50 баксов. И действительно, — зачем выбрасывать деньгаи на ветер, если проблема может быть сущий пустяк (надо заменить втулку или щеткам хана).
Когда стоит купить новый стартер и даже не задумываться о ремонте стартера?
Солидный пробег автомобиля (более 100 тысяч км) и эксплуатация автомобиля — ежедневная. К тому же отличная страховка, ведь у вас в запасе останутся детали от старого стартера.
В итоге, как вы видите, я назвал статью ремонт стартера автомобилей ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110. В итоге в этой статье я собрал материал, который вам поможет при снятии и установке стартера, при ремонте стартера, замене стартера и обслуживании стартера.
Основные неисправности стартера автомобилейВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110.
- При запуске системы пуска двигателя, то есть повороте ключа замка зажигания в положение «стартер» не срабатывает втягивающее реле. Об этом свидетельствует отсутствие характерного щелчка.
- Стартер перестал «крутить». Одной из причин может быть неисправность втягивающего реле.
- Одной из самых простых причин того, что перестал крутить стартер может быть неисправность АКБ, плохая зарядка АКБ, состояние клемм АКБ.
- Если при повороте ключа зажигания стартер не реагирует, а АКБ в рабочем состоянии, возможно, что причина затаилась в неисправности замка зажигания или втягивающем реле.
- Во время запуска двигателя при повороте ключа зажигания раздается щелчок, но стартер не крутит – неисправность втягивающего реле, износ и залипание щеток, износ якоря или его коллектора. И первым делом, проверяйте самое простое — исправность АКБ, проверьте клеммы АКБ на окисление, и проверьте, чтобы масса была хорошей.
- Стартер крутит очень тяжело . Обрыв обмотки якоря или замыкание, износ щеток, износ втулок стартера.
- Стартер крутит, но не проворачивает маховик . Скорее всего, сильный износ «бендикса» — приводной шестерни стартера. В этом случае меняют сам бендикс и венец маховика, так как, если вы поменяете один бендикс, зубья шестерен опять могут испортиться. Характерными симптомами являются характерные звуки из под капота, треск и т.д.
- Стартер продолжает работать после пуска двигателя (не работает втягивающее реле, «бендикс» не выходит из зацепления.
Снимаем стартер
Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.
Преимущества редукторного механизма
Редукторный стартер на ВАЗ-2107 имеет следующие преимущества перед старым изделием:
- обеспечивается более быстрый запуск мотора;
- значительное увеличение срока службы изделия;
- увеличение мощности механизма при сниженных энергозатратах;
- уменьшенные размеры и масса.
Главным преимуществом обновленной модели устройства является его повышенные параметры энергоэффективности. Благодаря этим параметрам запуск двигателя возможен даже при “подсевшей” АКБ. Пуск мотора можно осуществить не только при тепличных погодных условиях, но даже в сильные морозы, когда выполнить запуск авто с обычным стартером практически невозможно.
Механизм редукторного типа позволяет экономить заряд АКБ, поэтому такой тип изделия является, намного лучшим, чем старые конструкции. Срок службы такого изделия зависит от количества запусков двигателя, но в любом случае он прослужит дольше, чем старая модификация устройства.
Конструкция и особенности функционирования
Чтобы узнать, почему изделие является эффективным и надежным, следует рассмотреть устройство редукторного стартера. Главным отличием редукторного стартера является наличие зубчатой передачи, находящейся между якорем и бендиксом. Эффективность устройства обусловлена тем, что изделие оснащено понижающим редуктором, посредством которого можно увеличить крутящий момент. Наиболее хорошо зарекомендовали себя стартеры, основывающиеся на планетарной конструкции редуктора.
Особенности функционирования редукторного агрегата на ВАЗ-2107, ни чем не отличаются от обычного:
- На клеммы втягивающего реле подается напряжение +12В.
- В обмотке и на якоре устройства начинает протекать электрический ток.
- Втягивающее реле смещает зубчатую шестерню по валу якоря и вводит ее в зацепление с маховиком мотора, одновременно начинает крутиться сам стартер.
- Происходит вращение маховика и запуск двигателя.
- Как только питание на клеммах исчезает, реле возвращает зубчатый механизм в исходное положение, а стартер в это время отключается.
Редуктор примененный в конструкции современного устройства позволят повысить его эффективность на 50%, делая его более эффективным и надежным. Таким образом, существенно снижается нагрузка на АКБ.
Особенности монтажа редукторного стартера
Если старый стартер постоянно беспокоит, то сейчас самое время его заменить на более современную модель. Для замены на ВАЗ 2107 потребуется воспользоваться стандартным набором инструментов. Процесс замены очень прост, и не потребует специальных навыков. Новый агрегат устанавливается взамен старого без каких-либо переделок.
- Изначально следует обязательно отсоединить клемму “минус” от АКБ.
- Используя гаечный ключ на “13”, необходимо вывинтить болты крепления изделия, а также кронштейн силового провода.
- С управляющего провода извлекается штекер.
- Теперь можно демонтировать старое изделие.
- Новое изделие становится на место старого идеально, несмотря на существенное несоответствие размеров.
- Приступаем к затяжке болтов крепления изделия.
- Не забываем установить на место силовой провод, после чего зафиксировать его гайкой.
- Теперь можно подключать АКБ и приступать к запуску мотора.
Вы будете приятно удивлены функционированию такого маленького, но надежного помощника. Редукторный стартер не подводит зимой, его можно использовать для частых пусков двигателя
Последнее, что немаловажно упомянуть, так это стоимость механизма. Несмотря на его размеры, стоит редукторный механизм на ВАЗ 2107 около 2500-3500 рублей
Но лучше заплатить и наслаждаться новым механизмом, нежели продолжать жить в мучениях со старым
Данный механизм производят для всего ряда семейства “Жигули”, что позволяет существенно улучшить пусковые параметры мотора. После замены проблемы с затрудненным запуском мотора при слабом заряде батареи будут уже не так актуальны, поэтому требуется поспешить за новым механизмом
Но лучше заплатить и наслаждаться новым механизмом, нежели продолжать жить в мучениях со старым. Данный механизм производят для всего ряда семейства “Жигули”, что позволяет существенно улучшить пусковые параметры мотора. После замены проблемы с затрудненным запуском мотора при слабом заряде батареи будут уже не так актуальны, поэтому требуется поспешить за новым механизмом.
Ремонт тягового реле
Первым делом откручиваем гайку на втягивающем реле, которая находится ближе к корпусу электродвигателя. Снимаем со шпильки вывод обмоток. После этого отворачиваем три гайки крепления реле, отсоединяем его от статора.
Открутив гайки на обеих шпильках, необходимо аккуратно отпаять два контакта обмоток, находящихся на задней крышке. После этого ее можно снимать. Внимательно осмотрите состояние всех элементов реле: пружины, контактной пластины, пятаков (контактных болтов). Последние, кстати, очень часто пригорают, поэтому их рекомендуется зачистить мелкой шкуркой до блеска. Также необходимо поступить и с пластиной. Если признаки неисправности стартера указывают на реле, обязательно проверьте (прозвоните) тестером его обмотки. Убедившись в работоспособности устройства, его можно собирать в обратной последовательности. В случае неисправности какой-либо из его деталей, потребуется ее замена либо же замена всей запчасти в сборе.
Если вы чувствуете, что не в силах самостоятельно починить реле стартера ВАЗ-2101, можете просто его заменить. Тем более что стоит оно около 500 рублей.
Руководство по проверке
Как поменять стартер
Устройство можно проверить, не снимая его с машины. Снятие выполняется при серьезных поломках. Для диагностики не потребуется специальных знаний. Проверяется устройство в несколько этапов. С амое главное — проверять толстыми проводами, на тонких работать не будет.
Этапы
Проверка стартера в сборе. Для этого нужно демонтировать устройство с машины и зажать его в тиски, надежно, но не сильно, чтобы не поломать. Затем необходимо замкнуть контактные болты, находящиеся с тыльной стороны, с помощью металлического предмета или куска проволоки. Если стартер рабочий, он начнет крутиться. В этом случае причина неисправности может быть в реле тяги.
Проверка на работоспособность тягового реле. Для этого нужно использовать провода с небольшим сопротивлением. Одним проводом нужно соединить положительную клемму на аккумуляторе и реле на массе, а вторым минусовую клемму на аккумуляторе и корпусом стартера. Если реле исправное, прозвучит характерный щелчок и якорь выдвинет шестеренку (автор видео — altevaa TV)
Тестером следует измерить сопротивление между корпусом ротора и обмотками, оно должно составлять несколько миллионов Ом. Если сопротивление изоляции от 0 до 2 Ом, якорь неисправен и требует замены. Проверка межвиткового замыкания делается с помощью специального стенда для проверки генераторов.
Проверка устройства на стенде
Проверку щеток делают с помощью лампочки на 12 В, которую подключают к щеткодержателю и корпусу устройства. Светящаяся лампочка информирует о неисправности щеток. В этом случае их нужно заменить. Обмотка также проверяется лампочкой, только подключается обмотка и корпус.
Прозвонить электрическую сеть. С помощью контрольки можно прозвонить электрическую цепь, чтобы найти разрывы. Чтобы прозвонить элетросеть, необходимо включить зажигание.
Проверяем бендикс. Для проверки понадобится мягкая прокладка, чтобы защитить деталь от повреждения. Звездочку бендикса нужно зажать в тиски и провернуть муфту в одну и другую сторону. Если деталь исправна, муфта будет поворачиваться лишь в одну сторону. Если она проворачивается в другую сторону, это говорит о ее неисправности и необходимости замены. Могут быть изношены зубья, тогда бендикс нужно просто заменить.
Забоины в зубьях бендикса
При визуальном осмотре можно выявить следующие неисправности:
- обрывы обмотки;
- нарушение изоляции;
- износ пластин коллектора;
- дефекты поверхности коллектора и якоря в виде задиров, царапин, канавок и т.д.
Небольшие дефекты устраняются путем зачищения мелкозернистой наждачной бумагой или шлифованием. Если в результате этих действий якорь уменьшился в диаметре, ставятся прокладки. То же касается и коллектора. Если детали сильно изношены, их лучше заменить. Замена требуется, если неисправна межвитковая изоляция, изношены щетки и подшипники.
Научившись проверять устройство, которое запускает двигатель, своими руками, вы сможете сэкономить на посещении станции техобслуживания.
Если вы не знаете, как проверить стартер, не снимая его с машины, диагностику можно сделать на СТО, которые оборудованы специальным стендом для диагностики генераторов.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.