Самостоятельная диагностика и замена шаровых опор ВАЗ 2107

Шаровые опоры — важная и незаменимая часть подвески автомобиля, которая соединяет рычаги подвески и ступицы колеса. Благодаря этому обеспечивается возможность вращения и одновременно поворотов влево и вправо.

Раньше роль шаровых опор в машине выполнял шкворневой механизм, так было примерно до 60-х годов прошлого столетия. Но у данного механизма было много минусов, а именно:

  • недолговечность;
  • большой вес;
  • его нужно было постоянно смазывать;
  • возможность работать только в горизонтальной плоскости.

Поэтому с появлением «шаров» они полностью вытеснили «шкворня». Бывает несколько вариантов расположения опор в авто — два сверху и два снизу или только две опоры снизу передней подвески. И существуют задние опоры, они устанавливаются в переднеприводные машины с независимой задней подвеской.

Передние колеса имеют возможность поворачиваться, так как верхние опоры держат поворотный кулак. Современные технологии позволили разработать шаровые шарниры с большим ресурсом, но это касается только оригинальных деталей. К сожалению сейчас в продаже много запчастей кустарного производства, которые не отличаются высоким качеством. Естественно оригинальные шарниры тоже выходят из строя и причина довольно простоя — это износ. Он появляется из-за трения, которое создается изменением направления и езде по неровной дороге. Чем больше автомобиль проходит путь по ухабистому пути и чем чаще повороты, соответственно быстрее будет износ.

Ускорить износ может отсутствие или недостаточное количество смазки, а также грязь. В легковых авто шаровые опоры имеют герметичный корпус, такое решение позволяет избегать постоянного обслуживания. Некоторые производители дополнительно оснащают опоры тавотницами, для возможности добавить смазку. Она добавляется специальным шприцем и позволяет увеличить срок службы за счет уменьшения трения пальца внутри корпуса опоры.

У шаровых пальцев с герметичным корпусом нет тавотниц (масленки) это исключает попадание грязи внутрь. Низкий показатель трения в таких опорах достигается благодаря подложке из синтетического материала. Это влияет на управление, она становится легким и такой вариант более предпочтителен для переднеприводных моделей.

Назначение шаровых опор ВАЗ 2107

Шаровая опора (ШО) представляет собой обыкновенный шарнир, встроенный в подвеску ВАЗ 2107 и позволяющий колесу перемещаться только в горизонтальной плоскости. При этом она ограничивает возможность движения колеса в вертикальном направлении.


Шаровые опоры на последних версиях ВАЗ 2107 стали более компактными

Шаровые опоры ВАЗ 2107 весьма недолговечны, поэтому их приходится часто менять.

Конструкция шаровых опор ВАЗ 2107

Раньше на легковых автомобилях не было шаровых опор. Их заменяли громоздкие шкворни, которые нужно было часто смазывать. Подвижность таких соединений оставляла желать лучшего. Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на управляемости автомобиля. Конструкторы ВАЗ 2107 отказались от шкворней и установили шаровые опоры. Первые ШО состояли из:

  • корпуса;
  • шарового пальца;
  • пружины;
  • пыльника.

Палец запрессовывался в неподвижную проушину, фиксировался мощной пружиной и закрывался пыльником. Эту конструкцию тоже нужно было периодически смазывать, но довольно редко (примерно два раза в год). Менять смазку шкворней приходилось каждую неделю.


В современных шаровых опорах пружины не используются

В дальнейшем ШО ВАЗ 2107 постоянно совершенствовались:

  • из конструкции исчезла пружина;
  • стальной пыльник был заменён на пластиковый;
  • неподвижная проушина, в которой фиксировался палец, стала компактнее и получила пластиковую внешнюю отделку;
  • ШО стали неразборными, то есть практически одноразовыми.

Один знакомый водитель уверял меня, что нашёл отличный способ продлить жизнь пластиковым пыльникам. Перед установкой новых шаровых опор он всегда наносил на пыльники толстый слой силиконовой мази, которую автовладельцы используют для того, чтобы резинки на дверях машины зимой не замерзали. С его слов выходило, что пыльники после такой процедуры становятся практически «неубиваемыми». На мой вопрос, как мазь, предназначенная для резины, сможет улучшить качество пластика, мне было рекомендовано просто попробовать и убедиться во всём лично. К сожалению, руки до этого так и не дошли. Так что проверить эту водительскую находку я предоставляю читателю.

Причины выхода из строя шаровых опор ВАЗ 2107

Основные причины выхода ШО из строя следующие:

  1. Знакопеременная ударная нагрузка. В результате разрушается шаровой палец, запрессованный в проушину подвески. Опора сконструирована так, что ударные нагрузки, приходящиеся на шар пальца, очень велики. При низком качестве дорог эти нагрузки кратно увеличиваются. В таких условиях даже качественная ШО не сможет полностью выработать свой ресурс.
  2. Дефицит смазки. Под действием ударных нагрузок смазка из ШО постепенно выдавливается. Кроме этого, со временем смазка теряет свои оригинальные свойства.
  3. Разрушение пыльника. Пыльник защищает шарнирное соединение от попадания грязи. Если в нём появляется трещина, грязь, попавшая в шарнир, превращается в абразивный материал и стачивает поверхность шарового пальца.


    Через трещину в пыльнике в шарнир попадает грязь и стачивает поверхность шарового пальца

Признаки неисправности шаровых опор ВАЗ 2107

К основным признакам неисправности ШО ВАЗ 2107 относятся:

  1. Посторонние звуки. Во время движения со стороны колеса начинает раздаваться стук или скрежет. Особенно отчётливо это проявляется на неровной дороге при скорости около 30 км/ч и обычно является следствием частичного разрушения шара на пальце опоры.
  2. Раскачивание колеса. При наборе скорости колесо начинает слегка раскачиваться в разные стороны. Происходит это вследствие люфта, возникающего в ШО из-за её износа. Ситуация довольно опасная, и люфт нужно оперативно устранить. В противном случае колесо на скорости может развернуться под прямым углом к кузову.


    Люфт в шаровой опоре приводит к раскачиванию переднего колеса, которое может на скорости развернуться

  3. Скрежет и скрип при повороте руля влево или вправо. Причиной является отсутствие смазки в одной из ШО (обычно из строя выходит только одна из опор).
  4. Неравномерный износ передних и задних шин. Это может произойти не только из-за неисправных ШО. Причиной неравномерного износа может стать неправильно выставленный развал и схождение колёс, недостаточное или избыточное давление воздуха в отдельных колёсах и т. п.

Школа авторемонта — Ремонт автомобиля своими руками

Май 24, 2016 ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, Жигули, Классика автором admin

UPD. 30.10.2016

Нижнюю шаровую опору можно назвать самой слабой и капризной/проблемной деталью передней подвески автомобилей Ваз 2101-2107 Жигули. Владельцы Классики Вы со мной согласны? Думаю, что согласны. Так как картина на дороге — обездвиженные Жигули с вывернутым передним колесом, например на перекрёстке или повороте, не является редкостью. Поэтому проверку состояния передней подвески лучше делать регулярно или внепланово, при первом появлении скрипа или стука в ходовой автомобиля. И если же техосмотр выявит износ шаровой опоры, то с ремонтом лучше не затягивать. Так как вылет шаровой на дороге — это серьёзная проблема! И, если она произойдёт, то Вам обеспечен ремонт на проезжей части (самостоятельно, без подготовки и инструмента, Вы заменить опору не сможете) с вызовом автомастера на место событий (правда, далеко не каждый мастер согласится на работу под открытым небом, для отказа найдутся причины) или транспортировка автомобиля на СТО при помощи эвакуатора. Кому нужны такие приключения? Тем более, что заменить нижнюю шаровую опору на автомобилях Ваз-2101, Ваз-2102, Ваз-2104, Ваз-2105, Ваз-2106, Ваз-2107, Жигули вполне по силам даже начинающему автомобилисту. Главное — это серьёзно подготовиться к работе, то есть, прочитать этот материал-фотоотчёт до конца)))

Инструмент. На фотографии №1 Вы сможете увидеть основной арсенал инструмента, без которого я, например, не возьмусь за замену нижней шаровой опоры на автомобилях Ваз-2101, Ваз-2102, Ваз-2104, Ваз-2105, Ваз-2106, Ваз-2107. В основной список, кроме баллонного ключа, домкрата и ВД-40, входят: торцовый и накидной ключи на 13, рожковый ключ на 22, щётка по металлу, раздвижные пассатижи и СЪЁМНИК ШАРОВЫХ ОПОР автомобилей Ваз 2101-2107. Съёмник для шаровых опор, крайне необходим. Понимаю, что он стоит недёшево и можно заменить шаровую опору без съёмника (как это сделать я опишу ниже), но, поверьте, со съёмником работать значительно легче, удобней и быстрей.

Запчасти. Здесь всё просто. От себя рекомендую покупать и устанавливать только усиленные нижние и верхние шаровые опоры. Так как стоковые шаровые опоры уже давно вышли из доверия. Да, шаровый палец с усиленной опоры тоже можно вырвать, но сделать это будет, как минимум, в два раза сложней. А это уже не мало. Дальше, пройдусь по производителям, чьи шаровые опоры вызывают доверие: ТРЕК TRS SPORT (дорогие, но самые лучшие и надёжные шаровые опоры для Классики), АвтоВаз, Кедр, Белебей, Белмаг.

Очень хорошо, если в комплекте с шаровой опорой будет идти крепёж (гайка шарового пальца, три болта с гайками и гравёрами). Смотрим фотографию 2. Почему, я написал «хорошо»? Потому что, производители часто поставляют на рынок шаровые опоры в двух вариантах: с крепежом в комплекте и без. С крепежом опора естественно дороже. Но, я советую, всё-таки брать с крепежом (при дальнейшем прочтении, Вы поймёте, что данный совет будет полезен).

Что ещё по запчастям сказать? Да, вот: стоковые верхние и нижние шаровые опоры для Ваз 2101-2107 внешне отличаются друг от друга. Поэтому при установке попутать их местами довольно сложно. Что не скажешь о шаровых опорах усиленной версии. Поэтому производители выбивают на опорах обозначения «В» (верх) и «Н» (низ). Смотрим фотографии 3 и 4. Думаю, эти знаки ставят не зря. Поэтому правильно будет устанавливать шаровые опоры, согласно обозначениям.

Ещё есть одно дополнение))). Перед установкой нижней шаровой опоры, вне зависимости от фирмы производителя, проверяйте наличие смазки под пыльником. На стоковых опорах это сделать не сложно. На усиленных придётся немного повозиться: используя отвёртку, снимаем обжимное кольцо фиксирующее пыльник, снимаем пыльник и проверяем наличие смазки (фото 5 и 6). При необходимости добавляем смазку, для этих целей подойдёт Литол-24 или ШРБ-4. И, главное, не переусердствовать при добавлении, так как переизбыток смазки так же плох, как и её отсутствие. Если набить пыльник смазкой «до отказа», то после установки шаровой на рабочее место, пыльник порвётся сразу или через очень короткое время – это 100%. Поэтому, в этом случае, поговорка – «кашу масло не испортишь», не уместна!

Подробный фотоотчёт с описанием замены нижней шаровой опоры на автомобилях Ваз-2101, -2102, -2104, -2105, -2106, -2107, Жигули, Классика:

Принимаемся за дело. Ставим автомобиль «на передачу» и ручник. Устанавливаем антипокатные упоры под задние колеса. Отпускаем колёсные болты, домкратом поднимаем автомобиль, окончательно откручиваем колёсные болты и снимаем колесо. Не забываем установить страховку под кузов автомобиля, например, деревянный брусок или снятое колесо.

Выкручиваем рулевое колесо в крайнее положение (например, если производим замену нижней опоры с левой стороны, то крутим руль влево).

Щёткой по металлу очищаем шаровую опору. Проливаем ВД-40 или тормозной жидкостью (фото 7 и 8).

Ключом на 22 откручиваем гайку шарового пальца. Полностью её открутить, не получиться из-за конструкции поворотного кулака. Опять проливаем гайку и резьбу шарового пальца ВД-40. Закручиваем гайку. Опять в дело пускаем ВД-40. И вновь откручиваем гайку. Повторяем процесс «открутил-вд40-закрутил» до момента, когда гайка будет откручиваться без усилий (фото 9 и 10).

Если у Вас есть специальный съёмник для шаровых опор автомобилей Ваз 2101-2107, то этот абзац Вы можете пропустить. Так в нём речь будет идти о снятии (распрессовке шарового пальца) шаровой опоры без съёмника. И так, берём кувалду и наставку (желательно из мягкого металла, медную или алюминиевую). Начинаем наносить сильные удары по проушине поворотного кулака (фото 11 и 12). Если повезёт, то будет достаточно двух-трёх ударов и шаровая опора будет распрессована. Если нет, то придётся запастить терпением и временем. И методично простукивать проушину, до победного конца! Способ рабочий, позволяет добиться необходимого результата. Попутно, махая кувалдой, можно ещё и согреться))).

При наличии съёмника, демонтаж нижней шаровой опоры проходит значительно быстрей и проще (фото 13).

После распрессовки пальца шаровой опоры, остаётся только окончательно открутить крепёжную гайку. Вот в этот момент работа может пойти по одному из двух направлений. В первом, гайка легко скручивается с пальца шаровой опоры (выше описанный процесс «открутил-вд40-закрутил» как раз и должен послужить залогом успеха), Вы поднимаете поворотный кулак вверх, и до конца снятия шаровой остаются считанные мгновения. Или же, удача «поворачивается к Вам задом» и события начинают двигаться во втором направлении. В направлении очень «интересном», где придётся повоевать с упрямой гайкой. Я по этой теме, даже отдельный материал сделал. Поэтому, если в Вашем случае, гайка отказывается откручиваться по-хорошему, советую перейти по ссылке, прочитать статью и выйти победителем в битве с гайкой))). Правда, гайке в этом случае будет «крышка» и совет о покупке шаровой опоры с крепежом уже не будет казаться бесполезным!

Гайка демонтирована! Остаётся финальная часть. Используя ключи на 13, откручиваем крепёжные болты шаровой опоры к рычагу (фото 14 и 15). Снимаем опору.

Удаляем грязь с нижнего рычага. Осматриваем посадочное место опоры на рычаге на предмет трещин и разломом (фото 16). Если обнаружили трещины, то рычаг следует заменить. Если всё окей, то устанавливаем новую нижнюю шаровую опору, палец обязательно смазываем (нигрол, моторное масло, литол) и сборку проводим в обратной последовательности (фото 17).

Работа по замене нижней шаровой опоры на автомобилях Ваз-2101, Ваз-2102, Ваз-2104, Ваз-2105, Ваз-2106, Ваз-2107 закончена.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

Понравилась статья? Поделись ею на своей странице!

Диагностика шаровых опор ВАЗ 2107

Удостовериться, что причиной скрежета или скрипа является именно шаровая опора, можно различными способами.

  1. На слух. Для этого потребуется помощник. Два человека раскачивают автомобиль с заглушённым двигателем, одновременно надавливая с двух сторон на капот автомобиля. Если при этом со стороны одного из колёс раздаётся нехарактерный звук, соответствующая ШО изношена или нуждается в смазке.
  2. Выявление люфта ШО. Колесо, на котором с большой долей вероятности вышла из строя опора, поднимается домкратом примерно на 30 см. Помощник из салона до отказа выжимает педаль тормоза. После этого следует с силой покачать колесо сначала в вертикальной плоскости вверх и вниз, затем вправо и влево. При заблокированных тормозах люфт сразу проявится. Даже если он незначителен, ШО всё равно необходимо поменять.


    Для выявления люфта шаровой опоры колесо следует сначала покачать вверх и вниз, а затем вправо и влево

  3. Осмотр шаровых пальцев. Этот способ актуален лишь для последних моделей ВАЗ 2107, ШО которых имеют специальные смотровые отверстия для контроля износа шарового пальца без разборки опоры. При износе пальца более 6 мм шаровую опору следует заменить.

Требуемые инструменты и материалы для самостоятельной замены

В таблице ниже приведены инструменты и материалы, которые требуется предварительно подготовить до начала замены шаровой опоры на ВАЗ 2107.

Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены шаровых опор

НазваниеПримечание
СъемникСпециальный для шаровых опор ВАЗ 2107 или универсальный, например, вилочного типа. В крайнем случае можно обойтись можно без съемника, воспользовавшись молотком
Щетка по металлу и ветошьДля очистки поверхностей и креплений
Проникающая смазкаНапример, WD-40
Ключ«на 7», «на 22»
Консистентная смазкаГрафитная, ШРБ-4, Литол-24 или специальная для шаровых опор
Разводной ключПрочный
МолотокСредних размеров для облегчения демонтажа шаровых опор
ЛомМожно заменить монтировкой
ДомкратДля поднятия автомобиля
Баллонный ключДля снятия и установки колес


Съемник вилочного типа

Выбор новых деталей

«На что заменить старую шаровую опору?» – вопрос, который возникает у многих автолюбителей при подобной поломке. Ознакомившись с отзывами владельцев ВАЗ четырнадцатой модели, можно выделить несколько зарекомендовавших себя брендов:

На каком из компонентов остановить свой выбор решать только вам. Километраж от замены до замены зависит только от стиля вашей езды и качества дорожного покрытия. При эксплуатации автомобиля по некачественному полотну шаровые выходят из строя после 50.000 км. А при езде в городских условиях в размеренном темпе шаровые служат до 70.000 км. Шаровая опора может ходить и дольше, но как только пыльник элемента рвется и в него начинает попадать грязь – механизм выходит из строя в течении недели.

Если обратиться в автосервис с вопросом по замене шаровой, то цена работ в среднем выходит около 600 рублей, что почти в два раза выше цены самого изделия. Такой ценник обусловлен сложностью работ, так как крепеж расположен таким образом, что постоянно подвергается коррозии и тяжело раскручивается.

Поменять шаровую опору своими руками не сложно, рабочий процесс не отнимает больше двух часов, если не возникает дополнительных проблем в виде заржавевшего крепежа. Ремонт производится без использования специализированного инструмента и провести его можно в любом месте, не обязательно заезжать на яму или эстакаду. Сама деталь также имеет невысокую цену, что позволяет не сильно тратиться на ремонт.

Признаки неисправности

Явными признаками, по которым можно определить неисправность шаровой опоры:

  1. Передвигаясь по неровным дорогам или же при езде на малой скорости слышен характерный стук в районе переднего колеса.
  2. На поворотах при вывернутых колесах слышен скрип. Его можно перепутать с шумом от ступичного подшипника.
  3. Неравномерный износ шин автомобиля.
  4. При езде по ровной поверхности автомобиль виляет из стороны в сторону, хотя рулевое колесо остается неподвижным.

Полезно: Как проверить шаровую опору своими руками?

В случае проявления подобных неисправностей, необходимо провести диагностику элемента. Для этого поднимаем домкратом колесо, от которого исходит шум, затем вставляем монтировку между рычагом и поворотным кулаком. Начинаем покачивать монтировкой вверх-вниз. Если шаровая опора неисправна, то при подобных манипуляциях будет возникать стук.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]