Сегодня автоматическая трансмиссия находится на пике своей популярности по всему миру. При этом производители предлагают потребителям различные виды автоматов.
Если точнее, существуют гидромеханические АКПП, вариаторные коробки CVT, а также роботизированные коробки передач с одним сцеплением (АМТ) и преселективные коробки-роботы с двумя сцеплениями.
Каждый из указанных типов КПП отличается от аналогов по конструкции, а также имеет определенные преимущества и недостатки. В этой статье мы поговорим о том, чем отличается вариатор от «классического» автомата, какое отличие АКПП от робота и вариатора и т.д.
Устройство и работа вариатора
Вариатор конструктивно состоит из:
- ведущего/ведомого шкивов, валов;
- стального ремня;
- стартового сцепления (центробежного, многодискового, электромагнитного, гидротрансформаторного);
- сателлита планетарной передачи;
- масляного насоса;
- подшипников;
- гидроблока;
- картера с магнитами для заливки трансмиссионной жидкости;
- дифференциала;
- планетарного редуктора.
Существует несколько разновидностей вариаторов. Самый распространенный среди них — клиноременной механизм. Шкивы в нем состоят из 2-х конусовидных дисков с уклоном к оси вала. При движении они способны сдвигаться или раздвигаться.
Между половинами шкивов вариатора натянут и зажат металлический ремень, состоящий из толкающих сегментов (создают вращение, цепляясь зубчатой поверхностью за тело конусов). При раздвижении шкивов ремень уходит внутрь, при сближении приобретает форму клина. Изменение передаточного числа происходит за счет увеличения или уменьшения диаметров конических дисков.
В начале движения конусы ведущего шкива расходятся, а ведомого сходятся. С увеличением скорости происходит обратный процесс. В результате передаточное число изменяется в меньшую сторону, тяговое усилие снижается, обороты на ведомом валу увеличиваются.
Обрабатывает информацию и меняет режим работы вариатора CVT программная часть. Дифференциал распределяет моменты вращения на ведущие колеса автомобиля. Масляный картер служит опорой и защитой рабочих механизмов, используется для хранения трансмиссионной жидкости, без своевременной замены которой вариатор долго не прослужит.
По каким признакам можно определить, что вариатор вышел из строя?
Признаки основных поломок вариатора:
пробуксовка или невозможность тронуться с места — неполадки в модуле управления вариатора, дефект вариаторной передачи (проскальзывание ремня между шкивными конусами), неисправность гидротрансформатора, муфты основного хода, электрогидравлической системы;
скачки и рывки при работе — переклинило редукционный клапан масляного насоса;
остановка автомобиля — износ колеса насоса гидротрансформатора;
машина движется на нейтрали — дефекты электропроводки, селектора передач, модуля управления вариатора;
несвойственный ТС гул — изнашивание подшипников конусов.
Срок службы вариатора CVT зависит от правильности эксплуатации и регулярного проведения ТО. Производители вариаторной КПП рекомендуют своевременно менять ремень и трансмиссионную жидкость (в среднем после 40 тыс. км пробега).
Предлагаем вам посмотреть видео-совет по эксплуатации вариатора.
Если нет опыта в решении проблем с вариатором, можно обратиться в «Центр по ремонту вариаторов №1». Специалисты помогут провести диагностику и устранят неисправности в краткие сроки. Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва –, Санкт-Петербург — 8. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Коробка вариатора
Устройство вариатора
Работа автоматической КПП
Классическая автоматическая коробка передач состоит из:
- гидротрансформатора (сцепления);
- планетарного редуктора;
- гидравлической системы;
- электронного блока управления.
Работа коробки автомат осуществляется следующим образом:
- С запуском двигателя приводится в действие масляный насос для создания жидкостного давления в AT.
- Раскручивается насосное колесо гидротрансформатора со скоростью коленвала (турбинное и реакторное колеса в это время неподвижны).
- Водитель выжимает педаль газа и переключает передачи. Двигатель раскручивается вместе с насосным колесом, от лопастей которого масло отбрасывается к турбине, заставляя ее вращаться. После этого смазка возвращается к колесу насоса и ускоряет его.
- Масло проходит через радиатор автомата.
- Свободные диски и шестерни вращаются в планетарном редукторе (неподвижные фрикционы присоединены к корпусу коробки).
- Электроблок определяет скорость автомобиля и нагрузку силового агрегата по показаниям датчиков, передает сигнал для переключения передачи в гидроблок. Затем маслонасос подает рабочее давление в каналы гидравлической системы.
- От маслонасоса техническая жидкость проходит к гидроблоку, открывается соленоид, пропуская его к планетарному звену. Жидкость давит на поршни сжимающие фрикционные диски.
- Происходит блокировка элемента планетарного ряда, жестко связанного с фрикционом (например, короны), крутящий момент передается через водило или солнечную шестерню. Изменяется скорость вращения и передаваемое усилие выходного вала. Одновременно происходит разблокировка элементов предыдущей передачи автомата.
АКПП с режимом ручного управления (Autostick, Tiptronic) дают возможность водителю самостоятельно регулировать скоростной режим, но сам процесс переключения происходит под управлением электроблока.
Какие неисправности автомата появляются чаще всего?
Неисправности автомата выражаются в невозможности переключения режимов работы коробки или в блокировке одной из передач. Причины поломок могут быть в механической и электронной части АКПП. Это:
АКПП
неисправности гидротрансформатора и блокировочной муфты автомата;
износ валов, шестерен, фрикционных элементов;
засорение масляных каналов;
поломки гидроблока и масляного насоса;
выход из строя исполнительных элементов автомата, датчиков системы управления или контроллера;
обрывы, замыкания электропроводки автомата.
Срок службы автомата зависит от характера эксплуатации автомобиля, своевременного и грамотного техобслуживания. В соответствии с рекомендациями производителя ТС, необходимо периодически выполнять замену масла и регулярно проходить диагностику на СТО для контроля состояния маслоприемника и радиатора.
Выводы
Всё сказанное выше позволит подвести итоги и чётко обозначить отличия роботизированной коробки передач от автоматической.
Главные различия следующие:
- Робот имеет возможность ручного переключения передач, а автомат этой возможности лишён.
- Робот конструктивно похож на механику, у коробки-автомата своя конструкция.
- Роботизированная коробка потребляет масла и горючего меньше, чем коробка-автомат.
- Автомат выигрывает у роботизированной коробки плавностью и оперативностью в работе.
- Ремонтные работы и техническое обслуживание робота проще и дешевле, чем у автомата.
- Автомат считается более надёжным в эксплуатации.
Мнения водителей различны. Несмотря на явные преимущества робота, многие автолюбители предпочитают автомат. Они считают, что он более предсказуем в работе и не даёт «неприятных сюрпризов». Современные конструкции автоматов всё более экономичны, приближаются по уровню сервиса к роботам, умея подстраиваться под манеру водителя.
Как работает механическая коробка передач
Механика устроена просто. В корпусе расположены:
- первичный, вторичный, промежуточный валы с шестернями, дополнительный вал и шестерня задней передачи;
- муфты синхронизаторов;
- дифференциал;
- картер;
- шток и вилка переключения передач;
- картер (наполовину заполнен трансмиссионной жидкостью).
Сверху коробки находится механизм передаточного выбора с блокировочным и замковым устройствами. Рычаг переключения скоростей выведен в салон и способен перемещаться в продольном и поперечном направлениях.
В процессе работы крутящий момент от мотора через сцепление передается на первичный вал. Скорость вращения преобразуется с помощью зубчатого зацепа косозубых шестерен, а затем передается на колеса. Если передача увеличивает крутящий момент, тогда обороты силового агрегата уменьшаются (и наоборот). В классическом случае для этого используется 2 или 3 вала.
Выбор нужной пары шестерен для передачи необходимого крутящего момента в определенных условиях передвижения производится с помощью вилок переключения, которые приводятся в движение селектором.
МКПП
Для МКПП характерны следующие неисправности:
стук при движении и переключении передач;
невозможность или затруднение включения скоростей;
утечка масла из картера;
самопроизвольное выключение передач.
Такие проблемы возникают вследствие износа деталей КПП, ослабления фиксирующих болтов и гаек, поэтому автомобиль с механикой требует своевременного прохождения ТО.
Сравнительная характеристика видов коробок передач
Вид КПП | Параметры | Ресурс (км) | Экономичность | Эксплуатация | Преимущества | Недостатки |
Гидромеханический автомат | В зависимости от многоступенчатости | Около 500 000 | Высокий расход топлива | Автомат — лучший вариант для езды по городу (особенно в пробках) | Универсальность Удобство в управлении Большой запас проходимости Надежность Защита двигателя и ходовой от перегрузок Ремонтопригодность | Медленный разгон Дорогостоящее ТО |
Вариатор | Вес 40- 60 кг | В среднем 220 000 — 240 000 | Небольшой расход топлива | Езда по городу, а автобану | Быстрый набор скорости Улучшенное сцепление и отсутствие рывков при разгоне Плавность хода Большое число вариантов изменения передаточного числа | Вариатор требует использования специального масла Неремонтопригоден Высокая стоимость ТО Шум от работы ощутим в салоне |
Робот | В зависимости от привода, переключения скоростей | До 250000 | Невысокий расход топлива и масла | Дороги с хорошим твердым покрытием | Высокий ресурс работы Ремонтопригодность Невысокая стоимость | Задержка при переключении скоростей Снижение ресурса при езде в пробках Перегрев сцепления Толчки и рывки при переключениях |
Механика | Зависит от числа ступеней | В среднем 500000 | Средний расход топлива Низкий — масла | Черта города Автобан Бездорожье | Хороший разгон Высокий КПД Быстрый зимний запуск Долговечность Неограниченные возможности по буксировке и быстрому вождению Низкая цена | Сложность эксплуатации Возможные перегрузки Постоянная работа рычагом и педалями В момент трогания авто откатывается назад |
Если посмотреть на таблицу, как вы думаете, какая же коробка все же лучше? Напишите в комментариях.
Что лучше выбрать
Как уже можно было понять из статьи, каждый тип трансмиссий имеет свои плюсы и минусы и выбор необходимо делать исходя из своих личных возможностей и потребностей.
- Если вы отдаёте предпочтение комфорту и неторопливости при вождении автомобиля, то вам стоит выбрать машину, оснащённую вариатором.
- Любителю надёжности и частой смены авто подойдёт классический автомат. Машины такого типа наиболее популярны на сегодняшнем авторынке.
- Робот-автомат с одним диском может стать хорошим решением для автолюбителей, имеющих ограниченный финансовый ресурс, но желающих приобрести автомобиль с автоматом. Несмотря на низкий уровень комфорта, автомобилист получает недорогой автомобиль с экономичным расходом топлива.
Робот с двумя дисками стоит покупать только новым. При покупке подержанного автомобиля владелец должен быть готов в скором времени к замене или капитальному ремонту коробки-робота, а значит к существенным за.