Причины горящей лампы заряда аккумулятора на приборной панели


На приборную панель автомобиля изготовители выводят основные индикаторы, активации которых уделяют особое внимание. Ведь о неисправности сообщает соответствующая лампочка, что позволяет в короткие сроки определиться с типом поломки.

По мнению автовладельцев, часто встречаемая проблема – это постоянно горящая лампочка аккумулятора, что указывает на неисправность: генератора, АКБ, проводки и т.д.

Причины

При исправной системе лампочка горит короткое время, после чего гаснет.

Проверка причина неисправности проводится по определенной схеме. Как правило, проблема кроется в неисправности генератора или АКБ, поэтому проверку начинают с них.

Вариант подсвечивания лампочкиПричина
Не гаснетГенератор, батарея питания
Горит периодическиОслаблен ремень генератора, плохой контакт на выходе
ТусклоПроводка
МигаетАКБ, проводка, масса
Горит на маленькой скорости, потом гаснетКлеммы АКБ, щетки, реле, ремень генератора
После перегазовкиДиодный мост
При движенииПоврежден аккумулятор, щетки, масса

При загорании индикатора во время езды рекомендуют доехать до места ремонта или стоянки, так как велика вероятность, не завести автомобиль после остановки.

Список неисправностей, приводящих к загоранию лампы

Итак, если вы заметили, что на панели приборов горит и не гаснет значок аккумулятора, можно сделать вывод, что его зарядка не происходит. Причин тому может быть несколько:

  • заряд либо отсутствует полностью, либо настолько мал, что его значение меньше разницы потенциалов на аккумуляторных клеммах;
  • реле контроля лампы вышло из строя;
  • подгорели, окислились или ослабли контакты элементов цепи (на самой АКБ, на проводе массы, на генераторе).

Давайте рассмотрим эти случаи более подробно.

Генератор

На первом этапе проверяют генератор. К вероятным причинам неисправности относят:

  • Слабые контакты напряжения. Частой весной после сильных заморозков соединения окисляются.
  • Ослабление или обрыв приводного ремня. Современные автомобили контролируют параметр специальным датчиком, который посылает информацию бортовому компьютеру.
  • Неисправность диодного моста или подшипников шкива.
  • Изношенные токосъемные кольца или щетки.

О поломке генератора узнают по характерным сопровождающим признакам. Быстрая разрядка АКБ, посторонние шумы во время езды. Характерная особенность, просадка напряжения при работе источников потребления (тусклый свет, замедленная работа щеток, малая громкость магнитолы). Частая проблема старых машин.

Аккумулятор

Распространенная причина – это отсутствие заряда. Для уточнения проверяют напряжение на клеммах при помощи нагрузочной вилки или измеряют тестером. Нормальное напряжение – 14В, при неполадках будет ниже.

Варианты решения проблемы в зависимости от ситуации.

  1. Генератор подает напряжение, но АКБ быстро разряжается. В таком случае проводят зачистку проводов и контактов, после чего повторно снимают показатели. При невосстановленном уровне тока измеряют напряжение на устройстве. Если выше, чем на аккумуляторе, тогда производят замену кабеля.
  2. Непоступление напряжения на АКБ. Причина возможна в перегоревшем предохранителе, который заменяют.
  3. Напряжение в норме, но резко падает при нагрузке. Причина в неисправности генератора.

Также проверяют выводы аккумулятора. Окисленные слабые контакты защищают мелкой шкуркой, после чего промазывают специальным средством.

Нарушение контакта на выводах АКБ

На этом этапе диагностики нужно проверить состояние клемм проводов и контактных выводов батареи. Нередко они окисляются, вследствие чего контакт между ними ослабевает. В случае когда горит лампочка аккумулятора, но зарядка есть, именно эта неисправность чаще всего является причиной.


Генератор работает в нормальном режиме, напряжение поступает на клеммы, но теряется из-за слабого контакта. Вот и получается, что зарядка идет, но горит лампочка зарядки аккумулятора. Причем горит она в большинстве случаев тусклым светом. Устраняется подобная неисправность путем зачистки клемм и контактных выводов АКБ, а также обработки их водоотталкивающей жидкостью.

Сигнальная лампа

Сигнальный блок, лампа аварийки или индикатор, который передает статус системы. При неисправности не горит. В описываемом случае горит постоянно, что часто обусловлено проблемами светодиодного устройства. При работе двигателя на холостых оборотах напряжение в системе не превышает 12В – лампочка горит. Но при повышении до 2000 оборотов, гаснет.

Другие варианты неисправности:

СвечениеПорядок действий
НедолгоеОшибка временна. Система автоматически сама приходит в норму.
ПостоянноеНадо быстро устранить причину, что позволяет избежать дорогого ремонта.
Быстрое миганиеУменьшают скорость или останавливают двигатель, так как ошибка фатальная, требующая немедленного решения.

Контроль за процессом зарядки аккумулятора

Чтобы правильно понимать причины нестабильной работы лампы, контролирующей ход зарядки аккумуляторной батареи, нужно разобраться во взаимодействии генератора и источника постоянного тока. При работе двигателя аккумулятор получает постоянную зарядку напряжением от 13,6 до 14,2 вольт. Зарядный ток вырабатывает генератор. Напряжение выходного электричества зависит от числа оборотов генерирующего устройства. Чем обороты выше, тем величина напряжения больше. Для ограничения напряжения в заданных пределах в цепь обмоток ротора подключается регулятор. Именно он стабилизирует выходное напряжение, которое затем подаётся на клеммы аккумулятора для зарядки.

Если зарядный ток постоянно в заданных пределах поступает для поддержания аккумулятора в работоспособном состоянии — контрольная лампочка зарядки батареи гореть не должна. Постоянное свечение лампочки говорит о нерабочем состоянии генератора или об обрыве питающих проводов. Чаще всего причина отказа генератора — ослабший или порванный приводной ремень.

Видео: система зарядки аккумулятора машины

Схема генератора

В основе работы генерирующего устройства лежит принцип электрического магнетизма. Конструктивно есть две основных части, с помощью которых производится переменный ток.

Ротор и статор генерируют ток в бортовую сеть автомобиля

Это статор и ротор. Ротор приводится во вращение с помощью приводного ремня от коленчатого вала двигателя. Статор неподвижен и состоит из обмоток, которые крепятся к корпусу генератора. Вместе они образуют конструкцию, в которой ротор по центру располагается внутри статора. Между ними имеется зазор, который позволяет ротору вращаться с огромной скоростью.

Схема работы генератора и подсоединения лампы контроля зарядки

Статор включает в себя 3 обмотки, которые образуют трёхфазную систему тока. Выводы с обмоток соединяются с диодным мостом отдельно, как на приведённой схеме.

Ротор состоит из множества электромагнитов, которые в совокупности создают мощное магнитное поле. Оно пересекает обмотки статора, и в них генерируется трёхфазный переменный ток. Выдаваемое напряжение зависит от числа оборотов и контролируется регулятором, который встроен в систему подачи тока на ротор. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост, состоящий из выпрямителей диодов. Они пропускают ток только в одном направлении.

Ток на электромагниты вращающегося ротора подаётся с помощью двух медно-графитных щёток, контактирующих с медными контактными кольцами, расположенных на валу ротора. Реле-регулятор при увеличении оборотов уменьшает ток в роторе, тем самым убавляя магнитное поле.

Лампочка контроля зарядки аккумулятора подсоединяется к набору диодов, которые параллельно соединены с каждой из трёх обмоток статора. Это отдельная цепь и величина тока здесь небольшая, но достаточная для зажигания светодиодного индикатора. Итак, к лампочке, с одной стороны идёт положительный провод от общей сети системы зарядки, а на другой контакт приходит положительный провод от замка зажигания. Если с обеих сторон подаётся равное напряжение, лампочка не горит. Если напряжение на одном контакте отсутствует, лампочка загорается. Если зарядный ток начинает пульсировать или уменьшается, лампочка начинает мигать или гореть с меньшей яркостью.

Ремень генератора

Во время нагрузки (свет оптики, включенная магнитола) при слабом натяжении ремня АКБ быстро теряет напряжение. Признаки ослабленного натяжения – визг и свист, что часто наблюдают на холодную.

Для уточнения проверяют степень натяжения – измеряют величину прогиба. Предварительно глушат мотор. По инструкции давят на деталь. Прогиб ремня менее 5 мм считается нормальным. При большем прогибе подтягивают деталь.

Сложностей манипуляция не вызывает, особенно в старых автомобилях и при наличии регулировочной планки. Прокручивают винт механизма, который располагается обычно сверху на устройстве. Таким образом передвигают генератор относительно двигателя, создавая нужное натяжение.

В современных автомобилях регулируют без планки. Для этого:

  • Ослабляют крепеж генератора;
  • Проворачивают винты по кругу;
  • Отодвигают устройство от двигателя до нужной натяжки;
  • Закручивают гайки.

В конце проверяют степень натяжения ремня.

Устранение неисправности системы заряда аккумуляторной батареи

Если предыдущие меры по проверке состояния ремня, предохранителей, клемм, контактов и разъемов не дали положительного эффекта, необходимо демонтировать генератор, отвезти его в специализированную мастерскую на стенд для контроля работоспособности.

Во многих случаях снять генератор можно самостоятельно, если это не требует применения специальной оснастки и размещения автомобиля на подъемник. Подробные описания процесса демонтажа генератора для конкретной модели автомобиля и двигателя нетрудно найти в интернете.

Щетки генератора

Щетки получают ток и передают его на аккумулятор. Хоть детали и маленькие, но они очень важны, ведь обеспечивают езду автомобиля. Изготавливаю их из графита, иногда пропитывают специальным раствором для продолжительной работы.

Для выявления неисправностей снимают щеточный узел и осматривают его. Опалины и другие характерные признаки указывают на изношенные детали. Неисправность щеток обусловлена и механическим износом. Для этого измеряют высоту графитовых элементов. Срочно заменяют деталь при высоте меньше 5 мм.

На старых иномарках и в отечественных машинах проверяют неполадки щеток другим методом. При работающем двигателе скидывают минус с аккумулятора. Если мотор продолжает работать – все в порядке, щетки подают напряжение.

Неисправность предохранителя

Электрическая цепь зарядки аккумуляторной батареи, как любая другая, защищена предохранителем. Расположен он в монтажном блоке под капотом автомобиля. В «шестерках» и «семерках» этот предохранитель обычно обозначается как F10, но, в любом случае, перед проверкой лучше полистать инструкцию пользователя. Чаще всего при его неисправности напряжение на батарею вообще не поступает, но случается и так, что именно он становится причиной того, что горит лампочка зарядки аккумулятора, но зарядка есть.

Проверка предохранителя производится тестером после его извлечения из посадочного гнезда. Если прибор покажет, что деталь пришла в негодность, просто замените ее.

Обрыв цепи генератора

При свечении лампочки АКБ проверяют обрыв электрической цепи, причинами чего могут быть:

  • Плохой контакт между щетками и кольцами ротора. Характерно для владельцев машин, которые не надлежаще следят за чистотой под капотом. Со временем соединения покрываются грязью и маслом, что повышает сопротивление в цепи возбуждения. Как итог, падение мощности генератора. Для устранения проблемы разбирают устройство и прочищают контакты тряпкой, предварительно смоченной в бензине, и проверяют щеточный узел.
  • Обрыв обмотки возбуждения. В месте соединения концов обмотки и контактных колец. АКБ не получает заряда. Дефект выявляют вольтметром или тестером. Приборы подключают к аккумулятору и смотрят, загорелась ли лампочка и отклонилась ли стрелка вольтметра. Отрицательный результат подтверждает обрыв. В таком случае, подсоединяя щуп к каждой катушке и снимая показатели, определяют плохую. Место обрыва запаивают специальным средством с мягким припоем. При обрыве внутри системы проблемную катушку перематывают или меняют.
  • Межвитковый пробой. Результат нарушения изоляции защитного кабеля.
  • Пробой на корпус. Определяют контролькой на 220В. Щупы соединяют с контактным кольцом и сердечником. Контроль загорается при нарушении.
  • Пробой диодов выпрямителя. Результат перегрева.

Загорается лампочка аккумулятора: почему горит лампа АКБ на панели

Начнем с того, что каждый водитель во время запуска двигателя обращал внимание на красный значок аккумулятора, появляющийся при повороте ключа в замке зажигания. При этом горит индикатор аккумулятора до того момента, пока двигатель не заведется. Другими словами, в норме значок АКБ тухнет после запуска ДВС.

Так вот, когда двигатель не запущен и включается зажигание, происходит самодиагностика всех систем автомобиля перед запуском. После такой проверки некоторые индикаторы спустя небольшой промежуток времени гаснут, другие погаснут после запуска мотора. То же самое происходит и с АКБ. Если с аккумулятором все в норме, при работающем моторе на него идет зарядка, тогда лампа аккумулятора горит небольшое количество времени (несколько секунд) и затем гаснет.

Другими словами, схема такова, что после включения зажигания напряжение через предохранитель подается на контрольную лампу аккумулятора (лампа заряда АКБ) на панели приборов.

Затем напряжение проходит через диоды, реле-регулятор, щетки, контактное кольцо и обмотку. После запуска мотора напряжение на выводах лампочки аккумулятора выравнивается, лампочка гаснет. Параллельно идет зарядка АКБ. Если же горит аккумулятор на панели постоянно или происходит периодическое загорание такого значка, тогда это указывает на неисправности.

Итак, чтобы понять, почему горит лампочка аккумулятора, нужно разобрать причины, по которым может загореться лампа АКБ. Сразу отметим, данный индикатор контролирует связку аккумулятора и генератора. Давайте разбираться.

Горит лампочка зарядки аккумулятора: возможные причины неисправности

Как известно, аккумулятор автомобиля тесно связан с генератором. Для запуска мотора электричество от АКБ подается на стартер, однако после того, как ДВС начинает работать, ток вырабатывает генератор, который крутится от работающего двигателя.

В этом случае АКБ находится в режиме подзарядки от генератора. При этом если обороты двигателя повышаются, то растет и напряжение, которое выдает генератор. Чтобы не допустить перезарядки АКБ или подачи слишком высокого напряжения, на генераторе стоит реле-регулятор.

Основная задача устройства сводится к тому, чтобы ток от генератора на АКБ всегда был оптимальным, то есть напряжение не зависит от оборотов мотора. Так удается постоянно получать и поддерживать необходимое напряжение.

Так вот, лампочка аккумулятора чаще всего загорается тогда, когда на АКБ не идет зарядка от генератора. Получается, водитель завел машину от аккумулятора, двигатель начал работать, однако значок аккумулятора горит (лампа аккумулятора не гаснет).

Как правило, в списке частых поломок можно выделить:

  • неполадки реле-регулятора;
  • выход из строя диодного моста;
  • ремень генератора оборван, плохо натянут или проскальзывает;
  • сильные люфты подшипников генератора и подклинивание;
  • перегорание предохранителей;
  • плохие контакты на клеммах аккумулятора, на выходе генератора, на проводе массы;
  • обрыв цепи генератора;
  • износ щеток генератора или щеткодержателей;
  • возможны проблемы с выключателем зажигания;

Регулятор напряжения

Деталь с прямой связью с генератором, из-за чего неправильная работа устройства переменного тока сказывается на состоянии детали.

Визуально маленькая деталь, неполадки которой приводят к множеству неприятностей. Например, перезаряд или недозаряд АКБ. Реле часто ломается на автомобилях, выпущенных за последние 5 лет. Основные причины:

  • Межвитковый пробой генератора;
  • Разрушение щеток генератора;
  • Пробой диодов;
  • Изменение полюсов АКБ.

Диагностируют проблему по уровню зарядка аккумулятора. Перезаряд или недозаряд указывает на дефектный регулятор. При неисправности деталь подлежит замене, так как не ремонтопригодна.

Что означает индикатор батареи?

После того, как вы запустите двигатель вашего автомобиля , автомобиль выполнит проверку, чтобы убедиться, что аккумулятор или генератор переменного тока генерируют точное напряжение. Затем через несколько секунд сигнальная лампа погаснет, если компьютер приборной панели определит, что батарея или генератор работают правильно. Если он остается включенным, компьютер, скорее всего, обнаружит проблему с системой зарядки.
Если этот предупредительный световой сигнал загорается, вы можете использовать только необходимые аксессуары, включая фары и дворники, чтобы не истощить батарею вашего автомобиля .

Пять проблем, которые вызывают индикатор батареи на приборной панели:

Диодный мост

Размещают на задней поверхности генератора, отвечает за преобразование переменного тока. К распространенным неисправностям относят пробой и обрыв.

Для уточнения проверяют мост мультиметром, положив один щуп на вывод 30 генератора, а второй – на корпус. Сопротивление исправного моста стремится к бесконечности. Предварительно убеждаются, что в цепи нет короткого замыкания.

Проверка генератора и устранение проблем

Узнать, работает ли генератор, помогает простой и проверенный способ, издавна используемый автомобилистами:

  1. Запустите мотор и подайте нагрузку на АКБ, включив фары или обогрев стекла.
  2. Снимите клемму «–». Для этого понадобится ключ на 10.
  3. Если после снятия клеммы ничего не изменилось, двигатель работает без перебоев, фары не тухнут, с генератором все в порядке.
  4. Если фары потухли, а двигатель «заглох», в авто неисправен генератор.

Щетки

Для проверки работы щеток нужно снять и разобрать генератор, затем извлечь щетки и визуально оценить их состояние. Если они изношены, на поверхности будут видны следы искрения. В этом случае придется заменить весь узел.

Регулятор напряжения

Этот элемент ломается вследствие короткого замыкания в цепи. Его также можно повредить механически или подключить неправильно.

Проверка:

  1. Установите предел на мультиметре 20 В.
  2. Замерьте напряжение на клеммах при работающем двигателе в режиме холостого хода (1-1,5 тыс. об/мин). В норме тестер покажет 13,2-14 В.
  3. Добавьте оборотов до 2-2,5 тыс. об/мин. Показатель должен возрасти до 13,6-14,2 В. При увеличении оборотов до 3,5 тыс. об/мин U должно держаться не выше 14,5 В.

Если значения замеров будут существенно отличаться от нормы, самая вероятная причина – неисправность регулятора.

Диодный мост

Для проверки диодного моста достаточно мультиметра. В качестве примера — порядок тестирования генератора 37.3701, который устанавливали на отечественных «восьмерках» и «девятках».

Проверьте мультиметром, нет ли в цепи короткого замыкания:

  1. Включите режим омметра.
  2. Одним щупом прибора дотроньтесь до вывода 30, другим – до корпуса генератора.
  3. Исправный мост выдаст значение сопротивления, приближающееся к бесконечности.

Следующий шаг – проверка исправности диодов, не «пробиты» ли они. Порядок проверки «+» диодов:

  1. Поместите первый щуп на вывод 30, второй – на любой из болтов, которыми крепится диодный мост.
  2. При исправных диодах сопротивление приближается к бесконечности.

Чтобы проверить отрицательные диоды, щупы размещаются иначе: первый – на болт, второй – к корпусу генератора. При исправных полупроводниках напряжение также будет близко к бесконечности.

Чтобы завершить проверку моста, необходимо исследовать дополнительные диоды. Для этого первый щуп помещают к выводу 61, второй – к одному из крепежных болтов моста. Если диоды исправны, омметр покажет стремление к бесконечности.

Обнаружив неисправность диодных элементов, их просто заменяют новыми. Если повреждена пайка, достаточно перепаять диод.

На заметку! Диодные мосты в генераторах всех марок проверяются одинаково, меняется только нумерация контактов.

Подшипники

Неисправный подшипник вызывает разбалансировку шкива. Об этом легко догадаться по истиранию ремня, которое приводит к его ускоренному износу. Второй возможный признак поломки подшипника – подклинивание или остановка вала генератора. Решают проблему заменой подшипника или всего шкива. При люфте подшипника появляется стук в генераторе.

Контакты

Проведите визуальную ревизию положительного вывода генератора. Если на нем присутствуют загрязнения, пыль, масляные потеки, следы коррозии, зачистите поверхность. Затем то же самое проделайте с «массой». Смажьте контакты защитным составом.

Если поврежден провод, соединяющий генератор и АКБ, его заменяют новым. Одновременно чистят все клеммы. Если окислились щетки генератора, их также очищают. Но так, чтобы графитовая пыль не попала на остальные элементы генератора.

Обрыв цепи

Если оборвана одна из фаз генератора, для проверки придется сначала демонтировать его. Дальнейший порядок диагностики таков:

  1. Проверьте болтовые крепления, соединяющие выводы фаз с диодным мостом. Как правило, на одном из контактов обнаруживаются следы коррозии, плохая затяжка болта или грязь. Исправьте поврежденный контакт, а заодно сделайте профилактику всех остальных. Если оборван провод, замените его. При повреждении проводов обмотки, возможно, придется заменить генератор.
  2. Проверьте обмотку статора, нет ли на ней потемневших витков. Осмотрите изоляцию проводов и измерьте мультиметром ее сопротивление. Если обнаружите на изоляции темные пятна, значит, генератор изношен, надо перематывать обмотку. После ремонта генератора проблема должна быть устранена.

Горящий индикатор аккумулятора при нормально идущей зарядке может сигнализировать о разных неисправностях в автомобиле. Чтобы найти и устранить причину, необходимо провести комплексную диагностику самостоятельно или обратиться на СТО.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]