Не только гул: почему ступичные подшипники такие дорогие и как они ломаются?


Что такое же ступица колеса? Под ней подразумевается вращающийся элемент, у которого есть отверстие. Речь идет о ступице колеса, которая напоминает шкив с зубчатым колесом. Благодаря ступице они могут быт насажены на ось. Отдавая должное шпоночному пазу или шлицевому профилю можно передать крутящий момент. Это возможно благодаря отверстию.

Для чего нужна заглушка на ступичный подшипник? Она позволяет детали без помех вращаться на вале.

Для того, чтобы была достигнута необходимая прочность, используется особый диаметр ступицы. Он должен доходить до двойного диаметра, который наблюдается в отверстии. Также не должно быть перекосов.

Подшипник ступицы позволяет центральному элементу, который обеспечивает движение автомобилю и безопасность шоферу и всем, кто едет с ним, долго не выходить из строя. Но если сам подшипник ступицы износится, то автомобилем будет невозможно управлять. Поэтому важно, чтобы подшипник ступицы был всегда в норме, для этого требуется проводить регулярный техосмотр.

Виды подшипников

Рассмотрим подшипник ступицы, каким он бывает у ходовой части. Особое внимание уделим SNR. Эта модель одна из распространенных на рынке подшипников. Самое лучшее устройство – это SNR, которое является подшипником качения. Так как именно оно оказывает самое наибольшее сопротивление для движения автомобиля. Также используются еще дополнительные детали. Речь идет о:

  • шариковых подшипниках с радиалкой,
  • роликовых с радиалкой,
  • роликовых конической формы, они еще являются упорными с радиалкой.

Подшипник ступицы типа SNR имеет определенную конструкцию, которая отличается от других деталей. При независимой передней подвеске, ведущем заднем мосте необходимо установить спереди с каждой стороны конические подшипники в количестве двух штук и сзади радиальные в единственном экземпляре. Также важно помнить, что нужна смазка, так как иначе устройство будет трещать, скрипеть, стираться, что быстро выведет его из строя. А ступичный подшипник ремонту не подлежит, его стоит снять, обратно уже не поставить, так как многие детали будут повреждены.

Корпус должен быть заполнен смазкой, которой хватит на эксплуатационный срок подшипника. Менять смазку нельзя, так как герметичность пыльников нарушается. Можно подметить, что ступичный подшипник включает три детали. Это та, что располагается внутри, еще снаружи и ролики.

Перед тем, как установить ступенчатый подшипник, необходимо тщательно нанести смазку «Литол», а также надеть сальники, они устанавливаются отдельно.

Конструкция и принцип работы

Ступичные подшипники являются одними из самых высоконагруженных частей машины. На них приходится давление полной массы авто, разнонаправленные нагрузки, возникающие при ускорениях, торможениях, движения по неровностям. Поэтому к этим узлам выдвигаются очень серьезные требования, поскольку от них напрямую зависит безопасность движения.

В конструкции авто в ступицах используются подшипники качения. В автомобильных ступицах применяются разные виды подшипников, хотя конструктивно они идентичны и состоят из нескольких частей:

  • обоймы, они же кольца (наружное и внутреннее);
  • тела качения;
  • сепаратор;

Кольца подшипников выступают в качестве опорных поверхностей для тел качения, которые помещаются между обоймами. Наружным кольцом подшипник устанавливается в отверстие ступицы, а внутренним он садится на ось.

Для равномерного распределения тел качения по окружности обойм используется сепаратор. В задачу сепаратора входит также исключение контакта этих тел между собой.

Дополнительно в конструкции некоторых видов ступичных подшипников применяются пыльники, предотвращающие попадание пыли и грязи внутрь узла. Такие узлы считаются закрытыми.

Передняя часть

Ступица переднего колеса обладает большой функциональностью. Главная задача состоит в обеспечении легкого управления авто. Для этого хорошо подойдет модель SNR. Для того, чтобы управление было надежным, то требуется использовать подшипники. Их устанавливают по два с каждой стороны. Размеры их могут быть отличными друг от друга, но форма конусная. Для крепежа используется упорная шайба и гайка. Важна крепкая затяжка, чтобы не было люфта.

Ступица легко пачкается, так как находится в непосредственной близости с дорогой, а смазка постепенно вымывается при взаимодействии с водой. Поэтому водитель просто обязан регулярно проверять подшипники на износ, чтобы их вовремя заменить. Иначе можно потерять колесо на трассе, попав в аварию.

Учитывая, что размер у деталей колеса разный, то и износ проходит в разной степени. Регулярный техосмотр, пусть даже платный, поможет защитить жизни, как свою, так пассажиров и других людей, которые могут оказаться участниками дорожного движения. Лучший вариант – это модель SNR, она не так быстро подвергается износу.

Симптомы поломки

Вот тут самое интересное — как определить неисправность, есть несколько сто процентных методов.

1) «Сухой» хруст. Когда ступичный подшипник выходит из строя, то появляется звук как бы хруста при движении. Это перекатываются сферические элементы. Они разбили обойму в которой находились и теперь расположены не равномерно. Этот звук вы не с чем не перепутаете, поверьте, в салоне этот звук прекрасно слышится. Это самый первый симптом – как появился такой звук сразу же едем на СТО.

2) Вибрация. Если подшипник уже хорошо изношен, то должна появиться вибрация, как в руль так и в кузов. Это говорит о том, что сферические элементы уже хорошо износили обойму подшипника, еще немного и возможно наступит «клин». Срочно меняем.

3) Машину тянет в сторону. Также возможно, часть с неисправным элементом не работает нормально – если можно так выразится, она немного стопорится, а поэтому автомобиль будет тянуть в ту или иную сторону, как при неправильном сход-развале.

Использование задних ступиц

Задняя ступица является более простой в эксплуатации. Хотя ее конструкция практически такая же, как у передней. Исключение может составить поворотный кулак. Подшипник задней ступицы, которым обладает задняя подвеска, нанизывается на полувал, устанавливаясь в предоставленное место посадки. При этом у задних колес конструкция может отличаться от одного авто к другому. Вот какой может быть ступица заднего колеса:

  • если подвеска зависимая, то используются на роликах или радиалках с шариками;
  • если подвеска независимая, то требуется пользоваться только коническими по два с каждой стороны.

Так как ступица заднего колеса не может быть отремонтирована, если исчезает возможность регулировки по прижиманию к обойме, то при износе ее следует заменить. Купить ее просто, она имеет определенный серийный номер, который включает всю информацию об индивидуальности подшипника. Также следует покупать сальник задней ступицы, который тоже со временем приходит в негодность. Но обычно он меняется вместе с заменой ступицы.

Регулировочные работы

Для проведения регулировочных работ потребуется стандартный набор ключей, молотка и отвертки. Регулировка на всех авто практически идентична и отличаться может лишь в некоторых деталях. Технология регулировки такая:

  • Послабляем колесные болты на ступице, которую необходимо отрегулировать;
  • При помощи домкрата вывешиваем и снимаем колесо;
  • Используя молоток и отвертку сбиваем защитный колпачок, установленный по центру ступицы;
  • Пассатижами отгибаем усики стопора и вытаскиваем его;
  • Заворачиваем ступичную гайку до упора, а после отворачиваем обратно на ¼ оборота;
  • Проверяем легкость вращения ступицы. Крутиться она должна легко и без заеданий;
  • Собираем все обратно и снова проверяем люфт.

Если путем регулировки устранить люфт не удалось, или при вращении есть подклинивания и хруст, подшипник подлежит замене.

Как уже отмечено, цилиндрические подшипники не регулируются, поэтому появление гула и обнаружение люфта указывает на необходимость замены.

Как осуществляется ремонт

Для ремонта подшипника SNR важно помнить, что этого делать нельзя. Так как данная деталь не подлежит ремонту. И дело не в размере. Она выходит из строя с концами. Так как при снятии повреждаются все цепляющиеся элементы, которые уже не восстановишь. Поэтому стоит только снять ее с места, как уже ее можно выкидывать. Деталь SNR не очень дорогая, значит, замена ее по карману каждому. Это лучше, чем потерять колесо на трассе и ремонтировать уже не ступицу, а всю машину. Ремонту не подлежит и колпак, так как при снятии он повреждается.

Если вы решились на замену элементов подшипника, в том числе и колпаков, то нужно быть очень осторожными, так их снятие стоит больших усилий. Используйте только проверенные методы для снятия. В частности, воспользуйтесь выпрессовкой. Просто выбивать ломом – портить посадочные места. Также помните, что, вынимая гайки и болты, а также снимая колпаки (колпаки еще можно аккуратно снять, если они не приклеились к гайкам), вы должны будете заменить эти детали новыми.

Также важно помнить, что необходимо поставить обратно только родные детали той же модели, например, SNR. Только в этом случае авто будет работать исправно и дальше. Не пытайтесь найти замену SNR. Ее нет.

Список поставщиков

  • SNR — крупнейший французский поставщик в Европе, по праву занимает первое место по качеству продукции;

  • SKF — второй в рейтингах поставщик подшипниковой продукции, известный на рынках уже 100 лет;

  • NSK — также стоит на втором месте в мире, производитель ступичных подшипников из Японии;

  • FAG — производитель из Германии, поглощённый концерном INA, с высоким качеством продукции;

  • NTN — крупнейший в Японии производитель;

  • Коуо — третье место в рейтинге производителей Японии, является частью концерна Toyota;

  • Timken — производитель из США, самый большой по производству именно конических подшипников, качество которых исключительное.

Этим компаниям принадлежит множество заводов по всему миру, продукция аналогичная по качеству, соответствующая самым строгим требованиям.

Если требуются подшипники для сельхозтехники, то здесь лучше обратить внимание на FKL — российскую компанию, располагающуюся в Воронеже. Детали этой компании уже 50 лет поставляются во все европейские страны, известны своим высоким качеством, не имеют аналогов в мире.

Как устроена ступица

Ступицы как спереди, так и сзади имеют одинаковый размер, но при этом отдельные входящие в них детали отличаются размерами. Что же касается колпаков, то они все имеют одинаковые размеры, так как закрывают стандартные гайки. Внутри каждого подшипника свое кольцо, куда нужно вдевать ось, при его сборке и установке используется масло.

Весь срок службы подшипник может обойтись без дополнительной смазки. Это означает, что не будет нужды разбирать данную систему деталей. А, значит, колпак на каждой гайке останется на месте. Но их иногда заменять все-таки придется, так как колпак может при механическом повреждении соскочить при езде на трассе.

При установке подшипника его необходимо немного натянуть на шейку на внутреннее кольцо, а потом уже на внешнее, где усилий требуется еще больше. Важно соблюдать все правила безопасности при установке. Если все сделать верно, то при дальнейшем снятии не возникнет проблем, а также срок службы можно существенно увеличить. И размер отдельных деталей здесь не играет большой роли.

Затягивать требуется подшипник изнутри с использованием самостопорящейся гайки. Ее размеры указаны на головке. Зажатие должно составлять до двадцати килограмм с усилием. Так как у нее есть бортик, который обжимается по ее эллипсу, то при зажиме она становится тугой, срабатывая как стопор.

Для того, чтобы подшипник был защищен от грязи, есть еще одна деталь, которая образуется благодаря конусной поверхности. Речь идет о шарнире и поворотном кулаке, которые при центробежном эффекте способны отразить всю грязь, летящую с дороги. Именно для этого надеваются и колпаки на гайки, чтобы они тоже не замусоривались.

Рассматриваемую деталь можно установить на задние колеса, используя наружный диаметр. При этом она попадает внутрь ступицы, где ее запирает кольцо. Здесь важно воспользоваться качественными гайками, чтобы все хорошо зажать, тогда подшипник будет держаться плотно.

Стоит ли покупать оригинал?

Часто советуют покупать оригинальные подшипники. Оригинал — это деталь, выбранная автопроизводителем для реализации на рынках. Именно такие детали поставляются на конвейеры. Покупая оригинальный подшипник, вы будете точно уверены, что он подойдёт вам. Но здесь возникает несколько вопросов, которые требуют решения.

Оригинал или подделка?

Оригинальные подшипники все одинаковые, и, внимательно его изучив, вы найдёте гравировку. Она располагается на грани верхней либо нижней части. На ней должно быть указано несколько данных:

  • производитель (логотип);
  • страна производства;
  • обозначение цифровое либо буквенно-цифровое детали, размеров;
  • возможна дополнительная информация;
  • в комплекте обязательно должна присутствовать гайка ступицы (обычно одноразовая), могут быть штифты либо болты, сальники.

  1. Торговая марка SKF
  2. Полное обозначение подшипника
  3. Страна-производитель
  4. Код даты производства
  5. Отклонение среднего наружного диаметра ∆Dm [мкм] и положение максимального эксцентриситета наружного кольца
  6. Отклонение среднего диаметра отверстия ∆dm [мкм] и положение максимального эксцентриситета внутреннего кольца
  7. Маркировка упорного торца, штамповка
  8. Серийный номер (только для комплектов подшипников)
  9. «V-образная» маркировка (только согласованные комплекты подшипников)

Если страна происхождения не указана, это не оригинал, а подделка.

Стоит ли переплачивать за оригинал?

Как правило, вы найдёте на рынке совершенно аналогичные подшипники разных фирм. Так стоит ли платить больше за оригинал, ежели другие фирмы выпускают такие же детали? Если вы решите обратить внимание на какую-либо фирму, то выбирайте известных, популярных производителей, поставляющих детали на конвейеры. Кто-то предпочитает японские фирмы, кто-то европейскую продукцию, например, доверяют лишь германскому качеству. Определить, какой фирмы подшипник ступицы лучше, кому отдать предпочтение, вам поможет наш рейтинг самых лучших производителей. Даже если эти компании предлагают изделия китайского производства, это будет высококачественная продукция, отвечающая всем требованиям. Обращайте внимание не на страну происхождения, а лучше на бренд поставщика.

Что будет если не менять

Многие автолюбители катаются с неисправными ступичными подшипниками, да еще и разгоняются под 100 и выше километров в час – ребята это очень опасно, запомните это связующий элемент колеса, который отвечает за его вращение. Если он разбит, то в любой момент его может заклинить. А это резкая остановка одного из передних колес. Теперь представьте если у вас скорость 100 км/ч – вы на такой скорости просто вылетите на обочину это в лучшем случае, но можете вылететь и на «встречку», а тут и до аварии недалеко. Бывали случаи когда машины переворачивались. Так что ребята подшипник ступицы – это очень опасно, если не хотите менять так ездите с небольшими скоростями, до 40 км/ч, иначе может закончится все очень плачевно.

Признаки износа

На начальных этапах неисправность определить практически невозможно без специального оборудования. Это становится понятно только при наличии гула от колеса. Именно это и есть первый признак износа подшипника. Гул очень похожий на шум от самолета. Такой же гул может быть при сильной затяжке ступичной гайки или ее слабой затяжке. Шум обычно на разной скорости разный. Так же признаком неисправности ступичного подшипника может быть люфт на колесе.

Самый простой способ определить неисправность в ступице — это постукивание ногой по колесам. Если при постукивании есть определённый люфт или звук, то это может быть первым признаком еще задолго до гула.

Если ступица начала уже гудеть, стучать или потрескивать при езде, то нужно провести более детальный осмотр узла и его последующий ремонт. Езда по дорогам может быть опасна и для Вас, и для окружающих.

Диагностика

Проверить жизнеспособность подшипника ступицы совсем просто, это сможет сделать даже абсолютно далекий от механики человек. С соответствующей стороны, где прослушиваются подозрительные звуки, передок поддомкрачивается, чтобы колесо зависло в воздухе; Диск держится руками за верх и низ и раскачивается: одной рукой толкаете, второй тянете на себя. Если колесо свободно поддается воздействию, подшипник уже негоден к службе. Даже на первый взгляд незначительный люфт свидетельствует о том, что подшипник начал сыпаться; если же скат просто болтается, значит, меры нужно принимать срочно.

Тянуть и дергать можно смело: колесо выдерживает гораздо более серьезные нагрузки, чем может оказать человек без дополнительной техники. Суммируя все сказанное, на вопрос, можно ли ездить, если гудит подшипник ступицы, следует ответить так: допускается, пока гул еще совсем тихий, на небольшой скорости, объезжая малейшие колдобины – и желательно в направлении автомагазина или СТО. Даже рисковые водители считают, что больше 200 км с такими симптомами проезжать не стоит, если вы цените свою жизнь и не готовы жить с тяжким грузом вины за чужую

Причины износа

Причин износа ступичного подшипника может быть несколько.

  1. Отсутствие смазочных материалов в подшипнике.
  2. Перегруз автомобиля, а как следствие и перегруз ступичного узла.
  3. Агрессивная манера вождения, а именно езда по песку или пыли под самое дно автомобиля. Это может повлечь за собой попадание влаги, грязи и песка, а после этого уже и деформирование подшипника.
  4. Перегруз узла при заносах и дрифтовании. При заносах, резких поворотах идет перегруз узла, и это со временем приводит к износу деталей.

Это интересно: Как выбрать и установить надёжную сигнализацию в машину? Обзор 8 лучших систем безопасности на 2022 год

Конечно это не значит, что любой перегруз сразу повлечет последствия. Нет, это все постепенно, при эксплуатации и на протяжении времени.

В большинстве случаев ролики в подшипнике разрушаются не от качества езды и дорог, а от дефектов с завода — изготовителя или просто от эксплуатации. Ступичные подшипники, специально разработанные для увеличенной нагрузки, и имеют большой запас прочности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]