Не работает генератор на Ваз 2112
При работающем двигателе электрооборудование легкового автомобиля ВАЗ-2112 получает питание от штатно устанавливаемых на автоВАЗе генераторов правого вращения тип которых 94.3701 (13,2-14.7В, 80А). Генератор постоянно находится под контролем лампы заряда аккумуляторной батареи (АКБ), которая расположена на щитке приборов. При включённом зажигании, эта лампа должна загореться и погаснуть, сразу после запуска двигателя, что будет свидетельствовать, о том, что генератор исправен. Когда эта лампа, при работающем двигателе, продолжает гореть, то это сигнал водителю о появлении какой-то неисправности генератора, а питание потребителей электрической энергией в данный момент идёт от АКБ.
Для того чтобы убедиться, что генератор неисправен, нужно завести двигатель и нажав на педаль газа поднять обороты коленчатого вала чуть более 3000 об/мин. Затем, включить дальний свет и все остальные потребители электрической энергии, а при помощи тестера замерить напряжение на клеммах АКБ. Если оно окажется ниже 13 вольт, значит, Ваше предположение о неисправности генератора верно.
Поиск неисправности начинают с проверки состояния реле регулятора напряжения и графитовых щёток, которые находятся в корпусе щёткодержателя. Для этого потребуется снять пластиковую крышку с задней стороны генератора и открутив пару саморезов, снять щеткодержатель. Щётки проверяем визуально, а регулятор напряжения, при помощи контрольной лампы мощностью от 1 до 5 ватт, которую подсоединяют к щёткам. Напряжение в +12 вольт с АКБ подают на контакты реле регулятора «масса» и «D+». Если лампа гореть не будет, значит, в этой электрической цепи есть обрыв, а так как реле регулятор не пригоден к ремонту, его придётся заменить.
А вот если контрольная лампа будет гореть, тогда в эту цепь придётся добавить пару 2 вольтовых батареек соединённых последовательно с АКБ, чтобы поднять напряжение в цепи до 16 вольт. Если, при этой проверке, контрольная лампа погаснет, значит, реле регулятор напряжения исправен. А если лампа будет по-прежнему гореть, то это будет означать пробой регулятора напряжения, который придётся заменять.
Если реле регулятор напряжения исправен, то придётся проверять вентили диодного моста, а также обмотки ротора и статора. Но это лучше поручить автоэлектрику, так как генератор всё равно придётся снимать с двигателя автомобиля.
Источник
Видео «Как правильно протестировать генераторный узел»
Подробнее о диагностике генератора в домашних условиях вы можете узнать из видео ниже (автор ролика — AutoHandMade).
Аккумулятор и генератор это два источниками электроэнергии в любом автомобиле. От аккумулятора запускается двигатель и питается бортовая сеть. АКБ теряет заряд при запуске и питании электрооборудования, а генератор подзаряжает батарею и поддерживает необходимое напряжение в сети.
При эксплуатации автомобиля иногда возникает ситуация, когда батарея не набирает заряд от генератора или получает его недостаточно.
Почему не заряжается АКБ?
Если при запущенном моторе генератор не заряжает аккумуляторную батарею, то она быстро разряжается до минимально допустимых значений. Когда генератор недостаточно заряжает аккумулятор, обнаружить это сложнее. Большинство современных автомоделей оснащены индикаторами, которые показывают, что заряд аккумулятора недостаточен. Если на приборной доске загорелся значок, это признак того, что генератор не выдает в сеть ток, и электрооборудование автомобиля питается от батареи.
Если исключить неисправность самой АКБ, то поломок, из-за которых генератор не заряжает батарею, может быть несколько.
Сгорел предохранитель
Проверьте, не «глючит» ли на приборной панели сам индикатор, показывающий заряд аккумулятора. Прочитайте в техническом описании к своему автомобилю информацию о предохранителе. Проверьте его годность специальным прибором. Запустите автомобиль. Если значок индикатора погас, это хорошо. Значит, с автомобильным генератором нет проблем.
Оборван ремень генератора
Случай распространенный, когда от генератора не идет напряжение. Даже качественный ремень генератора со временем изнашивается и рвется. Его нужно менять через определенный пробег, (производители указывают эту цифру), а не когда, Вы обнаружили в автомобиле неисправность.
Натяжение ремня генератора ослабло
Это вторая причина, почему генератор полноценно не заряжает АКБ. Полотно ремня может быть в хорошем состоянии, но натяжение его со временем ослабевает. Генератор не дает напряжение, достаточное для заряда аккумулятора. Причина, по которой быстро садится аккумулятор не только когда движется машина, но и когда она стоит, именно, в недостаточном натяжении ремня.
Отрегулирует натяжение. Эта работа займет немного времени. В дальнейшем не забывайте проверять натяжение ремня. Из руководстве к автомобилю Вы узнаете о периодичности ( в моточасах), когда нужно проверять этот параметр.
Через некоторое время после замены ремня, рекомендуется еще раз проверить натяжение. О том, что он нуждается в регулировки, Вам подскажет характерный свист, который слышен при резком увеличении оборотов двигателя. Отрегулировать натяжение Вы можете самостоятельно. Потребуется монтировка и рожковый или накидной ключ.
Повреждены контакты или проводка
АКБ часто не получает заряд от генератора из-за окисления контактов иди дефектов проводов. Поэтому, периодически проверяйте целостность изоляции и силового кабеля, соединяющего генератор и батарею. Если нашли дефект в проводах или трещины в изоляции, то разумнее сразу заменить весь провод.
Контакты очистите от нагара и окисла. Во время работы генератора под нагрузкой между щетками и коллектором, появляется искра, вызывающая ионизацию воздуха. В такой среде клеммы окисляются, и на них появляется налет, который затрудняет передачу напряжения.
Если вы увидели окисел, удалите его мелкозернистой шкуркой или нежесткой железной щеткой. Выполняйте работу аккуратно, чтобы не повредить поверхность клемм. Иначе из-за глубоких царапин и вмятин площадь контакта уменьшится, что приведет к нагреву в местах соединений. В результате появятся искры, и зарядный ток будет нестабилен.
Неисправен регулятор напряжения генератора
Обороты двигателя постоянно изменяются, поэтому напряжение генератора колеблется в широких пределах. Для стабилизации напряжения на генератор ставится регулятор. Неисправный регулятор напряжения генератора эта серьезная проблема, но встречается она редко.
Возможные неисправности, и их диагностика
Генераторное оборудование в процессе эксплуатации подвергается разнообразным неблагоприятным воздействиям.
Основные отрицательные факторы, вызывающие выход из строя генератора:
- агрессивные жидкости, грязь, конденсат;
- температурные перепады, перегрев,
- механический износ;
- переходные процессы в бортовых проводах, способствующие электрическому пробою;
- безобразная, непродуманная эксплуатация.
Некоторые неисправности может устранить только профессиональный автоэлектрик. Большинство поломом самостоятельно обнаруживает, ликвидирует обычный владелец авто с правильной анатомией рук.
Внешние признаки, обращающие внимание автомобилиста на нестабильную работу генератора.
- После запуска двигателя слышатся неприятные шумы разнообразной природы в моторном отсеке, чувствуется запах подгоревшей резины.
- На панели приборов видно, что аккумуляторная батарея разряжена, плохо заряжается.
- Возникают трудности запуска двигателя, аккумулятор проверен, заряжен.
- Лампочки горят вполнакала, мерцают, изменяют яркость свечения в зависимости от оборотов коленчатого вала. Подсветка панели, салона тусклая.
- При внешнем осмотре обнаруживаются механические повреждения корпуса, элементов генератора.
Вероятные поломки
- разрушение изоляции, короткое замыкание, обрыв проводов обмоток;
- перегрев, разрыв ремня;
- вытекание смазки, стук, разрушение, заклинивание шарикоподшипников;
- нарушение функционирования электронных деталей схемы выпрямителя, регулятора.
Методы выявления неисправностей
Обычно применяют два способа диагностики:
- Визуальный контроль.
- Метрологическое тестирование.
Первый вариант позволяет выявить загрязнение, следы механического, химического воздействия. Превышение температурного режима определяется путём физического контакта. После выключения зажигания необходимо поднять капот, медленно поднести руку к генератору. Завышенная температура почувствуется на минимальном расстоянии, до прикосновения.
Для реализации второго мероприятия необходимо вооружиться измерительным прибором, приобрести элементарные навыки измерения сопротивления, напряжения, силы тока.
Проверка генератора ваз 2112 мультиметром
В качестве испытательного прибора подойдет классический стрелочный тестер, современный электронный мультиметр с жидкокристаллическим экраном. Установить переключатель в положение «измерение постоянного напряжения» предел 0-30В.
- Первый шаг. Зажигание выключено. Измерение напряжения батареи. Норма 12.5-12.7В.
- Второй шаг. Двигатель работает на холостых оборотах. Потребители отключены. Замер показывает 13.8-14.5В.
- Третий шаг. Включить освещение, музыку. Нормальный диапазон 13.7-14В. Нажимание на педаль газа не поднимает напряжение на 0.5В. Значение, превышающее 15В, указывает на поломку регулятора. Неисправный генератор не выдаст более 13В.
Проверка диодного моста
Тестер в положение «измерение сопротивления». Выпрямитель состоит из двух частей. Одна обойма содержит три диода с анодными контактами на корпусе. Другая – с катодными. Целый вентиль в прямом направлении покажет 0Ом. Обратное сопротивление составляет 600кОм. Бесконечное значение – обрыв, нулевое – диод пробит.
Измерение обмоток
Для проверки обмоток возбуждения необходимо щупами прибора прикоснуться к токосъёмным кольцам. Рабочее значение составляет от 1.8Ом до 5Ом. Показания за пределами указанных чисел свидетельствуют о неисправности.
Обмотки статора проверяются в двух режимах — между собой, на массу. В первом случае правильным принято значение в несколько Ом. Во втором варианте удовлетворяет бесконечно большое показание.
Варианты неисправностей
Вариантов неисправностей возможно несколько – рассмотрим самые частые из них.
Причина неисправности | Нюансы |
Устройство перегружено | Эта неисправность характерна для тех, кто любит устанавливать разную технику за счет работы генератора. Например – видеоустройства или динамики. Обычный генератор не рассчитан на такие перегрузки, а потому он не справляется с нагрузкой. |
Аккумулятор по характеристикам не соответствует генератору | При обычном генераторе некоторые решают установить более мощный аккумулятор. В итоге генератор не справляется с более мощным аккумулятором. У него нет для этого необходимых ресурсов. |
Снятие, установка генератора ваз 2112
Процесс извлечения агрегата потребует минимальный список инструментов:
- стандартный набор рожковых ключей, головок, вороток;
- отвертки с плоским, крестообразным наконечником:
- плоскогубцы;
- ветошь.
В труднодоступных местах удобнее работать ключом с трещоткой. Крепёжные детали машин с различной комплектацией, годом выпуска отличаются. Следует использовать наиболее подходящий инвентарь.
Пошаговая инструкция по замене генератора на ваз 2112
- Установить автомобиль над смотровой ямой.
- Поднять капот.
- Ослабить болт крепления, отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи.
- Находясь под автомашиной, снять защитный лист, обеспечить доступ снизу.
- Отсоединить провода. Если порвался защитный, резиновый чехол — предусмотреть подмену.
- Открутить регулировочный болт натяжения ремня генератора на кронштейне.
- Вывернуть верхний болт крепления. Нижний крепёж отпускается из смотровой ямы.
- Придвинуть генератор к блоку цилиндров, уменьшить натяжение, сныть ремень.
- Полностью демонтировать болты, втулки, гайки, извлечь изделие на верстак.
- После выполнения ремонтных, профилактических работ, в обратной последовательности вставить закрепить, отрегулировать натяжение ремня.
Замена ремня генератора
Резиновое кольцо, применяемое на ваз 2112, выпускается двух модификаций. Модель авто, укомплектованная кондиционером, предусматривает ремень большего диаметра, ложится на три шкива.
Мотивация установки нового ремня:
- заканчивается гарантийный срок службы, ориентировочно 40 – 50 тысяч километров пробега;
- в процессе очередного обслуживания обнаружены критические приметы разрушения изделия (потёртость, разрывы, сильное растяжение, расслоение).
Процедура осуществляется по описанной выше методике, за исключением:
- отсутствует необходимость полного удаления болтов, достаточно предоставить возможность свободного наклона генераторного блока;
- не нужно отключать провода.
Выполнить натяжку ремня регулировочным болтом. Нормальной величиной считается прогиб 1 — 1.5см при нажатии на ленту посередине между шкивами коленчатого вала, генератора.
Замена диодного моста, реле – регулятора, щёток
Внешние признаки дефекта диодного моста – быстрый разряд аккумулятора, сильный разогрев корпуса генератора.
Симптомы выхода из строя регулятора напряжения описывались выше. На генераторе ваз 2112 конструктивно совмещён регулятор и щёточный узел.
Устранить поломку не составит труда. Произвести снятие устройства на верстак. Электроника спрятана под пластмассовую крышку. Аккуратно отвёрткой, гаечными ключами разбирается задняя часть. Заменяются дефектные элементы. Основное требование – предельная внимательность.
Причины, по которым не заряжается аккумулятор автомобиля
Ниже будут рассмотрены причины, по которым может не заряжаться аккумулятор. Диагностировать отсутствие зарядки не составит труда, поскольку это сразу отразится на состоянии аккумулятора. Если во время поездки генератор не заряжает АКБ, то заряженная батарея будет полностью садиться. Если генератор заряжает аккумуляторную батарею, но недостаточно, сразу понять это будет сложнее. Просто аккумулятор будет садиться быстрее, чем обычно. Но на большинстве автомобилей есть индикатор заряда аккумулятора. На приборной панели есть индикатор, который загорается, если возникли проблемы с зарядкой АКБ. Если горит индикатор, то это значит, что ток от генератора не поступает и питание потребителей в автомобильной сети идёт от батареи.
Если это ваш случай, то переходим к причинам отсутствия зарядки от генератора. Можете также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора. Нужно также исключить проблемы с самой аккумуляторной батареей. Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, читайте в статье по ссылке.
Сгорел предохранитель
Для начала стоит проверить, а не врёт ли сам индикатор заряда аккумулятора на панели приборов. Иначе вы будете искать причину там, где её нет.
Для начала стоит проверить предохранитель
Найдите в руководстве к своему автомобилю соответствующий предохранитель. Эта информация, как правило, содержится в разделе по электрической части. Находите предохранитель, смотрите его состояние и заменяете при необходимости. Запускаете двигатель и, если индикатор погас, то с генератором все нормально и никакой ремонт не требуется. Вернуться к содержанию
Оборван ремень генератора
Это, наверное, одна из самых распространенных причин отсутствия зарядки от генератора. Ремень генератора, какой бы качественный он не был, изнашивается и периодически нуждается в замене.
Лучше проводить плановые замены ремня генератора
Лучше менять ремень после определённого пробега, как указано в руководстве к авто, а не дожидаться, пока он порвётся где-нибудь в пути.
Ослабло натяжение ремня генератора
Ещё одна причина, по которой может отсутствовать полноценная зарядка АКБ от генератора. Даже если ремень генератора находится в хорошем состоянии, его натяжение может просто ослабнуть, и генератор будет вырабатывать напряжение, недостаточное для заряда аккумуляторной батареи. Это может стать причиной того, что быстро садится аккумулятор на машине во время стоянки.
Выбор нового генератора
При всей схожести выпускаемых генераторов различных производителей необходимо учитывать ряд важных факторов. Главные аргументы – количество потребителей, поколение, комплектация автомобиля. Следует обращать внимание на торговый артикул, номинальную мощность, оригинальность изделия. Логичнее предусмотреть запас по мощности. Любое устройство, работающее не на предельных нагрузках, дольше проживёт. Не следует забывать о сечении проводов, ёмкости батареи. Увеличение мощности влечёт за собой рост токовых нагрузок, перегрев проводки. При выборе нового генератора предстоит поиск золотой середины. Если энергопотребление не выросло, дополнительные потребители не подключались, правильнее искать аналог заводского генератора по артикулу.
Источник