Шаровая опора – устройство, неисправности и проверка

Элементы подвески, как и другие детали авто, имеют свойство изнашиваться. Обычно это сопровождается стуком в передней части машины. Новички совершенно не могут «с ходу» определить, какая деталь подводит систему. Но каждый водитель сможет провести диагностику своими силами, если будет знать все признаки износа шаровой опоры. Если поломка связана с ней, то это нередко приводит к разному роду проблем. Что касается износа других деталей (подшипников, уплотнителей), то он не так опасен, как износ или поломка шаровой.

В чем заключается роль опоры?

Шаровая опора представлена в виде шарнира. В его основании присутствует шар во вкладыше, схожий с человеческим суставом. Он имеет способность двигаться в разных направлениях. Конструкция опоры включает в себя не только шар с вкладышем, но и пыльник, палец и корпус. Пыльник служит защитой механизма от различного рода загрязнений. Стержень из металла называется пальцем, который к шарниру фиксирует ступицу.

Шаровая требует за собой тщательного «ухода». Критический износ опоры провоцирует серьезные проблемы для авто и ее владельца. Если во время движения деталь выйдет из строя, то произойдет обрыв опоры и разворот колеса наружу. В лучшем случае водителя ждет завал транспортного средства на крыло. В худшем — серьезное ДТП.

После отрыва шаровой ступица продолжает держаться. Но в любом случае, колесо становится неуправляемым. Все последующие события во многом зависят от того, с какой скоростью движется авто. Водитель должен быть всегда начеку, чтобы среагировать на внезапную поломку и избежать ДТП.

Фиксация на поворотном кулаке

Если опора располагается на рычаге, то ее могут крепить к поворотному кулаку. Такие особенности характерны для шаровой на рычаге. Конструкция может иметь три варианта:

  • резьбовой палец соединяется и крепится гайкой, которую необходимо шплинтовать;
  • для крепежа используется самоконтрящаяся гайка, в которой имеется внутреннее стопорное кольцо;
  • установлен стяжной болт, который встречается редко, например, на Hyundai Santa Fe с 2006 г.

Последний пункт является менее приемлемым, так как при поломке и необходимости в замене, может оказаться, что резьбы закисли. Негативным фактором служит необходимость в специальном клине, применяемом для разжатия концов кронштейна кулака, где зафиксирован палец шаровой. Порой даже в замечательных конструкциях подвески немецких машин прикипевшие болты создают много трудностей во время разборки. Спасти ситуацию не удается нагревом кулака или заморозкой болта. Даже десятитонное усилие от гидравлического пресса не позволяет выпрессовать болт. Приходится расставаться, например, владельцам Audi A6 с суммами эквивалентными 400-500 долларам. В отдельных случаях инженеры переносят шарнир на поворотный кулак от рычага. Хотя подобное решение не добавляет ремонтопригодности. Тогда есть несколько способов фиксации:

  • крепеж болтами;
  • запрессовывание;
  • в кронштейне кулака применение стяжного болта.

Симптомы неисправности и их описание

Если водитель совершенно не знает, как определить неисправность шаровой опоры, ему нужно лучше изучить симптомы, указывающие на поломку.

Перечислим основные из них:

Во время движения возникает стук. Лязг появляется на любой скорости, может носить единичный характер или периодически повторяться. Также он возникает, если машина перегружена.

Скрип, доносящийся от передних колес во время поворота. Звуки появляются от рейки или гидравлического усилителя.

Если опора повреждена, рулевое колесо находится под углом (по отношению к дороге). В результате этого по внутреннему краю изнашивается протектор. Неравномерный износ покрышек сразу можно увидеть при его визуальном осмотре.

При торможении траектория движения изменяется. Обычно это проявляется в виде небольшого сворачивания в бок. Это связано с наклоном колеса.

Во время движения происходит «виляние» автомобиля. Чаще всего это появляется из-за люфта в шаровой. Чем выше скорость движения, тем сильнее «виляние». Многие водители не замечают данный симптом, поскольку ездят по плохим дорогам.

Характеристики развала-схождения стали другими. Больше всего от этого пострадает колесо, со стороны которого произошел износ опоры. Определить изменения на глаз сложно, поэтому следует обращаться в СТО за помощью.

Если водитель чувствует проявление хотя бы одного из перечисленных симптомов, ему следует провести диагностику всей системы. Если из строя выходит шаровая, значит, и другие детали системы «под угрозой». Их следует проверять комплексно.

Механизм шаровой на Рено Логан: из чего и как

Шаровая опора — это важная составляющая ходовой части практически любого современного автомобиля. У Логана она неразборная, необслуживаемая и официально поставляется только вместе с рычагом. Состоит из шарового пальца, который запрессован в металлический корпус вместе с пластиковой втулкой. Предназначена для соединения ступицы рулевого колеса с основным рычагом передней подвески. Если «запустить» этот узел до критического состояния, то переднее колесо может самопроизвольно повернуться в сторону, отдельно от другого. Такая ситуация аварийно опасна, особенно на скорости более 30 км/ч.

Общий вид устройства передней подвески: 1 — подрамник подвески; 2 — рычаг подвески с сайлентблоками и шаровой опорой; 3 — поворотный кулак со ступицей и подшипником; 4 — амортизационная стойка; 5 — штанга стабилизатора поперечной устойчивости

Причины поломки

Опоры во время эксплуатации испытывают высокие нагрузки. Они выдерживают постоянные удары при езде по неровностям. Существует несколько основных причин, почему эти детали выходят из строя.

Естественный износ. Один шарнир выдерживает езду на расстоянии 20-150 тыс. км пробега, но качественная деталь начинает изнашиваться примерно к 100 тыс. км пробега. На износ, помимо качества, влияет присутствие смазки, уход за деталью и другие факторы.

Порванный пыльник. Этот элемент считается неким «расходным материалом». По этой причине нужно постоянно следить за его состоянием. Если вдруг пыльник порвется, то внутрь опоры попадут частицы грязи и пыли. Они образуют между собой абразив, который будет «изнашивать» внутренности.

Высокие нагрузки. Когда водитель передвигается по неровным дорогам на высокой скорости, его подвеска сильно страдает от ударов. Это приводит к изнашиванию шаровой. Тоже самое происходит, когда транспортное средство сильно перегружают лишним грузом.

Смазка. Смазочное вещество со временем высыхает или испаряется. Если произошло повреждение пыльника, то смазка исчезнет еще быстрее, тем самым спровоцирует усиленный износ шаровой. Чтобы избежать этого, необходимо периодически вливать смазочное вещество в шаровую.

Все перечисленные причины не появляются за один день. Такое возможно лишь в случае, когда деталь уже была с браком. Избежать этого можно, если при покупке приобрести более качественный товар, а не дешевый.

Самостоятельная диагностика

Водитель может провести самостоятельную диагностику опор при подозрении на их неисправность. Сделать это можно несколькими способами. Они зависят от конструкции подвески. Сегодня подвеска подразделяется на однорычажную и многорычажную. Иномарки, как правило, оснащены многорычажным типом как спереди, так и сзади авто.

Проще всего определить неполадки у верхней шаровой опоры в многорычажной подвеске. Для этого нужно загнать автомобиль в гараж, пригласив за руль другого человека. Владелец авто должен начать раскачку верхней части колеса и одновременно давать сигналы человеку за рулем, чтобы тот жал на тормоз. Эта методика помогает определить наличие люфта ступичного подшипника.

Если присутствуют неисправности верхнего шарнира, то люфт будет ощущаться сильно. Выявить люфт нижней опоры можно тем же способом. Но водители стараются раскачивать колесо не просто руками, а предварительно подняв его домкратом. Данный метод работает только в отношении многорычажной подвески. Однако существует инструкция, позволяющая определить люфт на любой подвеске.

Автовладельцу не потребуется другой человек. Для диагностики нужна смотровая яма и монтировка. Поставив авто над ямой, водитель должен поднять одну сторону домкратом и установить монтировку между рычагом и поворотным кулаком. Если люфт во втулке есть, то при раскачивании монтировки он будет заметен сразу.

Способы проверки

При появлении признаков неисправности рекомендовано безотлагательно выполнить диагностику. Для этого автомобиль загоняется на смотровую яму или подъемник.

Условно, проверку шарнира можно разделить на несколько этапов:

  • Визуальный осмотр. В первую очередь, нужно убедиться в визуальной целостности детали. Шаровую необходимо осмотреть на предмет порванного пыльника. Если он поврежден, но смазка внутри присутствует, а грязи нет, такой шарнир можно спасти. Достаточно поменять тольк сам пыльник. Но в большинстве случаев, поврежденный чехол – это пуск необратимого процесса поломки.
  • Проверка состояния шарового пальца. Шаровый палец должен быть запрессован в проушину поворотного кулака. Какие-либо люфты в этом месте недопустимы. Необходимо взяться за колесо по вертикали и попытаться пошатать.

Чтобы проверка была более точной, в машину сажают напарника, который зажимает педаль тормоза. Если чувствуется небольшой люфт, то палец детали разбит и потребуется замена шаровой.

  • Проверка состояния шара. Шар внутри корпуса не должен иметь люфтов. Но многие автовладельцы игнорируют его проверку, так как не имеют понятия, как это сделать. Необходимо вставить металлическую монтажку между корпусом шаровой и проушиной поворотного кулака. Покачивая инструмент, нужно спровоцировать люфт. Если он не возникает, то шарнир считается исправным, а вот перемещения шара внутри корпуса говорят и поломке, устранять которую следует как можно скорее.

Диагностика выполняется на вывешенном колесе. Какой-либо нагрузки на шарнире в этот момент не должно быть. В противном случае, диагностика будет неточной.

Может быть интересно: Горит лампочка аккумулятора – причины и последствия.

Ремонт

Выделяют несколько способов ремонта шаровой, но чаще всего ее просто меняют на новую. Что касается иномарок, то замена опоры и рычага — дорогостоящая процедура. Именно поэтому услуги по ремонту (реставрации) стали наиболее востребованы.

Реставрация обойдется водителю дешевле, чем полная замена детали. Чтобы восстановить опоры, используются различные технологии. Самой простой из них является переделка в разборную. Здесь производят смену пластиковых вкладышей и полирование пальца.

Более сложная технология подразумевает собой заполнение корпуса жидким полимером. Вещество застывает, после чего опоры извлекают и производят замену неоригинальными элементами.

Подобная экономия рано или поздно создаст аварийную ситуацию на дороге. Чтобы избежать этого, советуем заменить шаровые опоры на новые при выходе их из строя. Реставрация допускается лишь в случае, когда у водителя нет возможности ежесекундно поменять элементы.

Конструктивные особенности

Если разобрать старую, изношенную шаровую опору, то можно увидеть несколько элементов:

  • торчащий из корпуса стержень с резьбой и поперечным отверстием на конце – палец. Он изготовлен из высокопрочной стали, шаг резьбы очень мелкий;
  • на палец одета защита из резины – пыльник, имеющая в нижней части металлическое кольцо для плотного прилегания к основанию. Она защищает шарнир от попадания сторонних предметов, воды, грязи, дорожной пыли;
  • палец соединен с шаром, это одна неразъемная запчасть;
  • вокруг шара расположены пластиковые вкладыши. Они фиксируют его положение, устраняют зазоры, обеспечивают необходимое перемещение, повороты;
  • шар, вставлен в корпус шаровой опоры. Для крепления к рычагу имеется три отверстия. Если модель обслуживаемая, то в нее снизу вкручивают масленку для добавления смазочного материала.

К Содержанию…

Правила выбора

Выбрать шаровые самостоятельно не так просто, особенно, когда на рынке товаров присутствует большое разнообразие деталей. Самые высокие качественные характеристики имеют изделия следующих производителей:

Sidem — европейский производитель, выпускающий высококачественные товары. Изделия обладают прочным пыльником без стопорного кольца. Подобная конструкция не дает влаге и пыли попасть внутрь. Кроме того, смазка на основе полимочевины отлично отталкивает воду.

TRW — американская компания, реализующая свои товары на международном рынке. Со временем концерн выкупила немецкая фирма. Новое руководство ужесточило контроль качества за изделиями. В результате этого шаровые опоры стали охватывать более 90% автомобильных моделей, в т.ч. для ВАЗ.

Delphi — американская фирма, выпускающая качественные шаровые для авто среднего класса. Изготовитель взял на себя гарантийные обязательства в течение первого года эксплуатации. Но, несмотря на это, водители отзываются о безаварийных пробегах.

Lemforder — немецкая компания, которая поставляет продукцию для большинства автомобильных марок. В каталоге огромный ассортимент шаровых опор, которые считаются лучшими для ремонта ходовой.

Шаровые опоры также изготавливаются отечественными производителями. К ним относят компании БЗАК, Белмаг, Трек и Кедр.

Рекомендации по продлению срока службы опор

Признаки неисправности шаровых опор включают в себя различные «симптомы». Основная причина их появления — естественный износ. Срок службы детали варьируется от 15 тыс. км до 120 тыс. км, но эксперты утверждают, что его можно продлить.

Избежать поломки можно, если следовать простым правилам:

Не допускать высокой скорости при езде по неровностям.

Регулярно проверять целостность пыльника.

Периодически проводить диагностику механизма, особенно при долгой эксплуатации.

Не допускать испарения смазочного вещества в шарнире.

Скорость износа также зависит от того, как сильно водитель нагружает автомобиль и по каким дорогам передвигается. Важную роль играет высота профиля резины. Например, у ТС с низким профилем срок работы шаровой вдвое короче, чем у авто со средним и высоким профилем.

Можно ли ездить со сломанной шаровой?

Узнав, какие шаровые опоры лучше и их причины неисправности, водитель невольно задается вопросом, можно ли теперь ездить на авто. Все это во многом зависит от изношенности и повреждения узла. Передвигаться разрешается при «ранних» признаках. К ним относят редкий стук, отсутствие «виляния» на дороге и т.д.

Если водитель все-таки решит ездить со сломанной шаровой, ему нужно избегать высоких скоростей и неровностей на дороге. Но лучше всего задуматься о ремонте и замене деталей. Игнорирование проблемы приведет к серьезной аварии.

Необходимый инструмент

  • Домкрат (гидравлический или пневматический на выбор) предназначен для приподнимания машины на нужный уровень для упрощения процесса проверки и дальнейшей замены шаровой опоры ВАЗ 2114 при необходимости.
  • Набор ключей позволяет ослабить затяжку на нужной детали и открутить болты и гайки.
  • Съемник шаровых опор понадобится для их демонтажа.
  • Противооткатные упоры используются для размещения под задней частью авто. Иногда здесь применяют кирпичную основу для упрощения задачи.
  • Опоры под автомобиль для улучшения взаимодействия с домкратом, для обеспечения безопасности во время проведения операции. В дополнение иногда еще используют брусок из дерева.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]