Плотность тосола. Как измерить и на что она влияет?

Тосол представляет собой наиболее известный отечественный антифриз для систем охлаждения автомобиля. При выборе этого вещества необходимо оценивать ряд его параметров. В первую очередь это качество продукта, представленного в продаже. От этого будет зависеть правильность работы систем автомобиля, их долговечность.

Плотность тосола является одной из самых главных характеристик, которая позволяет оценить покупателю эксплуатационные качества. Ведь соответствие антифриза современным требованиям является гарантией правильной работы всех механизмов.

Общая характеристика и состав

Чтобы понять, как измерить плотность тосола и антифриза, необходимо разобраться в их характеристиках и определении. Представленное вещество нужно для охлаждения мотора в летний период и защиты зимой от механического разрушения.

В основе названия антифриза лежит аббревиатура. ТОС – технология органического синтеза. Последние две буквы названия обозначают принадлежность вещества к группе спиртов, которые, как известно, заканчиваются на «ол».

Основой тосола является гликолевый эфир. В состав входят около 10 различных присадок. Благодаря этому антифриз не поддается воздействию мороза или жары, не кипит и не пенится. Специальные присадки устраняют воздействие на материалы механизмов, благодаря чему они становятся не подверженными коррозии. Тосол возможно длительно хранить и эксплуатировать также благодаря особому составу.

Тосол А40М – особенности и преимущества охлаждающей жидкости

Как слить весь тосол в двигателе ваз 2114. сливаем всю охлаждающую жидкость из системы. сливаем тосол или антифриз с радиатора

Более современной маркой антифриза является тосол А40М, который обладает всеми достоинствами А40 и обеспечивает качественную защиту охлаждающей системы автодвигателя от коррозии. Далее мы приводим общие характеристики этого состава:

  • хорошие антипенные и смазывающие показатели;
  • отсутствие при контакте с деталями двигателя какой-либо химактивности;
  • невысокий уровень вязкости и хорошая плотность;
  • повышенная тепловая емкость и проводимость;
  • малая температура при замораживании;
  • высокая стойкость (химического плана) при хранении и применении.

За счет всех указанных особенностей тосол А-40М при применении описывается следующими преимуществами: двигатель не перегревается; система охлаждения авто находится под надежной и постоянной защитой против коррозии; мотор на протяжении долгого времени функционирует, «как часики»; исключается вероятность воспламенения состава (его температура кипения равняется 100 градусам и более).

Нельзя не отметить и то, что составы А40М и А40 готовы к эксплуатации сразу же после их приобретения. Ничего не требуется размешивать, добавлять в них воду, выполнять другие действия.

Что характеризует плотность?

Плотность тосола может многое рассказать о состоянии этого вещества при эксплуатации. Поэтому требуется регулярно проводить ее проверку. На этот показатель влияет несколько основных факторов. В первую очередь это состав и рецептура производства антифриза. Каждый производитель применяет определенную технологию при изготовлении своего хладагента.

Вторым немаловажным фактором является количество и набор присадок. Эти компоненты улучшают эксплуатационные качества антифриза и дополнительно защищают системы и механизмы от преждевременного износа. В процессе производства технологи применяют определенный набор этих дополнительных компонентов. Они четко сбалансированы. Некоторые из них несовместимы и зависят от условий эксплуатации оборудования.

Последним важным фактором, который влияет на плотность тосола, является количество в нем моноэтиленгликоля. Все эти особенности влияют на теплоемкость и теплопроводность. Если плотность антифриза меняется, это может привести к печальным последствиям.

Методы и средства измерения


Множество водителей используют тосол благодаря его свойству не замерзать при низких температурах. Такое преимущество позволяет пользоваться им и в самые сильные морозы. Но такая жидкость имеет определенный период эксплуатации и это зависит от ее плотности, низкий уровень которой, после длительного использования, влияет на морозоустойчивость антифриза.
Чтобы измерить плотность охлаждающей жидкости нужно воспользоваться ареометром (другое название денсиметр). Этот прибор вместе с обычным градусником сможет установить определенные показатели тосола в вашем двигателе.

Такая процедура имеет несколько этапов:

  • температура двигателя должна составлять не больше 20 градусов (ее можно измерить обычным градусником);
  • вскрыть радиатор или расширительный бачок, чтобы набрать жидкость;
  • ареометром набрать определенное количество вещества;
  • поставить прибор вертикально, чтобы измерить концентрацию антифриза;
  • сравнить показатели ареометра с указанными на упаковке.

Как самостоятельно измерить плотность?

Рассматривая, как проверить плотность тосола, следует обратить внимание на самые простые способы. Специальное оборудование помогает произвести замеры для любой жидкости. Этот прибор называется ареометром. Он прост в применении. При этом производится всего несколько несложных действий.

Первоначально следует открыть крышку капота. Далее следует найти расширительный бак, в котором и находится антифриз. Открывается его крышка. Ареометром берется необходимое количество тосола. Для этого пипетку опускают в хладагент и набирают вещество в колбу. Поплавок при этом должен свободно балансировать.

На шкале ареометра необходимо замерять показатель концентрации антифриза. Далее полученный результат сравнивают с номинальным значением, указанным производителем. В некоторых случаях плотность может быть ниже или выше заявленной. На это также может влиять количество воды в растворе.

Оптимальная плотность антифриза

Если устройство не обладает градуированной шкалой и температурными значениями, то показания плотности практически ни о чем не скажут автовладельцу. Но если такая шкала имеется, то необходимо проконтролировать качество охладителя по плотности, сопоставив со стандартными данными.

Современные изготовители охлаждающей продукции для автомобиля выпускают на рынок антизамерзайку, у которой плотность составляет 1,069 – 1,072 г/см 3 , а t° замерзания – меньше 40 мороза. Необходимо учесть определенный фактор, что растворенный водой двухатомный спирт замерзает в минус 40 при показателях насыщенности – 1,071 и 1,104 г/см 3 .

У завода – изготовителя определяющим фактором выбора между двумя плотностями жидкости будет 1,071 г/см 3 , так как характеристики теплоносителя не потеряются, а в изготовлении он будет выгоднее для компании.

Результат замера

Теперь вы знаете, как проверить плотность тосола ареометром, теперь необходимо понять полученный результат.


На показатель плотности влияет вода, которой разводится антифриз в заводских или домашних условиях. При росте ее содержания в растворе температура замерзания вещества становится выше, а охладительные характеристики в летний период ухудшаются.

Если плотность вещества при измерении занижена, это значит, что в состав антифриза входит большое количество воды. Диапазон рабочих температур при этом у тосола сужается. Это негативная тенденция.

Повышенная концентрация говорит о снижении свойств охлаждения и смазывания механизмов. Из-за этого они быстро изнашиваются. Поэтому необходимо сравнивать заявленную на упаковке номинальную величину плотности с показаниями ареометра. В случае необходимости ее корректируют.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.

Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как слить антифриз из блока двигателя и радиатора автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, которые нужно учитывать при сливе и замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Нормативное значение

Одним из самых популярных видов представленного вещества является тосол марки А-40 или А-40М. Этот хладагент применяют в относительно теплом климате, где температура зимой не опускается ниже -38°С. Среди автолюбителей нашей страны распространено мнение, что плотность тосола А-40 равняется 1,075 г/см³. При этом в смеси присутствует около 44% воды и 56% этиленгликоля (или выше).

Показатель плотности зависит от температуры, при которой производился замер. Стандарты устанавливают допустимую норму этой величины на уровне 1,065-1,085 г/см³. При этом температура окружающей среды должна быть на уровне +20°С.

Если полученное в ходе замеров число не соответствует этому показателю, его можно выровнять. Для этого сливается немного старого антифриза и добавляется в общую смесь либо вода, либо концентрат тосола.

Зависимость плотности тосола от температуры

Здесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60.

При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды.

От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена.

Срок эксплуатации

Зная, какая плотность тосола в данный момент влияет на системы автомобиля, а также каково нормативное значение этого показателя, можно избежать преждевременного ремонта или поломок машины. Со временем антифриз стареет. Его срок службы зависит от качества самого тосола и пробега автомобиля.

Если плотность смеси низкая, в растворе присутствует большое количество воды. Она ухудшает действие присадок и провоцирует образование коррозии. Это ведет к быстрому разрушению поверхностей механизмов. При этом жидкость приобретает ржавый оттенок. Независимо от срока службы такого вещества, его немедленно следует заменить новым антифризом.

Низкий уровень антифриза

Что лучше тосол или антифриз

Одной из причин кипения антифриза может стать его недостаток в системе. Это случается при недостаточном уровне заправки охладительной системы. На корпусе бачка стрелка заполнения должна быть между о и «max».

Низкий уровень охладителя может наблюдаться при его утечке. А учитывая, что температура кипения тосола при давлении выше, чем в разгерметизированной системе, совмещение этих факторов становится причиной аварийной ситуации.

Течь бывает где угодно. Ее необходимо найти и устранить. Любые повреждения составных частей охладительных конструкций должны ликвидироваться незамедлительно.

Как поменять тосол

Если вы измерили плотность тосола, оценили его визуальные характеристики и установили необходимость замены этого вещества, необходимо провести специальную процедуру. Двигатель прогревают в течение 5 минут. Кран отопителя в салоне должен быть открытым. После остановки мотора старый тосол сливается, и вместо него наливается чистая вода. Можно при этом применять специальное средство для смывки. Его используют в соответствии с инструкцией производителя.

Через сливную пробку, которая находится в радиаторе, воду убирают из системы. Промывание делают до тех пор, пока жидкость не станет чистой. После этого можно залить новый тосол.

Изучив, что такое плотность тосола, можно понять важность ее замера. Этот показатель позволит оценить правильность работы всей системы и предотвратить ее поломку.

Тосол «Аляска» А-40

Этот продукт выпускается ООО «Тектрон». Производитель заявляет, что выпускает самый лучший тосол на рынке. Но отзывы доказывают обратное. Данный тосол не соответствует заявленных характеристикам. И если температура кристаллизации еще отвечает норме (-41 градус Цельсия), то кипит эта жидкость уже при 100 градусах Цельсия. Ввиду этого, такую жидкость опасно применять даже на ВАЗах 2000-х годов. А вот для «Классики» он еще сгодится. Показатель устойчивости пены и вспениваемости – 1,5 и 20 соответственно. Водородный показатель – 8,1 рН. Вывод экспертов таковой: фракционный состав тосола данной марки не соответствует норме.

О работе системы охлаждения

Часто во время движения, особенно когда на улице стоит жара, закипает антифриз в расширительном бачке. Почему это происходит и как это устранить, интересует автовладельца в первую очередь. Чтобы ликвидировать неисправность, необходимо понимать, по какому принципу работает система охлаждения. В противном случае будет довольно проблематично выявить причину неполадки и на месте провести её устранение.

При запуске двигателя он находится в непрогретом состоянии. Поэтому тосол циркулирует только по малому кругу охлаждения. Он включает:

  • водяную рубашку двигателя;
  • печку;
  • термостат.

В этот момент в бачке уровень жидкости находится в пределах нормальных значений. По мере того как происходит прогревание силового агрегата, начинает открываться большой контур циркуляции, проходящий через основной радиатор. Это приводит к тому, что объем технической жидкости в системе расширяется. Её излишки оказываются в бачке. При возрастании давления оно частично стравливается при помощи перепускного клапана. Он присутствует на крышке рабочей емкости.

Когда тосол достигает температурных показателей в 95 градусов Цельсия, он увеличивается в объеме до максимальных значений. Его излишки сбрасываются через верхний патрубок радиатора. По этой причине у многих автомобилистов и возникает впечатление, что закипает тосол в расширительном бачке. Почему это происходит, может объяснить любой опытный автолюбитель.

В зависимости от того, какую конструкцию имеет система в конкретном автомобиле, крышка с клапаном может устанавливаться или на горловину радиатора, или размещаться непосредственно на бачке. Во втором случае сброс происходит только после того, как давление поднялось. Этот рабочий сосуд сообщается с атмосферой посредством отверстия, присутствующего в пробке.

Немного физики

Говорить о температуре закипания антифриза в конкретике тосола некорректно, поскольку, во-первых, тосол имеет определённый химический состав, и его теплофизические характеристики определяются не только температурой, но и давлением. Во-вторых, тосол, создававшийся в своё время исключительно под двигатели отечественного производства, содержит присадки, которые обеспечивают не только эксплуатацию автомобиля при пониженных температурах, но и его защиту от ряда неблагоприятных факторов:

  • коррозии;
  • износа;
  • кавитации.

Смазывающего действия тосол, в отличие от антифризов, не оказывает, а снижение износа достигается вследствие уменьшения температуры подвижных элементов привода, при росте которой выбираются зазоры, и коэффициент трения естественным образом увеличивается.

Если с допустимой температурой всё более-менее ясно (не более 90ºС), то с давлением в двигателе дело обстоит сложнее. Для обеспечения защиты двигателя от перегрева тосол прокачивается при повышенных давлениях, что сказывается и на температуре жидкости. Для большинства марок фактическое давление в блоке цилиндров не менее 1,2…1,3 ат: именно тогда, согласно закону Клаузиуса, температурный максимум, необходимый для кипения жидких сред, возрастает. Таким образом, теоретически допустимая температура кипения охлаждающих жидкостей может составлять 110…112ºС.

Плотность некоторых видов жидкостей, таблица кг/м3

НаименованиеПлотность, кг/м3
Антифриз, при t -401129
Антифриз, при t 01102
Антифриз, при t +201089
Моторное масло880-930
Машинное масло900
Мазут890-990
Керосин800
Бензин680-720
Дизельное топливо, при t +20879
Нефть760-850
Спирт этанол800
Этиловый спирт790
Акриловая краска1300
Масляная краска1400-2500
Эмалевая краска1200
Вода пресная1000
Морская вода1010-1030

Интернет-магазин gdefary.ru

Теплоносители и их виды

В состав почти всех антифризов входят вода и специальные добавки. Основой любого теплоносителя может быть:

  • Пропиленгликоль — если сравнивать его с другими видами антифризов, то это вещество не наносит никакого вреда здоровью человека не только при непосредственном контакте, но даже и при вдыхании его паров. Основным преимуществом этого вида антифризов является его безопасность. Именно поэтому его активно применяют в двухконтурных системах теплоснабжения, так как даже если вещество и попадет в контур с горячей водой, ничего страшного не произойдет. Кроме того, пропиленгликоль используется как агент в кондитерской промышленности, являясь еще и пищевой добавкой. Обычно пропиленгликоль имеет зеленый цвет. Из-за наличия в продаже разных цветов антифриза и возникает путаница относительно того, можно ли смешивать антифриз разных цветов или нет. Все зависит от назначения и условий эксплуатации. Как и другие антифризы, температура замерзания пропиленгликоля находится около -35 С.
  • Этиленгликоль — очень популярный вид антифриза, в основном из-за его низкой рыночной стоимости, а кроме того, он выпускается двух видов: с температурами замерзания -30 °С и -65 °С. Главный же его недостаток — повышенная опасность для человеческого здоровья. Поэтому эта марка антифриза имеет красный цвет, чтобы в случае утечки его было заметно и можно было быстро устранить ее последствия.
  • Триэтиленгликоль — это реже остальных применяемый антифриз, в основном в тех системах, где высокие температуры. Триэтиленгликоль считается специальным антифризом.

Поэтому, выбирая, какая марка антифриза необходима вам, лучше решить этот вопрос еще до начала строительства дома.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]